Конспект занятия на тему "весна пришла". Конспект занятия для детей младшей группы на тему: «Весна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В гости к весне"

Цель: воспитывать азы экологической культуры, культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Образовательная : закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны, закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования, уметь подбирать соответствующую цветовую гамму и располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

Развивающая : развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Материал:
ИКТ (презентация о весне, аудиозапись «Голоса природы»), гуашь, кисти, жесткие кисти, непроливайки с водой, ватный палочки, вата, восковые карандаши, салфетки, клейстер.

Дети входят в группу под спокойную музыку, становятся вокруг воспитателя.
Воспитатель: прислушайтесь.

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну конечно, не слониха,
И, конечно бегемот тихо так пройти не смог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна!

Сегодня у нас с вами необычайная встреча. Мы отправляемся в гости к Весне. А как вы думаете, на чём нам с вами можно будет полететь, поплыть, поехать? (ответы детей).

А давайте мы полетим на ковре-самолёте. Садимся на ковёр- самолёт и отправляемся в полёт. (Дети садятся на ковёр-самолёт, звучит музыка). На волшебном ковре-самолёте все закрывают глаза и полетели. Летим мы с вами в волшебную страну. Что там происходит, я буду вам рассказывать, а у вас глаза закрыты быть должны, иначе вы ничего не услышите (звучат звуки природы, пение птиц).

Солнышко светит ярко. Почки на деревьях набухли, на лесных полянках робко показались подснежники. Прилетели птицы и звонка запели свои весёлые песенки. Медленно на полянку опустился наш ковер- самолёт, открываем глаза, и встаём.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, в какое время года вы прилетели? Вот и к нам пришла весна. Вы знаете, что у каждого слова есть слова родственники. Подберите слова-родственники к слову «весна» (весняночка, веснушка, весенние….). А теперь придумайте определения к слову «весна», какая она? (тёплая, ранняя, красивая, добрая…). Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Умнички! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Я вам предлагаю немного поиграть: игра «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

А теперь давайте присядем на свои волшебные пенёчки и и вспомним загадки о весне…..
1. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной).
2. Новоселье у скворца, он ликует без конца, чтоб у нас был пересмешник, смастерили мы…(скворечник).
3. Нам каждому весенняя природа дорога. Ручьями растекаются холодные снега. И первым появляются в проталине…(подснежник).
4. Растёт она вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт- растает и потечёт (сосулька).
5. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).

Ой, ребята, посмотрите на эту полянку, какая она грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картину о весне.
- А что бы вы нарисовали на этой картине? (Деревья, цветы, солнце, облака, птиц).
- Цветы можно нарисовать жесткой полусухой кистью. (Показ рисования жёсткой полусухой кистью).
- Деревья мы будем рисовать восковыми карандашами, а почки и листья можно нарисовать тычком ватной палочкой палочкой. (Показ рисования).
- Солнце мы нарисуем гуашью, а облака мы будем делать из ваты. (Показ изготовления).

Но прежде чем приступить к работе я предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый дождик».

А теперь подумайте и выберите, что вы будете делать. Выберите себе материал и краски. (Ребята выбирают работу по желанию).

Творческая работа детей. Звучит спокойная музыка.

Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, звери проснулись после зимней спячки. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весеннюю картину. Как такую картину называют? Эту картину вы возьмите с собой и покажите её своим близким, а весна из окошка полюбуется на картину.

Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и поехали! Вот мы и приехали в ваш детский сад. А весна передала мне для вас свои волшебные весенние цветы, а цветы не простые, они с сюрпризом.

Занятие окончено, большое спасибо!
Фото с занятия



Презентация на тему: В гости к Весне!

Тема: «Весна»

Цель: уточнить характерные признаки Весны, выявить простейшие причинно- следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- учить устанавливать причинно - следственные связи.
- продолжать учить составлять предложение на основе картинок - символов.
- обогащать словарный запас.
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения.
- закреплять умение воспринимать образ весны в музыке, стихах, рисунках
- обогащать речь детей существительными, прилагательными
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику
- развивать зстетическое восприятие красоты природы.
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе
- способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
- доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …- весна -
(Входит Весна - воспитатель.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: дети, сейчас я увидела, что к окну прилетела сорока, постучала в окно, радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Она оставила нам записку: «зима ни как не хочет уходить на север, хочет и дальше властвовать у нас. Но это нельзя допустить, ведь животные, люди, растения ждут весну.»
Восп: Ребята, как бы победить зиму? Надо что–то придумать……

Восп: А я знаю, что боится зима! Солнечного тепла, красоты и нежных весенних красок.
И еще я знаю, кто не боится зимы, холодного снега и ветра. Отгадайте загадку.
На снежную поляну,
Согретую весной,
Упал кусочек неба-
Расцвёл цветок лесной!
Восп: Самый смелый и правда подснежник. Он появляется с солнечным теплом, он красив и самого нежного цвета.

Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут нас тайны лесные,
В лес тропинка зовёт.

Безречевые дети:
отгадывают загадки, ответ дают с помощью
картинок
закрашивают названный учителем признак весны у
себя на рисунке
находят на трафарете заданный объект
обводят по трафарету заданный объект
сопоставляют с цветной картинкой обведенный
силуэт по трафарету
раскладывают по признакам в две линии объекты
зимой и весной.
Безречевые дети: Заканчивают фразу учителя с помощью слов картинок.
Безречевые дети:
составляют предложения с помощью слов картинок и картинок
действий
составляют предложение по схеме с помощью слов - картинок
подбирают картинки к двум сюжетным картинам «Зима» и
«Весна».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери картинку к слову». Первое задание - надо подобрать картинку к слову «весенний» (ручей, дождь, сад), чётко назвать что получилось и прикрепить её под аналогичным сочетанием слов. (даёт пример.) К слову «весенняя» (вода, лужа, капель, проталинка). К слову «весеннее» (облако, солнце, небо, настроение). давайте ещё раз скажем, что бывает весеннее, весенняя? О чём можно сказать «весенний»? Сейчас мы продолжим свою прогулку.

Но прежде чем отправиться в лес, вам надо ответить на мои вопросы предложением, начиная со слов «Весна или весной».

После какого времени года начинается весна? (Весна наступает после зимы.)
- С какого месяца начинается весна? (Весна начинается с марта месяца)
- Что происходит весной в природе? (Весной ярко светит солнце, день становится длиннее, бегут ручьи, тает снег, небо стало выше и голубее и т. д.)

Весна, да, ребята, от добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны веселые голоса птиц. Пробуждается природа.

