Конфликты ребенка со сверстниками: позиция родителей. Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

Редко какому ребенку удается на протяжении своей детской жизни избежать конфликтов со сверстниками. Это могут быть конфликты на детской площадке или в детском саду, для более старших детей это будут конфликты во дворе или в школе. Так как родители в свое время тоже были детьми и оказывались в малоприятных конфликтных ситуациях, то у них часто возникает желание уберечь ребенка от конфликтов или разобраться с обидчиком и наказать виноватых.

Как правило, мы учим своих детей тем правилам и способам поведения, которые усвоили сами. Однако чаще всего нами как родителями движут наши собственные чувства, и мы, прежде всего, мешаем ребенку разобраться с тем, что произошло, и не даем способов поведения в конфликте.
Невмешательство

Один из вариантов поведения родителей - это невмешательство в ситуацию, игнорирование происходящего. У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Иногда это связано с тем, что взрослый не видит причин для беспокойства, ситуация кажется обыденной, и взрослый считает, что она может быть даже полезной для малыша и, возможно, сможет чему-то научить ребенка.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми ребенок успешно справляется без вмешательства взрослого, особенно если ранее взрослый показал (а ребенок смог усвоить), как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание на чувства ребенка: если ребенок страдает и самостоятельно выйти из конфликта не может, то ваша помощь необходима.
Избегание. Уйти в другую песочницу/сад/школу

Если родитель для себя выбрал позицию избегания конфликтов, то и своему ребенку он будет предлагать ту же модель, то есть выбор тех мест, где конфликты не случаются. Однако подобное поведение рождает в ребенке еще больше тревоги и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

Дело в том, что на протяжении своей жизни ребенок, будущий взрослый, обязательно встретится с той или иной конфликтной ситуацией. И, к сожалению, без малейшего опыта ребенок остается полностью обезоруженным и часто не может совершить элементарных действий для защиты себя.
Активная конфронтация. Ругань и обвинение в адрес другого родителя и ребенка
Если внутри нас живет много чувств обиды, жертвенности, несправедливости, то мы особенно рьяно начинаем защищать своего ребенка, не замечая, как превращаемся в тирана для чужого ребенка или родителя. В этом состоянии мы используем обвинения, нотации, возможен даже крик, истеричные высказывания, грубость.

Однако такое поведение может только напугать нашего ребенка, как пугает сильный аффект, любые сильные эмоции, которые ребенок не понимает. Если вы склонны к такому бурному разрешению конфликтов, старайтесь объяснять малышу свое поведение спустя какое-то время, когда успокоитесь. Вообще, любой разговор с ребенком и обсуждение конфликта с прояснением чувств ребенка и его отношения к ситуации бывает очень полезен. Вы можете также рассказать о своих чувствах, о том, что вы очень разозлились и не могли сдержать свой гнев.


Родительская власть и помощь

Основная причина конфликта - это нарушение границ личности. То есть кто-то либо нанес вам телесное повреждение (ударил, толкнул, укусил и т.д.), либо посягнул на вашу собственность (что-то отобрали или не дали положенного), либо оказали психологическое давление (обозвали, накричали, сказали что-то неприятное). В таком случае у родителя всегда есть власть восстановить границы и помочь защитить их, не нарушая границ другого. Например, если у вашего малыша отобрали совок в песочнице и он пришел к вам за помощью, важно, пользуясь родительской властью, подойти к чужому ребенку и сказать уверенным тоном: «Это совок моего сына (дочки), и он сейчас ему (ей) нужен, отдай его, пожалуйста». Обычно дети отдают вещи, но если вы видите, что чужой ребенок не хочет отдавать вашу вещь, то пробуйте найти взрослого, который за него отвечает. Как правило, взрослый помогает малышу расстаться с драгоценным объектом.

Основная задача родителя - дать ребенку ощущение ценности себя, уверенности в себе и научить способам поведения в конфликте.
Вечная жертва или маленький тиран

Если вы замечаете, что ваш ребенок часто становится либо жертвой конфликта, либо тираном (то есть тем, кто обижает других детей), отнеситесь к этому внимательно. Вероятно, ребенок часто чувствует себя обиженным и незащищенным дома. Понять, с чем это связано, и помочь ребенку можно на консультации у психолога.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе , а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов


Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют "мирилки" - фразы, наподобие "мир между вами, миска с пирогами"... Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики , поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других


Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого "взрыва" лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Решайте не больше одной проблемы за раз


Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации , связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта , чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Игры для снятия детской агрессии

Игра "Мешочек для криков"

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой "крик" назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра "Обзывалки"

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии , а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие "обзывалки" можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: "Ты, Маша, кактус", "Ты, Миша, бульдозер" и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра "Камень в обуви"

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: "Вам в обувь когда-то попадал камень?" Дальше спрашивает: "Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?". Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: "Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили". Тогда учитель предлагает сказать детям "У меня камень в обуви" и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от "камня".

Школьные годы - чудесные?..

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Мы обратились к психологу, директору тренинг-студии «Семья плюс», Ларисе Михайловой с просьбой рассказать об особенностях конфликтов, которые могут возникнуть у школьников..

Лариса Николаевна, расскажите, с какими проблемными ситуациями часто сталкиваются дети в младшей школе?

Если мы берем самый ранний период – детей начального школьного возраста, то здесь конфликты могут быть связаны с тем, что ребенок просто находит свое место в коллективе. Он только приходит в класс, пытается занять определенные позиции, “отвоевать место под солнцем” или стать любимчиком для учителя, а это не всегда выходит. Поэтому трудности возникают в сфере взаимоотношений “ученик-ученик” и “ученик-учитель”.

Очень часто бывает, что в младшей школе в конфликты включаются еще и родители. Это связано с их отношением к ребенку. Они считают, например, что ребенка недостаточно оценили или его не выделяют среди учеников, не акцентируют на нем внимание и т.д. Тогда включается другой аспект – это проблема “учитель-родитель”. И, соответственно, в каждой из ситуаций ориентироваться в конфликте нужно по-своему. Если мы говорим о конфликтных взаимоотношениях сверстников, то это, в первую очередь, понимание корней конфликта, изучение личностных особенностей ребенка. Родители должны понять, какие черты характера привели к возникновению конфликта. Может быть, он просто эгоцентричен, привык к тому, что все внимание было только на него. Если он, например, единственный и гиперопекаемый ребенок, то, естественно, придя в школьный коллектив, сталкивается с другим отношением, и это влечет за собой появление конфликтов. Соответственно, необходима коррекционная работа и исправление этой ситуации – это как раз изменение взглядов ребенка на себя, на коллектив, на умение взаимодействовать со сверстниками.

Бывают ситуации, когда несколько учеников ведут борьбу за лидерство. Как поступить в этом случае?

Если речь идет о лидерстве и о том, когда ребенок сталкивается с лидерскими тенденциями другого, тоже довольно сильного, ученика, то это уже взаимодействия внутри класса. Здесь очень большую роль играет учитель, как он построит работу в классе. Например, учитель может распределить между двумя лидерами направления в работе, чтобы они могли проявиться каждый в своей сфере, чтобы они осознавали собственную значимость и выделялись из класса, но каждый по-своему. Если, конечно, это действительно два приблизительно одинаковых “по силе” ученика. Но если кто-то из них сильнее, тогда придется просто принять ситуацию, что есть один лидер, а все остальные, скажем так, приближенные к этой фигуре люди.

Если у ребенка проблемы с учителем, что можно предпринять для их разрешения?

Если говорить о конфликте “учитель-ученик”, то здесь опять же надо понимать, что за этим стоит. В любом конфликте не нужно смотреть на внешнюю сторону, потому что это только “верхушка айсберга”. Как правило, под этой “верхушкой” скрывается много всего. Это могут быть и личностные отношения – симпатии и антипатии учителя. Каким бы профессионалом он не был, он все равно человек, и иногда случается, что учитель предвзято относится к ребенку. Может быть, он напоминает ему какого-то другого ученика, с которым у него не сложились отношения, или собственного ребенка, с которым тоже что-то не срастается. То есть, это именно личное субъективное отношение самого педагога. Конечно, это не очень профессионально, тем не менее, такое случается. Может возникнуть ситуация, когда учитель чрезмерно критикует за успеваемость, за поведение, а ученик принимает это за придирчивость. Тогда задействуются совсем другие механизмы: можно обговорить с учителем то, в какой форме он подает эту критику, как сделать ее более конструктивной, чтобы она не воспринималась учеником как оскорбление или излишняя требовательность. В этой ситуации может помочь школьный психолог, который может посмотреть на ситуацию объективно и, понимая личностные особенности ребенка, даст рекомендации как учителю по общению с этим учеником, так и ребенку и его родителям поможет осознать, что происходит на самом деле. Чаще всего учитель не придирается, а, видя способности ученика, хочет от него добиться хороших результатов.

Вы сказали, что часто родители тоже включаются в конфликты. Каким образом?

Если мы берем сферу “родитель-ученик”, то здесь много всего такого, что, скажем так, затрудняет процесс обучения ребенка в школе. Часто родители занимают позицию жертвы, говорят: «Как всегда, нас притесняют. Вот и в садике к нам относились не так, вот и в школе его опять ругают и вечно к нему придираются» и т.д. Психология жертвы – очень въедливая модель поведения, которую сложно устранить самому педагогу. Скорее всего, нужно будет психологическое консультирование. Иногда камнем преткновения являются действительно оценки. Родитель считает, что их ребенок талантливый и одаренный, учитель своими оценками это не подтверждает, и возникает конфликт интересов. Другими словами, на взгляд родителей, ценность ребенка принижается.

Какой выход можно найти из этой ситуации?

Опять же, нужно посмотреть объективно, то есть сделать срез интеллектуального развития школьника и дать понять родителю насколько успевает ребенок или не успевает. Потому что порой родители не видят тех сложностей, которые у ребенка есть. Естественно, они любят его и считают самым лучшим, но, к сожалению, оценки или вообще уровень знаний это не подтверждают. Иногда бывает наоборот, когда учитель, зная способности ребенка, говорит родителям: «У него большой потенциал, занимайтесь, развивайте!» Родители никак не реагируют: «Учится на четверки, и, слава Богу!» Здесь конфликтные взаимоотношения возникают, потому что учитель смотрит на ребенка с одной стороны, родители – с другой.

Как родителям понять, что у ребенка проблемы?

Что касается темы помощи родителей своим детям, то в ситуации “ученик-ученик” родителям все-таки лучше не вмешиваться, но в любом случае уделять этому внимание. Например, если ребенок приходит и жалуется на сверстников, на учителя, или наоборот, замыкается и вообще ничего не рассказывает о школе; если он агрессивно или раздражительно реагирует на вопросы о конкретном предмете, ученике или учителе, если он начинает писать какие-то злобные записки или рисовать карикатуры людей и подписывать всякими бранными словами, то это прямой показатель того, что у ребенка есть проблемы. Это сигнал для родителей, чтобы они обратили внимание, обязательно выяснили причину, обязательно поговорили с ребенком. Когда родители беседуют с ребенком, необходимо дать выплеснуть эмоционально то, что у ребенка есть внутри из-за этой ситуации. Это может быть и плач, и крик, ругательства. Пусть он лучше дома, с родителями избавится от этого, нежели будет носить все в себе и в критический момент просто выплеснет на учителя или сверстника. Ситуация только усложнится. Поэтому родители выслушивают, понимая и разделяя чувства ребенка.

Очень важно не занимать сразу какую-либо сторону, потому что есть две крайности: либо родители полностью поддерживают ребенка, говорят, что учителя бессовестные, замучили детей, либо наоборот: «Вот ты вечно ничего не делаешь, учительница права, она тебя действительно должна была отругать!» и т.д. Нужно, чтобы ребенок осознал, что его выслушали, что события, которые происходят с ним в школе, его чувства небезразличны родителям. Тогда можно искать выход из этого положения.

А стоит ли вмешиваться? Если да, то как лучше это сделать?

Возможно, если ребенку объяснить, как бы себя повел взрослый, или привести какой-то пример, он разберется сам и вмешательство родителя не потребуется. И так даже лучше, потому что очень часто на вмешательство родителей другие дети реагируют довольно жестоко, они начинают дразнить “маменькиным сынком” Это, естественно, усложняет отношения ребенка со сверстниками.

Если сложилась такая ситуация, что без родительского участия никак не обойтись, то сделать это желательно максимально мягко и незаметно, так чтобы дети из класса не узнали об этом (встретиться с учителем в школе гораздо позже окончания уроков или, предварительно созвонившись, поговорить на какой-то нейтральной территории).

Вообще, лучше обучать детей справляться с трудностями самостоятельно, уметь улаживать конфликты со сверстниками и договариваться с учителем, адекватно реагировать на критику, не воспринимать это так лично на свой счет, не обижаться, не плакать и т.д. Потому что все это – эмоционально нестабильная реакция на то, что происходит в школе. Чем крепче нервная система, чем больше у ребенка навыков противодействия, защиты себя, умения отстоять свои интересы, изложить свою точку зрения без обид, без претензий, без обвинений - тем легче ему будут даваться все школьные ситуации. Ведь конфликты бывают практически у всех: и у благополучных учеников, и у неуспевающих.

Вопрос в том, как это преодолевается ребенком вообще, как реагируют родители. Если они сами склонны к конфликтам, разбирательствам, претензиям, то, скорее всего, ребенок тоже будет придерживаться этой модели поведения в школе. Здесь уже речь пойдет о семейной терапии. Необходимо понимание того, что ребенок не вписывается в классную систему, что у него нет способов мирного взаимодействия с учениками или с учителями, и над этим надо работать.

Каковы особенности поведения детей постарше?

Среднее звено (дети 10-15 лет) характеризуется немного другими аспектами. Здесь накладываются, конечно, психологические особенности подросткового возраста, увеличивается и конфликтность, нетерпимость, тревожность. Особенно 5-6 класс – это переход в среднюю школу, это изменения в системе обучения и т.д. Большое значение имеет то, какой классный руководитель попадется, так как авторитет родителя начинает снижаться, а авторитет сверстников или других взрослых значимых людей возрастает. Усложняется взаимодействие с педагогами, потому что подростки начинают больше позволять себе дерзостей по отношению к учителям и родителям.

Как же справиться со сложностями этого периода?

Очень важен уровень профессионализма педагогов, которые сумеют сгладить, не просто силой подавить, а именно сгладить возникшее недоразумение. Не менее важным будет внутрисемейное взаимодействие. Ведь подростковый возраст – это обычно проверка “на вшивость”: что происходит внутри семьи целиком. Если в семье есть какие-то сложные моменты, они конечно в этот период проявятся.

В любом случае, общие рекомендации по поводу выяснения причины, сути конфликта, понимания чувств и поведенческих аспектов ребенка и поиска обоюдовыгодного выхода для всех сторон, – это остается одинаковым как для младшего школьного возраста, так и для среднего. И в среднем звене особую актуальность приобретает невмешательство родителей, потому что в этом возрасте дети даже более жестоки к участию взрослых в конфликтах сверстников.

Что можно сделать, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с конфликтами?

Конечно, лучше было бы заняться профилактикой, чтобы таких ситуаций было меньше. Хорошо если родители, например, включены во внеклассную жизнь своего ребенка, и тогда сверстники из класса с большим интересом относятся к нему. Если мама или папа могут организовать походы, какие-то школьные праздники, то ребенок будет относиться к числу предпочитаемых людей, потому что у него просто интересная семья. Естественно, с таким ребенком конфликтов в школе будет меньше.

Подростки часто не хотят принимать помощь родителей и отдаляются от них. Что предпринять в подобной ситуации?

В любом случае, это должно быть вмешательство не со стороны силы, а со стороны интереса. Бывает так, что подростку проще открыться чужому человеку, нежели родителю. И здесь на помощь могут придти психологи, причем психологи не учебного заведения. Потому что, как правило, подросток, учась в школе, боится, что если он сейчас разоткровенничается со школьным психологом или педагогом, это может каким-то образом дойти до классной дамы, до родителей и т.д. Тогда возможна консультация независимого специалиста. Это оптимальный вариант, так как ребенок будет знать – все, что он скажет на этой консультации психологу, останется между ними. Он сможет больше открыться, а психолог сможет подсказать ему какие-то шаги для того, что бы нормализовать его отношения. В первую очередь, конечно, отношения с родителями, потому что если такой темы, как доверие в отношениях у подростка с родителями нет, то нужно это исправлять, чтобы потом родитель смог помочь ему разрешить конфликты в школе.

Все-таки первостепенная задача родителей в том, чтобы вовремя распознать признаки назревающей проблемы?

Это очень важно. Если родители не обращают внимания на то, каким приходит ребенок из школы, что он говорит или не говорит по поводу школы, им очень трудно будет понять его. Если ребенок чувствует, что все происходящее с ним не так значимо для родителей, как бы ему хотелось, он будет отдаляться. Если проблема не решается, она превращается в снежный ком, который накручивается, накручивается, накручивается... И ситуация может дойти до такого момента, когда приходится менять школу.

Но ведь в новой школе необязательно все проблемы исчезнут.

Конечно. Личностные особенности ребенка не поменялись, отношение родителей не поменялось, и очень большая вероятность того, что и в новой школе ребенок столкнется с теми же трудностями. Но, возможно, в этот раз они уже подумают совсем по-другому, не о том, что учителя плохие и сверстники – изверги, а о том, что, возможно что-то внутри семьи, внутри ребенка заставляет его сталкиваться с такими ситуациями из раза в раз. И это будет хорошей почвой для терапевтической работы.

В заключении хотелось бы напомнить, что конфликт всегда проще предупредить, чем решить! Пусть в Вашей жизни случается меньше конфликтов, а если они и будут, то пусть носят конструктивный характер!

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.