Как в православном календаре называется масленая неделя. Масленица: традиции и обычаи праздника

Масленица – это необычный праздник, который объединяет в себе языческие и христианские традиции. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.

Согласно церковным канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца, но уже нельзя употреблять в пищу мясо. Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Первый день Масленицы: Встреча

Понедельник масленичной недели называется Встреча.

Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считали, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Традиционно Масленицу начинали встречать дети и подростки. Они собирали чучело Масленицы, символизирующее зиму. Его делали из соломы, мешковины, старой женской одежды и насаживали на шест. Затем чучело с песнями возили в санях по деревне и везли на горку, где после этого начиналось катание на санях.

Катание с горок было связано с народной приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лен. А вот качание на качелях считалось полезным для роста растений: обязательно будут высокими и крепкими.

Была специальная присказка: «Свет наша Масленица, приезжай к нам на двор, с горы покататься, в блинах поваляться!». Приход в дом детской ватаги с чучелом Масленицы побуждал хозяек заняться прямым масленичным делом – выпечкой блинов.

В понедельник каждая хозяйка тайком от всех наводила кислое тесто, и не дай бог кто-нибудь посмотрел в кадку – блины не получатся. В древности существовал особый обычай: женщины ставили опару для блинов с ночи и произносили такие слова: «Месяц ты, месяц, золотые рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!» Если месяц выглянет, блины получатся белые и пышные.

Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших.


В торой день Масленицы: Заигрыш

Вторник Масленицы называется Заигрыш. В этот день начинались игры и развлечения, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Продолжались катания на санках с горок и на санях, запряженных лошадьми. Начинались народные гулянья, забавы. В городах или больших деревнях в деревянных балаганах устраивались представления, непременными участниками которых были Петрушка и Масленичный Дед (традиционный дед-зазывала).

По улицам ходили ряженые в масках, заходили в знакомые дома, пели, танцевали. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели песни.

Во вторник женщины собирались в корчме. После гулянья в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день.

Второй день, как правило, считался днем для молодоженов.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя».

В этот день происходили смотрины невест. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.


Третий день Масленицы: Лакомка

Название этого дня говорит само за себя. В третий день Масленицы главным развлечением становится выпекание и поедание блинов – от этого и название Лакомка.

В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

В этот день тещи приглашали своих зятьев на блины, а чтобы тем не было скучно, созывали всю свою родню.

В этот день накрывалось угощение во всех домах непременно блинами и прочими яствами. В каждой семье в этот день по традиции накрывали столы с весьма вкусной едой, а также по всем правилам пекли блины, в деревнях же в складчину в этот день варили пиво.

Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.


Четвертый день Масленицы: Разгуляй

В среду Узкая Масленица заканчивается, а с четверга начинается уже Широкая Масленица.

В четвертый день празднования начиналась Широкая Масленица. В этот день возили чучело, катались на санках, ходили колядовать. По украинской традиции женщины снова садились за стол, и вдобавок в этот день нельзя шить и прясть.

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам.

В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами.

Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники … Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Главное мужское действие в четверг — оборона или взятие снежного городка. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Возможно, именно в этот день проходили масленичные кулачные бои или как их называли — кулачки, которые вели свое начало из Древней Руси. Были в этих играх и свои строгие правила. Нельзя было, например, на Масленицу бить лежачего или вдвоем нападать на одного, также нельзя было бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение указанных правил грозило как минимум наказание.Несмотря на то, что правила соблюдались – забава эта была не для слабонервных, во всяком случае, если смотреть на нее из нашего изнеженного времени. К счастью, в этот день не только дрались.

Биться можно между сбой было только «стенка на стенку» или например «один на один». Велись на Масленицу в этот день и «охотницкие» бои для знатоков, а также многочисленных любителей таких поединков.


Пятый день Масленицы: Тещины вечерки

Пятый день Масленицы назывался Тещины вечерки. Теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколение. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Теща, приглашенная зятем, обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто. Тесть же, в свою очередь, присылал мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. Кстати, на вечерках присутствовал и дружка жениха. Он играл ту же роль, что и на свадьбе, а за свои хлопоты получал подарок.

В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. После этого зятю надлежало покатать свою тещу улицами села или же города. Причем стиль катания в таком случае зависел от характера тещи, то есть злую и сварливую везли по неровной дороге и, наоборот, если теща ласковая, то и дорога ровная, словно струна.

Шестой день Масленицы: Золовкины посиделки

Масленичная суббота была женским днем. Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок – сестер мужа.В этот день так же ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами. На масленице каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

В субботу оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников со стороны мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.

Кстати, существует достаточно распространенное мнение о том, что определение золовка происходит от слова зло. Это не так. Оно связано с древним свадебным обрядом: при вхождении в дом новобрачной жены брата золовка должна была обвести ее вокруг печки и осыпать золой, якобы представляя ее домовому как свою в доме.

А еще в этот день устраивались смотрины новоиспеченной хозяйки. Кульминацией смотрин был ритуал прилюдного целования молодухой своего мужа, для которого он выходил на середину комнаты. После этого гости по очереди целовали ее со словами «спасибо на Масленице» и отправлялись обходить другие дома.

Как и в другие дни Масляной недели, люди вовсю веселились, устраивали кулачные бои стенка на стенку, катались на санях и ходили друг к другу в гости.

Резные и расписные санки использовались также в обряде с молодоженами – «целовнике», проводившемся в субботу на масляной неделе. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» — собравшимся посмотреть на собравшихся деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «давай, давай!»

Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а так же выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

Кроме того, суббота посвящалась памяти предков. В этот день посещали кладбище, а по возвращении блинами угощали скот: «Чтоб скотина велась — не переводилась!»

В шестой день Масленицы дело наконец-то доходило до чучела. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни и там с песнями хоронили: устраивался большой костер и в нем сжигали Масленицу. Вокруг костра проходили гуляния с песнями и плясками.


Седьмой день Масленицы: Прощеное воскресенье

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

В воскресенье все четко осознавали, что это последний день перед постом, и старались очиститься духовно. Именно в этот день у верующих есть обычай просить прощения друг у друга за все видимые и невидимые обиды и стремиться помириться с враждующими.

В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

В храмах в этот день совершается чин прощения в память о древней традиции египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста до Пасхи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам. А так как в пустыне было много опасностей, то встреча перед постом могла оказаться последней, и монахи просили прощение друг у друга как перед смертью. Со временем это стало традицией у всех верующих.

В Прощеное воскресенье принято приходить на могилы к усопшим и приносить блины, чтобы извиниться перед теми, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Главное для человека в Прощеное воскресенье – искреннее раскаяние в совершенных злых поступках по отношению к другим людям и прощение своих обидчиков.

Прощеное воскресенье

Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат:
«Бог простит, и я прощаю».

Прощёное воскресенье – это последний день перед началом Великого поста. В этот день просят прощения и прощают всем накопившиеся обиды.

Просить прощения у близких.

Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощения нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как бы сама собой.
Просить прощения в умерших. В этот день принято приходить на могилы к усопшим, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Простить просящих. В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга

Масленица является подвижным праздником, дата которого связана с Пасхой. Пасха не может отмечаться ранее 4 апреля и позже 8 мая. Соответственно, Масленица может быть в феврале или марте.

О Масленице

Масленицу празднуют в последнюю неделю перед Великим постом. Народ Масленицу (сырную неделю, сыропустную седмицу) называет широкой, веселой, обжорной, пьяной, разорительницей, госпожой Масленицей или барыней Масленицей. В языке закрепилось выражение: «Не житье, а масленица», что подразумевает сытую веселую жизнь в эту неделю. Правда, с оговоркой: «Не все коту масленица, будет и Великий пост» (В.И. Даль). Во времена язычества у славян существовал праздник, связанный с приходом весны. День проводов надоевшей зимы сопровождался плясками, обильной едой и сжиганием соломенной куклы, богини зимы Марены. Горсть пепла распыляли на поле или в огороде, чтобы родился хороший урожай.

До нас дошли легенды, связанные с Масленицей. Интересна одна из таких историй. У Мороза, жившего на холодном Севере, родилась доченька. Когда она подросла, то часто подходила к жилищам людей. Девушка пряталась за сугробами и никогда ни с кем не общалась. Поговаривали, что эту нежную красавицу можно увидеть только в морозную пору. Так продолжалось до тех пор, пока однажды в тяжкие холодные и голодные времена люди, забывшие про радость и веселье, не обратились к дочери Мороза с просьбой о помощи. Дочь Мороза их услышала и вышла из леса. Вопреки всем ожиданиям, она оказалась дородной бабой-хохотуньей с озорными глазами и румянцем на щеках. И такое веселье с играми, кулачными боями и обжорством устроила, что всем это очень понравилось. С тех пор Масленицу стали каждый год приглашать.

Христианство сохранило многие элементы старого праздника. Но с некоторыми ограничениями. Так, в масленичную неделю, которая называется сыропустной седмицей, нельзя есть мясо. Допускаются яйца, рыба, молочные продукты, сливочное масло, сладости, мучные изделия и многое другое.

Масленичная неделя день за днем

Масленичная неделя была строго регламентирована. В деревнях в первый день Масленицы родственники и соседи специально собирались, чтобы обсудить «план». В городах тоже следовали традициям празднования Масленицы. Конечно, жизнь постоянно вносила свои коррективы, но общий характер праздника оставался прежним.

В субботу (накануне масленичной недели ) поминали усопших родственников. Блины в этот день были не только символом поминовения, но и прощания с зимой, «солнышком». Начинались первые забавы «малой Масленки». Детишки и девушки с парнями скатывались с горок. А мужиков, которые с базара возвращались, дети грозно спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» И со смехом лаптями били, если те отвечали: «Нет».

Воскресенье перед Масленицей называлось мясным. В этот день звали гостей или сами их навещали. Готовили мясо («барана доедали») и всех гостей угощали. Впереди ожидалась сырная неделя с блинами, вином и водкой. Считалось, что «на Маслену не пить — Бога гневить».

Понедельник. Встреча Масленицы. Масленицу первой детвора встречала. Ребятишки распевали приветствия-скороговорки и, раскинув руки, бежали навстречу Масленице. Они оповещали всех, что Масленица приехала! В столице все делалось солидно. Сам царь Петр Первый Масленицу открывал. После этого качался на качелях вместе с офицерами. Устраивались шутовские представления и санные катания на лошадях с бубенцами. В понедельник было много разных представлений, связанных со встречей Масленицы.

С этого дня многие люди уже не работали. Дел и без того было много: нужно успеть закупить рыбу, водку, крупу, муку, сладости, обновки бабам и подарки детишкам. А за ними приходилось на базар или в соседнее село ехать. Семья к Масленице загодя готовилась: денежки откладывала и продукты запасала. Грехом считалось Масленицу не отметить, душу не потешить, гостей не угостить. С этого дня разрешалось наряжать чучело Масленицы. Все хозяйки пекли блины. Первый блин отдавали нищим, чтобы они помолились об усопших.
С понедельника до четверга в городах и деревнях шли гуляния. А как царские дворы веселились! Устраивались катания с горок, маскарады, фейерверки и пиршества. Было шумно и весело. Грохотали пушки, и ревели медведи на привязи. К Масленице сооружали ледяные горки, которые старались ярко украсить. В городах — ледяными фигурами и фонариками, в деревнях — срубленными деревцами и ветками, к которым привязывали лоскутки яркой ткани. Были и импровизированные бои за взятие снежного городка.

Вторник имел особое название — заигрыш. День тоже проходил весело: ели блины и катались с горок.

Среда называлась лакомкой, когда все объедались блинами. Зятья приходили на блины к теще. Заглядывали и соседи.

Четверг считался широким, разгульным днем, Масленица набирала обороты. К этому дню (иногда к пятнице) изображение Масленицы должно было быть готово. Чаще всего делалась не кукла, а соломенное чучело, наряженное в женскую одежду. Масленицу по деревням возили на санях, украшенных лентами, лоскутками ткани, еловыми ветками и бумажными цветами. Веселились, как могли. Помимо общего чучела Масленицы во многих домах делали свои. Ставили их перед избами или привязывали к забору. Широкая масленица тещиными блинами знаменита.

С четверга народ на лошадей пересаживался. Самым популярным занятием в это время становилось катание на санях. Тройки лошадей имели расписные дуги с бубенцами и цветными лентами. Украшали и деревенские дровни, которые заранее ремонтировали и чистили. Мужикам нередко приходилось много верст проехать, чтобы попасть на массовые катания. Упоминается, что в одном торговом селе Вологодской области на Масленицу собиралось до 600 повод с лошадьми! Во время катаний все старались своим достатком похвастаться. У одних лошадь оказывалась быстрее, у других — шуба богаче. Пишут, что девушки даже варежки на руки не надевали, чтобы люди могли их кольца сосчитать.

Нельзя не упомянуть кулачные бои: один на один или стенка на стенку. Нередко такие сражения заканчивались массовыми драками с серьезными увечьями.

Пятница — тещины вечерки. В этот день зятья приглашали тещ к себе в гости, чтобы блинами угостить. Со временем тещи сами стали угощать родственников блинами. В пятницу чучело Масленицы подправляли и устраивали с ним шествие. Пели веселые песни и катались на санках. Спускали с горок Масленицу, накрепко привязанную к салазкам. На ночь ее прятали в сарае.

Суббота — золовкины посиделки. Невестки золовкам (сестрам мужа) дарили какой-нибудь подарок. В этот день чучело Масленицы усаживали на сани, в которые впрягали лошадь. Коней полагалось наряжать по-праздничному. Сани с Масленицей возили по деревни, останавливались, чтобы поесть и выпить. В субботу начинали готовить костер для проводов Масленицы.

Прощеное воскресенье

Воскресенье (сыропустное воскресенье). Этот день в народе называли целовальником, Прощеным воскресеньем или проводами Масленицы. Просили прощения у живых и умерших. Считалось, что в этот день нужно успеть побывать на кладбище, чтобы попросить прощение за причиненные обиды и оставить блины на могилках умерших родственников. В Прощеное воскресенье родственники и соседи друг другу в ноги кланялись, целовались и прощения просили. Не только у людей, но и у Бога. На просьбу простить следовало отвечать: «Бог простит». Смысл заключался в том, чтобы перед Великим постом у людей не осталось обид, их совесть очистилась, а на душе стало спокойно.

Сжигание Масленицы

В воскресенье провожали Масленицу. Если костер накануне не успели приготовить, то складывали его утром. Чучело Масленицы на шесте водружали в центре костра. Иногда в этот день устраивали целые представления, связанные с уходом зимы. Недалеко от костра накрывали столы: угощались блинами, сладостями, пили вино и водку. При этом обязательно вспоминали Масленицу. Одни благодарили ее за веселый праздник, другие, по суеверным соображениям, больше ругали. Но все надеялись, что с уходом Масленицы кончится зима, весне дорогу освобождая. Когда зажигали костер, то появлялась возможность кинуть в огонь какой-нибудь предмет, прихваченный из дома, чтобы все семейные беды сгорели вместе с Масленицей.

Сырная неделя часто заканчивалась баней. Со следующего дня начинался Великий пост .

© А.Анашина. Блог , www.сайт

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Масленица - один из древнейших русских праздников. Языческая по происхождению, Масленица мирно «ужилась» с религиозными традициями христианства. Из недели прощания с зимой праздник превратился в неделю перед Великим постом - 7 дней отдыха, веселья и сытной еды.

У каждого из дней Масленицы, которая в этом году продлится с 4 по 10 марта, есть свое название и предназначение. «Первый областной» рассказывает, что и где делать с понедельника по воскресенье на Масленичной неделе.

Понедельник открывает так называемую «Узкую Масленицу» - первую половину недели. В эти дни разрешена работа по хозяйству.

Первый день Масленицы называется Встреча. Встречаются, по обычаю, сваты, происходит все на территории дома невестки. Ее с самого утра отправляют к родителям, а вечером свекр со свекровью приходят за ней, заодно договариваясь о месте общего гуляния.

В понедельник завершается строительство снежных городов, качелей и балаганов для массового праздника. Из соломы и старой одежды мастерят чучело Масленицы, которое возят по улицам на санях.

В тот же день начинают печь блины. Первый полагается вручить бедным соседям, чтобы они, не имея возможности приготовить блины, помянули усопших.

Вторник называется Заигрыш. Парни и девушки в этот день знакомятся, катаются с горок, ходят друг к другу на блины. Родители активно это поощряют: молодых принято сватать на Масленичной неделе, ведь венчание в Великий пост церковь запрещает. Свадьба в случае удачи играется на Красную горку - первое воскресенье после Пасхи (в 2019 году Красная горка выпадает на 5 мая).

Лакомки - это третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». В этот день теща встречает зятя и его друзей богатым угощением, а сама наблюдает за проходящим застольем. По вкусовым пристрастиям зятя можно определить его характер. Считается, если мужчина тянется за блинами с соленой начинкой, характер у него непростой. Любители сладкого же мягкие и ласковые.

В среду можно есть блинов вдоволь.

Четверг, или Разгуляй, - первый день «Широкой масленицы». В этот день пора прекращать хозяйственные работы и начинать гуляние.

И молодые, и старые выходят на улицу, чтобы покататься на санях, понаблюдать за кулачными боями, битвами за снежные города, или стать их участниками, покалядовать. В этот день жгут ритуальные костры и прыгают через них.

Пятницу называют Тещиными вечерками. В этот день мужчина встречает маму своей супруги. Ее полагается официально пригласить. Теща приходит в его дом с подругами. За столом - песни, веселье, добрые советы по поводу семейной жизни.

Правда, угощения на всех собравшихся готовит жена.

День золовки, сестры мужа, приходится на субботу. Он называется Золовкины посиделки. В этот день женщина должна звать родственников мужа к себе, главная из которых - сестра. Если она незамужняя, то полагается пригласить в дом и незамужних подруг, если же венчана в церкви, рядом с ней должны находиться люди семейные. Всех гостей угощают блинами, а золовке вручают приятный подарок.

Последний день Масленичной недели - это Проводы. В воскресенье чучело Масленицы на санях везут в поле. Это называется «масленичным поездом». Затем чучело сжигают - это «похороны». Пепел развеивают по полям, чтобы год был плодородным. С этого момента зима должна уйти, уступив права солнечной и теплой весне.

С приходом христианства Проводы Масленицы стали известны как Прощеное воскресенье. В этот день принято совершать чин прощения в храмах, просить друг у друга прощение за все обиды прошедшего года. Вечером, как и в понедельник, поминают усопших, при возможности посещают кладбище.

Соблюдать все традиции блинной недели весело и вкусно. Но чтобы Масленица была в радость, а не в тягость, нужно есть в меру и выбирать только правильные блины. Как это сделать, читайте

Добавлено в закладки: 0

Масленица и ее значение в России

Расступайся, народ — Масленица к нам идет! Чучело зимы сжигают, Весну красную встречают!

Масленица — это радостная встреча весны, хвала Солнцу, это недельное гулянье с блинами и единение всего народа.

В 2018 году Масленицу празднуют с 12 — 18 февраля , а в 2019 празднуют с 4 — 10 марта . Время зависит от даты Пасхи, поэтому такие расхождения в числах.

Как праздновали масленицу на Руси

На Руси Масленицу отмечают с языческих времен, ведь это славянский праздник, имеющий свой божественный смысл, где главным действующим лицом выступает сама Природа.

Наши предки были настолько близки к природе, что весь уклад крестьянской жизни подчинялся ее законам, люди из года в год соблюдали все незыблемые традиции веры.

Вот и Масленица — символизирует свет и тепло, а символом масленицы является«коловрат» .

«Коло» — это солнце и постоянное движение его ассоциировалось с цикличностью жизни человека, это весеннее равноденствие. У многих народов это начало Нового года.

Три важных смысла вложенных в масленицу

Первый важный смысл Масленицы

Переломный момент перехода от зимы к весне, а это всегда зарождение всего нового, ведь солнечный свет и тепло дают жизнь всему живому на земле. А на Руси раньше солнце почитали за бога, поэтому блины — символ Масленицы.

Вот и мы весело встречаем Масленицу, объедаемся блинами, радуемся солнцу и весне. Раньше Масленицу ласково называли объедуха, целовальница, блиноедка.

Второй важный смысл Масленицы

Культ земли — кормилицы, которая издревле играла важнейшую роль в жизни крестьян. Именно от плодородия земли зависел будущий урожай, а значит сытая и счастливая жизнь людей.

Ярило — бог плодородия и жизненной энергии у славян, он давал всем надежду, поддерживал силу духа, согревал теплом души людей, а главное — давал силу земле. Вот почему, как жертвоприношение для богатого урожая, сжигали большое соломенное чучело, а пепел разбрасывали по полям, чтобы она питалась и наливалась соками.

Третья интересная особенность Масленицы

Это плодородие в жизни молодых. Продолжение рода — главная цель жизни крестьян, ведь в большой дружной семье легче выживать и справляться с трудностями.

Сейчас все по — другому, а тогда люди готовились к семейной жизни загодя: в предмасляничную неделю жених выбирал себе невесту, знакомился с родителями, получал благословение от них с тем, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.

И смысл Масленицы был в том, чтобы после долгой зимы оживить чувства, пробудить желания и взбодрить организм, подпитаться солнечной энергией и посеять искру любви.

Делалось это через всеобщее веселье, катание с горок, братание, игривые утехи, взятие снежного городка, катание на лошадях, песни и хороводы.

В тоже время Великий пост заставлял молодых людей не грешить, очищаться от всего ненужного, воздерживаться во всем, чтобы подготовить душу и тело к таинствам брака.

Масленичная неделя

Все 7 дней народ ликовал, и каждый день имел свою традицию и название. Масленица делилась на 2 части: Узкая — первые 3 дня недели и Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Понедельник — «Встреча»

Хозяйки пекли блины, из соломы делали чучело, наряжали его.

Вторник — «Заигрыш»

Смотрины невест, катание с горок, игры, зазывание на блины.

Среда — «Лакомка»

Известная всем традиция, когда зять приходит к теще на блины.

Четверг — «Разгуляй»

Начинается Широкая Масленица, кулачные бои, соревнования, лазанье на столб, песни и хороводы, прыгали через костер, балаганы и потехи с медведем. Все это помогало выплеснуть плохое настроение и уныние.

Пятница — «Тещины вечерки»

Теперь зять зазывал тещу на блины.

Суббота — «Золовкины посиделки»

Собирались большими компаниями за столом, веселились, хохотали, пели. Невестка должна была подарить золовке подарок.

Воскресенье — «Прощенное воскресенье»

Это кульминация всего праздника. Люди поминали усопших, ездили на кладбище, проводили поминки, тризны, в церквях служили литургии, читали Нагорную проповедь Христа.

Масленица по праву считается «Бабской неделей». Здесь подчеркивалась важная роль женщины в хозяйстве. Все 7 дней они отдыхали от тяжелого крестьянского труда, в Масленицу нельзя было работать, шить, прясть — только печь блины, сватать молодых девушек и веселиться.

Прощенное воскресенье

Самым важным было попросить прощение у людей. Говорили: «Прости меня» и надо было ответить: «Бог простит — и я прощаю»

Даже в дореволюционной России сам царь объезжал войска и у солдат просил прощения. Это был день благих пожертвований и добрых дел.

Прощение — это очищение от грехов и всего негативного, сердце человека становилось добрее и чище, а мысли светлее и радостнее.

Сжигание чучела на масленицу

И, наконец, сжигалось чучело. Сделанное их соломы, тряпок и подручного материала, чучело насаживалось на большой шест, его устанавливали на видном месте, водили хороводы и пелись песни — этот обряд унаследован от предков: так погружались в транс.

Через 2 часа с помощью факела чучело поджигалось, в костер бросали старые вещи, остатки еды (впереди — пост), записки с пожеланиями.

Считалось, что в огне сжигались невзгоды и беды людей, весь негатив, накопленный за зиму.

Сегодня это превратилось в забаву и развлечение, а тогда проводы зимы были священным ритуалом, в котором принимал участие весь народ.

Как празднуют масленицу в других странах

Надо сказать, что Масленица празднуется во всех западных странах. В Америке и Европе — карнавал Марди Гра (жирный вторник). В Испании — праздник свободы и шуток.

В Англии — бег с горячей сковородкой и блинами — надо было на бегу 3 раза подбросить блин и поймать. В Словении и Хорватии — ритуал изгнания зимы, когда молодежь в масках с танцами и криками пугали зиму.

Название дней масленичной недели

Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.

Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.

Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.

Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины . Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.

Блины пекли в течение всей масленичной недели (она еще называлась блинницей или блинщиной). По традиции первый испеченный блин клали на слуховое окошко за упокой родительских ДУШ, говоря при этом: «Честные родители наши, вот для вашей Душки блинок!» Иногда первый блин не кладут на окно, а отдают нищим, сопровождая просьбой помянуть усопших.

Писатели и историки отмечают, что Масленица всегда праздновалась с большим размахом, в празднестве участвовали все, независимо от возраста и социального положения. Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины...

А. Пушкин. «Евгений Онегин»

В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.

Понедельник назывался встречей . В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали...

Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Вторник назывался заигрышем . В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.

Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер XVIII века Федор Волков.

Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди.

Среду называли лакомкой . С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг : на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.

И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.

Пятница называлась тещиными вечерами . Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки : к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.

Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье . Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.

С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны.

Это хорошо выражено в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, уже появляются грустные нотки. Масленицу укоряют в том, что она обманула людей, разорила их, все поела, а теперь они вынуждены соблюдать Великий пост. Но все же основным содержанием является уход зимы — «Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время ее гнали вместе с морозами, с нетерпением ожидая весну.