Как сделать проект на тему домашние животные. Педагогический проект «Домашние животные

МБОУ СОШ №1

Проект на тему

«Мои домашние животные»

Подготовил: Калита Кирилл, Ковалева Елизавета,

Яковенко Анна, ученики 1 класса

Руководитель проекта: Сытник М.Г.

Цель проекта:

Определить, какую роль играют домашние

животные в жизни человека и какую роль

играет человек в жизни домашних животных.

Изучить материалы по источникам о домашних

животных;

Провести наблюдение за своими домашними

питомцами;

Сделать выводы об особенностях домашних

животных

Вопросы, направляющие проект

Чему нас могут научить животные?

Как животные приспособились жить в мире людей?

Могут ли животные сделать человека лучше?

Как люди относились к домашним животным на протяжении всей истории?

Наши домашние животные.

Как домашнее животное помогает человеку быть добрее.

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

Учебные вопросы

  • Происхождение домашних животных
  • Животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит дома кролика как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного-компаньона можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки теплой одежды.
  • Все домашние животные входят в общую биологическую классификацию наряду со своими дикими родственниками.
    • Домашние животные – животные, которые одомашненные человеком и которых он содержит, предоставляет им кров и пищу. Домашние животные приносят человеку пользу, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг.

2. Могут ли животные сделать человека лучше?

  • За что мы любим домашних животных?
  • Какое домашнее животное ты любишь больше всех и почему? (Соц. опрос)

    Опрос среди одноклассников и друзей.

    №1. Какое домашнее животное есть у вас?

    90% -кошка/собака

    №2. Как ты относишься к своему домашнему животному?

    50% - нравится, оно очень милое

    40%- жить не могу без него

    10% - равнодушно

    Судя по результатам мы видим, что и мои друзья, одноклассники привязаны к своим

    домашним животным

№3. Сколько времени ты проводишь с ним?

40%-около часа

60%- всё свободное время

В целом, больше времени проводят с домашними животными.

№4. Кто вашей семье больше всего любит его?

35% - мама 50% - я (опрашиваемый)

5% - папа, сестра и т. д.

№5. Любишь ли ты проводить время с ним?

Большинство детей уделяют достаточное внимание своим питомцам.

№6. Когда ты с ним разговариваешь, как ты думаешь, понимает

оно тебя?

55% - точно понимает

35% - иногда понимает, иногда – нет

10% - не понимает

Дети уделяют большое внимание содержательному общению со своими питомцами.

  • Работа в интернете
  • Как люди относились к домашним животным

    на протяжении всей истории?

  • Мой нежный и ласковый кот.
  • В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризует отношение к кошкам простых людей, любивших ее и нуждающихся в помощи этого нетребовательного и ласкового животного. Наши питомцы делят с нами кров на протяжении тысячелетий. И такое соседство можно назвать взаимовыгодным: кошки ловили мышей, а люди наслаждались обществом кошек. Однако нам никогда не удавалось подчинить себе кошек. Кошки, заняв прочное место в наших домах и в нашей жизни, все же по-прежнему остаются весьма независимыми.

2. Мой верный друг.

Наверняка все знают выражение: «собака – лучший друг человека», и оно как нельзя лучше говорит о таком домашнем животном. Собаки появились 12 ООО лет назад, когда пещерные

люди приручили азиатского волка. В настоящее время имеется множество пород, которые отличаются между собой по различным критериям, начиная от окраса и телосложения, и

заканчивая характером и способностями к обучению.

Собаки, пожалуй, являются одними из умнейших животных и могут вести конкуренцию с обезьянами, а также попугаями в способности понимать язык, так было доказано путем

множеств опытов, что они способны анализировать получаемую информацию, вследствие

чего понимают многие команды и усовершенствуют свои навыки.

Собаки – друзья и незаменимые помощники.

  • Наши домашние животные

Наш кролик Васька. Он белый в серое пятнышко. Он мягкий и пушистый. Мы любим гладить и играть с ним.

Кролики любят морковку и капусту.

Мы вместе кормим нашего кролика.

Кот Феликс.

Ему 3 года. Он рыжий с белым брюшком. Рост- 20 см. Тело- 60 см.

Вес- 5 кг. Глаза зелено-коричневые.

Он ловит мышей и часто играет с нами.

Собака Гонча. Ей 5 лет.

Цвет – черный. Глаза- карие. Рост- 40 см.

Она очень верная и умная. Выполняет наши команды.

Мы все очень любим Гончу.

Не зря говорят, что природа – это раскрытая книга и надо только уметь ее читать, а для этого надо научиться терпеливо наблюдать.

Наблюдение за животными заставило нас самих обратить внимание на свое поведение, эмоции не только в отношении домашних любимцев, но и к окружающим нас людям.

Оказывается, не мы одни - люди - живём на этой планете и сколько приятных и интересных моментов можно получить от общения с нашими братьями меньшими, если научиться

правильно понимать их.

Таким образом, в жизни человека домашние животные играют немалую роль. Эта роль проявляется в том, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Наши животные

Сделали нас дружнее

Вид проекта: краткосрочный, информационный, воспитательный.

Участники: Воспитатель, дети и родители средней группы

Срок реализации проекта: 28.11.2016 – 9.12.2016

Итоговое мероприятие: Викторина «животные и их детеныши»

Цель проекта : сформировать интерес и бережное отношение к животным

Задачи проекта:

1. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.

2. Воспитывать гуманное отношение к животным.

3. Уточнить представления о домашних животных, их внешнем виде, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.

4. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, стихов, поговорок.

5. Взаимодействие с родителями: развивать творческие способности и воображение взрослых и детей, умение получать положительных эмоций от совместной выполненной деятельности.

Актуальность: Воспитание бережного и заботливого отношения к домашним животным имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период.

По словам ученого «Не может быть доброго человека, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

Предполагаемый результат:








-привитие детям любви и бережного отношения к животным.

· Создание альбома-иллюстраций к сказке «Петушок и бобовое зернышко»

· Проведение викторины «Животные и их детеныши»

  • Литература о животных (энциклопедии, книги, журналы)
  • Наглядный материал (открытки, фотографии, иллюстрации)
  • Оформление уголка детских работ

Этапы работы

1. Подбор информации по теме, дидактический материал.

2. Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания.

3. Разработка конспектов занятий.

Второй этап – практический

Работа с детьми

1 . Проведение познавательного занятия «Домашние животные»

2. Рассматривание картин с домашними животными «домашние животные и их детеныши»

3. Ситуативный разговор «Как я забочусь о своем питомце»

4. Оригами «Кошечка»

5. Занятие по изобразительной деятельности. Рисование методом тычка «Домашнее животное – кролик»

6. Аппликация «Поросята»

7. Лепка «Лошадка»

8. Знакомство с художественной и познавательной литературой. Сказка «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка), «Петушок и бобовое зернышко»(русская народная сказка), К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных», А.Барто «Козленок»

9.Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная больница»

10. Дидактическая игра «Кто как кричит?», «Назови ласково», «Один - много», «Где чья мама?»

