Капризный ребенок в 1.6. Когда не будет хорошо? Откуда берутся капризы

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны , почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное : капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее :

Все это называется утверждением своего собственного «Я» .

Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!» .

Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей , так и для родителей .

Но необходимо помнить :

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

ПРАВИЛА :

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать , тянуть маму за руку со словами : «Ну, мама, пойдем!» ….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1 : ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка : качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела , желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости , ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли , не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам . Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили : ребенок стал очень капризным , постоянные истерики , слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2 : ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны . Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался» .

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком . Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно : ежедневные слезы, истерики .

Недавно в семье родилась девочка . Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной . А тут еще и беспричинные капризы Артема , которые «выбивают маму из колеи» .

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3 : БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости : помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя , который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей , работа, рождение второго - третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики : просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4 : В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине , то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5 : НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик , капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей» . Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика .

ПРАВИЛО 6 : ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7 : ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8 : БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

ПРАВИЛО 9 : НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать : «Мне очень жаль, что ты не сдержался» , «Я знаю, что тебе было плохо» . Учите ребенка выражать свое недовольство словами. Спросите : «Что ты чувствуешь?» .

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите , как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10 : ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей .

Вывод : семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

В 2 года ребенок уже многое умеет: слушается взрослых, радует родителей. Он уже не требует так много внимания и может самостоятельно поиграть, а вы пока можете многое успеть по дому. Некоторые даже умудряются пару часов уделить работе, чтобы потихоньку входить в курс дела для того, чтобы выйти уже в офис после декрета. И как только вы выстраиваете свой прекрасный график с занятиями с карапузом, работой и делами по дому, пройдет месяцев шесть, а после он начинает катастрофически меняться. Очень капризным ребенок становится после 2-го года развития. Именно так начинается очередной кризис третьего года. Давайте разбираться что это такое и что делать с капризным ребенком 2-х лет .

Что такое кризис третьего года

Специалисты считают, что в это время малыш осознает свою личность, изучает ее. С его точки зрения, он уже большой, со многим может справиться сам. Чтобы показать свою индивидуальность, он всем противоречит. В такой период малыш начинает спорить, упрямиться, отказываться от всех предложений. Это попытки показать, что и у него есть свое мнение, позиция. Возможность отстоять свое радует, если не удается, начинаются . Капризный ребенок в свои 2 года может довести весь дом до белого каления буквально минут за пять.

Все дети иногда капризничают, не слушаются взрослых и это совершенно нормально. Но как понять разницу, и где эта невидимая граница между кризисом и капризным ребенком в 2 года ?!

Как понять, каприз это или кризис?

Каприз – это непредсказуемое, внезапное стремление что-то получить. К примеру, малыш хочет машинку, не получает ее, плачет и поэтому очень громко расстраивается. Потом переключается на шоколадку, получает ее – и все хорошо. С кризисом все не так просто. С ним все гораздо сложнее, просто переключение внимания – результата особого не даст.

При кризисе ребенок хочет сделать все по-своему. Он считает, что его мнение не воспринимают, не соглашаются с ним. Для такого ребенка «по-своему» – означает противоположное желанию других. То есть совершенно неважно, что он действительно хочет, главное противоречить всему, что тебе говорят. Делать не так, как даже и сам хочешь. Проверьте сами, спросив у вашего крохи хочет ли он конфетку. При кризисе он вначале выпалит дежурный ответ "нет", но так, как-будто хочет сказать "да". А если вы предложите повторно ему конфету после этого – можете не сомневаться, что вы увидете перед собой ребенка в 2 года нервного и капризного .

Или вот еще живой пример, малыш захотел включить стиральную машину, но мама включила ее чуть раньше. Увидев, что ребенок плачет, сразу выключила и дала возможность включить самому. Но он отказывается от этого и продолжает нервничать и капризничать. Ребенок все еще желает это сделать, но не нажимает, потому что ему это уже позволили. Таким образом, разница видна на примере обоих случаев, но не настолько очевидна и, самое главное, мама порой уже не знает, что делать.

Что делать с капризным ребенком в 2 года?

Во время кризиса с ребенком сложно договориться. Ребенок становится плаксивым и капризным в 2 года . Ему нельзя все разрешать, как и много запрещать. Надо четко для себя решить, какие вещи совершенно невозможны:

  • Самостоятельный переход дороги;
  • Игра с ножом и другими острыми предметами;
  • Попытка причинить вред другому человеку, нанести удар или начать драку;
  • Оскорбление родителей и взрослых.

Но есть и то, что можно допустить (перепачкаться краской, пошлепать по лужам, поваляться в снегу). Не надо часто произносить слово «нельзя». И обязательно нужно объяснять ребенку свои действия, слова – тогда малыш начнет делать выводы самостоятельно. С помощью спора малыш не проверяет рамки дозволенного. Он осознает себя, изучает свое «я», пытается понять, какая он личность в свои 2 года . Роль родителей – помочь ребенку в этом, чтобы избежать ненужных капризов. И еще один важный момент – избегайте криков в этот момент, ведь настояв на своем, в итоге вы можете получить совершенно "бесхребетное чадо". Оно будет радовать вас своим послушанием, но только с точки зрения вашего удобства. А как личность, он развиваться особо и не будет. То есть вы его просто, с высоты своего возраста, морально задавите.

Нельзя выполнять работу за ребенка, даже если он это делает медленно и не совсем правильно. Лучше подождать, если у него совсем не получится, то он сам может попросить о помощи. Это тоже прекрасный навык, позволяющий понять когда тебе надо остановиться и сделать что-то иначе, возможно даже с чужой помощью.

Можно пообещать что-то ребенку, если он выполнит просьбу. Но обещания нужно обязательно выполнять. Этот метод, конечно, может не сразу подействовать, но как известно, "вода камень точит". Фантазия может стать отличным помощником. Придумывайте необычные игры, которые помогут ребенку сделать то, что хочет от него взрослый. Может выручить и метод аналога. Взрослым и опасным игрушкам можно найти похожие у детей. Например, убедить, что детский легкий красочный молоток лучше, чем папин. Находя выход из различных предконфликтных ситуаций в помогаете избежать состояния когда вам малыш станет нервным и непослушным.

Нужно стараться предотвращать протесты. Например, если взрослые часто используют гаджеты, то и ребенок этого захочет. Разубедить его будет сложно. Поэтому нужно стараться самим делать меньше того, что запрещается детям. Вы для своих детей ярый пример! И равнение будет на вас!

Полезное видео

О непослушных и капризных ребятах 2 лет расскажет доктор Комаровский:

А в этой программе вам расскажут про 8 способов предотвратить истерики:

Полина, дочка Виктория (3 года)

Ох, уж эти детки! Прям про нас высказывание. У меня дочка одна, папа часто на работе и мы большую часть времени находимся вдвоем. Так вот, как только приходит папа домой у нас начинаются капризы , Мы уж думали ревнует что-ли она. Но потом нам наш педиатр рассказал, как раз про кризис 2 лет. У нас это было долго, месяцев шесть Вика не могла нормально сказать, что именно она хочет, а что нет. На все говорила "нет", потом . Мы уже не знали, что делать с ребенком в 2 года когда он становится такой капризный и непослушный. Победила у нас дружба, конечно же, но ценой каких невероятных нервотрепок. Я понимала, что ругать и , но порой просто подмывало меня. Сейчас у нас дома мир и лад, но впереди, я так понимаю, нас ждет еще школьный кризис.

Ирина, сын Анатолий (7 лет) и Маргарита (2 года)

Как говорит моя бабушка, что мол твои кризисные в этом году дети совершенно неуправляемые . С ними сложно, что-то сделать и уж тем более договориться. Они реагируют на все, как качели, то одно настроение, а чуть не туда пошло все – сразу эмоции через край и слезы рекой. Особенно остро идет все у младшего ребенка , очень уж она капризная в свои полные 2, 5 года. Я порой даже не знаю, что же делать с ней. Мне кажется, что у сына такого вообще не было, хотя тогда он у нас был один, может поэтому переносилось все проще.

