Как с помощью театра легко и играючи помочь ребенку развить речь и навыки общения.

Елена Шмырева
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Подготовила: Воспитатель

первой квалификационной категории Шмырева Е. А.

городского округа г. Кулебаки

Актуальность.

Театр- это волшебный край, в котором

ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель:

Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение в театральную деятельность.

Задачи:

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

Театрализованная среда.

Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);

Детская художественная, познавательная и методическая литература;

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный,

пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на дисках, варежковый театр, на стаканчиках, театр на ложках, топотушки, и др.);

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.);

Подборки тематических презентаций;

ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

Основные направления работы с детьми.

Чтение сказок;

Артикуляционная гимнастика;

Подвижные игры с элементами драматизации;

Игры на развитие интонационной выразительности;

Музыкальные этюды;

Театральная игра;

Дидактические игры;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

Сочинение сказок;

Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.

Элементы педагогических технологий.

здоровьесберегающие технологии;

личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

игровые технологии;

интегрированное обучение;

взаимодействие с семьёй;

использование ИКТ;

групповые;

проблемное обучение.

Формы организации театрализованной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослых и детей.

2. Мини-игры на других занятиях.

3. Театрализованные занятия.

4. Самостоятельная театрализованно-художественная деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Театрализованные игры-спектакли.

Результат работы.

1. Эмоциональная выразительность.

2. Расширение словарного запаса.

3. Средний и высокий уровень речевого развития.

4. Развитие монологической и диалогической речи.

5. Усвоение элементов речевого общения.

6. Совершенствование координации речи и движения.

Вывод.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

«Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пройдёт он жизненной тропой» Г. Попова

Публикации по теме:

Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано».Творческая.

Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Развитие ребенка через театрализованную деятельность участник городского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2017» в номинации «Педагогический дебют» Киселева Надежда.

Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

Воспитатель старшей группы «Любознайка»

Ибраева Ырысты Шакаровна.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основная цель современного педагога - разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий по речевому развитию, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Цель:

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

    Изучить литературу по данной проблеме.

    Подготовить консультации для родителей.

    Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе разработан план работы по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработаны и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобраны консультации для родителей по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собраны, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

В своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.

    Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

В течение года с ребятами были поставлены такие сказки как: «Колосок», «Р, «Теремок» на новый лад. Драматизация сказки «Теремок» была представлена для родителей. В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Тема второго доклада: Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

МБДОУ №87 «Золушка»

ДОКЛАД

Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

Выполнила:

воспитатель

Ястребова В.Л.

г.Набережные Челны 2011 г.


Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не, только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, потому что бывает, что взрослые люди с богатым духовным содержанием и с выразительной речью оказываются стеснительными, замкнутыми, теряются в присутствии незнакомых людей.

Привычку к выразительной речи воспитать, только привлекая с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Самый короткий путь эмоциональной раскованности ребенка и снятий зажатость это пусть через игру, фантазию и сочинительству это театральная деятельность.. Воспитательные возможности театральных игр широк. Участвуя в них дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения.

С умственным развитием тесно связано совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно четко понятно изъясняться, у него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театральные игры позволяют ребенку приобщится к достижениям истории культуры и осваивая их становиться культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит его развитию творческих способностей.

Театральная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность театральных игр близки детям. Театральная игра является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность «дружба, доброта, честность, смелость». Благодаря сказкам рассказам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Развивая ребенка в театральной деятельности воспитатель должен:

Создавать условия для развития творческой активности детей;

Поощрять творчество;

Развивать способность свободно держаться при выступлении;

Побуждать к импровизации;

создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

Обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.

Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Таким образом, театрализованная деятельность важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека, по мимике, жестам, интонациям, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, и находить способы содействия.


Ястребова Вера Леонидовна

Консультация для воспитателей детского сада "Театр речевой активности".

Автор: Кафанова Наталия Николаевна, воспитатель
Место работы: г.Воронеж, МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №152".

Театр речевой активности

Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. . Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Работа над театрализованной постановкой происходит в несколько этапов.
1. Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Где развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
2. Работа над мимикой. Задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, что дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
3. Работа над голосом. Задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Для этого проводятся оздоровительные и фонопедические упражнения, которые корректируют произношение звуков и активизирует инотанационный выход.
4. Работа над жестом и движением. Задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Помогает передать выразительность движения театральные этюды, где идет знакомство с артистическими навыками дошкольника.
5. Заучивание роли. - выучить текст конкретной роли.
Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.
Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира. Именно русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудростью, ясностью в понимании жизни, сочувствию слабому, лукавством и юмором.
Развитие речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста от эмоциональной к интонационно языковой выразительности.
Итогом занятий по театрализованной деятельности стали выступление детей насыщенные эмоционально окрашенной речью.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки - петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название - верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали .

Какое же значение имеет театрализованная деятельность?

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

совершенствует артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

дети получают эмоциональный подъём;

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

позволяет формировать опыт социального поведения;

стимулирует активную речь.

Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:

анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

разработка программы;

определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Для детей также ставятся задачи:

воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры. Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

Занятия должны содержать следующие элементы:

пластические и мимические этюды;

загадки и скороговорки;

артикуляционная гимнастика;

подвижные игры, игры со словами и без слов;

упражнения на воображение;

упражнения на расширение словарного запаса;

тренировка интонации;

формирование разговорной речи;

тренировка речевого дыхания;

обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.

показ театрализованных представлений .

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено. Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно - творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры. Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха .