Как вырастить ребенка умным и успешным. Полезные продукты для развития нервной системы

Все дети талантливы, только каждый по-своему. Но их родителям хочется знать, как воспитать умного ребенка и не загубить при этом его здоровья. Существует множество рекомендаций и книг о том, как воспитать ребенка умным. Ни нигде нет ни точного рецепта, ни гарантий. Так что же делать родителям – опустить руки?

Прежде всего, ребенок должен постоянно чувствовать себя любимым. Его нужно как можно чаще обнимать и целовать. Когда ребенок чувствует безопасность и любовь, это вызывает в его мозге положительные реакции.

Дети, которым читают в детстве книги, проявляют активный интерес к окружающему миру. Они лучше учатся и чаще добиваются успеха во взрослой жизни. Вывод – необходимо приучать ребенка к чтению с первых месяцев жизни.Игра для ребенка – не пустая забава. Играя, он выстраивает основу будущих социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков. Во время игры с другими детьми ребенок учится анализировать свои чувства и идеи. А затем объединять с впечатлениями других детей. Чем чаще ребенок играет, тем активнее он развивается. И чем сложнее его игры, тем активнее растут нейроны и увеличивается число связей между ними.

Особенно быстро растет его интеллект при играх с родителями. В эти минуты он чувствует заботу и любовь. Кто лучше папы или мамы поможет маленькому человеку разобраться в сложностях новой игры и подскажет правильное решение? Кто поддержит его при неудачах? Самый квалифицированный аниматор не будет настолько внимателен, как любимые родители. Они и объяснят, и поддержат, и дадут новый шанс. Рано или поздно игра будет освоена, а пытливый детский ум получит новую пищу.

Но мало только играть с ребенком. Людей выделяет из прочего животного мира способность к осмысленной и содержательной речи. Чем чаще ребенок общается со взрослыми людьми на серьезные темы, тем выше становится его интеллект. При этом Обогащается словарный запас, усложняется структура нейронов головного мозга.

В своем поведении дети подражают взрослым. Чем чаще ребенок видит родителей, занятых чтением, музыкой, общением с друзьями, спорами и любой другой интеллектуальной работой, тем скорее он начнет им подражать. А дальше его интеллектуальные способности уже будут развиваться сами собой.

Очень хорошо, если у ребенка проявляются способности к музыке. Но и отсутствие «абсолютного слуха» не должно стать препятствием для его знакомства с остовами музыкальной грамоты. Так тренируется область мозга, отвечающая за пропорциональное мышление. А без него невозможно понимание даже простых математических зависимостей, не говоря уже о более серьезных теоремах.

Все слышали об опасности компьютерных игр. Но, на самом деле, опасно только неконтролируемое многочасовое сидение перед монитором. Правильный же подбор детских развивающих компьютерных игр пробуждают в ребенка интерес к азбуке, музыке, математике и рисованию. Заодно тренируются и глазные мышцы. Общение с IT-технологиями с самого детства облегчают адаптацию ребенка к взрослому миру. Но время, проведенное за компьютером, не должно превышать 1-2 часов в день.

То же самое относится и к телевидению. Не нужно запрещать ребенку смотреть детские передачи и мультфильмы. А вот следить за их тематикой необходимо. Очень часто современные мультсериалы воспитывают в детях агрессию, а не добрые чувства. Жесткие ограничения на время у экрана действуют и в отношении телевизора.

Для правильного интеллектуального развития очень важен правильный рацион питания ребенка. Рыба – источник омега-3 жирных кислот, впрямую влияющих на развитие нервной ткани. В мясе содержится незаменимый витамин В12, дефицит которого убивает нервные связи. Желательно использовать йодированную соль. И всячески ограничивать газированные напитки с искусственными подсластителями и красителями. Гораздо полезнее для здоровья натуральные овощи и фрукты.

Всегда интересно, как воспитывались умные дети. Секрет прост – каждый из них был для своих родителей самым умным и любимым. У ребенка никогда не было повода засомневаться в этом. Даже совершая ошибки, он всегда был уверен в родительской поддержке и заботе.