Итоги

Постепенно и незаметно кризис третьего года пройдет. Капризный ребенок в два года вырастет и станет вдумчивым и заботливым малышом. Нужно запастись терпением, фантазией, чтобы по его окончании ребенок осознал себя и смог гармонично развиваться.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Давайте начнем с того, что капризы и упрямство у ребенка 2-5 лет означают протест против того, что он не получает желаемого. Ребенок в силу возраста не может справиться с негативными эмоциями и не может нам о них сказать. Ничего общего с избалованностью и вседозволенностью в капризах и упрямстве нет. А есть соответствующее возрасту неумение осознать свое состояние. «Хочу» ребенка столкнулось с «нельзя» или «невозможно» взрослого. И чтобы разрешить проблему, надо понять, в чем причина каприза.

Причин капризов много, более того, в каждом возрасте и в каждой ситуации - они свои. Ниже - подборка статей, в которых рассматриваютс различные ситуации и возрастные периоды детских капризов. Негативизм, кризис трехлетки, манипулирование, упрямство и истерики - на что ребенок имеет право, и как родителям вести себя в каждом случае:

Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. Они не в состоянии по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Маленький ангелочек в любую секунду может превратиться в неуправляемого бунтаря. Наши рекомендации помогут вам сгладить острые углы в общении с малышом.

Переменчивое настроение в 2−3 года – обычное дело. К счастью, ситуация выравнивается к 3,5−4 годам, когда языковые навыки достигают уровня, на котором малыш может словесно выразить свои чувства. А пока его эмоционально-волевая сфера еще только формируется, малыш снова и снова обескураживает своих родных внезапными сменами настроения, он не умеет скрывать свои переживания и не в состоянии их контролировать. Отказывается от ласки, не желает вести себя вежливо, действует наперекор. Злясь, дуясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар.

Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения − сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить?

Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское «горе» от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое упрямство, эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно «давит из себя слезу», добиваясь от вас желаемого.

Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять.

Рано или поздно все мамы и папы впервые слышат от своего ласкового, покладистого крохи категоричное «Не хочу!». Иногда оно сопровождается только надутыми губками, а порой – топаньем ног и морем слез. Откуда берутся маленькие нехочухи, и как с ними ладить?

Отказ малыш что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему ребенок стал капризным?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, – объясняет психолог Алена Казанцева. – В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет».

Рано или поздно с этим сталкивается каждый родитель. Детские капризы и истерики объясняются особенностями этапа взросления, меняющимися потребностями ребенка, а значит, и реагировать мы можем по-разному.

От года до трех дети начинают постепенно учиться выражать свои эмоции и управлять ими, адаптируясь к миру, в котором, как оказывается, нельзя получать все желаемое. Осознание того, что он не всемогущ, равно как и огромный поток новой информации, становится для ребенка испытанием. И, чтобы пройти его, необходима помощь родителей. «Обычно период «истерической дуги» как реакции на невозможность что-то сделать или получить длится у детей от года до двух с половиной лет, – рассказывает детский аналитический психолог Елизавета Агеенко.

Капризы, нытье или упрямые отказы следовать вашим просьбам – настоящее испытание для родительского терпения. Такие способы воздействия на нас типичны для маленьких детей. Как же на подобное поведение реагировать? Обычно именно страх перед бурной сценой заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Однако это не означает, что вы обречены всегда уступать. Есть несколько основных стратегий, которые помогают справляться с проблемным поведением.

В разгаре истерики ваш ребенок – воплощение горя. Он бросается на пол, топает ногами, заламывает руки и вопит голосом, который вы едва узнаете. Почти все дети между годом и тремя прибегают к слезам и крику, способному поколебать вашу решимость настаивать на соблюдении режима или каких-либо правил. У 60−80% детей в возрасте 2−3 лет истерики случаются по крайней мере раз в неделю, а у 20% − ежедневно.

Умывание и кормление, одевание и раздевание, поход на прогулку или в магазин – любой из моментов жизни ребенка может неожиданно стать сложным, а послушные мальчик или девочка вдруг превратиться в неуправляемых. Конечно, не существует определенного свода правил по дисциплине. И все-таки, если запастись мудростью и терпением, оптимальные способы противодействия капризам ребенка обязательно найдутся. Примеры подобных ситуаций анализирует педагог Наталья Чудина.

Появление малыша в семье – это всегда огромное счастье. Когда после девяти месяцев ожидания, наконец то, в семье появляется кроха, то он сразу же становится центром внимания всех. Родители с трепетом наблюдают за тем, как он растет по часам, как учится каждый день новому и радуются тому, что у них есть такое чудо.

Но постепенно, по мере взросления, родители начинают замечать, что ребенок начинает капризничать, меняется его поведение и это начинает беспокоить родителей. Ведь они привыкли видеть спокойного и послушного ребенка.

Однако, детские капризы являются обычным делом к концу 1 года жизни малыша. И сегодня мы рассмотрим капризы детей, будем разбираться в причинах такого поведения и попытаемся понять как с этим нужно бороться.

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Раскрываем понятие или что такое каприз?

На сегодняшний день, говоря каприз, понимается всякого рода прихоти и упрямство ребенка, которое сопровождается криками, плачем и тому подобным.

До первого года жизни у малыша появление капризов напрямую связано с его дискомфортом или же в недополученных его основных потребностях.

То есть, когда родители »жалуются» на своего ребенка, которому нет и года, то тут речь идет просто о неправильном истолковании дискомфорта малыша. Ведь кроха просто не имеет другого способа, чтобы общаться или донести до родных что ему что-то нужно. Сами подумайте, ведь словарного запаса у крохи нет, жесты почти не развиты и только заплакав он может суметь привлечь к себе внимание и общаться с окружающими.


Итак, плачь ребенка может иметь несколько причин:

  • Малыш просто голоден, пора его кормить;
  • У него что-то болит или причиняет беспокойство. Чаще всего это колики или газы;
  • Пора менять подгузники;
  • Ребенку холодно.

Как бы на первый взгляд не было трудно распознать плачь малыша, все же мама через несколько дней, сразу начинает понимать причину плача своего ребенка.

Если же вы убедились, что ребенок сыт, пеленки чистые и у него нет газов, а между тем он продолжает плакать, тогда вероятно у него есть какая-то болезнь. Следовательно, необходимо обратиться к педиатру.

А начиная с 3 месяца у малыша начинают набухать десны, режутся зубики. И все это сопровождается плачем, беспокойством днем и ночью. Так что, если вы видите, что кроха пытается все что попадает в ручки тянуть в рот и у него появилось обильное слюноотделение, то можете быть уверенны, его беспокоят зубы. И даже тот факт, что сами зубики появятся через 2 месяца, все равно в большинстве случаев »капризы» связанны именно с этим.

Как бы это странно не звучало, все же для детей, особенно для малышей до 1 года, четкое соблюдение режима дня является важнейшим. Сам режим касается как кормления, так и его сна, прогулок, разных игр и занятий.

Если у ребенка есть режим, но по каким-либо причинам этот график нарушается, то это может вызвать у малыша острую реакцию. Именно этим и объясняется тот факт, когда после какого то праздничного мероприятия, в котором ребенку было очень хорошо и весело, внезапно под конец у него начинаются капризы, плачь, беспокойство и раздражение. Дело в том, что малыши очень трудно переносят нервное перенапряжение в возрасте 10-18 месяцев. И с помощью слез они просто пытаются снять напряжение. Ведь вся праздничная обстановка: шум, новые, незнакомые лица, яркий свет, громкие звуки и тому подобное являются источником стресса для малыша. Что делать в такой ситуации? Ни за что не ругать малыша. В таком состоянии ему нужно ваше внимание, забота и любовь.

Качайте его на своих руках, обнимите и прижмите его к себе, можно провести такие процедуры которые ему нравятся, купать малыша (ведь теплая вода сама по себе может успокоить нервную систему), делать ему массаж и т.п. Таким образом ваш ребенок сможет легко успокоится.

Важнее всего то, чтобы понять, что нельзя ни в коем случае ругать ребенка, впасть в истерию и начать кричать на него. Ведь когда ваш малыш плачет, то он просто нуждается в вашей любви и понимании.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.


Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна . Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Это нелегкое дело или учимся говорить

Другой, очень распространенной причиной детской раздражительности, является трудность во время усвоения речи. Малыш растет и развивается, он с каждым днем узнает новое, может уже делать очень много вещей, но, к сожалению, его речь не развивается так же легко и просто. Он начинает мычать, издает звуки, протягивает свои ручки, чтобы передать свои эмоции, но его не могут понять окружающие. И тут ребенок снова обращается к уже работающему способу: к капризам. В этом случае детский каприз может проявляться как отказ делать привычные вещи (нежелание купаться, возмущение и протест против горшка и тому подобное). Иными словами, ребенка как бы поменяли и теперь все то, что он любил делать, вызывает у малыша раздражение, капризы и истерию.

Как уже ясно, это не каприз, а крик о помощи, некий намек родителям. Ведь ребенок дает сигнал о том, что хочет говорить, но не может. И в этом случае выказывать агрессию, насилие ни в коем случае нельзя. Присмотритесь к вашему ребенку и тогда вы найдете причину его каприза. Ведь вполне вероятно, что во время последнего купания вода была горячей, и этот дискомфорт оставил след у малыша. Вариантов может быть очень много, поэтому важно запастись терпением и изучить причины поведения малыша. Пройдет какое-то время и привычки малыша вернуться в прежнее русло.

Детские капризы и поведение взрослых

Никому не приятно, когда ребенок начинает капризничать, строит истерику и ведет себя ужасно. Такое поведение у ребенка заставляет родителей терять самообладание и они желают побыстрее заставить ребенка прекратить капризы. Однако, надо понимать, что детский каприз – это крик о помощи. И делая так, ребенок ждет, что родители поспешат ему на помощь.

Дорогие родители, помните, что капризы вашего ребенка это не просто безобразие. Это единственное доступное средство, при помощи которого ребенок вызывает родителей на помощь, и так как его не понимают, он наполняет свой »арсенал» и уже идут в ход плач, рев, крики, укусы, дёрганье за волосы и тому подобное. Но тут есть один момент: если такое поведение дает результаты и ребенок своим капризом достигнет желаемого, тогда такое поведение закрепляется у него, как единственный правильный способ заполучить желаемое. И ребенок будет считать такое поведение нормой и все свои проблемы будет решать капризами.


Конечно, каждый понимает, что этого допустить нельзя. Поэтому нужно реагировать на капризы малыша и показывать ему, что таким образом он ничему и не добьется. И если правильно реагировать на капризы ребенка, то он начнет менять свое поведение.

Давайте ниже рассмотрим те основные модели поведения взрослых, которые становятся причинами для появлений капризов у детей.

