Конспект родительского собрания в форме игры "Знаю ли я своего ребенка?". Тренинг для родителей «Знаю ли я себя и своего ребенка

11.04.2018

«Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?

Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а неумение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребёнка общественных мотивов поведения и нравственно – волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).

Создавайте ребёнку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда.

Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 4-5 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. Именно от него зависит общее развитие ребёнка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Родители стесняются дать детям так нужную им ласку, теплоту.
Робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают пугливыми личностями, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обострённо переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, уходят в мир фантазий вместо того, чтобы активно действовать.

Результаты исследований психологов показывают, что такое воспитание не достигает цели. Родители наказывают своих детей за всё: несоблюдение порядка, плохие отметки невыполнение их требований, нарушение многих других запретов. Таких родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребёнок был послушным и беспрекословно выполнял требования взрослых.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они всеми силами стараются «выжать» из ребёнка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим по-разному: плачем, неожиданной тупостью, беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируются во время выполнения задания.

Чрезмерный контроль родителей за действиями ребёнка исключает всякое доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасятся инициатива и воображение. Чем старше становится ребёнок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты. Иногда даже с печальным исходом.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребёнок лишён самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Из таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то всё решает, и им не остаётся ничего другого, как подчиняться чужой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребёнка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Эгоизм, безответственность, необходимость получить удовольствие сразу, потребительское отношение к окружающим – вот следствие такого воспитания. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающимися о материальных и иных возможностях родителей.

Воспитание равнодушием. Ребёнок предоставлен сам себе, никем не контролируется. Он не получает ни тепла, ни внимания. Никто не формирует в нём навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». У таких детей возможны серьёзные нарушения поведения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность и равнодушное отношение родителей. Для исправления таких детей требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, не получают от родителей ласки, тепла и заботы, а только заменители любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать или даже отдыхать. Воспитание отражается на психике ребёнка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Очень часто такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определённую самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать своим поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребёнку, особенно старшего дошкольного и младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является таковой, если они принимают ребёнка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребёнка. Родители должны критически относиться к своим ошибкам. Но, тем не менее, воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, контроль необходим ребёнку, потому что он теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Но не забудьте, что надо найти такие формы контроля, которые соответствовали бы возрасту ребёнка и не ущемляли бы его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля («делай, как я сказал!») использовать инструктивный контроль («может быть, ты сделаешь так, как я предложу?»).

Так что же надо знать о своем ребенке?

Знать, чем он живет, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

С чем ему никогда не справиться, во что он верит

и в чем сомневается и т. д.

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя и воспитатели несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: "Я знаю, что нужно моему ребенку!" Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: "Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!"

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.

То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного.

Предлагаю ответить на вопросы:

Вы и ваш ребенок!

Что Вы можете рассказать о своем ребенке? Его увлечениях, интересах? Вы поддерживаете их? Вы разделяете их? Как часто между вами и ребенком проходят разговоры о его нуждах, проблемах, просто о том, как прошел его день? Как вы критикуете своего ребенка и делаете ли Вы это вообще? Насколько доверительны ваши отношения? Если ребенку нужен совет, к кому он чаще всего обращается? Авторитетно ли ваше мнение для Вашего ребенка?

Наедине с собой?

Что делает Ваш ребенок по приходу домой? Какие фильмы и передачи он смотрит? Сколько времени проводит за компьютером? В каких целях – образовательных, познавательных, игровых? Интересует ли его интернет? Какие сайты? Какую информацию ищет он в сети? С какой целью? С кем и о чем он там общается? Ограничиваете ли Вы доступ к данным сетям?

Ребенок и его друзья

Знаете ли вы друзей своего ребенка? Это друзья из школы, двора, секции или? Что вы о них знаете? Одобряете ли Вы их дружбу? Они предпочитают проводить время у Вас дома или Ваш ребенок уходит с большим удовольствием к друзьям? Как Вы думаете почему? Стремитесь ли Вы помочь в организации досуга своего ребенка и его друзей? Если у вашего ребенка появляются новые друзья, как быстро вы узнаете об этом? От кого? От него или случайно?

Дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Родители должны знать:

Чем интересуется ребенок,

О чем мечтает,

Что читает,

С кем дружит, враждует, просто общается,

Какую позицию занимает в группе, во дворе,

Любит ли дет.сад

Какие у него интересы, вкусы, привычки,

Какие у него проблемы.