В.: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д.: Весна! (Хоровой ответ)
В.: Правильно мои хорошие, на смену зиме пришла весна. Весело звенят капели, бегут ручьи. Все вокруг радуется весеннему солнышку. Давайте мы с вами понарошку отправимся в весенний лес.
Д.: Давайте!
В.: В лес скорее собирайтесь
Быстро-быстро наряжайтесь.
Да в дорогу отправляйтесь.
Вот мы и готовы!
Как бы нам добраться в лес?
Может вот на этих воздушных шариках?
Какие они? Какого цвета?
Д.: Разноцветные (Индивидуальные и хоровые ответы).
В.: Что дети можно сказать о шариках?
Д.: Большие и маленькие (Индивидуальные и хоровые ответы).
В.: А какого цвета большие шары? Какого цвета маленькие? (Индивидуальные и хоровые ответы).
В.: Девочки возьмите маленькие шарики, а мальчики – большие. (Дети разбирают шары)
В.: Все готовы, тогда в путь! (Звучит музыка Шаинского «Облака», дети на носочках бегут по кругу имитируя полет на шарах).
В.: Вот мы в весеннем лесу. Ставьте свои воздушные шарики в вазочку
(Собирает шарики и ставит в вазу).
В.: Дети, чувствуете, как легко дышится в весеннем лесу. Вздохните глубоко и выдохните. Чувствуете, какой чистый воздух в весеннем лесу. Просыпается природа после зимнего сна. А вот и первые подснежники. Они так называются, потому что первыми выглядывают из-под снега. Вот они, посмотрите, какие нежные и трогательные. (Обращает внимание на подснежники).
В.: Смотрите на полянке подснежники. Чему они радуются?
Д.: Солнышку, теплу, весне!
В.: Правильно, они рады ласковому солнышку, весне, теплу. Давайте их рассмотрим, какого они цвета?
Д.: Синие и желтые?
В.: Молодцы они желтые и синие. Хотите поиграть?
Д.: Да!!!
В.: Тогда наденьте шапочки – цветочки на голову.
Влево – вправо повернитесь,
И в подснежник превратитесь.
(Дети садятся на корточки. Стихи сопровождают движениями, которые дети выполняют вместе с воспитателем).
В.: Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза), улыбнулись (улыбаются), потянулись (тянутся), раз - росой они умылись (умываются), два – изящно покружились (кружатся), три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают), а четыре полетели (бегают), пять они остановились (останавливаются) и тихонько опустились (приседают).
В.: Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Теперь нам надо обратно превратиться в деток. Влево – вправо повернитесь, и в ребяток превратитесь (дети возвращают цветы – шапочки под дерево).

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Вот мы с вами в лесу. Присаживайтесь, ребята, на брёвнышко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все радуются солнышку и наши пальчики тоже. Мы поиграем с ними.
(Пальчиковая гимнастика)

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики (спрятали за спину)
Пошли пальчики с утра (пошевелить)
В гости к тёте разыгра (хлопать в ладоши)
На скамеечке сидели ((поочередно посидеть на большом пальце)
Напились чаю чаю разыграю (чередовать хлопки и показ большого пальца)
Солнышку ладошку подставили немножко
Пальчики подняли, лучиками стали.

А сейчас мы нарисуем весёлое, ласковое солнышко. Рисовать будем пальчиками.

(Рисование пальчиковым методом.)
Замечательное солнышко у вас получилось.
Физминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Сразу всех лучи согрели
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погулял и немножечко устали!
Творческая практическая деятельность учащихся
Воспитатель оказывает только косвенное воздействие на рисование. Следит за последовательностью выполнения работы. Напоминает, если требуется.

Весна. А сейчас продолжим прогулку по весеннему лесу. (Подходят к «сугробу».) А что это такое? (дети поднимают ткань, заглядывают под неё и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.) Не пора ли тебе, мишка, просыпаться? давайте проговорим чистоговорку сначала тихо, потом громко, может мишка и проснётся.

На-на-на - наступила весна.
Но-но-но - распахнем окно.
Не-не не - рады мы весне.

Восп: Ну а пока мишка просыпается после долгой зимней спячки, мы с вами поиграем.

Физкультминутка «Мы пришли в весенний лес».

Мы пришли в весенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка ветвями шумит.
Слева - ёлка на нас глядит!
На опушке зайчик скачет.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок!
На поляне серый рыщет.
Он себе добычу ищет
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Наклонился взад - вперёд.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки - для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся.
Общая релаксация.
И.П.: стоя «Солнышко».
Учитель: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнца, идёт тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног.Усталость проходит, мышцы отдыхают Улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова.

ИТОГ.
Как стало тепло в лесу! Снег растаял, птицы поют. Спасибо вам, ребята. Наконец то, весна ко мне в лес пожаловала!

Воспитатель: - Весна прислала вам подарок. Давайте его откроем.

