Консультация для родителей «детские страхи. Консультация детские страхи для родителей

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детский сад общеразвивающего вида №42 «Малинка»

Консультация для родителей

«Детские страхи могут испортить всю жизнь»

Подготовила:

Зуйкова Г.В.

Старый Оскол 2017г.

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д. Да и сами родители часто провоцируют страхи: «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка.

Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа. А какую панику вы испытывали, когда в толпе теряли из поля зрения свою маму, каждый боялся потеряться или быть похищенным. Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания.

В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным. Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Виды страхов:

1. Первый год жизни: страх посторонних людей и отдаления от матери.

2. От 1 до 3 лет: ночные страхи, в том числе боязнь темноты, страх оставаться одному.

3. От 3 до 5 лет: боязнь сказочных персонажей (к ним как раз относятся «Бабайки», которыми мы пугаем детей), страх темноты, боязнь замкнутого пространства.

4. От 5 до 7 лет: боязнь болезни и смерти, страх перед животными, боязнь родительского наказания, боязнь глубины или пожара, боязнь опоздать и быть наказанным.

5. От 7 до 11 лет начинаются так называемые «школьные фобии», начиная от боязни быть «никем» в новом коллективе и заканчивая боязнью получить плохую оценку.

6. От 10 до 16 лет: страхи, связанные с изменением внешности, различные страхи межличностного происхождения, связанные с общением со сверстниками.

К счастью, большинство этих страхов проходит с взрослением ребёнка. Но родителям следует обратить внимание, если они становятся навязчивыми на протяжении длительного времени.

Как избежать появления страхов.

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве. Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий. Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми. Чтобы он не боялся сложных школьных заданий или плохих оценок, перед поступлением в школу отправьте будущего первоклассника на подготовительные курсы.

Там в игровой форме детей подготовят к урокам и познакомят с будущими одноклассниками. И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Как побороть детские страхи

Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Существует множество примеров игр, вот один из них.

Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии.

А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей - СПб.: Изд-во Союз, 2016. - 328 с.
  2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ,2006. - 128 с.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта,2011. - 163с.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.,2012. - 181 с.
  7. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, 1995.
  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2014. - 238 с.

Предлагаем Вашему вниманию консультацию для родителей о детских страхах и причинах их появления, о том, как предотвратить возникновение страхов у ребёнка и как бороться с уже существующими страхами.

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи

Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д. Да и сами родители часто провоцируют страхи: «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа. А какую панику вы испытывали, когда в толпе теряли из поля зрения свою маму, каждый боялся потеряться или быть похищенным. Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным. Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Виды страхов

1. Первый год жизни: страх посторонних людей и отдаления от матери.
2. От 1 до 3 лет: ночные страхи, в том числе боязнь темноты, страх оставаться одному.
3. От 3 до 5 лет: боязнь сказочных персонажей (к ним как раз относятся «Бабайки», которыми мы пугаем детей), страх темноты, боязнь замкнутого пространства.
4. От 5 до 7 лет: боязнь болезни и смерти, страх перед животными, боязнь родительского наказания, боязнь глубины или пожара, боязнь опоздать и быть наказанным.
5. От 7 до 11 лет начинаются так называемые «школьные фобии», начиная от боязни быть «никем» в новом коллективе и заканчивая боязнью получить плохую оценку.
6. От 10 до 16 лет: страхи, связанные с изменением внешности, различные страхи межличностного происхождения, связанные с общением со сверстниками.

К счастью, большинство этих страхов проходит с взрослением ребёнка. Но родителям следует обратить внимание, если они становятся навязчивыми на протяжении длительного времени.

Как избежать появления страхов

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве. Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором. Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий. Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми. Чтобы он не боялся сложных школьных заданий или плохих оценок, перед поступлением в школу отправьте будущего первоклассника на подготовительные курсы. Там в игровой форме детей подготовят к урокам и познакомят с будущими одноклассниками. И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Как побороть детские страхи

Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Существует множество примеров игр, вот один из них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи , не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве.