Отсутствие такой информации не только создает трудности во взаимоотношениях детей и родителей, но и приводит к их обострению, к взаимному отчуждению, потере контакта. Чаще просто разговаривайте с ребенком, старайтесь делать что-либо вместе, причем не только уроки или домашние дела. Игра, совместный отдых, походы - все это сближает. И если все эти условия соблюдаются, то ребенок открывается вам, доверчиво делится своими проблемами, радостями и планами.

Педагог –психолог Семихина В.К.

Петрова Татьяна
Родительское собрание «Знаешь ли ты своего ребенка?»

Родительское собрание на тему «Знаешь ли ты своего ребенка Цель : Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми , педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями ; развитие самосознания родителей и педагогов .

Задачи :

1. Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей, использовать их в процессе семейного воспитания.

2. Развивать конструктивные представления о детях у родителей .

3. Способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка .

Ход собрания:

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас.

Со щечками, с веснушками, с прическою и без,

Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…

Ведущая : Добрый вечер, уважаемые родители , гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Что я знаю о своем ребенке

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима . Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители Личности ребенка ». Вот почему так важно знать своего ребенка , чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности.

Сегодня с помощью тестов и других заданий мы попытаемся узнать, а как хорошо вы знаете своих детей , насколько интересуетесь их жизнью.

Ваш ребенок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы . Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете.

Кто самый старший в группе? (Вадим)

Кто самый младший в группе? (Даша И.)

Кто часто приносит в детский сад мягкие игрушки? (Даша Ч.)

У кого самые длинные волосы? (Аня А.)

Кто в группе шатен? (Боря)

Какая девочка в группе самая скромная? (Юля)

Что сейчас больше всего ждут дети? (переезд в другую группу)

Кто самый любознательный? (Все)

Презентация. На каждый вопрос появляется фотография ребенка .

Игра "Верно-неверно"

Дети заранее отвечают на вопросы, воспитатель записывает их ответы в таблицу.

Родители отвечают на эти же вопросы, затем воспитатель раздает таблички с ответами детей. Чем больше совпадений, тем лучше родитель знает своего ребенка .

Любимая игрушка ребенка Любимый мультфильм Лучший друг Любимая еда

Тест "Какой вы родитель ".

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми :

Фразы. Баллы

1 Сколько раз тебе повторять. 2

2 Не знаю, чтобы я без тебя делала. 1

3 И в кого ты только уродился ! 2

4 Какие у тебя замечательные друзья. 1

5 Ну, на кого ты похож! 2

6 Я в твоё время! 2

7 Ты моя опора и помощник (ца! 1

8 Ну что за друзья у тебя! 2

9 О чем ты только думаешь! 2

10 Какая ты у меня умница! 1

11 А как ты считаешь, сынок (доченька? 1

12 У всех дети как дети, а ты! 2

13 Какой ты у меня сообразительный! 1

14 Посоветуй мне пожалуйста. 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель , не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу . Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком . Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее . Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком . Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель , оценили достоинства и недостатки своего ребенка .

Практическое задание “Загибаем лист”:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка .

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод : Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Отгадайте, о чем говорят дети.

Татьяна Николаевна, а Настя бухлюет.

маленьких вперёд не пускают, только взрослым можно

папа ее продал, потому что врезался (автомобиль)

Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое.

Она заботливая, никого не ругает. У нее есть дедушка (бабушка)

Это дядя. Он сильный, он умеет говорить, может водить машину.

Он никого не боится, даже подарил маме кольцо.

Он подарил мне флажок и водил меня в кафешку.

Мама сказала, мне ее есть нельзя.

А я ее не люблю

Можно только 4 ложечки?

Мама сказала, что не буду с тобой разговаривать.

Обещали экскаватор, но не купили.

Папа сказал, что я плохой и меня в лес жить отправят.

Он сзади приделан.

У меня его не бывает.

Есть у моего кота ….

Многие родители даже не знают , что происходит в группе, какие праздники бывают, а ведь дети уже в таком возрасте, когда сами могут рассказать, что происходит в детском саду. Мы с вами сами закладываем отношения с детьми, их доверие. Учим ценить отношения, любить и заботиться друг о друге. Что мы заложим в своих детях, то и получим, когда они подрастут.

Небольшое выступление психолога «Познаем своего малыша »

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

НА ТЕМУ: «Знаю ли я своего ребёнка?»

Цели:

Формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогами и родителями

Повышение уровня педагогической культуры родителей

Задачи:

- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами, способствовать сплочению группы

Расширить представления родителей об индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании.

Выработка оптимальных требований и условий воспитания

Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка

Повысить активность родителей в подготовке и проведении различных совместных мероприятий.

Материалы и оборудование: презентация «Жизнь нашей группы», плакаты, памятки для родителей, бланки с тестами, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши, листы белой бумаги, ручки, листы с детскими ответами на вопросы, конверт с вопросами, аудиозапись музыки, игрушка-сердце.

Участники семинара:

Воспитатели группы, родители, педагог – психолог ДОУ

Предварительная работа:

1. Родителям предлагается написать небольшое сочинение на тему «Мой ребёнок!»

2. Опрос детей по вопросам и запись ответов.

2. Оформление плакатов с цитатами:

«Воспитание может все». (Гельвеций.)

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». (А.С. Макаренко.)

«Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго ).

«В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение».

«Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание».

3.Оформление приглашения, подготовить тест, игры для родителей, памятки, оформить группу, подбор музыки.

4. Подготовить слайд-презентацию «Жизнь нашей группы».

План семинара – практикума:

1. Показ презентации.

2. Вступительное слово воспитателя. Игры и задания.

3. Выступление психолога. Игры и задания.

4. Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»

5. Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем

6. Тест: «Какой вы родитель».

7. Выступление психолога. Практическое задание: "Загибаем лист".

8. Вручение памяток родителям

ХОД СЕМИНАРА

Воспитатель

Мы рады видеть Вас, уважаемые родители. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной теме. Мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях и обсудим проблему понимания своих детей. Для начала мы должны принять правила:

У нас нет сторонних наблюдателей, мы все активные участники.

Доверьтесь нам, как друзьям, поверьте нам как специалистам.

Мы – воспитанные люди, умеем хранить секреты, которые нам доверяют.

Каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным.

Игра: «От всего сердца».

Цель: установить между родителями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.

Родители сидят по кругу. Каждому участнику необходимо представиться, передавая сердечко и сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, так как детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: содействие сплоченности родителей в группе, доброжелательной атмосферы

Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые бы рассказали о вашей семье, что самое главное, очень важное, на ваш взгляд, есть у вашей семьи. Потом вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о своей семье.

Воспитатель:

- «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?» Немного странно слышать родителям этот вопрос, не правда ли? Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на этот вопрос. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.

Закономерно возникает вопрос: «А знаем ли мы своего ребенка?» уважаемые родители об этом сегодня мы и говорим.

Задание «Хорошо ли я знаю своего ребенка»

Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на предлагаемые вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей, и мы узнаем, насколько хорошо вы знаете своих детей.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый добрый, по мнению ребенка?

3. Кого в семье ребенок считает самым строгим?

4. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

5. Любимая сказка вашего ребенка?

6. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

7. Во что больше всего любит играть ребенок?

После этого раздаются листы с ответами детей и родители их сравнивают со своими.

Психолог

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово для вас самое сладкое, ласкающее слух? (Ответы родителей).

Что главное в жизни ребенка с рождения? (Высказывания родителей).

Много разных вариантов. А ведь на самом деле - это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Дети все разные, каждый из них индивидуален и неповторим

Задание «Расшифруйте имя своего ребенка»

(например Даша)

добрая --- активная --- шаловливая--- артистичная

Игра: «Волшебный цветок».

Представьте, что это ваш ребенок красивый, нежный, неповторимый. Напишите на его лепестках ласковые слова, которые вы ему говорите или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка). Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом со временем, когда ребенок вырастет, станет частью истории вашей семьи, добрым воспоминанием.

Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке? »

Вопросы для обсуждения

Что нужно знать о своем ребенке?

Для чего это нужно знать?

Как вы будете поступать, что предпримете?

Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т.д.

Однако из этого набора можно сведений можно выделить и самое важное. Нужно знать о состоянии его здоровья, темперамент, эмоциональную стабильность, или невротичность, замкнутость или общительность и т.д. Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность - личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? (Родители высказывают свое мнение).

Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует. Но у вас есть повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, не любит, когда его вовлекают в общественную работу и т.д.

Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно появлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.

Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон» Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле. Предлагаю вам игру

Упражнение «Конверт отношений»

Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу

Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.

  • Мой ребёнок радуется, когда…
  • Мой ребёнок злится, когда…
  • В общении с детьми мой ребёнок…
  • Ребёнок вместе с папой…
  • Ребёнку вместе со мной нравится…
  • Я отдыхаю, когда…
  • Меня больше всего расстраивает…
  • Ребёнок плачет, если…
  • Если у меня плохое настроение…
  • Мой ребёнок…
  • Меня беспокоит…
    • · Меня радует…

Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем.

  • Мама каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении, доказывает, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит?

