Когда дети дерутся. Практические рекомендации

Введите e-mail адрес:

Проявления насилия в семье – очень болезненное явление, которое уничтожает семейную гармонию, здоровье и превращает жизнь всех членов семьи в пытку. Если у вас двое или больше детей, вероятно, вы хотя бы раз становились свидетелями драки между детьми.

Почему эти маленькие ангелоподобные существа дерутся? Как и все взрослые, дети постоянно пытаются привлечь внимание и заслужить уважение. Они часто совершают ошибки и затевают драки, потому что не знают, как правильно защитить свои интересы.

Единственные люди, которые могут решить эту семейную проблему – это родители. Но для этого нужно отнестись к проблеме максимально серьезно и осторожно обращаться с детьми, потому что иногда ваши попытки определить, кто прав, а кто виноват, могут только навредить. Рассмотрим несколько способов, как правильно прекратить драки между детьми.

1. Остановите драку и помогите детям успокоиться

Каждый раз, когда вы видите, что дети дерутся, вы должны немедленно остановить их. В противном случае они могут полностью потерять контроль и нанести друг другу серьезные травмы. Прежде чем вы поговорите с детьми о том, что случилось, присядьте на корточки, чтобы быть с ними на одном уровне.

Если вы будете нависать над ними во время разговора, они могут воспринять ваши слова как осуждение и неискренность. Не используйте слова, которые могут ранить чувства детей или заставить их уйти в себя. Эти действия помогут вам остановить драку и решить конфликт разумным и мирным способом.

2. Не становитесь ни на чью сторону в конфликте

Помните, что нейтральная позиция поможет решить конфликт. Каким бы большим ни был соблазн, не берите на себя роль судьи и разделите ответственность за конфликт между обоими детьми.

Вам будет трудно установить правду и определить виноватого в конфликте, если вы не были очевидцем ситуации с самого начала. Воздержитесь от того, чтобы окрикивать детей по имени и высказывать неодобрение – это вселяет в детей чувство вины, вызывает возмущение и формирует негативные установки. Или наказывайте за драку обоих детей, или не наказывайте никого.

3. Научите детей идти на взаимовыгодный компромисс

Если дети предпочитают решать проблемы в отношениях между ними насильственным путем, попытайтесь объяснить им, что драки – это опасное занятие, которое можно применять только в целях самозащиты. Но вместе с тем важно сделать акцент на том, что постоянно идти на уступки тоже нельзя. Это вредит самооценке ребенка.

Дети должны понять, что самый лучший и цивилизованный способ решить конфликт – компромисс. Но он должен основываться на взаимовыгодных условиях.

Возможно, ребенок не сможет достичь компромисса просто потому, что не знает, как это правильно сделать. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы направить разговор в правильное русло.

4. Помогите ребенку дать выход своей злости

Если вам кажется, что ваш ребенок полон энергии, подумайте о том, как помочь ему выражать чувства естественным и безопасным способом. Например, можно повесить в доме боксерскую грушу и сказать ребенку, что в момент, когда он испытывает злость, он может побить ее.

Если в определенной ситуации груша не походит, вы можете позволить детям устроить небольшой бой подушками, при условии, что подушки нетяжелые и нежесткие. Это позволит превратить конфликт в забавную игру и высвободить негативные эмоции.

Ребенку необходимо иметь возможность выпускать энергию: это проясняет разум, успокаивает их; таким образом, дети готовы примириться.

5. Принимайте чувство злости ребенка с пониманием

Родителям больно слышать, как их дети ругаются и оскорбляют друг друга. Но им следует понять, что строгие воспитательные меры и нравоучения могут только заморозить конфликт и настроить его участников друг против друга. Разумное решение в такой ситуации – продемонстрировать мудрость и сострадание.

Если ваш ребенок говорит, что по какой-то причине он ненавидит своего брата, вы должны прислушаться к его внутренней боли и сказать, что вы понимаете его злость. Это может показаться странным, но сострадание обычно устраняет трудные ситуации и позволяет выпустить отрицательные чувства. Вы должны помочь вашему ребенку переосмыслить конфликт и дать понять ребенку, что лучше высказаться брату о своих чувствах, не прибегая к рукоприкладству.

