Конспект занятия тема весна подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Весна идёт

Автор работы: Гучок Ирина Валентиновна, воспитатель коррекционной группы, МОУ Средняя школа №7, детский сад «Волшебная страна», Карелия, г.Петрозаводск.

Конспект будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.
Задачи: Знать признаки ранней весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.
Закрепить знания детей о свойствах снега, уметь дать определение понятиям: снегопад, вьюга, метель, позёмка, пурга, капель, сосулька, наст.
Закрепить умение пользоваться картами, схемами, таблицами.
Использовать активный словарь по теме, уметь высказывать свои мысли развёрнуто, полным предложением.
Воспитывать интерес к наблюдениям за природой.

Материал к занятию: бумажный самолётик с письмом, «Волшебная карта», таблица «Найди ключ», медали для умников, запись звуков весеннего леса, проталины из бумаги, снежинка из бумаги, таблица «Снежная таблица», кусочки ваты, цветные мелки, лист А3, наклейки с изображением животных.
Предварительная работа : 1. Наблюдения и беседы на прогулке. 2. Подвижные игры «Ручеёк», «Не промочи ноги».3. Рассматривание альбома «Весна». 4. Чтение стихов, пословиц и поговорок о весне.

Ход занятия:

В детский сад прилетает самолётик.
В-ль: Посмотрите, к нам прилетел самолётик, наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте посмотрим, что на нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Читает: «Ребята, я колючий ёжик, сижу под пеньком и не знаю, пришла ли уже весна или ещё нет. Помогите мне понять, а то если я вылезу из тёплой листвы, я могу замёрзнуть. Напишите мне письмо и отправьте его самолётом». Ребята, поможем ёжику?
Дети: Да.
В-ль: Вы думаете зима просто так пустит нас в лес? Давайте посмотрим волшебную карту. (Разворачивают карту, читают первое задание).

1. Найдите ключи от лесных ворот:


Дальше по карте загадка:
2. Отгадай загадку: Все мы разные друзья
Путать нас совсем нельзя
Первый - раннею весной,
В серединочке – второй,
А как яблоня зацветёт,
Тут и третий брат придёт
Все же мы весенние,
Братья нераздельные. (Март, апрель, май)
Посмотрите на карте нарисована буква У, это конкурс Умников.
3. «Конкурс умников» на знание признаков ранней весны в сравнении с признаками зимы.
а) Что такое весна?
б) Назовите весенние месяцы по порядку.
в) Назовите весенние приметы (вначале в неживой природе, затем в растительном мире, животном мире, в жизни людей).
г) Почему весной вся природа оживает?
д) Почему перелётные птицы возвращаются на родину?
е) Какая птица возвращается первой?
ж) Почему говорят «Март неверен: то плачет, то смеётся»
з) Что такое гололедица? Почему она опасна?
и) Что такое сосульки? Они опасны?
к) Что такое наст? Как он образуется?
Награждаем самых умных детей медалями.
А дальше по карте магнитофон нарисован, давайте его включим и узнаем что там.
4. «Послушаем звуки весеннего леса». Игра «Кто, что услышал?» Дети перечисляют, что они услышали в разнообразии звуков.
Посмотрите, а это что за проталины на карте?
5. « Путешествие по проталинам». (На каждой проталине задание: изобразите ручеёк, перешагните лужи, перепрыгните сугробы, изобразите синиц, покажите весеннее солнце)
Так, а теперь на карте нарисована снежинка, надо её найти в группе. Дети ищут снежинку.
6. Задания под знаком «Снежинка».
В-ль: Ребята, зима очень злится и не хочет уходить, поэтому она часто посыпает нас снегом. Весна топит его тёплыми лучами, а зима опять сыплет его. Чтобы быстрее пришла весна нам надо разгадать «Снежную таблицу»


