Как воспитывать ребенка, чтобы он стал успешным в будущем. Как воспитать ребенка успешным

Нам, родителям, всегда хочется, чтобы дети были удачливее нас. Но как это сделать? Не кажется ли вам, что поста-новка вопроса сама по себе слишком технична? Про-граммирование — это обу-чение устройства дейст-вовать по шаблону и добиваться пред-сказуемого результата. Но человек - не машина, и тут требуется особый подход. О том, как воспитать своего ребенка успешным, и пойдет речь.

0 74022

Фотогалерея: Как воспитать своего ребенка успешным

Программу можно заложить в машину, которая яв-ляется чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы име-ют врожденные свойства, которые от-личают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты ха-рактера. Канадские ученые исследова-ли более 100 пар однояйцевых близне-цов и выявили у 85% огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Изве-стный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, ро-ды и первый опыт "земной" жизни за-кладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, до-верие к миру, оптимизм или песси-мизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугу-бо индивидуальным. Причем задача родителей — прежде всего понять ре-бенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональ-ную установку на успех. Иначе про-грамма может "не прижиться" или даже навредить ребенку.

ОШИБКИ В СЦЕНАРИИ

На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал из-вестный психолог Эрик Берн. В своей книге "Люди, которые играют в игры" он показал, как формируется жизнен-ный сценарий человека. По его наблю-дениям, многие слепо копируют жиз-ненную программу своих предков или же "встраиваются" в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родите-лей не мешает психологическая кон-сультация, ведь, находясь в болоте соб-ственного сценария, они не позволят воспитать своего ребенка успешным и дать ему стать творцом своей жизни.

Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ре-бенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмиро-вало. Если речь идет об отказе от тако-го зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: "Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обяза-тельно это сделать" или: "Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты обя-зательно будешь ими заниматься", то это может привести к печальным по-следствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, КАК надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: "...в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единст-венное, что у меня есть, — это жизнен-ный опыт. И вот его-то я и хочу пе-редать тебе..." Поэтому попытки вос-питывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем любые жиз-ненные сценарии.

Третья проблема родительского про-граммирования — это бездумное сле-дование авторитетам. Школа требует — подчиняйся. Бабушка опасается — вы-полняй. Как показывают исследова-ния, 70-80% успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько про-зябают на средненьких должностях и жалуются на депрессию. Как в миниа-тюре Петросяна: "У троечника — квар-тира и машина, у отличника — лысина, очки и золотая медаль за окончание школы". И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самосто-ятельности и сметливости — во взрос-лой жизни ему приходится нелегко.

Как видите, основные ошибки ро-дительского программирования сво-дятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются толь-ко истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Да-вайте же если уж программировать де-тей, то правильно.

ПОЙМИТЕ, ЧТО ЕМУ НРАВИТСЯ

Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специали-ста, ведь сами родители в душе уже ви-дят сына или дочку спортсменом, ад-вокатом, художником... Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошколенок, рано говорить о том, как воспитать в своем ребенке успешность. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

В каких занятиях ребенок неуто-мим? Обычно даже дошкольники про-являют свои склонности довольно чет-ко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организо-вывать игры; строить конструкции; ли-цедействовать... Будьте внимательны: записывать в художники всех любите-лей рисования — преждевременно. Посмотрите, что именно изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. По-дыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

Психолог поможет правильно ин-терпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специ-альных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лен-тяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специали-стом в "чужой" области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

Развивать способности ребенка — не значит отстранить его от других ви-дов деятельности. Например, способ-ному к шахматам мальчику все же нуж-но ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материаль-но: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. "Побоч-ным эффектом" от такого целевого раз-вития будет ваше взаимопонимание.

ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК

Психологи много работают с ро-дителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: «Что ж ты ничего не соображаешь?» или «Ничего у тебя не получится!» Опросы показывают, что 90% людей испытывают неуверенность в своих си-лах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у боль-шинства неудачников есть своя "клю-чевая фраза", которую в подсознание заложили родители, и она давит на лю-дей, когда им нужно принять решение.

Научитесь "ловить себя" до того, как с языка сорвалась негативная установ-ка, и... говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью "я - сообщения": "Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала сек-цию и так ничему не научилась". Такая форма "я думаю, я боюсь" воспринима-ется как информация о вас, а не про-грамма для ребенка — это важно. Ограничьте указания с частицей "не". Приучите себя вместо "не шали" гово-рить "веди себя спокойно". Специалис-ты по НЛП утверждают, что в 95% слу-чаев дети не слышат "не" и не воспринимают программу. К тому же указание "что делать" всегда понятнее, чем "чего не делать".

ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

НЛП и другие направления гу-манитарного знания утверждают, что у людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные детки набираются зна-ния только из личного сенсорного опы-та. Понаблюдайте за ребенком: воз-можно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример — такой анекдот: "Мама: "Сынок, давай, я в тебя верю!" Сын: "Мама, верят в то, чего не существует. А я — существую". Мама оперировала эмоциями, а ребенок — логикой. Ей следовало бы сказать: "Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь".

Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его "язык". Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объяс-ните причины и следствия его поведе-ния и ответьте на бесконечные "поче-му?" и "а если?". Деятельному ребенку дайте "пощупать" результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение "язы-ковой проблемы" — путь к успеху.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР

Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диамет-рально противоположные интересы и разные "языки", это вовсе не значит, что вы не сможете воспитать своего ребенка успешным. Известный психоаналитик Фран-суаз Дольто в своей книге "На стороне ребенка" писала: "Самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, — это показать, что они очень счастливы". Так что личный успех ро-дителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возмо-жен. Пожалуйста, будьте счастливы!

КАК ПОСТУПАЛИ В ДРЕВНОСТИ

Одним из древнейших языков программирова-ния были обряды. У всех народов существова-ли специальные ритуалы, посвященные рож-дению ребенка и вступлению его в половую зрелость. Народы, которым приходилось жить в тяжелых условиях, всегда разлучали мать и новорожденного ребенка, при этом матерей заставляли сцеживать молозиво. Так детей программировали на недоверие к миру и по-вышенную агрессивность. Подобные обычаи зафиксированы у каннибальских племен, гор-ных индейцев и варваров. У некоторых европейских и восточных наро-дов существовала традиция: выложить перед малышом предметы, символизирующие раз-ные виды деятельности, и дать ему "выбрать". Понятно, что выбор крохи был достаточно слу-чаен, однако после этого ритуала родители начинали думать о том, как воспитать в своем ребенке успешный подход к жизни. Его начинали с малых лет программировать на "выбран-ную" стезю. Человек принимал это безогово-рочно — обряд был частью культуры. Обряды инициации проходили в различных племенах по-разному. Например, многие ин-дейцы одурманивали юношей наркотиком. Галлюцинации, которые они видели и переска-зывали шаману, давали представление об их внутреннем мире. Шаман выбирал юноше имя исходя из таких рассказов — это яркий при-мер попытки найти каждому человеку подходя-щее место в социуме. Некоторые африканские племена добивались бессознательного состояния у юношей и деву-шек, причиняя им физические страдания. В этом состоянии им давали установки полагать-ся на волю духов (читайте — шамана). Так лю-дей программировали на покорность.

Успешный ребенок — это в первую очередь победа родителей! Каждому папе и каждой маме хочется, чтобы у их детей все было хорошо, чтобы они хорошо учились, а когда вырастут, совершили то, что не смогли совершить они. Рецепта как помочь ребенку стать успешным не существует, зато наука знает, какие условия успешного воспитания ребенка в семье способны увеличить шансы.

Неудивительно, что во многом это зависит от родителей, хотя есть и исключения.

Как вырастить успешного ребенка

Итак, когда сегодняшние успешные люди были маленькими, то их родители, скорее всего:

1. Приучали их к домашней работе

Если дети не моют посуду, это означает, что кто-то моет ее за них. И тогда они лишены не только работы, но и понимания, что работа должна быть выполнена, и каждый из нас должен делать свой вклад для общего совершенствования.

Дети, у которых есть домашние обязанности, вырастают в ответственных людей, которые умеют сотрудничать с коллегами, более сильны к эмпатии, способны самостоятельно выполнять задания.

Благодаря домашним делам, таким как выносить мусор или стирать свои вещи, они понимают настоящую ценность труда.

2. Давали им социальные навыки

Американские исследователи обнаружили корреляцию между социальными навыками мальчиков и девочек в детсадах и их успеваемостью во взрослом возрасте. Исследование, длившееся 20 лет, показало, что социальнокомпетентные дети с детства умеют сотрудничать, договариваться, понимать чужие чувства и решать собственные проблемы, имеют больше шансов получить высшее образование и найти хорошую работу в 25 лет.

Тогда как люди, чьи социальные навыки были неразвиты в детском возрасте, имеют более высокие шансы стать пьяницами, быть арестованными и не иметь крыши над головой.

3. Возлагали на них большие надежды

Ожидания, которые возлагают на своих детей родители, имеют большое влияние на их будущие достижения. Это выяснили ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, проведя опрос среди нескольких тысяч детей, родившихся в 2001 году.

Родители, которые видели в будущем своих детей обучение в колледже направляют их к этой цели, независимо от их доходов и других ресурсов. Среди детей, которые показали худшие результаты по стандартизированным тестам, лишь 57% получали от своих родителей наставления по вступлению в колледж. А среди тех участников, которые справились с тестами лучше, родители видели в вузах 96%.


4. Имели хорошие отношения между собой

Исследователи из Университета Иллинойса установили, что дети, которые растут в высококонфликтных семьях, где родители разведены или состоят в браке, во взрослом возрасте имеют меньше шансов стать успешными, чем те, в которых папа и мама жили в согласии.

Причем с этой точки зрения для ребенка полезнее расти в неполной семье, где единственный взрослый неконфликтный человек, чем мать и отца, которые между собой дерутся. В случае развода родителей на ребенка и его будущее влияет то, удастся ли им наладить между собой хорошие отношения, как часто будет видеться с ребенком тот из родителей, кто будет жить отдельно.

5. Должны иметь хорошее образование

Исследование, которое провела в 2016 году психолог из Мичиганского университета Сандра Танг, показало, что дети матерей с высшим образованием чаще поступают в вузы. Также исследователи обнаружили, что дети, чьи мамы на момент их рождения были не старше 18 лет, имеют меньше шансов получить полное среднее или высшее образование.

6. Рано начали учить детей математике

Масштабное исследование 20 года, которое охватило 35 000 дошкольников США, Канады и Англии, показало, что раннее обучение математике — очень важная частица паззла образования в целом.

Как сделать ребенка успешным? Обучите его цифрам еще до поступления в школу. Если ребенок идет в школу, уже зная цифры, их порядок и другие базовые математические понятия, это является залогом не только его будущих высоких оценок по математике. Читать такой ребенок тоже будет лучше.

7. Развивали отношения со своими детьми

Исследователи считают, что дети, чьи родители в первые три года их жизни проявляют чувствительность к их потребностям и сигналам, надлежащим образом реагируя на них, создают им базу уверенности, что поможет детям быть успешными в учебе и дальнейшей жизни. И отношения с папой и мамой будут лучше.

Инвестиции в ранние отношения между родителями и ребенком могут приносить долгосрочные результаты, которые будут аккумулироваться в течение их жизни.

По мнению исследователей, количество времени, которое мамы проводят рядом с детьми 3-11 лет, мало влияет на их поведение, самоощущение или будущие успехи. Но интенсивное материнство или НЕдоотцовство действительно могут навредить.

Мудрецы говорят, самый большой жизненный успех – это успешные дети. Как воспитывать ребенка, чтобы он стал успешным человеком, смог реализовать себя и был счастлив?

О правилах воспитания успешного ребенка говорим сегодня на страницах сайта для женщин сайт.

Поощряйте любознательность ребенка

Все дети рождаются гениями – всем, наверное, знакомо это утверждение. Задача родителей – помочь этому гению себя реализовать.

Внимательно присматривайтесь к своему ребенку – к чему он проявляет интерес и чему хочет научиться. Поощряйте такую заинтересованность. Подыщите литературу, обучающие игры или фильмы, запишите на . Только не решайте за ребенка, что ему нужно, а без чего он обойдется. Во-первых, любое увлечение расширяет кругозор ребенка. А во-вторых, кто знает, может, именно это увлечение и станет делом жизни вашего чада.

Приучайте ребенка к самостоятельности

Ребенок, за которого все и всегда решают родители, и во взрослой жизни будет ждать чьих-то указаний. А безынициативные люди очень редко добиваются успеха в жизни.

Поощряйте в ребенке самостоятельность, интересуйтесь его мнением по самым разным вопросам вместо того, чтобы навязывать ему свое. Обязательно хвалите за попытку что-то сделать самостоятельно в первый раз, пусть даже это было неуклюже. Не торопитесь сразу же исправлять его ошибки или переделывать – вместо этого помогите ребенку довести до конца его начинание. В следующий раз у него получится лучше.

Учите ребенка ответственности

Ответственность – это умение быть в ответе за свои слова и поступки. Поощряйте в ребенке стремление сдержать слово или выполнить какое-либо действие, которое от него ожидают, в точно установленный срок.

Ребенок, который с детства приучен быть ответственным во всем, имеет больше шансов достичь успеха, чем тот, которому постоянно позволялось нарушать свое слово.

Прививайте любовь к чтению

Читающие люди в целом более успешны, чем те, кто полностью заменил себе книгу телевизором или интернетом. Приучайте любовь к книге у ребенка с самого юного возраста. Сначала начинайте читать ребенку вслух, потом подбирайте ему интересную литературу.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старайтесь без необходимости не вмешиваться в эти отношения. Умение самостоятельно «разруливать» самые разные ситуации, возникающие при общении, очень пригодится ребенку в будущем.

Учите целеустремленности и настойчивости

Умение ставить перед собой цели и достигать их – важнейшее условие жизненного успеха. Научите ребенка ставить себе задачи, разбивать на этапы процесс их достижения и настойчиво продвигаться к своей цели.

При необходимости корректируйте план и помогайте ребенку справиться с трудностями на этом пути. Только не беритесь выполнять задачу за него! Такие «медвежьи услуги» приведут к тому, что ребенок, вместо того, чтобы мобилизовывать свои знания и силы, будет постоянно ждать помощи со стороны. Во взрослой жизни такая стратегия поведения – путь в никуда.

Правильно хвалите

Похвала – важная часть процесса воспитания. Правильно хвалить ребенка – целое искусство. Всегда хвалите своего ребенка за желание выполнить хорошо свою задачу, за стремление учиться и развиваться, за терпение, настойчивость, поиск нестандартных решений – поводов для похвалы более чем достаточно.

Но употребляйте ее дозировано – если ребенок привыкнет по любому поводу слышать хвалебную оду в свой адрес, значение похвалы для него потеряет свою важность. А незаслуженная похвала и вовсе развращает – зачем стараться, если и так погладят по головке?

Учите мыслить нестандартно

Поощряйте ребенка мыслить вне предложенных рамок. Не говорите «такого не может быть» или «не придумывай того, чего нет». Лучше предложите вместе поразмышлять на тему, а что было бы, если бы…

Учите правильно относиться к неудачам

Жизнь – это вереница самых различных событий, в числе которых немало и поражений. Чтобы неудачи не «выбивали из седла» вашего ребенка, научите его с детства правильно к ним относиться.

Правильно – это означает, во-первых, не делать из случившегося трагедии, во-вторых, уметь анализировать причину неудачи, в-третьих, принимать правильное решении для исправления ситуации.

Важно научить ребенка не проецировать временное поражение на свою личность. Не смог стать призером на соревновании – не потому, что ни на что не годишься или вообще, неудачник, а потому, что недостаточно подготовился. Но в следующий раз все получится, если приложить больше усилий.

Самое главное условие для того, чтобы ребенок вырос успешным – привить ему человечности, ведь именно с человечностью к ребенку придет настоящий успех. Необходимо как можно чаще говорить ребенку о своей любви, а также показывать ее поступками.

Второе – умение думать

Необходимо научить ребенка мыслить и думать. Без таких навыков человек вряд ли сможет добиться успеха. Здесь важно быть для примером для подражания. Пусть он видит, что родители думают в любой ситуации и ищут пути решения, и тогда он тоже начет думать и анализировать.

Третье – настойчивость

Успех обычно приходит не только к самым талантливым, но также и к самым настойчивым, поэтому важно воспитать в ребенке настойчивость. Для этого отлично подойдет творчество, особенно если это конструктор, пластилин или карандаши с красками. Важно помочь ему довести что-либо до конца, если он не в состоянии сделать это самостоятельно.

Четвертое – постоянное подбадривание

Одно из самых ценных качеств любого успешного человека – уверенность в себе и своих собственных силах. Практически любой человек сможет довести до конца то, что он изначально задумал, если он будет достаточно уверен в собственных силах. Важно убедить ребенка в том, что он в состоянии справиться с любыми, даже очень сложными, задачами. Необходимо доказать ребенку, что Вы верите в него. Также важно не оскорблять своих детей или подвергать сомнениям их действия. Дети верят всему, особенно если эти слова идут от родных людей.

Пятое – больше оптимизма

Между успехом и оптимизмом существует тесная связь. Необходимо приучить ребенка настрою на то, что все сложится не просто хорошо – все сложится отлично. Примечательно то, что оптимизм обладает точно такой же силой, какой обладает пессимизм. Необходимо научить ребенка находить позитив в любой, даже самой печальной ситуации. К примеру, любая ошибка – это, в первую очередь, опыт.

Шестое – уважение

Важно не забывать хвалить ребенка, если он, конечно же, этого заслуживает. Также важно благодарить его за любые правильные поступки.

Седьмое – ответственность

Ответственность – это один из наиболее важных критериев для достижения ребенком успеха. Каждый человек должен быть ответствен за свои поступки и действия, и это относится не только ко взрослым, но и к детям. Ребенок должен научиться отвечать за все, что он делает.

Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

МОУО МР «Сунтарский улус (район)»

МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова».

Мой успешный опыт воспитания

(самоанализ)

Выполнила: Данилова Анна Николаевна,

учитель Сунтарской СОШ№1 им.А.П.Павлова

Сунтарского района Республики Саха (Якутия)

2014

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

Система воспитательной работы «Я нашел себя»

Детство – важнейший период человеческой жизни. Это период развития и становления личности ребенка, когда формируются основы его мировоззрения. В мой класс дети пришли из разных классов, из разных «миров», по-разному воспринимают новую школу, учителей, одноклассников. Я постоянно задаю себе вопросы: «Как я должна строить воспитание, чтобы каждый маленький человечек в моем классе чувствовал себя комфортно, был здоров, успешно обучался и подготовился к современной жизни? Как организовать процесс воспитания, адекватный возрастным особенностям младшего школьника?». Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу, уважать мысли и чувства ребенка – что может быть лучше этой миссии на земле?

В каждом человеке солнце, только помоги ему проявить себя, поверив в свои собственные силы. Из опыта работы знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие ученики ищут способы их преодоления, пытаются всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие, которые пугаются сложности, пасуют перед ними. И поэтому я стараюсь помочь ребенку почувствовать в себе уверенность, поддерживать в их делах и начинаниях, найти то лучшее, что есть в них и стараюсь развить. Суть моей педагогической философии – воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся найти себя .

Гипотеза: если вовремя поддержать ребенка и направить его на правильный путь, то можно воспитать целеустремленного, эрудированного, самоуверенного и успешного человека с активной жизненной позицией.

Актуальность: задача человека не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не отдать традиции, не потерять духовности и нравственности, связывающие человечество, не потерять своей индивидуальности.

Основная цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи. На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующее:

Желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;

Стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор,

Потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие образцы;

Желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:

    Способствовать развитию познавательных процессов.

    Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

    Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

Исходя из всего этого вышесказанного, я и выстроила свою систему воспитательной работы «Я нашел себя». Почему я выбрала эту тему? В современной социальной жизни приоритет дается формированию и развитии личности и ее социализации. Сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной, успешной личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни. Мечтает воспитать порядочного человека. Процесс активности, подготовки успешных людей управляем, и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы способности работы с человеком и для человека. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, и мечтал подобно вошедшему поговорку солдату стать генералом. Мечта об успехе, о высшем достижении и признании этого высшего достижения и естественное и общественно полезное качество. Оно естественно, поскольку только человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих более того способен раскрыться во всей полноте своего таланта, только в условиях такого признания.

Пути воплощения программы в жизнь :

Помочь найти и сформулировать цель

Организовать жизнь

Формировать отношение между детьми

Создать условия развития

Создать ситуацию успеха

Содержание программы

Программа разделяется на четыре этапа.

1 этап – «Я+ты=мы» 5 класс.

Задачи:

1. Сплочение коллектива.

2. формирование единого коллектива учеников, родителей.

3. формирование навыков здорового образа жизни.

4. формирование трудовых навыков.

Реализация: классные часы «Мои обязанности», «Дружба», «Я и мой класс», выставка творческих работ «Мир моих интересов», творческие конкурсы, коллективные выходы.

2 этап – «Хочу все знать!». 6-7 классы.

Задачи:

1.развитие познавательных интересов.

2.помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

3. развитие творческих способностей.

4. развитие навыков самоуправления в классе.

Реализация: система классных часов «Я познаю себя», «Я и мое хобби», «Дружба», «Моя семья» и т.д. Коллективные выходы, организация диспутов, посещение кружков, коллективные творческие дела. Организация концерта «Мы ищем таланты», выпуски стенгазет. Отчет о проделанной работе. Защита работ «Мои успехи», «Мое творчество».

3 этап – «Целься в будущее!». 8-9 классы.

Задачи:

1. формирование норм ролевого поведения.

2. интеллектуальное познание мира.

3. профориентационная работа.

4. формирование навыков взаимодействия с другими

Реализация: цикл классных часов «Мои права и обязанности», «Этика и этикет», ролевые игры, встречи с другими классными коллективами, встречи с интересными людьми, защита рефератов, цикл бесед «Я - патриот», «Моя республика», «Мое село», беседы на нравственно-этические темы, выступление с защитой докладов по теме научно-исследовательской работы, деловые игры.

4 этап. «Я нашел себя!». 10-11 классы.

Задачи:

1. помочь в осознанном выборе своей профессии.

2. реализация себя во всех сферах жизни.

3. повышение уровня ответственности, самоорганизации, самоконтроля.

4. формирование активной жизненной позиции.

Реализация: классные часы, диспуты «Я и мое будущее», «моя жизнь в моих руках», «Размышление о будущей профессии», встречи с интересными людьми.

Основные направления программы :

- В здоровом теле – здоровый дух.

Содержание: Применение здоровьесберегающей технологии; воспитание экологической личности.

Формы работы : участие в спортивных соревнованиях, в общешкольном туризме, выходы на природу, классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни.

- Труд красит человека.

Содержание: Способность к достижению успеха в материальном, моральном и личностном плане за счет правильной организации труда.

Формы работы : ремонт класса, генеральные уборки, организация дежурства, субботники, тимуровские выходы.

- Ученье - свет, не ученье – тьма.

Содержание: Готовность к восприятию и пониманию учебного материала; умение извлекать информацию, анализировать ее, обобщать, использовать.

Формы работы : участие на научно-практических конференциях, общешкольных, улусных, республиканских конкурсах, олимпиадах, исследовательские работы.

- Каждый человек талантлив по-своему.

Содержание: Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов, его поступков; формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.

Формы работы : обязательные творческие работы каждый год, посещение кружков, проведение литературных игр, праздников, постановка театрализованных действий, концертов и т.д.

- Я - гражданин.

Содержание: Воспитание смелости и справедливости в мышлении, самоотверженности при защите чести и достоинства себя самого, семьи, близких, Отчизны.

Формы работы : классные часы, встречи, диспут, беседы.

Моя программа будет успешно реализована, если смогу организовать интересную и разнообразную совместную работу:

    родителей класса

    учителей предметников

    социальных педагогов, психологов

    администрации школы

Конечный результат: Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном быстро меняющемся мире. Система может научить принципам жизни.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Мои дети выросли и повзрослели. Они покинули стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми.