Как праздновали масленицу до крещения руси. Традиции празднования масленицы на руси

Традиции, обычаи Масленицы на Руси
Масленица Прощеное воскресение

Многодневная Масленица богатый на традиции языческий праздник. До Крещения Руси в обиходе древних славян был солнечный календарь. В те далекие времена основное население земли русской проживало в небольших поселениях и земледелие, животноводство, строительство целиком зависели от природных явлений. Поэтому все обряды и традиции на Руси были неразрывно связаны с землей кормилицей и солнышком дающими жизнь всему живому.

До принятия христианства (10 век) Масленица отмечалась в конце марта, за неделю до весеннего равноденствия и семь дней после. В древней Руси она символизировала проводы надоевшей зимы и долгожданный приход весны. Щедрый на традиции праздник просто обозначал смену времен года. Весной заканчиваются лютые морозы, чаще приходит тепло, все ощутимее пригревает солнце и прибывает световой день. Отогревается земля обещая крестьянам хороший урожай, приносят телят и дают молочко коровки значит жизнь продолжается!

Древние племена славян возможно выпекали праздничные блины и приносили жертвоприношения языческим богам, но увы, свидетельства этому не сохранились. Тысячелетия назад предки наверняка не предавались обжорству и безудержному гулянию, время было слишком тяжелое! Неурожайные годы случались довольно часто и продовольственные запасы обычно заканчивались уже в конце зимы. Я возможно разочарую читателей, но блины на Руси были не праздничной едой, а быстрой заменой хлебу.

Пекли блины темные; ячменные, овсяные, гречневые…. А золотистые пшеничные блинчики вряд ли, ибо культура капризная и плохо растущая. В будни и праздники кушали предки блины с молоком, киселем, компотом, чаем, начиняли их разными кашами…. Но языческие ритуалы для повышения плодородия земли, скотины, поминание умерших несомненно проводили.

За прошедшие века дважды поменялся календарь, а язычество тесно переплелось с христианской верой. Упоминания древнеславянского языческого праздника с описанием традиций и обрядов появились в лишь шестнадцатом веке. Тогда же он получил официальное название Масленица. Православная церковь умудрилась совместить его с началом Великого поста. Московский архиепископ Адриан сокращает празднование на неделю, а Масленица на Руси отмечается за сорок девять дней до Пасхи. Более того, отменяются обязательные к исполнению ежедневные посты в среду и пятницу.

В эпоху Петра Первого народные гуляния достигают небывалого размаха. Царские особы устраивают карнавалы, принимают участие в народных забавах…. Старые обычаи постепенно забывались, а Масленица становится просто светским праздником. Гуляли со всей широтой русской души вытаскивая из сундуков лучшие наряды, из кладовок последние припасы, закупали недостающие товары. Как говорится: » Ели, пили, веселились, подсчитали — прослезились»! Употреблять мясо перед Великим постом запрещено, вероятно тогда и появилась традиция каждый день угощаться блинами.

Ели блинчики со сметаной, сливочным маслом, грибами, икрой и рыбкой, творогом, вареньем, медом…. Каждая семья стремилась чтобы стол «ломился» от еды, предки верили это залог сытого, изобильного года. Масленица на Руси была самым веселым праздником: «Кушали до икоты, пели до хрипоты, плясали до упаду»! Домашние заботы отходили на задний план, и люди веселились от души. А русская душа просит простора, на масленичной неделе стар и млад выбирался на улицу. Бродили по селу пьяные мужики, шмыгали сопливые детишки, прохаживались и «стреляли» глазками разодетые девицы, хохотали разбитные бабенки. А ветхие старички/старушки глядя на это «безобразие» вспоминали далекую молодость.

Народ всю неделю ходил в гости, к себе приглашал, катался на лошадях, строил снежные крепости, устраивал кулачные бои. Мужики и бабы без стеснения «слетали» с ледяных горок, водили хороводы… В столицах Руси горожан развлекали катаниями с высоких специально устроенных горок, каруселями, выступлениями скоморохов, живых медведей…. На площадях продавались пироги, баранки, блины, калачи, орехи и леденцы, медовый сбитень с пряностями…..Поздравляю с Масленицей, подайте блинчик с маслицем! Каждому праздничному дню по традиции отводилась особая роль.

Встречали масленицу в понедельник; пекли вкусные блинчики, в деревнях мастерили Масленицу. Большое соломенное чучело одевали в старую бабскую одежду и катали «боярыню» на санях. Молодых невесток отправляли в родительский дом, туда же вечером приходили свёкор со свекровью. Угощались блинами и планировали празднование Масленицы.

Заигрыши. Вторник день смотрин, молодежь присматривалась друг к другу, родители «оценивали» возможных кандидатов в зятья/невестки. Парни из зажиточных семей надевали на коней лучшую сбрую, вешали колокольчики/бубенчики и прицепив разукрашенные санки катали девушек. Красуясь перед девицами молодые люди устраивали состязания на ловкость. Выезжали молодожены и степенные семейные пары. Выходили на улицы всем селом, пели, веселись, танцевали, зазывали на блины….. Громкий смех, гармошка, дерзкие шутки, драки, пьяные слезы/объятия, поцелуи словом жизнь удалась!

Среда лакомка день зятя, для него теща накрывала праздничный стол с особым пристрастием. Подавала блины сладкие да соленые, гречневые да пшеничные, кормила зятя варениками, самыми лучшими закусками и прочей вкуснятиной. Верна русская пословица: «Что есть в печи, все на стол мечи». Традиции требовали оказать любимому зятю всяческий почет и уважение! А если их несколько? Или зять почему-либо считает себя обманутым? Типа приданого недодали или невеста порченая оказалась! А за столом сидит родня, гости, доченька! Крутись теща, угождай зятю.

Широкий четверг (разгуляй). По обычаю это день самых безудержных развлечений. При этом некоторые забавы были довольно опасные, например кулачные бои, любимая традиция на Руси! Дрались мужики в городах и селах, участвовали крестьяне и горожане. Шли стенка на стенку или использовали цепной бой. Вроде потеха и правила есть, а травмы наносились серьезные. Выбитый зуб, разбитый нос либо драная одежда самое малое чем заканчивались подобные развлечений.

Еще одна забава широкого четверга захват снежной крепости. Мужчины разделялись на две команды, одна обороняла городок, другая нападала. Защитники отбивались мётлами, ветками, плетками, закидывали нападавших снегом. Заканчивалась потеха полным разрушением крепости. Широкий четверг всегда сопровождали разудалые песни, озорные частушки, русские пляски, поедание масляных блинов и конечно катания на лошадях. В санки запрягались даже самые захудалые клячи. Весело проводили Масленицу на Руси, шумно!

Тещины посиделки (вечерки). Если в лакомку зять много выделывался маманя могла «отомстить» в тещины посиделки. По традиции названый сын звал тещу на блины в пятницу. Женщине вовсе не требовалось особых приглашений, но древний обычай диктовал свои правила. Обязательным условием тещиных посиделок было личное приглашение зятя накануне, поклоны в пояс, плюс гонцы в пятницу. Хороший зять вообще мог заехать за тещей и провести названую мамашу через село. Такое отношение демонстрировало особый почет и уважение.

Теща конечно соглашалась прийти и по старинному обычаю делала необычный подарок. Дарила молодой семье зятя все необходимое для выпечки блинов, вплоть до муки/масла. В гости приходили не только тесть с тещей, обычно собиралась вся родня. Наступала очередь зятя угождать, кормить и всячески развлекать тещу, выслушивать наставления (учиться уму-разуму). Гуляли долго, с песнями, плясками, воспоминаниями, душевными разговорами. Зять уделивший теще мало внимания мог впасть в немилость либо вообще остаться врагом на всю жизнь! Суровые однако были нравы на Руси.

Суббота день сестры мужа(Золовкины посиделки). Суббота Масленицы тяжелый день для молодых жен. Предстояло принимать и угощать сестер мужа которые обязательно находили какой-нибудь изъян. Недаром на Руси в старину говорили: «Золовка, змеиная головка»! Ничего удивительного, новоиспечённая жена самым бессовестным образом «забрала» любимого брата. А если молодые счастливы и золовка это видит мира не жди! Молодой нужно было очень постараться чтобы Золовкины посиделки (по сути смотрины) могли угодить мужниной сестре. Чтобы блины получились вкусные да сдобные, квас не кислый….. По традиции невестка дарила золовкам подарки; ленты, головные платки, колечки, бусы, важно чтобы подарок понравился.

Обычно собирались большой компанией потому, что золовка могла привести на посиделки своих подруг. Замужняя приглашала семейных барышень, золовка девушка незамужних подружек. Если на Золовкины посиделки складывалась теплая остановка было весело, девушки пели, сплетничали, гадали на блинчиках. Например много дырочек в блинчике обещали кучу детей. На Руси по обычаю пекли дрожжевые блины, дыр как звезд на небе! Вечером девчата бежали на улицу, где продолжалось празднование Масленицы.

Прощеное воскресение Масленица. Последний день празднования Масленицы это проводы зимы и Прощеное воскресение, пожалуй самая древняя христианская традиция на Руси. Как и столетия назад масленичная неделя заканчивалась сжиганием соломенного чучела символизирующего зиму. Так же ели блины, пели народные песни, массово катались с горок, на санях, водили хороводы. Но масленичный разгул затихал!

По традиции уже накануне прощеного дня православные исповедовались, каялись в грехах, причащались. Потом навещали кладбище, просили прощения у умерших, оставляя дары на могилах. Многие прихожане с детьми в Прощеное воскресение стояли в церквях продолжительную службу. На Руси было принято просить прощения за невольные либо сознательные прегрешения. Дети просили прощения за грехи у старших, родители у детей. Муж у жены, сестра у брата и так далее.

Безгрешных людей нет, поэтому просили прощения у родственников, соседей, близких и друзей. Сами прощали обидчиков, мирились с врагами чтобы с чистой душой пройти Великий пост перед Пасхой. По православному обычаю не проявить милосердие нельзя, это большой грех. Кающийся просил прощения, и получал ответ «Бог простит и ты меня прости»! Иногда говорили «Бог простит и я прощу». Традиции традициями, но не каждому по силам простить убийцу, насильника… Сегодня многие вековые традиции и обычаи праздника утеряны, но румяные блинчики и сжигание чучела широко распространены в России. В этом году Масленица с 12 по 18 февраля.

Материалы:
Язычество в православии. Москва 1975 г. Носова Г. А.
Центр национальных культур и народного творчества
Путешествие в Древнюю Русь. Москва 1995 г. Рябцев Ю. С.

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.


Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.


Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.


Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


Пословицы и поговорки на Масленицу

Видео: история и традиции праздника «Масленица»

Масленицу русский люд отмечал еще тогда, когда на Руси не было христианства. Праздник знаменовал проводы зимы и встречу весны и был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. После крещения Руси Масленицу стало принято отмечать за семь недель до Пасхи, затем следует Великий пост. Да и во время самой Масленицы, которая продолжается семь дней, мясо не едят. Едят его последний раз в последнее воскресенье — мясное воскресенье — перед народным праздником. Понятное дело, ведь Масленица венчает собой весну, тепло солнца, как тут обойтись без блинов, которые древние считали символом солнца, — такие же круглые, желтые и обязательно горячие.

Навернуть блинов нужно было в количестве не меньше 10 штук, а точнее, с полтора-два локтя — именно в таком эквиваленте измерялись блины в старину. И после всего этого наши предки находили в себе силы веселиться от всей души: кататься с гор, устраивать знаменитые кулачные бои, петь песни и плясать! Не кататься с горок, не качаться на качелях, не смеяться над шутами по тем временам означало — жить в беде. Мы же ограничиваемся просто поеданием блинчиков, но и про традиции забывать не стоит.

Как известно, Масленица длится семь дней. Каждый день этой недели носит свое имя и наделяется смыслом.

Понедельник — Встреча. Устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов, устанавливали столы с яствами. Притом в первый день катались с гор исключительно дети. С утра дети делали куклу из соломы и наряжали ее. В этот же день детвора шла от дому к дому с песнями, тем самым просили у жильцов гостинца.

Вторник — Заигрыши. Второй день развлекались молодые пары, скрепившие свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Теперь время кататься с гор пришло и для молодоженов. Те пары, у которых вся деревня гуляла на свадьбе, были просто обязаны скатиться с горы. И это неспроста: катание с горы служило своего рода приметой. Чем дальше скатишься, тем больше у тебя вырастет лён. Для незамужних была уготована своя участь: молодые люди высматривали для себя невест, а девушки заглядывались на суженых. Не обходилось и без гаданий. Например, девушка должна была взять один из первых блинов, выйти на улицу и угостить им первого встретившегося ей парня и спросить, как его зовут, чтобы узнать имя своего суженого.

Среда — Лакомки. В этот день тёщи приглашали зятьев на блины. Отсюда и выражение «к тёще на
блины». Молодые одевались, как на свадьбу. В среду неженатые молодые парни и незамужние девушки катались с горок. Притом у всей деревни на устах ходили шутки над парнями, которые в этом году не успели обзавестись женой.

Четверг — Разгуляй. В четверг собиралось очень много людей, устраивались кулачные бои, производилось взятие снежных городков. Народ обряжался кто во что хотел. И, наконец, чучело Масленицы поднимали на гору.

Пятница — Тёщины вечерки . С вечера зять должен был пригласить тёщу к себе. Тёща в ответ на приглашение присылала ему все, из чего и на чем пекут блины. И зять должен был испечь для нее блины.

Суббота — Золовкины посиделки или Проводы. На шестой день невестка приглашала родных к себе. В этот же день наряженное соломенное чучело Масленицы несли до конца деревни и там, на большом костре его сжигали. Вокруг костра пели и плясали.

Воскресенье — Прощеное воскресенье. Все готовились к великому посту, поэтому стремились очиститься от грехов и просили друг у друга прощения и слышали в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Люди ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Считалось, что самый первый блин на Масленице — «за упокой родительских душ».

Ну, вот, пожалуй и все. Умели на Руси веселиться всю неделю напролет. К разгуляю с кулачными боями, конечно, не призываю, ведь Масленица больше сводится к примирению с ближними, к прощению обид и доброму общению с родными и близкими.

История возникновения Масленицы на Руси

Я не буду рассказывать о Масленице, празднующейся сейчас, об этом написано очень много разной информации, а хочу вас познакомить с настоящей Масленицей, которую праздновали наши предки славяне еще до христианизации Руси. Конечно, остались только обрывки сведений о тех временах, но даже то, что имеется, позволяет по другому взглянуть на любимый праздник и помогает понять его суть.

Масленица — очень древний славянский праздник, добрый, веселый и очень яркий. Исследователи предполагают, что появился данный праздник 7-8 тысяч лет назад.

Основным моментом в этом празднике является встреча наступающей весны.
Это явление земного масштаба. Вся природа просыпается после зимы, наступают теплые дни, уменьшается ночь и увеличивается день. Происходит обновление окружающего мира. Я уверена, что многие люди весной чувствуют эмоциональный и физический подъем. Много веков назад Масленица считалась одним из основных годовых праздников. Она связана с природными и астрономическими явлениями. Наши предки славяне жили по солнцу и вели солнечный календарь, поэтому все праздники были привязаны к нему. Так, Масленица всегда праздновалась в день весеннего равноденствия. В этот день ночь по своей продолжительности равна дню. В этот день считалось, что светлые силы (лето и тепло) одержали победу над темными силами (зимой и холодом), так как на следующие сутки день становился уже длиннее ночи. Также считалось, что именно в этот день Чернобог передает Сварогу мировую ось. Богиня зимы, смерти и справедливости — Мара оставляет наш мир и на ее место приходят другие боги — Дажьбог, Тарх, Тара. Вместе со светлыми богами на землю прилетают на птичьих крыльях из светлого Ирия души наших предков.

Обряды на Масленицу

Утром народ торопился на свои капища. Одновременно рассыпая на перекрестках дорог зерно. Насыпалось оно для темных сил, которые прилетали на землю в виде сорок, чтобы не мешали праздновать воскрешение Земли-Матушки. Зажигались на капищах огни и начиналось славление родных богов, предков и всех славянских родов.

Девушки, поют заклички призывая Весну. Затем встречают ее на опушке леса и приглашают на праздник, где начинается ее чествование.


Во время празднования Масленицы с помощью обрядовых действий показывалась вся мощь пробуждающейся земли и мира. Устраиваются молодецкие состязания, кулачные бои, прыжки через костер, вождение хороводов и принесение жертв (безкровных) богам. Кулачные бои символизировали борьбу света и тьмы, а также с помощью подобных игр люди ощущали свою сопричастность к происходящим событиям.

Вот еще одна обрядовая игра — Крепость. Из снега строилась крепость. Внутри нее прятались девушки, представляющие собой Зиму. Парни, представляющие Весну, должны были попасть внутрь. Девушки забрасывали штурмующих снегом и снежками, мешали им пробиться внутрь. Победа парней означала, что победили силы Весны.

Еще одним обрядовым действом было лазанье по масленичному столбу. Он символизировал собой мировое дерево в ветвях которого находится Светлый Ирий и попасть туда очень даже не просто.

Прыжки через костер являлись символом очищения. Хороводы и жертвы или требы позволяли людям прикоснуться к миру богов и живших в далекие времена предков. Масленичная еда — блины, прообраз Солнца.
Съедая масленичный блин человек наполнял и тело и душу энергией солнца.Каждое обрядовое действие носило определенный смысл, за каждым словом стоял свой образ. Никогда не было во время празднования безудержного разгула, объедения блинами и прочих действий, отличающих сегодняшнее празднование или празднование после христианизации. Также славяне не сжигали своих богов, даже если они и принадлежали к темным силам. Они уважительно относились и к этим силам. В древних источниках не найдено ни одного подобного случая. Сжигание чучела пришло гораздо позже, во времена христианизации.

Комоедица

Комоедица — одно из названий славянского праздника. Связано оно с тем, что в это время просыпается один из почитаемых славянами зверей, хозяин леса — медведь. Его угощают специальными обрядовыми хлебами — комами. Их пекут из нескольких видов муки и угощают медведя оставляя комы на пнях. Считается, что тогда хозяин леса будет благосклонным к пасечникам и не будет забивать скот.

Первый блин тоже всегда отдавался комам. Все мы знаем поговорку «Первый блин комом». Но не все знают, что это часть старинной русской пословицы «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Как видим, здесь нет слова «комок», а есть слово «ком». У славян медведь почитался как прародитель, покровитель людей, а также как ипостась бога Велеса.

Комы всегда пекла самая старшая женщина в семье. Их относили в лес во время так называемых «побудок». После того как разбудят медведя, начинались игры и состязания, собственно сам праздник.

Можно еще очень много написать по поводу празднования Масленицы и Комоедицы, однако одна статья — слишком мала для такого рассказа. Тем не менее я очень надеюсь, что после прочтения ее у вас появилось чуть больше сведений о таком древнем славянском празднике, как Масленица. Буду рада вашим комментариям.

Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных. Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.

Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров, было где разогнаться.

Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний с ледяных гор , такое сильное впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь - вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».

Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.

Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил П. П. Свиньин, создавший во второй половине XIX века обстоятельный путеводитель по Петербургу. Он отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и деревянными скульптурами. За порядком их возведения строго следила полиция, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружения, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.

Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили. Еще в середине XVII века англичанин С. Коллинз писал: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.

Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.

Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.