Конспект занятия по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию детей "я-гражданин". Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Моя - Родина

анна поваляева
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Есть такая профессия-Родину защищать»

Образовательная цель : гражданско – патриотическое воспитание детей .

Развивающая цель : развивать творческие способности детей, их самостоятельность, инициативность.

Воспитательная цель : приобщение к традициям страны, школы.

Формирование УУД :

Личностные действия : формировать чувство патриотизма, любви к Родине.

Регулятивные действия : развивать правильное восприятие понятия назначения и роли мальчиков как защитников своего Отечества .

Познавательные действия : учить анализировать полученную информацию.

Коммуникативные действия : развивать связную речь, высказывать свою мысль.

Материалы и оборудование : иллюстрации, альбомы, краски, карандаши.

Ход мероприятия:

1 часть. Введение в тему занятия .

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок который я вам прочитаю и подумайте о чем он.

Первый удар врага приняла на себя Брестская крепость.

Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий, бросали бомбы. Жгли огнеметами, стены рушились, казармы горели. Не было пищи, воды. Не хватало патронов. Фашисты ждали что над крепостью взовьется белый флаг. Но над черными от копоти стенами реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый бился до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

Вопросы :

Семен, какая крепость приняла на себя первый удар?

Саша, как фашисты наступали на крепость?

Артем, в каком положении оказались защитники крепости ?

Матвей, в каком положении оказались защитники крепости ?

2 часть. Основная. Этап открытия новых знаний.

Скоро мы будем отмечать праздник День Защитника Отечества . Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое что у нас есть , может подвергнуться опасности. И дом каждого из нас. Еще в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину. Если вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то вы ошибаетесь. 23 февраля – это праздник настоящего мужчины и неважно служит он в армии или нет. У этого праздника было несколько названий.

День Красной Армии.

День Советской Армии.

День рождение ВС и ВМФ.

Сейчас этот праздник называется День защитника Отечества . 23 февраля поздравляют пап, дедушек, братьев. Всех тех кто служил или служит в рядах РА. Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитника Отечества ? Изначально 23 февраля праздновали д. р. Красной Армии в честь победы над немецкими войсками. День первой победы стал днем рождением армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с той победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал ее силу. Армия стала называться Советской., а затем Российской, а 23 февраля стал ежегодно отмечаться в СССР как всенародный праздник. Постепенно праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом.

Физминутка.

3 Закрепляющая.

На столе разложены изображения родов войск. По очереди дети, выходят к столу. Я загадываю загадки, ребенок должен угадать род войск, найти иллюстрацию и прикрепить ее к доске.

4 Заключительная : рисование на тему «День Защитника Отечества

5 Итоговая : чтение стихотворений по теме.

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 4”

ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию

«Я патриот, я гражданин» 

(Образовательная программа)

  Программу разработали:

Заместитель директора по ВР

школы-интерната № 4

Ганиева С.Н.

Руководитель ШМК воспитателей

Богатырева О.В.

Ижевск, 2015

Паспорт программы

Полное название учреждения

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4

Наименование программы

Программа « Я патриот, я гражданин»

Основной разработчик программы

Заместитель директора по ВР: Ганиева С.Н.;

руководитель ШМК воспитателей: Богатырева О.В.

Цель программы

Задачи программы

Срок реализации

2015 - 2019 г.г.

Исполнители основных мероприятий программы

Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители) обучающихся, педагогический коллектив школы, специалисты ведомственных организаций.

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, имеющих ограниченные возможности здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения.

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения.

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в школе-интернате - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, т.к. «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, чем в массовой школе».

В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Гражданско - патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Программа гражданско-патриотического воспитания предназначена для детей 7 – 17 лет, рассчитана на пять лет, учитывает особенности психофизического развития детей.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Цель программы:

Развитие системы гражданско – патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи:

  1. Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  2. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
  3. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
  4. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Удмуртией и городом Ижевском.
  5. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Срок реализации:

Начало: 2015 год

Окончание: 2019 год

Исполнители основных мероприятий программы:

  1. Учащиеся Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4
  1. Родители (законные представители) обучающихся.
  2. Педагогический коллектив школы.
  3. Специалисты ведомственных организаций.

Принципы реализации программы:

  1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;
  1. принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  1. принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;
  1. принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
  1. принцип непрерывности и системности - взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
  1. принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.;
  1. принцип  стимулирования активности - планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

  1. «Семья и семейные ценности»

Цели: Привитие любви к маме. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи. Удмуртский День Бабушки (26 мая).

  1. «Мой край родниковый»

Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Удмуртии. Воспитание потребности в изучении родного края.

Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в т.ч национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.

  1. «Я – гражданин России»

Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

План работы по гражданско – патриотическому воспитанию

  1. «Семья и семейные ценности»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу).

Беседа «Моя группа – моя семья».

Беседа-диалог «Ты у себя дома».

Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».

Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье».

Я - школьник. Конструирование: «Школьные вещи».

Беседа – практикум «Как можно обращаться к людям»

Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».

Беседа «Мои семейные реликвии».

Беседа-рассуждение «Моя родословная».

Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).

Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».

Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».

Рисование «Семейные праздники и традиции».

Беседа «Семейная этика».

Тематический вечер «Без корня и полынь не растет».

Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

Беседа «Что такое «мир в семье?»

Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство.

Беседа «Народ и я – единая семья».

Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».

  1. «Мой край родниковый»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Внеклассное занятие «Люби и знай свой край»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

2

Беседа. «Знакомство с символикой республики Удмуртия»

3

Тематический вечер «Путешествие по реке времени» история возникновения города на Иже

4

Экскурсия. Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Лудорвай"

5

КВН «Краеведы».

6

Беседа-диалог «Известные места отдыха в родном городе»

7

Игра. «Раз картошка, два картошка» (особенности национальной кухни)

8

Заочная экскурсия во времени. «Алангаса́ры - люди богатыри»

9

Практическое занятие. «Оденем куклу-оберег» (особенности национальной одежды)

10

Поэтический вечер «Времена года».

11

Экскурсия. «Шаркан – Родина Тол Бабая»

12

КВН «Спортивные «звезды» нашей Республики».

13

Тематические встречи. «Знаменитые люди – выходцы из моей республики»

14

Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха»

15

Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».

16

Фольклорный праздник (обрядовые песни)

  1. «Все мы разные, но все мы вместе»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Беседа. «Что такое толерантность?»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Игра «Будем дружить».

Беседа-диалог. «У каждого народа свой герой»

Конкурс. Культура разных народов.

Внеклассное мероприятие. «Мы соберем большой хоровод»

Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр»

Беседа-диалог. «Я такой же, как все»

Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции».

Фестиваль «Подари человеку радость»

Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим».

Конкурс «Наша дружная семья»

Деловая игра с родителями «Толерантность – это…»

Вечер встречи. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

  1. «Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Серия классных часов, бесед Памяти воинам интернационалистам. "Герои не забываются"

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Серия классных часов, бесед Дети защитники отечества.

Уроки мужества. Посвященные, людям проявившим героизм в мирное время.

Мини – книжки «Герои среди нас»

Акции: - «Герои живут рядом»

- «От сердца к сердцу»

Выставка стенгазет, буклетов

  • «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей»,
  • «Военная история моей семьи в фотографиях»

Просмотр художественных фильмов о мужестве и героизме.

Посещение музеев боевой славы и мужества.

Изготовление праздничных открыток к дню Победы

Военно – спортивная игра.

Выпуск стенгазет, проведение классных часов и литературно-музыкальных композиций о городах воинской славы России

Подготовка и проведение мероприятий к профессиональным праздникам родов войск Вооруженных сил РФ:

● День пограничника

● День ВДВ

● День ВМФ

● День воздушного флота

Проведение конкурса рисунков детей о Великой Отечественной войне «Война глазами детей»

Создание электронного фотоальбома «На страже Родины»

Проведение военно-патриотических праздников

  • «А, ну-ка парни!»
  • «А, ну-ка, мальчики!»

Встреча с представителями местного отделения полиции

Встреча с работниками пожарной части

Классные часы, направленные на пропаганду профессий - «Я - Спасатель!»

Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

  1. «Я – гражданин России»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Беседа о государстве - «Российская Федерация».

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Час поэзии «Стихи о Родине».

Беседа «Россия – многонациональное государство».

Классный час «Что значит любить Родину?».

Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России».

Классный час «Мы граждане России».

Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

Внеклассное занятие «Вот она, какая моя Родина большая».

Дискуссия «Я патриот своей Родины?».

Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей».

Общешкольные акции:

  • «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека);
  • «Милосердие» (ко Дню инвалидов).

Конкурс рисунков «Мы и мир».

Познавательное занятие «Кто такой президент России?».

Беседа «Что такое «мир в стране?»

Занятие «Человек в обществе».

Празднование Дня матери:

организация выставок

  • «Руками мамы»,

выставки рисунков

  • «Профессия моей мамы»,
  • «Портрет моей мамы»,

фотоконкурс

  • «Мамины глаза».

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны.

Общешкольная линейка «День конституции».

Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:

  • Рыцарский турнир;
  • Спортивная эстафета;
  • Акция «Ветеран живет рядом»;
  • Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»;
  • Конкурс художественных открыток к 23 февраля;

Урок мужества «Жизнь замечательных людей».

Месячник Славы и Памяти:

  • Акция «Поздравь ветерана на дому»;
  • Конкурс патриотической песни;
  • Конкурс газет «Наша память».

Фестиваль детского творчества «Я люблю тебя, Россия».

Механизм реализации программы

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный.

Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап: практический.

Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами.

Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы.

Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

3 этап : аналитический.

Анализ и обобщение результатов работы.

Проведение коррекции затруднений в реализации программы.

Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.

Формы реализации программы.

Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.

Критерии оценки эффективности проекта

Конечным результатом реализации программы должны стать:

  • положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения;
  • возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;
  • обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины;
  • повышение авторитета школы.

Предполагаемые результаты:

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе-интернате;
  • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
  • отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности, заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.
  • сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
  • привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

Заключение.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.

Список используемой литературы

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23.
  2. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. - №4 – с. 37.
  3. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / - Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.
  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 - №8 – с.17.
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 - №1 - с. 22.
  6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
  7. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
  8. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  9. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

Конспект

Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

«Живи в веках, моя Россия!»

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовили.

Воспитатели:

Прилежаева Марина Николаевна,

Давыдова Наталия Викторовна.

Муз. Руководитель:

Якименко Евгения Вальтеровна

г. о. Мытищи

Тема: «Живи в веках, моя Россия!»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Форма непосредственной образовательной деятельности: Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

Форма организации: групповая.

Вид детской деятельности : изобразительная, музыкальная, театрализованная, коммуникативная, игровая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы»: основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, и др.

Программное содержание:

обучающие задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

развивающие задачи: развивать интерес детей к истории родного Отечества посредством ознакомления детей с музыкальными произведениями, с творчеством художников и поэтов.

воспитывающие задачи: воспитывать у детей патриотические чувства - любовь к Родине, уважение к героям, защищающих нашу Родину в разные исторические времена.

Планируемый результат : Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества. Формирование у детей любви к Родине. Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Словарная работа: Русская Земля, шлем, кольчуга, венгерка, доломан, ментик, кивер, чикчиры, кушак, шпоры.

Оборудование: Ноутбук, Макеты - панорама Кремля, игрушки - военная техника, солдатики.

демонстрационный материал: Презентация, видеоролик «Прадедушка и внук», Презентация «Современная Армия».

раздаточный материал: костюмы и оружие богатырей, гусаров, солдат Российской Армии.

Предшествующая работа:

  • Чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», Слушание в грам. записи былин: «Змей Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Садко».
  • Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».
  • Проведение бесед с целью рассказать о мужестве богатырей, которые служили и защищали Русь: «Как жили наши предки», «Кто такой русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырём?».
  • Отгадывание загадок о богатырях, богатырских доспехах
  • Рисование: «Богатырская рубаха», «Богатырские доспехи», «Богатырь в доспехах».
  • Раскраски: «Богатыри», «Богатырь на коне», «Предводитель дружины».
  • Лепка: «Богатырский конь».
  • Разучивание песен, стихов об армии, о Родине, о дружбе.

Структура занятия и методические приемы

I часть. Вводная - 3 минуты

Организационный момент. Показа слайдов с видами России.

II часть. Основная - 22 минут

Путешествие во времени:

Богатыри;

Видеоролик «Прадедушка и внук»,

Выход военного в форме.

III часть. Заключительная - 2 мин.

Торжественный марш.

Организация детей на занятии: Музыкальный зал, Стулья по трем сторонам зала, экран.

Ход занятия .

Организационная часть.

Начало показа слайдов с видами России. Дети заходят в зал, встают на свои места парами. Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, а потом сесть.

Всем шлют привет

В этот зимний день

Ребята из детского сада №57.

Основная часть.

Воспитатель : Наше Отечество, наша Родина -это матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Самый родной и близкий для нас наш город Мытищи, который хорош в любое время года. Сейчас мы об этом споём.

Исполняется песня «Мытищи»

Воспитатель : Страна наша всегда была очень богатой и большой. И моря, и реки, и горы, и пустыни, и равнины, и дремучие леса - все есть в России, и все это привлекало к себе другие народы, у которых не было всех этих богатств. Они нападали на наши земли, разоряли города и села, захватывали пленных, и пытались завладеть русскими просторами. Но русские люди всегда мужественно защищали свою Родину и не давали ее в обиду.

Вслушайтесь только в эти гордые слова - «защитник Отечества». Это наши солдаты, офицеры, генералы, которые всегда, в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Так было всегда. Русские воины во все времена славились мужеством и отвагой.

Хотелось бы вам узнать о воинах древних времён?

Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён. А помогут нам в этом часы на Спасской башне, которые и отправят нас в прошлое.

Вы готовы к путешествию?

Дети . Да.

Воспитатель : Но помните, нужно вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени. (Подходит к часам)

Итак, вместе скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»

Бой курантов .

Не всегда наша Родина была такой огромной, как сейчас. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.Посмотрите на картину великого русского художника В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Кто изображен на картине?

Рассмотрите ратные доспехи богатырей. Что надето на головы богатырей?

Отгадайте загадку. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем оберегал голову богатыря от ударов.

Угадайте, о каком доспехе, говорится в загадке?

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из железных колечек плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Чем вооружены богатыри?

Кем для богатырей был конь?

Куда смотрят богатыри?

Что охраняют богатыри? (Богатыри охраняют русскую землю и ее границы).

На картине изображены былинные богатыри. Художник прославляет защитников Родины.

Они были сильными, смелыми, отважными.

А Вы хотите быть такими?

(Дети в костюмах богатырей готовятся к танцу)

Танец «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

1-й богатырь:

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

2-й богатырь:

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

3-й богатырь:

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

(Выходят девочки в народных костюмах)

1-я девочка :

Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

2-я девочка:

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

Танец «Русский хоровод с платками»

Воспитатель : Ребята, слышите, часы бьют, нам пора перемещаться в следующую эпоху. Говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Менялась наша страна, менялись и ее защитники. Здесь нас встречают ГУСАРЫ. Посмотрите, во что они одеты?

Венгерка или доломан - куртка со шнурами.

Ментик - короткая куртка, обшитая мехом.

Кивер или меховая шапка с султаном.

Чакчиры - рейтузы, расшитые шнуром.

Кушак - пояс.

Низкие сапоги со шпорами.

Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.

Гусары - люди отважные. Недаром повторяли слова: «Пусть покинет меня все! Только бы не покинуло мужество!» Славились гусары и взаимовыручкой: «Сам погибай, а товарища выручай!». Когда на нашу землю в 1812 году напали французы во главе с Наполеоном, весь народ поднялся на защиту Родины. Возглавил нашу армию М. Кутузов. Особой доблестью отличались гусарские полки.