Почему возникают страхи?

Причины:

Конфликтная обстановка в семье,

Ситуация когда ребенок живет на два дома,

Наличие страхов и тревог у мамы,

Жесткие методы воспитания малыша,

Запугивание и слишком высокие требования.

Страх имеет и позитивный смысл, так как позволяет человеку своевременно мобилизовать свои силы для решения жизненно важных ситуаций. Страх лежит в основе чувства самосохранения.

Немного о возрастных страхах.

От рождения до 6 месяцев: боязнь потерять мать, громких и неожиданных звуков, резких движений и падений;

6-7 м. до 1 года: страх громких звуков, боязнь незнакомых людей, страх раздевания, смены обстановки, страх высоты;

От 1 до 2 лет: страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы;

2-3 года: появляются страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты;

Для дошкольного возраста: три ярких страха – одиночества, темноты, замкнутого пространства.

От 6 до 7 лет: боязнь неожиданных звуков, потери родителей, физ. насилия, смерти.

Как долго длится возрастной страх?

Несколько месяцев + несколько рецидивов

Откуда берется страх сказочных персонажей? Страх сказочных персонажей чаще всего отражает наказание или отчуждение от родителей. Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети. Игнорирование этой проблемы может привести к невротизации ребенка и осложнению его адаптации в детском саду.

Пути решения:

1. Страх сказочных персонажей – возрастной, с возрастом эти страхи проходят.

2. Не следует заострять внимание на страхе. Нужно отработать страхи в рисунках, лепке, игре и тд.

3. Пока страх – «невидимка», он кажется малышу пугающим. Как только ребенок его озвучил – страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться.

4. Страх часто провоцируют родители, артистично озвучивая роли Волка, например. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночью. Для чувствительных детей лучшим лекарством добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок.

5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей из сказки.

7. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним о его страхах. «Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его».

8. Волшебные охранные слова, игрушка-друг, который никого не боится.

Ночные страхи

Ночь, темнота – наиболее благоприятный период для пробуждения страхов у ребенка.

Ночные страхи,проявляются прежде всего в сновидениях.

Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Что не следует делать родителям перед сном детей, которые страдают от ночных страхов.

Включать телевизор (исключение – «Спокойной ночи, малыши! ») ;

Играть с ребенком в шумные игры;

Ругать и наказывать ребенка;

Ссорится в присутствии ребенка;

Запугивать ребенка, когда тот отказывается идти спать;

Высмеивать страхи, реально осложняющие жизнь ребенка;

Обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка;

Плотно кормить жирной и калорийной пищей.

Таблетка от страха перед сном

Похвалить ребенка за успехи прошедшего дня;

Включить мягкий приглушенный свет;

Спокойно пообщаться друг с другом;

Вместе с ребенком приготовиться ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и пр.)

Профилактика страхов

Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей,

Профилактику страхов начинать надо еще до рождения ребенка;

Очень важно, чтобы требования к малышу в семье были едиными.

Принципы преодоления страхов

Позитивные эмоции;

Чувство уверенности в себе;

Принятие страха ребенка;

Конкретизация страха;

Приемы преодоления страхов

Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить в зловещую холодную темноту коридора, пугались таинственных шорохов, необъяснимых звуков, внезапных скрипов…..

Малышу страшно сделать даже один шажок в темноту: потеют ладошки, бегут противные мурашки по спине потому что в углу комнаты « сидит паук» или «притаилась ведьма» , которые в результате детского воображения, еще и дышат, и шевелятся. Детские страхи….. Они нередко преподносят своеобразные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за не изжитых вовремя детских страхов.

Откуда берутся страхи?

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов следующие:

*наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

* тревожность в общении с ребенком;

* чрезмерное предохранение от опасности;

*большое количество запретов;

* многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

* психологкическая травма – испуг, шок;

* нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

* конфликтные ситуации в семье и т. д.

Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.

Психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 16-18 лет: остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть и заразиться; умереть; смерть родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы яги, Кощея Бессмертного, Бармалея; опоздать; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных; транспорта; тесных маленьких помещений; воды; бури, наводнения, землетрясения; высоты; глубины; пожара; огня; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких, громких звуков.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Рисование – помогает ребенку снимать напряжение.Выплескивая на лист бумаги свои переживания, страхи, тревоги, малыши таким образом освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф» , с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка, но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.

Музыка в работе с тревожными детьми используется самыми разными способами. Часто ее выбирают в качестве фона.Специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие,способствуют исчезновению внутренней напряженности. Музыка может служить и отправной точкой для рассказа о своих ощущениях, чувствах. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов.

Театр позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и собственное существо. Помогает отыскать потерянные, скрытые области своего Я и выразить их, а это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе, которая очень нужна тревожным детям.Театральное царство дает им возможность испробовать новые способы существования и позволяет проявиться подавленным областям своего Я- смелости, решительности, уверенности.

Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.

Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.

Игры с песком. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме.Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.

Займите ребенка интересным делом. Психика предназначкна для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям, в том числе тревожным, и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.


педагог-психолог МДОУ детского сада №11

города Ейска муниципального образования

Ейский район Краснодарского края, Россия.

Пожалуй, на свете не существует человека, у которого бы отсутствовали страхи или, как сейчас, называют, фобии. Даже у взрослых частенько наблюдаются психические расстройства, связанные с невероятным чувством страха, которое зародилось еще в детские годы. А что говорить про детей? Маленькие и беззащитные, им не под силу самостоятельно справиться даже с той же боязнью темноты.

На чем основывается детский страх

Родителям не всегда удается успокоить свое чадо, потому для этого требуется консультация психолога: детские страхи. Опытный специалист поможет выяснить причину возникновения фобии и подскажет, как одолеть детские страхи вне возраста пациента.

Эмоциональное потрясение. Зачастую у детей чувство страха возникает в случае перенесенной трагедии, неудачного личного опыта либо вследствие хорошо развитого воображения. Самыми распространенными фобиями являются: боязнь темноты, страх высоты, незнакомых людей. Проходит время, дети взрослеют, и фобии постепенно исчезают.

Плохие сны. Однако бывают случаи, когда кошмары перерастают в панический страх у ребенка. У малыша пропадает аппетит, он становится замкнутым, пассивным; а при столкновении с причиной страха – вовсе впадает в ступор. В таких случаях родителям стоит немедленно обратиться к психологу, который разработает методики работы с детскими страхами.

Ссоры в семье. К сожалению, не во всех семьях можно встретить любовь и взаимопонимание между родителями. Ссоры, постоянные истерики,- наблюдая за тем, как папа кричит или бьет маму, ребенок, сам того не подозревая, становится жертвой семейной драмы. Малыш неосознанно начинает бояться родного отца, у него появляются проблемы с психикой: сильные эмоции овладевают еще не сформировавшимся детским мировоззрением.

Страх отца у ребенка – коррекция не из простых. Консультация для родителей – вот с чего должна начинаться работа семейного психолога при данной проблеме. Восстановить истинно семейные отношения ради будущего своего малыша – вот ключ к устранению появившегося страха у ребенка. И поможет в этом консультация квалифицированного специалиста, а именно: своеобразная работа со страхами у детей.

Техники для работы с детскими страхами

Прежде чем приступить к устранению страха, необходимо выявить причину его возникновения. Если ребенок владеет речью, психолог может начать процесс лечения с обыкновенной беседы.

Доверительный разговор и ненавязчивые вопросы – действенные методы работы с детскими страхами.

Главное здесь – установить контакт с ребенком, создать благосклонную для этого обстановку. Малыш, чувствует доброту, искренность и стремление помочь, сам подробно расскажет о своих переживаниях, поделится своими тайнами и желаниями.

Основные методы работы с детскими страхами опираются на детское мировоззрение. То есть лекарства, снотворные, успокоительные здесь не допустимы; побороть страх можно нестандартным образом, непонятным для взрослого человека.

