Консультация на тему: «Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Роль игрушки в развитии ребенка

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
- ребенок осваивает разные виды игры;
- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Аниса Гильфанова
Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей , взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка . Дитя искренне привязывается к своим игрушкам , любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то , что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира . Раньше игрушки делали из дерева , ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку , передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету : игрушка -крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания . Сохранились художественные игрушки из слоновой кости , янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек , которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен , были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки , которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки , предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи) . Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты , но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани) .

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать , занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой . Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки , в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов , несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде , и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью , предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка , помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны , обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты , миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле , так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде . Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка , взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька . Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию , видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Введение

2. Виды мягких игрушек

3. Требования безопасности

4. Из чего делают мягкую игрушку

6. Как ухаживать за мягкой игрушкой

Заключение

Используемая литература

1. Введение

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка - одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Многие психологи, такие как З. Фрейд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева, отмечали, что игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя - папа". Таким образом перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым.

Таким образом, хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Самым популярным и распространённым видом детских игрушек является мягкая игрушка, т.е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек…), сделанные из мягкого материала.

2. Виды мягких игрушек

В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки от классических медвежат до тех, которые изображают… микробов. Широкий выбор игрушек разделить по классификационным видам сложно, но среди этого разнообразия можно выделить основные:

Простая игрушка. Не содержит никаких механизмов, её ткани имеют разнообразную фактуру и цвет;

Музыкальная игрушка. Содержит в себе вшитое электронное устройство, которое издаёт звуки;

Плюшевые экземпляры, способные воспроизводить световые эффекты, мигать разноцветными лампочками;

Мягкие книжки для малышей;

Погремушки, внутрь которых вшита шуршалка или пищалка;

Кукла-перчатка;

Мягкие кубики.

3. Требования безопасности

К игрушкам предъявляется множество требований безопасности:

Механическая безопасность (степень гладкости, отсутствие острых углов);

Химическая безопасность (знак «С» на упаковке означает, что материалы нетоксичны);

Безопасность от шума и вибраций (уровень шума, ультра- и инфразвуки, вибрация);

Пожарная безопасность (информация на упаковке о возможностях возгорания);

Электрическая безопасность (батарейки, подключение к сети);

Биологическая безопасность (наличие патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности);

Радиационная безопасность.

В последнее время покупатели стремятся приобретать игрушки отечественного производства. Такие фабрики как: Компания «Плюшевый друг» г.Иваново, Московская фабрика мягких игрушек «Плюшевая сказка» и другие используют только сертифицированные и гипоаллергенные материалы; проводят двойной контроль качества.

Получение сертификата соответствия по системе ГОСТ на игрушки является обязательной процедурой для всех производителей. Во время сертификации проверяется не только сам продукт, но происходит изучение процесса его производства. На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится номер ГОСТа и СанПиНа, соответствие требованиям которых было подтверждено в результате проверки.

4. Из чего делают мягкие игрушки

Главное внимание производители мягкой игрушки уделяют непосредственно материалу, из которого она изготавливается. Он может быть самым разным: вельвет, бархат, фланель, трикотаж, плюш, полиэстер, искусственный мех на трикотажной основе, с длинным или коротким ворсом, обладающий достаточно широкой цветовой гаммой. Хлопчатобумажные ткани используются для выполнения кукольной одежды, самих кукол, аппликаций.

Популярны игрушки, изготовленные из ворсовых тканей, бархата и велюра; их основа бывает трикотажной из шелка или хлопка; шерстяных тканей и валяных (фетр). Поверхность этих тканей покрыта густым, коротким шелковистым ворсом. Они очень подходят для изготовления мягких игрушек, таких как медведь, зайка, лисичка. Фетр особенно удобен для выкраивания мелких и отдельных деталей (хвостики, лапки, клювы и носы), так как ткань абсолютно не сыпучая и не требует обметывания.

Шелковые ткани используются при изготовлении мягкой игрушки, чаще всего, для шитья платьев, аппликаций и отделки.

В качестве наполнителя игрушек служат: синтепон, вата, поролон. Отдельные части могут быть наполнены крошечными пластиковыми шариками, перебирая которые ребенок будет развивать мелкую моторику и совершенствовать осязание.

