Как справиться с ленью ребенка. Излишняя загруженность ребёнка

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.

Когда кажется, что ребенок ленивый, мы стараемся сделать все, чтобы побороть это: наказываем, ругаем, заставляем. В борьбе с этим «недугом» важно понять, что лень - не болезнь, она взращивается из самых, казалось бы, благих намерений. Да, даже самые «правильные» методы воспитания могут «помочь» вырастить .

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: 6 ПРАВИЛ, КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы воспитать лентяя, необходимо иметь определённый набор правил, не подлежащих сомнению и пересмотру. Правила, о которых я расскажу ниже, являются универсальными руководствами к действию. Придерживаясь их, вы гарантированно получите на выходе доброкачественного лентяя.

На первый взгляд может показаться, будто эти правила, наоборот, помогают закалить в ребёнке самые лучшие качества: усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Но это не так.

Правило №1: Каждый ребёнок рождается лентяем

И если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Заставляйте ребёнка делать через «не хочу». Он привыкнет к принуждению и, в конечном итоге, станет трудолюбивым и успешным человеком. Если ребёнка не заставлять, то он превратится в тунеядца, который не готов ко взрослой жизни.

Правило №2. Ребёнок должен быть послушным

Если ребёнок не слушается, необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребёнок станет трудолюбивым, хозяйственным и дисциплинированным.

Правило №3. Лучший способ отучить ребёнка от нежелательного поведения — это наказания и лишения

Заберите компьютер, и ребёнок начнёт хорошо учиться. Запретите гулять на улице, если он плохо себя вёл, и тогда, в страхе перед наказанием, он обязательно исправится.

Если ребёнок капризничает, идя против вашей воли, то делает это лишь потому, что вредничает. Каковы причины капризов? Никакие. Просто он ещё маленький и глупенький. Лучше наказать его без вопросов и выяснений. Тогда ребёнок перестанет вредничать.

Правило №5. Задача родителей — защитить ребёнка от ошибок

Если ребёнок что-то делает неправильно, сообщите ему об этом заранее. Объясните ребёнку, что способ, которым он хочет достичь своей цели, неверный. Покажите ребёнку лучший вариант, которого он не увидел сразу. Защищайте ребёнка от подобных ошибок и тогда он возьмёт от жизни гораздо больше, чем смогли взять вы.

Правило №6. Высокие требования сделают из ребёнка настоящего человека

Ребёнок должен быть послушным, честным, умным, целеустремлённым. Должен хорошо учиться в школе, не быть эгоистом, должен помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Постоянно сравнивайте ребёнка с более успешными детьми или указывайте ему на его недостатки. Это мотивирует ребёнка стать лучше и он обязательно изменится.

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них даёт стабильный и надёжный результат в воспитании лентяя. Они как зёрна — посадите их в благодатную детскую почву и однажды маленький стебелёк вырастет в могучее дерево. Посадите все зёрна — и вы получите роскошный сад.

ПРИВИВАЕМ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И, наоборот, чем больше негатива связанно с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно, негативные переживания по отношению к учёбе тоже отбивают желание учиться.

В первую очередь, родителям рекомендуется ругать ребёнка за плохие оценки. Получил двойку — плохо, получил пятёрку — так и должно быть. За низкий балл ребёнок должен получать больше негатива, чем позитива за хорошую успеваемость. То есть, наказание должно быть более ощутимым и запоминающимся, нежели поощрение.

Вот несколько хороших примеров для наказаний: подзатыльник, ремень, запрет гулять на улице, запрет на компьютер или телевизор. Наказание желательно сопровождать чтением нотаций, подавляющих ребёнка. Чем хуже он себя чувствует, тем больше ненавидит школу.

Ругать и наказывать

Плохие оценки обязательно должны ассоциироваться с негативными переживаниями. Это постепенно убивает интерес к получению знаний. Если ребёнок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: “Родители меня за это убьют!”, значит часть воспитательной задачи выполнена. Тех, кто добился подобного результата, можно поздравить с успехом!

Заставлять

Для получения более ощутимых последствий, рекомендую заставлять ребёнка делать домашнее задание сразу же после наказания. В этом случае, подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями как подавленность, безысходность, обида и злость на родителей, а также ненависть к школе. Теперь, как только ребёнок подумает о домашнем задании, автоматически будут возникать негативные переживания и дискомфорт в теле.

Метод "дворника"

Следующий подход называется «метод дворника». Это подход, в котором родители говорят нечто вроде: “Будешь плохо учиться — на работу не устроишься. Станешь дворником или уборщиком”. Негативная мотивация является хорошим подспорьем в воспитании будущего лентяя, потому что, в большинстве случаев, действует подавляюще. Не стоит говорить ребёнку о том, что произойдёт, если он будет хорошо учиться. Позитивная мотивация не помощник в воспитании лентяя. Поэтому лучше сразу о ней забыть.

Сравнение с успешными

Напоследок ещё один приём — сравнивание с успешными. Родители, сравнивающие ребёнка с более успешными детьми, добиваются прекрасных результатов. Они дают понять ребёнку, что он хуже других. Частое сравнивание укрепляет в нём эту убеждённость.

ПРИВИВАЕМ ЛЕНЬ К УБОРКЕ

Взрослый зашёл в детскую комнату и увидел бардак. Ребёнок играется в игрушки. Что должен делать ответственный родитель, желающий воспитать лентяя? Правильно. Нужно дать распоряжение, чтобы ребёнок немедленно навёл порядок. Конечно, он будет сопротивляться и высказывать своё недовольство, но заставить его необходимо.

Не следует идти на компромисс, если ребёнок просит убрать позже. Также родителей не должно интересовать, что ребёнок занимается интересным для него делом. Уборка должна быть сделана немедленно. В случае сопротивления стоит применить любой доступный способ принуждения: накричать, дать подзатыльник или отшлёпать по заднице.

Регулярное применение данного подхода даёт очень хорошие плоды — ребёнок возненавидит уборку и при первой же возможности будет избегать её.

В подсознании ребёнка отпечатывается шаблон: я играю — мне интересно — приходят родители — заставляют убирать — ругают — у меня нет выбора — я раздражён и подавлен — я не могу делать то, что хочу — я вынужден убирать. Уборка — это плохо. Уборка — это препятствие перед любимым занятием. Как только родительский контроль ослабеет, я буду наслаждаться возможностью не убирать!

Таким же образом в ребёнке можно пробудить лень к мытью посуды или хождению в магазин. Конечное явление данного подхода — внутренний саботаж и негативные эмоции при одной мысли, что сейчас предстоит сложить разбросанные вещи, подмести и помыть пол. Когда ребёнок станет взрослым и начнёт жить отдельно, то велика вероятность, что бардак в его квартире станет нормой: вещи на стульях, мусор на ковре, пыль на мониторе и, конечно же, гора грязной посуды.

А сейчас предостережение о возможной ошибке!

Родителям не стоит убирать и мыть посуду слишком часто, так как дети впитывают родительское поведение словно губка. Если взрослые вообще не заставляют, а делают всё сами, то дети копируют их поведение. Тогда мотивация к наведению порядка становится внутренней, а не внешней. То есть, рано или поздно дети начинают самостоятельно наводить порядок если видят, что пора убрать.

Это не в наших интересах. Поэтому отвлекайте ребёнка от важных для него дел и заставляйте. Как вариант, вы можете сказать: “Мы целый день зарабатываем для тебя деньги, а ты пол дня сидишь дома и даже не убрал в квартире”. Чем больше негатива получит ребёнок от родительских нотаций, тем меньше его желание.

Также источником лени могут быть неуверенность в себе и сомнения в своих действиях. Поэтому, чтобы искоренить лень, .

В чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка?

Причина лени и как с ней бороться

Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент

Особенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации

Интерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах

Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться.

Переутомление

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность.

Конфликт с учителем

Если вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером . Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

советы родителям: как победить лень

  1. Давайте конкретные поручения. Неправильно: "Хватит валяться, сделай что-нибудь!" Правильно: "Пожалуйста, разбери посудомоечную машину".
  2. Уважайте ритм ребенка. Неправильно: «Немедленно садись делать физику!» Правильно: "Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки".
  3. Позвольте столкнуться с последствиями. Неправильно: «Пятый раз напоминаю — отнеси вещи в стирку!» Правильно: "Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья".
  4. Отмечайте прогресс. Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро». Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда. Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?» Правильно: "Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм".

Как бороться с ленью подростка

Завышенные ожидания родителей

Если вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость

Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

Отсутствие чувства времени

Возможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.

Как бороться с ленью подростка

Как побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

У меня дочь семи лет. Я замечаю, что она очень ленится, уроки делать не хочет, убирать не хочет, даже личную гигиену не соблюдает, если я не скажу. Я как мать боюсь, что вечная ругань, ссоры отдалят её от меня, боюсь, что она замкнётся в себе.

Ребёнок сам по себе пессимист, прежде чем что-то сделать, выказывает недовольство, закатывает истерику, надо её шлёпнуть, тогда станет как шёлковая, после сама подходит, извиняется.

Если вы поможете мне понять своего ребёнка, я буду очень вам благодарна.

С точки зрения религии:

Лень – это, пожалуй, если и не самая большая, но одна из больших проблем современного общества. Лень – настолько пагубная и опасная черта, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил защиты от неё. Здесь же хочется напомнить, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не была знакома эта черта, но он всё же просил, чтобы это послужило примером для нас, ведь всё, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) для его уммы (община, последователи), является сунной.

Ни в коем случае не давайте ребёнку поддаваться этому состоянию. Применяйте и пряник, и кнут: сначала вежливо попросите сделать что-то и пообещайте что-нибудь, к примеру, посмотреть мультик, лечь спать чуть позже, если ребёнок послушается Вас. А если будет противиться, баловаться, обязательно накажите. Наказанием может быть лишение того же самого просмотра мультика, прогулки, всего того, что она любит делать.

