Как совмещать в себе духовное и материальное богатство.

Что значит быть духовно богатым человеком? Определенно, по этому вопросу у каждого есть свое мнение. Духовное богатство - это нечто эфемерное, его невозможно вычислить по формулам, немыслимо разложить на молекулы. Оно не поддается структурированию и другим вычислительным методам. Духовное богатство - это внутреннее наполнение человека, состоящее из благородных помыслов, человечности и жажды знаний.

Терминология

Для кого-то писать сочинение «Что значит быть духовно богатым человеком» просто, а кто-то сталкивается с трудностями уже на первом этапе. В основном, это связано с непониманием терминологии. Подсознательно ученик знает, что духовно богатый человек - это тот, кто поступает правильно и никогда никому не навредит. Вот только объяснить этого не может.

Чтобы раскрыть вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, сначала нужно понять, что означает духовность. В публицистике под духовностью подразумевают набор традиций и ценностей, которые сконцентрированы в религиозных учениях и образах искусства.

Кто он, духовно богатый человек?

И все же понятие духовного богатства сложное и многогранное. Его могут связывать с разными философскими и религиозными течениями, уровнем интеллекта или наличием принципов, но этого мало для ответа на вопрос, что значит быть духовно богатым человеком. Прежде всего, это полноценная и гармоничная личность с полным набором общечеловеческих качеств.

Так какого человека можно назвать духовно богатым? Во-первых, это человек, который обладает глубокими, всесторонними знаниями, успешно применяя их на практике. Как Леонардо да Винчи. Изобретения этого гения намного опередили его эпоху и являются актуальными даже сейчас. Но знания - это не всё. Необходимо понимать, что любые изобретения должны использоваться во благо человечества. Взять, к примеру, создателей атомной бомбы. Действительно, такой труд достоин уважения, но чем руководствовались ученые, создавая оружие массового уничтожения? Явно не идеями гуманизма. А о них, кстати, ни на минуту не забывает духовно богатый человек.

Во-вторых, духовно богатый человек поступает мудро и принимает взвешенные решения. И в-третьих, такие люди отличаются высокой нравственностью, действуя по законам совести.

Неужели это все?

Быть духовно богатым - значит обладать достойным багажом знаний, поступать гуманно и руководствоваться нормами морали. Но неужели это все? Конечно, такой ответ засчитают и поставят оценку, но у по-настоящему духовно богатого человека останется чувство неудовлетворения своей работой, вызванное недосказанностью.

Поэтому, приступая к написанию эссе «Что значит быть духовно богатым человеком», в первую очередь, стоит подумать о себе. Доволен ли я своими поступками? Что я чувствую, глядя на людей и природу? Что мне нравится и почему? Казалось бы, банальные вопросы, но именно за ними скрывается нужный ответ.

В знаниях сила, но не человечность

Говорят, что духовно богатый человек - это тот, кто постоянно стремится к познанию. И это верно. Он наполняет свой внутренний духовный сосуд разнообразными знаниями из мира культуры, религии, искусства. Такой человек может поддержать любую беседу, блеснуть умом даже среди интеллектуалов. Но и здесь можно найти спорный момент. Человек может превратить себя в энциклопедию, знать ответы на сотни вопросов, но так и не приблизится к истокам духовного богатства. Конечно, в знаниях сила, но какой в них смысл, если личность бездумно цитирует то, что написано в книгах.

Когда-то С. Сухомлинский сказал: «Духовно богатый человек тот, кому доступен весь спектр человеческих чувств и отношений».

За лучами спектра

Каждый может стать духовно богатым человеком, если будет наполнять себя не только информацией, но и эмоциями. Прочитав очередную научную статью, прежде всего, нужно спросить себя, согласен я с этим или нет. И не страшно, если закрадываются какие-то сомнения - только так человек формирует свое внутреннее духовное пространство. Если ему претит какая-то мысль, которая не соответствует его моральным принципам и ценностям, он должен принять это. Понять, почему он не согласен, и сформировать свое отношение к тому или иному вопросу. Именно так создается и усваивается духовная пища.

Чтобы расширить свое духовное наследие, человек должен понимать, что могут чувствовать другие люди. Не искать оправданий их поступкам, но осознавать, что у того или иного действия был мотив. Каждый человек хочет быть счастливым. В погоне за своими желаниями люди могут поступать необдуманно, рискованно и неправильно. Но что плохого в том, чтобы хотеть урвать хоть немного счастливых моментов у судьбы? И как только человек осознает эту простую аксиому, его духовный сосуд наполнится наполовину. Он поймет, что за любыми действиями всегда стоит бесхитростное стремление к простому человеческому счастью и тогда он станет смотреть на мир другими глазами. Будет находить истину между пафосных строк, видеть скрытые послания в картинах и протягивать руку помощи каждому, кто будет в этом нуждаться.

Я - Вселенная

Духовно богатый человек - это личность, внутри которой находится целая Вселенная. Увидев такого человека в компании, сразу становится понятно, что он сделан из другого теста. Он доброжелательный, отзывчивый, внимательный и очень любит улыбаться. Он всегда найдет слова поддержки и утешения, поможет решить сложную проблему и наверняка сможет рассказать не одну сотню занятных историй. Такие люди никогда не станут никем пренебрегать, тактично выскажут свое несогласие и каждую минуту, по крупицам будут наполнять свой духовный сосуд.