5. Влияние мягкой игрушки на развитие ребенка

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Она выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Это так называемые игрушки-подружки, с которыми малыши не расстаются, вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Мягкий друг легко одушевляется детьми, облегчает малышу переживание опасности или одиночества, становясь опорой их внутреннего мира.

Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий готов принять.

Большое значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал мордочки зверушки, пухлые щечки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

6. Как ухаживать за мягкими игрушками

1. Первое, что нужно делать, -- регулярно протирать мягкие игрушки влажной салфеткой.

2. Стирка в стиральной машине - самый легкий способ вернуть игрушке чистую шубку. Однако не более 10% всех производимых игрушек можно подвергать машинной стирке.

3. Вручную стирают игрушки, которые имеют приклеенные детали (глаза, язычок, носик или аппликация на грудке); игрушки, сделанные из неоднородных материалов (например, набитые опилками или имеющие вставки из металла или дерева).

4. Сушить игрушки лучше всего на горизонтальной поверхности, например, на подоконнике или столе, а можно и подвесить на прищепке. После просушки зверька нужно аккуратно расчесать.

5. Отличный способ совмещения влажной уборки с дезинфекцией - обработка мягких игрушек паром. Для этого понадобится пароочиститель. Однако надо быть осторожным, нельзя направлять струю на приклеенные детали, элементы из пластмассы.

6. Очистить от пыли мягкую игрушку можно пылесосом при помощи насадки для мягкой мебели.

7. Если малыш - аллергик, то врачи вообще не советуют в раннем возрасте обзаводиться мягкими питомцами. Но если все же требуется чистка мягкой игрушки, то стоит задуматься об аквачистке. Делается это в химчистке.

8. Еще один вариант для аллергиков - дезинфекция мягких игрушек в морозильной камере. Под воздействием холода плюшевые звери полностью очищаются от пылевых клещей и микробов. Рекомендуется проводить такую процедуру минимум один раз в месяц.

Заключение

мягкий игрушка психический ребенок

Самый главный минус плюшевых игрушек в том, что они являются «пылесборниками». Их симпатичные мордочки и тела рай для клещей-сапрофитов, способных вызвать у ребенка аллергию и бронхиальную астму.

Очень важно качество материала, используемого при производстве игрушки. Большинство игрушек шьется из синтетики, но даже искусственные материалы сильно отличаются по качеству. Покупать игрушки нужно известных производителей, это будет гарантией того, что в их шерсти не будет кадмия и ртути. Особое внимание качеству окраски, потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. В состав зеленых красок могут входить ядовитые вещества.

Приобретая игрушку, обратите внимание, что она не издает резких неприятных запахов.

Если игрушка предназначена маленькому ребенку, не допускается наличие мелких деталей: бусин, пуговиц. Лучше отказаться от такой покупки во избежание проглатывания ребенком посторонних предметов.

Мягким игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями для детей, участниками их игр. Игрушкам дают имена, придумывают им биографии и характеры. Именно поэтому нужно крайне внимательно отнестись к их покупке. Во-первых, не стоит покупать игрушки на рынках и в сомнительных магазинах. Но если уж вы нашли желаемый экземпляр только там, не поленитесь спросить сертификаты качества на этот товар. Если вы чувствуете резкий запах, видите неаккуратные швы и вылезающую шерстку - лучше отказаться от такой покупки. Во-вторых, лучше не покупайте отрицательных персонажей - они могут негативно повлиять на ребенка.

Список используемой литературы

1. Батурина Е. «Игрушки в семье», 2004 г.

2. Воспитание детей в игре / ред. Менджерицкой Д. В., 2003 г.

3. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А., 1980 г.

4. Ильин И. А. «Душа ребёнка» 1993 г.

5. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. 1969 г. с.

6. Павлова Л. «Какие игрушки предпочитают малыши», 1997 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность, разнообразие игрушек и их назначение. Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Игра как ведущий вид занятий у детей дошкольного возраста. Виды и история происхождения игрушек. Основные требования к их подбору. Группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Определение роли игровой деятельности у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Теоретические и психологические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни. Содержание опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Характеристика игрушки и взгляды педагогов на нее. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды игрушек: звуковые, двигательные, твердые и мягкие. Подбор видов для разных возрастов. Методика ознакомления детей с игрушкой. История.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2008

    Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Виды и педагогические требования к игрушке - предмету, специально предназначенному для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Мнения педагогов-классиков о детской игрушке. Подбор игрушек для разных возрастных групп и оценка их качества.

Каждый родитель должен помнить о том, что воспитание - это ответственный процесс. Нужно не только заниматься с ребенком, но и создавать условия для осуществления им своих потребностей. Так, малышу необходимы прогулки, сбалансированное питание и здоровый сон. Но не стоит недооценивать и роль игрушек в воспитании детей.

Игрушки должны не только вызывать интерес у ребенка, но и концентрировать в себе безопасность и полезность. Игрушки играют роль в формировании характера человека: делают его добрым или жестоким, заботливым или безразличным, ответственным или разгильдяем. Поэтому нужно выбирать предметы для игры правильно.

Какова роль игрушек в воспитании детей

Всю жизнь человек чему-то учится, черпая новые знания из окружающего мира. Взрослые люди осознают значимость образования, а вот маленькие дети пока ещё нет. Поэтому они познают мир через игру. Не следует недооценивать роль игрушек в этом процессе, так как через них дети делают анализ событий, развиваются логически, отделяют одни предметы от других и прочее.

В детстве мальчиков обычно присутствуют машинки, роботы, различные конструкторы. Эти игрушки развивают не только логику, но и указывают на способности вашего малыша. Если он неплохой конструктор, возможно, это будет связано с его будущей профессией. Не ругайте детей за то, что они разбирают и собирают игрушки. Так они познают моделирование, проектирование или конструкцию.

Мягкие игрушки и различного рода куклы созданы специально для девочек, поэтому и вызывают у них большой интерес. Малышки проявляют заботу в отношении игрушек, учатся ухаживать за ними. Более взрослые девочки способны сами шить одежду для кукол. Это играет большую роль в становлении характера ребенка, так как уже с ранних лет в нём формируется ответственность и умение проявлять заботу о других.

Не всегда девочки играют только куклами, а мальчики самолетиками и машинками. Часто малышку может заинтересовать конструктор или ракета. Чаще всего такое явление наблюдается в семье, где воспитываются двое разнополых детей. И это не является поводом для беспокойства, так как игрушки мальчишек формируют решительный и уверенный характер девочки.

То же самое касается и мальчишек. Если их заинтересовала кукла, психологи считают — не стоит паниковать. Через такие игрушки малыш учится заботиться о противоположном поле и вполне может вырасти галантным джентльменом. К психологу следует обращаться только в крайнем случае: если малыша интересуют только куклы, а девочку - конструкторы.

Развитие ребенка будет проходить более действенно и эффективно, если в его жизни будут присутствовать игрушки. Они же подготовят его к жизни в обществе. Подарок малышу должен быть не только знаком внимания, но и инструментом для развития.

Роль игрушек в воспитании детей нельзя недооценивать. К двум годам малыши уже способны осознанно играть с предметами. Так, одевая кукол или кормя зайчика, они создают определенный сюжет в игре. С каждым годом игровые процессы усложняются, а игрушки развивают ребенка в новых сферах.

У каждой игрушки должно быть своё место. Так, сбором пазлов лучше заниматься за столом. Также этот предмет удобен для маленьких игрушек. Перед тем как ложиться спать, можно поиграть с мягкими мишками, зайчиками или собачками.

Несмотря на то что ребенок любит играть со своими игрушками, это занятие не заменит ему общение с друзьями. Поэтому следует организовывать встречи сверстников. Игра в одиночестве может привести к нервному возбуждению малыша. В кругу сверстников многочисленные роли распределяются между друзьями, а ребенок развивается с ещё большей охотой и силой.

Можно выделить две группы видов деятельности детей с игрушками. К первой относят те игры, в которых малыш познает отношения между людьми. Так происходит не только личностное, но и социальное развитие ребенка. Ко второй группе можно отнести предметную деятельность, на основе которой формируются знания и интеллект, а также развиваются технические способности.

Как выбирать игрушки?

Чтобы полноценно сформировать личность нужно не только компоновать способы воспитания, но и обратиться к играм и игрушкам. С их помощью творческие способности малыша развиваются быстрее и эффективнее. Так, покупая девочке куклу, вы должны задумываться не только о том, насколько она ей понравится. Важно, чтобы эта игрушка развивала в ней фантазию и креативность. Для понравившейся игрушки хочется сшить наряды, сделать прическу и т. п.