Ваш ребёнок уже достиг того возраста, который именуется в исламских книгах, как возраст «тамйиза» – возраст, когда ребёнок многое понимает и может отличить хорошее от плохого. Поэтому уже с этого возраста нужно обучать её Исламу, прежде всего, рассказывать о Пророке (мир ему и благословение Аллаха), а после – предписаниям Ислама: молитве, посту и т. п. Если в Вашем городе есть мечеть или медресе, запишите её туда, там она получит все необходимые знания о своей религии и достойное, хорошее воспитание.

С точки зрения психологии:

Обычно, лень у детей в таком возрасте встречается не так часто. В большинстве своём дети проявляют некую активность, а если и ленятся, то, скорее, просто от нежелания совершать неприятные для них действия или же по причине того, что их приучили ничего не делать. Любовь к труду – это одна из важнейших особенностей человека, которая может выступать некой гарантией успешности человека в будущем.

Могу предположить, что Вы уже допустили некую педагогическую ошибку в том плане, что с самого раннего возраста не привили девочке самостоятельность и любовь к чистоте. В основном, в тех случаях, когда родители чуть ли не с младенчества приучают ребёнка к тому, что надо чистить зубки, мыть руки и лицо, купаться и т. д., с возрастом это становится потребностью, и ребёнок самостоятельно проявляет активность в плане гигиены. То же самое касается раннего приобщения ребёнка к помощи по дому, будь то сложить свои игрушки, помыть за собой кружку и положить на место свои вещи. Всё это с возрастом перерастает в потребность, и тогда отпадает необходимость напоминать о том, что надо сделать. Конечно, бывают и случаи так называемой врождённой лени, которая обусловлена особенностями темперамента, но и то, о лени в данном случае как таковой говорить не приходится. Тут, скорее, имеет место медленное выполнение тех или иных обязательств.

Вместе с тем, всё вышеперечисленное никак не утверждает, что Вы не сможете перевоспитать свою дочь. Единственное, Вам надо перенастроить себя с того, что Вы стремитесь заставить дочь выполнить то или иное поручение, на то, чтобы заставите её захотеть самостоятельно выполнять поставленные перед ней задачи. Сделать это можно будет несколькими способами. Обязательно возьмите себе за правило хвалить девочку всякий раз, как она сделает то, что от неё ожидается. Она должна видеть, что её действия вызывают положительные эмоции у родителей. Это для неё станет основанием самоуважения.

В качестве же рычагов воздействия на её мотивы будет наличие положительно и отрицательного примера. Отрицательным примером может служить известная сказка «Мойдодыр» и менее известная «Федорино горе». Обязательно покажите мультики девочке, и пусть она сама постарается дать моральную оценку обоим героям. Можете сделать также акцент на том, что если она сейчас уже не будет проявлять активность в чистоте, то не сможет вырасти красивой девушкой, будет замарашкой. Для положительного примера можно использовать любого значимого для девочки человека, делая акцент на том, что тот человек смог стать таким, лишь по тому, что многого добивался в свой жизни и мало ленился.

Действуя по всем направлениям, Вы сможете добиться намного большего успеха, чем если просто методами принуждения.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Ленивый ребенок - бедствие для родителей: из него не сделать помощника по дому и не привить интерес к труду, он часто трудно находит общий язык со сверстниками, плохо учится. Что же делать? Прочитайте общие советы, а потом взгляд психолога на эту проблему. Оказывается, проблема детской лени глубже, чем кому-то может показаться на первый взгляд.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С ЛЕНЬЮ:

Не доделывать дела за ребенка ("Ты долго убираешь, дай я сама!");

Не гасить его инициативу ("Ты неправильно сделаешь");

Не прилеплять к нему ярлык лентяя ("Ты такой же лентяй, как и твой папа!");

Включать соревновательные моменты ("Кто быстрее соберет игрушки?");

Выделять специальное время для лени;

Не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор;

Закрепить за ребенком ряд посильных дел;

Не использовать труд в качестве наказания ("За это будешь мыть посуду сегодня!");

Помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

"Леность детей - это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее - и она исчезла". Как вам такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами "лень", "лениться" скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их - тогда и слово "лень" станет мифическим, несуществующим.

Флегматик не виноват

Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: "Я сам", он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность - в чем родители тоже усматривают проявления лени - чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.

У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает... В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них - это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки - смертельная тоска.

На похвалах как на дрожжах

Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, "рубящееся" в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?

Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки... В дет ском возрасте игра - это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?

Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой...

Бабушка не выдерживает:

Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!

И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой...

В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности - так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо - но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место - оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше - больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы "по-честному".

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук - не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, "по умолчанию". И только ли домашних?

Лень гормональная

Наличие-отсутствие "мотива" объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: "Это им надо, а не мне". И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах - бездельник бездельником.

Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык "лентяя" станет для ребенка неожиданно привлекательным - может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность "из-под палки" ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь - он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками - и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.

Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения - кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но "лень вперед него родилась". Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть - так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант - взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.

Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком - валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, "оттянуться". А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен - да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните "прикармливать" его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.