Как выучить буквы с ребенком 3 лет. Создаем правильную обучающую среду

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Существует огромное количество специальных методик, начиная с детских раскрасок, в которых ребёнок раскрашивает различные буквы алфавита и изучает их, и заканчивая компьютерными онлайн-азбуками, загруженными программами в IPade.

Можно испечь красивые вкусности в виде букв. Это тоже отличный способ познакомить малыша с азбукой. Главное тут не переусердствовать, чтобы не ударило по здоровью.

Также есть методика обучения буквам в строгой последовательности .

Эти буквы идут такими парами: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е .

Как же конкретно нужно обучать малыша азбуке?

Учим с ребенком буквы — программа «Домоводство»

Изучаем буквы

Самое простое — это вырезать буквы из листа А4 и подвешивать перед ребёнком , чтобы он понемногу привыкал к ним. В этом процессе задействована и зрительная память.

Нужно абсолютно ненавязчиво, для начала, показывать ему различные буквы алфавита.

Ребёнок постепенно должен привыкать к буквам. Ему нужно объяснять, как называется каждая буква.

Важно! Не должно быть никаких экзаменов малыша ! Не нужно требовать результат любой ценой! Нужно в игровой форме пытаться научить кроху запомнить буквы.

Существует мнение, что правильным подходом в изучении букв является запоминание звуков, а не букв. То есть учится сам звук «б», «в» и так далее. А не «бэ», «вэ».

Как выглядит сама буква и как она называется — это уже второй вопрос. Если сразу учить ребёнка всему, велика вероятность, что он запутается и вообще ничего не поймёт.


Дети очень хорошо запоминают буквы, если они нарисованы в виде животного или птицы . То есть ассоциируются с образом.

Будет хорошо, если к каждой букве будет нарисована картинка, чтобы у ребёнка развивалось ассоциативное мышление. Например, А c автобусом, нарисованным на карточке. В с вишней, также нарисованной и так далее.

Первые буквы должны быть выделены красным цветом . Известно, что красный цвет привлекает внимание детей. Так им намного быстрее удастся выучить буквы.

Уроки тетушки Совы — Азбука, все буквы

Учим алфавит

Также, учитывая огромную роль игрового обучения ребёнка, можно вовлечь его самого в процесс.

Можно вылеплять, например, из пластилина, различные буквы. Это будет очень интересно малышу, а также подключит двигательную память.

Если вы заметили, что ребёнок любит различные растения, листья деревьев или, например, ракушки или камешки, которые валяются под ногами, то можно из них делать буквы вместе с ним.

Еще есть такой способ обучению буквам — это магниты.

Дети очень любят играть с магнитами , и если они сделаны в виде различных букв, то это тоже будет способствовать запоминанию.

Будет неплохо, если вы вышьете красивыми буквами имя малыша на его курточке или другой одежде.

Если он будет постоянно видеть эти буквы, наверняка он их быстро выучит.

Очень важно знать, что если вы учите ребёнка буквам, то нужно сразу учить их писать . Это многократно усилит эффект обучения.

Очень эффективным способом выучить алфавит является его пение!

Выучите специальную песенку или мелодию и частенько напевайте вместе с малышом, и он запомнит алфавит неосознанно, вместе с песней.

Когда выучены какие-то буквы, можно переходить к простейшим словам: па-па, ма-ма и так далее.


Песенка-алфавит для малышей

Читайте в этой статье:

Самым отважным шагом в жизни маленьких детей является первый поход в школу. Некоторые дети с радостью принимают этот факт, а некоторые боятся. Ведь школа — это уже формальный вход во взрослую жизнь, где нужно писать классную работу, отвечать на вопросы и выполнять домашние задания. Детский настрой зависит от подхода родителей к их образованию. Молодым родителям важно знать, что детей нужно обучать чему-то заранее, чтобы они не терялись среди школьных требований. Наверное, каждый знает, что перед тем, как поступить в школу, ребенок должен знать хотя бы алфавит. Некоторые родители вовсе не знают, как приступить к этому делу, поэтому чаще всего затягивают. Но в этом нет особой сложности, каждый ребенок способен выучить алфавит.

Как выучить алфавит?

Зачастую молодые родители обучают ребенка азбуке уже с 3 лет, даже бывают редкие случаи, когда ребенок превосходит свой возраст умственным развитием и учит алфавит намного раньше. В этом плане все дети индивидуальны, и здесь не нужно делать поспешные выводы насчет развития ребенка. Некоторым детям это дается быстрее, а некоторые просто еще не готовы. Но как бы там ни говорили, результат можно увидеть только на практике.

Существуют специальные правила для детей по изучению алфавита, которые подойдут для любого возраста. Основным правилом считается, что обучение — это занятие, приносящее удовольствие ребенку. Вторые правило — ребенок должен все воспринимать с радостью и весельем. Ну и последним, третьим, немаловажным правилом является регулярность, то есть ребенок должен заниматься этим постоянно.

Воплотить радость и веселье в учебный процесс — это занятие вовсе легкое, но не для каждого родителя. На этой почве возникают различные проблемы в обучении детей. Важно понимать, что ребенок дошкольного возраста не будет относиться к этому с такой серьезностью, о которой вы думаете. В таком возрасте детям хочется больше играть и веселиться, а унылые посиделки за азбукой им вовсе не по душе. Поэтому вы должны найти способы, которые максимально заинтересуют его в изучении. Как же этого добиться? А все очень просто! Превратите ваши домашние уроки в интересную игру, которая будет затрагивать различные тематики, касающиеся хобби вашего малыша. Здесь можно выдумывать все что угодно, ведь только вы лучше всего знаете своего ребенка.

Учим алфавит: игра «Карточки»

Самый простой и эффективный способ обучить вашего малыша азбуке — это карточки. Уникальность метода заключается в том, что на красочных карточках изображены буквы со словами, включая рисунки, которые так любят маленькие дети. Благодаря рисунку, у ребенка работает зрительная память, которая включается вместе со слуховой памятью. В итоге общая взаимосвязь преподносит хороший результат. Подобные карточки можно приобрести в любом детском или книжном магазине, они есть везде. Также можно сделать их самим, добавив рисунков, которые особо интересны вашему ребенку.

Поучительная игра может внести в себя самые любимые игрушки малыша. Разложив перед ним несколько игрушек, вы даете задание подставить карточку к каждой, в соответствии с названием игрушки. В это игру можно вносить множество разнообразий, которые будут повышать интерес ребенка.

Изучение алфавита с помощью азбуки

В нынешние дни азбука имеет уже десятки, а то и стони вариационных эквивалентов, которые распространились по всем книжным детским отделам. Сейчас для каждого ребенка можно подобрать наиболее подходящую азбуку. Например, если малыш заинтересован в музыке, то для него нужно покупать музыкальную азбуку, в которой все изучение будет направлено на набор музыкальных составляющих. Если ребенку интересна другая тематика (например, автомобили), то для этого есть соответствующие книжки. В общем, тематический ассортимент книг все пополняется, поэтому сложности выбора обойдут вас стороной.

Изучение азбуки не должно быть скучным занятием для ребенка . Родители не должны проявлять строгость и серьезность, важно подыграть ребенку, чтобы он почувствовал комфорт и представлял вас в роли друга, а не учителя. Балансируйте уроки с отдыхом, дети быстро устают от уроков. Никогда не заставляйте силой его что-либо делать, ибо ненависть к урокам останется на всю жизнь.

Вспомогательные материалы при изучении алфавита с ребенком

Воплотить интерес в домашние уроки по изучению алфавита можно многими способами. Не стоит останавливаться только на классических методах, нужно немного и разнообразить процесс. Вы можете сочинять различные песни, стишки, разыгрывать сценки. Главное — знать, что это понравится вашему малышу. Используя посторонние предметы, можно придумывать любые игры. Например, найти предмет, который называется на определенную букву, или проводить ассоциации предметов с формой буквы (П — турник, Д — дом и т.д.).

Неважно, какой метод изучения или какая игра дает лучший результат в изучении, главное, чтобы процедура проводилась регулярно. Если уроки проводить не последовательно, а хаотично, то ребенок может быстро потерять к этому интерес или вовсе забыть.