(Дети в костюмах гусаров готовятся к построению)

Марш гусаров.

1-й гусар:

Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2-й гусар:

И что Россия - это сила!

Тайком во Францию бежал!

3-й гусар :

Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

4-й гусар:

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

(выходят дамы с цветами и машут ими гусарам)

1-я дама:

В честь Победы над врагом

Торжествует все кругом!

2-я дама:

Всех на бал зовут оркестры

Во славу доблести и чести!

Бальный танец "МАЗУРКА"

Воспитатель. Наши часы зовут нас в другую эпоху, скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Воспитатель . Опять враг напал на нашу землю. На этот раз защитники сражались с фашистами. Война была долгой и жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Много людей, детей и взрослых, погибло в эти военные годы.

(Дети в военной форме)

1-й солдат

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

2-й солдат

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев безжалостно бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учится и жить!

Воспитатель. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. На морях, на суше и в небе, в лесах и болотах шли тяжёлые бои.

Сценка « Мы военные» С. Михалкова

Телефонист c телефоном:

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк смотрит в бинокль:

На горизонте самолёт.

По курсу полный ход, вперёд!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдём.

Лётчик с картой:

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Все: Противник не уйдёт от нас.

Девочка (выбегает на середину зала)

Бойцы, а сейчас у нас передышка,

Но завтра снова в бой.

Мои боевые подруги, (показывает на девочек)

Вальс потанцуют со мной.

Песню, про синий платочек,

Тихо запел патефон.

В давние годы военные

Снова уносит нас он.

Крутится в вальсе пластинка,

Синенький скромный платочек

Зовет танцевать нас с тобой.

Танец «Синенький платочек».

Воспитатель 9 мая 1945 года закончилась война,и с тех пор этот день стал в нашей стране великим праздником, праздником Победы.

В этой войне с фашистами сражались ваши прадедушки и прабабушки. Сейчас мы споем об этом песню.

Песня «Мой прадедушка».

Видеоролик «Прадедушка и внук»

Воспитатель Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. Скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в свое время попасть хочу».

Заключительная часть.

Встречный марш. Выход военного в форме.

Муз. Рук. Разрешите поприветствовать вас и представиться тем, кто видит меня впервые. Я - сержант Якименко Евгения Вальтеровна, нахожусь в запасе ВС РФ, но в любой момент готова встать на защиту Родины.

Сейчас, ребята, вам рассказали о защитниках нашей Родины прошлого времени. А что вы знаете о современной армии? (ответ детей). Правильно, сильная, мощная, хорошо вооруженная, мужественная. В нашей армии есть 3 вида войск (ВМФ, Сухопутные войска и ВКС)

(предлагаю детям назвать картинки с изображением видов войск)

Я служила в войсках ВКС. Эти войска связаны с космосом.

А что вы знаете про достижения русских людей в изучении и покорении космоса?

Дети. Рассказывают про Ю.Гагарина и С. Королёва.

Наша страна получила заслуженное звание Космической державы.

Центр Контроля Космического Пространства, в котором я служила, выполняет боевую задачу по обеспечению безопасности нашей страны из космоса.

Все наши войска защищают Родину на земле, в небе, на воде и даже из космоса. Лучшие инженеры трудятся на благо нашей Родины. Они создают современную, маневренную, улучшенную боевую технику и оружие.

А теперь давайте посмотрим на изображение солдат прошлого времени.

Чем внешне они отличались?

А что общего у всех защитников Отечества разных времён?

А как вы думаете, современный солдат обладает этими же качествами?

Правильно ребята. Во все времена русский солдат отличался своей мужественностью и самоотверженностью. Так было, так есть и так будет всегда! И вам я желаю стать достойными людьми, настоящими защитниками Родины.

(Дети читают стихотворение)

Защитник Отечества (И. Бутримова)

Защитник Отечества - гордое званье,

В нём слышится отзвук далёких веков,

Когда с верой в Бога под вражьи проклятья

Герои отчизны громили врагов.

От вражеских полчищ собой закрывали

И жизнь отдавали за Родину-мать,

И Русь православную нашу спасали

На бой поднимая великую рать.

Столетья проходят, но связь поколений

Хранится любовью к Отчизне в веках

И ратные подвиги всех поколений

Всегда будут жить в благодарных сердцах.

Торжественный марш под песню «Служить России».

(дети выходят из зала)

МБДОУ «Приморский детский сад»

Конспект занятия по

гражданско-патриотическому

воспитанию детей в старшей

группе «Моя - Родина»

Воспитатель: СЕРЕДКИНА В.В.

п. Приморский

Тема: « Моя Родина».

Образовательные области: Познание, Художественно – Эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о Родине.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн, с символическим значением цветов государственного флага России;

Развивающие:

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение,речевую активность и наглядно – образное мышление;

умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

3. Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к государственным символам, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

Предварительная работа:

Беседы о дружбе;

Чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;

Рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);

Прослушивание аудио записи.

Пособия и материалы:

Географическая карта, картинки с изображением флага, герба России, полоски основных цветов на каждого ребенка, клей, ½ листа бумаги А4, монеты, лупы на каждого ребенка, музыка, картинки с изображением флагов и гербов разных стран.

Словарная работа: россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, скипетр.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!Дети здороваются друг с другом за руку

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!Руки поднимают вверх, машут

Доброе утро!

Приветливым лицам!Машут рукой гостям

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера! Берутся за руки и говорят: «Доброе утро!»

Воспитатель: Дети, а хотите я загадаю вам загадку?

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь-скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь? (Родина.)

Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о нашей Родине, узнаем о ней новое и интересное.СейчасГеля прочитает нам стихотворение о Родине.

«Наша Родина большая», В. А. Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей.) Россия. Наша Родина большая и прекрасная. Много чудесных стран на земле, везде живутлюди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире!

(Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее).

(Выходит Катя М., рассказывает стихотворение)

На карте мира – части света –

Как на ладони вся планета.

Здесь виден каждый океан,

Очерчены границы стран.

Страна родная всех дороже –

Она видна на карте тоже,

Ее Россией мы зовем,

Границы свято бережем.

(В.И. Мирясова)

Воспитатель: Кто знает, где расположена наша страна на карте? (Дети выходят и показывают границу России, если затрудняются, необходимо помочь).

Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое отличительный знак государства? (ответы детей).

Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

- Герб – это отличительный знак государства. Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.

Воспитатель: Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. На столе лежат монеты и лупы. Рассмотрите монеты и определите что на них изображено?

(Дети подходят к столу, берут лупы и рассматривают монеты).

Воспитатель:

Герб -это эмблема страны или города.

Что изображено на монетах?

Д . (дети рассказывают, воспитатель поправляет или дополняет рассказ)

Воспитатель: правильно, герб изображают на монетах, ценных бумагах, документах.

Илья К.

У России величавой

На гербе есть орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам такую разминку на смекалку.

У меня на картинках гербы разных стран, кто найдет герб России и покажет его. (На доске вывешены гербы стран, дети показывают свой герб).

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Воспитатель: Ребята, следующий отличительный символ нашей страны – это гимн Российской Федерации.

Ребята, скажите, чтотакое гимн? (ответы детей).

Гимн - это хвалебная, величальная песня. Его исполняют в особых случаях,перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр. Гимн создали поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. (Демонстрация портретов).

Воспитатель: Как нужно слушать гимн?Его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение. Прошу всех встать.

-Звучит гимн РФ.

(Дети слушают гимн страны).

Воспитатель:

А теперь задание на сообразительность. Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов других государств российский флаг, определите его положение.

(Дети выбирают картинку с российским флагом).

Воспитатель:

- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников). Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).

Что означает белый цвет?

Д .:Белый цвет – это мир, чистота. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она на другие страны не нападёт.

В .: Что означает синий цвет?

Д. : Синий цвет – это верность, честность, сто народ любит свою страну, защищает и защитит её, всегда ей будет верен.

В .: Что означает красный цвет?

Д .: Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости. С давних времен наши воины защищали свою землю, Родину и всегда побеждали врагов, это цвет крови, пролитой людьми за свою Родину.

В оспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию: «Сложи флаг России» (Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России)

(Дети подходят к столам и делают аппликацию флагаРоссии, затем берут в руки свою работу и поднимают вверх).

В это время выходит ребенок и читает стихотворение:

Артем С.

Флаг у нас прекрасный –

Белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага!

Вот цвета родного флага!

Воспитатель: А где мы можем увидеть флаг?

Итог занятия:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру.Вставайте все в круг, мы будем под музыку передавать Российский флаг из рук в руки, когда музыка остановитсяи у кого в руках останется флаг, тот заканчивает предложение, которое я начну.

1. Наша страна называется…. Россия.

2. Граждане России называются…. Россияне.

3. Столица России – город …. Москва.

4. Назовите символы нашей страны …..Герб, гимн, флаг.

5. На Российском гербе изображен ….. Двуглавый орел.

6. Наш Российский флаг имеет три цвета…… Синий, белый, красный.

7. Гимн нужно слушать…… Стоя.

8. Кто держит в руках скипетр изображенный на гербе…. Воин – Георгий Победоносец.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам завершить наше занятие хорошей песней о Родине.

(Дети исполняют песню……)

Если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового - возьмите солнышко, если вам, было, неинтересно возьмите – тучку.



Альбина Бабашева
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне»

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева А. Я.

Тема: «Мы – Россияне»

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн, с символическим значением цветов государственного флага России;

2. Развивающие:

Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением.

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

3. Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам;

4. Коррекционные:

Развитие тонкой моторики руки с помощью пальчиковой гимнастики;

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие (доминирующая область).

2. Речевое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование.)

4. Физическое развитие.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию; проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России;

Беседы о дружбе;

Чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;

Рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);

Прослушивание аудио запись гимн России.

Пособия и материалы: географическая карта России, глобус, флаг России;

раздаточное: альбомные листы, цветные акварельные мелки.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, древка, Георгий Победоносец.

Ход занятий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор демонстрационного материала Государственной символики России.

Воспитатель (загадывает) загадку о Родине;

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь-скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь? (Родина.) (ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей большой прекрасной Родине. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Кто знает, где расположена наша страна на карте? (ответы детей, если затрудняются, необходимо помочь).

Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)

Воспитатель. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель и дети читают стихотворение:

«Наша Родина большая», В. А. Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей.) Россия.

Воспитатель. Правильно, значит мы с вами Россияне.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, что такое отличительный знак государства? (ответы детей).

Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства.

Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.

Использование ИКТ (проектор, ноутбук).

Задание № 1. (слайд №1)

А теперь предлагаю найти наш российский герб среди гербов других стран. Обозначьте его расположение. (Первый с лева, в нижнем ряду).

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Звучит гимн РФ.

Дети обращают внимание на мелодию, и вспоминают ее.

Ребята, давайте вспомним, что это за мелодия, песня? (ответы детей).

Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Это Гимн и его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение. Прошу всех встать.

После гимна вместе с детьми рассматриваем гос. Флаг.

Воспитатель.

А теперь задание на сообразительность. Использование ИКТ. Слайд №2.

Я предлагаю вам выбрать на слайде среди разных флагов российский флаг, определите его положение (ответы детей).

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников).

Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).

Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

Динамическая пауза . Ребята давайте вспомним игру, которую мы учили вчера. Кто помнит?

«Мы –Россияне».(пальчиковая игра)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

Итог занятия:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду говорить предложение, а вы его закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная река России…. Волга.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю в раздевалку, повесить Российский флаг и гимн России. Кто хочет мне помочь? (ответы детей). Тогда давайте я буду печатать текст гимна, а вы нарисуете флаг! (ответы детей). (ответы и предложения детей). Дети могут предложить каждый нарисовать флаг, или коллективную работу.

(дети рисуют пастельными мелками).

Публикации по теме:

МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.