А вопросительные знаки предлагают вам подумать и дополнить таблицу.
Игра: «Снежная баба» Дети встают в круг друг за другом:
Сегодня из снежного мокрого кома - дети «катят ком»
Мы снежную бабу, слепили у дома – изобразить три кома
Стоит наша баба у самых ворот – показать двумя руками перед собой.
Никто не проедет, никто не пройдёт – погрозить пальцем
Знакома она уже всей детворе – шагаем друг за другом
А Жучка всё лает «Чужой во дворе» - лаем два раза
Дыхательное упражнение «Снежинки» (Взять кусочки ваты и попробовать держать их на лету, активно дуя на них).
Ну вот, осталось последнее задание, изобразить картину ранней весны. Только не перепутайте, картинок много, нужно выбрать.
7. Игра: «Нарисуйте картину «Ранняя весна» (На листе А3 рисуем коллективную картинку восковыми мелками)
В-ль: Вы молодцы, столько много знаете о ранней весне. Ну теперь пора написать ответ ёжику. Что мы напишем? Правильно, для ёжика ещё не настало время, ещё много снега и по утрам морозы, и нет пищи для него. Ой, а что это в уголочке письма? Значок глобуса. Давайте поищем сюрприз. (Около глобуса наклейки с животными) Это награда от ёжика за наши знания! Молодцы!

Юлия Адамова
«Весна». Конспект занятия в подготовительной группе с интеграцией областей «Познание», «Речевое развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»

Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Советский

Непосредственно образовательная деятельность

с интеграцией образовательных областей

«Коммуникация» «Познание » «Социализация»

в подготовительной к школе группе «Улыбка»

Тема : «Весна »

Подготовила воспитатель : Адамова Юлия Викторовна

Задачи :

Образовательные :

Работать над формированием связной речи. Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме.

Развивать навык словообразования

Продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картинке используя раннее полученные знания о композиции (завязка, кульминация, развязка ) .

систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях .

Закреплять умение детей составлять звуковой анализ слов.

Развивающие :

Развивать внимание , мышление, сообразительность, мелкую моторику рук, фонетический слух, навыки речевого общения , память, творческое воображение, познавательные способности , способность к умозаключению.

Воспитательные :

формировать интерес и любовь к природе .

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Формировать навыки сотрудничества на занятии .

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.

Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Материал

Демонстрационный :

Колокольчик, картина с изображением весны , иллюстрации с приметами весны , схема звукового анализа слов : грач, аист; иллюстрации с изображением птиц, указка.

Раздаточный :

Пеналы по обучению грамоте, листочки из зеленой бумаги свернутые в трубочку внутри которых наклейка бабочки.

Методические приемы :

1. Оргмомент (в кругу) ;

2. Загадка о весне ;

3. Игра с колокольчиком;

4. Ассоциации к слову «весна » ;

5. Слова – определения к слову «весна » ;

6. Игра «Что делает ручей?» ;

7. Игра «Весенние месяцы» ;

8. Подбор родственных слов;

9. Составление предложений;

10. Составление схемы предложения;

11. Пословицы и поговорки о весне ;

12. Составление рассказов по картине;

13. Физминутка. Гимнастика для глаз.

14. Звуковой анализ слов;

15. Составление слов из двух основ;

16. Разделение слова на две основы;

17. Объяснение значения слова;

18. Самоанализ;

19. Вручение призов.

Словарная работа :

расширять и активировать словарный запас.

Грамматика : совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в умении подбирать определение к существительным и согласовывать их, однокоренные слова к загаданному слову.

Инд. работа : воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу

В : Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня у нас необычное занятие . На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение. Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие ?

В : Я прочитаю вам стихотворение. О каком времени года в нем говорится?

Загадка о весне :

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

по дорогам лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

(Ответы детей)

В : Правильно, весна . Давайте поиграем с колокольчиком.

Посмотрите у меня

Колокольчик расписной.

Он всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон,

Раздает вопросы он!

В : Говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика :

Назовите «весенние» слова.

(Дети называют : ручей, солнце, подснежник, почки, перелетные птицы и т. д.)

Подберите определение к слову «весна » . Какая она?

Скажите, что делает ручеек? (журчит, льется, бежит) .

Какие слова можно образовать от слова «весна » ? (веснушка ) .

В : Спасибо! А теперь садитесь за столы на свои места.

Назовите весенние месяцы.

Назовите первые признаки весны .

(на доске висит картинка с изображением весны ) .

В : Можете опираться на картину.

Дети называют предполагаемые ответы.

Днем стало пригревать солнце.

Стало теплее.

День стал длиннее.

Снег стал темнеть, стал таять.

Побежали, зазвенели ручьи.

Возвращаются перелетные птицы.

Слышно звонкое чириканье воробьев, они радуются наступлению весны .

В : Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете ? (ответы детей) .

В : Молодцы, вы знаете много пословиц и поговорок о весне !

Работа со схемой предложения

В : Я приготовила карточки. Что они обозначают? (схему предложения) . Придумайте предложение по этой схеме :

А теперь придумайте 1 предложение. Выложите схему. И проверьте друг друга в парах.

(дети работают с пеналами, выкладывают полоски) .

В : Вы назвали приметы весны , пословицы и поговорки. Теперь внимательно посмотрите на эти 2 картинки и попробуйте составить рассказ по ним о весне . Что здесь изображено? Какое небо, светит ли солнце, какие деревья, земля? что делают птицы? Дети? Рассказ должен быть полным, интересным . Вы знаете в рассказе должно быть начало :

К нам пришла весна .

Наконец-то, наступила весна !

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено. И закончить рассказ : Я люблю весну !

(Дети составляют рассказы по картине)

Физминутка

Жаворонушки – перепетушки,

Прилетите к нам! Гууу!

(в кругу летят и машут руками)

Весну ясную , весну красную

Принесите нам! Гууу!

(разводят руки в стороны )

С сохою бороною

И с лошадкой вороною!

С пряльцем и донцем,

С новым веретенцем!

Зима надоела, хлеб весь поела!

Ручки познобила , скотину поморила.

Зрительная гимнастика

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (круговые движения глазами)

Слева сосны, справа ели. (движения глазами влево - вправо)

Дятел сверху, тук да тук! (движения глазами вверх - вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.

В : Ребята, вы сказали, что весной прилетают перелетные птицы из теплых стран. А зачем они к нам прилетают. Подумайте и скажите.

(рассуждения детей)

В : Д/и «Угадай птенца»

У птиц есть птенцы. Назовите их!

У стрижа -(стрижонок)

У грача -(грачонок)

Птенец совы -(совенок)

Птенец кукушки -(кукушонок)

У аиста -(аистенок)

У скворца -(скворчонок)

У вороны -(вороненок)

У сороки -(сороченок)

Звуковой анализ слов.

В : С помощью кружочков из пеналов выложите :

I ряд – слово грач

II ряд – слово аист.

В : Это ласточка (выставляется картинка ласточек) . У нее длинный хвост, значит какая ласточка? (длиннохвостая)

У аиста длинный клюв, значит какой он? - длинноклювый.

У жаворонка короткий хвост, значит какой он? – короткохвостый.

У сороки белый бок, значит какая она? – она белобокая.

У аиста длинные ноги, значит какой он? – длинноногий.

В : Ребята, образуйте из одного сложного слова – 2 слова.

Например : землетрясение – земля и трястись.

Ледоход – лед идет

Ледокол – лед колоть

Первоцвет – первый цветок

Водопад – вода падает

В : Д/и «Значение слов»

Первоцвет, проталинка, саженцы.

В : Д/у «Пищевая цепочка»

Назовите какую-нибудь пищевую цепочку.

(Дети называют) .

В : Я хочу подарить вам по капельке весны мая и наступающего лета. Давайте мы почки согреем теплом, и станут они зеленым листом. Разверните почки , что лежит в листочке?

(Дети находят наклейки бабочек)

Самоанализ занятия

В : Ребята, наше занятие подошло к концу и я хочу сказать вам вот что :

У меня сегодня дети просто чудо хороши,

Этот узнает все на свете, ты играешь от души.

Ты внимателен, ты весел, ты послушен, ты «звезда» .

Я бы с вами, ребятишки, не рассталась никогда.

Но пришла пора прощаться и хотела бы я узнать,

Что понравилось, ребята? Во что будете играть?

Давайте встанем в круг и вспомним, как вы занимались, что делали.

(В. спрашивает у детей, что им понравилось на занятии , какими трудностями они столкнулись)

Цирятьева Вера Михайловна,

учитель – логопед

МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
  • закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
  • закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
  • развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
  • развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
  • воспитывать художественный вкус.

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

  • Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
  • создать оптимальные условия для двигательной активности.

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»

  • Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.

Оборудование:

Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».

Ход НОД:

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Всё запомним обязательно,

И расскажем воспитателям.

Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)

Логопед . А что такое «весна»?

Дети . Это время года.

Логопед. После какого времени года приходит весна?

Дети. После зимы.

Логопед. А перед каким временем года бывает весна?

Дети . Перед летом.

Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?

Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).

Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?

Дети. Это названия месяцев.

Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)

Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?

А что происходит весной в природе благодаря солнцу?

Дети.

