Когда можно начинать обучение ребенка.

Впервые необходимость обучения младенцев была доказана в 1988 году результатами и в работах и книгах П.В. Тюленева.

В 1991 года был организован Центр "Содействие развитию и воспитанию детей", который на благотворительной основе начал массовую рассылку методик обучения младенцев и информацию о них в виде телефаксов и в форме пресс-релизов.

Начиная с 1999 года реализация программ обучения младенцев и настоящего раннего развития детей осуществляется путём создания сайтов, публикаций в СМИ и других.

В начале 90-х годов П.В. Тюленевым были опубликованы материалы, методики и книги "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?", "Читать - раньше, чем ходить" и "Когда начинать воспитывать будущего президента России?", которые ознаменовали конец более ста лет монтессорианского застоя в "научной педагогике".

Традиционная педагогика до сих пор считает, что обучать детей чтению нужно с семи лет, а наиболее известный на Западе, выдающийся педагог Мария Монтессори во всех своих работах утверждала, что ребенок до трех лет не поддается педагогическому воздействию - "взрослые тут бессильны". Но результатами и в книгах П.В. Тюленева было доказано, что обучить ребенка можно и нужно еще до того, как он начал ходить - возрасте до исполнения одного года. Такие же результаты обучения младенцев были получены и по всем другим "предметам"! Причем, созданные за тридцать лет методы Тюленева стали настолько простыми и понятными, что ими может воспользоваться любой родитель, независимо от его социального положения и материального достатка.

Далее, было доказано что обучаемый по системе Тюленева, раночитающий ребенок становится феноменально одаренным и по всем обычно применяемым для оценок показателям превосходит все известные случаи показателей выдающихся людей и даже гениев. Так начался новый период в истории - "эра Человека Развитого"...

"... Каким образом можно помочь ребенку в 1-3 месяцев, когда он только учится видеть и когда с ним трудно общаться?

Прежде всего уменьшите объем поступающей к новорожденному информации: временно снимите со стен сложные картины, уберите или занавесьте обои с замысловатыми рисунками, те, что ближе 3- х метров от малыша. Многие исследователи отмечают, что новорожденный любит смотреть на ваше лицо. Но все чаще у него будут минуты уединения, и в эти минуты его все дольше будет занимать, что же еще он может увидеть, кроме любимых лиц, вокруг себя. Итак, если вы - заботливый родитель, то должны следуя за нами понять, что же требуется малышу в первые месяцы жизни: забудьте о своих "привычных" представлениях.

Эффект, который получается благодаря нашим рекомендациям обусловлен тем обстоятельством, что мы излагаем в целой книжке те вопросы, которые до сих пор в учебниках для родителей и воспитателей излагаются в нескольких строчках. Мы вводим новые понятия в психологию и педагогику: "микроразвитие", "микровоспитание" и "микрообучение": благодаря им становится возможным во много раз ускорить интеллектуальное развитие малышей.

Итак, важнейшие практические рекомендации: ПОСТАРАЙТЕСЬ ОБОРУДОВАТЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ МИКРОШКОЛУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в первые же недели жизни. Не навязывайте своему малышу разглядывать ваши любимые занавески, шторы и т.п., это - ваши сформировавшиеся вкусы, а ему пока нужно пройти первые шаги в освоении зрительного восприятия. Запомните: в первые дни ваш малыш учится распознавать простейшие фигуры: прямые и кривые линии, тени, полутона и др. Нужно помочь ему пройти самообучение, а не бросать его без помощи в эти самые важные для всей его жизни дни на волю случая, среди сложных незнакомых предметов. Эти рекомендации имеются в комплекте РК МИР-2.

