Какие бывают особенности у ребенка. Откуда берётся характер ребёнка? Типы темперамента человека

Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.

Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.

Итак, перед нами 8 основных типов:



В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!


  1. Демонстративные
    – это очень яркие люди, среди них большое количество артистов. Лейт-мотив данного типа – быть в центре внимания, «играть на публику». Крайняя степень эгоцентризма. У этих людей яркая внешность, речь, мимика. Недостатки данного типа характера: завышенная самооценка, непостоянство, склонность к манипулированию своим окружением, тяга к постоянным выдумкам и лжи. В самом «плохом» варианте – это авантюристы, типа Остапа Бендера. Положительные черты: живость и общительность, живой отклик на происходящее вокруг. Это яркие личности, которые могут развеселить, внести юмор и разрядить атмосферу в компании. Детей такого склада крайне опасно «перехвалить», нельзя давать им повод думать, что «весь мир – для них»! Хвалить следует за дела и не очень часто! Одновременно, надо помнить, что ни в коем случае нельзя игнорировать такого ребенка. Необходимо понимать, что ребенок демонстративного характера в силу свой природной склонности к манипулированию будет пытаться «вить из вас верёвки». Родителям необходимо научиться не уступать ребёнку, когда он требует своего с помощью слез, скандала, крика, шантажа и т.п. Следует учить учитывать интересы и чувства других людей и считаться с ними. Очень важно дать понять, что вы видите и слышите ребёнка, но не будете уступать ему, когда не считаете нужным или когда он требует своего не должным образом. При этом необходимо сохранять спокойствие и твердость!

  2. Эмоционально подвижные («люди настроения»)
    – данный тип людей природа создала так, что у них постоянно меняется настроение, от которого зависит: мировоззрение, здоровье, работоспособность, аппетит, т.е. фактически все аспекты их жизни. Это очень эмоциональные люди, они «тонкие» и эмоционально тёплые, отзывчивые и ранимые. Отличительная черта этого типа: верность и преданность. Они привязываются к людям, готовы жертвовать своими интересами ради близкого человека. Достоинства: открытые, привязчивые, любящие. Недостатки: нестабильные интересы (быстро увлекаются и также быстро «гаснут»), плохо переносят атмосферу недоброжелательности, крайне тяжела критика. Разрыв эмоциональных связей переживается как трагедия. Периодически страдают «самоедством». Дети данного типа переживают сильно и глубоко, но при этом не «на публику» (как это делают демонстративные), а как бы «про себя». С этими детьми надо дружить, создавать в семье доброжелательную атмосферу, не огорчать, в случае необходимости – помогать и поддерживать. Конфликты в доме – противопоказаны такому типу детей! Очень важна дружба, очень полезно, если у такого ребёнка будет домашнее животное (его друг!). Мягкость, забота, эмоциональное тепло и доброжелательная атмосфера – вот путь к успеху при воспитании ребенка с таким характером.

Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!

Время чтения: 6 минут

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

Что такое индивидуальные особенности

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов:

  • тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.;
  • физическое состояние, здоровье;
  • склонности, интересы.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Детские психологи утверждают, что база основных жизненных устоев создается в раннем возрасте. При этом в дошкольном периоде интенсивно формируются личностные особенности ребенка. Детсадовцы ярче начинают проявлять характер и склонности. Это объясняется развитием речи – навыкам общения со сверстниками и взрослыми, возникновению новых сторон познания и появлению свежих форм деятельности. При этом с 2 до 3 лет активнее развивается способность управлять предметами или орудиями, а с 3 до 4 – умение подражать взрослым, включением в социальную жизнь посредством игры.

Психическое развитие

Родителям важно понимать, в какой период маленький человек лучше воспримет ту или иную информацию, выбрать форму ее подачи. Для этого стоит рассмотреть этапы психического формирования отпрыска:

  • Первый год жизни представляет собой моторную фазу. В этом промежутке грудничок старательно овладевает очередностью движений, нужных для выполнения повседневных задач.
  • Следующий этап психического развития называется сенсорным. Продолжительность этого промежутка составляет около 2 лет. У сенсорной фазы важная миссия – подготовка к формированию таких функций, как внимание, восприятие, мышление.
  • Аффективная фаза продолжается до начала подросткового периода. На этом этапе дошкольник, а затем школьник приобретает постоянные свойства характера, которые поддаются педагогической коррекции. Начинается социальное формирование.
  • Идеаторная фаза занимает два года – от 12 до 14 лет. В этот период подросток учится составлять планы в уме, и неукоснительно им следовать. Формируются абстрактные понятия, четче вырисовывается личность.

Эмоциональное

Непонимание, как выражать свои эмоции часто приводит к проблемам в личной жизни у взрослого человека, который вполне состоялся в других сферах. В связи с этим формирование эмоциональной составляющей личности является одной из важных задач родителей и воспитателя. К ней относятся воспитание у сына или дочери умения сосредотачиваться на одном виде деятельности, владеть своими чувствами.

Эмоциональное развитие младенца начинается сразу после рождения. Новорожденный не способен выражать словами и жестами свои желания, он может лишь показывать их эмоциями. Плач, смех, улыбка или выражение лица о многом могут рассказать маме. Этапы формирования эмоциональности:

  • У грудничка до года эмоции неустойчивы и сменяются, не задерживаясь надолго. Пока кроха не может управлять настроением и легко переходит от состояния удовлетворенности к плачу.
  • В один-три года малыш уже умеет сосредотачиваться на чем-то – может более длительный период находиться в спокойном состоянии. При этом кроха быстро переключается – эмоции вспыхивают и гаснут, он может злиться, если что-то не получается или радостно смеяться, увидев знакомое лицо.
  • Дошкольник учится развивать социальные эмоции, и начинает понимать, что друзья по детскому саду обладают собственными желаниями – радуются или плачут. Малыш с удовольствием несет в группу конфеты на свой день рождения, чтобы порадовать одногруппников.

Познавательное

Маленький человек учится познавать мир самостоятельно – 2-3-летнему карапузу интересно все. Родителям нужно лишь направлять внимание малыша в нужное русло, следить за тем, чтобы его исследования были безопасны. Очень важно не заставлять ребенка вникать, если данный вид деятельности не вызывает интерес. Некоторые психологи считают, что формирование познавательных способностей начинается с развития памяти. В дошкольном возрасте память, внимание и мышление трансформируются в высшие психические функции.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности играет речь. Кроха учится правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворяющий его потребности ответ. Дети дошкольного возраста стараются самостоятельно систематизировать информацию, учатся обобщать, находить общие признаки групп предметов, уяснять разницу между биологическими и искусственными материалами. Поощряя у малыша любознательность, мамы и папы смогут привить отпрыску такие качества, как внимательность, способность осознавать себя в социуме.

Психологическое

Вырастить цельную и разносторонне развитую личность непросто – важно, чтобы ребенок психологически был готов к личностному росту. Возрастная психология рассматривает комплекс перечисленных выше аспектов – психических, эмоциональных и познавательных. Если все потребности малыша удовлетворены, его психологическое здоровье будет стабильным.

Речевое

Как уже упоминалось, умение выражать свои желания, эмоции является необходимым условием для сбалансированного развития. Однако не стоит думать, что формирование речи подчиняется общим правилам – каждый учится говорить в свой срок, согласно индивидуальным различиям. Совершенствование словарного запаса напрямую связано с тем, как много кроха общается с родителями и другими взрослыми. Кроме того на развитие речи влияют занятия, где малыш учится контролировать свои движения, совершать мелкие действия с максимальной аккуратностью.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Индивидуальные особенности ребенка — примеры для анкеты

При поступлении в детский сад, родителей часто просят указать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Эта задача не всегда решается просто – иногда мамы и папы не знают, как сформулировать эту информацию. Педагогу понадобиться указать такие данные об отпрыске:

  • проявления темперамента – малыш гиперактивный или спокойный, уравновешенный;
  • основные умения – может сам себя обслуживать, складывать учебники;
  • социализация – легко ли малыш находит друзей, может ли работать в коллективе, самооценка;
  • физические данные дошкольника или школьника;
  • состояние здоровья – есть ли ограничения по физподготовке, аллергия, проблемы с сердцем или другими органами.

Видео

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

Говоря о характере своего ребенка, родители чаще всего имеют в виду нечто данное ему от рождения, то, что тяжело подвергается изменению, и часто путают его с понятием «темперамент » . Нам часто хочется что-то изменить в характере собственного ребенка, соответственно нашим представлениям и желаниям.

Часто мы произносим слово «характер», заранее подразумевая некоторые не совсем удобные для нас качества малыша или качества, от которых, на наш взгляд, ребенок страдает.

Что такое характер?

В переводе с греческого слово «характер» означает: царапина, метка, клеймо или черта, особенность.

Характер ребенка - это совокупность психических особенностей человека, которые проявляются в его действиях, поступках, поведении, отображаются на успешности существования в обществе.

Характер включает в себя и темперамент, и приобретенный жизненный опыт (даже если он еще совсем небольшой), и уровень интеллекта, и особенности выявления эмоций, и еще многое другое, что мы имеем в виду, характеризуя того или другого человека. Со временем под влиянием разных обстоятельств характер человека может меняться.

Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики человека , присущие каждому из нас от рождения. Свойства темперамента накладывают отпечаток и на характере ребенка, и на проявление его урожденных способностей, и на особенности поведения в разных ситуациях. Это фундамент, на котором строится его характер.

От темперамента зависит, например, скорость восприятия новой информации, живость ума, продолжительность концентрации внимания, способность не отвлекаться от основного вида деятельности, скорость запоминания, умение быстро включиться в новый вид работы и другое. Но темперамент не может предопределять такие качества, как откровенность или лживость человека, нравственность или аморальность поступков человека, интерес к какому-то определенному виду деятельности.

Ребенок с сильной уравновешенной нервной системой может вырасти и человеком, который настойчиво добивается поставленной цели, и бездельником. Вместе с тем, флегматичный ребенок имеет почти одинаковые шансы, вырасти как пассивной, безынициативной, ленивой, так и деятельной, старательной, настойчивой личностью. Все будет зависеть от того, какие нормы поведения он усвоит из раннего детства и как родителям удастся сопоставить их с особенностями темперамента.

Типы темперамента

Типы темперамента, описанные еще в V столетии до нашей эры, и до сих пор имеют право на существование. Наверное, они известны и вам.

  • сангвиник - энергичный, подвижный (сангвос — кровь);
  • флегматик - малоподвижный (флегма — слизь);
  • холерик - легко возбудимый (холе — желчь);
  • меланхолик - нелюдимый, необщительный (мелана холе ~ черная желчь).

Знаменитый физиолог Павлов приравнивал темперамент к типу высшей нервной деятельности.

На этом основании он выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

I тип - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Такой ребенок большинство времени - активен, подвижен, веселый. Его речь, по обыкновению, громкая, быстрая, эмоциональная, сопровождается мимикой и жестами. Такие дети, как правило, не склонны к продолжительному капризничанью, быстро усваивают новую информацию, утомляются не так быстро как другие. Родителям с ними проще, они в большинстве случаев предвидены, легче подвергаются воспитательным действиям, но вместе с тем, если воспитание будет основываться на внешней опеке, они могут вырастить безынициативными.

II тип - сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Дети, которые принадлежат к такому типу высшей нервной деятельности, отмечаются не только покоем, а и медленностью; они довольно выносливы и терпеливы, даже когда ощущают боль; разговаривают медленно, плавно, благоразумно, сдерживая эмоции. Даже в раннем возрасте они способны долго самостоятельно играть. Если у мамы темперамент холерика, то, подрастая, такой ребенок может бесить ее своей медленностью.

III тип - сильный, неуравновешенный (холерик), с преобладанием процессов возбуждения

Дети - холерики по обыкновению неспокойные, раздражительные, нетерпеливые во всех своих проявлениях, им не нравятся тихие занятия, они часто вступают в конфликты с другими детьми; с раннего возраста претендуют на первенство во время игры с другими детьми и неадекватно реагируют, если им это не удается. Они тяжелее подвергаются воспитанию и часто выводят родителей с состояния равновесия. Если ребенок-холерик вечером весьма активно играл или перенервничал через конфликт, который возник, то ему долго не удается заснуть, а сон может быть неспокойным и прерывчатым.

IV тип - слабый (анергетичний) (меланхолик)

Такие дети чаще всего нерешительны, боязливы, нелюдимы, быстро утомляются. Они тяжело приспосабливаются к новой обстановке.

В обычном окружении знакомых людей они чувствуются довольно уверенно, легко справляясь с задачей и проявляя интерес ко всему новому. Во время игр с ровесниками почти никогда не стараются лидировать и избегают конфликтных ситуаций. Этим детям необходимо помогать налаживать контакты с другими детьми.

Не переживайте и не приходите в раздражение, когда ваш ребенок в незнакомой обстановке ни на шаг от вас не отходит, тогда как малыш ваших друзей легко и свободно к ней адаптируется. Не спешите ставить это в укор малышу. Помогите ему преодолеть страх и обрести уверенность. Чтобы не настало переутомление, малыш со слабой нервной системой нуждается в четком режиме дня.

Помогите своему малышу проявить свои лучшие качества. Постарайтесь не угнетать желания ребенка, и не баловать его чрезмерно.

Подумайте. Помечтайте… Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем? Какими чертами характера вы хотели бы его наделить? Возможно чем-то, чего не хватает и вам для более счастливого и успешного существования? Запишите это. И постарайтесь быть образцом для своего малыша, ведь он копирует ваши действия, ваши поступки, то как вы проявляете свои чувства (радость, негодование, злость, несдержанность, любовь…), он считает это заведомо правильным, и сам в дальнейшее будет поступать так же как и вы. Постарайтесь быть таким человеком, для своего ребенка, с которого ему хотелось бы брать пример и в сознательном возрасте.

Доктор Комаровский: режим воспитывает характер