  • Солнце светит и пригревает,
  • на солнце снег начинает таять,
  • появились проталинки,
  • ночи стали короче, а дни длиннее,
  • побежали весёлые ручейки,
  • мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)

Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)

Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.

Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.

Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?

Физкультминутка

Солнышко, солнышко

Ты нам ярче посвети.

Солнышко, солнышко

Раскидай свои лучи.

Лучики мы соберём

Золочоночки возьмём

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернём.

Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня

Издалека по песенке узнаете меня.

Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.

Игра в мяч.

Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.

Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…

Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)

Логопед. Загадки (загадывают дети)

  1. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
  2. Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.

  1. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не наденешь валенки

На снегу … проталинки.

Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?

Дети . Звук Р

Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?

Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.

Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)

Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?

Дети . Из слов «лёд ходит».

Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)

Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.

Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?

Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).

Пальчиковая игра.

Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)

Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)

Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)

Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?

Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.

Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).

Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)

Итог

Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.

Список используемой литературы:

  1. И. Токмакова «К нам весна шагает…»
  2. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект открытого интегрированного занятия по познанию окружающего мира.

Тема «К нам Весна шагает быстрыми шагами » подготовительная группа

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи : Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

Развивающие задачи : Развитие зрительного внимания, мышления.. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения, настроения и отношения к увиденному.

Воспитательные задачи : Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы. Воспитывать у детей интерес к живописи. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.

Индивидуальная работа: Индивидуально - дифференцированный подход к воспитанникам в работе по карточкам.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа: Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы: Диски с песней «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, письмо от Весны, карточки с заданиями для индивидуальной работы разных степеней сложности по технологии «граттаж», кисточки, тушь, картина Саврасова. «Грачи прилетели», ИКТ.

Ход занятия:

Влетает сорока

Сорока: Я так спешу у меня много дел в лесу., вот Вам передали конверт, полечу дальше(сорока улетает)

Воспитатель Хотите узнать,что в конверте? (открываем конверт),посмотрите здесь много листочков и все они чистые. Чьи же это проделки? Наверное, злой колдуньи. Кто же нам поможет? Конечно же добрая Фея Кисточка.Попросим.(дети, работают в парах берут кисточки и раскрашивают листы тушью, проявляются слова, читают слова: проталина, капель,день, подснежник,почки, наст, ручьи,грач. Выставляют листы на доску и читают слова, которые проявились,. объясняют значение слов.О каком времени года мы вспоминаем, называя эти слова?

В: Кто знает приметы весны?

Д: Летит скворец - зиме конец.

Воробьи купаются в луже - к теплу.

Высоко плывут облака - к хорошей погоде.

Беседа по стихотворению И.Токмаковой «Весна».

Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно очень тёплые

Ноги у весны.

О чём говорится в стихотворении?

Что весна делает?

Что происходит с сугробами

На полях видны…(чёрные проталины).

Почему всё это происходит? - О каком главном признаке говорится в стихотворении? - Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Физминутка:

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!(дети выполняют действия в соответствии с текстом)

В:На улице тает снег и лед, бегут ручьи. Как вы думаете, откуда появляются ручейки? (Капают сосульки, тает снег) Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: - Почему ты Катя (Ксюша, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: - Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: - Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: - О весне.

Воспитатель: - Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Ой! Под деревом - сундучок! А в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет, чтобы она шагала быстрее по лесу.

В: Весна, какая?

Д: Теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, волшебная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, звенящая, красная, добрая, цветущая, молодая, пестрая.

Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?

Дети: Картины называют пейзажами.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:

По первым звукам названия предметов составьте слова.

Кто это? (Грач)

Грач, какая птица? (Перелётная).

Беседа по картине Саврасова. «Грачи прилетели»,

Как художник показывает нам приближение весны? (в полях растаял снег, обнажилась темно - бурая пропитанная влагой земля, видны проталины)

Всмотритесь в небо. Какое оно? (небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Как вы догадались?

(Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака... На то, что оно вот - вот «брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

(Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, ноздреватый)

На снегу видны птичьи следы.

Что сразу задерживает взгляд зрителя?

(Деревья с многочисленными гнездами грачей) Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)

Что вы видите за березами, вдали на картине? (Деревню, бесконечные дали, просторы, широту русской земли,

за березами виднеется старая деревянная постройка. За деревянной постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней)

Подбор слов действий

Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве, хозяйничают, строят, устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)

Дид. игра «Кто больше увидит на картине?» - Перечислите все, что вы видите на картине.