  1. Есть ситуации, когда на капризы малыша просто не стоит обращать внимание. В некоторых случаях это бывает наилучшим решением проблемы. Ведь зачастую ребенку легче успокоиться, когда рядом нет никого. Так как часто присутствие людей рядом, которые пытаются его успокоить или же жалеть, только дают обратную реакцию и начинается новая волна капризов.
  2. Многие родители ошибочно полагают, что чем больше окружать ребенка вниманием и любовью, тем меньше он будет капризничать. Но на деле все именно наоборот: те дети, которых чрезмерно опекают и любят становятся капризными. Конечно, ребенку необходима родительская любовь, ласка и забота. Но, как уверяют психологи, во всем необходимо соблюдать меру. Нельзя впадать в крайности. Необходимо донести до ребенка, что у родителей есть и другие обязанности и они не могут весь день сидеть, обнимая ребенка.
  3. Следующая крайность, которая »портит» ребенка – это неограниченность и вседозволенность. Как уверяют психологи, с раннего детства каждый ребенок должен знать, что значат такие слова как »нельзя» и »нет». Эти слова станут стимулом для того, чтобы дисциплинировать малыша потом. Когда ваш ребенок знает эти слова, то он намного меньше капризничает и устраивает истерик. Ведь он знает, если мама сказала нет, то сколько ни плачь нет остается нет. Тут главное быть настойчивым и не уступать ребенку, а то эти слова будут простым звуком для малыша.
  4. Чрезмерное внимание взрослых – ребенку необходимо играть одному или же общаться с ровесниками с помощью жестов и улыбок. Если мама или другой взрослый все время рядом с ним, то это тоже может привести к детским капризам, ведь навязчивость взрослых нагнетает малыша. Лучше будет если вы будете во время прогулки общаться с другими мамами и позволите ребенку самому наслаждаться прогулкой или же »найти себе друга» из соседней коляски. Естественно, тут важно соблюдать меру, так как ребенка нельзя оставлять в полном одиночестве. Без внимания взрослого у ребенка могут появляться нежелательные психологические проблемы или же это может негативно повлиять на его эмоциональное состояние. И в этом случае у него будут появляться капризы, которыми он будет попытаться привлекать внимание.
  5. Родительская непоследовательность является одним из самых пагубных явлений для малышей. Если мама говорит одно, а папа другое, а в это время бабушка с дедушкой третье, то у ребенка появляется проблемы с адаптацией в окружающем мире. Или же он начинает пытаться подстраиваться под всеми. Для того, чтобы избежать таких нежелательных последствий необходимо договариваться насчет ключевых моментов в воспитании малыша. А если что-то было можно вчера, а сегодня нельзя, то нужно объяснить причину перемены ребенку. Ведь он на эмоциональном уровне все может понять, несмотря на то что очень мал.


Для того, чтобы правильно воспитать ребенка и не спровоцировать у него появление капризов, нужно быть настойчивой и следить за вышеуказанными советами.

Кое-что напоследок

Для правильного воспитания ребенка родители должны быть прежде всего внимательны и последовательны сами. Как бы это не было тяжело, нельзя поддаваться капризам малыша. Если сказали, что нельзя что-то делать, тогда это делать нельзя!

Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.

Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.

Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.

Многие родители, когда видят расплакавшегося ребенка, стараются немедленно его утешить. Это происходит потому, что они не знают: плач помогает людям всех возрастов снимать стресс. Плач представляет собой состояние физиологического возбуждения, вслед за которым наступает глубокая релаксация. Он является очень эффективным средством снятия напряжения, снижения кровяного давления и уменьшения частоты сердцебиения. Вместе со слезами из организма выводятся гормоны стресса, и таким образом восстанавливается его физиологический баланс.

Почему ребёнок капризничает. Эффект накопления стресса.

Младенцы используют плач не только в качестве стрессопонижающего механизма, но и для выражения своих потребностей. С появлением речи коммуникативная роль плача снижается, он перестает служить средством передачи сообщений.

Когда же у ребенка случается какая-нибудь неприятность, слезы снижают его психоэмоциональное напряжение. Поэтому в любой проблемной ситуации нужно сделать все возможное, чтобы устранить причину дискомфорта. Если какая-либо стрессовая ситуация повторяется неоднократно, также важно по возможности устранять источник стресса.

Предположим, вы сделали все возможное для устранения причины стресса. Следующий шаг состоит в том, чтобы выслушать ребенка и сочувственно отнестись к его плачу. Я рекомендую всегда брать плачущих младенцев на руки. С детьми более старшего возраста это делать необязательно, но они всегда будут чувствовать себя лучше, если вы проявите к ним внимание. Дети испытывают потребность в том, чтобы кто-то был рядом, выслушивал их и с пониманием относился к их чувствам. Плачущие дети нуждаются в нашем сочувствии и внимании; они должны знать, что их любят независимо от того, как они себя чувствуют. Им необходимо выражать свои негативные эмоции, поэтому не игнорируйте и не отвлекайте их, а просто покажите, что понимаете и любите.

Мы стремимся сделать своих детей счастливыми и забываем при этом, насколько важно предоставлять им возможность испытывать весь спектр эмоций. Не спешите давать свою интерпретацию тому, почему ребенок плачет, лучше скажите ему: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». А бывает и так, что ребенок просто нуждается в том, чтобы с ним рядом был молчаливый и любящий свидетель его внутренних переживаний, которые, возможно, слишком сложно описать словами. И чем младше ребенок, тем это сделать ему сложнее.