Вы должны создать для своего малыша понятную развивающую среду, приобрести и разместить в поле зрения новорожденного рекомендуемые нами развивающие элементы этой среды: предметы домашнего обихода, пособия, пеленки, игрушки. Такой элемент развивающей среды, как детская кроватка, вообще надо выбирать как "здание микрошколы" для первых лет жизни малыша. Основное назначение развивающих элементов (кроватки, пеленок, картинок на стенах, игрушек и т.д.) - помогать новорожденному развиваться в ваше отсутствие. Такие кроватки входят в разработанные нами развивающие комплекты. Понаблюдайте за малышом в короткие минуты его бодрствования. Если проследить за движением его глаз, можно увидеть, что оно имеет точечный и поисковый характер. Ребенок как бы измеряет глазами находящиеся в поле его зрения предметы и линии, сравнивает их, учится попадать взглядом точно в вершины углов и т.д. Через неделю вы можете прикрепить в поле зрения малыша крупный треугольник, или, например, окружность он начнет первое самостоятельное путешествие глазами по этому изображению. Для одномесячного ребенка это такое же увлекательное путешествие, каким для

Вас, например, может явиться однодневная экскурсия пешком по небольшому городу. В эти минуты в головном мозгу у новорожденного формируются энергетические эквиваленты движений мышц глаз. Именно они и запоминаются и сохраняются как первые, самые важные в жизни ребенка "образы". Так физическое движение мышц глаз "поставляет" головному мозгу сигналы, которые оформляются в "опорные образы", будущие кирпичики интеллекта. Вспомните: птенец считает первого, кого увидел, появившись на свет - родной матерью. Так и все увиденное ребенком в первые недели жизни становится ему родным навек (импринтинг и импрессинг). Вы уже вернетесь с экскурсии, а малыш еще будет радостно смотреть на квадрат, как на старого знакомого, - он через два дня занимательных для него путешествий по квадрату будет видеть его целиком, охватывать его единым взором! Для него это маленькое открытие, но пользоваться этим открытием он будет уже всю жизнь! И вы ему помогли в этом! Можете быть уверены, "путешествие" малыша глазами по черному треугольнику и кругу доставит ему не меньшее наслаждение и радость. В ваших силах помочь ребенку сделать открытия этих фигур, которые помогут ему развиваться на несколько порядков быстрее, чем обычно. Таким образом, вы поставили ведущий вид деятельности - зрительное восприятие на службу делу развития интеллекта. Используйте короткие, но с каждым днем все увеличивающиеся периоды бодрствования новорожденного, помогайте ему познавать мир, не отвлекайте его от того, чем он сам хочет заниматься, - он хочет путешествовать глазами по простым геометрическим фигурам, а затем, переходить к освоению более сложных предметов. На научном языке означает примерно следующее: "ребенок стремится развивать свою зрительную систему и аналитическое мышление". Именно в это время более всего ребенку нужно помогать осваивать азы восприятия. Он делает свои первые открытия, и ваша помощь в это время наиболее эффективна. Сделать это можно простым способом: ... см. в РК МИР.

.

Прежде всего, считает Ибука, маме необходимо использовать все свое воображение и изобретательность, при этом учитывая, конечно, на какой стадии развития находится ребенок. Желательно также с первых же месяцев окружать его хорошей музыкой, учить воспринимать произведения изобразительного искусства.

Почаще брать ребенка на руки. Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бояться брать ребенка с собой в постель . В том, что кто-то из родителей ложится рядом с ребенком, можно найти новый смысл, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой слишком много забот и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если не просто лежать рядом с ним, а спеть ему песенку, это окажет развивающее влияние на ребенка. Можно также предложить использовать возможность пообщаться с ребенком не маме, а папе, который весь День был на работе.

Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха . Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с неверной мелодией. Он запомнит ее, используя как образец, и тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что слух — это Божий дар или особый талант. Если бы Моцарта и Бетховена так воспитывали, плохой слух был бы им гарантирован.

Ни в коем случае не игнорировать плач ребенка.

Это еще хуже, чем баловать его. По статистическим данным, чем более свободно воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Такому малышу обычно не хватает любви, он все время ищет внимания взрослых.

Под «свободным» воспитанием понимается нерегулярный уход за ребенком, кормление только тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в то же время отсутствие должного внимания, когда ему забывают сменить пеленки, уложить вовремя спать и т. п. И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, малыш, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет более уравновешенным и добрым.

Следить за своими действиями при ребенке. Примерно в возрасте 2—3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия мамы. Матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Не сюсюкать с ребенком . Когда он начинает говорить, то лепечет что-то похожее на слова: его органы речи еще не совсем развиты, а потому артикуляционный аппарат не успевает за желанием говорить. И если взрослые говорят с ним на таком же «детском» языке, считая, что ребенок другого не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка малыш всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре . По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ссорятся, конфликтуют: выражение его подавленное и беспокойное. Конечно, ребенок не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, и на психике. Неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, напряженное лицо. А ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе. Глаза или нос передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Отец должен как можно чаще общаться со своим ребенком . Быть настоящим другом и помощником жене — разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя Достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию полностью лежит на маме, а отец только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Нехватка времени и усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Общение детей между собой всегда необходимо поощрять. Малыш, лишенный общения, вырастет с менее развитым интеллектом и с трудным характером. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом, и это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если бы хоть ради своих детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

У детей свое мышление, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если родители будут рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ребенок только замкнется в себе и обозлится.

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Однако к 2—3 годам он может стать эгоистичным и почти неуправляемым. И тогда родители начинают одергивать свое чадо. Они его ругают, наказывают, когда он делает что-то «неправильное», и превращаются вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития это уже не дает ощутимых результатов.

Примерно в 2—3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его Я, и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается, и чем больше его ругают и наказывают, тем чаще он становится непослушным и капризным и тем сильнее раздражаются его родители. Есть только один выход — воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его Я.

Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия. Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребенка, а тот уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твердость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, — недостаток такой разумной твердости портит характер ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства ребенка, а не подавлять ее.

Не высмеивать своего ребенка в присутствии других . Многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что Дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был проступок, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет, если рассказать о нем публично.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать . Из двух методов — поощрения и наказания — последнее иногда кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Ребенку легче понять алгебру, чем арифметику . Одна из фундаментальных идей математики — теория рядов. Взрослому, изучавшему сначала понятие числа, а потом геометрию и алгебру, понять ее довольно трудно. А ребенку логику теории рядов или теории множества понять легко. Масару Ибука пишет: «Мадам Ришени Феликс, признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что ребенка можно начать учить математике в любом возрасте». «Ряд» или «множество» — это просто совокупности предметов с общими качествами. Ребенок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он берет их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т. д. Уже в раннем возрасте малыш хорошо понимает, что каждый кубик — это элемент «ряда» и что кучка кубиков — это один ряд, а треугольников — другой.

Простая идея, что предметы можно группировать по определенным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов. Простую и логичную теорию множеств ребенок понимает лучше, чем сложную и замысловатую логику арифметики. Поэтому традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра трудна, — это просто заблуждение взрослых относительно возможностей детей.

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха. На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты были неожиданными. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, и на последнем месте оказались детские песенки. Малыши нашли самой интересной классическую музыку, которую взрослые редко дают слушать детям. По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже пятимесячным младенцам нравятся концерты Вивальди.

Шестимесячный младенец может даже плавать. Многие взрослые не умеют плавать или плавают плохо. А вот крошечные малыши могут свободно держаться на воде, если учить их этому в раннем возрасте. Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде, так же как ползать по земле. Такой способ развития предлагает и Масару Ибука, ссылаясь на исследования известных воспитателей.

В августе 1965 года Ризе Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов, проходившей в Токио, рассказывала об обучении плаванию Детей до 1 года, что стало сенсацией. Миссис Дим первый раз окунула пятимесячного младенца в бассейн с температурой воды 32 °С, и через три месяца он уже мог плавать.

На пресс-конференции миссис Дим сказала: «Ребенок знает, как держаться на воде, гораздо лучше, чем как стоять на земле. Во-первых, вы поддерживаете его в воде до тех пор, пока он не привыкнет и не начнет держаться на воде сам. Погружаясь в воду, он задерживает дыхание и закрывает глаза, пока не всплывет на поверхность. Вот так он и учится плавать, работая руками и ногами».

То, что младенец может плавать, — всего лишь один факт, подтверждающий безграничные возможности ребенка. Малыш, который делает первые шаги, может в то же самое время легко научиться кататься на роликах. Ходьба, плавание, скольжение — все это он осваивает играючи, если правильно направлять и поощрять его.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта . В результате исследований профессора Куньо Акуцу, проводившихся по заданию «Ассоциации раннего развития» Масару Ибуки, было установлено, что плохая осанка — это результат недостаточных физических тренировок в младенчестве. Дети начинают ходить примерно в восемь месяцев. Если их не учить в этом возрасте основным движениям, они никогда не будут выполнять их правильно. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела: умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.

Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам». Конечно, ребенок вырастет, даже если просто кормить его и заботиться о нем. Но если больше ничего не давать, тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, вырастает очень смышленым и с хорошей реакцией.

➣ Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Малыш, которому уже хочется во всем ей подражать, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя», — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен. (М. Ибука)

Уважаемые родители, предлагаем вам ознакомиться с методикой Павла Тюленева — социолога, педагога, президента Ассоциации педагогов-новаторов. Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду начиная с рождения. Главная составляющая названий всех методик Тюленева — «раньше, чем ходить». Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить. Система Тюленева — одна из самых молодых развивающих методик.

Итак, раннее обучение, по Тюленеву, начинается с первых дней жизни ребенка. Каждая минута бодрствования младен-ца должна использоваться для его развития. Вы, родители, должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с окружающим миром, стимулировать движения и активность.

Убрать бесполезные украшения с кроватки, избавить кроху от рассматривания унылых обоев, позаботиться, чтобы его не отвлекали бессмысленные яркие узоры, рисунки на пеленках, шторах, коврах и мебели.

Сделать маршруты для глаз. Память ребенка рассматрива-ется как фотопленка. Все, что попадает в его поле зрения, остается на ней навсегда. Поэтому на стенах вокруг кроватки до двух с половиной месяцев должны висеть узнаваемые портреты родителей, изображения треугольников, окружностей, квадратов.

Начинать ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией.

С трех месяцев стены комнаты и кроватки — одно из самых важных обучающих пространств для ребенка, а значит, не-обходимо организовать самостоятельное развитие ребенка, развесив на них картинки. Например, вместо монотонных обоев — репродукции множества картин, и малыш всегда будет прекрасно разбираться в живописи и любить ее. Можно не ограничиваться картинами. В частности, Тюленев пишет: «Вот уже почти двести лет известно, что, если вы закрепите на стенах в детской комнатке сотни формул вузовского курса математики, он и это все запомнит и ма-тематика в вузе будет для него любимым предметом. Это и занятиями трудно назвать». Таким же образом можно поступить и с изображениями букв алфавитов, показанными различными шрифтами, иероглифов, математических сим-волов и т. п. для создания рабочей среды вокруг ребенка. Картинки с изображениями животных, растений и т. д. нужно снабдить понятными подписями.

Несколько позже дать ребенку возможность привыкать к изображениям инструментов, архитектурных сооружений, пейзажей и т. п. — многое из этого есть в больших настенных календарях. Можно помещать в комнате ребенка карты с очертаниями материков, схемы с изображениями круговорота воды или углерода в природе, математические, химические, логические и другие формулы и т. д. Такое разнообразие материала поможет малышу вырасти любо-знательным и легко учиться в школе.

В 5—7 месяцев организовать рассматривание большого числа открыток, которые надо давать ребенку в кроватку перед пробуждением или после еды. Воспользовавшись этими рекомендациями вовремя, вы избавитесь, в частности, от проблем, связанных с работоспособностью ваших детей, например, в начальных классах школы и при выполнении домашних заданий.

Приобрести магнитную азбуку и с пяти месяцев ежедневно давать малышу играть этими буквами: перебирать, ощупывать, прикреплять их к металлической поверхности. Необходимо оставлять азбуку утром в кроватке на 1—2 часа, при отсутствии других игрушек. Через две-три недели после знакомства с азбукой вы вручаете ребенку букву, несколько раз громко произнося звук, который она обозначает. Одновременно просите и забираете вчерашнюю букву или обмени-ваете на новую букву (если малыш согласится). На каждую букву надо повторить такое трехминутное занятие по утрам, от нескольких (например, трех) дней до одного дня к концу алфавита. Все это относится и латинским буквам.

Интеллектуальному развитию ребенка очень помогает прослушивание песен — не детских, а взрослых. Такая песня должна быть серьезной, содержать какую-то задачу, проблему и иметь ярко выраженный сюжет. Вести дневник ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращать в картинку с подписью. Так у ребенка впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Учиться читать. На глазах у ребенка вы должны прикреплять к стене буквы из азбуки, складывая их в слова. Через некоторое время малыш будет указывать пальчиком на эти слова в тексте, а в некоторых случаях по просьбе родителей находить и те слова, с которыми его не знакомили. Обучать ребенка читать не по целым словам, а по буквам. Причем очень рано: раньше, чем ходить, а значит, и раньше, чем говорить.

С момента рождения учить ребенка иностранному языку. На вопрос родителей: «Не вредно ли заниматься несколькими языками сразу?» — Тюленев отвечает следующее: «Опыт многих столетий показывает, что это не только не вредно, но и полезно, так как ребенок становится на порядок умнее. В прошлом и позапрошлом веке любой гувернер обязан был одновременно давать ребенку от трех лет по два-три языка. Вспомните, Евгения Онегина и его «родителя», А.С. Пушкина. Л.Н. Толстой одновременно изучал четыре языка, А.С. Грибоедов к совершеннолетию знал девять языков. Сюда входила и латынь, открывавшая путь в науку... Она тогда играла роль нынешней математики, которая в общем виде тоже является специализированным языком. Кроме того, гувернеры и родители спокойно изучали с детьми философские тексты и многое другое. Потому что только малышам все это интересно. Перечитайте «Евгения Онегина»: учили, так сказать, «всему шутя» и «без принужденья, в разговоре»».

С шести месяцев два-три раза просматривать картинки, карточки и книги — своеобразное «чтение» во время питания. Павел Тюленев рекомендует карточки с надписями на двух-трех языках от простого к сложному, от близкого к далекому, от малого количества образов к большому

. «Маленький Моцарт». С пяти месяцев рядом с кроваткой надо установить синтезатор или другой музыкальный инструмент так, чтобы ребенок мог дотянуться до клавиш. Через год хаотичные звуки превратятся в мелодичные. А ес-ли вы при этом будете сами ему играть и давать прослушивать простую мелодичную музыку, которую он в скором времени сможет воспроизвести, то к 3—4 годам малыш станет проводить домашние концерты.

Научить ребенка играть в игру «Ньютон». В возрасте 4—5 месяцев малыши с удовольствием роняют и выбрасывают из кроватки игрушки. Надо превратить это в полезное занятие: поставьте перед кроватью корзину и учите ребенка кидать разные игрушки именно туда. Ребенок одновременно будет стараться соизмерять расстояние и начнет различать звуки падения игрушек из разных материалов.

Физически развивать малыша. Для этого нужно стимулировать раннее ползание (оно способствует стремительному расширению кругозора ребенка), выполнять упражнения на развитие пальцев рук посредством деревянной палочки с помощью взрослых.

Выполнять с малышом упражнения на канате. Для этого необходимо повесить в комнате горизонтальный и вертикальный канаты, на которых можно висеть и качаться. Они прекрасно заменяют перекладины, брусья, кольца и лесенки обычных спортивных комплексов.

Физическое развитие может сочетаться с обучением ребенка нотам. Вот одно из упражнений, описанных у Тюленева. Девочке 9 месяцев, она уже быстро ползает по квартире и знает некоторые ноты, нарисованные на карточках. «Дочка, — говорит мама, — принеси мне из коридора ноту «ре». Девочка, быстро перебирая ногами и руками, ползет в коридор и приносит оттуда из стопки ноту "ре"». Мама хвалит дочку и воспроизводит ноту на пианино: «Это нота "ре", послушай, как она звучит».

Уважаемые родители! Если вас заинтересовала методика Павла Тюленева, то будьте готовы к полной самоотдаче, ведь к ребенку вам следует относиться как к маленькому гению, время которого стоит очень дорого и его нельзя тратить впустую.

Тест. Для родителей, которые не согласны с Павлом Тюленевым в том, что необходимо учить своего ребенка чтению сразу же после рождения, напоследок предлагаем небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?

Способен ли он их пересказать?

Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?

Знает ли ваш малыш буквы, просит ли вас научить его читать?

Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

Когда вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

У вашего ребенка богатый словарный запас?

Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?

Если ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?

У вашего малыша нет логопедических проблем?

Спросите ребенка: ЖУК и ШУК — одно и то же слово? Различает ли он похожие звуки?

Обычно он говорит распространенными предложениями?

Он знает много стихов и песен?

Результаты теста

От 0 до 5 очков . Если вашему малышу меньше пяти лет, то поводов для беспокойства нет. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать его процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А может быть, ему понравится книга про себя любимого, иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков. На этот момент можно говорить о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно, интеpec к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие», «большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков. Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

Наука - это процесс вечный. Еще в лоне матери дитя учится приспосабливаться к жизни, принимая внутриутробную позу и развиваясь с маминой помощью, а у же в младенчестве познает первые азы самостоятельности, используя рефлексы. Со временем обучение является главной задачей ребенка. От выбора методики обучения во многом зависит интерес малыша к науке, его желание учиться, творить, конструировать и находить свое место в жизни.

Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для дошкольников. Они позволяют подать знания в доступной, эффективной и интересной форме.

Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методах развития дошкольников:

  1. Методика Глена Домана . Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману - это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков . Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
  2. Развитие по системе Монтессори . Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика - это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
  3. Методика кубиков Зайцева . Кубики Зайцева позволяют научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам - плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
  4. Игры по системе Никитиных . Семья Никитиных является классиками отечественного воспитания. Еще во времена Советского Союза на личном примере многодетной семьи они продемонстрировали образец воспитания гармоничной личности. Никитины акцентируют, что нельзя допускать крайностей в виде полной свободы и заброшенности ребенка, также чрезмерного давления на него в виде постоянных поручений, обучений, занятости. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.
  5. Развитие ребёнка по Вальдорфской системе . Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
  6. Методика Лупан . Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении ребятишек в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять малышам сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” - мышку. В книге автор советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.

Методики обучения детей чтению

Существует несколько основных методов обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. Фонетический метод . Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
  2. Лингвистический метод . Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
  3. Метод целых слов . Его суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Метод целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
  4. Метод целостного текста . Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Он смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ученику вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
  5. Метод Зайцева . Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги Зайцев написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Данную методологию относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях.
  6. Метод обучения Мура . Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ученика вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап - демонстрация сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
  7. Метод Монтессори . Автор сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как они уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала ученикам сочетать слова в предложения.

Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать малыша в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записываться в возрасте 4-5 лет.

Сегодня в подобных группах учеников обучают английскому языку по нескольким методологиям:

  1. Методика Зайцева . Она предназначена для трехлеток и базируется на использовании кубиков.
  2. АлфавитДжеймса Питмана . Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся.
  3. Игровая методика или game method . Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры , а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи.
  4. Комбинированная методика . Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.

Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с учениками, умения чувствовать каждого обучаемого.

Специально для - Елена ТОЛОЧИК

Регулярные умственные и/или физические занятия помогли многим больным детям догнать сверстников в развитии и даже перегнать их. Поняв, что при помощи этих методик можно ускорить развитие или обучение детей, их стали применять и на здоровых детях.

То есть методики, которые, по сути, были лекарством для детей с отставанием в развитии, применили к нормально развивающимся детям. Но разве нужно здоровым детям лекарство? То, что лечит больного, здорового калечит. Из этого можно сделать вывод, что здоровым детям не только не нужно систематическое раннее обучение - оно может негативно отразиться на развитии ребенка.

Конечно, родители чаще всего учат детей с хорошими намерениями, но иногда это обучение нужно больше им, чем ребенку. Некоторым родителям важно, чтобы их совесть была спокойной («мы тебя учили с рождения»), чтобы было чем похвастать перед друзьями и близкими («вот он какой умный у нас», «мы не ленимся учить ребенка», «мы не жалеем денег на обучение»). При помощи раннего обучения детей эти родители просто удовлетворяют свои амбиции. Я и сама, будучи беременной, мечтала о том, что буду учить ребенка читать уже в два года. Мне тоже очень нравится заниматься с ребенком и не терпится начать обучать его всему, что я знаю сама. Мне тоже интересно читать и хочется поскорее иметь возможность обсуждать прочитанное с ребенком, но... меньше всего я хочу торопить время.

Когда появилась мода на раннее обучение, родители кинулись покупать детям всевозможные книги, обучающие карточки, кубики, аудио- и видеопрограммы. Например, очень популярны до сих пор обучающие фильмы Бэби Эйнштейн (Baby Einstein). Но, как оказалось, эти фильмы не являются развивающими или обучающими - соответствующее заявление сделала фирма-производитель и отозвала свою продукцию с возвратом денег покупателям.

Обучение при помощи видео оказалось не только не полезным, но, возможно, и вредным. В частности, исследование воздействий видео Baby Einstein и Brainy Baby на развитие детей, проведенное Фредериком Циммерманом и Димитрием Кристакиом, показало, что учебные программы для малышей приносят больше вреда, чем пользы - они фактически задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаше дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети нуждаются в обучении с глазу на глаз.

Дети, проводящие много времени перед мониторами, вполне возможно, имеют задержки речевого развития из-за недостатка живого общения. К тому же видеопрограммы воспитывают поколение «чрезмерно стимулированных» детей, так как изображение на экране очень быстро мелькает, Меняется, они привыкают к такому ритму, и обычная жизнь начинает казаться им серой и скучной. Чем больше дети смотрят видео, тем меньше они смогут затем концентрироваться на каком-то занятии, в том числе - при обучении.

Кстати, просмотр телевизора и просиживание за компьютером, даже если ребенок смотрит мультфильмы или обучающие программы, так же негативно сказывается на развитии. К мультфильмам, например, ребенок привыкает очень быстро, поэтому чем позже он с ними познакомится, тем лучше. Он ничего теряет, а, наоборот, сохраняет способность искать и находить себе более увлекательные и подвижные занятия, чем простое созерцание двигающихся рисунков на мониторе. Для того чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером, нужно, чтобы и другие члены семьи не делали этого, ведь ребенок будет брать с них пример.

Очень часто методики раннего обучения называют методиками раннего развития, но суть их различна. Точно так же есть разница между развивающими и обучающими игрушками. У нас дома сохранились «развивающие» разноцветные кубики, шарики и даже карусель для детской кроватки (не использовали, кстати, ни то ни другое). Мне теперь просто смешно, что мы их купили специально, поскольку любой предмет, который попадает в руки ребенку, способствует его развитию. Учитывая то, что для ребенка практически любая вещь является развивающей, - она для него новая, отличающаяся по цвету, размеру, назначению и возможностям, - продажа дорогих «развивающих» игрушек - все равно что продажа воздуха. Ребенок может сколько угодно изучать окружающий мир, но ни один ребенок долго не играет «развивающими» игрушками.

Естественное развитие всегда последовательное и умеренное, ребенок учится постепенно, двигаясь от простого к сложному. Если же взрослые пытаются его обучать тогда, когда он еще не готов к этому, то все происходит с точностью до наоборот.

Специалисты, работающие с детьми, считают, что ранее обучение, в частности:

  • ведет к перегрузке организма и его истощению;
  • может «убить» познавательный интерес у ребенка на много лет вперед;
  • может испортить отношения между ребенком и родителями, если они учат ребенка вопреки его желанию;
  • из-за слишком раннего развития логического мышления у ребенка может пострадать развитие эмоциональной сферы.

Вред от раннего обучения не всегда очевиден, но иногда он более чем реален. Общая длительность монотонных занятий с детьми, согласно рекомендациям ВОЗ, не должна превышать 10-20 минут вдень в раннем возрасте, 45 минут в день -до пяти лет и одного часа в день - до семи лет. Речь идет о любых монотонных занятиях, даже подходящих по возрасту: рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте или другие. При раннем обучении эти нормы многократно превышаются, из-за чего дети слишком устают. Если заниматься с детьми мало - результата не будет, если заниматься много - будет, но, возможно, в виде болезней, депрессий или страхов. Сложно увидеть здравый смысл в раннем обучении, поскольку слишком много факторов нужно учитывать, чтобы не навредить детям.

Некоторые дети не выдерживают учебных нагрузок, и у них появляются психологические либо другие проблемы со здоровьем. Но есть дети, которым раннее обучение может нанести ощутимый вред с большей вероятностью, чем другим.

Многие дети сначала очень хорошо и с интересом учатся, но через несколько лет интерес к учебе пропадает. Дети, которых начали обучать с пеленок, с возрастом в лучшем случае сравниваются в знаниях и навыках со своими сверстниками (если говорить о формальных навыках), а в худшем - теряют интерес к учебе и начинают учиться хуже них. К сожалению, этого не знают родители, которые сначала не загадывают так далеко вперед, а когда обнаруживают отдаленные во времени негативные последствия раннего обучения, то уже поздно что-то менять.

Умение решать однотипные задачки и отвечать на стандартные тесты - ничто по сравнению с умением общаться, разбираться в людях, а ведь именно этих способностей часто не хватает вундеркиндам. И если рано или поздно все дети сравниваются в умении писать, читать и считать, то те, у кого ранее были эмоциональные проблемы, вынуждены жить с ними всю жизнь.

Обычно раннее обучение начинают с обучения чтению.

Чтение кажется взрослым очень простой и обыденной вещью, но это сложный логический процесс! Отдельные буквы ребенок любого возраста запоминает легко, так как большинство детей до 5-6 лет воспринимают буквы только как рисунки, которые ничего для них не значат. Самостоятельное чтение может быть для них преждевременным. Есть смысл учить читать ребенка, когда он понимает, что речь можно «рисовать», передавать слова в письменном виде, и когда сам ребенок уже умеет говорить. То есть когда у него уже достаточно развита логика.

В возрасте одного-двух лет большинство детей не понимают даже того, что можно рисовать вещи, и тем более не понимают, что можно «рисовать» речь. Учить чтению в раннем возрасте просто бессмысленно. Когда мы рисовали с моим годовалым сыном и я предлагала ему нарисовать что-то конкретное с натуры и ставила перед ним игрушку, например, мячик и говорила «давай нарисуем мячик», то он понимал это как «давай разрисуем мячик».

Очень часто маленькие дети, читающие слоги или целые слова, не умеют складывать буквы в слоги. Это кажется неважным, но на самом деле это важно, так как если ребенку легко дается складывание слогов, это значит, что он уже готов к чтению и у него уже достаточно развито логическое мышление. Если же нет, то это не чтение, а квазичтение. То есть «как бы чтение», но не чтение. Дети имеют отличную механическую память и просто запоминают целые слоги или слова, но если они не способны складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это пока не настоящее чтение.

Почему раннее обучение стало таким популярным? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одной из причин его популярности может быть бытовавшее ранее в научном мире мнение, что «левое полушарие мозга доминирует, а правая половина мозга играет подчиненную, второстепенную роль. Другая причина - желание производителей заработать, продавая, по сути дела, воздух: методики раннего развития, обучающие и развивающие игрушки, образовательные услуги для младенцев и дошкольников и т. п.

Исследований на тему вреда раннего обучения пока очень мало, но ажиотаж вокруг него уже слегка поутих. Проводить подобные исследования часто просто некому. Производители в них не заинтересованы - они могут потерять доходы, а родители или специалисты, которые заинтересованы, не имеют возможности, в первую очередь финансовой, их проводить. В то же время я все чаще встречаю статьи практикующих детских психологов и педагогов, пишущих о том, что раннее обучение может принести вред здоровью ребенка, и описывающих реальные случаи из своей практики. Надеюсь, миф о необходимости раннего (ускоренного) обучения с их помощью когда-нибудь будет окончательно развеян.