Нельзя сомневаться в природных способностях своего ребенка. Нужно только приложить все усилия к тому, чтобы выявить его главный талант и направить все усилия к его развитию. Только так обеспечивается высокий интеллект и жизненный успех настоящего человека.

Здравствуйте, дорогие друзья! Как вырастить умного ребенка? Чтобы у него была хорошая память, развитое мышление, чтобы он хорошо учился в школе?

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ
НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ:

Генетический фактор.

На 80 % интеллект и память генетически детерминированы. Поэтому все, что передалось с генами – это, как говорится, какой уродился, такой и получился. И каким-либо образом мы на этот процесс повлиять не можем. Но зато на оставшиеся 20 % мы будем влиять и повышать ум и мышление детишек.

Фактор воспитания.

Сейчас ученые утверждают, что на эмоциональном уровне на малыша мама может повлиять еще внутриутробно. А вот в интеллектуальном плане как воспитывать? Родители очень часто жалуются на своих детей: «Ничего не хочет! Учиться не хочет, Что делать?»

А ларец-то просто открывается. И ключиком к правильному воспитанию является любовь к маленькому человечку. И не на словах, а на деле. Ведь если любишь, то живешь интересами сына или дочки. Стараешься понять, что им нравится, уважаешь их потребности, считаешься с их желаниями.

До года малыш тянет в рот все, что попадется. Он таким образом познает мир. Не ограничивайте его. Если он ест руками и весь перемазался – ничего страшного. Зато он получит удовольствие от еды и у Вас никогда не будет проблем с его аппетитом.

Когда он начнет ходить, он будет руками хвататься за все: рвать обои, чирикать по ним карандашом, лапать ладошками по полировке и зеркалу. Так он познает мир и нельзя ему это запрещать. Лучше закройте чем-нибудь зеркала и мебель. Ведь это временно!

В 3 – 4 года он постоянно задает вопросы «Что это?», а потом извечные «Почему?» Нельзя отвечать ему: «Как ты надоел со своими ПОЧЕМУ! Вот вырастешь и узнаешь!» Терпеливо нужно объяснять и всему учить.

Если Вы хотите вырастить ребенка, чтобы он был аккуратным в быту, умел гвоздь прибить – учите его убирать за собой, помогать накрывать на стол, самому одеваться, прибивать гвозди.

Как вырастить умного ребенка, интеллектуально развитого? Показывайте ему интересные вещи, рассказывайте как они устроены. Вместе с ним решайте детские кроссворды. Все объясняйте до самых истоков какого-либо явления или события. Если Вы не будете этого делать сейчас, то не обижайтесь на него потом.

Когда он вырастет, он никогда не подойдет к Вам за советом и Ваши слова «Садись за уроки» для него не станут авторитетными. А уж когда станет взрослым, считайте, что Вы его просто потеряли. Придется все время молиться за него, чтобы в жизни у него все удачно складывалось. Но жить он будет сам, опираясь на собственный опыт.

Поэтому с раннего возраста ненавязчиво развивайте в малыше инициативу, любознательность, стройте доверительные отношения, уважайте его как личность. В семьях, где родители много времени уделяют воспитанию детей, обычно не бывает проблем с обучением в школе.

Фактор правильного питания.

Кто из Вас задумывался – а из каких строительных элементов построен головной мозг? Неужели, чтобы улучшить память и интеллект человеку нужны лекарства: ноотропил, пантогам? Или природа сама может позаботиться о развитии когнитивных функций и просто мы об этом не все знаем.

Оказывается, что степень развития умственных способностей ребенка во многом зависит от того, что он ест. Более того, заниматься развитием интеллекта ребенка родителям нужно еще тогда, когда им только пришла идея обзавестись потомством. А не тогда, когда малыш уже родился. За это время многое уже может быть упущено.

К 9 неделе беременности у плода закладывается нервная трубка и начинает формироваться головной мозг. К этому времени в организме матери должно быть все подготовлено. Поэтому питание будущей мамы должно быть обогащено разнообразной белковой пищей, сбалансированной по составу с жирами и углеводами. В пище должно быть достаточное количество органического йода, кальция, цинка и других минералов. Обязательно должны присутствовать витамины группы В (В1, В6, В12), А и С, полиненасыщенные рыбные жиры Омега 3 и многое другое.