(корявые березки, усеянные грачами; талый посеревший снег; проталинки; крыши деревенских изб; талая вода наполнила небольшой пруд; старую церквушку, колокольню; вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега; мы видим, как под деревом на золотистом снегу трудолюбивый грач держит в клюве маленькую веточку)

На картине все очень обыденно; неказистая старая церквушка с просторами бесконечных русских полей тянущих за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях который вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями.

Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.

У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.

Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.

Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Весна пришла" (Конспект занятия в подготовительной группе)

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Весна пришла»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».

Цель : развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Программные задачи:

Образовательные:

    Познакомить с народными названиями весенних месяцев;

    Устанавливать причинно-следственные связи;

    Учить изображать цветок нетрадиционным способом - с помощью ватных палочек и губки;

    Закрепить приметы весны.

Развивающие:

    Развивать словарный запас, мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность;

    Приучать приводить в порядок своё рабочее место.

Демонстрационный материал:

    Картины о весне;

    Карточки-кодировки с проталинкой, с сосульками и травой;

    Заготовка самой иллюстрации;

    Фонограмма «Времена года»;

Материалы и оборудование :

    Ватные палочки и губки на каждого ребенка;

    Гуашь: зелёная, коричневая, голубая;

    Альбомный лист.

Ход занятия.

    I. Вводное слово.

Воспитатель . Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите картины. Какое время года изображено на этих картинах? (весна ) А как вы догадались? Какие весенние месяцы вы знаете?

Издавна люди наблюдали за природой. Примечали, что происходит в каждое время года, в каждый месяц и даже день. И народ дал своё название каждому месяцу. А я вам сегодня расскажу, как называли весенние месяцы в народе.

Первый месяц - март. В народе его стали называть март – «протальник». Как вы думаете почему? (появились проталины )

Что значит проталины? (это места, где растаял снег, образовалось от слова «таять »)

Появилось много пословиц о марте. Вот одна из них «Март неверен: то плачет, то смеётся»

Почему? (то тепло, то холодно)

Месяц март я обозначу такой картинкой – кодировкой. (проталинка )

Второй месяц - апрель. Его народ стал называть «снегогон» или «капельник». Почему?

Вот одна из пословиц про апрель «Апрель всех напоит». Почему? (в апреле много воды ) А апрель я обозначу такой картинкой – кодировкой (сосульки )

Третий месяц – май. Его в народе прозвали «Травень». Почему? (последний месяц весны, листочки распускаются ). А про май такая пословица: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Почему?

А май вот такой картинкой – кодировкой (трава).

II Физкультминутка «Приметы весны»

А теперь немного отдохнём и игру мы проведём. Я буду называть приметы весны, если вы будете согласны, то топайте ногами, а если не согласны, то хлопайте в ладоши. Хорошо?

    Птицы прилетают

  • Рано темнеет

    На реках образуется лед

    На деревьях набухают почки

    Листопад

III. Беседа.

Какие первые цветы появляются? (картинку подснежника)

Хочу вам сегодня предложить нарисовать подснежники необычным способом. А каким вы сейчас узнаете. Хотите?

Проходите за столы.

Посмотрите, что лежит у вас на столах? (ватные палочки, губка, гуашь)

А кисточки есть? (нет)

Чем же мы будем рисовать?

Скажите, что можно изобразить с помощью губки? (цветы)

А с помощью ватных палочек? (стебель, проталинку, листья)

С чего начнём работу?

    Стебель с помощью ватной палочки.

    Губку обмакнуть в краску и на листок.

    Последней нарисуем проталинку. Чем её будем рисовать?

    IV. Пальчиковая гимнастика.

Встанет пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть. (пальцы соединили и руки подняли вверх, ладонями к верху)

Бегут ручьи под горку

Растаял весь снежок (волнообразные движения двумя руками, ладошки вниз )

А из – под старые травки

Уже глядит цветок (цветок раскрывается )

Динь – динь звенит тихонько

Динь – динь пришла весна. (качать кистями рук )

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза.

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

(На каждое название насекомого загибают один

Делают кружочки из пальчиков и подносят к

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол)

    V. Выполнение работы.

Воспитатель. Ребята, а можно ли рвать цветы? (нет ) Подснежник занесен в Красную книгу, он охраняется Государством.

Что вам сегодня понравилось на занятии? Что показалось трудным?

Спасибо. Молодцы!