Конспект НОД по познанию в детском саду для детей старшей группы «Зимушка – зима. Игра «Бывает – не бывает»

НОД «Зимушка – Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития детей

НОД «Зимушка - Зима»

(Комплексное занятие по ознакомлению детей 2 младшей группы с окружающим миром)

Воспитатель Симонова Юлия Андреевна.

Цель: сформировать у детей первые представления о зиме.

Познакомить детей с признаками зимы

Дать детям представления о свойствах снега

Ввести в активный словарь слово «зима»

Активизировать речь детей (подговаривая слова)

Привлекать детей к игровым действиям (выполнять соответствующие тексту движения)

Учить сравнивать предметы по величине (большая - маленькая)

Вызывать готовность участвовать в совместной деятельности

Развивать эстетическое восприятие

Закрепить умение рисовать методом примакивания

Познакомить с новым способом приклеивания (клей наносится не на деталь, а на фон)

Закрепить представления о белом цвете

Воспитать любовь к природе.

Ход занятия.

Ой! Все в снежинках, все кружится, все блестит. Кто же так украсил? Я знаю! Это волшебница Зима! Вот и кончилась осень, наступила зима. Ребята, а вы любите зиму? А за что? (ответы детей). Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. А еще зимой бывает праздник- Новый год. Дед Мороз приносит подарки.

А давайте с вами пойдем в гости к Зимушке- Зиме!

Физкультминутка «В гостях у Зимушки-Зимы»

А сегодня у Зимы новоселье, (Ходьба на месте.)

С вами мы приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба. (Пальцы рук соединить над головой-сделать «крышу»)

А какой вышины? (Руки развести в стороны-«удивление»)

Вот такой вышины. (Поднять руки как можно выше)

Белый коврик у порога. (Наклониться вниз, достать руками носки ног)

А какой ширины?

Вот такой ширины. (Развести руки в стороны)

Погляди- ка, потолки ледяные, (Руки подняты вверх)

Высоки-превысоки, кружевные! (Круговые движения руками перед собой)

Мы по лестнице шагаем. (Ходьба, высоко поднимая колени)

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа-хлоп, слева-хлоп. (поочередно отвести правую/левую руки в сторону)

Здравствуй, Зима! (Поклон с отведением правой руки в сторону)

Ты хозяйке поклонись-ка:

Здравствуй, Зима! (поклон с отведением левой руки в сторону)

(В. Волина)

Зимушка-Зима приготовила нам подарок. Ой, да это же волшебный ларец!

Посмотрим, что внутри? (Открывают ларец, в нем снежинки из бумаги, большие и маленькие)

Дети рассматривают снежинки, сравнивают их по размеру, называют каким цветом снежинки, подбрасывают вверх, смотрят как они летят.

Воспитатель: (читает стихотворение)

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Игра «Снежиночки-пушиночки»

Снежиночки-пушиночки

Устали на лету, (дети кружатся)

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть. (приседают)

Воспитатель: ребятки! Вас Зайка в гости пригласил. Пойдем к Зайчику?

Воспитатель: Ребята, сейчас зима, на улице холодно. Как мы теперь одеваемся, когда идем гулять? (Дети отвечают. Беседа с детьми об особенностях зимней одежды). После этого воспитатель предлагает детям «одеться» и отправиться в гости к Зайке.

Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой, (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой. («пробегают» средним и указательным пальцем по бедрам)

Я надену шубку, (проводят ладонями от плеч вниз)

Я надену шапку, (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик (поглаживают шею)

И еще платок.

А потом красивые,

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну. (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)

И хотя мы маленькие,

У нас есть валенки. (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)

(М. Борисенко, Н. Лукина)

Ну, вот мы и оделись. Нам надо поторопиться к Зайке, чтобы быстрее добраться давайте превратимся в самолеты и полетим. Ребята, заводите моторчики. Завели? Где же у самолетов крылья? (дети разводят руки в стороны). Вот такие самолеты! Полетели!

