“Коса – девичья краса”. Коса - девичья краса

Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо мудрость Божию не постигните и здоровие потеряете. Заповедь Бога Сварога.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну единственную прическу – косу.

Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником.

Коса была не просто прической.

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с плачем, переплетали одну косу в две. Две косы носили замужние женщины на Руси, чтобы получать энергию и для себя и для своего будущего ребенка. Чтобы косы не мешали работе, их собирали в пучок, укладывали в качестве короны на голове и убирали под платок.

Когда девушка выходила замуж, никто кроме мужа, не видел её кос. Старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Девушки заплетали косу, она располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Коса символизировала объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави..

На Руси носили длинные косы неспроста – ведь коса располагалась строго вдоль позвоночника, являясь мощным оберегом (вдоль позвоночника расположены основные чакры).Любое ПЛЕТЕНИЕ защищало от зла и темных сил.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице.

Если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске» .

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов.

Если же в косе появились две ленты и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, то у девицы появился жених. Ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. С целью восстановления утраченных за день жизненных сил требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз.

Малышам могли расчесывать их волосенки только родители.

Девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, шли не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

В старину волосы не стригли. Женщина с остриженными волосами считалась опозоренной. Даже мужчины не стригли волосы.

На Руси считали, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене.

В повседневной суете мало кто задумывается, зачем человеку волосы. А ведь они даны нам не просто для красоты. Волосы выполняют несколько очень важных для человека функций.

Волосы это своеобразные «антенки» , которые получают космическую энергию.

Волосы выполняют функцию аккумулятора. Они накапливают энергию, личную силу человека. У человека с длинными волосами лучше работает интуиция. Женщина с длинными волосами выносит ребенка БЕЗ токсикоза.

В апокрифической «Книге бытия небеси и земли» Самсон – ветхозаветный герой, который прославился подвигами в борьбе с врагами, носил длинные косы, дающие ему богатырскую силу. Когда Самсон нарушил данный им богам обет безбрачия и полюбил Далилу, он открыл ей тайну: «Если остричь меня, то отступит от меня моя сила» . Коварная возлюбленная дождалась, когда мужчина заснул, и состригла с его головы семь кос. Самсон тотчас ослабел, чем и воспользовались недруги, – ослепили его и заставили работать на мельнице. Но когда у Самсона отросли волосы, то сила возвратилась к нему, и он разрушил здание, где находились враги.

Волосы хранят память человека. Часто человеку, который пережил очень большое горе, советуют сделать стрижку. И по той же самой причине ни в коем случае НЕЛЬЗЯ подстригать маленьких детей. Есть такое поверье, что ребенка надо обязательно подстричь наголо в годик. Это полнейшая глупость. Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни, а Вы просто берете и обрезаете ему всю память. Он начинает учиться сначала. На лицо отставание в развитии. Почему девочки, как правило, развиваются быстрее? Потому что их, как правило, не подстригают. Доказано что дети, которым не стригли волосы, развиваются намного быстрее.

Волосы ни в коем разе нельзя красить. Ваши волосы имеют определенный цвет, как мы знаем, чистых цветов не существует, оттенки волос разнообразны и очень сложны. Волосы поглощают потоки энергии с определенной длинной волны. И именно ту энергию, которая необходима вашему организму. Что происходит, когда Вы красите волосы? Ваш организм начинает получать чуждую ему энергию. В результате – болезнь. Так что женщины, сто раз подумайте, стоит ли закрашивать седину, так ли она Вас портит.

Вы знаете, что средняя длинна волос для женщины – до ягодиц? А нормальная, способная обеспечить ее необходимым запасом энергии – до колен?

Женщина с длинными волосами имеет настолько мощную энергетику, что способна создать обережный круг для своего любимого мужчины, защитить его своей энергетикой от любых бед. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция. Распустить волосы женщина могла только дома или на природе. По той простой причине, что распущенный волос (а тем БОЛЕЕ стриженый) впитывает всю отрицательную энергетику. В том числе похотливые мысли мужчин. Представьте себе девочку, которая все детство ходит коротко стриженная. И почему все удивляются, когда она вырастает и ударяется в блуд. А Вы представьте себе, сколько негатива она впитала за всю свою жизнь, так чему ж удивляться.

