Конспект занятия природный материал песок глина камни. Проведение занятий по модулю «Песок

Тема:

"Сравнение песка, глины и камней"

Подготовительная группа
Воспитатель-эколог

Курникова И.П.

Программное содержание . Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

Материал . Камни и глина (на каждого ребенка), сухой песок в миске, часы песочные (на 1 и 10 минут), большая банка с водой, 2-3 гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки-призы.

Ход занятия

l-я часть . Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды и каждой дает название. Проводит соревнование: предлагает сравнивать материалы парами - песок (сухой) и камни, песок и глину, камни и глину. С каждой парой материалов проводятся опыты и сенсорное обследование: дети их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать гвоздь, слушают стук при падении камня, куска Глины, шуршание струйки песка. Сравнивая камни и песок, воспитатель проводит опыт - выясняет, что тяжелее: в банку с водой насыпает песок и камни, все перемешивает палкой. Дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов (опыт проводится 2-3 раза), делают вывод, что камни тяжелее песчинок, оседают раньше. В соревновании команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ получают фишку. Воспитатель четко соблюдает правила соревнования.

2-я часть . Физкультминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют результаты соревнования. Команда-победитель делает круг почета, другая команда аплодирует.

3-я часть . Дети садятся на места. Воспитатель уточняет в беседе, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину, камни), затем демонстрирует песочные часы. Дети наблюдают в течение 1 минуты за движением песка. Потом воспитатель ставит другие песочные часы, предлагает за 10 минут слепить любое домашнее животное, птицу, сам в это же время делает из глины и камней изгородь скотного двора на фанере. По истечении времени обращает внимание детей на то, что десять минут - это много и они вместе успели за это время сделать целое стадо разных животных. Все помещают свои изделия во двор. В дальнейшем воспитатель разрешает ребятам играть с поделками.

В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней.

Развивать внимание, память, мышление и тактильные ощущения.

Игры на тему: «Песок, камни, глина»

Тема: «Вспомним сказку»

Цель: развивать внимание, память, мышление.

Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений.

Ход игры:

Воспитатель, называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.

Тема: «Камень, ножницы, бумага»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.

Ход игры:

Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.

Тема: «Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал : камни разных цветов и размеров.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.

Тема: «Найди свой камешек»

Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Материал: коллекция камней.

Ход игры:

Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

Тема: «Я положил в свой рюкзак»

Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.

Материал: рюкзак, разные камешки,

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.

Моделирование на тему: «Что такое горы»

Цель: дать представления о равнинах и горах и их образованиях с помощью моделирования; развивать любознательность интерес.

Материал: кусок ткани, раскрашенный в зеленые и коричневые цвета, камни, пластилин разного цвета, торт.

Ход игры:

1 способ

Разложить ткань на плоском месте, например на столе. Представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно так и называется - равнина. Теперь предложите детям положить под ткань предметы разной высоты, например камни (их можно класть только под участки коричневого цвета). Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? На нем появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными участками.

2 способ

Несколько человек держат ткань за концы – она растягивается. Затем другие дети снизу поднимают руками ткань на тех участках, которые обозначаются коричневым цветом (можно создать разные по высоте горы).

3 способ

Каждый ребенок держит на ладошке кусочек ткани. По команде воспитателя он шевелит рукой, поднимает пальцы, сжимает ладошку в кулак – получаются «горы»

Тема: «Что у гор внутри?»

Цель: закрепить знания об образовании гор, развивать моделирование.

Материал : пластилин, торт.

Ход игры:

Возьмите пластилин коричневого, серого, черного и других цветов, пирожное или кусочек торта с хорошо различимыми слоями. Обратите внимание детей на то, что пирожное состоит из нескольких слоев. Так же и внутри земли можно обнаружить похожие слои. Иногда они выходят на поверхность, и появляются горы. Пусть дети слепят из пластилина длинную полоску, состоящую из нескольких слоев разного цвета. Затем нарежьте в нескольких местах поверхность получившегося «пирожного» и предложите сделать из него складку, волну, осторожно двигая пластилин с концов в середине. Получатся гора, внутри которой слои разных камней. Это своеобразная каменная книга, читая которую ученые узнают о прошлом нашей планеты.

Тема: «Гора и камешки»

Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.

