Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года. Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Первый год - он важный самый. Малыш учится вставать, ходить, у него появляется речь. Что же нужно знать о развитии ребенка первого года жизни и как помочь ему добиться успеха в обучении?

0-1 месяц

Первые 4-5 недель внеутробной жизни карапуз активно адаптируется с помощью совершенствующихся органов чувств и накапливаемого личного опыта. Кроха умеет сосать, чихать и кашлять , издавать звуки. На 2-4 недели возникает первая фиксация взгляда на лице мамы — нынешние детки развиваются быстрее своих родителей. На 4 неделе жизни формируется комплекс оживления, когда малыш вдруг становится включенным в общение с родителями. Например, начинает активно двигаться при обращении к нему, удерживает взгляд на лице, дарит первые улыбки, оживляется на звуки, узнает мамин голос и запах, лежа на животике, пытается поднять головку.

2 месяца

Карапуз полноценно включился в окружающую его среду и стремится все более активно проявлять себя при каждом удобном случае. Кроха с удовольствием сосет грудь и учится добывать ее. Уже по несколько минут может удерживать взгляд на интересующем неподвижном предмете и пытается следить за движущимся. Поворачивает головку в сторону звука и всегда ищет глазами родителей, слыша их голоса. Вовсю произносит звуки, пока в основном гласные. Активно шевелит ручками и ножками, когда доволен и хочет общаться с мамой. Некоторые детки начинают переворачиваться с бока на спинку. Специалисты утверждают, что к этому возрасту зрение карапуза приобретает достаточную четкость, а в их пассивном арсенале уже четыре цвета: красный, зеленый, голубой и желтый. Первые попытки дотянуться до игрушки или взять в ротик собственные пальчики — тоже принципиальные достижения этого возраста.

3 месяца

Малыш радостно и весьма осознанно гулит, то есть пытается рассказать о своих впечатлениях близким людям на доступном диалекте. Подолгу рассматривает интересующие его предметы, следит за движением и активно тянет ручки к тому, что понравилось. Он умеет ударять по предметам, вызывая их движение, и потихоньку осваивает хватание. Твердо держит головку, пытается раскрыть кулачки и ножки. Любит слушать потешки, колыбельные, музыкальную ритмичную музыку с частыми тактовыми повторениями. Пытается принять активное участие в творческом процессе собственным гулением и движением.

4 месяца

Первый период младенчества почти позади, и кроха стал совсем взрослым. Конечно! Его теперь гораздо проще понимать и обмениться информацией. Он узнает и поворачивается на свое имя, прекрасно отличает своих от чужих как по голосу, так и по внешнему виду. Всячески дает понять, какая игрушка ему больше нравится и что он хочет делать, а что не хочет. Наконец, у него появляется первая игровая деятельность. Кроха захватывает предметы одной или двумя руками, пинает и толкает их, крутит, ударяет по ним. Среди любимых игрушек обязательно найдется место для маминой груди и пряди волос. Что касается звуков, то их ряд заметно обогащается согласными. И теперь кроха выдает коротенькие слоги: «ба», «па», «дя», «га», «ма» (иногда в слогах появляется «о»).

5 месяцев

Совсем чуть-чуть до полугода! И это чувствуется. Маленький испытатель переворачивается со спинки на животик, умеет опираться на вытянутые ручки. А еще активно пытается сесть, подтягиваясь вперед в основном за счет силы рук. Активно обращается с предметами: рассматривает их, тянет, кидает, толкает, перекладывает из руки в руку. Обнаруживает у себя все больше частей тела и любит их изучать, двигая, хватая, рассматривая себя.

6 месяцев

Первый «юбилей»! Поздравляем! Кроха-то уже сидеть умеет. Даже если пока сам не садится, он прекрасно удерживает это положение в конечной точке. А еще пытается вставать на ножки, держась за вертикальную опору. Игрушки привлекают его все больше, особенно новые. Теперь кроха готов преодолеть 30-40 сантиметров пространства, отделяющего его от заветной цели, он дотягивается до игрушки и иногда подтягивается к ней сам. Если же вы положите перед карапузом пару емкостей и более мелкие игрушки, он с удовольствием начнет перекладывать предметы туда-сюда. Кстати, этот крошечный умник выказывает свое расположение тем, кто ему нравится, и наотрез отказывается общаться с теми, кто нет.

7 месяцев

Из главных новостей начала второго полугодия можно выделить начало лепета. Теперь малыш болтает без умолку, соединяя из звуков длинные слоги и слова. Демонстрирует сильную эмоциональную привязанность к маме и нежелание расставаться с нею. Прекрасно садится сам и твердо стоит на ножках. Кстати, кроха уже умеет переступать возле опоры, заметили? Некоторые детки пытаются ползти и кое-кому это здорово удается! Теперь перевернуться для карапуза больше не проблема. Он чувствует себя в пространстве свободно. Среди игр преобладает интерес к вкладываниям и раскладываниям предметов, вот-вот состоится нанизывание. А самая любимая игра — это «ладушки», «как лошадка скачет» и «ку-ку».

8 месяцев

Кроха окончательно социализировался. Теперь он ни за что не останется один, если того не хочет. Появляются страхи громких бытовых предметов и прочих неприятных звуков. Ребенок быстро и с удовольствием ползает, подолгу стоит у опоры, играет стоя, пританцовывает и лихо прыгает на маминых коленях, поддерживаемый под мышки. Малыш освоил ложку и чашку. А среди допустимой пищи появляются маленькие кусочки, ведь кроха пробует откусывать и жевать. Да, самое главное, если вы хотите поторопиться с горшком, то пришло самое время — юный исследователь выказывает полную готовность для знакомства с этим предметом.

9 месяцев

Да кроха-то у вас болтун! Он «пробует на вкус» слоги, смакует их, экспериментирует с последовательностью звуков и громко декламирует результаты. Кстати, именно сейчас появляются первые имитационные повторения. Пока крохе сложно дается «мама», но он с удовольствием говорит «ма-ма-ма-ма» или вместо «мячик» — «мя-мя-ма». Он показывает все основные части тела и лица, пытается их назвать. Кое-кто присаживается на корточки и самостоятельно встает, слегка касаясь опоры, прыгает, быстро ползает. Игры становятся более разнообразными, а манипуляции с предметами — сложными. Книжки и бумага не оставляют кроху равнодушным — страсть к страницам дает о себе знать. Теперь кроха легко умеет рвать и мять бумажные листы.



10 месяцев

А кое-кто начинает ходить! Наши поздравления! Остальные легко справляются с этим с помощью одной/двух маминых рук и делают это крайне резво. Первые лестницы — это тоже победа. Кстати, преодоление ступенек может стать вашей главной уличной забавой. Малыш выбирает себе игрушки и друзей. Его так и тянет пообщаться, и, представьте, первые коммуникации среди сверстников — уже не миф, а ежедневная реальность. Кроха умеет достигать результата, используя посторонний предмет, как средство. А в речи наметились серьезные подражательные тенденции. Кроха внимательно вслушивается в разговор взрослых и настойчиво повторяет ритмику, интонации и подобие слогов.

11 месяцев

Кроха очень подрос. Его уже сложно назвать младенцем. Да и самостоятельности прибавилось. Карапуз начинает кушать сам, вытирает ротик салфеткой. Перемещается сам в пространстве. Понимает обращенные к нему короткие просьбы–команды: «дай», «принеси», «возьми», «положи», «поиграй», «нажми» и т.д. Между прочим, обожает исследовать кнопочки и отверстия своими пальчиками. В общении появляются жесты: машет ручкой «пока-пока», поднимает ручку в знак приветствие, показывает на себя во время разговора о нем. Ну, и очень сильно ждет одобрения своих действий и маминой похвалы!

12 месяцев

С Днем Рождения!!! Наконец-то! А именинник-то большой умницей вырос! В его арсенале до 15-20 слов, пусть понятных только ему и вам, но они есть. Этого хватает, чтобы четко заявлять о своих желаниях, приоритетах и правах. Малыш прекрасно двигается, играет в подвижные игры и способен к точным движениям: может собрать башенку из кубиков, сложить кучку из игрушек, катать колбаски и шарики из пластилина, вылепить лепешку. Малыши осваивают краски и фломастеры, учатся первым аппликациям, пробуют собирать мозаики и крупные пазлы. Спорт тоже в почете. Уже не проблема забраться на несколько перекладин шведской стенки, пройтись по широкой скамейке, проползти под чем-либо, перепрыгнуть через препятствие, перелезть его, повисеть на турнике и кольцах, пробежать и станцевать любимых «утят». В пище тоже появляются пристрастия и четкое понимание, где еда, а где лакомство. Вам не верится, что совсем недавно об этом смышленом карапузе были только разговоры!

Стимулируем развитие

Развитие малыша, особенно на первом году жизни, заложено природой. То есть каждый карапуз должен научиться кушать, ходить и говорить. Однако вы можете значительно ускорить темпы и обогатить арсенал умений малыша. Для этого вводится то, что на языке психологов называется развивающим обучением и стимулирующей средой. Напомним главные пункты раннего развития:

  • постоянно говорите с малышом (даже тогда, когда он совсем маленький). Ваша речь как ничто другое стимулирует развитие всей нервной системы крохи;
  • используйте в игре фактурные поверхности, коврики и игрушки — это обогащает тактильный опыт и активно стимулирует мозг;
  • предлагайте карапузу игрушки и игры, чуть опережающие его способности, чтобы было куда расти. Например, погремушки в 2-3 недели, мелки и фломастеры в 6-7 месяцев, пирамидку в 8, пазл из двух-трех частей в 10 месяцев;
  • ваша улыбка, мягкий голос, позитивные эмоции и регулярная похвала многократно ускорят развитие малыша и не избалуют!

Развивайтесь с удовольствием!

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки . Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.

Чем живет новорожденный?

С каким интересом Вы вглядываетесь в своего недавно родившегося малыша! Ищете и находите похожие на Ваши или родных черты лица, а может и характера. Видит ли, слышит ли он Вас? Понимает ли?