Работа с родителями

Папки передвижки, консультации:«Если вы решили завести питомца», «Дети и домашние животные», «Почему дети боятся домашних животных».

Опрос:«Есть ли в вашей семье домашние животное»

Привлечь родителей к сбору информации о домашних животных.

Проведение викторины «Животные и их детеныши».

Выставка детских работ: аппликация « Поросята», рисунки «Домашнее животное – кролик», лепка «Мама кошка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №89 "ДЕЛЬФИНЕНОК" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Проект

«Домашние животные»

Средняя группа

Подготовила воспитатель:

Сухотерина М.Н.

Обухово, 2016г.

Паспорт проекта:

Вид проекта: краткосрочный, информационный, воспитательный.

Участники: Воспитатель, дети и родители средней группы

Срок реализации проекта: 28.11.2016 – 9.12.2016

Итоговое мероприятие: Викторина «животные и их детеныши»

Цель проекта : сформировать интерес и бережное отношение к животным

Задачи проекта:

  1. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
  2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  3. Уточнить представления о домашних животных, их внешнем виде, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.
  4. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, стихов, поговорок.
  5. Взаимодействие с родителями: развивать творческие способности и воображение взрослых и детей, умение получать положительных эмоций от совместной выполненной деятельности.

Актуальность: Воспитание бережного и заботливого отношения к домашним животным имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период.

По словам ученого «Не может быть доброго человека, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

Предполагаемый результат:

Дети должны знать названия домашних животных и их детёнышей;
-дети должны знать, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет);
-дети должны знать чем питаются домашние животные;
-дети должны знать какую пользу приносят домашние животные людям;
-дети научатся ухаживать за домашними животными;
-дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей, частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;
-дети должны знать, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;
-привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Продукт проектной деятельности:

  • Создание альбома-иллюстраций к сказке «Петушок и бобовое зернышко»
  • Проведение викторины «Животные и их детеныши»

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Литература о животных (энциклопедии, книги, журналы)
  • Наглядный материал (открытки, фотографии, иллюстрации)
  • Оформление уголка детских работ

Этапы работы

Первый этап – организационный

  1. Подбор информации по теме, дидактический материал.
  2. Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания.
  3. Разработка конспектов занятий.

Второй этап – практический

Работа с детьми

1 . Проведение познавательного занятия «Домашние животные»

2. Рассматривание картин с домашними животными «домашние животные и их детеныши»

3. Ситуативный разговор «Как я забочусь о своем питомце»

4. Оригами «Кошечка»

5. Занятие по изобразительной деятельности. Рисование методом тычка «Домашнее животное – кролик»

6. Аппликация «Поросята»

7. Лепка «Лошадка»

8. Знакомство с художественной и познавательной литературой. Сказка «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка), «Петушок и бобовое зернышко»(русская народная сказка), К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных», А.Барто «Козленок»

9.Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная больница»

10. Дидактическая игра «Кто как кричит ? », «Назови ласково», «Один - много», «Где чья мама?»

Работа с родителями

Папки передвижки, консультации:«Если вы решили завести питомца», «Дети и домашние животные», «Почему дети боятся домашних животных».

Опрос:«Есть ли в вашей семье домашние животное»

Привлечь родителей к сбору информации о домашних животных.

Третий этап – заключительный.

Проведение викторины «Животные и их детеныши».

Выставка детских работ: аппликация « Поросята», рисунки «Домашнее животное – кролик», лепка «Мама кошка»

Перспективное планирование

Дата

Мероприятие

Формы проведения

28.11

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: Домашние животные

Отгадывание загадок, ситуативный разговор, игра, показ картинок, беседа, художественное слово

30.11

Изобразительная деятельность

Лепка

Коммуникация (отгадывание загадок, беседа, ситуативный разговор, художественное слово)

2.12

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Аппликация

Отгадывание загадок, ситуативный разговор

5.12

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

Рисование

Отгадывание загадок, беседа, ситуативный разговор, рассказывание стихов, использование нетрадиционного метода рисования (жесткая кисть и ватные палочки)

7.12

Образовательная область

Познавательное развитие

Викторина

Карты с изображением животных, отгадывание загадок, ситуативный разговор

Приложение к проекту

Викторина «Животные и их детеныши»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах. Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни животных. Развивать логическое мышление.

Материал: картины с изображением домашних животных, их детёнышей, конверты с разрезными картинками, призы, эмблемы и микрофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня я корреспондент газеты «АЛГА». Кто такой корреспондент?(Ответы детей). Правильно! Корреспондент – это человек который пишет статью для газеты. Вы у меня знатоки природы (команда детей из 10 человек). Я хочу побеседовать с вами о домашних и диких животных, об их детёнышах в виде викторины. Что такое викторина? (Ответы детей). Правильно! Викторина – это игра в ответы на вопросы: я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Только давайте договоримся о том, что вы не будете кричать и отвечать все вместе, хором, а просто поднимите руку. Я поднесу к вам микрофон и вы будете отвечать на вопрос. Это для того, чтобы я могла записать ваши ответы на магнитофон. А потом мы выпустим газету о нашей викторине. Договорились? Хорошо! За каждый правильный ответ я буду давать вам фишку. Кто больше всех наберёт фишек, тот и победитель нашей викторины.

1. Конкурс «Отгадай загадку о животном».

Задание: Отгадать загадки о домашних животных.

1. У него четыре лапки,

В лапках – цап-царапки

Пара чутких ушей

Он гроза для всех мышей. (Кошка).

2. Она ходит по лугам,

Молоко приносит нам.

День и ночь траву жуёт

Да в хлеву она живет (Корова).

3. Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок – стучат копытца.

Ты не хочешь прокатиться (Лошадь).

4. С хозяином дружит,

Домик он сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака).

2. Конкурс «Ответь на вопросы».

Задание: Ответить на вопросы.

Корреспондент: Наши читатели хотят узнать немного о зверях, их детенышах. Они прислали вам вопросы.

1. Как зовут детей у коровы, лошади, собаки, кошки? (телята, жеребята, щенята, котята).

2. Как можно ласково назвать детей животных (теленочек, щеночек, котеночек и. т. д)

3. Какие части тела у домашних животных вы знаете?

4. Чем покрыто тело животных?

3. Конкурс «Собери детей».

На руках у каждого ребенка карточки с изображением взрослых животных. А на столе корточки с изображением детенышей.

Корреспондент: Давным-давно все животные: домашние жили мирно и дружно. Они всегда вместе работали и отдыхали. И вот один раз решили они сходить вместе с детьми на экскурсию в лес. Малыши были очень довольными: они бегали, резвились, всем интересовались. Мамы держали своих детей за лапы, чтобы они не потерялись в лесу. Но когда они вышли на лесную поляну, то отпустили детей покувыркаться. Малыши с радостью разбрелись по поляне и все перемешались. Забеспокоились родители. Дети, помогите им разобраться, где, чей ребёнок.

Задание: Найти и назвать детёныша того животного, который в руках у ребенка.

Дети выполняют задание.

Вопросы детям:

1. Какое у тебя животное?

2. Кого из детёнышей оно будет звать?

Ответы детей: Например, у меня корова, она будет звать теленка.

4. Физминутка.

«Кошечка» (психоречевая гимнастика)

Задание: импровизация движений кошечки: сесть на корточки, похлопать по животу, встать, потянуться и погладить себя по животу.

«А сейчас мы превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шерстка развернулась.

5. Конкурс «Назови родителей: папу и маму».

В руках у детей найденные детеныши.

Корреспондент: Вот мы и нашли всех малышей. Назвали их. А как называют их родителей?

Задание: назови папу и маму этого детеныша.

Вопросы детям:

1. Кто у тебя?

2. Как зовут папу и маму?

Ответы детей:

Например, У меня теленок. Папа - бык, а мама – корова.

6. Конкурс «Кто как кричит?»

Корреспондент: Когда родители искали своих малышей, они кричали их по своему: кто-то мычал, а кто-то мяукал.

Вопросы:

1. Мычала кто? (корова).

2. Хрюкала кто? (свинья).

3. Мяукала кто? (кошка).

4. Ржала кто? (лошадь).

5. Лаяла кто? (собака).

6. Крякала кто? (утка).

7. Конкурс «Собери картинку».

На столах детей конверты с разрезными картинками. На картинках изображены животные.

Задание: Собрать картинку и назвать животное, которое получилось.

8. «Кто, где живет?»

Карточки с изображением жилья домашних животных. Задание: распределить животных по своим домам.

9. Подведение итогов и награждение победителей.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Домашние животные»

Цель: познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных: познакомить с обобщающим понятием «домашние животные» , учить узнавать их по описанию; развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, мышление; учить правильно образовывать имена существительные, обозначающие детенышей; развивать высоту голоса; воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – набор домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья и отдельно их детеныши, изображения кошки и собаки, выполненное из геометрических фигур, изображения домашних животных с недостающими частями тела. Раздаточный – геометрические фигуры.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на ковре, и воспитатель загадывает им загадки.

Му –му-му!

Молока кому? (Корова)

Мягкие лапки,

На лапках царапки. (Кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

У кого хвост и грива,

Иго – го, кричит игрива? (лошадь)

Дети называют отгадки, а воспитатель выставляет на стол макеты соответствующих животных .

Как одним словом назвать корову, кошку, собаку, лошадь? (домашние животные ) .

Почему их назвали домашними ? (Потому что живут рядом с человеком) .

Зачем человек держит их возле себя?

У кого из вас есть домашнее животное ? Кто это? Как его зовут?

Попробуйте отгадать еще одну загадку :

у кого 4 ноги (лапы, хвост и он покрыт шерстью?

Вместе с детьми воспитатель выясняет, что это признаки всех зверей.

Догадайтесь о ком я сейчас думаю :

1) Это домашнее животное , у которого пушистый хвост.

Дети называют и кошку, и собаку.

Она ловит мышей (или охраняет дом) .

2). Это домашнее животное очень большое , с длинным хвостом.

Дети могут назвать корову (или лошадь) .

У неё есть рога (или у неё есть грива) .

Физкультурная минутка.

Покажите, как скачет лошадка, как жует корова траву, как умывается кошка.

Дети садятся на ковер, и воспитатель спрашивает их, нужно ли ухаживать за домашними животными .

Как это нужно делать? (Кормить, поить, убирать.)

Воспитатель предлагает детям взять в руки макеты животных и начинает громко произносить названия различных кормов, например : трава, молоко, косточка, рыба, сено и т. д. Тот ребенок, у кого в руках животное , которое питается этим кормом, должен подойти к воспитателю. (Игра проводится 3 раза) .

Дети рассаживаются за столы. У каждого набор геометрических фигур, необходимых для выкладывания изображения кошки и собаки. Воспитатель выставляет картинки.

Каждый ребенок, рассмотрев рисунки и свой набор фигур, должен догадаться, кого он сможет сложить, а затем сделать это.

После выполнения задания попросить 4 детей назвать фигуры, из которых сложено то или иное животное , а также посчитать их.

На столе расставлены мамы животные , воспитатель просит детей помочь мамам – животным найти своих детенышей. Для этого надо подойти к столу и выбрать соответствующий макет. Затем дети по очереди рассказывают, у какого животного как называется детеныш.

У коровы – теленок, у кошки – котенок, у собаки – щенок, у лошади – жеребёнок.

Дети садятся на ковер, и воспитатель показывает им изображения домашних животных , у которых что – либо недорисовано. Дети должны правильно назвать недостающую часть.

У кошки нет ушей.

У собаки нет уха.

У коровы нет рогов.

У лошади нет хвоста.

В конце занятия воспитатель читает детям стихотворение Л. Г. Парамоновой :

К домашним животным мы тех отнесем ,

С которыми в тесном контакте живем :

Коровы и лошади, овцы и козы,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим, коль надо – стрижем,

Их ласково гладим, всегда бережем.

Они к нам привязаны, очень послушны

Они нам дают молоко и сметану,

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи нам дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

После занятия по желанию детей , можно провести игру «Кого не стало?»

Дети встают вокруг стола, на котором расставлены фигурки животных . Детей просит воспитатель внимательно посмотреть и запомнить всех, кого они видят. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну фигурку. Дети открывают глаза.

Кто из животных ушел домой ?

Ситуативный разговор «Как я забочусь о своем питомце»

Цель: закрепить знания об уходе за домашними животными и птицами, воспитывать к ним заботливое отношение.

Вопросы: Как ухаживаете за животными и птицами? (кормим, поим, убираем). Из чего едят животные, птицы? (из миски, кормушки). Из чего пьют? (из поилки). Что едят? (специальный корм, молоко, зерно и т.д.). Составить небольшой рассказ о домашних животных и птицах.

Оригами «Кошечка»

Цель: выполнение кошечки в технике оригами

Задачи:
- познакомить с техникой оригами на примере кошечки;
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию;
- развивать моторику рук, глазомер, творческое мышление;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость;
- прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству

Материалы и инструменты:
- картон гофрированный;
- лист белой бумаги;
- цветная бумага;
- ножницы;
- карандаш или ручка;
-фигурные дыроколы;
- клей-карандаш.

Ход работы:

Берем лист белой бумаги. Разрезаем напополам.



Делаем голову кошечке. Для этого берем половинку белого листа, сгибаем треугольник. Лишнее отрезаем


Вот что у нас должно получится



Берем ручку, намечаем пунктирные линии. Сгибаем по линиям. Центральная линия нужна для того чтобы наметить середину. И развернуть



Голова кошечки готова



Делаем туловище кошечке. Для сделаем форму треугольник так же как мы делали голову кошечке



Осталось сделать хвостик. Справа загибаем уголок под углом



Склеиваем голову и туловище кошечки



Берем цветную бумагу соответствующих цветов. Рисуем и вырезаем глазки, носик, язычок, лапки, бантик.



Приклеиваем. все детальки


Рисование методом тычка «Домашнее животное – кролик»

Задачи:

1. Продолжать учить детей рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру; закреплять умение рисовать ватной палочкой мелкие детали рисунка. «Художественно-эстетическое развитие (рисование)»

2. Расширять знания детей о домашних животных. «Познавательное развитие».

3. Прививать интерес к поэтическим произведениям «Речевое развитие».

Материалы и оборудование:

Лист бумаги формата А4 с нарисованным контуром кролика, жесткая кисть; гуашь: черная, белая и серая, ватные палочки; стаканчик с водой; планшет, мелок, кролик.

Предварительная работа:

Знакомство с домашними животными; целевое посещение живого уголка старшей группы (объект наблюдений - кролик) ; разучивание стихотворений о зайке: А. Барто «Зайку бросила хозяйка» и Г. Бойко «Длинноухий озорник».

Ход занятия.

1 часть – организуется в игровой зоне.

Воспитатель знакомит детей с волшебным кругом, изображённым на планшете.

Воспитатель: Ребята, каких домашних животных вы знаете? (дети перечисляют домашних животных, а воспитатель помещает их в волшебный круг.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сегодня я хочу познакомить вас с еще одним домашним животным.

Воспитатель загадывает загадку:

Он сквозь чащу быстро скачет

И себя надежно прячет

От сторонних глаз пытливых.

Он так быстро, торопливо

Утром рано – спозаранку –

Выбегает на полянку.

То не волк и не лисица,

И не быстрая куница.

Ну, попробуй, угадай–ка?

Ну, конечно, это…

Дети: зайка

Воспитатель: Молодцы, ребята, угадали – это заяц.

А заяц – это домашнее или дикое животное? Куда мы поместим нашего зайца, в середину волшебного круга или за его пределами?

Где живет заяц?

Чем питается?

Кто на него охотится?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель обобщает ответы детей. Заяц – это дикое животное, которое живет в лесу, и которое с наступлением зимы меняет свою серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ближайшим родственником дикого зайца является домашнее животное – кролик.

Кто видел кролика?

Как он выглядит? (описание)

Чем питается?

Где живёт?

Воспитатель дополняет ответы детей и рассказывает об отличительных особенностях кролика (живёт у людей, его кормит человек; на него охотятся хищные звери, т. е. ему не приходится менять свою шубку; окрас шубки более разнообразный: белый, чёрный, коричневый, серый) .

Сюрпризный момент: воспитатель открывает клетку с кроликом.Дети рассматривают и описывают кролика.

Воспитатель: Ребята, а какие стихотворения вы знаете про зайчика?

Дети рассказывают стихи:

1. Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Агния Барто.

2. Длинноухий озорник

В огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал.

Мы за ним – он скок - поскок

С огорода наутёк!

Г. Бойко.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Ребята, а почему наш кролик загрустил?

Дети: Ему скучно сидеть в клетке одному.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы его развеселим! Поиграем в игру «Весёлые зайчата», а потом нарисуем для нашего кролика много маленьких друзей.

2 часть - динамическая пауза «Весёлые зайчата»

Ну-ка, дружно все присели

Друг на друга поглядели.

И похлопали в ладошки:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайки на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

3 часть – в учебной зоне

Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь на свои места, и мы будем рисовать для нашего кролика маленьких друзей.

Перед детьми лежат листы бумаги с контуром кролика, краски, кисть, ватные палочки.

Дети обводят пальцем по всей линии контура кролика, затем выполняют упражнение - разминку с кисточкой, а потом начинают тычком рисовать по всей линии контура кролика. Закончив рисовать по линии контура, дети рисуют тычком внутри. Затем с помощью ватных палочек дети дорисовывают крольчатам глаза и носик.

4 часть – заключительная .

Воспитатель благодарит детей и говорит, что теперь кролику будет весело, ведь у него появилось много маленьких озорных друзей.

Воспитатель организует выставку детских работ.

Аппликация «Поросята»

Программное содержание:

Продолжить работу по модульной аппликации .

Совершенствовать навыки вырезания кругов по контуру, складывать их пополам.

Учить детей делать складку в центре круга.

Совершенствовать технику работы ножницами.

Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Развивать творческое воображение и художественные способности.

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Материалы и оборудование:

Клей, кисточки, клеенка, салфетки, черный фломастер.

Круги разных размеров: 8 см; 5 см;

2 см; 3 см – 6 шт.

Иллюстрации к сказке «Три поросенка , конверт с загадками, мягкая игрушка поросенка .

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки?

А какие сказки вы знаете? (ответы)

А вот Бабушка – Загадушка прислала вам загадки. Нужно ответить из какой это сказки!

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне

(«По щучьему велению» ).

У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы

Высоко они летят

Далеко они глядят.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ).

Внучка к бабушке пошла

Пироги ей понесла

Серый волк за ней следил

Обманул и проглотил.

(«Красная шапочка» )

- «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, котик – братик выручай». (Кот,петух и лиса)

- «Пойду, поищу, может найду. Мне так хочется иметь громкий голос» («Как цыпленок глос искал» )

- «Сядь ко мне на язычок, спой еще разок» («Колобок» ).

Молодцы, отгадали.

А какие звери живут в сказках? (лиса, волк, медведь, зайчик, петушок) .

А вот один зверек прибежал к нам на занятие и спрятался у меня под салфеткой. Кто это, как вы думаете? Вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок.

На ногах его копытца

Ест и пьет он из корытца.

Это поросенок .

В какой сказке живет поросенок ? («Три поросенка » ).

Как звали поросят ?

Кто хотел их скушать?

В каком домике спрятались поросята , он был самый крепкий? (в домике Нуф-Нуфа) .

- Поросята в лесу весело жили , играли, кувыркались. Давайте и мы немножко поиграем.