Детские страхи: опыт профилактики в игровой форме – вот она, уникальная методика! Избавить малыша от тревоги и навсегда распрощаться со своими страхами помогут следующие игры:

  • сочините собственную сказку, где ребенок как главный герой, без страха и упрека одерживает победу над своими фобиями;
  • попросите малыша нарисовать свой страх таким, каким он его представляет. Завершенный рисунок психологи советуют сжечь вместе с ребенком, утверждая при этом, что вместе с рисунком исчезает и сам страх;
  • инсценировка страха – групповая игра, позволяющая ребенку вместе со сверстниками устранить причину беспокойства.

Работа с детскими страхами – не простое, но увлекательное занятие. Оно требует профессионального подхода, хорошего воображения психолога и родительской помощи.
Психологическая работа со страхами у детей окажется успешной только в случаи слаженности действий и искренних намерений как психолога, так и самих родителей. Главное - вовремя выявить страх малыша и решить, как можно с ним бороться: самостоятельно либо с помощью психолога.

Психокоррекционная программа коррекции страха у детей

Цель ее направлена на устранение тревожности, предупреждение невротических отклонений, способных возникнуть под влиянием пугающего обстоятельства. Когда родители заметили: их малыш чего-то боится, следует сразу обратиться к специалисту, получить психологическое консультирование по проблеме детских страхов.

Задачами программы является:

  • раскрепощение детей;
  • формирование ощущения свободы;
  • развитие контактности.

Малыш, занимаясь по данной программе, развивается интеллектуально, растет, как личность в глазах окружающих.

Способы коррекции детских страхов могут выражаться в следующих играх:

  • «Снежный ком». Малыш называет свое имя, второй повторяет услышанное, называет затем, как его зовут. И так по цепочке. Последний должен перечислить все имена, добавить свое.
  • «Путешествие на корабле». Все дети оказались случайными пассажирами на судне. Они знакомятся. Называют свои имена, рассказывают о себе.
  • «Рисование корабля». Ребята рисуют судно, на котором путешествуют. Также изображают себя на нем.
  • «Нарисуй свой страх». Детям предлагается нарисовать, что их пугает, чего они боятся. Затем задается вопрос: Что сделаем с ним? Приступы страха у ребенка проходят, они предлагают много вариантов, как от него избавиться.
  • «Радуга силы». На листе бумаги нарисовать акварелью радугу. Затем растирать по ней пластилином того же цвета, приговаривая «я сильный». Действия можно производить попеременно обеими руками.
  • «Где поселился страх?». Малышу предлагается из коробочек построить домик для своего испуга. Когда постройка будет готова, закрыть плотно дверь, чтобы он оттуда не вышел. Такое упражнение – прекрасная профилактика детских страхов.
  • «Сочиняем сказку». Придумываем вместе с малышом сказку о волшебном сундучке. В нем живет, кто-то способный победить ужас. Кто же это? Можно попросить кроху его нарисовать.
  • «Отпускание страха». Надувайте воздушные шарики. Затем малыш отпускает шар, повторяя: «Улетай и страх с собою забирай». Пока шарик улетает, можно повторять эти слова.
  • «Закапывание пугающего существа». Для этой игры понадобится несколько маленьких коробков и один большой. Маленькие надо заполнить песком. Большой оставить пустой.

Из глины следует вылепить кружочки. Это будут страхи. Попросите кроху назвать кто или что это, показав ему кружочек. Затем предложите закапать его. Когда все пугающее будет закопано, поместите маленькие коробки в большой коробок, сверху нарисуйте человечка. Малышу объясните: это сторож, он будет охранять страхи, следить, чтобы они не вылезли.

Проводя коррекцию страха у детей, помните, что это психическое состояние. Связано оно с выражением тревоги, беспокойства. Малыш не может быть раскованным из-за воображаемой опасности. Работа психолога со страхами у детей направлена на определение источника этой опасности, ликвидацию его.