Ход игры:

Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись, друг к другу, - это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила – была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит то остальных), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной, (все дети расходятся) так ветер и вода трудились день за днем – победили большую гору».

Тема: «Создаем музыкальные инструменты»

Цель: дать представление о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов; развивать музыкальный слух.

Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные).

Ход игры:

Примечание.

Игру лучше проводить на улице, так как придуманные детьми музыкальные инструменты обычно издают очень громкие звуки.

Создаем свой музыкальный инструмент. Положим камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно ее закроем. Можно менять камешки (увеличит или уменьшить их количество, помещать камешки разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие инструменты, например маракас.

Тема: «Подбери камешек»

Цель: закрепить названия природных и искусственных камней; дать представление об использовании их человеком.

Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. п.).

Ход игры:

Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).

Тема: «Что для чего»

Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.

Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).

Тема: «Сочиняем рассказы и сказки»

Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.

Материал: разные камешки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.

Тема: «Живая и неживая природа»

Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.

Материал: песок, глина, камни, комнатные растения, ракушки, сухие осенние листья и т. п.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор.

Тема: «Песок и глина»

Цель: закрепить у детей представление о свойствах песка и глины; соблюдать правила игры.

Ход игры:

Педагог «превращает» детей в песчинки, как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).

Педагог «превращает» детей в глину. Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки). Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).

Педагог делит детей на две команды. Одна из них – песчинки, вторая - комочки глины. Подул сильный ветер, (команды ведут себя по - разному).

Тема: «Если бы я был…»

Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь, мышление.

Материал : фотографии пустыни, песочные часы.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни. Пусть каждый из них выберет животное, которое ему больше всего по душе. По «волшебному сигналу» взрослого (например, переверните песочные часы) участники игры превращаются в понравившихся зверей, птиц, рептилий и рассказывают о себе: «Если бы я был ящерицей и жил в пустыне, я бы…» (как прятался, как питался, как бегал, рыл норы и т. п.).

Тема: «Ящик ощущений»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений, разные камни.

Ход игры:

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

3- й вариант . Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.

Гульнара Шавалиева
Конспект занятия по экспериментированию «Особенности неживой природы - песок, глина, камень»

«, глина , камень »

Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста - проведение опытов.

Возраст : средняя группа

Тема : Особенности не живой природы – песок , глина , камень .

Цели :

1) знакомить детей с особенностями не живой природы ;

2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;

3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Оборудование : песок , глина , вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии .

Камни, песок , глину , землю.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой ?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.

Черепаха.

А черепахи где живут?

В воде, в песке.

Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы . Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.

Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?

В одной – песок , во второй – глина , в третьей – земля.

Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)

В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.

- Глина не пропускает воду .

Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.

Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли .

Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

- Песок не лепится .

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё .

Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Если мы камень опустим в воду , что произойдёт?

- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду . Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно .

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

Черепаха :

Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень , что произойдёт?

(опускает в воду пенопласт и камень )

- Камень упал на дно , а пенопласт остался над водой.

А чём это говорит?

Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали ?

Не живую природу – песок , глину , землю, камни, пенопласт.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны . Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны .

Используемая литература :

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно ! – М :Линка – ПРЕСС,2004.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

3. Хакимова Г. Экологическое и нравственное воспитание детей. Набережные Челны, 2004.

Подготовила : воспитатель МБДОУ №86 Шавалиева Г. Р.


Цель работы: изучение влияния погодных условий на изменение свойств песка, глины и камней. Задачи: - изучение информации по данной проблеме; - формирование представления о свойствах песка, глины и камней; - актуализация знаний о пропускной способности песка, глины и камней. Объект исследования: песок, глина, камни. Предмет исследования: погодные условия. Гипотеза: при использовании различных природных фильтров (песок, глина, камни) скорость прохождения воды меняется. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученые знания в повседневной жизни для расширения кругозора при выполнении более сложных опытов с объектами неживой природы.






Первое что мы сделали, мы рассмотрели, с помощью увеличительного стекла, из чего состоит песок. Я взял стаканчик с песком, насыпал немного песка на листок бумаги и рассмотрел его через увеличительное стекло. Это были зернышки - песчинки. Песчинки очень маленькие, круглые, белые, желтые. Это крохотные камешки!