Как угодить мужу во всем. Как угодить мужу мусульманской веры: правила, законы и принципы Корана

Намаз предписан в Коране, а способ его совершения дошел до нас из Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому все мусульмане мира, вне зависимости от того, в каком уголке земли они находятся, совершают намаз практически так же, как это делал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) около четырнадцати столетий назад.

"И выстаивайте молитву и приносите очищение Закят; что благого вы уготоваете для самих себя, найдете то у Аллаха: ведь Аллах видит, что вы делаете!"
Коран, 2:110

"О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах - с терпеливыми!"
Коран, 2:153

"Между человеком и неверием стоит Намаз"
Хадис

Пошаговое руководство выполнения Намаза

Фард. I рака´ат

1. Стоя,про себя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз:
"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард сегодняшнего ночного(или любого другого) намаза".
Важно! Намеренье нужно выражать про себя и от всего сердца, не вслух и не шопотом.

2. Поднимите обе руки так, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч, ладони были обращены в сторону Киблы, и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир): "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Руки расположены на груди, кончики пальцев - на уровне плеч, но не выше. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

3. Затем сложите руки на груди, положив правую руку поверх левой, и прочтите:

Ду´а "Субханака"

"Сyбханакаллахумма. Уа бихамдике. Уа табаракасмyк. Уа та´аля джяддyк. Уаляа иляха ´гайрук".

Смысл: "Свят Ты, о Аллах! И хвала Тебе! Имя твое благословилось и величие твое возросло и нет кроме тебя другого божества".

"А узу билляхи мина шайтанир раджим"

Смысл: "Я прибегаю к Аллаху во избежание проклятого сатаны."

- Суру "Фатиха"

- Дополнительную суру или аят , равный по длине небольшой суре. Например Аль Ихлас (Очищение веры)
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на груди, правая кисть на левой (запястье не обхватывается). Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку´ (поясной поклон). Во время руку трижды произносят: Субхана Раббилль аль азим. Смысл: Свят мой Великий Господь

Руку´ ;. Взгляд обращен на кончики пальцев ног. Поклон не такой глубокий, как у мужчин: голова выше спины. Кисти рук с сомкнутыми пальцами лежат свободно, не обхватывая колени.

5. После руку´ выпрямите тело до вертикального положения.При подъеме произнесите: "Самиаллаху лиман хамидах" и "Раббана лакаль хамд".
Смысл: Аллах прислушался к тому кто Его восхвалил; Господь наш, хвала Тебе!

6. Со словами "Аллаху акбар" исполните падение ниц (сажда). Во время сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого лбом и носом коснуться места сажда.

В положении сажда три раза произнесите: "Субхана раббийаль-а´ля".Смысл: Свят мой Всевышний Господь

Сажда.

7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.

8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда. При втором сажда также трижды произнесите: "Субхана раббийаль-а´ля".
Для выдеоживания паузы лучше произнести: Рабби гфир ли ва рахмни, ва афини, ва хдини, ва рзукни.
Смысл: "Господи мой! Прости меня и пощади, дай мне здравие и благополучие. И наставь меня на верный путь и дай мне средства к существованию."

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук направлены в сторону Киблы, пальцы ног в сторону Киблы не загибают. Локти касаются пола и прижаты к телу, касаясь бедер. Живот прижат к бедрам.

9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака´ата. Руки смыкаются на прежнем месте.

Фард. II рака´ат

Сначала, как и в первом рак´ате, прочитайте суру "Фатиха, другую ссуру", выполните руку´ и сажда.

10. После второго сажда второго рака´ата следует сесть на ноги и прочитать: "Аттахийят…"

Аттахийят

"Аттахияту лилляхи ва-ссалявату ва-ттаййибату. Ассаляму аляйка аййуhа- ннабиййу ва рахмату – лахи ва баракатуh. Ассаляму аляйнава’аля ибадилляhи – ссалихин. Ашхаду алля иляhа илля – ллаhу, ва ашхаду анна Мухамадан абдуху ва расулюх".

Смысл: "Почести Аллаху и молитвы и добрые слова. Мир и здравие тебе, о Пророк! И милость Аллаха и Его благодать. Мир и здравие нам и добрым рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед Его раб и посланник."

Внимание!

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.

11.Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения третьего и четвертого рака´атов. Руки смыкаются на прежнем месте.

Если молитва утренняя, состоящая из двух ракятов, то читаем молитву Ибрагима и Ду’а «Раббена» (или любая другая) затем даем салям на право: "Асааляму алейкум" и на лево тоже. Можно говорить полностью Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах ва баракятух. Затем читаем дуа. Если нет, то начинаем 3й ракят.

"Салавут (Молитва за Пророка)"

"Аллаhума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама саллайта аля Ибрагима ва аля али Ибрагима. Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрагима ва аля али Ибрагима филь алямина, иннака хамидун маджид."

Смысл: О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, так же как благословил Ты Ибрагима и семью Ибрагима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, так же как ниспослал ты на Ибрагима и семью Ибрагима во всех мирах! Истинно, Ты достоин похвалы и славы."

"Ду’а «Раббена"

Раббена атина фид- дунья хасанетен
Ве филь акирати хасанетен
Ве кына азабенар.

Смысл: "О наш Господь! Даруй нам лучшее и прекрасное в этом и в будущем мире и спаси нас от огня ада."

Фард. III и IV рака´аты

12. III и IV рака´аты выполняются так же, как I и II рака´аты, только не читается дополнительная сура после Фатихи.

Внимание! Дополнительная сура или заменяющие ее аяты не читаются. Затем, как и в первом рака´ате, исполняются руку´ и сажда.

Если намаз вечерний, после второго сажда третьего рака´ата следует сесть на ноги и прочитать:

"Аттахийят…"

"Аллахума салли аля…" (Молитва за Пророка)

"Раббана атина…".

Дав салям намаз будет окончен. Можно приступать к чтению дуа.

Если ночной, дневной или полуденный, а именно состоящий из четырех ракятов, после второго сажда четвертого рака´ата следует сесть на ноги и прочитать вышеуказанное. (В третьем ракяте не читается соответственно).

Аттахийят, Молитва за Пророка, Раббана атина, читаются после каждого последнего рака´ата намаза. Просто Аттахийят после второго.

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы.

13. Произнесите приветствие: "Ассаляму ´алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого.

На этом намаз считается оконченным.

После выхода из любого совершенного намаза желательно прочитать:

Ду´а: "АстагфируЛлах!АстагфируЛлах! АстагфируЛлах! Аллахумма антассаляму ва минкас салям. Табаракта йязаль джаляли валь-икрам".

Смысл: " Прости меня Аллах!(3р);О, Аллах! Ты есть Мир и от Тебя исходит мир. Умножилась Твоя благодать. О, Обладатель величия и почета".

Затем читается следующий тасбих:
"Субханаллахи валь хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху аллаху акбар валя хауля валя кувата илля билляхиль-аллийиль ´азыйм".

Затем читается аят "Аль-Кюрси":
"Бисмилляхи-р-рахмани р-рахим
Аллаху ля иляха илля ху´аль-хайуль-каййyум
Ляа та´хузуху синатyн валяа наум
Ляху маа фиссамаауяати ва маа филь ард
Ман заллазии яшфау ´индаху илля-а би-изних
Йа´лямy маа байна айдийхим вамаа хальфахум Валяйyхийтууна бишяй им мин ´ильмихии
Илляа би маа шааааа
Васи´я кyрсиййyху-с-самааваати валь ард
Валяя удухуу хифзухума ва хуваль ´алиййyльазийм".

Смысл:
"Нет божества, кроме Всевышнего Аллаха, всегда Единственного и Вечного. Его не постигнет ни сон, ни дремота. Ему принадлежит всё, что на небесах и земле, нет никого, кто бы ходатайствовал за другого перед Ним, кроме как по Его разрешению. Он знает о том, что было и о том, что будет. Люди не в состоянии обладать даже частичкой Его знаний, кроме как по Его желанию. Его знания охватывают всё, что есть на небесах и земле, и не утруждает Его забота о них. Он во всём выше всех и всего, и только Он - Обладатель Истинного величия".

Тасбих:
"Субханаллах" - 33 раза
"Альхамдулиллях" - 33 раза
"Аллаху акбар" - 33 раза.

Ду´а (такбир, тахлил, тахмид):
"Аллаху акбар. Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху. Ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмит.
Ва хува хаййюн ля ямуту биядихиль хайру ва хува ´аля кулли шайин кадир".

Смысл:
"Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотоварища, власть принадлежит Ему. Хвала только Ему. Он воскрешает и отнимает жизнь. Он Живой и Бессмертный. Благодать в Его руках. Он - Всемогущ".

В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашим ду´а. Так же им может быть просьба о том что бы Аллах принял ваш намаз.

Вопрос религии и молитв, стал часто встречаться в последнее время. Всё больше людей, хотят обогатить свою духовную жизнь. Вообще, обучиться произносить Намаз обязательное требование для каждого верующего мусульманина, не выполнять Намаз, это грех. Все верующие должны читать Намаз, также как все христиане молитву с обращением к Высшим Силам. Постараемся разобрать поэтапно, как быть тем, кто недавно принял Ислам, ещё не совсем понимает.

Собственно, это обозначает молитвенный, ритуал, одна часть из пяти столпов ислама. Раньше намаз произносились в полный голос с сильным произношением формул единобожия Аллаха. Конечно, в Коране нет рамок предписания о воспроизведение молитв, но много указаний на части, как время молитвы, формулы, конкретные манипуляции, тому подобное. Действия являются, копирования всем действиям пророка Мухаммада. Современное единообразие формировалось на протяжении полутора веков, фиксировалось на письме. Основная молитва это несколько частей молитвенных поз, сопутствующих произнесением формул. Действия идут друг за другом в определённой последовательности, нарушив её, считается процесс недействительным, а произношение обязательно на арабском языке. Итак, ежедневные духовные действия состоят из следующих необходимых молитв:

  1. Утренняя – фаджр.
  2. Полуденная – зухр.
  3. Предвечерняя – аср.
  4. Вечерняя – магриб.
  5. Ночная – иша.

Он выполнятся и одиночно, и массово абсолютно везде, в подходящем месте прибывания. Полуденный по пятницам происходит в мечети, ну а пол, где совершаются молитвы, необходимо досконально помыть. Также, допускается применять специальный ковёр, он называется саджжада. В период массового намаза, люди находятся вблизи имама — представителем, что руководит процессом. А вот, что касаемо представительниц женского пола, они обязаны быть в другом помещении от мужчин, либо стоять позади.

В процессе, аналогично христианству, запрещается говорить, есть, пить, смеяться и производить какие-либо посторонние шумы. Конечно, сами понимаете, обращаться к Аллаху в алкогольном, бредовом состоянии нельзя. Есть в правилах свои исключения, а примеру, больные, и люди с ограничениями в состоянии здоровья, могут выполнять ритуал, сидя, или даже, лёжа, производя молитву мысленно. В современном мире, во многих мусульманских странах, особо контроля за соблюдение намаза нет, техника является делом совести верующего. Важно не заставлять себя делать это, намерения и желание искреннее, производить обращение. Безусловно, и внешний облик необходим, соответствовать, то есть, одежда чистая, без пятен, а время по предписанию Корана, с учётом определений для каждого намаза.

Ничего страшного, если Вы стали не так давно мусульманином и не знаете точно, о грамотности совершения намаза, то есть, молитвенного процесса. Главное, Ваше чистое и искреннее желание обучиться. Самый простой и действенный метод осуществить, начать посещать мечеть, повторять намаз за кем-нибудь. Это отличный вариант для новичков мужчин, предварительно прочтите Коран и будьте соответственно настроены. Рассмотрите все действия, положение тела произносящего намаз. Начните с того, чтобы выучить время произношения каждого вида молитвы, правила совершения. А также, запомните слова и порядок совершения намаза, для начала, хоты бы три короткие суры. Это вовсе не сложно, как и у всех новичков, могут возникнуть осложнения, ошибки, только не означает, что намаз не будет воспринят высшими силами. Стремитесь производить все действия от сердца, искренне.

Как научиться делать намаз девушке

Малоопытная мусульманка должна знать некие правила, прежде чем приступать к осуществлению намаза, так в отличие от христианства, есть ограничения в отношении женского пола. Правильность воспроизведения намаза для всех равна, отличие лишь в том, какое положение принимают руки, ноги в процессе. Женщине, как любому мусульманину, необходимо кроме знаний правильности произношения на арабском языке, но вникать в смысл.

Крайне существенно, грамотное чтение слов, чтобы намаз выполнила каждая малоопытная женщина при написании молитв, иногда применяют русский алфавит. Итак, девушке нужно прибывать в чистоте, посетить туалет перед началом намаза. Убедиться в полном прикрытии тела, оставив лишь зоны лица, рук, кисти, ступни. Потом, приподнимите руки пальцев вверх, до плеч, ладошки направьте в сторону Каабы. Поза такова, руки Ваши остаются на линии груди, ноги параллельно друг другу. Завершив чтение, зафиксируйте руки на груди, правую кисть положите поверх левой, приступайте к молитве.

Как научиться делать намаз с нуля

Уже говорилось, новичку в мусульманской вере при выполнении намаза, лучше всего повторять за опытным.