Мужчины также бережно относились к своим волосам, они придавали волосам большее значение, нежели женщины. Символом зрелости, мужественности и самостоятельности мужчины являлась борода. Борода была не только мужским достоянием, она являлась символическим подтверждением принадлежности к Божьему Роду, т. е. носивший Бороду был потомком Древних Небесных Богов. Поэтому у Славян и Ариев сохранилось утверждение: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы – дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более, чем влас в браде нашей» . Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против своего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Оскорбление Небесных Богов не прощалось никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн, а подпалённая борода посла в старое время считалось объявлением начала войны.

Зрелых, безбородых мужчин издревле называли женоликими. С ними старались не заключать военных и иных договоров. Ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни (говоря современным языком, они являются людьми противоположной половой ориентации.

Волосы на теле человека выполняют те же функции что и на голове. Поэтому делая эпиляцию женщины, лишают себя дополнительного потока энергии, который питает конкретные чакры. Поэтому организм испытывает недостаток энергии и волосы начинают расти более черные и более жесткие – организм стремится восполнить недостаток.

В Европе первым организовал стрижку волос Римский Император Нерон, который приказал консулу постричь все иностранные легионы наголо. Когда консул, командующий иностранными легионами, спросил императора Нерона, для чего это необходимо, тот ответил: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли лишь мои приказы и распоряжения» .

ТЕМИ, КТО БРИТЫЙ, УПРАВЛЯТЬ ЛЕГЧЕ. Так нарушается связь с предками и свободомыслие, затуманивается осознание.

В Русских землях стрижка волос начала практиковаться только с появлением христианства. Никто сейчас не сможет объяснить, зачем и для чего они подстригали последователей своего учения и своих жрецов-священнослужителей, если даже в Библии повествуется о Самсоне, который никогда не стригся и был сильным и непобедимым до той поры, пока ему не обрезали волосы (Книга Судей. Глава 17, стихи 17-19). Завершил переход к стрижке волос у мужчин в начале XVIII века Указ императора Петра I «брить бороды и носить немецкое платье» . Поскольку у Петра не росла борода, и по этому поводу он очень комплексовал. Решение было найдено – лишить бороды всех остальных.

Волосы дают человеку ПСИХИЧЕСКУЮ СИЛУ, которая нужна для мышления и осознания, она же даёт человеку те способности, которые называют магическими. ЧЕМ ДЛИННЕЕ ВОЛОСЫ, тем больше силы человек получает.

Волосы являются проводниками космической энергии, но для этого их длина должна быть не меньше 7 см.

ПРИКРЫВАТЬ ГОЛОВУ женщинам в храме и в других местах силы необходимо для ослабления чувствительности к информации из Вселенной. Женщина становится менее сильной, чем могла быть, не покрывая голову. Мужчинам, напротив, необходимо больше силы для правления миром. В чистом виде информацию из космоса они не воспринимают, а воспринимают её уже переработанной в соответствии с религиозным мировоззрением.

ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ для наших предков – МУДРОСТЬ.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

...Пашенька, краснея от удовольствия, стала на колени перед боярыней. Елена распустила ей волосы, разделила их на равные делянки и начала заплетать широкую русую косу в девяносто прядей. Много требовалось на то умения. Надо было плесть как можно слабее, чтобы коса, подобно решетке, закрывала весь затылок и потом падала вдоль спины, суживаясь неприметно. Перекладывая пряди, Елена искусно перевивала их жемчужными нитками. Наконец коса поспела. Боярыня ввязала в кончик треугольный косник и насадила на него дорогие перстни. А.Толстой. Князь Серебряный

Это описание отдаленно напоминает экстравагантные плетния в коллекции Alexander McQueen 2013 года.

Косы женские и мужские

Немногие прически, актуальные и востребованные сегодня в мире высокой моды, могут похвастаться многовековой историей, как коса. Причем, косы никогда не были сугубо женской прической. Дело в том, что волосы у человека с древних времен несли в себе некий сакральный смысл - многие народы полагали, что в них копится человеческая сила, а потому их нужно беречь и отращивать. Ну, а отросшие волосы, разумеется, как-то сплетать для их сохранения. Вспомните библейского героя Самсона, обладавшего семью косами - коварная Далила обрезала его плетеное богатство и тем лишила всяческой силы непобедимого дотоле героя.

У косы никогда не было отчетливого национального признака: волосы заплетали в косички древние египтяне и индейцы, монголы и африканцы, манчьжурские кочевники и китайские мандарины. Количество сплетенных кос могло указывать на род, национальность и социальный статус человека. Их отпускали и закручивали, убирали в специальные футляры и украшали драгоценностями.

Но все же главный вклад в то, что коса до сих пор остается всеобщей излюбленной прической, внесли женщины. Именно им удалось превратить простое переплетение волос в главное украшение женской головки.

Древнегреческие красавицы заплетали косы за ушами и укладывали кольцами вокруг головы. Прическа должна была выглядеть легкой и архитектурно гармоничной, потому ее уравновешивали густой челкой из аккуратных локонов.

Эпоха средневековья, крайне жесткая и нетерпимая к малейшим проявлениям свободы в женской красоте, потребовала упрятать волосы от посторонних глаз. На головах появились чепцы и покрывала, но зато поверх чепца выводилась аккуратная тоненькая косичка, очень кокетливо намекавшая и на цвет упрятанных женских волос, и на фантазию их обладательницы

Попадали под категорический запрет легкомысленные локоны и прочие женские штучки-украшения. Но ведь можно украсить себя косами! Волосы заплетали и укладывали кольцами возле ушей, перевивая лентами, вплетая драгоценности, подхватывая косы ажурными сетками. Плели косы «рыцарские» - широкие, из многих прядей, перевитые лентами, косы в форме рога на затылке и корзинок над ушами.

Эпоха Возрождения вновь возвращает женщине свободу в создании прически, и косы опять сочетаются с локонами, становятся частью сложных композиций на головах красавиц.

Мода на ношение париков сильно подвинула роль косы в украшении женской головки, хотя и не позволила ее полностью забыть. В верхней части парика волосы взбивались и накручивались, а в нижней - стягивались лентой и заплетались в косичку. Такие парики, хоть и разной конфигурации, носили и мужчины, и женщины, снова уравняв в гендерных правах эту необыкновенную прическу.

Девичьи косы в русских традициях

Отдельная тема для заплетенных волос - это русская традиция ношения косы, которую в российской глубинке поддерживали крестьяне и сумели бережно пронести ее через века. Отчасти благодаря этой древней традиции косоплетения, сегодня коса снова завоевывает мировые подиумы.

Российские девушки носили одну косу до замужества, сплетая ее не только обычным способом из трех прядей, но и из шести, и девяти, превращая косу в изящный тугой колосок. Кончик косы скрепляли лентой или особой берестяной дощечкой с бусинками - накосником.

Накануне свадьбы девушке под соответствующие обрядовые песни расплетали косу - девичью красу и меняли прическу на «женскую» - две косы, обязательно скрученные вокруг головы и укрытые платком.

А вот в знатных домах красавицы голову не покрывали, а наоборот, освободившись наконец от пудреных париков, в 19 веке щеголяли сложными укладками из перевитых между собой кос и локонов.

Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, и косы перестали считаться "девичьей красой". Дамы щеголяли короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты. Наверняка и вы в школьные годы носили косички с бантиками или заколочками.

А если у вас и по сей день прекрасные косы, знайте, что в 2014-2015 актуальны косы. По мнению дизайнеров, именно косички - плетенные прямо, по диагонали и на бок, африканские, французские и русские, простые, тугие и едва собранные - придадут образу ту неповторимую завершенность, которая и отличает высокий стиль.

Так что, плетите, девушки, косички. Может и не из 90 прядей, как героиня романа А.Толстого, но ведь коса - это такое необозримое поле для творчества и полета фантазии!

Публикации раздела Традиции

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других - в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

К. Е. Маковский. Под венец. 1884. Серпуховский художественно-исторический музей

Обряд расплетания косы

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан - важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы . Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник , кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Девушка в русском народном костюме

Девушка в волоснике, расшитом пайетками и жемчугом

«Глаза у княгини стали строгими, как пишут на иконах, и сурово, почти неподвижно смотрели из-под крутых бровей куда-то вдаль, будто за стены хором. Заробев от этого взгляда, Дуняха молча расчесала ей густые русые волосы, заплела на две косы, туго стянув их, чтобы плотней улеглись под шелковым волосником с жемчужной поднизью, чтобы к сраму и к греху великому ни одна прядь из-под него случайно не выбилась».

В.И. Язвицкий. «Иван III - государь всея Руси»

Девушка, плетущая косы

Участницы обряда завивания берез водят хоровод

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник - небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Ф.О. Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848

Деревенская девушка с лентой в косе

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.