То, чем ребенок занимается в детстве, может пригодиться ему и в будущем. Так, мастеря одежду для кукол, девочка может и не подозревать, что в ней кроется дизайнерский талант. Мальчик, строящий домики из лего или кубиков, может стать гениальным архитектором.

При выборе игрушек, главное - помнить, что каждая из них оставляет свой след в воспитании малыша. Поэтому к такому делу нужно подходить ответственно. Сегодня очень много разнообразных игрушек, но есть несколько моментов, которые необходимо учитывать, выбирая предметы для развлечений.

  1. Игрушка должна не только развлекать ребенка, но и развивать его. Её значение для воспитания тоже должно учитываться. Без этого не следует покупать игрушку.
  2. При опасности для здоровья ребенка не стоит покупать какой-либо предмет. Нужно обратить внимание на качество изделия.
  3. Не стоит спешить и брать то, что захотел ваш малыш в данный момент. Внимательно посмотрите на игрушку и подумайте, будет ли она иметь какой-либо воспитательный смысл. Задумайтесь о психологическом эффекте от изделия.

Выбор игрушек будет зависеть и от возраста малыша. Первыми игрушками ребенка являются грызунки и погремушки. Они помогут ему развить мелкую моторику. Детям раннего и дошкольного возраста можно предложить конструкторы, кубики и прочие развивающие игрушки, которым могут сыграть роль в воспитании ребенка. Благодаря им малыш научиться строить домики и возводить башки, отличать одних животных от других, находить применение тому или иному игровому предмету.

Маленьким детям очень интересны музыкальные игрушки. К их выбору тоже нужно подходить со всей тщательностью. Прежде чем купить изделие, послушайте как оно разговаривает, что поет. В голосе не должно быть никаких помех. Ребенок должен четко слышать все слова, проговариваемые игрушкой. Для малышей идеальными музыкальными изделиями станут те, которые издают различные звуки (движущегося транспорта, голоса животных и т. п.) или рассказывают сказки. Для детей постарше можно купить пианино, гитару и т. п.

Помимо музыкальных игрушек существуют и простые. Например, наборы посуды, различные конструкторы, инструменты и прочее. Все они носят развивающий характер и оставляют свой след в воспитании ребенка. Эти игрушки помогут ему ещё быстрее развиться и стать полноправным членом социума.

Выбирая то или иное изделие, обращайте внимание на его функциональность. Не забывайте и о предназначении игрушки. Родители должны иметь четкое представление о том, что кроха будет с ней делать. Если игрушка не несет в себе никаких знаний и не воспитывает, не покупайте её - поищите другую.

Подведем итоги

Игрушки, безусловно, играют немалую роль в воспитании малыша. Они помогают ему получить достаточную информацию о мире, позаимствовать знания о его сложных процессах. Выстраивая определенные сюжеты игр, дети полноценно развиваются.

От того, насколько правильно будет подобрана игрушка, зависит воспитательный эффект от неё. Старайтесь не покупать своим детям те игрушки, которые не несут в себе никакой полезности. Прежде всего обращайте внимание на безопасность изделия для здоровья малыша, а уже потом ищите в нём психолого-педагогический эффект.

Программа о важности народных игрушек

Введение

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии познавательной деятельности дошкольников выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Предмет исследования: Роль игрушки в развитии познавательной деятельности дошкольников с нарушением зрения

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста

Первые шесть-семь лет жизни ребенка -- наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре. Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества.

Игра и игрушка -- понятия неразделимые. Игрушка -- это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски -- все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка -- источник радости ребенка. По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушка -- предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.

Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду. Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д. Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов. Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К.Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов -- один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания. Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д. Дидактические игрушки -- сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей. Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора. Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети -- в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими видами деятельности, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте -- предметная деятельность, в дошкольном - игровая деятельность.

В младенческом возрасте ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок смотрит на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка -- гремит, колокольчик -- звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность -- ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета, выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков. В отличие от манипулятивных действий младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных -- мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее -- в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы. Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для ребенка -- не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,-- объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.