6. Хвалите детей за хорошее поведение

Если вы хотите прекратить драки своих детей, старайтесь время от времени их хвалить. Лучше это делать, когда вы видите, как дети исправляются и ведут себя лучше. Кроме того, вы можете сфотографировать моменты, когда они мирно и по-дружески общаются.

Позже вы можете распечатать эти снимки и повесить фотографии на стене. Они будут напоминать детям, что мир, любовь, уважение и дружба – это главное в семье. Ваши усилия помогут детям быстрее это понять.

7. Покажите детям хороший пример

Конфликты между сиблингами (т.е. между братьями и сёстрами) - это неизбежно, а значит нормально. Какими бы ни были их причины, в основе всегда лежит конфликт. А значит есть потребность, и она не удовлетворяется. А значит есть обиды.

У этих конфликтов есть и некоторая позитивная черта - пройдя через такую "школу выживания" ребёнок вырастает более подготовленным для решения конфликтов. Этот опыт, усвоенный в детстве, будет помогать в решении как производственных, так и семейных конфликтов. Такой человек будет лучше подготовлен к вступлению в брак и ко взрослой жизни.

Популярные причины драк между детьми

  • Ревность
  • Борьба за любовь родителей
  • Детям запрещено ссориться
  • У родителей есть ребёнок-любимчик. Ему достаётся больше внимания и эмоционального тепла. Второй ребёнок будет драться и конфликтовать для привлечения к себе дополнительного внимания
  • Трудно поделить игрушки. Старший считает, что у него отнимают игрушки; младший считает, что ему недодают игрушки
  • Ребёнок-агрессор хочет продемонстрировать свою власть
  • Ребёнок-агрессор демонстрирует поведение, которое видит у родителей (если родители дерутся между собой или прибегают к физическим наказаниям)
  • Дети дерутся от скуки
  • Соперничество детей

Что делать

  • В ситуации конфликта не вмешиваться. Вмешиваться только в крайнем случае. Это позволит вам не усугубить ситуацию, а детям научиться решать такой конфликт самостоятельно
  • Старайтесь не выступать в роли судьи во время конфликтов. Вместо роли судьи постарайтесь помочь детям разрешить конфликт. Пусть каждый из них выскажется и будет услышанным. Пусть они попробуют найти совместное решение. Если оно не находится, - помогите им. Основная идея - разрешить конфликт, а не искать и наказывать виновного.
  • Предложите направить детям свою энергию в другое русло. Пусть попробуют выразить свои негативные чувства другим способом. Например, можно порисовать или сделать гимнастику. Вместо драки можно устроить бой на подушках или записать\зарисовать взаимные обвинения друг на друга
  • Приучите детей спрашивать разрешение, прежде чем брать вещи друг друга
  • Чаще показывайте каждому ребёнку, что вы очень любите их, независимо ни от чего
  • Не стоит запрещать ссоры между детьми. Раз они возникли, значит на то был повод. Запрещая ссоры и конфликты, вы только будете усиливать желание проявить агрессию
  • Перестать принуждать детей любить друг друга. Не стоит требовать любви. Если назрел конфликт, то вы можете сказать детям, что они не обязаны всегда любить друг друга. Иногда они могут испытывать и другие чувства (постарайтесь понять и назвать, что испытывают дети, например, обида или гнев). В этом случае внутреннее напряжение ребёнка немного ослабнет. Ему будет спокойнее и увереннее (ведь теперь он будет знать, что его понимают)
  • Имеет смысл не запрещать драки совсем (всё равно не получится), а запрещать отдельные действия во время драки (например, не бить друг друга по голове или не использовать предметы для нанесения удара)
  • Обеспечьте каждому ребёнку его личное пространство
  • Пусть у каждого ребёнка будут свои персональные вещи (другими словами, не стоит абсолютно все вещи делать общими. Некоторые вещи могут принадлежать только одному ребёнку. Второй может их взять только с разрешения хозяина)
  • В течение дня старайтесь найти и уделить время каждому из детей
  • Старайтесь учитывать потребности каждого ребёнка
  • Хвалите и подкрепляйте проявления любви детей друг к другу
  • Периодически подчёркивайте уникальность каждого ребёнка. Дайте им понять, что вы любите каждого из них независимо ни от чего и что цените уникальность и неповторимость каждого из них
  • Относитесь к детям справедливо. Это не значит, что нужно всё время покупать одинаковые вещи, по одной для каждого ребёнка. Иногда обстоятельства диктуют свои условия. Иногда нужно сейчас купить что-то дорогое только одному. Второму ребёнку достаточно пообещать, что вы ему тоже что-то купите, когда будет нужно (не забудьте сразу сказать, когда это произойдёт, и что он получит). Родителям стоит строго следить за соблюдением этого "общего баланса"
  • Обеспечьте занятость детей в течение дня

Основной причиной стычек между детьми является конфликт, популярными причинами которого являются:

  • У кого-то не реализована какая-то потребность
  • Борьба за ресурсы
  • Взаимозависимость задач (когда какое-то дело зависит и от одного ребёнка и от другого)
  • Различия в целях. Один хочет одно, а второй другое
  • Различия в способах достижения целей. Один хочет это сделать так, а другой иначе

Если вы видите, что у детей регулярно возникают конфликты по одному и тому же поводу, то стоит задуматься или об обучении детей самостоятельному решению такого типа конфликтов или о предотвращении причины, вызывающей конфликт (т.е. сделать так, чтобы при данных обстоятельствах такой конфликт не возникал)

Помните, что человек способен испытывать разные эмоции и чувства. Если его научить всё время задавливать какую-либо эмоцию, то он задавит и её и ещё несколько других. В результате он вырастет человеком, который мало чего чувствует, который не может в полной мере устанавливать отношения. Поэтому, если у вас в доме живёт несколько детей, то они неизбежно будут иногда проявлять "плохие" эмоции друг к другу. Но с вашей помощью, если вы не будете настаивать на подавлении этих эмоций, они смогут научиться справляться с ними. Будут направлять их в нужное русло. Психологи уже давно занимаются исследованием успешных, счастливых людей. Одним из их отличительных качеств является открытость всем эмоциям. У них нет эмоций, которые они всё время подавляют. Это позволяет им лучше взаимодействовать с миром и не тратить свою энергию на подавление. Открытость всем эмоциям приводит к тому, что у них есть опыт взаимодействия с ними. Они умеют контролировать эти эмоции. Поэтому разрешая ребёнку испытывать те эмоции, которые он уже испытывает и помогая ему с ними справиться, вы помогаете ему не сбиваться с пути счастливого человека.

Гостевая статья.

Наверняка, родители, у которых двое или больше деток в семье, не раз наблюдали ситуацию, когда дети проявляют взаимную агрессию, оскорбляют друг друга, а затем дерутся. Как действовать в таких случаях?

Главные родительские ошибки
Как правило, мамы и папы начинают выяснять, кто из детей первым начал бой. Такая позиции родителей неправильная. Чаще всего драка является признаком соперничества между детками. И если вам удастся выяснить, кто зачинщик конфликта, то вам придется стать на сторону невиновного ребенка. Но так вы лишь усилите дух соперничества между родными братьями или сестрами.

Часто родители не задумываются, что драки возникают из-за отсутствия должного внимания к детям. Они прекрасно знают, что вы мгновенно прибежите ни их крики и слезы. Задумайтесь, не пытаются ли дети таким образом компенсировать отсутствие внимания с вашей стороны? Вам нужно выбрать единую линию поведения и четко придерживаться своих принципов при каждой очередной бойне. Детские психологи дают подсказки, как научить детей не воевать между собой.

5 советов родителям

Совет 1. Вы не должны игнорировать драку. Детей обязательно нужно разнять, отвести в разные стороны, дать возможность успокоиться. Но ни в коем случае не будьте судьей. Не ищите виновного. Ваша задача – продемонстрировать детям, что драться нельзя. А свой конфликт они должны разрешить самостоятельно. Важно! Настаивайте на том, чтобы дети сели и спокойно поговорили. Если конфликт не будет исчерпан, то с каждым разом детский негатив будет только нарастать. Вскоре последуют новые обиды и физические расправы. Кстати, вы можете придумать для забияк даже символическое место для выяснения отношений. Например, отводить их в ванную комнату. И не выпускать детей, пока они не помирятся.