Воспитатель: вот мы и прилетели к Зайке. (берет в руки куклу Зайку)

Здравствуй, Зайка!

Зайка: здравствуйте ребята.

Воспитатель: Зайка от чего ты такой грустный?

Зайка: да как же мне не грустить? У меня есть подружки-обезьянки, они живут в Африке. И снега никогда не видели. Они думают, что он красный или зеленый, горячий, как печка, жесткий, как камень, а он, ребята какой?

Дети: он мягкий, холодный, пушистый, белый.

Зайчик: как же мне хочется показать своим подружкам-обезьянкам снег и рассказать о нем. Они так мечтают его увидеть.

Воспитатель: Зайка, а наши детки расскажут тебе стихотворения о зиме (дети рассказывают стихотворения). Давайте мы с вами подарим обезьянкам картину «Выпал белый снежок», (дети-да) .

Совместная деятельность воспитателей и детей.

Воспитатель показывает детям комочки ваты и предлагает всем вместе сделать большую пушистую тучу. Дети разрывают вату на кусочки, воспитатель быстро наносит клей на участки тучи и просит детей накладывать кусочки ваты, тем самым знакомит с новым способом приклеивания (когда клей наносится не на деталь, а на фон). Любуются пушистой тучкой. После дети берут кисточки и рисуют снег приемом «примакивания». Работа окончена. Зайка радуется, хвалит детей и обещает отправить картину в Африку обезьянкам.

Воспитатель: пора нам домой. Заводите моторчики, полетели! Ребятки, Зимушка-Зима приготовила для вас подарочек. Посмотрите, там оказывается еще один волшебный ларец! (открывают ларец, в нем угощения. Угощаются сами, угощают гостей) .

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Познавательное развитие »

(формирование целостной картины мира)

в средней группе

Тема «Здравствуй, зимушка - зима»

Защита проекта «Зимушка - зима»

Голышева Елена Владимировна

воспитатель

г. Снежинск 2016

Программные задачи:

Образовательные:

Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

Развивающие:

Продолжать знакомство с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

Воспитательные:

Воспитывать представления о том, что человек тесно связан с природой

Речевые:

Развивать умение отгадывать загадки, мыслить.

Упражнять в умении выражать свои мысли предложением (из 3 – 4слов), распространённым, с однородными членами.

Уточнить обобщающие понятия «обувь», «одежда» и использовать их в речи.

Предварительная работа:

Просмотр видео о зиме, о зимних забавах

Чтение книг о зиме

Отгадывание загадок

Заучивание стихов о зиме

Рассматривание иллюстраций о зиме

Сюжетно – ролевая игра « Кукла Маша замёрзла»

Д/ игра «Что лишнее?», «Времена года», «Зимние забавы»

Ситуативные беседы: «Откуда берутся болезни зимой?», «Почему зимой холодно?», «Что оденем на прогулку зимой?»

Инд ивидуальная работа:

Упражнять Илью и Ксюшу в умении выражать свои мысли предложением (из 3 – 4слов), распространённым, с однородными членами.

Развивать у Юли мыслительный навык при отгадывании загадок

. Методы и приемы:

Игровой момент

Использование художественного слова

Отгадывание загадок

Вопросы (наводящие)

Подсказки детей

Помощь воспитателя

Хоровое проговаривание

Индивидуальное проговаривание

Физминутка

Ход занятия:

1 часть

Дети садятся полукругом. Воспитатель предлагает послушать стихотворение

Когда же приходит зима?

Наступит зима для всех

Когда и трава, и дома

Ковром укрывает снег.

На речке замёрзнет вода

Река до весны уснёт

Когда на катке детвора

Коньком разрисует лёд?

Воспитатель: Про какое время года я прочитала стихотворение?

(Про зиму)

Воспитатель: Наступила настоящая зима. Какой первый зимний месяц?

(Декабрь)

Воспитатель: Чем зима отличается от осени?

(Зимой выпадает снег, замерзает лёд)

Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?