Да, жизненные потребности новорожденного, казалось бы, просты и ограничены: поесть, поспать…, но уже с первых дней жизни он очень сильно нуждается в Вашей любви и общении с Вами . Более того - это становится залогом своевременного его психического и даже физического развития. Известно, что чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами развивается его психика. Берите это на вооружение - и с первых дней жизни окружите ребенка своим теплом и вниманием.

И пусть потребность в общении у новорожденного не очевидна, ведь он в первые недели он практически на Вас не реагирует - она есть, просто он еще настолько мал, что не может этого показать.

Дефицит общения опасен для здоровья! Это факт: В период Второй мировой войны множество детей самого раннего возраста были разлучены с матерями и помещены в детдома и приюты. И, не смотря, на достаточно хорошее питание и медицинское обслуживание дети заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли жизнерадостность, аппетит, мало двигались, а из обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом дети отстраненно смотрели в одну точку, ритмично раскачивались всем телом. У детей до года это заболевание нередко заканчивалось смертельным исходом. Психологи поняли: все эти тревожные симптомы вызваны дефицитом общения. Постоянное ощущение близкого взрослого, его улыбка, голос и тепло - были жизненной необходимостью малышей, наряду с органическими потребностями: есть, пить и спать. Именно эти лекарства помогали вылечить больных детей.

Не бойтесь разбаловать малыша , часто беря его на руки, замечательно, если Вы вообще не будете с ним расставаться, нося его в слинге. Чем больше будет контактов «глаза-в-глаза», «кожа-к-коже», чем больше Вы будете разговаривать с крохой (пусть даже просто сюсюкаясь) - тем спокойнее и увереннее будет он себя чувствовать. Помните: именно сейчас и на протяжении всего первого года младенчества - закладывается фундамент гармонично развивающейся личности ребенка - привязанность к близкому взрослому (маме) - а на ее основе - чувство безопасности, активная позиция к окружающему миру и самому себе.

Относитесь к крохе с вниманием, только Ваши ответные реакции на его движения и крики установят настоящую психологическую связь и первые отношения между Вами, предпосылки общения. Ловя рассеянный взгляд малыша, пытайтесь задержать его на себе: оживленно разговаривайте и улыбайтесь ему (расстояние между Вашим лицом и глазами малыша - 25-50см.). На протяжении первых трех недель Вам все чаще и легче будет удаваться привлечь к себе внимание младенца. А что в награду? В конце третьей недели Ваш дорогой малыш самостоятельно Вам улыбнется! Она будет адресована именно Вам - кроха уже будет демонстрировать удовольствие от общения с Вами!

Из-за того, что малыш много спит, периоды активного бодрствования, когда он готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с младенцем, просто не упускайте удобный случай.
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Комплексное развитие ребенка на 1 месяце первого года жизни

В первую очередь новорожденному малышу нужно развивать зрение, способность сосредотачиваться на ярких стационарных и движущихся предметах. Так же важно - научить ребенка сосредотачиваться на негромком звуке.

Для этого Вашему ребенку пригодятся первые игрушки :

  • . Первое, что может различить новорожденный - это контрастные черно-белые полосы. Поэтому - хорошо подойдет погремушка зебра или полосатая рыбка. Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье -
  • Развивающие коврики

Развиваем зрение

Несколько советов для развития зрения:

  • Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.
  • Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей. Используйте простые формы и естественные цвета игрушек - на них проще сосредотачиваться.
  • Перемещайте фонарик (светящуюся игрушку простой формы) взад и вперед, из стороны в сторону. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
  • Младенцев особенно привлекают контрастные сочетания, например - черного с белым. Для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

Ленточки на «ветру»

Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.

Непродолжительный отдых

Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша. А малыш этим временем получит исключительно новую для него возможность - посмотреть на маму сверху.

Развиваем Слух:

  • Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
  • Танцуйте под музыку , держа младенца на руках.

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык, когда "жил в животике". Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

  • Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. Нужно быть осторожнее со слишком звонкими погремушками, слуху малыша гораздо приятнее негромкое шуршание, негромкое потряхивание погремушкой.

Известно ли Вам, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука? Однако, несмотря на то, что новорожденный может воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы.

Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая младенцу, возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

  • Звук Вашего сердцебиения успокоит малыша - ведь он так привык к нему, находясь у Вас в животике. Возьмите его на руки и приложите его ухом к Вашей груди.

Развиваем Осязание:

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш сожмет ладошки и обхватит их пальчиками.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самого рождения можно и нужно воспитывать!

Воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии малыша

Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с любимым крохой. Смейтесь и веселитесь вместе с ним.

Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Подробнее о двигательных навыках и их развитии, Вы можете прочитать в статье « ».

Что умеет малыш к концу первого месяца?

Первые реакции - движет ручками и ножками при виде человека, и издает звуки в такт речи говорящего;
. фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
. видит отличия в цвете - красный, желтый, черный и белый, контрастные линии и клетку;
. различает особенности звуков, интонацию человеческого голоса;
. начинает узнавать мамин голос, запах, прикосновение рук;
. уже сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и следит за ним при плавном его перемещении;
. лежа на животике, делает первые попытки поднять и удержать голову,