Комментарий психолога

У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

  • Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Мама все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Папа вмешивается и разрешает ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но мама настаивает на своем.

Комментарий психолога

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

  • Мальчик был наказан. Отец серьезно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его гулять во двор. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его гулять с друзьями. Между родителями произошел конфликт.

Комментарий психолога

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощены». Мама может сказать: «Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю, он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана». Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

  • В семье двое детей: мальчик и девочка. Мальчик ходит в школу, девочка – в детский сад. Ей уделяют больше внимания, так как она еще маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, объясняя тем, что он уже большой. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.
  • Ситуация возникла по поводу того, что родители неправильно оценивают поступок своего ребенка. Ребенок постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей, а родители обвиняют всех детей в этом, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят.

Конфликтная ситуация не разрешена.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строите­ли» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные вы­воды относительно проблем воспитания детей.

Можете ли Вы?

Могу и всегда так по­ступаю

Могу, но не всегда так поступаю

1. В любой момент ос­тавить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ре­бенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае сво­ей неправоты?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представ­ляющий Вас в невы­годном свете?

9. Всегда воздержи­ваться от употребления слов и выражений, ко­торые могут ранить ре­бенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что же­лает, вести себя как хо­чет, ни во что не вме­шиваться?

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок уда­рил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребен­ка?

13. Устоять против дет­ских просьб и слез, ес­ли уверены, что это ка­приз, мимолетная при­хоть?

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уваже­нием, придерживаетесь прогрессивных принципов воспи­тания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способно­стями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита­тельный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серь­езные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает ли­бо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Форма проведения: игра

Аудитория: родители детей подготовительной группы.

Количество участников: три пары родителей детей подготовительной группы.

  1. обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. развить самосознание родителей;
  3. развить конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставить возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. сформировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься;
  7. показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. обобщили представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. продолжили развивать самосознание родителей;
  3. продолжили развивать конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставили возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. продолжили формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовали родителей полученными результатами, заставили их задуматься;
  7. показали родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Информационно - техническое обеспечение:

плакаты «Моя семья», видеоозапись с ответами детей.

Материалы и оборудование: проектор, фишки, материал для награждения.

Логика проведения:

Вступление:

Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» - ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 6-7 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца. И сегодня мы проведем с вами родительское собрание на тему «Знаю ли я своего ребенка» в форме игры. Вас ждет увлекательное соревнование, в котором мы узнаем на сколько родители умеют понимать своих детей, а дети, проходя испытания, помогут своим родителям заслужить звание лучшей семьи. И я с удовольствием представляю семьи, которые согласились поучаствовать в данном мероприятии. Это семья Богомазовых, Меламед и Бурдасовых.

1 этап. «Портрет моей семьи». Я заранее попросила ребят рассказать о своей семье, все ответы детей я сейчас зачитаю, ваша задача определить, в каком из трех вариантов я говорила именно о вашей семье. За правильный ответ вы зарабатываете балл.

(зачитываю без имен и профессий: моя мама…..(какая?), она любит делать…… мой папа……(какой?), он любит делать…….я сам …..(какой?), я люблю…… . Правильный ответ мы смотрим на экране, где ребенок сам говорит это)

2 этап. «Вопрос-ответ». Я предоставлю вашему вниманию несколько вопросов с вариантами ответов. Ваша задача угадать ответ вашего ребенка.

Какое блюдо в детском саду больше всего любит ваш ребенок?

Какая настольная игра нравится вашему ребенку?

Какая сюжетно-ролевая игра любима вашим ребенком?

Чем любит заниматься ваш ребенок на участке во время прогулки?

Чего больше всего боится ваш ребенок?

Какой способ поощренья предпочитает ваш ребенок?

Что, по мнению вашего ребенка, может расстроить маму?

Легко ли быть взрослым и почему?

Что нужно для полного счастья вашей семьи?

Без чего нельзя прожить человеку?

Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

3 этап. Эстафета «С льдинки на льдинку». А теперь мы узнаем какая семья самая быстрая, сплоченная и спортивная. (из обруча в обруч)

4 этап. «Почерк художника». Я попросила ребят заранее нарисовать рисунок на тему «как я себе представляю взрослую жизнь». Ваша задача узнать работу вашего ребенка.

5этап. «Устами младенца». Дети дают определение словам, родители отгадывают слово (любовь, счастье, семья, боль, обида, страх)

Подведение итогов: Определение победителя, награждение.

Вот вы и увидели наглядно, что взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период дошкольного возраста. Что необходимо ребенку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность. Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между папой и мамой, между родителями и педагогами. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.