Так Вы избежите повторения и привыкания к ошибочной молитве. Но Вы также можете самостоятельно постепенно изучить грамотность действий во время намаза. Начните с чтения каких-либо четырёх строк священного Корана, запомните их и вникните в их смысл. Конечно, новичкам будет в первое время сложно, иногда кажется, что совершенно не понимаешь с чего даже начать. Приведите собственные мысли и свой внешний облик в нужный порядок, настройтесь на искреннее обращение к Аллаху. Рекомендуется сперва читать одну из основных молитв – ракаат.

Она состоит из цикла молитвенных поз, техник, сопутствующих произнесением формул. Написано два вида ракаатов – фард и сунна, они проговариваются вслух, за исключением полуденного намаза. Для человека неограниченного болезнями, достигшего созревания, не находящегося в дороге, являются обязательными эти две молитвы. Прежде, чем приступать к чтению, молящимся предписано обязательное полное очищение организма, это качается не только посещение туалета. Для этого, нужно несколько раз покашлять, немного потопать.

Положение должно прибывать в направление лицевой части к Каабе, то есть святыне, находящейся в г. Мекка. Можете использовать компас для определения её направления, старайтесь следовать указаниям. Главное из правил, соблюдайте предписанное время совершения намаза, если Вы приступите чуть раньше, молитва не будет считаться действительной. Существуют расписания для каждого географического положения мусульманской страны, соблюдая его, можете практиковаться самостоятельно и в мечете.

Рассказать друзьям

(перс. نماز‎) или салят (араб. صلاة‎) - каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским правоведом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).


Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:

Аллаху акбар, Аллаху акбар
Аллаху акбар, Аллаху акбар

Ашхаду алля иляха илля Ллах
Ашхаду алля иляха илля Ллах


Ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах

Хаййа аля ссалях
Хаййа аля ссалях

Хаййа аляль фалях
Хаййа аляль фалях

Кад камати ссалях
Кад камати ссалях

Аллаху акбар
Аллаху акбар

Ля иляха илля Ллах

I рака‘ат


1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз :

"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаз а".

Важные примечания:
* Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаз а, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

Утренний - 2 сунны, 2 фарда
Дневной - 4 сунны, 4 фарда, 2 сунны
Послеполуденный - 4 фарда
Вечерний - 3 фарда, 2 сунны
Ночной - 4 фарда, 2 сунны


2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:

"Суру Фатиха"


"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан´амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…"
Аамин!.. (Произносится про себя)

Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.



4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон).

Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.


5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения.

6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.



7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.


8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.


9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака"ата. Руки смыкаются на прежнем месте.


II рака‘ат

Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" - см.выше) выполните руку´ (верхний поклон) и сажда.

10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.


11. Произнесите приветствие: "Ассаляму "алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.

Порядок совершения намаза в четырех мазхабах (богословско-правовых школах) Ислама имеет некоторые незначительные отличия, посредством которых интерпретируется, раскрывается и взаимообогащается вся палитра пророческого наследия. Учитывая, что на территории Российской Федерации и СНГ наиболее широкое распространение получил мазхаб имама Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы , а также мазхаб имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и , мы подробно проанализируем лишь особенности упомянутых двух школ.

В ритуальной практике мусульманину желательно следовать какому-либо одному мазхабу, но в затруднительной ситуации в качестве исключения можно поступить согласно канонам любого другого суннитского мазхаба .

«Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Он – ваш Покровитель…» (см. ).

Внимание! Все статьи по намазу и вопросам, связанным с ним, читайте в специальном разделе на нашем сайте.

«Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» (см. ).

В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва.

Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:

1. Человек должен быть мусульманином ;

2. Он должен быть совершеннолетним (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);

3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;

6. Одежда и место совершения молитвы должны быть ;

8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена святыня авраамического Единобожия – Кааба;

9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).

Порядок выполнения утренней молитвы (Фаджр)

Время совершения утренней молитвы – с момента появления рассвета и до начала восхода солнца.

Утренняя молитва состоит из двух ракяатов сунны и двух ракяатов фарда .

Два ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Также после прочтения азана, извещающего о наступлении утренней молитвы, желательно произнести следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Аллаахумма хаазэ икбаалю нахаарикя ва идбаару ляйликя ва асваату ду‘аатикь, фагфирлии».

اَللَّهُمَّ هَذَا إِقْبَالُ نَهَارِكَ وَ إِدْباَرُ لَيْلِكَ

وَ أَصْوَاتُ دُعَاتِكَ فَاغْفِرْ لِي .