Духовно богатые люди всегда остаются собой, не надевают маски, не играют роли. Они чувствуют и понимают других, с ними, как ни с кем другим, не хочется расставаться. Ведь за их внешней оболочкой скрываются неизведанные галактики, их помыслы чисты и благородны, а взгляд всегда искрится от счастья. Они рады просто тому, что существуют, а в мире еще столько неизведанного. Они понимают и принимают свои недостатки, но желают их исправить. Они не стремятся стать идеальными, а просто хотят показать другим, что мир, в котором мы живем, действительно прекрасен. Это и есть пример, что значит быть духовно богатым человеком.

  1. Критерий человечности. с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.

  • человечность;
  • сопереживание;
  • чуткость;
  • гибкий, живой ум;
  • жизнь по законам морали;
  • познания в различных сферах.

  • невежество;
  • черствость;

Что значит быть духовно богатым человеком

Вместо заключения

Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.

Какое оно, духовное богатство?

Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.

  1. Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть няня А. С. Пушкина. Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
  2. Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
  3. Критерий веры. Слово «духовный» произошло от слова «дух». Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.

Признаки духовного богатства в людях

Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.

  • человечность;
  • сопереживание;
  • чуткость;
  • гибкий, живой ум;
  • любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
  • жизнь по законам морали;
  • познания в различных сферах.

К чему ведет духовная бедность

В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества – духовная бедность.

Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:

  • невежество;
  • черствость;
  • жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
  • незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.

Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.

К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх – скатываешься вниз» здесь очень справедливый.

Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство – это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой внутренний мир светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.

Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них – чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы – и тогда убожество духа не коснется вас.

Что значит быть духовно богатым человеком

Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, что такое сопереживание, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.

Вместо заключения

В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.

Вопрос духовности в настоящий момент рассматривается очень широко. Каждый по-своему понимает, что значит быть духовно богатым человеком. Для кого-то это понятие неразрывно связано с верой в Бога, кто-то расширяет границы своей души и совершенствуется с помощью восточных практик, а кто-то просто поступает, как и интересы других ставит выше собственных, например, как делала Мать Тереза.

Что означает быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый потому и богат, что на первый план ставит потребности души, а не тела. Для него значение имеют не материальные ценности, а те, которые способствуют совершенствованию души. Проявляя интерес к религии, живописи, музыке, другим видам искусства, человек познает окружающую среду и общественные явления. В результате наполняется его внутренний мир, человек развивается с разных сторон, становится интересным собеседником, думающим, имеющим на все свою точку зрения.

Духовно богатый человек стремится к самосовершенствованию. Он познает новое, пользуясь трудами и открытиями известных художников, писателей, поэтов. Действия и поступки такого человека ответственны и осмысленны. Мысли и побуждения всегда имеют положительный окрас, потому что он понимает, что настоящим кладом являются не материальные ценности, а внутренний мир, сила духа и духовные ценности. Но тем, кто интересуется, каким должен быть духовно богатый человек, стоит сказать, что наполненность души достигается не только путем знаний. Чаще всего к этому приходят через страдания. Испытания меняют мировоззрение, как говорят, переворачивают мир с ног на голову.

Тем, кто задается вопросом, что значит быть духовно богатым, стоит ответить, что багаж знаний человек может собирать всю жизнь и так и не достичь совершенствования, а страдания делают это за более короткий срок. Бывает, что одно-единственное событие переворачивает весь менталитет, перечеркивает прошлую жизнь, разделяя ее на «до» и «после». Нередко люди после этого приходят к Богу, рассматривая духовное благополучие как отношение с единым Творцом.

Отличительные признаки человека с богатым внутренним духовным миром
  1. Такие люди излучают какой-то внутренний свет, который просачивается сквозь добрую улыбку, взгляд мудрых глаз и желание делиться своим богатством с другими.
  2. Высоконравственность – вот что характерно для таких людей. Они наделены честностью и ответственностью, в них чувствуется достоинство, которое выражается в уважительном отношении к другим, доброжелательности и преданности.
  3. Такие люди все делают не от ума, а от сердца. Они понимают истинный смысл заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» и следуют ей.
  4. Скромность и всепрощение – вот что их отличает. При этом речь идет не только о прощении других людей, но и самого себя. Они осознают всю глубину своих ошибок и в первую очередь каются перед собой.
  5. В их сердце живет умиротворенность и гармония. Там нет места низменным страстям и эмоциям. Они понимают всю бессмысленность чувства вины, агрессии или гнева и несут в мир только добро.

Конечно, стать человеком с богатой душой непросто. Здесь играет роль совокупность всех факторов – воспитания, и набожности. Можно быть набожным человеком, но так и не понять, в чем смысл веры, а можно много читать и развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, но остаться черствым в душе и ненавидящим всех и вся. Вообще духовное богатство неотделимо от снисходительности, мудрости, терпения и готовности в любую минуту протянуть своему ближнему руку помощи. Только отдавая, ничего не требуя взамен, можно обогатиться.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.