А грудные дети? Они должны получать с молоком мамы самые полезные элементы питания, чтобы мозг лучше развивался. А что делают мамы? Боясь аллергии у ребенка, питаются однообразной, гипоаллергенной пищей. Увы, аллергичных детей сейчас очень много, но как же быть с интеллектом?

Что касается малышей дошкольного возраста, многие мамы и бабушки знают, как трудно подчас накормить ребенка. То он отказывается от рыбы или мяса, то не ест фрукты, творог или не пьет молоко, то вообще ничего ему не надо, лопает одни конфеты.

Друзья мои! В каждом конкретном случае нужно обязательно выявить причину нарушенного аппетита. Чаще всего так себя ведут ослабленные, часто болеющие дети. Нередко нарушенный аппетит бывает при дискинезиях желче-выводящих путей, при глистных инвазиях, рахите, врожденной невропатии.

У школьников с аппетитом, вроде бы все в порядке, но они очень часто любят то, что им не приносит никакой пользы: пепси-колу, магазинные фруктовые соки с большим количеством сахара, обожают макароны с сосисками, всякие Сникерсы, соленые сухарики и чипсы, гамбургеры.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Белки. А это все виды мяса, рыба, молочные изделия, растительные белки, которые присутствуют в горохе, чечевице, бобах.

Белки являются источником аминокислот, многие из которых абсолютно необходимы для формирования умственного развития. К ним относится триптофан, тирозин, фенилаланин, глутаминовая кислота, глицин.

2. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать разнообразные растительные масла, а также рыбный жир из морской рыбы – семги, скумбрии. Омега 3 являются составной частью клеток коры головного мозга, укрепляют ассоциативные связи нейронов и проводящих путей в нервной системе. А это – прекрасная память и высокие когнитивные показатели нервной системы.

3. Ягоды и фрукты – это незаменимый источник витамина С и биофлавоноидов. Этот витамин необходим для укрепления сосудов головного мозга и отличного его кровоснабжения. Лучшим источником витамина С является черника, черная смородина, киви, апельсины.

4. Ребенок должен получать яйца, семена подсолнуха и тыквы, соевые продукты. Все они являются источником холина. А это предшественник синтеза нейромедиаторов, т.е. основных веществ – носителей мыслительных процессов.

5. Разнообразные овощи тоже должны входить в рацион ребенка. В морковке много витамина А, в свекле – бетаина. Они важны для уравновешенного поведения ребенка, укрепления иммунитета, хорошего зрения.

6. В сухофруктах очень много железа, магния, селена и массы других минералов. Как нервная система без них будет развиваться?

7. Ребенок должен получать орехи: фундук, миндаль, фисташки, кедровые орешки. В них много белка и полиненасыщенных жирных кислот.

8. В обязательном порядке все детки должны есть У нас вообще тотальный дефицит йода в организме, как у детей, так и у взрослых. В то же время, дефицит йода вызывает у детей психическую вялость, отсутствие интереса и инициативы. Вот одна из причин плохой успеваемости у школьников. Кормите их морской рыбой, морепродуктами, морской капустой и побольше разнообразных овощей.

9. В питании детей обязательно должны присутствовать изделия и зерновых продуктов. Но не белая булка, пирожки и пирожные. Зерновой хлеб, разнообразные каши, макароны твердых сортов.

10. Продукты, богатые минералами, обязательно должны присутствовать на столе наших детишек. Особенно в этом плане нас интересует кальций. - это наш позвоночник, кости и суставы. Это и нервная система и работа сердечно-сосудистой системы. И многое другое.

Как вырастить умного ребенка? Этот вопрос занимает родителей, учителей, школьных психологов. По-видимому, только комплексный подход даст положительный результат. Воспитывайте ребенка собственным примером, заботьтесь, любите и принимайте его таким, как он есть. Ведь все детки уникальны! Какое содержимое Вы вложите в ребенка в детстве, таким он и вырастет. Поэтому на вопрос - как вырастить умного ребенка, ответ прост! Будьте умными, заботливыми и любящими родителями. Просто живите в гармонии с собой и своими детьми.

Существуют целые науки о том, как сделать детей счастливее, как нужно их воспитывать и как прожить жизнь в радости. А вот что помогает детям – от младенцев до подростков – становиться умнее?

Наука подтверждает, что эти 10 вещей могут помочь:

  1. Уроки музыки

Исследования доказывают, что уроки музыки делают детей умнее – в сравнении с детьми в контрольных группах, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост IQ . Эффект был незначителен, но он распространяется на тесты на IQ, показательные баллы и стандартные измерения успехов в учебе.

Более того, музыкальные занятия помогают всем – и молодым, и людям постарше: все больше исследователей приходят к выводам, что музыкальные уроки дают студентам преимущество в учебе. Исследование Северо-Западного университета обнаружило, что занятия музыкой могут помочь даже бабушкам – они нейтрализуют некоторые пагубные следствия старения.

  1. От спорта не тупеют – это миф

Те, кто занимаются только спортом, может, и тупеют, но только потому, что проводят больше времени на поле, чем в библиотеке. А если сделать так, чтобы ваш ребенок бывал и там, и там?

Пребывание в хорошей физической форме увеличивает способность учиться. После физических занятий люди запоминают новые слова на 20% быстрее. Трехмесячный режим занятий спортом увеличивает поток крови к части мозга, отвечающей за память и учебу, на 30%.

Из книги Эрика Хейгермана «Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге» (Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain):

«Исследуя человека в 2007 году, немецкие ученые пришли к выводу, что люди запоминают слова на 20% быстрее после занятий спортом, чем до занятий, и что скорость запоминания напрямую связана с уровнями нейротрофического фактора головного мозга.

В своем исследовании Смолл назначил группе добровольцев трехмесячную систему упражнений, а потом сделал снимки их мозга. Он увидел, что объем капилляров в зоне памяти гиппокампа увеличился на 30%, что очень значительно».

Получается, упражнения могут сделать вас и ваших детей счастливее и умнее.

  1. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними

Ваш маленький учится читать? Не оставляйте ему лишь возможность рассматривать картинки в книжке, в то время когда вы читаете. Обращайте его внимание на слова . Читайте с ним, а не для него. Исследования показывают, что это помогает укрепить навыки чтения ребенка: «Когда совместное чтение книжек дополняется четким вниманием к развитию навыков и стратегий чтения ребенка, тогда совместное чтение является эффективным механизмом поддержки ранней грамотности, даже у детей из малообеспеченных семей».

  1. Меньше сна приводит к отупению ребенка

Пропуская час сна, мозг шестиклассника превращается в мозг четвероклассника, так как существует корреляция между классами и количеством сна.

Из книги «Шок воспитания: Новое мышление о детях» (NurtureShock: New Thinking About Children): «Утеря одного часа сна равняется [утере] двух лет когнитивного созревания и развития».

«Подростки, которые учились на пятерки, спали примерно на 15 минут дольше, чем ученики-четверочники, которые, в свою очередь, спали на 15 минут больше, чем троечники, и так далее. Данные Вольстрома почти точь-в-точь повторяли данные более раннего исследования почти 3000 учеников Род-Айленда. Естественно, это усредненные показатели, но постоянство результатов бросается в глаза. Каждые 15 минут имеют значение».

  1. IQ ничего не стоит без самодисциплины

Самодисциплина имеет большее значение, чем IQ, при определении тех, кто достигнет успеха в жизни.

Отрывок из отличной книги Чарльза Дахигга «Сила привычки»:

«Десятки исследований подтверждают, что сила воли – это единственная и самая важная привычка для личностного успеха… Ученики, демонстрирующие высокий уровень силы воли, имели больше шансов получить высокие оценки по своим предметам и поступить в более престижные вузы. Они меньше прогуливали и меньше времени проводили за просмотром телевизора, а больше – за выполнением домашних заданий. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины имели лучшие показатели успешности в учебе, чем их более импульсивные сверстники, — пишут исследователи. – Самодисциплина определяла академическую успеваемость больше, чем IQ. Самодисциплина также определяла, кто из учеников сможет повысить свои оценки на протяжении учебного года, тогда как IQ не определял… Самодисциплина имеет больше влияния на учебную успеваемость, чем интеллектуальные данные».

То есть, оценки больше зависят от добросовестности, чем просто от ума.

Из книги «Как преуспевают дети: упорство, интерес и скрытая сила характера» (How Children Succeed: Grit, Curiosity, and Hidden Power of Character):

«… добросовестность была чертой характера, которая лучше всего определяла успех в работе. Что заинтриговало Робертса относительно добросовестности, так это то, что она определяет очень много за пределами рабочего места. Добросовестные люди получают выше оценки в школе и университете; они совершают меньше преступлений; они дольше остаются в браке. Они дольше живут – и не только потому, что меньше пьют и курят. У них реже случаются инфаркты, у них ниже кровяное давление, и среди них меньше случаев болезни Альцгеймера».

У кого лучшие жизненные показатели? У детей упорных

Из книги «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует» (Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us):

«Исследователи обнаружили, что лучшим предвестником успеха будущих курсантов является их показатель по некогнитивной и нефизической характеристике под названием «упорство», которое определяется как «настойчивость и страстное увлечение долгосрочными целями» .

  1. Обучение – это активный процесс

Программы типа «Бейби Эйнштейн» и игры на тренировку мозга не работают. Есть даже основания полагать, что из-за них дети тупеют.

Из книги «Мозговые правила для малыша: как вырастить умного и счастливого ребенка с рождения до 5 лет» (Brain Rules for Baby: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five):

«Эти продукты вообще не работали. Они не давали положительного эффекта на словари целевой аудитории – малышей от 17 до 24 месяцев. Некоторые даже вредили. На каждый час в день, который дети проводили за просмотром определенных детских DVD и видео, малыши понимали в среднем на 6-8 слов меньше, чем те, которые их не смотрели».

Настоящее обучение – не пассивное, а активное.

«Наш мозг развит таким образом, что он учится, когда делает что-либо, а не когда слышит об этом. Это одна из причин, почему для многих навыков намного лучше провести примерно две трети времени, испытывая себя, а не просто впитывая знания. Существует правило двух третей: если хотите, к примеру, запомнить абзац, лучше потратить 30% времени на прочтение, а остальные 70% времени – на проверку себя на знание».

  1. Лакомства бывают хорошими – если давать их в правильное время

В целом, было бы лучше, если бы дети все время питались здоровой пищей. Исследования показывают, что питание влияет на оценки ребенка:

«Все знают, что в день важного экзамена нужно позавтракать. Пища с высоким содержанием углеводов, клетчатки, которая медленно переваривается – к примеру, овсяная каша, – лучше всего, доказали исследования. Но также имеет значение, что вы едите за неделю до этого. Когда проводили исследование 16 студентов колледжа на предмет внимания и быстроты мышления, то пять дней кормили их жирной пищей с низким содержанием углеводов – мясом, яйцами, сыром и сметаной, — а потом снова проверили, то их продуктивность упала».

Всегда есть исключения. Не каждый ребенок все время пытается здоровой пищей. Но ирония в том, что дети часто питаются «плохой» пищей в неправильное время.

Исследования показывают, что кофеин и сахар могут стимулировать работу мозга:

«Кофеин и глюкоза могут иметь положительное влияние на когнитивную продуктивность. Поскольку эти зоны отвечают за поддержку внимания и процессы памяти, результаты могут предположить, что сочетание кофеина и глюкозы может увеличить эффективность системы внимания».

И дети их любят, кроме всего прочего.

Так что если время от времени дети все-таки едят конфеты и пьют сладкую воду, то, может, лучше давать их им во время учебы, а не когда они отдыхают.

  1. Счастливые дети = успешные дети

Более счастливые дети имеют больше шансов вырасти успешными и полноценными взрослыми.

Из книги «Больше счастья: 10 простых шагов к более радостным детям и довольным родителям» (Raising Happiness: 10 Simple Steps for More Joyful Kids and Happier Parents):

«… счастье – это огромное преимущество в мире, где имеет значение успешность. В среднем, счастливые люди более успешны, чем несчастные, – и на работе, и в личной жизни. Они получают лучшие оценки своей продуктивности, получают более престижные должности и зарабатывают больше денег. Они с большей вероятностью женятся, а в браке они чувствуют себя более удовлетворенными».

Каков первый шаг к счастливому ребенку? Быть счастливым родителем!

  1. Группа сверстников и коллектив имеют значение

Ваша генетика, как и генетика вашего партнера, имеет огромное влияние на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Совсем не такое влияние.

Из книги Малколма Глэдуэлла «Переломный момент: как небольшие вещи могут многое изменить» (Malcolm Gladwell, The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference):

«По параметрам интеллектуальности и определенных черт характера биологические дети очень похожи на своих родителей. Приемные дети, однако, показывают совсем странные результаты. Они не имеют ничего общего со своими приемными родителями: они не больше похожи личностно или в интеллектуальном плане на тех, кто их растил, кормил, одевал, читал им, учил их и любил их на протяжении 16 лет, чем на любых других двух взрослых, случайно выбранных на улице».

Так что же влияет на поведение ваших детей? Их сверстники

Обычно мы вспоминаем о сверстниках, когда говорим о давлении с их стороны, когда оно негативное, – но на самом деле, чаще всего оно все-таки положительное.

Проживание в приличном районе, посещение хорошей школы и университета, а также общение с хорошими детьми может многое значить.

Каков самый легкий способ для студента колледжа поднять свой средний балл? Жить в комнате с умным человеком

Из книжки «Преимущество счастья: семь принципов позитивной психологии, которые помогают достигать успеха и продуктивности на работе» (The Happiness Advantage: The Seven Principles of Positive Psychology That Fuel Success and Performance at Work):

«Одно исследование в Дартмутском колледже, проведенное экономистом Брюсом Сакердотом, показывает, насколько сильное это влияние. Он выяснил, что когда студенты с более низким средним баллом просто начали селиться в комнатах со студентами с высокими баллами, их баллы тоже увеличились».

  1. Верьте в них

Вера в своего ребенка, в то, что он умнее других, много значит.

Когда учителям говорили, что определенные дети сильнее других, эти дети показывали лучшие результаты – несмотря на то, что их выбирали случайно.

Из книжки «Сердце социальной психологии» (The Heart of Social Psychology: A Backstage View of a Passionate Science):

«Розенталь и Ленор Джейкобсон (1968) провели подобное исследование, сообщив учителям начальной школы, что у них в классе были ученики с большими задатками к обучению. На самом деле, этих детей выбрали в абсолютно случайном порядке, без дополнительных тестов. Однако, ближе к концу учебного года, 30% детей, случайно названных успешными, добавили примерно 22 пункта к своему IQ, в то время как почти все добавили только 10 пунктов».

Итоги:

  1. Уроки музыки
  2. От спорта не тупеют – это миф
  3. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними
  4. Меньше сна приводит к отупению ребенка
  5. IQ ничего не стоит без самодисциплины
  6. Обучение – это активный процесс
  7. Лакомства бывают хорошими – если давать в правильное время
  8. Счастливые дети = успешные дети
  9. Группа сверстников и коллектив имеют значение
  10. Верьте в них

И еще одно: ум – это не все. Без этического поведения и сочувствия к другим очень умные люди могут быть просто пугающими.

Как сделать своего ребенка более умным? Ничего сложного — это может любой родитель.

Интеллект — это только вопрос генов?

Многие люди считают, что за коэффициент умственного развития (более известный как IQ) у ребенка отвечают в основном гены. Но, по словам специалистов, интеллект — это гораздо более сложная «материя», на которую влияет множество различных дополнительных факторов, например, воспитание и окружение, в котором находится ребенок. Развитие малыша в первые годы его жизни очень интенсивно, поэтому задаваться вопросом, как сделать ребенка умным, помогать ему в этом, стоит еще с пеленок. Вот несколько советов, благодаря которым вы сможете улучшить интеллект своего чада.

По мнению французских психологов, родители, которые проводят с ребенком много времени и посвящают ему каждую свободную минутку, играя с ним, гуляя и так далее, таким образом позитивно влияют на развитие интеллекта малыша.
Особенно большое значение для развития нервной системы имеет пребывание с ребенком в течение первых месяцев его жизни. Тогда мозг малыша интенсивно реагирует на любые зрительные, слуховые и тактильные раздражители, поступающие из окружающей среды, поэтому так важна в это время постоянная забота матери.

2. Совместное чтение

У детей старшего возраста огромное влияние на развитие интеллекта оказывает чтение. Если вы много времени тратите на рассказывание малышу различных увлекательных историй, он в будущем сам начнет охотнее браться за книжки. В отличие от, например, телевидения, чтение намного больше развивает воображение, а кроме того, учит позитивному поведению, логическому мышлению и умению делать выводы.

3. Общение со сверстниками

Контакты со сверстниками играют важную роль в развитии так называемого эмоционального интеллекта ребенка. Малыш, находясь среди других детей, учится строить отношения с другими людьми и завязыванию первой дружбы. Благодаря этому формируются навыки межличностного общения, которые окажутся для него полезными во взрослой жизни. Это поможет мальчику или девочке проще найти себя в новых ситуациях общения с другими людьми.

4. «Наука жизни»

Усвоение знаний из книг очень важно для развития ребенка, но не менее значимую роль играет изучение практических навыков. Поэтому, чтобы ребенок был более умным, старайтесь как можно чаще подключать его к выполнению различных мелких домашних работ. Благодаря этому малыш поймет, что каждое его действие приносит определенные результаты, и научиться брать на себя ответственность за свои поступки.

До чего же мы любим улучшать всё, что вокруг нас. Иногда это желание абсолютно естественно: кто же, например, не хочет сделать своего ребёнка счастливее, чем он есть? Наверное, именно этим мы, родители, и заняты ежечасно, «колдуя» над чадом с вдохновением творца-гончара. Но порой в погоне за составляющими счастья (а кто наверняка знает, из чего состоит его «набор»?) это желание превращается в цель, а то и самоцель. И получается абсурдная картина: родители, забыв уже о счастье и покое, пытаются изо всех сил сделать своего ребёнка, скажем, талантливее или умнее.
Можно согласиться, что талант и интеллект могут быть составляющими счастья, но разве можно улучшить идеальное и дополнить целое? Природа каждому из нас всё дала сполна, наделила максимумом возможностей и талантов. Другое дело, что не всегда мы умеем распорядиться должным образом её дарами, и далеко не все ресурсы используем. Поэтому, если никто не возражает, то сформулируем нашу святую родительскую задачу более корректно: мы не «улучшаем» ребёнка, а помогаем увидеть данную при рождении россыпь бриллиантов и разумно распорядиться драгоценностями. Учим умению познавать самого себя и открывать в себе способности, в том числе и интеллектуальные – кстати, как раз о них и речь.

Вот тут, кажется, проблем нет: стоит только зайти в магазин развивающих игрушек, заглянуть в детский развивающий центр или набрать в поисковике соответствующий запрос, глаза разбегаются от обилия, разнообразия и яркости – кружки, развивающие и интеллектуальные игры, онлайн тренажёры внимания, памяти, мышления, обучающие мультфильмы. Море информации впечатляет, а яркость подачи ошеломляет. Но отчего-то сами по себе эти инструменты не работают, будто надёжный замок остался без ключика. В чём дело?

В физике есть закон Вебера-Фенхера. Его суть проста: чем сильнее раздражитель, тем больше притупляется и огрубляется наша чувствительность. Интересно, что работает он не только в области физиологии, этот закон актуален и для эмоциональной сферы, и для творческой и, конечно же, интеллектуальной. Самый первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» в позапрошлом веке заставлял падать в обморок чувствительных барышень, сегодня ужастики в 3D формате – это норма даже для детей. Бедные чувствительные барышни 19 века, что бы сейчас было с ними?! Мы сравнительно спокойно воспринимаем ежедневный блок новостей, когда каждая новость-трагедия способна повергнуть в состояние горя любого, у кого есть душа и сердце. Нет, мы не бессердечны и равнодушны, просто душа надевает панцирь, иначе бы сердце разорвалось.

Вот и с развивающе-обучающими инструментами та же история – их слишком много, они слишком ярки, они рекламируют себя слишком громко. Но ведь наша задача – помочь ребёнку услышать самого себя. А это возможно только в тишине. Что может раскрыть интеллектуальные способности ребёнка ненавязчиво и не специально? Вот несколько примеров.

Занятия музыкой – это же математика и комбинаторика! Доказано, что дети, играющие на каком-либо инструменте, развиваются интеллектуально быстрее сверстников. Уникальное занятие, позволяющее сохранить баланс между логикой и интуицией. Главное, выбрать свой способ «дружбы» с музыкой, чтобы не превратились интересные уроки в каторгу и повинность.

Общение с природой – изумительный способ гармонично и разносторонне строить свой образ. Достаточно чуть-чуть направить внимание ребёнка, обратить внимание на малое – и природа, как мудрый учитель, примет в ученики своё дитя и научит тому, чему не научит ни одна школа.

Физические упражнения – ещё один способ развить интеллект ребёнка. Правда, тут же приходит на ум пословица: «сила есть – ума не надо», но на деле получается всё наоборот. Оказывается, дети, умеренно занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в решении логических задач, чем ребята, не увлекающиеся физкультурой.

Ещё важную роль в интеллектуальном развитии маленького человека играют, казалось бы, простые физиологические процессы: здоровое питание и полноценный сон. Баланс (или его отсутствие) белков, жиров, углеводов, витаминов и микороэлементов способно влиять на состав крови и оказывать воздействие на мыслительные процессы в течение длительного времени. Так даже одноразовое неумеренное употребление жиров способно снизить интеллектуальные показатели на несколько дней. А спасительное, почти волшебное, хоть и кратковременное воздействие глюкозы в виде, например, шоколадки испытывал на себе, наверное, каждый студент во время напряжённой сессии. Не меньшее значение имеет для детей полноценный сон. Причём, в его компетенции не только спокойствие нервной системы – экспериментально доказано, что лучшая успеваемость как раз у тех детей, кто высыпается. Учёные считают, что если ребёнок не доспал два часа, его умственные способности снижаются почти на два года! То есть, не выспавшийся пятиклассник соображает примерно на уровне третьеклассника.

Совместное чтение – прекрасная семейная традиция, которая не только делает родителей и детей ближе друг к другу, но и развивает интеллектуально и тех, и других. Любым способом – просто вслух, по очереди или по ролям – чтение обогащает словарный запас, расширяет кругозор, дарит интонационное богатство речи, позволяет прикоснуться к иному способу мышления.

И всё же самое главное развивающее средство, раскрывающее все таланты и способности – это гармония в семье, «погода в доме». Тревожность и нервозность не дают ребёнку развиваться полноценно ни в одной сфере. И, напротив, вера в человека, добрая поддержка, безусловная любовь делают чудеса. И снова любопытный эксперимент: учителю 1 класса в начале года сообщают, что у него учатся несколько одарённых ребят. Причём, дети выбраны в случайном порядке. К концу года именно эти дети удивительным образом отличаются от остального класса по успеваемости и по развитию, они мыслят свободнее и интереснее сверстников. Просто учитель смотрел на них немножко другими глазами, и его вера и ожидания сделали своё дело.

Как-то слишком просто получилось? Наверное. И в этом есть своя прелесть. « Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» – сказал Франсуа Рабле. Не обязательно брать количеством информации – для развития достаточно тонкого импульса и точного вектора, остальное уже есть внутри маленького, но воистину бездонного человека.