Перевод:

«О Всевышний! Это – наступление Твоего дня, завершение Твоей ночи и голоса призывающих к Тебе. Прости меня!»

Шаг 2. Ният

(намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек , а женщины – на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам – сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком , кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой.

Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.

Шаг 3

Затем читается сура «аль-Ихляс» :

Транслитерация:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

Перевод:

«Скажи: «Он, Аллах – Един. Бог Вечен. [Только Он есть тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться.] Не родил и не был рождён. И никто не может равняться с Ним».

Шаг 4

Молящийся со словами «Аллаху акбар» делает поясной поклон . При этом он кладёт кисти рук на колени ладонями вниз . Нагнувшись, выравнивает спину, голову держит на уровне спины, смотря на ступни ног. Приняв это положение, молящийся говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-‘азыым» (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Перевод:

«Хвала Великому Господу моему».

Шаг 5

Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:

Транслитерация:

«Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

Перевод:

«Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его ».

Выпрямившись, произносит:

Транслитерация:

«Раббанаа лякяль-хамд ».

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ

Перевод:

«Господь наш, лишь Тебе хвала ».

Возможно (сунна) также добавить следующее: «Миль’ас-самааваати ва миль’аль-ард, ва миль’а маа ши’тэ мин шейин ба‘д ».

مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَ مِلْءَ اْلأَرْضِ وَ مِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ

Перевод:

«[Господь наш, лишь Тебе хвала] которая наполняет небеса и землю и то, что Ты пожелаешь ».

Шаг 6

Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона. Большая часть исламских ученых (джумхур) говорила о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным в совершении земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук , а потом лица, расположив его между кистями рук и касаясь носом и лбом земли (коврика).

При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы . Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти – к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть.

После того как молящийся принял данное положение, он говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-а‘ляя » (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأَعْلىَ

Перевод:

«Хвала Господу моему, Который превыше всего ».

Шаг 7

Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом – кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен. Некоторое время молящийся находится в этом положении. Необходимо заметить, что, по мнению ханафитов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы женщины должны садиться, соединяя бедра и выводя обе ступни справа. Но это непринципиально.

Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого.

Шаг 8

Поднимая сначала голову, затем – руки, а потом – колени, молящийся встает , говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение.

На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» . Молящийся начинает сразу с «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» и делает все так же, как и в первом ракяате , до второго земного поклона.

Шаг 9

После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он снова садится на левую ступню и читает «ташаххуд».

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Перевод:

«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.

Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.

Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах «илля ллааху» – опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы; при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти):

Транслитерация:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-салаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают.

Шаг 10

Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:

Транслитерация:

«Аллаахумма салли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма салляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид » .

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его.

И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах.

Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Шаг 11

По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке. Данная молитва-ду‘а читается без вознесения кистей рук.

Перечислим возможные формы мольбы (ду‘а):

Транслитерация:

«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатан ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар ».

رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

Перевод:

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии золямту нафсии зульмэн кясиира, ва иннаху ляя ягфиру ззунуубэ илляя энт. Фагфирлии магфиратэн мин ‘индикь, вархамнии, иннакя энтэль-гафуурур-рахиим ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ ظَلَمْتُ نـَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا

وَ إِنـَّهُ لاَ يَغـْفِرُ الذُّنوُبَ إِلاَّ أَنـْتَ

فَاغْـفِرْ لِي مَغـْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ

وَ ارْحَمْنِي إِنـَّكَ أَنـْتَ الْغـَفوُرُ الرَّحِيمُ

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я многократно поступал несправедливо по отношению к себе [совершая грехи], а никто, кроме Тебя, не прощает грехов. Прости же меня прощением Своим! Помилуй меня! Поистине, Ты – Прощающий, Милостивый ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ

وَ مِنْ عَذَابِ الْقـَبْرِ وَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا

وَ الْمَمَاتِ وَ مِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ .

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробном мире, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста ».

Шаг 12

После этого молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Аллаха») поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, – в левую . На этом два ракяата молитвы-сунны заканчиваются.

Шаг 13

1) «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

Перевод:

«Прости меня, Господи. Прости меня, Господи. Прости меня, Господи ».

2) Воздев руки на уровень груди, молящийся говорит: «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь ».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Перевод:

«О Аллах, Ты – мир и безопасность, и только от Тебя исходят мир и безопасность. Дай нам благословение (то есть прими выполненную нами молитву). О Тот, Кто обладает величием и щедростью, о Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе ».

Затем опускает руки, проводя ладонями по лицу .

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов сунны утренней молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

Два ракяата фарда

Шаг 1. Икамат

Шаг 2. Ният

Затем выполняются все действия, описанные выше при разъяснении двух ракяатов сунны.

Исключением является то, что сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, здесь произносятся вслух . Если человек совершает молитву один, ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше вслух. Если же он является имамом в молитве, то вслух читать обязательно. Слова «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» произносятся про себя .

Завершение . По окончании молитвы желательно выполнить «тасбихат».

Тасбихат (прославление Господа)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после молитвы-намаза проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской» .

Совершение «тасбихата» относится к категории желательных действий (сунна).

Последовательность тасбихата

1. Читается аят «аль-Курси»:

Транслитерация:

«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляхуу маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим ».

أَعوُذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّـيْطَانِ الرَّجِيمِ . بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

اَللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لاَ تَـأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ لَهُ ماَ فِي السَّماَوَاتِ وَ ماَ فِي الأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ ماَ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ ماَ خَلْفَهُمْ وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِماَ شَآءَ وَسِعَ كُرْسِـيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ وَ لاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِيُّ العَظِيمُ

Перевод:

«Ищу прибежища у Аллаха от проклятого Сатаны. Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его Престол , и не утруждает Его забота о них. Он – Всевышний, Великий!» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы (намаза), тот будет находиться под защитой Господа до следующей молитвы » ;

«Тому, кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы, ничто не воспрепятствует [если он вдруг неожиданно умрет] попасть в Рай » .

2. Тасбих.

Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках , произносит по 33 раза:

«Субхаанал-лаах» سُبْحَانَ اللَّهِ – «Хвала Аллаху»;

«Аль-хамду лил-ляях» الْحَمْدُ لِلَّهِ – «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху»;

«Аллааху акбар»الله أَكْبَرُ – «Аллах превыше всего».

После чего произносится следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр ».

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ

لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحِْي وَ يُمِيتُ

وَ هُوَ عَلىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَ إِلَيْهِ الْمَصِيـرُ

Перевод:

«Нет бога, кроме Бога Единого. Нет у Него сотоварища. Вся власть и восхваления принадлежат Ему. Он оживляет и умерщвляет. Его силы и возможности безграничны, и к Нему возвращение ».

Также после утренней и вечерней молитв желательно семь раз сказать следующее:

Транслитерация:

«Аллаахумма аджирнии минан-наар ».

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Перевод:

«О Аллах, удали меня от Ада ».

После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя, близких и всех верующих.

Когда делать тасбихат

В соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) тасбих (тасбихат) может совершаться как непосредственно после фарда, так и после ракяатов сунны, выполненных вслед за ракяатами фарда. Прямого, достоверного и однозначного повествования на этот счет нет, но достоверные хадисы, описывающие действия Пророка, подводят к такому заключению: «Если человек совершает ракяаты сунны в мечети, тогда он выполняет «тасбихат» после них; если же – дома, тогда «тасбихат» проговаривается после фардовых ракяатов».

Богословы-шафииты больший акцент делали на проговаривании «тасбихата» непосредственно после фардовых ракяатов (именно так соблюдая разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе от Му‘авия), а ученые ханафитского мазхаба – после фардовых, если после них молящийся не собирается сразу совершать ракяаты сунны, и – после ракяатов сунны, если он совершает их непосредственно после фардовых (в желательном порядке переместившись на иное место молельного зала и, тем самым, соблюдя разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе), чем и завершает очередную обязательную молитву .

В то же время желательно делать так, как поступает имам мечети, в которой человек совершает очередную обязательную молитву. Это будет способствовать единению и общности прихожан, а также соответствовать словам пророка Мухаммада: «Имам присутствует для того, чтобы [остальные] следовали ему» .

Ду‘а «Кунут» в утренней молитве

Исламскими богословами высказываются различные мнения относительно чтения ду‘а «Кунут» в утреннем намазе.

Богословы шафиитского мазхаба и ряд других ученых сходятся во мнении, что читать это ду‘а в утренней молитве является сунной (желательным действием).

Их основным аргументом считается приведенный в своде хадисов имама аль-Хакима хадис о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после поясного поклона во втором ракяате утренней молитвы, воздев руки (как это обычно делается при чтении молитвы-ду‘а), обращался к Богу с мольбой: «Аллаахумма-хдинаа фии мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии мэн тавалляйт…» Имам аль-Хаким, приводя этот хадис, указал на его достоверность .