Физкультминутка.

- Поросята в лесу жили

Головой они крутили

Вот так, вот так

Головой они крутили.

Желуди они искали

Дружно дерево качали.

На носках они ходили

И из лужи воду пили.

А потом они плясали

И копытца поднимали.

Ребята, мы с вами играли, а вот поросенок Нуф-Нуф не играл , он грустный, он потерял своих братьев.

Когда волк убежал, Ниф-Ниф и Наф-Наф выбежали на полянку и где-то играют.

Давайте поможем Нуф-Нуфу.

Сделаем веселых поросят и много друзей для Нуф-Нуфа.

Закройте глаза и представьте поросенка , что у него есть? (туловище, голова, ушки, ножки, пятачок, хвостик) .

Ребята, а туловище у поросенка какой формы и какого цвета?

(овальное, розового цвета бывает)

Туловище мы будем делать из большого розового круга. Но его надо превратить в овал. Для этого нужно по центру круга сделать складку. Потом берем клей, намазываем и приклеиваем.

Какой формы голова? (круглая) .

К туловищу приклеили чуть поменьше круг. Из двух маленьких кругов сделали ушки. Кружочки надо сложить пополам. Одну половину намазать клеем и приклеить. Посмотрите, у поросенка получились как настоящие ушки.

Приклеили пятачок.

Ножки тоже сделаем с кружков, которые надо сложить пополам.

Фломастером дорисуем глазки, ротик и еще у поросенка есть хвостик закрученный, мы его тоже нарисуем фломастером.

Посмотрите, какой веселый поросенок получился .

А сейчас вы приступайте к работе и у вас тоже получатся такие же веселые поросята .

Самостоятельная работа детей

Выставка работ. Работы вывешиваю на доску. Несколько детей анализируют, говорят, какие работы понравились и почему.

Подвожу общий анализ. Молодцы ребята. У всех вас на лесной полянке появились веселые поросята , среди них есть и Ниф-Ниф и Наф-Наф. Вы правильно сделали складку в центре круга, правильно сложили кружочки пополам. Работы аккуратные получились. Нуф-Нуф очень обрадовался, что вы помогли ему найти своих братьев и много друзей у него появилось. Всем он вам говорит спасибо.

Лепка «Мама Кошка»

Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кошку

Образовательная область: Художественное творчество

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, физическая культура, коммуникация, социализация, познание.

Тип занятия: интегрированное

Возраст детей: 4 – 5 лет

Формы НОД: коммуникация (отгадывание загадок, беседа, ситуативный разговор, художественное творчество (лепка, физическая культура (игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, музыка (игровые упражнения с музыкальным сопровождением, безопасность (беседа, познание (наблюдение) .

Форма организации: подгруппа

Задачи:

Образовательные:

Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями;

Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;

Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов;

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму) ;

Закреплять умение работать со стеком для пластилина.

Развивающие:

Развивать самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное;

Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Оборудование и материалы:

Пластилин

Доски для лепки

Стеки

Влажная салфетка, тканевая салфетка (на каждого ребёнка)

Магнитофон

Диск с музыкальным произведением «Котик»

Картинки с изображением кошек

Ширма для театра

Куклы домашних животных (Козы, коровы, собаки, котенка)

Предварительная работа: Беседа с детьми о домашних животных (кошки, собаки, козы, коровы) ; рассматривание иллюстраций кошек - котят, собак - щенят, коз - козлят; коров – телят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение котят и щенят) ; отгадывание загадок о кошках.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В: Ребята, отгадайте загадку:

Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

(Кошка)

В.: Ребята, а кошка дикое или домашнее животное?

В.: ребята, а каких ещё домашних животных вы знаете? (ответы детей) а почему их называют домашними?

В.: посмотрите, кто пришел к нам в гости! – это котенок. Пока вас не было, он рассказал мне очень грустную историю о том, как потерял свою маму кошку, а как позвать её забыл. И сейчас я вам её тоже расскажу, а точнее покажу. Присаживайтесь, пожалуйста.

Театр кукол «Как позвать маму кошку»

Жила была девочка, и у неё был котенок. Однажды, котенок проснулся, а мамы Кошки рядом не было. Котенок хотел позвать её, но забыл, как это надо сделать. Котенок расстроился и решил пойти поспрашивать у других животных, как же ему позвать маму кошку. Идет он по дорожке, а навстречу ему коза. Спрашивает она котенка: «Ты чего такой грустный?» - - «А ты скажи громко бе-е-е-е» - «Нет, так козленок маму козу зовет» и пошел дальше. Навстречу ему корова. Спрашивает она котенка: «Ты чего такой грустный?» - «Я забыл, как маму кошку позвать» - «А ты скажи громко му-у-у» - «нет, так теленок маму корову зовет» и пошел дальше. Навстречу ему собака. Спрашивает она котенка: «Ты чего такой грустный?» - «Я забыл, как маму кошку позвать» - «А ты скажи громко гав-гав-гав» - «нет, так щенок маму собаку зовет» .

Выхожу из-за ширмы с котенком: Ребята, а как же зовут маму котенка? (Кошка) . Как котенку её позвать? (сказать громко «мяу» ). Молодцы!

Котенок наш устал с дороги и хочет поспать. А мы с вами давайте немножко разомнемся

Физминутка под музыку (Котик)

Вот какой коташка, (Крадутся по кругу друг за другом на носочках)

Круглая мордашка (Останавливаются, показывают обеими руками мордашку)

И на каждой лапке (Ритмично вытягивают вперед то левую,

Коготки-царапки. то правую руку)

Все ему игрушки (Прыгают на носочках. Держат руки на поясе)

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик, (Выполняя поскоки, двигаются по кругу

По квартире скачет. друг за другом)

В.:А теперь ребята, пока наш котенок спит, давайте слепим для него кошку маму. Присаживайтесь, пожалуйста.

(дети садятся за столы, на которых уже приготовлены пластилин, доска для лепки, стек, салфетки)

Показываю готовую кошку: ребята, хотите слепить такую же кошку? Я сейчас вам покажу, как это делается. Вот у меня большой кусочек пластилина. Я отрываю от него кусочек поменьше – это будет голова нашей кошки. Теперь я отрываю от большого куска кусочек ещё меньше – это будет хвостик нашей кошки. А из этого оставшегося пластилина я буду лепить туловище для нашей кошки. Я скатаю из этого куска пластилина колбаску и согну её в дугу. Затем я беру стек и с двух сторон этой колбаски делаю продольные надрезы – ножки для нашей кошки. Теперь я их немножко прищипываю.