В.: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Понравилось вам в весеннем лесу?
Д.: Понравилось!
В.: Как не грустно, но нам пора прощаться с весенним лесом и возвращаться в детский сад, разбирайте свои шарики. Кто на каком полети, девочки на каких шариках? А мальчики? (Дети разбирают шарики).
В.: Проверьте, все взяли шарики. Очень хорошо. Полетели. (Дети бегут на носочках по кругу под музыку Шаинского «Облака» и садятся на свои стульчики)
В.: Наше необычное занятие закончено.
Подведение итогов. Отметить активных.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна»

Программное содержание:

1.Уточнять и обобщать представления о характерных признаках весны.

2.Совершенствовать навыки детей в составлении описательного рассказа о весне

по плану.

3. Развивать навык построения сложного высказывания.

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме ранняя весна.

5.Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.

6. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе

активного использования фольклора (загадок, закличек).

Ход занятия

Звучат звуки весеннего ручейка.(слайд 1) (Презентация к конспекту занятия:"Весна")

В: Ребята, вы слышите? Что это за звуки?

Дети предлагают разные варианты ответов.

Правильно, это звуки весеннего ручейка.

Сейчас закройте глазки и представьте, как бежит весенний ручеёк.

Открывайте глаза, представили?

Ребята, какое сейчас время года?

Д: Весна.(2 слайд)

Как вы думаете ранняя или поздняя сейчас весна?

Правильно, ранняя. Как вы догадались, почему ранняя?(снег еще не весь расстаял)

А как нам хочется больше солнышка, чтобы на улице стало теплее.

Вы хотите, чтобы быстрее пришла настоящая весна?

Тогда позовём ее все дружно, произнесём закличку.

Дети вместе с воспитателем произносят закличку.

Весна-веснянка, приходи,
Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень,
Пусть теплее будет день!

Весна- веснушечка, красная!
Приди, весна, с радостью.

3 слайд

Ребята, мы звали весну, а к нам в гости пришла девочка Веснушка-хохотушка, подружка весны.

Веснушечка к нам пришла не с пустыми руками. У неё есть сундучок. Заглянем в сундучок?

Ребята, в сундучке лежат снежинки.

В: Странно, на улице весна, а у Веснушки в сундучке снежинки.

Как вы думаете, почему? А почему снег не тает?

Какое солнышко ранней весной? Слайд 4.

Солнышко спит. Чтобы его разбудить, я вам предлагаю с ним поиграть.

Расскажите, какое солнышко.

Тёплое, лучистое, горячее, весеннее, круглое, весёлое, серебристое, золотое(появляются лучики на солнце)

А на солнышке появляются лучики, значит оно какое?(лучистое)

Поиграем с лучиками?

Психогимнастика.

Лучик, лучик озорной (поочередно руками сжимаем разжимаем пальцы)

Поиграй-ка ты со мной (моргаем глазами, пальчики-клювики возле лица)

Ну-ка, лучик, поднимись (фонарики руками вверх)

На глаза мне покажись.(глаза вверх-вниз)

Взгляд я влево отведу (глаза отводим влево)

Лучик солнца я найду. (хлопок слева)

Взгляд я вправо отведу,

Снова лучик я найду.

Молодцы ребята, вы развеселили солнышко, и оно стало веселым.(слайд 5)

Посмотрите, в сундучке у Веснушки ещё что-то лежит. Что это? Правильно, это видеокамера. Веснушка предлагает вам снять видеофильм о весне, а вам стать настоящими режиссёрами. Вы согласны? Повторите, кем мы будем?(режиссерами). Что мы будем делать?(снимать фильм) о чем? (о весне)

Тогда я ставлю видеокамеру вот сюда, и она будет снимать фильм.

Ребята, вы помните, как мы рисовали весну? Это будут наши кадры к фильму.

Расскажите, что изображено на них?

Итак, Кадр 1.

Слайд 6(рисунок)

Расскажите, что изображено на нем?

Ранней весной солнышко светит, но пригревает слабо.

Слайд 7 Кадр 2.

Кто хочет рассказать?

Ранней весной снег тает, и появляются первые проталинки.

Слайд 8 Кадр 4.

Весной на проталинках расцветают первые цветы, подснежники.

Слайд 9 Кадр 3.

Снег тает, и на земле образуются лужи. Весной с пригорков бегут звонкие(быстрые) ручейки.

Слайд 10 Кадр 5

Весной на деревьях набухают почки.

Слайд 11 Кадр 6

С теплых краев прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.

Молодцы, ребята. А теперь мы немножко отдохнем.

(физминутка солнышко лучистое под музыку)

Слайд 12 Кадр 7(общая картинка)

Какой красивый весенний пейзаж. На рисунке можно найти все признаки весны.

Расскажите о весне по плану. Не забывайте, что у любого рассказа есть начало, середина и конец.

В начале расскажите, какое время года наступило? (Наступила ранняя весна ).

Затем расскажите, о солнышке какое оно весной.

Что происходит со снегом.

Расскажите о проталинках, ручейках.

О перелётных птицах.

Закончите рассказ.

Кто хочет первым составить рассказ? Дети составляют рассказ(2-3 человека).

Молодцы ребята!

А теперь нам нужно смонтировать фильм. У Веснушки в сундуке я нашла почти настоящую видео пленку. Подойдите ко мне (на столе лежат ваши рисунки,) у нас есть несколько рисунков о весне, нужно подумать с какого кадра начнется наш фильм. Как вы думаете? Как вы считаете, какой следующий будет кадр? Кто выберет кадр 3 и т.д. (рисунки о весне и приклеить кадры к пленке).

Вам интересно, какой у нас получился фильм? Предлагаю его посмотреть.

Я подключаю камеру к ноутбуку.

Дети смотрят фильм.

Интересный фильм у нас получился? Вам понравилось быть режиссёрами?

Мне тоже очень понравился фильм. Я думаю и Веснушке понравился наш фильм.

А Веснушка дарит вам хорошее весеннее настроение.

Конспект игрового занятия для детей ясельной группы (3-го года жизни), тема: «Весна»

Цели занятия:

Познакомить детей с весенними изменениями в природе.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы.
Учить детей видеть взаимосвязь между состоянием погоды и одеждой, понимать последовательность роста растений.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, геометрических фигурах, количестве.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Различать понятия «быстро-медленно», «сильно-слабо».
Закреплять умения двигаться под музыку соответственно тексту песни.
Учить детей рисовать с помощью пипетки.
Совершенствовать навыки рисования кистью, наклеивания, лепки.

Оборудование:

Сюжетные картины о весне.
Силуэтные картинки куклы, зимняя и весенняя одежда для куклы.
Картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, неразливайки, синяя краска.
Цветущая ветка абрикосового дерева в вазе с водой.
Картинка-фон с изображением ветки, клей, вырезанные из салфетки розового цвета цветы.
Картинки с изображением цветущей ветви, зеленого абрикоса и спелого абрикоса.
Пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов.
Соленое тесто зеленого цвета, пластилин желтого цвета, вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы.
Силуэтные изображения тучек и солнышка, прищепки, веревка.
Пипетки, емкости с водой, вырезанные из картона цветы и листочки.
Картинка-фон с изображением черных ямок, аналогичные по форме силуэтные изображения луж, вырезанные из картона мостики.
Вырезанные из прозрачной клеенки лужи маленького и большого размера, пеньки.
Схематичное изображение скворечника из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, счетные палочки, силуэтное изображение птички.
Рисунок-фон с изображением птиц и гнезда.
Настольная игра «Чей малыш?»
Картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.
Аудиозаписи: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

О чем наше сегодняшнее занятие вам расскажут картины и музыка. Смотрите и слушайте.

Рассматривание картин и слушание музыки (Вивальди «Весна»)

О чем рассказывают эти картинки? О том, что наступила весна. И музыка рассказала нам о весне. Что такое весна, что она нам принесла? Будем разбираться.