Богословы же ханафитского мазхаба и ученые, разделяющие их мнение, считают, что в чтении этого ду‘а во время утренней молитвы нет необходимости. Они аргументируют свое мнение тем, что у вышеприведенного хадиса недостаточная степень достоверности: в цепочке людей, передававших его, назван ‘Абдулла ибн Са‘ид аль-Макбари, о сомнительности слов которого говорили многие ученые-мухаддисы . Также ханафиты упоминают слова Ибн Мас‘уда о том, что «Пророк читал ду‘а «Кунут» в утренней молитве только на протяжении одного месяца, после чего перестал это делать» .

Не вдаваясь в глубокие канонические подробности, замечу, что незначительные различия во мнениях по данному вопросу не являются предметом споров и разногласий в среде исламских теологов, а указывают на различие критериев, положенных авторитетными учеными в основу богословского анализа Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Ученые шафиитской школы в данном вопросе уделили больше внимания максимальному применению Сунны, а ханафитские теологи – степени достоверности приводимого хадиса и свидетельствам сподвижников. Оба подхода допустимы. Нам, уважающим авторитет великих ученых, необходимо придерживаться мнения богословов того мазхаба, которому мы следуем в своей ежедневной религиозной практике.

Шафииты, оговаривая желательность чтения в фарде утренней молитвы ду‘а «Кунут», выполняют это в такой последовательности .

После того как молящийся поднимется с поясного поклона во втором ракяате, то до земного поклона читается ду’а:

Транслитерация:

«Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдоо ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘аляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим ».

اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .

وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .

وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ .

وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ . وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ .

تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ . فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ . نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ .

وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .

Перевод:

«О Господь! Направь нас на правильный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед [несчастий, болезней] в числе тех, кого Ты удалил от бед [кому дал благоденствие, исцеление]. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение [баракят] во всем том, что даровано нам Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты – Определяющий [Выносящий решение], и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все то, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господи, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников ».

При чтении данной молитвы-ду‘а руки воздеты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении ду‘а молящийся, не протирая ладонями лицо, опускается для совершения земного поклона и завершает намаз в обычном порядке .

Если утренняя молитва совершается в составе общины-джама‘ата (то есть в ней участвуют два человека и более), то имам читает ду‘а «Кунут» вслух. Стоящие за ним говорят «амин» во время каждой паузы имама до слов «фа иннакя такдый». Начиная с этих слов, стоящие за имамом не говорят «амин», а проговаривают за ним всю оставшуюся часть ду‘а про себя или произносят «ашхэд» («свидетельствую »).

Ду‘а «Кунут» читается также в намазе «Витр» и может применяться во время любого намаза в периоды несчастий и бед . Значительных разногласий относительно двух последних положений среди богословов нет.

Может ли сунна утренней молитвы

совершаться после фарда

Такого рода случай имеет место быть, когда человек, отправившийся в мечеть для совершения утренней молитвы, войдя в нее, видит, что два ракяата фарда уже выполняются. Как ему быть: сразу присоединиться ко всем, а два ракяата сунны совершить потом, или постараться успеть совершить два ракяата сунны до того, как имам и молящиеся за ним завершат фард-молитву приветствием?

Шафиитские ученые считают, что человек может присоединиться к молящимся и совершить с ними два ракяата фарда. По завершении фарда опоздавший выполняет два ракяата сунны. Запрет на совершение молитв после фарда утренней молитвы и до того, пока солнце не поднимется на высоту копья (20–40 минут), оговоренный в Сунне Пророка, они относят ко всем дополнительным молитвам, кроме тех, что имеют каноническое обоснование (молитва приветствия мечети, например, или восстанавливаемая молитва-долг) .

Богословы-ханафиты считают запрет на совершение молитв в определенные промежутки времени, оговоренные в достоверной Сунне Пророка, абсолютным . Поэтому и говорят, что припоздавший в мечеть на утреннюю молитву сначала совершает два ракяата сунны утренней молитвы, а затем уже присоединяется к совершающим фард. Если он не успеет присоединиться к молящимся до того, как имам произнесет приветствие в правую сторону, то совершает фард самостоятельно.

Оба мнения обоснованы достоверной Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Применимы в соответствии с тем, какого мазхаба придерживается молящийся.

Полуденная молитва (Зухр)

Время совершения – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что за точку отсчета принимается тень, которая была у предмета в момент нахождения солнца в зените.

Полуденный намаз состоит из 6 ракяатов сунны и 4 ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: 4 ракяата сунны, 4 ракяата фарда и 2 ракяата сунны.

