Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с трудом взрослых". Курсовая работа: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинских работников, прачки, дворника и т.п). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Младшая группа. Наблюдения за уборкой участка детского сада. Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой дважды в течение года, зимой и летом, в часы занятий. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок.

В летнее время наблюдения можно вести либо из окна групповой (воспитатель размещает детей у окон, выходящих в сад или на улицу), либо на участке (недалеко от места уборки). Воспитатель предлагает детям посмотреть, как дворник убирает сад, двор или улицу, чтобы было чисто: поливает водой дорожки, цветы. Воспитатель обязательно подчеркивает, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок.

Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело,? говорит воспитатель.?Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой деревянной), куда он его складывает (в ящик, поставленный на санки), затем увозит его на санках с участка. Детям можно предложить сгребать лопатками снег и на санках увозить его в условленное место, чтобы потом сделать горку для кукол.

Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Желательно, чтобы за день или за два до экскурсии повар побывал в группе, принес детям испеченный пирог или приготовленный свежий салат, выясняя у них, нравится ли им это блюдо.



Во время экскурсии на кухню детей рассаживают возле стола, на котором готовят фарш для котлет. Малыши видят, как быстро работает повар, готовя котлеты, наблюдают, как режут овощи для супа на другом столе. Чтобы дети могли подойти к столу, лучше увидеть, что делает повар и его помощники, всех детей делят на две подгруппы (по 12?13 детей).

Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий. Малышам интересно, как шофер водит машину, водитель трамвая управляет трамваем, машинист поездом. Можно рассказать на экскурсии о работе капитана, матросов (в детских садах приморских городов или в городах, расположенных на побережье больших рек).

Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей.

Экскурсия на кухню. Во время наблюдения дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов по обработке различных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. Воспитатель обращает внимание на то, как дружно и слаженно работают взрослые. Повар показывает детям технику: электрическую плиту, электромясорубку, приборы для очистки и резания овощей.

Для проведения экскурсии на кухню всю группу детей делят на две подгруппы.

Ознакомление с другими видами бытового труда взрослых. Детей пятого года жизни знакомят с процессом стирки белья. В беседе воспитатель выясняет, знают ли дети, как стирают белье. Несомненно, в семье каждый ребенок мог наблюдать этот труд и даже помочь матери или бабушке в работе: например, полоскать белье в чистой воде, подать выстиранное белье для развешивания после стирки. Об этом охотно рассказывают дети, придя в детский сад после выходного дня. Воспитателю важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления об этом труде, обо всех его процессах. Он рассказывает о том, что белье сначала замачивают. Стирают с мылом или стиральным порошком в теплой воде. Белое белье кипятят на плите в специальном баке. Для стирки белья используют стиральные машины. Есть специальные фабрики-прачечные, где белье стирают и гладят.



Детям можно предложить стирку кукольной одежды. Эту работу могут выполнять 8―10 человек: четверо стирают, затем выстиранное белье передают двум другим детям, которые полоскают в одной воде, еще двое полоскают начисто, отжимают и отдают вешать. На другой день или во второй половине дня, когда белье высохнет, гладят.

На занятиях в средней группе дети наблюдают, как шьют одежду, как строят дома; как пасут коров и ухаживают за ними (это возможно в летних условиях, когда детский сад выезжает на дачу). В ходе наблюдения воспитатель рассказывает о важности этих профессий, о пользе, которую приносит труд этих людей обществу.

На одном из занятий можно проверить, усвоили ли дети материал программы о труде взрослых. Примерная тема беседы на занятии ―«Кто что делает». В ходе этой беседы воспитатель выясняет представления детей о том, что делают люди названных профессий, какие орудия труда им нужны. Воспитатель спрашивает в первую очередь тех детей, в ответе которых сомневается.
Такую же беседу можно провести и о водителе автомашины. Воспитатель спрашивает детей: «Кто водит машины? Зачем нужна работа шофера?» Следует выяснить, какие машины дети знают, что на них возят, кто на них ездит.
30 вопрос) раскройте методику ознакомления дошкольников с трудом взрослых в старших группах детского сада

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому, ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно
развивающая система. Социологи в своих исследованиях выявили
социальную обусловленность, общественную значимость, целенаправленность профессии, определили её как общность людей, занятых определенным видом труда. В их работах показано, что от престижа профессии часто зависит и социальный статус человека. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети младшего школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не понимают сути их профессиональной деятельности.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.

Консультация для педагогов на тему:

« Ознакомление дошкольников

с трудом взрослых».

Подготовил: воспитатель Афонина Л.П.

«Любовь ребенка к людям труда – источник

Человеческой нравственности»

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами деятельности. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и трудовые навыки необходимо с ранних лет. По этому, одно из главных направлений воспитания детей в детском саду - трудовое воспитание, главной задачей которого является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Содержания трудового воспитания определено «Программой воспитания в ДОУ»:

1. Ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

2. Организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.

Радость труда, одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

Необходимо формировать у детей представления об общественной значимости труда взрослых. Формирование этой значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное название – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, значение назначения вещи позволяют ребенку понять конкретную ценность каждого процесса. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщение представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. (Посуда – посуда чистая, ею накрыли столы к обеду – можно есть и т.д.). Такие представления позволяют формировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений, возможно, формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: т руд – проявление заботы друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщения, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений младшим и средним возрасте. Как видим, работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.

Первый этап – обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен. Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:

  • Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии (у куклы не оказалось теплой шапочки, которую они хотели взять на прогулку, значит - ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая проблемная ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета).
  • Создавать нужный предмет в присутствии детей (шить шапочку или вязать). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата позволяет связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета.
  • Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).

Такие приемы способствуют формирование у детей устойчивой направленности на ожидание результата, формируя умение его вычленять, называть. У детей появляется бережное отношение к созданным предметам. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, это посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

Накопление представления объединяются по разным направлениям:

  1. Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии, и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека.
  2. Обобщаются представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.

Эффективными здесь являются следующие методы и приемы: наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат; повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости; игры-занятия, повторяющие тот или иной труд, обобщающие беседы, проводимы с широким использованием наглядности.

У детей среднего возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним, опираясь на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.

На втором этапе углубляется интерес к труду людей. Это отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, появляются игры, отображающие этот труд.

Третий этап (старшая, подготовительная группы) - формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результата для людей. Здесь широко используются наряду с наблюдениями и ознакомлением детей с разными видами профессий по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека (чтобы сшить платье, нужна ткань, чтобы ее сделать, нужен хлопок)-то есть связь профессий.

На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значение их для людей, необходимости труда вообще. Дети способны делать выводы об общественной значимости разных профессий.

У детей формируются прочные и осознанные знания: 1 – об отдельных трудовых процессах и их результатах; 2 – о процессах входящих в тот или иной вид труда. Это требует систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.

По соседству с детским садом находится поселковая доска Почета. Дети любят останавливаться возле нее, разглядывать фотографии людей. Они узнают здесь своих знакомых. Это наглядный пример тому, что за добросовестное отношение к труду, люди получают не только деньги, а еще почет и уважение людей в обществе.

Уважение к труду необходимо воспитывать в труде, и через игровую деятельность, отображающую этот труд.

Задачи педагогов:

1. способствовать расширению и уточнению представлений детей о разных профессиях;

2. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми;

3.о результатах труда;

4. об оборудовании, инструментах, и материалах, необходимых для работы; 5.побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых; 6.способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.

Для решения этих задач необходимо: перспективный план по ознакомлению детей с профессиями, наглядный и методический материал, информация о самых востребованных профессиях.

Деятельность педагогов:

  1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
  2. Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
  3. Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.
  4. Изготовления макета календаря профессий.
  5. Создание сюжетно-ролевых игр, по изучаемым профессиям.

Календарь представляет собой альбом из 12 листов. На каждом листе изображение символов определенной профессии.

Деятельность детей:

Экскурсии, беседы, праздники, занятии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, театрализованные представления, конструирование, макетирование, коллекционирование.

Деятельность родителей

Беседы с детьми о своей работе, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, макетов, газет, альбомов «Кем быть?».

Приложение к консультации «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»:

группа

программное содержание

Первая младшая

Воспитывать интерес к труду близких ребенку взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (моет посуду, убирает комнату и т.д.).

Вторая младшая

Продолжать знакомить с трудом взрослых, обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.

средняя

Продолжать знакомить с трудом взрослых, его содержанием. Формировать интерес к различным профессиям. Знать где работают родители. Воспитывать интерес и уважение к труду разных профессий.

старшая

Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширять представление детей об уже знакомым им профессиях. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Дать представление о пассажирском и грузовом транспорте. Дети должны знать, где работают родители, как важен для общества их труд. Испытывать чувство радости и удовольствия от участия в совместной с взрослыми трудовой деятельности. Познакомить с трудной но почетной обязанностью защищать Родину; различать некоторые рода войск.

подготовительная

Продолжать расширять представления детей о разных ранее изученных профессиях, знакомить с новыми: содержанием их труда, его коллективном характере, о роли механизации в труде. Познакомить детей, учитывая местные условия, с промышленностью и транспортом данного края. Дать знания о том, что за трудовые успехи люди награждаются наградами, им присваивают звание Героя труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

План занятия по ознакомлению детей с профессией повара .

Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Предварительная работа:_________________________


Валентина Подпорина
Ознакомление детей с трудом взрослых - средство нравственного воспитания. Из опыта работы

«Труд становится великим воспитателем , когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников , приоткрывает всё новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство»

В. А. Сухомлинский

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку . На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых , раскрывать богатство человеческих отношений в труде .

Знакомя дошкольников с трудом взрослых , я использую разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду , важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых , непосредственное соприкосновение с их трудом . Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых . В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых .

Здесь возможны различные пути :

1 путь – пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения

2 путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей .

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых , научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду .

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться , работать добросовестно , тщательно.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей . Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых , работающих в детском саду , активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков , определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого , а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых . Производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала , о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути :

Приближение к труду взрослых ;

Приближения работы взрослых к детям ;

Совместная деятельность взрослых и детей .

Первый путь широко проектируется в нашем детском саду- это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых . Наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета мед. сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей , пробуждают любознательность , интерес к деятельности взрослых , способствуют выработке положительного отношения, уважения к их т руду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда , их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям .

Труд , который систематически и естественно протекает на виду у детей , обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым .

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие . Поэтому в самом начале дать пример ля подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Я обращаю внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.

Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику я создаю положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду .

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе я не только ставлю перед ребёнком конкретную цель, но и стараюсь сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен.

Уже в младшем возрасте я начинаю знакомить детей с трудом окружающих их людей и приучаю выполнять простые поручения. Однако дети трёх лет ещё слишком малы, чтобы их отношение к чему- либо было достаточно чётким и стойким. Поэтому на прогулке обращаю внимание детей на здание детского сада, на высокое красивое здание школы- всё это построили строители. Говорю о том, как похорошела улица после того, как мы, взрослые , озеленили её – посадили много деревьев, цветов.

Работу по формированию у детей представлений об общественной значимости труда взрослых я начинаю с младшего дошкольного возраста и осуществляю её на основе конкретных жизненных примеров (няня моет посуду, стелет детям постель; повар готовит вкусный обед) .

Очень рано дети начинают проявлять интерес к труду взрослых , копируя их действия, забрасывая нас вопросами : «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается» . Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.

Необходимо поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых , организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен , труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают , уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых , и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, работу организую так , чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию , видах труда взрослых . Эти наблюдения провожу во время экскурсий к месту труда работников детского сада , а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают наблюдения как работает мама , бабушка, воспитатель , няня, медицинский работник , повар, шофёр.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно : она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Провожу занятие «Рассказ » .

Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала :

Как чисто и красиво в нашей группе!

Кто же так всё убрал?- Это наша няня – Вера Алексеевна убрала в группе.

Ребята, давайте скажем ей «Спасибо» .

Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях .

Аналогично проводится наблюдение за работой мед . сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде ребята вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.

Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни : в наблюдении за трудом взрослых , при чтении художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций.

Так организуя наблюдение за трудом водителя , который привозит продукты в детский сад, я знакомлю с ним детей , то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним. Читаю стихотворение Б. Заходер «Шофёр»

При организации наблюдений за трудом взрослых я каждый раз продумываю приёмы, которые помогут сформировать положительное отношение к человеку- труженику. Приёмы эти разнообразны :

Общая беседа;

Подключение детей к деятельности взрослых ;

Чтение тематического произведения.

Провожу занятия :

1. «Рассказ воспитателя о труде взрослых »

2. «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя »

3. «Рассказ воспитателя о труде машиниста »

Читаю детям стихотворение «Мчится поезд» , играем в дидактическую игру «Поезд»

Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течении года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада; что дворник пользуется метлой, лопатой. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание детей на то , чтобы они не ссорили на участке, показываю, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминая, как дворник трудился , убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника . Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега двор, видит как дворник разгребает дорожки от снега.

Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Предлагаю ребятам помочь – сгребать лопатками снег.

Знакомя малышей с трудом тех людей , которые непосредственно работают в детском саду и которых дети хорошо знают. В процессе беседы использовала стихи Б Заходера «Шофёр» , А. Кардошовой «Наш доктор» (в отрывках) . Дети быстро их запоминают, благодаря художественным произведениям малыши узнают о том. что доктор- добрый, заботливый человек, он помогает детям, если они заболеют. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шофёров, врачей, воспитателей много . Они трудятся в разных местах .

Основной вид деятельности детей младшего возраста- игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду , уважения к человеку- труженику.

Играя в детский сад, дети берут на себе роли няни, воспитателя . Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявлятся в поступках, в деятельности, в стремлении к самостоятельности.

Основная установка воспитательного процесса в младшей группе : мы учимся всё делать сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых : помогать дворнику -выносить листья с участка, собирать урожай выращенной моркови. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы , удовлетворение от её результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.

В младшей группе начинается ознакомление с трудом родителей . В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде . Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей , отношение родителей к своей работе . Знали, что когда родители устают, им надо помогать. Читаю стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине» .

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада . Кроме того, разрабатывается ещё несколько тем :

1. «Знакомство с работой воспитателя »

2. «Знакомство с трудом инструктора по физическому воспитанию ».

3. «О том, как трудятся наши мамы и папы »

4. «Знакомство с работой музыкального руководителя»

5. «О труде людей транспортных профессий» .

6. «Знакомство с трудом врача » .

В средней группе тема : «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание : уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя. Планируется экскурсия на кухню, ознакомление с другими видами бытового труда взрослых .

Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащает игры дошкольников. Играя в «Детский сад» , ребята берут на себя роли музыкального руководителя, воспитателя , няни.

В игре «Музыкальное занятие» ребята берут на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше сближает их, объединяет общим интересом.

Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым . В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают дворникам убирать территорию детского сада, помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя .

Тема «О труде людей , работающих на транспорте ». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. в средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков . Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации . Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков . Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх : «Что кому нужно для работы , «Кто потрудился , «Кто, что делает?» .

После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов , водителей, воспитателей , врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых , воспитываю уважение к людям любой профессии.

С детьми старшей группы проводила развлечение «Урожай собирай» , «Хлеб -всему голова!» .

Любознательность , интерес к окружающему, которые особенно ярко проявляются у детей шести лет , позволяют углублять их знания о труде , воспитывать положительное отношение к трудящему человеку , желание помогать взрослым , самостоятельно трудиться , бережно относиться к результатам труда .

В течении года в старшей группе планировала несколько воспитательно - образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда .

Это темы :

«О труде хлеборобов » ;

«О тех кто делает машины» ;

«О труде Художника » ;

«О труде строителей » ;

«О людях, работающих на транспорте » ;

«Профессия космонавт» .

В средней группе я рассказывала детям о результатах труда хлеборобов . В старшей знакомила дошкольников с процессом выращивания хлеба. При этом моя задача не только расширять и углублять представления детей , но и воспитывать уважение к труженикам полей, бережное отношение к хлебу. Для закрепления знаний о сельскохозяйственном труде проводились занятия по темам :

«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

«Откуда хлеб пришёл»

«Хлеб – всему голова!»

Знания, полученные на экскурсиях в поле, во время сева, появление первых всходов, в период урожая уточняются в детском саду на занятиях, в играх детей , развлечениях.

В таких дидактических играх. Как «Собери урожай» , «Кем быть?» , «Кто потрудился , «От зёрнышка до булочки» .

С детьми старшей группы провожу беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Проводила тематический концерт : «Хлеб всему голова!»

На обобщённом занятии предлагаю детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы» , при этом каждый ребёнок изображает определённый эпизод : трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх : «в шофёров» , «в комбайнеров» , «в трактористов» . Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва» . Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой , библиотекарей.

Тема «О труде строителей » очень актуальна, так как труд строителей широко распространен и в городе и селе. Современный размах строительства просто поражает! Красивые дома с удобными квартирами, офисы и магазины, театры и стадионы, гостиницы и бассейны. Не каждый из нас выбрали профессию строителя. Но все мы были великими строителями в детстве и сегодня, наши дети строят трогательные домики из песка, дворцы из кубиков. Строгие сооружения из лего.

Моя задача – организовать систематическое наблюдение за работой людей этой профессии, воспитывать у детей желание быть похожими на строителей, подражать им. Дети отражали это в дидактической игре : «Кто построил этот дом?» , «Чья одежда?» , «Как настоящие строители» .

Тема «О людях работающих на транспорте »

Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу .

В процессе работы даю детям представление о труде лётчика , вызываю интерес к этой профессии, желание подражать в дидактической игре : «Самолёты» , содействовать развитию воображения в процессе строительства самолёта. Поощряю любознательность , стремление расширить некоторые географические знания в связи с «полётами» , которые будут совершаться.

Экскурсия, наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений, пословиц, поговорок. Загадывания загадок, рассказы воспитателей , родителей обогатили представления детей о труде взрослых . Имея эти представления, дети стали осознавать , что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен . За хорошую, добросовестную работу людей ценят и уважают. У детей появился интерес к трудовой деятельности взрослых .

В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых .

Проводила беседы на темы :

1. «Трудовое воспитание ребёнка в семье » ;

2. «Воспитание уважения к труду взрослых » ;

3. «Уважение к труду- воспитание в труде »

При подготовке и просмотре открытых развлечений активно привлекаю родителей. Рекомендую художественную литературу : Трутнева Е. «Золотой дождик» , Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» , Маршак С. «Почта» , «Пожар» , Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи , детского сада. а позднее и школы.

Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты , которые проявлялись бы в бережном отношении детей к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.

Введение 3

1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста 5

1.1 Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников 5

1.2 Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста 10

1.3 Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами 14

Библиографический список литературы 18

Введение

Детство - важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Б. А. Сухомлинский

Обязательное качество всесторонне развитого человека - великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

Потребность в деятельности - особенность психического развития любого здорового ребенка. Познавая окружающий мир, он стремится действовать в этом мире.

Между описанным свойством психического развития ребенка, т. е. тягой к деятельности, и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности.

Настоящий труд - это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать - преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.

Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

У малыша всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно - всем воспитанием - выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

  1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми. "

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Е. А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации.

В последние 15-20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) и порциальные программы - такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство", "Паутинка", "Страна чудес".

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5-7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Исходя из анализа перечисленных недостатков существующих программ, была составлена порциальная игровая образовательная программа ДОУ "Мир профессий", включающая в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Библиографический список литературы

    Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.

    Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.

    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Р н/Д, 1996.

    Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

    Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978. - №10.

    Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.

    Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 1986.

Консультация для родителей дошкольников: «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых»

Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево

Описание материала: методическая разработка рассказывает о том, как родители в легкой и доступной форме могут вести работу по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; воспитателям, работающим в младших и средних группах, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки - передвижки в помещениях ДОУ.
Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.
Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых;
- повышать интерес родителей к расширению своих знаний по трудовому воспитанию дошкольников.

Уважаемые родители! Содержанием умственного воспитания является и ознакомление детей с трудом людей , доступными им трудовыми процессами, орудиями труда и его результатами, общественным характером труда. Взрослые (родители) открывают детям знания о труде близких людей - матери, отца, бабушки, сестер, братьев и других членов семьи; воспитателя, няни, врача, медсестры, повара в детском саду. Знания о труде близких людей связываются с интересами, потребностями самого ребенка. Рассказывая о труде, показывая его в конкретных видах деятельности, взрослый не только расширяет круг знаний, но и связывает их усвоение с нравственными чувствами благодарности, уважения к человеку и его труду. Он воспитывает у детей готовность принять участие в труде взрослых, сохранять результаты труда людей, заботливо относиться к посадкам, к животным, предметам обихода и культуры.

Младшим детям понимание общественной роли труда еще недоступно. Но их привлекают конкретные трудовые действия. И через конкретное родители учат детей понимать общее - роль труда в жизни человека. Это общее малыш еще не может выразить словами, его мысль пока привязана к конкретному. Чувства детей в этом случае часто опережают мысли. Младших дошкольников прежде всего, нужно знакомить с трудом, в котором очевидны трудовые действия и результат труда.
Приведем пример. Папа говорит сыну 3,6 лет: «Смотри, на стене солнечный зайчик!» Мальчик радостно протягивает руки, чтобы поймать зайчика. А он уже на потолке, вновь на стене, а теперь на полу... Отец спрашивает сына: «Как в комнату попал солнечный зайчик?» Вопрос он ставит для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Но ответа не ждет. И, продолжая игру, как сказку, говорит: «Это наша мама позвала солнышко, а солнышко послало солнечного зайчика. Как мама позвала солнышко? Спросим ее». Папа с сыном зовут маму. И мама ведет рассказ: «Закончилась зима, и наступила весна. А весной солнышко светит всем очень ярко. Мне захотелось, чтобы оно и к нам в комнату заглянуло. Для этого я помыла стекло. А помогли мне мои помощники: чистая вода и тряпочка. Солнышку понравилось, что стекло стало чистое, прозрачное, и оно заглянуло к нам. И солнечный зайчик появился». Мальчик был рад этой сказке - были о труде мамы. Потом можно рассказать младшим дошкольникам, что в садике окна моет няня.

А еще родителям уместно при посещении детского сада обращать внимание детей на то, как хорошо и чисто вымыты полы и лестница. При этом близкие воспитывают у детей готовность беречь труд няни.

Детям среднего дошкольного возраста родители дома могут показать крупинки риса, разрешить их попробовать. Дети пробуют зерна - они невкусны и жестки. Таким же образом можно разрешить детям исследовать и другие продукты. Макароны - это какие-то палочки; сушеные яблоки, сливы, инжир – это совсем не то, что компот. Кто же из продуктов делает вкусные блюда? И дети 4-5 лет с большим интересом отправляются «в путешествие» на кухню к бабушке или маме. И теперь средние дошкольники видят маму и бабушку по-другому – через труд, наблюдают удивительное превращение продуктов в разные вкусные кушанья. А еще можно ребенку разрешить помочь маме готовить обед, помочь ей выбрать соринки из крупы или, может быть, нарезать сваренный картофель. И тогда они и сами станут поварятами.

Снова обыденное показывается детям какой-то новой для них стороной. Конкретное знание о труде повара, мамы, возможная активная роль самих детей по-новому осветят одно из общественных явлений - труд близких людей. Только рассказать о труде, показатъ его нужно хорошо, так, чтобы в знакомом дети увидели новое, и это новое знание увлекло их, вызвало интерес, уважение к труду. И тогда, дети способны сделать многое: они стараются сохранять порядок всюду. Слова «можно» и «нельзя» становятся для детей не только выражением разрешения или запрещения, но и обобщением знаний: «можно» - это то, что никому не приносит вреда, никого не обижает, что приятно себе и другим; «нельзя» - это то, что нарушает порядок, доставляет неприятность. Постепенно складывается культура поведения, основанная на знании дозволенного и целесообразного, на сочетании знания и отношения. Родители вполне могут детей младшего и среднего дошкольного возраста знакомить с трудом воспитателя, врача, медицинской сестры, шофера и других лиц, близких детям. Метод ознакомления может быть один, хотя содержание разное. Целесообразно труд каждого разделить на отдельные трудовые действия и на конкретном содержании показать их связь.

Описание трудовых действий нужно по возможности включить в сюжетную ткань рассказа, связать с наблюдением и игрой. В дошкольном детстве ребенок больше всего связан с семьей. Особое уважение нужно воспитывать к самоотверженному труду матери . Сколько тепла, радостного волнения вкладывает мать в свой труд! И сколько радости приносит он ей, если семья по достоинству ценит его. На благо детей, семьи направлен и труд отца . Рассказывая о труде родителей интересно, доходчиво и, если надо, романтично, близкие взрослые не только обогащают ум ребенка знаниями, но и выполняют большую воспитательную задачу - воспитывают уважение ко всякому труду - физическому и умственному, к труду разнорабочего и ученого, санитарки и врача. Это огромный вклад в умственное и нравственное формирование личности.