Весной становится тепло, тает последний снег, бегут ручейки.

Дидактическая игра «Переодень куклу»

Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу.

Рисование красками «Бегут ручьи»

Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега - снег растаял и превратился в ручейки.

Весной распускаются первые цветы.

Наблюдение за цветущей веткой абрикосового дерева

Посмотрите на эту ветку. Это ветка абрикосового дерева. Сейчас на ней появились цветочки. Понюхайте носиком запах этих цветов. Нравится вам этот запах? К концу весны на месте цветочков появятся зеленые абрикосы. А летом абрикосы поспеют, станут желтыми, вкусными и тогда, мы будем их кушать.

Аппликация «Дерево в цвету»

К листу-фону с изображением ветки дети приклеивают вырезанные из салфетки цветы.

Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

Посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку - что было сначала, а что потом.

Танец «Весенняя пляска»

Дети выполняют движения, соответственно тексту песни.

Игра с пуговицами «Весенние цветы»

На картинке с цветами найдите место пуговицам. Подбирайте пуговицы по цвету и величине.

Лепка «Фиалки»

Из соленого теста зеленого цвета дети прямым раскатыванием лепят толстую колбаску. В нее вдавливают вырезанные из яичной клетки фиолетового цвета цветы фиалки. Из пластилина желтого цвета раскатывают круговыми движениями шар и делают из него серединку цветка.

Весной дождик часто бывает, землю поливает.

Игра с прищепками «Тучки и солнышко»

Дети развешивают тучки на веревке с помощью прищепок.

Постучите пальчиками по столу, как капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь, капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Сделайте солнышку лучи из прищепок.
Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.

Упражнение «Капельки-дождинки»

После дождя на цветочках, на листочках остались капельки-дождинки. Возьмите пипетки и с их помощью сделайте капельки на цветочках и листочках.

Дидактическая игра «Мостики через лужи»

После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Приложите к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.

Динамическая пауза «Через лужи»

На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть, большая лужа, через которую нужно пройти по пенькам.

Весной просыпаются после зимней спячки звери, прилетают птицы.

Конструирование «Скворечник»

Из геометрических фигур выложите скворечник на листе-схеме.

Рисование карандашами «Покажи птице путь к гнезду»

Проведите линии так, чтобы все птицы попали в свое гнездо.

Дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»

Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, кто спал зимой. Разбудите их, скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Не слышат, скажите громче. Похлопайте в ладоши, потопайте ногами. Разбудили. Медведя посадите возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.

Весной у многих зверей и птиц появляются детки.

Галина Черняева
Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)

Краткая аннотация : методическая разработка входит в цикл занятий по познавательному развитию старших дошкольников , раскрывает вопросы гуманного отношения к природе родного края. Может быть полезно педагогам ДОУ.

Цель : Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи :

* обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;

*закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания;

*развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;

*воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе родного края.

Словарная работа : Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая, пернатые.

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.

Взаимодополнение : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- творческое развитие.

Культурные практики : познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Методы и приёмы : игровой, беседа, вопросы, художественное слово, рассматривание, прослушивание, объяснение, указания, поощрение.

Материал и оборудование : картинки с изображением перелётных птиц, запись голоса птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы. клей, салфетки, кисточки. клеёнки.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент) .

Дети стоят полукругом.

Воспитатель читает отрывок стихотворения :

Как это приятно -

Проснуться и встать.

И синее небо

В окно увидать.

И снова узнать,

Что повсюду - весна ,

Что утро и солнце,

Прекраснее сна! (И. Мазнин)

Воспитатель : - Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.

2. Основная часть.

Воспитатель : - Ребята, вы рады весне ?

Как мы можем определить, что наступила весна ?

Правильно, по приметам.

Проводится дидактическая игра "Приметы весны " (с мячом) .