  1. Любое обучение маленьких детей должно происходить в виде игры.
  2. Не пытайтесь навязывать детям много информации сразу. Для очень маленького возраста (до 3 лет) достаточно уделить не больше 10 минут. Дальнейшие уроки можно повысить до 15 минут. Такая занятий длительность является актуальной, так как дети такого возраста быстро устают и им это надоедает. В возрасте от 5 лет можно уже проводить занятия по 25-30 минут.
  3. Придумайте увлекательное изучение алфавита. Используйте различные предметы, которые смогут поднять интерес малыша (кубики с буквами, карточки и другие вещи). Старайтесь максимально привлечь детское внимание. Вносите разнообразие, сочиняя веселые песни или стишки. В некоторых случаях можете внести различные поощрения (только не материальные, так как в скором времени процесс обучения превратится в абсурд и ребенок начнет постоянно требовать от вас различные вещи), ради которых дети видят стимул.
  4. Прогуливаясь по улице, старайтесь обратить детское внимание на красочные вывески с буквами. Просите малыша прочитать их, повторяя за вами.
  5. Создавайте различные виды текстур, старайтесь внести тактильное восприятие малыша. Играя в песочнице, вырисовывайте ему какие-нибудь слова, буквы. Дома можно заняться аппликациями, которые будут напоминать изученный материал.
  6. Для правильности изучения алфавита, нужно начинать с гласных букв. Звучные буквы лучше воспринимаются детьми. Проводите аналогии к предметам, изучив одну из букв.
  7. Следующим этапом будет изучение согласных букв. Здесь тоже пытайтесь начинать со звуков, а не с официального названия буквы (использование буквы «К» обуславливается звуком «К», а не наименованием «Ка» и т. п.)
  8. После выученных гласных и согласных букв начинайте составлять слоги, а дальше уже и буквы. Последние изученные буквы должны быть «Ь» и «Ъ», они рассматриваются отдельно.
  9. Алфавит можно выучить только при регулярных повторениях, которые также должны проводиться в виде игры.
  10. Обучение должно проходить с позитивными эмоциями. Данный этап изучения может повлиять на дальнейшую грамотность ребенка и его общее отношение к учебе. Обучайте детей с креативом, умом и терпением.

Внесите в это занятие свою теплоту и радость.

Обучение алфавиту можно начинать как с двухлетнего возраста, так и в 5, и в 6 лет – каждый ребенок индивидуален, и восприятие и запоминание информации у каждого разное. Но торопиться с эти не стоит, так как и слишком затягивать. И если одни говорят, что «мы учим алфавит для детей с двух лет и к трем мы уже читаем по слогам», а ваш ребенок в 5 лет не может запомнить несколько букв, это не повод для расстройства – просто ваш ребенок еще не готов к обучению. И если уж совсем не терпится, обучить алфавиту можно, но главное – делать это весело, забавно, с радостью и интересом. Как? Узнаем из статьи.

Игра, как метод обучения

Психологи и методисты убеждают, что игровая форма обучения для детей – лучший способ преподнести любой материал. В процессе игр ребенок сам не замечает, как он запоминает ту или иную информацию, при этом понимание материала происходит на высшем уровне.

Игры еще хороши и тем, что в дошкольном возрасте ребенок еще неусидчив, он легко отвлекается на другие виды деятельности. Ему нужны веселье, активность, интересные занятия, а не унылое заучивание букв. Поэтому, чтобы разучить алфавит, и при этом сохранить свои нервы и не навредить еще несформировавшейся психике ребенка, важно превратить уроки в забавную, интересную и легкую игру с разнообразной деятельностью. Но обязательно учитывайте интересы вашего малыша – так уроки будут еще эффективнее.

Простые игры

Для разучивания алфавита необходимо использовать разнообразный дидактический материал, который продается в любом детском магазине. Можно воспользоваться интернетом – здесь предложено множество обучающих интересных игр. Вот только получится, что ребенком занимаются не взрослые, как предполагалось, а бездушная машина. А главное, чего хочет ребенок, – общение с родными, и об этом не стоит забывать. Наглядный материал можно изготовить самостоятельно – это несложно, если с фантазией нет проблем.

Итак, в качестве игр по обучению алфавиту можно использовать следующие занятия:

  1. Карточки с изображениями. Это поистине уникальная игра, которую можно преобразовывать так, как вы хотите. Стандартный набор игры включает картинки с изображением букв и предметов, которые им соответствуют. Набор яркий, интересный для детей. Чтобы поиграть с малышом, можно ознакомиться с одной буквой, а потом расставить несколько его любимых игрушек и попросить, чтобы ребенок положил карточку с изучаемой буквой к той игрушке, которая начинается с этой буквы. Со временем количество карточек и игрушек можно увеличивать.
  2. Игра «Найди букву». В такой игре ребенку нужно предложить изображение, в котором умело замаскирована изучаемая буква. Причем сколько таких букв будет – взрослый выбирает самостоятельно. Далее, когда малыш нашел все буквы, предложите ему разрисовать их в любимый цвет – так вы еще и закрепите название цветов и оттенков.
  3. Игра «Найди нужную букву». На картинке может быть изображен предмет, а под ним написано его название. Вот только в этом названии можно пропустить изучаемую букву – пусть ребенок сам определит, какой буквы не хватает, и поставит ее в нужное место. Чтобы усложнить игру, предлагайте ребенку найти в слове не одну, а сразу несколько разных букв.
  4. Игра «Соедини по точкам». Это занятие больше направлено на развитие правописания, но и буквы оно помогает изучить. Так, взрослый должен подготовить точечное изображение изучаемой буквы. Задача ребенка – в определенном порядке соединить эти точки, чтобы получилась буква, назвать ее. В конце можно разукрасить угаданную букву.
  5. Игра «Паровоз». Понадобится изображение паровоза (а еще лучше, если это будет настоящая игровая железная дорога с вагонами), на вагонах которого можно указать изучаемые буквы. Отдельно нужно подготовить картинки с предметами, название которых начинается на буквы с вагонов. Задача ребенка – расставить карточки с предметами в те вагоны, которым соответствует первая буква изображения.

Каждую из приведенных игр можно корректировать на свой лад. Однако придерживаться основных правил обучения алфавиту – дело обязательное. Итак:

  1. Занятия для маленьких детей должны проводиться исключительно в игровой форме.
  2. Строго дозируйте новую информацию.
  3. Не навязывайте обучение – заинтересуйте ребенка.
  4. Обучение начинайте с гласных звуков и букв, далее включайте согласные звуки/буквы, слоги.
  5. Постоянно повторяйте пройденный материал – дома за чтением сказки или просмотром мультфильма, на прогулке, в походах, в магазине и т.д.
  6. Проводите занятия на позитиве.

То, как взрослый будет вести себя во время занятий по обучению алфавита, очень влияет на восприятие ребенком информации. Поэтому следует запастись терпением, возьмите на вооружение креативные идеи и не забывайте про любовь и уважение к своему чаду.

Когда мы учим буквы вместе с малышом, у нас часто возникают различные вопросы и сомнения. Знакомство с буквами - важный этап в развитии крохи, ведь именно из них, пока незнакомых ему знаков, он потом научится составлять слова, читать, напишет первое слово.

Как сделать процесс обучения простым, максимально интересным, подать информацию в игровой форме и помочь ребенку запомнить важную информацию мы расскажем сегодня в нашем материале.

Учим буквы: подготовка к процессу

На вопрос «во сколько лет лучше начинать учить буквы» нет однозначного ответа , тут все зависит от инициативы родителей и индивидуальной готовности ребенка.

Некоторые мамы и папы начинают процесс изучения алфавита с 2-3 лет. В таком возрасте малышу редко удается хорошо запомнить такой большой массив информации, да ему это пока и не нужно, а вот некоторые буквы он вполне может освоить и выучить.

Например, знакомыми и узнаваемыми становятся А, Б и В, первая буква своего имени, К - если дома у ребенка живет кошка и С - когда полноправным членом семьи является четвероногий друг пес.

Но слишком усердствовать не стоит, в этом возрасте важно не количество выученных букв, а умение родителей .

Как же это сделать, если кроха еще достаточно мал? У нас есть несколько правил .

Каждый день читайте малышу . Хорошо, если детских книжек дома будет много, у ребенка появятся любимые, он сможет сам выбирать произведения для чтения.

Во время чтения садитесь рядышком с ребенком, так, чтобы он видел текст на странице. Как в детстве, водите пальцем по строчкам , так малышу будет легче запомнить и сопоставить написание и звучание букв.

Не прячьте книги , боясь, что ребенок их порвет или испачкает. Приобретайте детские издания с твердыми, картонными страницами - такие экземпляры тяжелее повредить неосторожным движением.

Аккуратно, но твердо забирайте из рук маленького проказника книги, если он решит использовать их не по назначению. Рассказывайте и объясняйте, что , их нужно читать, они наши друзья, которые рассказывают много интересного.

Даже если ребенок пока не хочет слушать сказки - пусть рассматривает в книжках яркие картинки, листает страницы, изучает выражение лиц героев.

Для тренировки памяти и внимания расспрашивайте кроху о том, что вы прочитали. Хотя бы в нескольких словах пусть ребенок расскажет, о ком узнал на этот раз, попробует пересказать сюжет, воспроизвести последовательность событий.

В случае раннего старта обучения родителям не стоит забывать, что в возрасте 2-3 лет ребенку достаточно сложно концентрироваться на чем-то дольше 10-15 минут, а также у них могут возникать сложности, если выучить нужно будет несколько новых букв сразу.

Видите, что малыш начинает терять интерес и отвлекаться? Значит, пришла пора заканчивать занятие, даже если позанимались вы всего 5-10 минут.

Не стоит знакомить с большим количеством букв сразу - 2-3 в день вполне достаточно. Не обязательно вводить их в обиход строго в алфавитном порядке, пока ребенку это абсолютно не важно. Возьмите для примера какое-то небольшое понятное слово, например «мяч», «мяу», «нос», «дом» или имя крохи, и начинайте осваивать звуки, из которых оно состоит.

Лучшие помощники - интерес и мотивация

Давайте на чуть-чуть вернемся в прошлое. Помните, как вы вводили своему крохе первый прикорм ? Основная часть родителей начинает это делать тогда, когда малыш проявляет активный интерес к содержимому тарелок взрослых.

В изучении алфавита советуем придерживаться такого же правила - нет смысла торопиться , как можно быстрее выучить все буквы. Девиз «пятилетку - за два месяца» не тот лозунг, которому стоит следовать в данном случае.

Лучше дождаться момента , когда , и спросит, как называется новая книжка, что написано на упаковке сока или как прочитать название его любимого магазина игрушек.

Играем-изучаем

Как же сделать процесс изучения букв интересным для ребенка? Универсального метода, к сожалению, нет.

Многие родители, не мудрствуя лукаво, отдают предпочтение знакомым с детства книгам-азбукам , но есть еще несколько вариантов , на которые мы хотим обратить ваше внимание.

Магнитная азбука . Разноцветные буквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику или посуде. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка - пусть расскажет, на что похожа буква Ж, Л или Д. Не забываем и про внимание. Например, вы выучили с ребенком слово «чашка». Уберите одну из букв, и пусть малыш скажет, какая пропала, а затем назовет получившееся слово.

Кубики . Способ, благодаря которому учились читать еще наши родители до сих пор в силе! Не важно, какими будут кубики - деревянными или пластмассовыми, главное чтобы их было достаточно для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-то набор, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, П и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА. Для тех, кто готов приступать к изучению не только букв, а и слогов, а также активно настроен на чтение - помогут Кубики Зайцева.

Карточки . Наборы карточек с буквами в ассортименте обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей - выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать - наберите буквы на компьютере и распечатайте. При желании своими руками можно сделать целый букварь, украшая каждый листок по своему усмотрению.

Подручные материалы . Для тех детей и родителей, кто любит креатив, советуем отойти от привычных карандашей и красок, а писать буквы мелом на асфальте, стирающимися фломастерами на полу, пальцем на песке, вареньем на столе, лазерной указкой в темноте на стене. Лепите буквы из теста, пластилина, вырезайте из дерева, создавайте слова из кубиков конструктора, выкладывайте из крышечек, макаронин, счетных палочек, камушков, листочков и шишек.

Говорящая азбука . Те люди, которые придумали плакаты с «Говорящей азбукой», действительно молодцы, это очень полезная штука. Нажимая на ту или иную букву, ребенок услышит, как она произносится, а отвечая на вопросы в режиме «Экзамен», сможет в игровой форме закрепить полученные знания.

Тест на внимательность . А вы знали, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом оооочень любят, когда их ищут. Именно этим советуем заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед - на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три - время пошло!

Смотреть и петь . На просторах интернета есть множество коротеньких видеосюжетов, мультфильмов и песенок, которые облегчат малышу процесс запоминания новых букв. Приложения для изучения букв есть для iPad и iPhone. Задача родителей: предварительно, перед тем, как показать ребенку, просматривайте и оценивайте видео или задание на свой вкус. Важно, чтобы оно было интересным, позитивным, а также соответствовало его возрасту и уровню развития ребенка.

Охота на буквы . Вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача - находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту . Более сложная версия этой игры - найти только прописные или только строчные буквы. Уровень для знатоков, которые уже умеют читать - вырезать и наклеивать целые слова. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.

Любое начинание обязательно будет иметь успех при условии, что в ребенка верят родители .

Мы желаем вам успехов, а если у вас есть свой, индивидуальный способ, благодаря которому ваш малыш выучил буквы - делитесь с нами своим опытом в комментариях к статье.

Запасайтесь любовью, терпением, и начинайте!