(Одевают тёплую одежду, заготавливают дрова)

Воспитатель : К нам в гости пришёл Зайчик. Он тоже подготовился к зиме. Как?

(Зайчик сменил серую шубку на белую)

Воспитатель : Где живёт Зайчик?

(Зайчик живёт в лесу)

Воспитатель : Чем питается Зайчик в лесу зимой?

(Корой деревьев, сухими ветками, плодами)

Воспитатель: Зайчик в лесу не замёрзнет. У него тёплая шубка. А когда ему совсем холодно, то он роет в снегу глубокую яму.

Воспитатель: А человек может зимой замёрзнуть? Почему?

(Если не оденет тёплую одежду)

Воспитатель: Зимой человек обязательно должен одевать тёплую одежду. Назовите, что вы одеваете зимой на прогулку?

Дети перечисляют предметы одежды и обуви. Закрепляем в речи хоровым и индивидуальным проговариванием.

Физминутка:

Воспитатель: Чтобы не замёрзнуть в мороз на улице, нужно двигаться: прыгать и бегать.

Давайте покажем, как нужно прыгать. Хлопайте руками по плечам.

(дети прыгают)

Воспитатель: Чтобы руки не замёрзли, нужно их согреть.

(трут ладошки и дуют на них)

Воспитатель: Вот так вы можете согреться на улице зимой. Никакой мороз вам не страшен.

2 часть

Воспитатель: Зайка хочет узнать, вы любите гулять зимой на улице?

Выслушиваю ответы детей, направляя на умение правильно строить распространённое предложение

Воспитатель: Зимой можно найти ещё много интересных занятий. Назовите их.

(Катание на санках, коньках, лыжах, катание с ледяной горки)

Воспитатель : Главное надо запомнить правило: на водоём выходить нельзя. Лёд может треснуть, Можно провалиться под лёд и утонуть.

Где можно безопасно кататься на лыжах и коньках?

(На катке, на стадионе, ФОК)

Воспитатель : По дороге можно кататься на коньках?

(Запрещено!!!)

Воспитатель : Вы любите кататься на санках? Где можно кататься?

(С горы в парке или во дворе)

Воспитатель : Запрещается выезжать на проезжую часть. Можно кататься только в парке или на тротуаре.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки. Чтобы их правильно отгадать, нужно внимательно слушать и хорошенько подумать.

    Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

    Покружились звёздочки

В воздухе немножко

Сели и растаяли

На моей ладошке (Снежинки)

    И не снег

И не лёд

А серебром деревья уберёт (Иней)

    Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз (Мороз)

    Он чист и ясен, как алмаз

Цены себе не знает

Родною матерью рождён

И сам её рождает (Лёд)

    Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки

Обе по небу бегут

Обе песенки поют

Обе ленты на бегу

Оставляют на снегу (Лыжи)

Воспитатель: Молодцы, вы все загадки отгадали правильно! Зайчику очень у вас понравилось гостить. Но ему нужно бежать обратно в лес, там его ждут друзья.

Коптева Маргарита Викторовна
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №179 "Подснежник"
Воспитатель

Конспект НОД "Зимушка зима"

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.

1. Расширять и ввв конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы: ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В: Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки?

В: Я тоже так думаю! Это была зима.

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.

В: Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что - то написано. Прочитаем?

В: «Для ребят детского сада «Ладушки». Откроем сундучок и узнаем что же там.

В: А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.

Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

Не открывается.

Давайте вместе!

Д: Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

В: Ребята, здесь снежинка она такая хрупкая, прозрачная! Ой, а у нее нет лучиков, и без них она не такая красивая, ей будет сложно без лучиков кружится в воздухе и приземляться на землю. Что же делать? Я придумала, предлагаю вам спасти снежинку - найти лучики и вернуть их ей.

- Волшебный огонек, помоги, Нам дорогу укажи.(свечу фонариком)

ЛУЧИК-1: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

В: Как вы догадались?

Д: На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла

В: А что можно сказать о снеге? Какой он?

Д: Белый, легкий, пушистый, холодный.

В: А какие зимние забавы вызнаете?

Д: катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

(Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения)

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала!

В: Молодцы, хорошо описали зиму!

В: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

ЛУЧИК- 2: Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки - серебристые (снежинки)

На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом - снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

В: Какие слова вы добавляли?

Д: Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка

В: На какое однокоренное слово они все похожи?

Д: На слово «снег»

Физминутка:

«Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий - это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос - морковка,

А глаза - два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

ЛУЧИК- 3: Работа с мнемотаблицей. Заучивание стихотворения

ЛУЧИК- 4: У нас есть еще лучик с заданием:

Д/И «Назови ласково» Воспитатель, кидая снежок ребенку называет слово, а он называет его ласково и возвращает снежок.

Зима - (зимушка), мороз - (морозец), лёд - (ледок), холод - (холодок), снежинка - (снежиночка), метель - (метелица), снег - снежок, санки - саночки, снеговик - снеговичок, валенки -валеночки, шуба теплая - шубка тепленькая

ЛУЧИК- 5: (работа с лепбуком) А Вот найден еще один лучик. А задание здесь следующее: Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).

Д/и: «Собери картинку».

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

ЛУЧИК- 6: Ребята, мы нашли последний лучик, если правильно выполним задание, то наша снежинка спасена.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Какая иллюстрация подходит к стихотворению «Зима » ? Почему вы выбрали именно эту иллюстрацию (Ответы детей) .

Какая иллюстрация подходит к строчкам из стихотворений А . С. Пушкина :

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестят на солнце, снег лежит…

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

3. Пришла, рассыпалась,

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми холмами

Среди полей, среди лугов.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов:

В: Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка).

Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 1, воспитатель по изобразительной деятельности.

Гости: родители, воспитатели детских садов Туринского городского округа.

Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей мышление, творческое воображение, мелкую моторику

кистей рук;

Развивать диалогическую речь;

Развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

Развивать интерес к процессу и результату аппликации.

Образовательные:

Продолжать формировать представления о зимних явлениях природы,

умение использовать полученные знания в собственном творчестве;

Формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь

дошкольников эмоционально - окрашенной лексикой (серебристый,

жемчужный, скрипучий, голубовато - розовый, нежно- голубой);

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к природным явлениям, умение видеть

красоту природы;

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего

Методы и приемы:

Прием сравнения,

Прием точных установок,

Пояснение,

Акцентирование деталей,

Поэтические стихи

Музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, экскурсия в зимний лес, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Найди картину по палитре », «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?» и т.п., подвижных игр: «Два Мороза», «Мы - весёлые ребята», «Снежная карусель» и др.

Материал для НОД:

Демонстрационный:

- Зрительный ряд:

репродукции картин зимних пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.

- Музыкальный ряд :

песни: «Зимняя сказка», «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н.Бакай, муз. И. Кадомцева; «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой; звуковой эффект «Вьюга», вальс «Сказка зимнего леса» - Штраус, музыка «Зимний лес».

- Литературный ряд:

отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза», отрывок из стихотворения Л.Чарской «Зима», отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами…).

- Раздаточный:

подготовленные детьми на предыдущем занятии фоны для выполнения композиции «Белая берёза», клей ПВА, кисти для клея, подставки для кистей, матерчатые салфетки, фломастеры.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Зимняя сказка» и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята! Давайте ещё раз поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!» (Цель - создание чувства группового единства).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу начать наше сегодняшнее занятие с чтения отрывка из стихотворения, а вы, ребята, внимательно его послушайте и скажите, о ком говорится в этом стихотворении:

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан бел ковёр….

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает -

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

Вопрос детям:

Как вы думаете, о ком поэт написал в своём стихотворении?

Ответы детей

Также интересный конспект зимней прогулки для старшей группы :

Воспитатель: Правильно!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка -

Матушка - зима!

Ребята, предлагаю вам посмотреть несколько фотографий.

Полюбуйтесь, какая красота!

Скажите, какое время года запечатлено на этих фотографиях?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это зима? Объясните.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

А кто из вас может сказать, какая бывает зима?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима бывает снежной. А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Ответы детей

Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег?

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется природное явление, когда с неба падает снег?

Ответы детей

Воспитатель: А где зимой можно увидеть снег?

Ответы детей

Ребёнок: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Входит ЗИМА

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Ответы детей

Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Ответы детей

Зима : Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали вы

Этих дней весёлых!

Воспитатель: Зимушка - зима! Нам с ребятами нравятся не только зимние забавы, но и зимняя природа, которую изображают художники на своих полотнах.

Дети кратко рассказывают о картинах художников - И.И.Шишкин «Зима» и И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» .

Зима: Да! Многие художники любят рисовать зимние пейзажи. Они выбирают очень красивые или чем-то необычные виды природы.

Но красоту природы можно передать не только красками, но и словами, как это делают поэты или музыкой, как это делают композиторы.

Например, поэт А.С.Пушкин описал зимнее утро такими словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Зима: Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!

А композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай «Зимы я вовсе не боюсь» и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю вам исполнить её вместе со мной.

Физминутка:

«Белая зима»:

(песня «Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н.Бакай, муз. И.Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зима: Как хорошо повеселись! А сейчас я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?

/Ответы детей /.

Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В мастерскую приведи!»

Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки - Зимы».

Зима: Вот мы и пришли!

Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.

Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память (показывает на работы, созданные детьми других групп, которыми украшена «мастерская» ).

Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево - зимнюю, густозаснеженную, белоствольную берёзку. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний берёзовый лес.

Подумайте и скажите, как можно изобразить зимнюю берёзу?

Ответы детей

Зима: Мы с вами создадим образ зимней берёзки из бумаги: ствол и заснеженную крону - в технике обрывной аппликации, а тонкие веточки и пятнышки на стволе - нарисуем чёрным фломастером (показать 2-3 образца).

Дидактическая игра «На что похожа зимняя берёзка?»

Зима: Молодцы! Как много сравнений вы подобрали к образу зимней берёзки! А сейчас пришло время приступить к работе. Для изображения ствола берёзки возьмите длинный узкий прямоугольник. Погладьте его рукой. Что вы ощущаете? Какая на ощупь бумага?

Ответы детей

Зима: Вспомните, а ствол у берёзы такой же гладкий и ровный?

Ответы детей

Зима: Значит, что нам надо сделать с бумагой, чтобы она стала неровной, шероховатой, мягкой?

Ответы детей

Зима: Правильно! (Дети мнут бумагу, шуршат ею )

Ребята! Но, чтобы ствол получился тонким и неровным, можно с обеих длинных сторон прямоугольника оторвать по полосочке. Вот, например, так (показать ).

Заснеженную крону дерева сделаем из другого прямоугольника, который лежит в левом верхнем углу лоточка. Крона берёзы может быть разной по форме. Может быть похожей на стог сена, на облачко, на лист дерева и т.д. Вспомните, какие сравнения вы подбирали к образу зимней березки.

Дети выполняют аппликативную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».

В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес».

Зима: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!

Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им берёзку и объяснить свой выбор. (Фоном звучит музыка «Зимний лес», авт. неизвестен.).

Ребёнок: Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась своя зимняя берёзка, не похожая на другие.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам снежинку. Она поможет вам в пути детский сад ваш найти.

А я прощаюсь с вами. До свидания! До новых встреч!

(ЗИМА уходит).

Воспитатель: Ребята! И нам пора отправляться в путь-дорогу.

Я положу снежинку на себе ладошку и мы все вместе скажем «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В детский сад нас приведи!»

(Воспитатель с детьми говорят волшебные слова и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).

Номинация: Детский сад, зимнее занятие, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность
Название: Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»


Должность: воспитатель по ИЗО первой категории
Место работы: МАДОУ детский сад №2 «Колокольчик»
Месторасположение: город Туринск, Свердловской области