Как живут эскимосы в современное время. Традиционная одежда гренландских эскимосов

Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.

1. Бедность

Прогресс современной жизни и развития производства не предполагает широкого развития Севера и его жителей, поэтому инуитов постигла та же участь, что и других полукочевые племена, такие как австралийские аборигены. Среди эскимосов высок процент бедности и безработицы. Это привело к появлению множества социальных проблем, таких как рост алкоголизма. Остается удивляться, как эти гордые и неприхотливые народы продолжают жить традиционным укладом жизни.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Г.А.Ушаков

Пища эскимосов

«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе - тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.

Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.

Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.

До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.

Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.

Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.

В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман"так"». Большинству европейцев с непривычки «ман"так"» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман"так"» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман"так"», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».

Как «ман"так"», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг"-нык"».

Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман"так"». Когда свежей «ман"так"» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак"». На «ныфкурак"» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак"» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак"» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.

Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.

Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк"-лъяк» (вид съедобного корня), «к"угылн"ик"» (щавель) и ягоды «ак"авзик» (морошку), «сюгак"» (голубику) и «пагунг"ак"» (шикшу).

Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык"нипих"тук"!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.

Грибов эскимосы не едят, называя их «туг"ныг"ам сигутн"ат» – чертовы уши.

Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.

Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».

«Все едят руками, нагибаясь над «к"аютак"ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.

Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к"аютак"», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых"лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.

Посуда, как правило, не моется.

В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.

Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.

Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».

Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».

Табакокурение у эскимосов

«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».

Жилище эскимосов

Автор часто останавливался в эскимосских ярангах, которые воспринимались им как привычное жилище,поэтому он не дает подробного описания яранги, но обращает внимание на интересные детали.«В эскимосской яранге нет обеденного стола. Столовую посуду составляет одно узкое, продолговатое и мелкое деревянное блюдо – «к"аютак"» и широкий полукруглый женский нож – «уляк"». «К"аютак"» ставится прямо на пол, и вокруг него располагается вся семья. Проворно работая ножом, хозяйка нарезает на блюде мясо и жир тонкими ломтиками. Причем, первый и последний ломтики от каждого куска обязательно съедает сама.

Одежда эскимосов

«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.

Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.

Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.

Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.

Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак"» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак"» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.

Кроме «насяпрак"а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг"ак"». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы, по существу, представляют собой разновидность «насяпрак"а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг"ак"» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.

Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.

Последнее время появились под общим наименованием «лък"-ик"» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.

Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик"» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к"аслъик"» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик"у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к"аслъик"», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.

Штаны – «к"улъиг"ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.

В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак"ак"» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх"аг"ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к"алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк"ак"» – из нерпичьих шкур; «тунук"итылг"и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.

«Сюпак"ак"» и «к"алнак» носят только в холодное время года, «илыпх"аг"ык» – круглый год, а «тумк"ак"» – летом, «тунук"итылг"и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…

Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг"илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх"атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг"илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг"ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).

В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун"итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к"агуг"итак"» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».

Обувь эскимосов

«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.

Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.

Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.

Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг"ык», «акугвиг"асяг"ык», «куильхихтат» и «муг"ник"ак». «Стулъюг"ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг"ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг"ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.

Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг"асяг"ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».

Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.

Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк"ык» и «муг"ник"ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».

Бытовые обычаи эскимосов

«На ночь эскимос раздевается догола. (Впрочем, в пологе он обычно сидит совершенно голый и днем.) Просыпаясь, он ждет, пока жена приготовит завтрак, и, только уделив достаточно внимания последнему, принимается за одевание. Всю одежду, отданную с вечера для просушки, по порядку подает ему жена. В первую очередь он натягивает штаны. Если он остается дома, то ограничивается одними «илыпх"аг"ык». Затем, натянув меховые чулки, эскимос обувается, и туалет закончен. Кухлянку надевает только при выходе из полога и подпоясывается кожаным ремнем – «тафси». На ремне всегда висит нож – «савик» – и несколько корольков стеклянных бус. Последние – про запас, для жертвы злому Духу.

Отправляясь на охоту, эскимосы берут с собой еще и большой охотничий нож – «стыгмик», который носят на бедре и прикрепляют деревянной застежкой к поясу штанов».

Астрономические знания эскимосов

По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».

Исчисление времени у эскимосов

Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк"ик"» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.

Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:

к"уйн"им к"алг"иг"вига – гон у домашних оленей – октябрь;

туп"тум к"алг"иг"вига – гон у диких оленей – ноябрь;

пынъиг"ам к"алг"иг"вига – гон у диких баранов, или ак"умак" – месяц сидящего солнца – декабрь;

канах"таг"ъяк – месяц инея в ярангах – январь;

ик"алъюг"вик – месяц рыболовной сетки – февраль;

назиг"ахсик" – месяц рождения нерп – март;

тыг"иглюхсик" – месяц рождения лахтаков – апрель;

лъюг"вик – месяц пращи – май;

пинаг"вик – месяц вскрытия рек – июнь;

ылън"аг"вик – месяц мелеющих рек – июль;

нунивагым палиг"вига – месяц сбора съедобного корня нуни-вака – август;

палиг"вик – месяц увядания, или тун"тух"сиг"вик – месяц смерти (убоя домашних оленей), или алъпам к"атыг"вига – месяц ухода из гнезд молодых кайр – сентябрь.

В конце сентября оленеводы-чукчи действительно забивают домашних оленей, а эскимосы обменивают у них оленье мясо на продукты своей охоты».

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.


Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке. Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли».

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании.

Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления.


Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит.


Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.


Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.


Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках.


Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.


Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.


Древние жилища эскимосов Чукотки.

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Теплый олений мех, из которого ее шьют, и глухой покрой прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу, В случае холода покрой позволяет, вынув руки из рукавов, греть их о голое тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх коротких (15 см) кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге, вг меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса (кожа с ноги оленя) или из нерпичьей шкуры.

Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую; по форме она очень напоминает мужскую. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Короткая кухлянка без разреза обычно украшена вышивкой, имеет мысики (выступы) спереди и сзади. В отличие от мужской, на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудного ребенка. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Локальные варианты эскимосской одежды различаются длиной кухлянки, деталями покроя и отделки. Наиболее отличны от общеэскимосского типа одежды парки тихоокеанских эскимосов и алеутов. Их шьют из шкурок морских птиц, без капюшона. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натазников. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Пища

Раньше эскимосы ели то, что им удавалось добыть, охотой или рыболовством. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти единственной их пищей являлось, а частично и сейчас остается, мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде.

Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Мясо морских животных очень богато витаминами и хорошо предохраняет от цинги. Мясная диета освобождает эскимосов от необходимости специально добывать соль, так как в мясе она содержится в достаточном количестве. Эта диета хорошо соответствовала и климатическим условиям. Переход эскимосов, под европейским влиянием, от мяса к овсяным лепешкам, чаю с сахаром и консервам вредно сказался на их здоровье. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

Общественный строй

В конце XIX - начале XX в. эскимосы жили еще первобытно-общинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было* Основной социальной единицеи являлось стоибище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. На западе Аляски уроженец чужого стойбища противопоставлялся человеку «моего» стойбища, считавшемуся родственником.

У центральных и гренландских эскимосов родственные связи были менее ярко выражены, чем на Аляске, и больше выступали на первый план соседские связи между обитателями стойбища. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки, более сильные на западе и несколько ослаблявшиеся по направлению к востоку. Родовые отношения особенно полно сохранялись в отношениях производства и потребления. В некоторых видах охоты и рыбной ловли участвовали все охотники стойбища. Например, всем стойбищем охотились на карибу или ловили лосося во время весеннего нереста. Добыча от индивидуальной охоты также поступала в общее распределение по определенным нормам. Эти нормы были неодинаковы для различных эскимосских групп, но б этом отношении можно проследить некоторые закономерности. Так, охотник, добывший тюленя, получал обычно очень мало, большая часть туши распределялась между остальными охотниками данной охотничьей партии. Кроме того, получали свою долю члены стойбища, не участвовавшие в охоте из-за неотложной работы или по болезни, а также старики, вдовы и сироты. К концу XIX в. этот порядок распределения добычи в значительной степени выродился. Однако обычай взаимопомощи еще сохранялся, в особенности во время голода, когда имеющиеся запасы пищи, как бы малы они не были, делились между всеми членами стойбища.

Первобытно-общинные нормы в конце XIX - начале XX в. продолжали сохраняться в отношении распределения китового мяса: каждый мог брать его себе в любом количестве.

В эскимосском обществе описываемого периода личной собственностью считалось оружие, каяк, сани, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т. п. Личной собственностью считались площадки льда с отверстиями для дыхания тюленей. В Гренландии охотник, нашедший продушину, ставил около нее отметку, указывающую ее владельца. У эскимосов Берингова пролива каждая семья все принадлежавшие ей вещи помечала своим знаком- тамгой. Наличие знаков собственности свидетельствовало о разложении первобытно-общинного строя.

Собственностью всей семьи были запасы пищи. Собственностью всего стойбища в целом считались: каменные изгороди, строившиеся всеми членами группы и использовавшиеся для ловли оленой; запруды для ловли рыбы; дом для общественных праздников и т. д.

Племенная собственность на охотничьи земли и районы лова морского зверя, по-видимому, отсутствовала.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку взятого взаймы предмета можно было не компенсировать или вернуть его в испорченном виде, и владелец не имел права требовать возмещения за нанесенный убыток. Более того, на Аляске владелец обычно считал неудобным просить обратно одолженный предмет, так как, по мнению эскимосов, человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше, чем ему необходимо. А владелец ловушки, если он ею не пользовался, обязан был уступить ее тому, кто в ней нуждался.

Когда умирал женатый мужчина, часть имущества умершего клали вместе с ним в могилу. Остальное имущество наследовали его родственники, главным образом дети: сыновья наследовали орудия охоты, дочери - предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но получала обратно свое приданое. В Гренландии человек, имевший одну палатку, не мог наследовать другую, как и владевший одним умиаком не получал другого и т. п. На Аляске таких ограничений в наследовании уже не соблюдалось, и среди аляскинских эскимосов имущественное расслоение зашло дальше, чем среди эскимосов других районов. Доли наследства, получаемые старшими и младшими детьми в разных местах, были различны. Так, в Гренландии большую часть имущества отца получал старший сын. Среди «медных» эскимосов не устанавливалось какого-либо различия в порядке наследования старшими и младшими сыновьями. На Аляске же старший сын получал меньше младших. Все ценные вещи шли младшему из сыновей. Распределяла наследство у аляскинских эскимосов жена умершего.

Во второй половине XIX в. между различными эскимосскими территориальными группами наблюдались прочные торговые связи, осуществлявшиеся из года в год по одним и тем же путям. Торговые ярмарки, особенно на Аляске, проводились в форме празднеств с танцами и различными ритуальными церемониями. Такие ярмарки обычно устраивались в одних и тех же местах, а именно, на границе между различными группами. Торговля проводилась путем обмена одних продуктов на другие. За единицу стоимости принималась шкурка взрослой выдры, а позднее - бобровая шкурка.

По сообщению американского ученого Е. У. Нельсона, на Аляске в 90-х годах XIX в. в каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную по эскимосским понятиям собственность (ценностью в несколько сот долларов). Такие богатые люди обязаны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все, что у него было, или же насильственно заставляли устроить празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был, под страхом смерти, оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть. Это свидетельствует о том, что для эскимосов во второй половине XIX в. имущественное неравенство было явлением новым и непривычным. Но уже в этот период решающий голос в селении обычно принадлежал самому богатому односельчанину, так как все остальные в той или иной мере зависели от него.

На о-ве Нуниваке еще несколько десятилетий назад, собственность в каждой родственной группе носила общественный характер. Все предметы метились знаками собственности, имевшими вид прямых или ломаных линий, но число знаков было очень ограничено. Все лица, имевшие общего мужского предка, метили свою собственность одним знаком. Для выделения отдельных ветвей генеалогического древа или отдельных семей внутри родственной группы на предметы ставили несколько знаков (но не свыше пяти).

На Аляске у эскимосов, живших между р. Кускоквимом и заливом Коцебу, в конце XIX в. сохранялось деление на тотемные группы. Наиболее распространенными были тотемы Волка, Сокола и Ворона. Все члены тотемной группы считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогамна, или нет, т. е. являлась ли она родом или только его остатком.

У эскимосов Аляски и Гудзонова залива до середины XIX в. были повсеместно распространены мужские дома (кажимы), существование которых обычно связывается с материнским родом. В каждом эскимосском стойбище имелось особое здание, где мужчины проводили свободное от охоты время. Там они работали, ели и спали. Там же устраивались все совещания и проводились праздники.

Браку эскимосов парный. На тихоокеанском побережье в конце XVIII- начале XIX в. существовал кросс-кузенный брак, т. е. брак между детьми брата и сестры. Эта форма брака связывается с родовым строем, а точнее с материнским родом и дуальной экзогамией. Поселение после брака могло быть и матри- и патрилокальным, но на Аляске и островах Нунивак, Кадьяк и Алеутских jb XIX в. преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию как мужа, так и жены. Дети оставались с матерью, и отец терял на них все права. Женщина в семье была вполне равноправна с мужчиной.

В терминологии родства различаются отцовская и материнская линии, что может быть удовлетворительно объяснено только тем, что эта терминология возникла как отражение существовавшего в прошлом родового строя. Есть и многие другие доказательства существования у эскимосов в прошлом рода, и именно материнского. По-видимому, родовая организация исчезла в связи с освоением-огромных незаселенных пространств Арктики, когда отдельные роды далеко уходили друг от друга, часто распадались и перемешивались в процессе передвижения.

В последующем разложении экзогамии большую роль сыграл также и кочевой образ жизни центральных и восточных эскимосов, затруднявший поддержание межродовых связей. В этой связи интересно отметить, что у эскимосов западного побережья Америки пережитки родового строя сохранялись в значительно большей мере, чем у всех остальных эскимосов. Это объясняется тем, что им не пришлось осваивать таких больших пространств, как центральным и гренландским эскимосам, а также и тем, что жизнь их носила более оседлый характер благодаря возможности морской охоты не только зимой, но и летом.

Процесс разложения родовых отношений у эскимосов тесно связан, разумеется, с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вероятно, процесс разложения родового строя завершился совсем недавно, особенно на Аляске и прилегающих островах, где род, возможно, существовал еще в XVIII в. или даже позднее. Материнский род сменился, по-видимому, непосредственно соседской общиной, а не отцовским родом. Во всяком случае для эскимосов Аляски это можно утверждать вполне определенно.

У большинства эскимосов в середине XIX в. и позже не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом,пользовался большим авторитетом, чем другие старики; его называли «знающий», «думающий», «советчик»: он мог указывать, куда лучше перекочевать всему стойбищу, кому идти на тюленью охоту, кому за оленями; но следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнять свои приказания.

Огромную роль играло в жизни эскимосов общественное мнение. Каждый мог поступать как ему вздумается до тех пор, пока не нарушал общего благополучия. Если человек преступал обычные нормы, его увещевал кто-либо из стариков или старух. Большей частью подобные увещевания хорошо действовали, так как они считались очень обидными. Если же он продолжал нарушать правила охоты, надоедать соседям и раздражать их, то подвергался бойкоту: ему не позволяли участвовать в делах общины, не пускали в свои хижины, никто не желал с ним разговаривать или иметь какое-либо дело; если же он, из-за совершенных им обид, стал ненавистен своим соседям, то его можно было убить, когда община считала это нужным. Иногда кто-нибудь сам вызывался совершить казнь; тогда вызвавшийся опрашивал всех соседей и, при их согласии, убивал обидчика. Иногда соседи устраивали совещание и выбирали исполнителя своего решения из состава общины, и он не имел права отказаться, хотя бы осужденный был его родной брат. Семью казненного забирал исполнитель приговора или кто-нибудь из членов общины.

В противоположность этому убийству, носившему как бы законный характер, всякое другое убийство должно быть отмщено ближайшими родственниками убитого, и обычай кровной мести являлся одним из самых обязательных в обычном праве эскимосов.

Самый восточный народ России, который живет на Чукотском полуострове.

Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Нерпу, лахтака, ларгу отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины, которое животное делает сквозь лед.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Каяк - мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа).

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. К таким местам относятся Аван, Кивак. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Остатки таких жилищ остались, например, в Наукане.


Кухлянка - традиционная
одежда коренных жителей

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха.


праздничные
эскимосские торбаса

Основной едой считается мясо морских млекопитающих: морж, лахтак, акиба. Мясо на зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». К примеру, в с. Новое Чаплино в августе проходит День кита. В этот день охотники выходят на промысел: добывают кита для всех жителей. В селе исполняют национальные танцы, проводят состязания по национальным видам спорта.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Особенностью является гортанное женское пение, подражание звукам природы: животным, птицам. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем. Бубен (ярар) - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Одним из символов солнца, плодородия и магическим амулетом считается эскимосский мяч .

Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон». В школах изучают национальный язык до 11 класса. Но одной из проблем является вымирание языка. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари. Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».