Но прежде, чем мы с вами начнем лепить кошку, давайте разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Котенок»

У котенка лапки – мягкие подушки (на вытянутых руках крутят кулачки)

А внутри царапки – острые игрушки (разжали, покрутили ладошки)

(сжали, разжали кулачки)

Цап-цап, цап-царап – острые игрушки (сжали, разжали кулачки)

Давайте вспомним правила работы со стеком и пластилином:

Со стеком: нельзя размахивать, тыкать, в рот брать и т. д.

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Обрежь стеком нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Молодцы! А теперь можно приступать к лепке.

После лепки:

Ребята, какие замечательные кошки у вас получились. А давайте разбудим нашего котенка и обрадуем его.

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница»

Задачи:

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.

Воспитывать чуткое, гуманное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа:

Экскурсия в медицинский кабинет.

Наблюдение за работой врача.

Просмотр сказок К. Чуковского «Доктор Айболит».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Доктор Айболит».

Чтение произведений Э. Успенского «Играли в больницу», С. Маршака «Усатый - полосатый», В. Маяковского «Кем быть?».

Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др.

Беседа с детьми о работе ветеринарного врача.

Изготовление атрибутов к игре (совместно с родителями).

Игровые роли:

Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, посетители с животными, спасатели.

Оборудование:

Животные (игрушки, посуда для кормления животных, инвентарь для уборки помещения, халаты, шапки, санитарная сумка, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки, касса, деньги, инструменты и каски для спасателей.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям тему для обсуждения «Почему человек должен заботиться о наших братьях меньших».

Воспитатель: Кто бы из вас ребята, хотел научиться лечить животных и стать ветеринарным врачом?

На роль врача всегда много желающих детей, поэтому можно воспользоваться считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять

Зайку надо покормить,

Киску надо полечить.

Не сиди, не скучай,

А работать начинай.

Врач будет осматривать больных животных, назначать лечение.

Медицинская сестра будет выписывать рецепты и в процедурном кабинете делать перевязки, прививки, уколы. В ветеринарной аптеке будет работать тот, кто мечтает также, делать добрые дела для животных. Девочка, у которой дома много животных захотела быть санитаркой, потому что знает чистота и порядок в помещении – залог здоровья людей и животных.

На роль спасателей выбираются мальчики, которые считают, что животным нужно помогать и оказывать им помощь, если они попали в беду.

Остальные ребята со своими питомцами будут посетителями лечебницы. Каждый владелец животного рассказывает о том, что случилось, какая помощь нужна его питомцу. Кто – то приносит фотографии своих питомцев, рассказывает о том, почему завел именно этого животного. Благодарные посетители вместе со своими питомцами устраивают представление для сотрудников ветеринарной лечебницы и для спасателей.

Подведение итога игры.

По желанию детей игра может продолжаться дальше.

Варианты развертывания игры:

Животные подружились и вместе проводят время;

Здоровые животные выступают в цирке;

Дидактические игры

«Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет какого-либо домашнего животного и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит, какие звуки воспроизводит данное животное, возвращает мяч: «кошка» (мяукает), «собака» (гавкает).

«Где чья мама?»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход: Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога - рожки, копыто - копытце, ухо - ушко, глаз - глазик.

«Один - много» (домашними животными и их детенышами)

кошка - кошки

собака – собаки

корова – коровы

лошадь – лошади

котенок – котята

щенок – щенки

теленок - телята

жеребенок – жеребята.

Консультации для родителей(папки передвижки)

«Если вы решили завести питомца»

Что же необходимо знать, если вы надумали оставить домашнее животное себе?

Как часто бывает ситуация которая переносит нас в детство, когда идешь по городу и видишь одинокое, брошенное, никому не нужное животное, сразу вспоминается случай, когда маленькие дети приносят домой одиноких домашних животных, а разумные родители не позволяют приютиться. Что же необходимо знать, если вы надумали оставить домашнее животное себе? Первое, что нас настораживает – это постоянный уход за животным, его неопасность для окружающих и безопасность для мебели. Второе – это боязнь привязанности, ведь животные гораздо меньше живут, чем люди.

Сколько лет должно исполниться ребенку, прежде чем заводить домашнее животное?

Хотя большинство педиатров рекомендует заводить домашнее животное после того, как ребенку исполнилось шесть лет, именно, Вы являетесь лучшим судьей, определяющим созрел ли Ваш ребенок для ответственности. По крайней мере, Ваш ребенок должен научиться сдержанности и понимать слово «нет». Если вы считаете, что ваш ребенок готов для домашнего ребенка, вы можете вместе сходить к друзьям, у которых есть домашние любимцы и посмотреть, как ваш ребенок ведет себя с ними.

Стоит брать маленьких животных или можно уже больших?

Большинство отдаст предпочтение малышу, мотивируя выбор тем, что «щенка можно воспитать под себя» и «он с детства лучше привяжется, потому что будет знать одного хозяина». Да, это так. Но и затрат на щенка будет гораздо больше – и речь даже не о материальных затратах. Это прежде всего время, силы и внимание малышу.

Взрослых животных брать тоже стоит, потому что они могут оказаться для Взрослых животных брать тоже стоит, потому что они могут оказаться для

вас идеальными: такие собаки более послушны, меньше портят вещи и меньше нуждаются в физических нагрузках, чем молодые животные. Кроме того, это просто благородно. Отказываться от взрослой собаки в возрасте из-за того, что впереди у нее немного меньше лет, несправедливо.

Что же касается привязанности, можете не сомневаться: вы не почувствуете никакой разницы. Возможно собака, которую взяли в семью взрослой, будет даже более предана своим хозяевам, поскольку знает, какой бывает жизнь, когда рядом нет любящего человека.

Где можно приобрести животное?

Птиц, рыб, грызунов и т. п. можно приобрести в зоомагазине или у частных лиц.

Щенков и котят ни в коем случае не покупайте и не берите на рынках и у метро – скорее всего малыш окажется серьезно больным. В последствии Вы потратите на лечение массу сил, времени и денег, при этом процент того, что животное выживет – очень мал.

Собак и кошек можно взять в питомниках, приютах, по объявлениям у частных лиц. Если Вы хотите породистое животное – лучше навести справки и купить его в клубе у хорошо зарекомендовавших себя ответ с твенных заводчиков.

И породистых и беспородных собак и кошек любого возраста можно найти в приютах для животных. На сегодняшний день приюты для животных – достаточно надежные и уважаемые организации, где в выборе питомца Вам помогут специалисты, опираясь на Ваши требования и предпочтения, а также учитывая характер питомца.

Можно взять собаку или котенка у частных лиц – в этом случае надо внимательно смотреть, чтобы предлагаемое Вам животное не оказалось больным. В случае, если Вы берете котенка или щенка, и если Вы неопытны, то хорошо, если с Вами пойдет кто-то, кто сможет хотя бы примерно определить – каким станет в будущем предлагаемое животное.

Породистый или беспородный?

Породистое или беспородное животное выбрать – каждый решает для себя сам. И в том и в другом случае есть свои плюсы и минусы.

Породистое животное, как правило, стоит достаточно дорого. Некоторые питомники и клубы отдают таких животных на определенных условиях, не всегда удобных и выгодных для Вас. Есть мнение, что породистые животные болеют чаще и переносят заболевания гораздо тяжелее.

В зависимости от того – чего мы ждем и хотим от животного, с какой целью берем – и нужно определяться с породой.

Беспородные животные по-своему хороши. В первую очередь – они уникальны: двух одинаковых беспородных животных Вы не найдете. Дворняжки имеют более гибкую психику, они легче адаптируются и приспосабливаются. Беспородных отдают бесплатно либо за символические деньги, они, как правило, более устойчивы к заболеваниям.

Но никто не даст гарантию, что собака, представляемая как, например, щенок маленькой собачки, не вырастет догом. Выбирая метиса, Вы должны это понимать.

Девочка или мальчик?

Выбор пола животного зависит от конкретной ситуации. Беря в дом кобеля, хозяин почти наверняка столкнется с упрямством, которое требует от человека психологического подавления. Мальчик будет стремиться занять как можно высшую ступень на иерархической лестнице. Поэтому в отношениях с мальчиками приходится проявлять власть, превосходство и твердость характера. И даже после того, как вы поставили его на место, он может опять попытаться оказать неповиновение, а при наказании – огрызнуться. Мальчики более склонны к самостоятельности, драчливее, обычно труднее поддаются дрессировке.

И, тем не менее, многое в мальчике подкупает: смелость и самоотверженность, выносливость и неутомимость в работе. Они, как правило, более эффектны, крупнее и породные признаки у них выражены более четко.

Девочки более понятливые, легче приспосабливаются к условиям содержания, больше тяготеют к дому и своим хозяевам. Они преданнее девочек, проще поддаются дрессировке.

Решившись завести питомца, прежде всего надо понимать, какая это серьезная ответственность – содержать дома животное и в трудную минуту не бросить его. Если у вас есть время и силы, то ваш будущий любимец отплатит вам за заботу непомерной любовью. А если вы сомневаетесь, а стоит ли, то откажитесь, не раздумывая, или отложите решение. Ведь, как всем известно, мы в ответе за тех, кого приручили.

«Дети и домашние животные»

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.. конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца: необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени восновном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против - домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы. И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное - «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы, конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

«Почему дети боятся домашних животных».

Как преодолеть страх?

Для многих детей животные – это, прежде всего друзья и защитники. Однако бывает, что боязнь собак и других животных – серьезная проблема. Страх перед животными появляется в возрасте двух лет и исчезает около пяти. Вызвать страх у ребенка может любое животное, но так как собаки и кошки – самые популярные домашние питомцы, они-то и вызывают наибольшее количество проблем.

Что является источником опасения?

Если ребенок боится животных, то вам необходимо выяснить не только каких именно животных он боится, но прежде всего – почему. Почему кошка вызывает страх? Боится ли ребенок, что собака может укусить? Проблему страха легче решить, зная его причину. Ребенок понимает, что он боится лишь некоторых животных, в то время как с другими он храбрее. Выясните у него, какие именно животные его пугают, не смейтесь над его боязнью и не позволяйте другим это делать. Но не перестарайтесь, так как ребенок может решить, что мама его оберегает, потому что он сам не может противостоять ужасному зверю.

Помощь в преодолении страха

Лучшее «противоядие» боязни животных – это знакомство ребенка с миром зверей с раннего возраста. Берите детей в парк кормить птиц, следите вместе за направлением их полета. У водоема попросите детей попытаться определить виды рыб под водой.

Рассказывайте им истории, в которых животные – лучшие друзья детей. Знакомя детей с экзотическим миром животных, смотрите вместе с ними документальные фильмы и объясняйте им их содержание. Если у вас есть возможность, ходите чаще с детьми в зоопарк. Вполне вероятно, что наблюдение за спящими на расстоянии хищниками не такое захватывающее и интересное, как близкое общение с домашними животными, но эти впечатления надолго отложатся в памяти малыша.

Научите детей наблюдать за животными

Чем раньше вы научите детей правильно наблюдать за животным миром и изучать его, тем лучше. Безопасность – это прежде всего знания. Собаки часто агрессивно реагируют именно на неправильное поведение ребенка. Объясните ему, что к собаке нужно приближаться медленно, что нельзя перед ней активно жестикулировать, что говорить нужно спокойно, разрешите ему погладить животное.


Проект подготовила: Татьяна Григорьевна Сухих, воспитатель второй младшей группы, МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск».

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели группы, специалисты – логопед, психолог.

Актуальность темы:

Каждый из нас хочет воспитать в детях любовь к животным, и прежде всего ребёнок должен знать о том, что мы в ответе за тех кого приручили.

Рядом с нами живёт множество разнообразных животных, тех диких и тех одомашненных, которые живут рядом с человеком. Именно о домашних животных пойдёт речь в проекте и о том, как научить детей не навредить ни себе, ни домашним животным при встрече и общении с ними. Чтобы воспитать заботливого, любящего животных – ребёнка, мы – взрослые должны приложить максимум усилий – для того, чтобы воспитать маленьких дошкольников в духе природосбережения – одной из сторон которых является экологическое образование в детском саду.

Любовь, понимание и забота — это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в младшем возрасте, поэтому, сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится огромное внимание.

Дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем.

К сожалению, в современном мире мы наблюдаем такую ситуацию, родители стали больше времени уделять своим интересам, в домах перестают обзаводиться домашними любимцами, нет условий для воспитания любви к животным, общения с ними, детям мало читают, в общем, проблема на лицо. Не нужно забывать, что домашние животные – это двигатель прогресса и отличный стимул для саморазвития детей. Детям становится сложнее понять для чего им любить, да ещё и ухаживать за домашними животными. А ведь мы знаем, что непосредственное общение ребёнка с животным воспитывает нравственно – волевые и трудовые качества.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей заботливого отношения к домашним животным. Дети должны научиться, не только знать их название, но и понимать, для чего нужны домашние животные, научить заботиться о братьях наших меньших, быть внимательными к ним, научиться ухаживать.

Проект даёт возможность изучить тему о домашних животных более углублённо, с помощью детей и родителей получить практический результат.