Совет 2. Проявляйте мудрость. Не нужно становится на сторону одного ребенка. Скажите детям, что вы не были свидетелем конфликта, поэтому не будете решать, кто на самом деле виноват. Вы должны спокойно выслушать доводы детей, а потом попросить их научиться решать спорные ситуации без грубости. Но не обвиняйте одного ребенка, явно отстаивая позицию второго.

Совет 3. Предложите детям вымещать свою злость на каком-то объекте. В детской комнате можно повесить боксерскую грушу. Строго объясните детям, что это единственный предмет, который можно бить в доме. Можно разрешать им устраивать подушечные бои, если уж слишком хочется повоевать. Также можно ввести штрафы, если дети провинились и вновь подрались. Наказания дети могут придумать себе самостоятельно.

Совет 4. Смените тактику. Не пытайтесь сильно ругать детей, если они вновь затеют драку. Но всегда хвалите их, если они смогли помириться, не размахивая руками. Демонстрируйте умение сглаживать конфликты на собственном примере. Не забывайте, что дети являются зеркальным отображением своих родителей. Подумайте, не слишком ли агрессивно вы, родители, выясняете отношения на глазах у детей?

Совет 5. Психологи также советуют шокировать детей. В интернете можно найти много социальных роликов или коротких документальных фильмов с участием детей. Это печальные истории, повествующие, как в процессе драки, необдуманных действий ребенок на самом деле покалечился. Например, брат случайно толкнул его с лестницы. В результате мальчик остался инвалидом на всю жизнь. Продемонстрируйте своим детям, насколько бессмысленны их ссоры, к каким последствиям могут привести драки.

И не забывайте, что чрезмерная детская агрессия продиктована внутренним негодованием. Вы должны быть внимательны к своим деткам, подмечать их перепады настроения. Помогите ребенку найти ответ на вопрос, что заставляет его начинать обижать, бить брата или сестричку. И обязательно помогите справиться с этой проблемой.

У этих конфликтов есть и некоторая позитивная черта - пройдя через такую «школу выживания» ребёнок вырастает более подготовленным для решения конфликтов. Этот опыт, усвоенный в детстве, будет помогать в решении как производственных, так и семейных конфликтов. Такой человек будет лучше подготовлен к вступлению в брак и к взрослой жизни.

Появление в семье еще одного ребенка в большинстве случаев оказывается весьма травмирующим событием в жизни старшего ребенка. И даже в семье с самыми чуткими родителями рождение малыша приводит к серьезным изменениям в жизни старшего:

Он в одно мгновение из единственного и неповторимого превращается в одного из…

Все родительское внимание, которое прежде доставалось ему одному, он должен теперь делить с этой «живой куклой»…

Он сразу превращается в “старшего» – мгновенно взрослеет в глазах родителей, и почему-то родителям начинает казаться, что теперь он должен уметь и понимать гораздо больше, чем раньше…

Требования к нему возрастают неимоверно, и к тому же, мама, которая теперь устает гораздо больше, чаще на нем «срывается».

Это не «про» плохо или хорошо, правильно или неправильно, а «про» то, как на самом деле чаще всего бывает. Про то, как ему непросто, и о чем родителям нужно помнить, даже если старший ребенок всячески демонстрирует, как он любит младшего. Порой, страдая от недостатка материнского внимания, в конце концов, дети даже начинают болеть.

Как только на свет появился второй ребенок, формируется детская подсистема. Это часть семейной системы, со своими правилами и законами. Члены этой подсистемы – дети. У них могут быть свои коалиции, тайны, свои разборки – в которые другие не должны иметь доступа. Перестаньте принуждать детей любить друг друга. Не стоит требовать любви. Если назрел конфликт, то вы можете сказать детям, что они не обязаны всегда любить друг друга. Иногда они могут испытывать и другие чувства (постарайтесь понять и назвать, что испытывают дети, например, обида или гнев). В этом случае внутреннее напряжение ребёнка немного ослабнет. Ему будет спокойнее и увереннее (ведь теперь он будет знать, что его понимают)

Дети выясняют отношения неприемлемыми с родительской точки зрения способами - дерутся. Тогда родители стремятся вмешаться в драку, как можно быстрее и грамотнее развести спорящих между собой детей. Однако, их вмешательство не всегда помогает разрешить проблемы, которые возникают между детьми. А иногда только их усугубляет.