Всем нам известен так называемый эффект накопления. Потребность в плаче накапливается до тех пор, пока необходимость высвободиться от нее не становится настолько сильной, что ребенок больше не может сдерживаться. В такой момент вызвать слезы может все что угодно, и их причина будет непонятна. Может показаться, что плач абсолютно не связан с происходящим. Предположим, ваш ребенок проголодался и просит чего-нибудь перекусить. Вы даете ему последний сухарик из коробки. Но он треснул, и ребенок начинает капризничать. Вы объясняете ему, что это последний сухарик. И тут он начинает плакать и кричать, возмущаясь по поводу того, что сухарь оказался сломанным. Все это не было обидным событием. Причина, по которой дети начинают плакать в таких ситуациях, в накоплении стресса. Для снятия напряжения они используют малейшие предлоги. Если вы будете позволять ребенку плакать и негодовать из-за таких мелочей, то после этих вспышек гнева он успокоится. Может быть, в дальнейшем он вообще не будет обращать внимания на поломанный сухарик.

Что делать, если ребёнок капризничает. Высвобождение чувств

Многим родителям кажется, что дети манипулируют ими с помощью плача, капризов и истерик. Таким взрослым кажется, будто их вынуждают что-то сделать, и они полагают, что у них есть два выхода из ситуации:

  1. «уступить» ребенку и дать ему то, чего он желает;
  2. заставить малыша прекратить использовать плач, капризы и истерики для достижения своих целей.

Когда взгляды взрослых меняются, у них появляется еще один выход. Плач сам по себе является естественной потребностью, такое поведение детей не является манипуляцией и капризом. Взрослые должны воспринимать слезы ребенка как нормальное высвобождение накопившихся чувств. Жизнь становится намного проще, когда родители плачущих детей осознают, что настоящей проблемы здесь не существует, и им не надо делать ничего, кроме как оставаться рядом со своими детьми.

Некоторые взрослые, озабоченные поведением своих детей, уступают капризам, ошибочно принимая их за действительные потребности. В примере со сломанным сухариком мама может пойти с ребенком в магазин, чтобы купить ему новую пачку. В результате такого воспитания дети обычно становятся все более требовательными и трудными. Это происходит не из-за того, что они слишком много получают, а из-за того, что у них так и не возникает возможности освободиться от накопившихся чувств с помощью плача.

Если родители «уступают» в результате длительного плача и требований ребенка, ему не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса. Потом малыш найдет другую причину для хныканья и выпрашивания, и так будет продолжаться до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.

Вместе с тем неправильно устанавливать для ребенка произвольные ограничения и игнорировать удовлетворение его нормальных потребностей, в каждом случае считая, что ему просто нужно поплакать. Это будет уже авторитарное воспитание. Взрослые всегда должны стараться удовлетворять потребности детей. Только когда запросы малышей становятся необоснованными, можно предположить возникновение потребности в высвобождении накопившихся эмоций.

Капризы ребёнка – проверка на прочность?

Некоторые родители утверждают, что дети требуют невозможного. Иногда это действительно так. Дети чувствуют себя более уверенно и защищенно, когда четко знают, что им разрешается делать и чего от них ожидают. Однако если ребенок постоянно «проверяет родителей на прочность», значит, ему требуется предлог для плача и возмущения. Если малыш упорно непозволительным образом ведет себя или постоянно просит те вещи, которые ему нельзя трогать, задайте себе вопрос: «Не ищет ли он предлог для плача, чтобы снять свое напряжение?» Если вы считаете, что именно это и происходит, тогда лучше всего реагировать на его требования уважительным, но твердым «нет» либо физическим ограничением (например, удерживая малыша на руках – но только ). Это позволит ему высвободить накопленные чувства. В таком положении возмущение ребенка может быть направлено и на вас. Будьте готовы к этому.

Татьяна Чернева, психолог.