Цель проекта: Формирование экологических представлений у младшего дошкольника о домашних животных.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.
  2. Углубить знания детей о животных через чтение произведений о домашних животных;
  3. Посредством личного общения с животными способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным;
  4. Упражнять детей в проявлении заботливого отношения к домашним животным.
  5. Учить детей ухаживать за животными, дать представление детям о потребностях животных для их роста и развития;
  6. Закреплять знания о детёнышах домашних животных;
  7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Гипотеза реализации проекта: позволит объединить усилия воспитателей и родителей для более успешного и углублённого изучения домашних животных.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

  • Знание домашних животных, их характерные особенности и способы ухаживания за ними.
  • Развитие речевой активности во всех видах деятельности детей.

У родителей

  • Желание родителей завести домашнего питомца.
  • Проявление активности родителей в воспитательно-образовательном процессе при изучении домашних животных.

У педагогов

  • разработка консультативно – практического материала для родителей и педагогов

Структура проекта

План поэтапных мероприятий

1-й этап

Подготовительный

2-й этап

Реализация проекта

3-й этап

Итоговый

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о домашних животных,

создание условий, необходимых для реализации проекта.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Занятия познавательного цикла о домашних животных, рассматривание картин животных и их детёнышей, просмотр видео и презентаций о домашних животных, мультфильмов. Чтение сказок и рассказов, заучивание стихов, песенок, потешек про домашних животных. Рисование «Цветные клубочки», лепка «Воробушки и кот», «Подарок любимому щенку (котёнку)»

Подвижная игра «Лохматый пёс», «Воробушки и кот»,

«Вправо влево повернись и в котяток (щеняток, цыпляток и т.д.) превратись»

Игра – инсценировка «Кошкин дом»

Сбор и обработка методических и практических материалов. Презентация проекта, совместный досуг детей и родителей: домашняя викторина. Изготовление проекта «На скотном дворе»

Мониторинг.

Реализация проекта через разные виды деятельности.

Образовательная область «Социализация»

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Чей домик?», «Чей малыш?», «День рождения», «Семья».
  2. Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Чей домик?», «Чье это место?» «Найди что лишнее», «Из каких мы сказок?», «Найди пару», «Отгадай о ком говорится», «Чудесный мешочек», «Чей, чья, чьё?», «Собери картинку(целое)», «Играйка собирайка»
  3. Создание альбома «На подворье».
  4. Создание проекта «Скотный дворик»

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Рассматривание сюжетных картин. Рассматривание сюжетных картин. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога).
  2. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
  3. Коммуникативные игры: «Чудесный мешочек», дидактическая игра «Чья вещь?».

Образовательная область Познание «Формирование целостной картины мира» Ознакомление с природой

  1. «В гостях у бабушки»
  2. «У меня живёт котёнок»

Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»

  1. Беседы: «Правила безопасного поведения», Беседа «Будем, беречь и охранять природу», Беседа «Как звери елку наряжали», Беседа «Контакты с животными»,
  2. Чтение сказки С.Маршак «Кошкин дом»
  3. Составление правил безопасного поведения с животными на улице, дома.
  4. Беседа «Правила поведения с домашними животными»
  5. Просмотр мультфильма «Кошкин дом», «Котёнок Гав»

Образовательная область «Труд»

  1. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными.
  2. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
  3. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.
  4. Труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

Образовательная область «Художественное творчество»

  1. Рисование на тему: «Цветные клубочки»
  2. Лепка на тему: «Воробышки и кот»
  3. Оформление выстави: «Мы лепим котят»
  4. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Мои домашние животные».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  1. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», Обсуждение прочитанного материала.
  2. Совместная деятельность: «Тили-бом! Тили-бом!…»; «Как у нашего кота…», «Жили у бабуси…», «Кисонька-мурысенъка…», «Курочка-рябушечка…», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Бычок - черный бочок, белые копытца», Маршак «Где обедал воробей», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце».
  3. Проза: К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька»,
  4. Сказки: «Коза-дереза», «Петух и лиса», шотл. «Свинья и коршун»,
  5. Заучивание потешки «Как у нашего кота…», В. Берестов «Петушки распетушились»
  6. Загадки на тему: «Домашние животные»
  7. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка»

Взаимодействие с родителями

Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).

Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

Цели проекта:

  1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
  2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
  3. Развитие интереса детей к окружающему миру.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
  3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
  4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
  6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

Продукты проекта:

  1. Изготовление альбома «Домашние животные».
  2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
  3. Создание макета «Домик в деревне».

Таб. 1. Интеграция образовательных областей

Образовательная Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
Познание - Просмотр презентации «Домашние животные».

Животные, проживающие в деревне и в городе.

Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).

Беседа «Во что одеты животные?».

Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».

Наблюдение за собакой на прогулке.

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

Работа с макетом «Домик в деревне».

Коммуникация - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».

Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Социализация - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».

Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

Чтение художественной литературы - Рассматривание книг о животных.

Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».

Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».

Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».

Выставка книг «Животные в сказках».

Загадывание загадок о домашних животных.

Чтение пословиц и поговорок о животных.

Художественное творчество - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».

Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».

Музыка - Музыкальная игра «Угадай животное».

Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.

Труд - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Здоровье - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).

Беседы об умывании.

Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).

Безопасность - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
Физическая культура - Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).

Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».

Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».

Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».

Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:

Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».

Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.

Папка-передвижка «Дети и домашние животные».

Реализация проекта:

1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.

Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.

Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».

На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.

После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.

После, дети дежурят в уголке природы.

В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».

2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» .

Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.

3. Гигиенические процедуры.

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.

Умывалочка: «Кто такая пушка» .

4. Завтрак.

Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.

Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» .

Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:

Ложкой–вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Кашу кушать надо нам!

Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.

5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова , с показом иллюстраций животных.

6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.

7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» .

Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) .

Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)

Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:

Как мы бы жили без домашних животных,

Зачем человек приручил животных,

Живут в доме - значит домашние,

Зачем держать в доме животных,

Как ухаживать за домашними животными,

Какова роль домашних животных в жизни людей,

Учат ли животные и птицы своих детей,

Что мы можем дать домашним животным.

Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».


Дети заселяют макет животными.


Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.

Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».

8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.

Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.

9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.

Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность .

«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им .

После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:

Игры с выносным материалом;

Катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;

Кормление птиц на участке.

10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.

Воспитатель помогает детям раздеться.

Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» . Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» .

11. Обед.

12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».

13. Бодрящая гимнастика после сна.

Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» , «Гуси летят» , «Насос» .

Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).

14. Гигиенические процедуры.

15. Полдник.

16. Самостоятельная деятельность детей.

Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).

Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»

17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».

18. Вечерняя прогулка.

Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться .

Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?

19. Уход детей домой.

Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.

Подведение итогов.

В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».

Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

Список используемой литературы:

  1. Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
  2. Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
  3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
  7. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
  8. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
  9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
  10. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
  11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
  12. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
  15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
  16. Журнал «Дошкольное воспитание».