4 ракяата сунны

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Последовательность совершения первых двух ракяатов сунны молитвы Зухр аналогична порядку выполнения двух ракяатов молитвы Фаджр в шагах 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават» , как во время молитвы Фаджр), молящийся совершает третий и четвертый ракяаты, которые аналогичны первому и второму ракяатам. Между третьим и четвертым «ташаххуд» не читается, так как он проговаривается после каждых двух ракяатов.

Когда молящийся поднимается со второго земного поклона четвертого ракяата, он садится и читает «ташаххуд».

Прочитав его, не меняя своего положения, молящийся произносит «салават».

Дальнейший порядок соответствует п.п. 10–13, приведенным в описании утренней молитвы.

На этом четыре ракяата сунны заканчиваются .

Необходимо заметить, что во время совершения четырех ракяатов сунны полуденной молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

4 ракяата фарда

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата фарда полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Четыре ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения четырех ракяатов сунны, описанным ранее. Исключением является лишь то, что короткие суры или аяты после суры «аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракяатах не читаются.

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как это было описано при объяснении двух ракяатов сунны утренней молитвы (Фаджр).

По завершении двух ракяатов сунны и тем самым всей полуденной молитвы (Зухр), продолжая сидеть, желательно в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».

Послеполуденная молитва (‘Аср)

Время ее совершения начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Послеполуденный намаз состоит из четырех ракяатов фарда.

4 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата фарда послеполуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность выполнения четырех ракяатов фарда молитвы ‘Аср соответствует порядку совершения четырех ракяатов фарда полуденной молитвы (Зухр).

После молитвы желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Вечерняя молитва (Магриб)

Время начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения.

Вечерняя молитва состоит из трех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

3 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 2. Икамат.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить три ракяата фарда вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Первые два ракяата фарда вечерней молитвы Магриб совершаются аналогично двум ракяатам фарда утренней молитвы (Фаджр) в п.п. 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават»), молящийся поднимается и читает третий ракяат аналогично второму. Однако аят или короткая сура после «аль-Фатихи» в нем не читаются.

Когда молящийся поднимется со второго земного поклона третьего ракяата, он садится и снова читает «ташаххуд».

Затем, прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават».

Дальнейший порядок выполнения молитвы соответствует порядку, описанному в п.п. 10–13 утренней молитвы.

На этом три ракяата фарда заканчиваются. Следует обратить внимание на то, что в первых двух ракяатах данной молитвы сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, произносятся вслух .

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Эти два ракяата сунны читаются так же, как и другие два ракяата сунны любой ежедневной молитвы.

После молитвы-намаза в обычном порядке желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Завершив молитву, молящийся может обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и в будущем мирах для себя и всех верующих.

Ночная молитва (‘Иша’)

Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Ночная молитва состоит из четырех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

4 ракяата фарда

Последовательность совершения не отличается от порядка выполнения четырех ракяатов фарда дневной или послеполуденной молитв. Исключение составляют намерение и чтение в первых двух ее ракяатах суры «аль-Фатиха» и короткой суры вслух, как в утренней или вечерней молитвах.

2 ракяата сунны

Ракяаты сунны совершаются в порядке, соответствующем двум ракяатам сунны в других молитвах, за исключением намерения.

По завершении ночной молитвы желательно выполнить «тасбихат».

И не забывайте о высказывании пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто после молитвы проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены погрешности и ошибки, даже если число их равно количеству пены морской» .

По мнению богословов-ханафитов, четыре ракяата сунны должны совершаться подряд в одной молитве. Они также считают, что все четыре ракяата являются обязательной сунной (сунна муаккяда). Шафиитские же богословы утверждают, что надо совершать по два ракяата, так как первые два относят к сунне муаккяда, а последующие два – к дополнительной сунне (сунна гайру муаккяда). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С.1081, 1083, 1057.

Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

В случае, когда молитва совершается коллективно, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми, а они, в свою очередь, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Время молитвы ‘Аср можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Чтение азана и икамата, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

Богословы шафиитского мазхаба оговорили желательность (сунна) краткой формы «салавата» в данном месте молитвы: «аллаахумма салли ‘аляя мухаммад, ‘абдикя ва расууликь, ан-набий аль-уммий».

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.

Если мужчина читает молитву один, то ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше читать вслух. Если же молящийся выполняет роль имама, то читать молитву вслух обязательно. При этом слова «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читаемые до суры «аль-Фатиха», у шафиитов произносятся вслух, а у ханафитов – про себя.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.