Консультация для родителей «Игротека для развития связной речи в кругу семьи. Консультации для родителей детского сада
В предложенном материале родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игротека в кругу семьи
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе...». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался...» (Шарик).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).
«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Доскажи сказку»
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой - последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
«Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
«Антонимы для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».
- Обитает в воде (значит, на суше);
- Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
- Хвост очень длинный (значит, короткий);
- Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
- Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?
Игротека в кругу семьи.
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)
"ПОДБЕРИ СЛОВО".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)
"КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?"
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов - действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
"АВТОБИОГРАФИЯ".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".
"ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т.д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.
"СЛОВА МЯЧИКИ".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.
" ЕСЛИ ВДРУГ …".
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.
Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д." Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик - семицветик; * ковёр - самолёт и т.д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Семейная игротека «ИГРЫ СО СЛОВАМИ»
Уважаемые родители! Если Ваш ребенок переставляет слоги в словах, неточно употребляет слова в речи, неправильно согласовывает их друг с другом, то … Вы можете просто поиграть с ребенком в необычные игры со словами. Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребенка богаче и разнообразнее.Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«ПЕРЕПУТАННИЦА»
Жили-был слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться! Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и др. Распутывая слова, ребенок лучше освоит их слоговую структуру!
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок). Играя с ребенком, Вы помогаете ему обогатить словарный запас!
«УПРЯМЫЕ СЛОВА»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. И др.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Игра развивает грамматический строй речи!
«ТОЛЬКО ВЕСЕЛЫЕ СЛОВА»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, например, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (допустим, огурец, елка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.).
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная). Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ»
Сначала кто-то из взрослых берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например: «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допусти, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Далее кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу».Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит в предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? Мед - пчела- боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.
«СЛОВА МЯЧИКИ»
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ»
Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка - … печка, трубы - … губы, ракетка - … пипетка, сапоги - … пироги и т. д.
«ЕСЛИ ВДРУГ...»
Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например: Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т. д.
Что произойдет? Чем это можно заменить?
Ребенок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: веревочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.».
Можно предложить ребенку и другие ситуации, напрмер, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик - семицветик; * ковер - самолет и т.д.
Оксана Малышева
Консультация для родителей «Игротека в кругу семьи»
Уважаемые родители ! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи . В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу . Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит : "Клоун". Второй : "Радость". Третий : "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор , пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.) .
"Автобиография".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков , который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе. ". (Лампочка) .
Или : "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался. " (Пятачок) .
"Волшебная цепочка"
Игра проводится в кругу . Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока , стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает , например, "пчелу". Следующий игрок , услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями . Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий :
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка") ;
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах") ;
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке") ;
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе") ;
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях") ;
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине") ;
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик") ;
"Если вдруг. "
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут :
Все пуговицы;
Все ножницы;
Все спички;
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить :
"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить : верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была :
Живая вода;
Цветик-семицветик;
Сапоги-скороходы;
Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная) . Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый) .
"Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок".
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше) ;
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть) ;
Хвост очень длинный (значит, короткий) ;
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит) ;
Очень любит солёное (значит, сладкое) .
"Весёлые рифмы".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка -. печка;
Трубы -. губы;
Ракетка - пипетка;
Слон -. поклон;
Сапоги -. пироги и т. д.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Игры внутри семьи». В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Полезная игра воспитывает детей, организует их поведение. Дома у каждого ребенка.
Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.