Воспитатель : - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны , которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.

Солнце светит ярко и пригревает.

Ночи стали короче, а дни длиннее.

На солнце снег тает и превращается в воду.

Появляются проталины.

Бегут весёлые ручейки.

Появляются первые весенние цветы - подснежники.

С юга возвращаются перелётные птицы.

Набухают почки на деревьях и кустарнике .

Просыпаются насекомые.

Тёплый ветер дует с юга.

Воспитатель : -Молодцы, ребята, весна у нас уже в городе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне .

1. К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны . (И. Токмакова)

2. Наконец пришла весна .

Ель, берёза и сосна,

Сбросив белые пижамы,

Пробудились ото сна. (И. Шандра)

3 По весне бухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна -

Сколько носиков зелённых (Т. Дмитриев)

4. Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна . (Е. Карганова)

5. Хорошо в лесу в апреле :

Пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют,

На деревьях гнёзда вьют. (Г. Ладонщиков)

6. Чудо-чудо-чудеса -

У лесной проталинки

Раскрываются глаза

У цветочков маленьких.

Есть у них и имя нежное -

Называются - "Подснежники".(В. Алфёров)

7. Листики проснулись

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна :

Неужели это…

Неужели лето?

Нет, еще не лето,

Но уже – весна (В. Данько)

Воспитатель : -Молодцы, ребята, а сейчас поиграем.

Речедвигательная игра "На лужайке по утру"

На лужайке поутру (дети встают в круг, берутся за руки)

Мы затеяли игру.

Я - подснежник, ты - вьюнок,

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки. (бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять - (смыкают круг)

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. - (прыгают на носочках)

Воспитатель : - Ребята, весна - полна чудес , она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях .

Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?

Правильно, грачи.

Воспитатель : - Какие ёще птицы прилетают в марте?

Воспитатель : - Правильно, скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.

Дети : - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.

Воспитатель : - Ребята, а когда к нам возвращаются утки и гуси?

Воспитатель : - Правильно, как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.

Воспитатель : - Как мы называем этих птиц?

Воспитатель : - Правильно, водоплавающие.

Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.

Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в наш край. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)

Воспитатель : - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

Воспитатель : - Что общего у всех птиц?

Воспитатель : - Правильно, у всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.

Воспитатель : -Что происходит нового в жизни птиц весной ?

Воспитатель : -Правильно, птицы заняты важным делом . они вьют гнездо.

Воспитатель : -А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями, в камышах на пруду, под крышами домов, в скворечнике и т. д.).

Воспитатель : -Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т. д.)

Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?

Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)

Воспитатель :- Ребята, сейчас, я предлагаю вам угадать птиц по их голосам.

Воспитатель : Молодцы, ребята, а сейчас я приготовила для вас новое задание. Каждый из вас возьмёт любую понравившуюся птичку, вырежет её и разместит там, где она строит себе гнездо. но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику : "Птицы"

Тили-тели, тили-тели, (Скрестить большие пальцы,

С юга птицы прилетели. Помахать ладошками)

Прилетал к нам скворушка

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей, (Загибать поочередно пальцы на руках)

Торопились кто быстрей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись прилетели, (Сложить указательный и большой

Песни громкие запели. Палец «открывать-закрывать клюв)

Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.

Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку. По окончанию самостоятельной деятельности, дети исполняют хороводную песню "Веснянка " сл. и муз.

Заключение.

Воспитатель : -Ребята, вот и подошло наше занятие к концу . Что вам понравилось на нашем занятии ? Что вам запомнилось?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Все ребята сегодня получают призы.

Список использованных источников :

1. Рыжова Н. А. Программа "Наш дом природа" М. "Карапуз- дидактика"-2005г.

2. Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" М. -1995г.

3. Стихи о весне : http://www.vsezagadki.ru

4. Фотографии птиц для создания презентации : http://images.yandex.ru