Не стоит запрещать ссоры между детьми. Раз они возникли, значит на то был повод. Запрещая ссоры и конфликты, вы только будете усиливать желание проявить агрессию. Имеет смысл не запрещать драки совсем (всё равно не получится), а сказать, что драка – это вообще перебор и запретить отдельные действия во время драки (например, не бить друг друга по голове или не использовать предметы для нанесения удара).

Дети могут драться по самым разным причинам:

Это может быть проявление ревности. У родителей есть ребёнок-любимчик. Ему достаётся больше внимания и эмоционального тепла. Второй ребёнок начнет конфликтовать, мстить и всё для привлечения внимания к себе. Уделяйте «ревнивцу» не меньше внимания.

Это может быть ответная реакция на «вторжение» второго на личную территорию – например, он не в первый раз без спросу взял игрушку – тогда нужен «разбор полетов» – объяснить, что неправы оба! Приучите детей спрашивать разрешение, прежде чем брать вещи друг друга. Пусть у каждого ребёнка будут свои персональные вещи (другими словами, не стоит абсолютно все вещи делать общими). Некоторые вещи могут принадлежать только одному ребёнку. Второй может их взять только с разрешения хозяина.

Если родители чаще наказывают старшего, то младший, поняв и сняв с себя ответственность, может начать «подставлять» старшего, а потом с невинными глазами его же и обвинять. Относитесь к детям справедливо. Это не значит, что нужно всё время покупать одинаковые вещи, по одной для каждого ребёнка. Иногда обстоятельства диктуют свои условия. Иногда нужно сейчас купить что-то дорогое только одному. Второму ребёнку достаточно пообещать, что вы ему тоже что-то купите, когда будет нужно (не забудьте сразу сказать, когда это произойдёт, и что он получит). Родителям стоит строго следить за соблюдением этого «общего баланса». Хвалите и подкрепляйте проявления любви детей друг к другу. Периодически подчёркивайте уникальность каждого ребёнка. Дайте им понять, что вы любите каждого из них независимо ни от чего и что цените уникальность и неповторимость каждого из них.

Это может быть воспроизведением отношений между взрослыми – не в буквальном, разумеется, смысле. Ребёнок-агрессор демонстрирует поведение, которое видит у родителей (если родители дерутся между собой или прибегают к физическим наказаниям). Возможно, что один из взрослых отвечает агрессией на действия второго, или наоборот, когда не отвечает на очевидную агрессию – и тогда ребенок это делает как бы за него. Либо ребёнок-агрессор хочет продемонстрировать свою власть.

Это могут быть ссоры и от скуки. Обеспечьте занятость детей в условиях дома. Обеспечьте каждому ребёнку его личное пространство. В течение дня старайтесь найти и уделить время каждому из детей, учитывая потребности каждого ребёнка.

Если дети редко проявляют агрессию друг к другу, или не наносят во время драки вред друг другу, то родителям лучше не вмешиваться, пока кто-то из детей не попросит о помощи. Возможно, они лучше разберутся сами. Детям необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.

Поступила просьба о помощи, не торопитесь делать выводы и наказывать «виновного». Основная идея - разрешить конфликт, а не искать и наказывать «виновного». Пусть каждый из них выскажется и будет услышанным:

Разведите детей в разные стороны, чтобы они успокоились;

Не ругайте и не кричите на них, а если дети маленькие, лучше спокойно возьмите за руку или на руки – и отведите в сторону;

Выслушайте внимательно и доброжелательно обоих, ни в коем случае не отдавайте предпочтения одному из детей и никого обвиняйте;

Постарайтесь восстановить более-менее объективную картину происходящей ссоры;

Скажите каждому из детей, что понимаете его чувства, успокаивая, объясните правоту каждого из них;

Когда дети успокоятся, обсудите с ними то, что произошло, найдите вместе способ решения проблемы, который устроит обоих.

Юморите и улыбайтесь! Предложите направить детям свою энергию в другое русло. Пусть попробуют выразить свои негативные чувства другим способом. Например, можно порисовать или сделать гимнастику. Вместо драки можно устроить бой на подушках или записать\зарисовать взаимные обвинения друг на друга.

Помните, что человек способен испытывать разные эмоции и чувства. Если его научить всё время задавливать какую-либо эмоцию, то он задавит и её и ещё несколько других. В результате он вырастет человеком, который мало чего чувствует, который не может в полной мере устанавливать отношения. Поэтому, если у вас в доме живёт несколько детей, то они неизбежно будут иногда проявлять «плохие» эмоции друг к другу. Но с вашей помощью, если вы не будете настаивать на подавлении этих эмоций, они смогут научиться справляться с ними. Будут направлять их в нужное русло. Психологи уже давно занимаются исследованием успешных, счастливых людей. Одним из их отличительных качеств является открытость всем эмоциям. У них нет эмоций, которые они всё время подавляют. Это позволяет им лучше взаимодействовать с миром и не тратить свою энергию на подавление. Открытость всем эмоциям приводит к тому, что у них есть опыт взаимодействия с ними. Они умеют контролировать эти эмоции. Поэтому разрешая ребёнку испытывать те эмоции, которые он уже испытывает и помогая ему с ними справиться, вы помогаете ему не сбиваться с пути счастливого человека.

Любимые, Родители! Чаще показывайте каждому ребёнку, что вы очень любите их, независимо ни от чего!!! Успехов в воспитании!!!

Психолог ЦПСМ Черепанова Ольга

ДРАКА

— Сергей! Сейчас же прекрати бить сестру!

— Но она первая меня ударила.

— Нет, я не била его, — кричала Катя. — Он разозлился на меня из-за того, что я выиграла у него, когда мы играли в карты.

— Неправда! — вопил Сергей.

Мама была доведена до белого каления.

— Какая разница, из-за чего ты бьешь свою сестру. Ты же знаешь, что этого нельзя делать. Сейчас ты пойдешь в свою комнату и вый-дешь оттуда только тогда, когда я скажу тебе.

Все дети дерутся со своими братьями и сестрами. Дети так ведут себя по разным причинам. Самые распространенные из них - это желание отомстить, обратить на себя внимание, добиться своего, а также усталость, чувство голода или недомогание. Чтобы правильно отреагировать на драку, родители должны постараться выявить, из-за чего все началось.

Что нужно принять во внимание

Если родители жестоко обращаются друг с другом, то и дети на-верняка станут вести себя так же.

Если у родителей разногласия относительно того, как лучше все-го перевоспитать драчуна, то привычка драться у него останется.

Совершенных методов нет. Если вы начали применять новый ме-тод, то, прежде чем убедиться, что он неэффективен, используйте его некоторое время.

Хорошее средство против негативного поведения — это выдача ребенку в начале недели определенного количества баллов. За каж-дый плохой поступок один балл вычитается. За присужденные баллы ребенок может получать заранее оговоренные вознаграждения.

Следует различать обычную агрессию и то, что можно назвать нарушением правил поведения. Нарушение правил - это обычная проблема, которая, как кажется, не вызывается внешними фактора-ми. Дети, нарушающие правила поведения, более строптивы. Они часто портят вещи, бывают нечестны, нетерпеливы, часто идут на большой риск и не проявляют сопереживания к другим. Здесь требу-ется помощь специалиста, а также содействие педагогов.

В последние годы насилие в школах стало вызывать всеобщую озабоченность. Дети, совершающие жестокие поступки, отличаются рядом признаков. Самые распространенные из них следующие:

Ребенка терроризируют сверстники, часто дразнят его;

Он плохо учится;

Агрессивно себя ведет;

Употребляет наркотики или алкоголь;

Легко раздражается по пустякам, почти каждый день у него плохое настроение;

Делает надписи или рисунки, отражающие крайнюю степень насилия.

Как нужно говорить

Надлежащая дисциплина требует обычно не одного лишь отчитывания ребенка родителями. То, что они говорят, бывает необходимо, но часто недостаточно для того, чтобы помочь ребенку отучиться драть-ся. Иногда неверно подобранные слова родителей только усугубляют ситуацию. Дети в возрасте от десяти до двенадцати лет могут особенно обижаться на сказанное, если чувствуют резкость или несправедли-вость. Так что родители непреднамеренно усиливают проблему.

Как можно яснее СООБЩИТЕ о своих пожеланиях заранее:

«Когда вы оба играете в другой комнате и у вас возникают про-блемы, то надо прийти ко мне и рассказать обо всем. Драться я вам не позволю».

. «ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ». «Драться, если ты рас-сердился, - это неправильно».

По возможности ПООЩРЯЙТЕ и хвалите детей за понима-ние. Пытаясь отучить ребенка драться, чаще хвалите его, так как это служит хорошим напоминанием, как надо себя вести. «Вы, мальчики, очень хорошо играли друг с другом. Даже когда вы о чем-то спорили, то не дрались. Я просто счастлива».

После того как вы сделали замечание ребенку, чтобы он не дрался, немного помолчите. Затем выслушайте объяснения ре-бенка, почему он затеял драку. Понятно, что вы не согласи-тесь с тем, что проблема решалась с помощью кулаков, но все же лучше, если вы попытаетесь выслушать ребенка и по воз-можности выразить свое СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Не пытайтесь этого делать, пока не успокоитесь сами. Если вы все еще сер-дитесь на ребенка, то можете не понять причину, заставив-шую его применить силу «Хорошо. Теперь я хочу немного по-сидеть с тобой и послушать, что ты скажешь. Так почему же ты решил ударить сестру? Ах да, понимаю. Когда она, выиг-рав игру, состроила тебе гримасу, тебе это не понравилось. Знаю, тебе бывает неприятно, когда она тебя дразнит».

После того как выразили сопереживание, УЧИТЕ ребенка. Но не читайте лекций. Просто постарайтесь помочь ребенку по-нять, что он мог поступить иначе: «Когда твоя сестра дразнит тебя и тебе хочется ее побить, то как иначе ты бы мог разоб-раться в этой ситуации и не рассердиться? Хорошая идея. Да-вай ее сейчас отрепетируем. Наверное, это будет забавно».

За повторяющиеся драки следует наказывать. Идеально, что-бы вы заранее объясняли, какие будут последствия: «Если я увижу, что ты бьешь своего младшего брата, то тебе на полча-са придется прекратить свою игру».

Как не нужно говорить

. «Мама, она показала мне язык». — «Не обращай на нее внима-ния». Если ваш ребенок мог бы, как обычно, ударить сестру, но вместо этого он жалуется вам (о чем вы, собственно, его и просили), то не пренебрегайте его жалобами. Полагая, что вы ничего не станете делать, он решит все взять в свои руки и дать сестре сдачи.

. «Если ты ударишь ее еще раз, ты будешь наказан». Ребенок должен узнать последствия уже после того, как первый раз уда-рил сестру. Говоря ему, чтобы он больше не дрался, вы его не учите, как ему следует поступать. Так что лучше скажите: «Я

хочу, чтобы вы оба спокойно поговорили друг с другом о том, что тебя злит».

АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Недавно в Иллинойском университете проводилось исследова-ние, где изучались три вида реакции родителей на драку детей:

игнорирование конфликта; научение детей таким стратегиям, как переговоры, компромисс и решение проблемы; наказание детей. И хотя все мамы и папы были убеждены, что игнориро-вать проблему вряд ли полезно, они использовали этот подход в три раза чаще, чем другие два. Когда отцы применяли страте-гию контроля, такую, как наказание, они делали это не потому, что считали этот подход самым лучшим, а потому, что не были уверены в своем умении учить детей эффективным способам переговоров и решения проблем. Каков же вывод? Родителям нужно быть уверенными в себе, если они пытаются помочь де-тям научиться решать проблемы. Это требует времени и прак-тики, но результат этого стоит.

Сохранить в PDF: