Как правильно учить писать буквы. Как научить ребёнка писать

Приходит время, когда родителям пора решать довольно сложную проблему - научить своего ребенка писать. При этом каждому хочется, чтобы его чадо делало это быстро и красиво. Стоит отметить, что письмо является одним из сложнейших навыков из тех, которым человек обучается в начале своей жизни. Как научить ребенка писать прописные буквы, как сделать этот процесс легким и интересным?

С чего начинать

Начинают обучение детей совсем не с написания целых рассказов в тетрадях. Прежде всего, необходимо развить мелкие мышцы их ручек, сформировать координацию движений, а также научить ребят терпению и усидчивости.

Эти навыки требуют особого внимания, так как без них невозможно перейти к более сложным задачам. Очень часто молодые родители не знают, как научить ребенка правильно писать, и пытаются сразу же усадить его за прописи. Однако для формирования красивого четкого почерка у ребенка должна быть полностью подготовлена рука и развита

Различных занятий и игр для развития рук придумано много. Однако не стоит забывать, что нужно выбрать лишь те из них, которые по нраву именно вашему ребенку, и заниматься с ним постоянно. В день нужно уделять занятиям не более 15 минут.

Занятия для малышей

Одно из самых интересных и при этом полезных занятий для развития мелкой моторики - лепка. Во время игрового процесса кисти детских рук укрепляются, а ребенок учится не только творить, но и подолгу заниматься одним делом. Для занятий можно использовать соленое тесто, глину, пластилин и т.п. Ребенок может создавать отдельные фигуры и целые сцены, делать аппликацию, лепить буквы и учить их в процессе, закрепляя знания, составлять из них слова.

Хорошим занятием считается и создание и картона. Возможно, вы посчитаете, что такое времяпровождение не поможет решить вам вопрос о том, как научить ребенка писать прописные буквы? На самом деле во время этого процесса малыш будет занят весьма увлекательным для себя делом - вырезанием. А работа с ножницами - это одна из самых лучших тренировок для мышц кисти.

Также можно играть с ребенком, используя мелкие предметы, такие как пуговицы, камешки, бусины, горошины и т.д. Развить аккуратность, точность и память помогает искусство оригами. Кроме того, стоит почаще рисовать с ребенком, используя разнообразные материалы - мелки, гуашь, акварель, карандаши и т.д. Это поможет малышу развить и закрепить навык использования и правильного удерживания карандаша и ручки.

Учимся дома

В домашних условиях лучше всего придерживаться стандартной схемы, по которой советуют проводить уроки письма. Если ее нарушить, то в дальнейшем ребенку будет очень сложно изменить свои навыки и перестроится на новый лад. Научить ребенка писать прописные буквы дома не сложно, главное - следовать определенной методике.

Что вам потребуется?

Хорошая ручка (подбирайте ее тщательно, чтобы ребенку было удобно);

Обучающие картинки;

Тетради с прописью;

Образцы букв (печатных и письменных).

Как научить ребенка писать прописные буквы - методика, схема уроков

1) В первую очередь ребенка нужно научить выписывать небольшие элементы, которые используются в прописных буквах. Начинайте с палочек - прямых и закругленных сверху или снизу. Советуем вам использовать специальную тетрадь-пропись.

2) Не давайте малышу задание сразу. Вы ведь хотите знать, как научить ребенка писать прописные буквы, а не отбить у него охоту к письму с детства. Пусть он внимательно рассмотрит все элементы буквы, а затем попробует несколько раз обвести ее по точкам. Без этих навыков ребенок не сможет заниматься в дальнейшем самостоятельно. Отдельное внимание уделите верхним и нижним границам рабочих строк. Ваш ребенок будет четко знать, где должна начинаться и кончаться прописная буква.

3) Для начала покажите ребенку печатные буквы. Пусть он запомнит их внешний вид и выучит названия. Разучивайте с ним загадки, поговорки с повторяющимися звуками. После того как малыш запомнит звучание определенного звука, ему показывают соответствующую букву. Попробуйте узнать у ребенка, что она ему напоминает, тогда он легче запомнит ее внешний вид.

4) Только после изучения печатных символов модно приступать к решению вопроса о том, как научить ребенка правильно писать. Вначале родители должны сами показать, как пишется та или иная буква, медленными движениями руки.

5) Самостоятельно дети могут заниматься по счету. Мы как бы пишем прописные буквы с ребенком, комментируя его действия. Раз - пишем палочку, и - закругляем, два - еще палочка и так далее.

6) Только после этого можно начинать писать в тетрадях-прописях. Для начала занимаемся обведением букв по точечным контурам, а затем закрепляем написание самостоятельно. Начинать, конечно, нужно именно с букв, постепенно переходя к слогам, словам и предложениям.

Как научить ребенка писать и как научиться писать - две очень сложные задачи, как для родителей, так и для ребенка.

Надо сказать, что письмо - один из самых сложных процессов, которому человеку приходится обучаться. Соответственно, чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков и опыта. Поэтому начинать обучать ребенка письму надо далеко не с самого письма, как такового.

Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, усидчивости и терпения от ребёнка. Именно развитию этих навыков нужно уделить особое внимание прежде, чем переходить к обучению написания прописных букв, слогов и слов. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма, развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесс написания.

Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рук ребенка. Главное, чтобы такие занятия были регулярны и нравились вашему ребенку.

  • лепка
  • и много еще чего.

Достаточно 10–15 минут занятий в день. Не так уж много, а результат того стоит.

Хорошо развивает мелкую моторику рук - лепка. Укрепляются кисть руки, при этом развивается творчество и усидчивость ребенка. Лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста. Лепите с ребенком фигурки, делайте аппликации из пластилина. Можно лепить буквы, чтобы ребенок выучивал их и закреплял свои знания.

Создание аппликации из цветной бумаги предполагает работу с ножницами. Дети очень любят вырезать. Перед ребёнком можно ставить совсем несложные задачи: разрезание бумаги по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их - треугольная, квадратная, круглая и т. д.

Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с небольшими предметами - бусинками, камешками, пуговицами. Можно использовать фасоль, горох и т. д. Здесь дополнительно можно развивать и навыки счета.

Искусство оригами помогает развитию точных движений, памяти, аккуратности, формированию пространственного мышления.

Рисование с использованием различных техник и материалов - карандашей, красок, мелков развивает творческие способности, помогает в развитии техники использования карандаша, а в дальнейшем, ручки.

Обязательно познакомьтесь с потрясающим видеокурсом Ирины Колобовой

"Рисование для самых маленьких"

Когда можно давать ребёнку карандаши?

Конечно, карандаши можно давать ребёнку с самого раннего возраста, как только он начинает проявлять к ним интерес. Самое главное - контролировать правильный захват карандаша. Если ребенок привыкнет неправильно держать ручку, переучить его будет очень сложно. Поэтому лучше для первых занятий выбрать толстые трёхгранные карандаши , которые помогают, «заставляют» пальчики ребёнка обхватывать карандаш с трёх сторон.

Сейчас продаются специальные насадки - тренажер для письма, которые также помогают детям выработать правильную технику письма. Такие насадки есть, как для правшей, так и для левшей.

Обычно дети во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают. Поэтому не заставляйте ребенка длительное время заниматься письмом. Делайте периодически упражнения на расслабление. Можно несколько раз сжимать и разжимать пальчики.

Также можно чередовать письмо и рисование красками и кистью. Рисование кисть, расслабляет пальцы.

Раскрашивание картинок - одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно применять уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребёнка, его интересам и предпочтениям. Чем меньше возраст ребенка, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда ребенок освоит элементарные движения для раскрашивания, усложняйте задачи. Просите раскрасить картинки методом штриховки. Пусть ребенок заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю или наоборот. Здесь можно использовать фломастеры. Они ярче покажут направления линий. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не поворачивал раскраску, а сам изменял направление штриха.

Кроме раскрасок можно использовать , где вместо букв ребёнку предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения. К занятиям с прописями дети относятся более серьёзно, ведь это уже самая настоящая подготовка к школе.

В возрасте 5-6 лет можно начинать изучать написание печатных букв. Но очень важно подробно и правильно объяснить и показать ребенку, как пишутся буквы, в какой последовательности, с какими пропорциями.

Задумывались ли вы, в каком возрасте нужно учить ребенка писать буквы и читать? Можно ли сделать это самостоятельно или стоит обратиться за помощью в специализированные центры к проверенным педагогам? Какие упражнения и игры способствуют развитию малыша до школы?

Научить ребенка писать намного сложнее, нежели научить его читать или говорить. Этот этап в жизни малыша очень важный, подойти к нему нужно ответственно.

Психологи нашли несколько правил, которые должна соблюдать мама, если хочет научить ребенка читать и писать. Для начала изучайте с малышом как можно больше слов . Играйте в развивающие игры, показывайте мультики, постоянно называйте вещи своими именами.

Если ребенок уже говорит достаточно слов – можете приступать к изучению алфавита и разбору слов по слогам. Теперь ваш ребенок знает достаточно для того, чтобы научиться читать по слогам и приступить к освоению письма.

Научить непоседливого малыша писать – сложно, еще сложнее – научить ребенка правильно сидеть. Уделяйте пристальное внимание тому, как организовано рабочее место, как он сидит во время чтения и письма, при каком освещении занимается. Мы уже писали о том, как правильно выбрать стол, стул, настольную лампу. От этого зависит не только комфорт обучения, но и здоровье. Если малышу будет удобно, заниматься он будет с удовольствием, и своими результатами в обучении письму и чтению порадует родителей.

При обучении письму важное значение на первых парах уделяется наклону. Для этих целей есть тетради в узкую линеечку с дополнительной косой разлиновкой. Можно приобрести специальные прописи.

Учите ребенка усидчивости, терпению, а также координации движений. Лучше всего это делать в игре, не заставлять и не принуждать. Когда ребенок пишет, он развивает мелкие мышцы рук и учится делать несколько вещей одновременно: думать, сидеть, писать. Чем больше вы уделите времени именно этому этапу развития, тем быстрее ребенок будет учиться писать.

Какие игры помогут развитию мелкой моторики рук?

Развивайте мелкую моторику рук с самого детства, и тогда научить писать буквы будет несложно.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Лепка из пластилина и глины.
  • Аппликации.
  • Игры с конструкторами.
  • Вырезание ножницами мелких фигур.
  • Оригами.
  • Рисование песком или манкой.
  • Не забывайте: если вы хотите добиться результата, ежедневно играйте с ребенком и уделяйте этим занятиям как можно больше времени.

    У нас есть несколько мастер-классов, которые помогут в игровой форме подготовить ребенка к письму.

    Психологи говорят, что самое оптимальное время для того, чтобы малыш развивал мышцы рук – 10-15 минут в день. Это не только полезно, но и интересно для всей семьи.

    Врачи-педиатры считают, что самое полезное занятие для малыша – лепка. Укрепляется кисть руки, развивается большое количество мышц, а самое главное – ребенок учится быть усидчивым и терпеливым.

    В детских магазинах вы можете найти много видов пластилина и соленого теста. Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с мелкими предметами: крупами, горохом и бусинками.

    Хотите научить ребенка писать быстро, тренируйте пальчики! Любыми способами, которые нравятся малышу. На начальном этапе обучения письму это важнее, чем нудное написание одинаковых закорючек и петелек.

    Учим держать ручку правильно

    Давать карандаши, ручки и фломастеры вы можете с самого раннего возраста, как только ребенок начинает проявлять интерес к этим предметам. Контролируйте, как ваш малыш держит ручку. Если ребенок научится держать ручку неправильно, то переучить его будет очень сложно.

    Начинайте с 5 минут в день и увеличивайте это время, как только ребенок научился решать поставленные вами задачи.

    Приятным и интересным занятием для ребенка может стать раскрашивание картинок. Хорошее занятие для любого ребенка, ведь он учится держать фломастеры или карандаши в руке правильно, узнает цвета и может осознанно выбирать цвета для раскрашивания предметов или животных.

    Давайте раскраски ребенку лучше всего с трех лет – это самый оптимальный возраст, когда ребенок понимает, что ему нужно делать. В каком возрасте какие раскраски предлагать ребенку, мы писали в статье

    Следующим этапом могут стать тетради-прописи. Теперь вы полноценно можете тренировать письмо вашего ребенка.

    Какие существуют способы запоминания букв?

    Каждая буква должна вызвать ассоциацию с предметом или животным. Не зря в азбуке с каждой буквой есть какое-то дополнительное слово, а иногда даже несколько. Этот способ поможет ребенку зрительно запомнить буквы.

    www.labirint.ru

    Еще одна разновидность ассоциации – звуковая. Каждая буква обозначает какой-то звук. Здесь можно применить фантазию, а также весело провести время вместе с ребенком. Абсолютно все психологи считают, что ребенок лучше всего воспринимает информацию в игре. Постарайтесь играть как можно больше. Приобретите специальные буквенные магнитики на холодильник и составляйте с ребенком слова, которые он знает. Так малыш быстрее поймет, что можно повторить то, что он видит на письме.

    Начертание букв на письме существенно отличается от того, что ребенок видит в книжке. Порой ему очень сложно читать то, что написано каллиграфическим почерком. Есть специальные плакаты, где написан весь алфавит. Чтобы ребенок быстрее научился писать правильно, повесьте такой дома на видном месте.

    Что делать, если у ребенка не получается писать?

    Бывает, что писать буквы у ребенка не получается, и тогда он начинает капризничать и плакать. Ни в коем случае не кричите на ребенка, постарайтесь успокоить его и попробовать снова, но вместе с вами.

    Если ребенок дошкольного возраста не хочет писать или хотя бы пробовать это делать, то лучше всего организовать время с пользой – вернуться к подготовительному этапу: готовить ребенка к письму с помощью игр.


    nataliigromaster.blogspot.com

    Устраивайте ребенку диктант, в котором он будет слышать известные ему слова и пробовать их писать. Начните с коротких и простых. Можно научиться писать имена домочадцев, кличку любимого котика или собачки и т.п. Не превращайте обучение письму в скучную рутину и повинность, иначе к моменту, когда нужно будет пойти в школу, малыш просто возненавидит обучение.

    Письмо и творческие способности хорошо развивает мольберт. Доска, на которой ребенок сможет рисовать и писать мелом и фломастерами. Так он научится держать ручку правильно и будет учиться писать и рисовать одновременно.

    Проверенный способ — писать буквы в воздухе или мокрой кисточкой на доске. Можно писать буквы пальчиком на спине ребенка, а он пусть отгадывает. затем поменяться ролями: он пишет — вы угадываете.

    Развитие фонематического слуха

    Развитие фонематического слуха важно для того, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать и писать. Предлагаем вам несколько игр и упражнений, которые приблизят к заветной цели.

    Читайте ребенку детские стихи и при этом давайте возможность ему самому закончить строку. Ребенок будет чувствовать, что в стихотворение нужно вставить слово, подходящее по звуку, то есть рифме, будет думать о словах и вспоминать то, что он знает.

    Еще одно хорошее упражнение – разгадывать рифмованные загадки. Они просты и помогут ребенку воспринимать новые и вспоминать старые слова.

    Если вашему ребенку четыре года и больше, то можете знакомить его с предложениями. Расскажите ему, что предложения бывают разными по длине и состоять из разного количества слов. Зачитывайте предложения, а малыш пусть определит, сколько в нем слов. В конце игры проговорите с ним, какие слова в предложении он слышал.

    Следующим упражнением для детей старшего возраста будет разбор слов по слогам . Объясните ребенку, что слова бывают как короткие, так и длинные, и что слова состоят из слогов.

    Играйте в ассоциации. Например, назовите букву «Г» и пусть ребенок придумает как можно больше слов на эту букву. Можете по очереди соревноваться в том, кто больше слов назовет. Помните, что на первых порах нужно произносить звук, говорим «г», а не «гэ».

    Научите ребенка выделять ударный слог в словах. Ставить ударение и выделять ударный слог не так просто, как может показаться на первый взгляд. Покажите, что нужно приложить ладошку к подбородку и «прокричать» слово. Как только рука пойдет вниз – вот он, ударный слог. Напишите слово и покажите, как его можно разделить его на слоги. Пусть каждый слог будет в домике с крышей, а ударение – труба дома. Ребенок сам научится ставить ударения в словах, будет делить на слоги и запоминать все больше новых слов.

    Расскажите ребенку, что в каждом слове есть гласные и согласные буквы. Нарисуйте схему, в которой малыш сможет увидеть, какая буква относится к группе согласных, а какая к группе гласных звуков. Объясните, что гласные можно пропеть.

    Почему почерк у людей разный?

    У многих возникает вопрос: почему писать все учатся одинаково, а почерк у всех людей разный? Психологи считают, что дело в двух факторах: зрелости физиологических процессов (особенности нервной системы ребенка, объем памяти и внимания, здоровье) и технике обучения письму.

    Существует множество техник и методик письма, от которых зависит почерк человека. Занимайтесь с ребенком с самого раннего возраста: развивайте мелкую моторику, учите распознавать визуально и на слух буквы, слова и предложения. Подготовьте ребенка к изучению правописания играми и увлекательными упражнениями, и тогда вы не заметите, как быстро ребенок освоит буквы, технику письма и будет схватывать налету новые знания в школе.

    Уважаемые читатели! Расскажите, какие игры и упражнения помогли вам выучить с ребенком буквы, научиться писать, распознавать на слух звуки, выделять слова в предложении. Занимались ли вы этим с ребенком до школы?

    Многие родители хотят, чтобы у их детей был красивый почерк (ведь это, прежде всего, сказывается на успеваемости в школе). И расстраиваются, когда чадо выводит на бумаге какие-то кривульки, в которых с трудом можно распознать буквы.

    Как научить писать ребенка, чтобы его почерк был четким и эстетичным, а написанное – грамотным? Давайте попробуем в этом разобраться.

    Как научить ребенка красиво писать

    Можно хоть днями и ночами упражняться с ребенком в письме, но если при этом не выполняются некоторые условия, все попытки вряд ли увенчаются необходимым результатом. Важную роль играют:

    • развитие мелкой моторики;
    • поза ребенка за столом;
    • умение чада держать ручку;
    • качество инструмента для письма (ручки, карандаша).

    Все это оказывает немалое влияние на почерк.

    При недостаточном развитии мелкой моторики ребенок вряд ли будет выводить буквы и цифры красиво и правильно. Поэтому уже с трех лет малыша необходимо регулярно посвящать время занятиям, способствующим развитию мелкой моторики и укреплению кистей рук:

    • «театру теней»;
    • раскрашиванию картинок;
    • штриховке;
    • пальчиковым играм;
    • вырезанию из бумаги;
    • оригами;
    • (чем конкретно, особой разницы нет, одинаково полезны рисование красками, карандашом, ручкой, мелками или даже просто пальчиком);
    • действиям с мелкими предметами (собиранию мозаик-паззлов и конструкторов, играм с камешками, пуговицами, желудями и т.д.).

    Детки постарше наверняка заинтересуются рукоделием, связанным с плетением. Можно просто плести косички из веревок, а можно создавать настоящие шедевры из бисера. Родителям, размышляющим, как научить ребенка красиво писать, необходимо также обратить внимание своих детей на вышивание, вязание и даже просто зашнуровывание ботинок! Перед уроком письма рекомендуется выполнять .

    От того, как ребенок сидит за столом и держит ручку, тоже зависит качество почерка. Многие дети делают это неправильно, а родители и учителя не придают данному факту значения. Сидеть за столом ребенок должен прямо. Туловище, плечи и голова расположены ровно, ноги – твердо и прямо упираются в пол или специальную подставку. Спина опирается на спинку стула. Недопустимо, чтобы ребенок наваливался на стол грудью. Обе руки лежат на столе, локти выступают за его край. Тетрадь расположена на столе чуть под наклоном (10-15 градусов, не больше). Левая рука придерживает тетрадь, правая – держит ручку. Ручку необходимо положить на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживая ее сверху указательным (на расстоянии примерно 2 см от стержня), а с левой стороны – большим пальцем (располагаем его выше указательного). Она должна располагаться в кисти довольно свободно. Пальчики, держащие ручку, чуть округлены.

    Теперь уделим вниманию тому, чем пишет ребенок. С неверно подобранными карандашом и ручкой ему будет сложно управляться, что скажется на качестве письма. «Инструмент» не должен быть ни слишком длинным, ни слишком коротким. Старайтесь подобрать ручку длиной 15 см, это идеальный вариант для ребенка. Проследите за тем, чтобы ее толщина соответствовала размерам кисти вашего чада. Слишком тонкие или толстые, плоские или изобилующие гранями ручки являются для ребенка неудобными. Сейчас в продаже можно найти ручки, предназначенные для первых опытов письма: на них есть специальные углубления для пальчиков. Если увидите такую – обязательно приобретите. Когда ребенок только учится держать ручку, такой «инструмент» поможет ему быстрее и проще освоить эту премудрость. Карандаш лучше всего выбрать трехгранный. Цвет пасты ручки должен быть темно-синим или темно-фиолетовым: он не раздражает глаза, зато ребенок прекрасно видит все, что написал.

    Итак, все необходимое подобрали. Разберемся с вопросом, как научить ребенка быстро писать. Важно, чтобы занятия были систематическими, но не утомляли чадо, иначе он потеряет к ним интерес. Урокам красивого письма следует посвящать не менее 15 минут, но не более получаса в день. Объясните ребенку, зачем нужны такие занятия и почему так важно красиво писать. Если у него что-то не получается – не ругайте его. Ведь мы разбираемся, как научить ребенка каллиграфии, а не отвратить его от нее. А если что-то получается хорошо, обязательно похвалите!

    Как научить ребенка писать буквы? В этом вам помогут «пунктирные» прописи, в которых ребенок лишь должен обвести твердой линией изображения, напечатанные точечками. Начинать следует с простых геометрических фигур и линий, а затем переходить к буквам. (Если вы задумались о том, как научить ребенка писать цифры, то подобные прописи есть и с цифрами).

    Освоили обводку? Переходим к прописям иного плана. Теперь пусть малыш попробует писать буквы самостоятельно, следуя предложенному образцу. Важно, чтобы ребенок обращал внимание именно на образец, а не копировал предыдущую написанную им букву (ведь она может быть неидеальной, и именно такой получится и следующая). После букв и цифр переходим к слогам, затем – к словам. И вот уже ваш ребенок по образцу пишет целые предложения и абзацы. Откладываем прописи, даем чаду книги (сказки, стихи, рассказы). Пусть ребенок выписывает из них по несколько строчек.

    Не торопите чадо. Пусть уделяет каждому этапу столько времени, сколько ему требуется. Важно, чтобы он отработал навык до идеала и автоматизма, выводил все буквы и цифры красивыми, правильными, ровными. Только после этого можно переходить к следующей «ступени».

    Теперь вы знаете, как научить ребенка писать прописью. Остался лишь один важный момент. Не учите чадо писать слишком рано! Слишком рано – это до 5-6 лет. Во-первых, до этого возраста ручки малыша еще недостаточно окрепли для освоения подобного навыка. Во-вторых, попробуйте приучить такого кроху к систематическим занятиям! Вряд ли малыш порадует вас своей усидчивостью. А без регулярных тренировок (важность которых ребенок способен осознать позднее) выработать красивый почерк невозможно. Поэтому подождите, пока ваш ребенок пойдет в первый класс. До этого момента пусть рисует, обводит, штрихует. А вот науку правильного держания карандаша (ручки, кисти) можно начинать осваивать как раз в дошкольном возрасте.

    Как научить ребенка писать правильно

    Ваш ребенок пишет красиво, но неграмотно? Что же, с этим тоже можно справиться! Как научить ребенка писать правильно, если он постоянно делает в словах ошибки? Прежде всего, правильно отвечать на его вопросы. Скорее всего, ваше чадо само заинтересовано в том, чтобы верно писать слова. И вот ваш маленький школьник у вас спрашивает: «Мама, а здесь ставить а или о?» Вы, испытывая заинтересованность в том, как ребенка научить писать слова правильно, конечно же отвечаете. И отвечаете неверно: «Здесь надо о, а не а». В итоге путаница в голове ребенка не исчезает, а только укрепляется. Ведь в ней по-прежнему существует конфликт между а и о. Поэтому отвечать надо четко и однозначно: «Здесь надо писать о». Так ребенку будет легко запомнить.

    Родители, желающие разобраться, как научить ребенка грамотно писать, должны постараться привить ему любовь к чтению. Регулярное чтение значительно способствует грамотности письма. Ребенок, постоянно имея перед глазами наглядные примеры, запоминает правильное написание слов.

    Пишите с чадом диктанты. На первых порах, замечая ошибку, сразу же сообщайте о ней ребенку. Так ему будет проще запомнить, как правильно. В дальнейшем пусть чадо пишет самостоятельно, а все ошибки вы досконально разберете уже потом.

    Есть еще один замечательный метод, позволяющий научить чадо писать правильно – орфографическое чтение. Ребенок должен читать по слогам слова точно так, как они пишутся (а не произносятся). То есть не «карова», как мы говорим, а «ко-ро-ва». Сталкиваясь с проработанными словами в дальнейшем, чадо проговорит их про себя, и напишет правильно. Не бойтесь, что ребенок из-за этих занятий привыкнет произносить все так, как пишется. Детки с малых лет быстро понимают, что слова говорятся и пишутся по-разному. Поэтому трудностей не возникнет.

    Дисграфия (нарушение почерка) – часто встречающаяся проблема как у взрослых, так и у детей. Но если взрослый человек может сознательно контролировать опрятность своего почерка и научился разбирать написанное другими людьми, то дети такой способностью не владеют. Важно ещё в раннем детстве привить ребёнку охоту к красивому письму: это полезно и для него, поскольку он сможет разобрать написанное самим собой, и для окружающих – тех же учителей, – которым предстоит читать исписанные детской рукой листы.

    Красивый и разборчивый почерк – это со всех сторон большой плюс. Вы понимаете, что пишите, окружающие люди тоже понимают, да и с эстетической точки зрения – приятно видеть аккуратно выведенные буквы, а не каракули, которые даже автор не в силах разобрать.

    Оцените важность проблемы

    Без осознания того, что дисграфия – вопрос, над которым следует серьёзно задуматься, у вас изначально ничего не выйдет. Если вы заметили, что ваш ребёнок пишет крайне неразборчиво, и отмахнулись от этого, оправдываясь тем, что в школе научится, – вы в корне неправы! Не научится, поскольку почерк – дело привычки. И чем старше человек, тем труднее эту привычку хоть как-то исправить.

    Чтобы убедиться в необходимости приучения ребёнка к красивому правописанию, прочтите следующее:

    1. Оценки в начальной школе учителя чаще всего выставляют за каллиграфию. Сниженная оценка при правильно выполненном задании вызывает закономерный вопрос, на который педагог ответит, что ребёнок написал неразборчиво/неаккуратно/сделал слишком много помарок. Учитель в данном случае прав: ведь это и в его интересах, чтобы его ученики писали разборчиво. Если вы не хотите видеть опечаленного заниженной оценкой ребёнка, научите его писать красиво и аккуратно!
    2. В наш век компьютерных технологий многие люди, полагаясь на искусственный интеллект машин, которые автоматически исправляют ошибки и расставляют запятые, не развивают в себе навыков письма как такового. В дальнейшем это оборачивается казусами с документами, которые необходимо заполнять от руки: помарки, «танцующие» буквы и почерк «курицы лапой». Чтобы такого не случилось, необходимо привить ребёнку привычку писать, а не печатать. Научиться печатать можно легко, так как здесь не важна каллиграфия, а вот писать научиться – сложно, а навык этот нужен в жизни.
    3. Как бы учителя ни хотели, чтобы каждый ребёнок писал аккуратно и разборчиво, в современных школах основам каллиграфии отводится слишком мало часов, за которые совершенно невозможно научиться выводить буквы правильно. Занимайтесь с ребёнком дома самостоятельно. Поверьте, он скажет вам за это спасибо.

    Неправильная осанка — самая распространённая причина кривого почерка, на наш взгляд. При неправильном сидячем положении руки, как правило, находятся в крайне неудобной позиции, поэтому вместо красивых букв на листке появляются различного рода закорючки:

    • Ребёнок пишет буквы «н», «к», «и», «п» так, что их невозможно отличить друг от друга;
    • Буквы, вопреки разлиновке, «падают» под линию или «взлетают» над ней;
    • В буквах «ш» и «м» ребёнок дорисовывает лишние завитки.

    Правила правильной посадки:

    • ребёнок сидит с ровной спиной, плечи и шея расслаблены, но не скрючены;
    • руки лежат на столе, но локти не касаются его поверхности;
    • между столешницей и грудью расстояние равно ладони, поставленной параллельно поверхности стола;
    • ноги стоят ровно на полу или на специальной подставке (скрещивать их или закидывать одну на другую нельзя – это искривляет позвоночник).

    Приучив ребёнка к правильному положению «сидя», вы изначально поспособствуете его красивому почерку: чадо не будет зажиматься в неудобной позе, а рука будет спокойно скользить по бумаге, выводя аккуратные буквы.

    Еще одна причина - неразвитая моторика (особенно мелкая). Здесь мы говорим о несколько заторможенных движениях пальцев рук и кистей, из-за чего суставы не работают в полную силу, а ребёнку не хватает гибкости для написания аккуратных букв.

    • Ребёнок неправильно выводит скруглённые элементы букв;
    • Буквы у школьника не просто некрасивые, а именно неправильно написанные;
    • Все буквы разного размера, а на листе очень много помарок.

    В данном случае стоит задуматься о проведении с ребёнком гимнастики для запястий и пальцев рук: обычно в начальной школе её проводят учителя перед началом занятий.

    Старайтесь давать ребёнку в руки мелкие предметы, собирайте с ним мозаики из некрупных деталей – всё это развивает мелкую моторику и улучшает почерк.

    О плохом пространственном восприятии (неориентация в пространстве) говорят следующие факторы:

    • Разные интервалы между буквами в одном слове;
    • Разные интервалы между словами в одной строчке;
    • Ребёнок путает буквы в слове, переставляя их местами, или пишет их в зеркальном отображении;
    • При написании слов ребёнок заходит за поля тетради.

    В данной ситуации помогут опять же игры. Попросите его повторить в воздухе левой рукой движения правой (например, можно выписывать те же буквы) или сыграйте с ребёнком в «Найди приз», где он должен точно следовать вашим указаниям, чтобы найти небольшой презент.

    Разобравшись с причинами некрасивого почерка, следует переходить к их решению.

    1. Как уже говорилось, необходимо научить правильно и ровно сидеть.
    2. Активно развивать мелкую моторику: собирать мозаики, вырезать, делать аппликации, собирать оригами, рисовать, штриховать, плести браслеты из ниток и т.п.
    3. Купите ребёнку прописи: в них он может писать и мягким карандашом, и ручкой. Прописи стоит выбирать те, в которых бледным пунктиром обозначен контур буквы или слова, который ребёнок должен обвести своей рукой. Также подойдут прописи, где после отпечатанной буквы или слова есть пространство, предназначенное для повторения его написания ребёнком.
    4. Занятия по правописанию и каллиграфии должны проводиться каждый день в течение 15-30 минут. Следите за тем, чтобы у ребёнка не затекали пальцы от усердия.
    5. Научите правильно держать письменные принадлежности. Для начального этапа обучения вполне подойдёт ручка, в которой сделаны специальные выемки под пальцы. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, а большой и указательный пальцы крепко обхватывают её, при этом большой палец находится выше указательного. Кончик пишущего инструмента направлен строго в плечо. Длина ручки или карандаша не должна превышать 15 см.
    6. Тетрадь всегда лежит под углом примерно 25º по отношению к краю стола.
    7. Письменный стол и стул, на котором сидит ребёнок, должны соответствовать его росту.
    8. Никогда не торопите ребёнка – это только ухудшит почерк! Сначала он должен научиться писать красиво, а после уже – быстро. Скорость придёт со временем, главное, регулярно отводить время под уроки каллиграфии.
    9. Найдите стимул, если ваше чадо в упор отказывается заниматься каллиграфией. Никогда не заставляйте его чем-то заниматься, потому что успеха это не возымеет.
    10. Никогда не ругайте и не наказывайте своего ребёнка за неудачи: не всё получается с первого раза. И ни в коем случае не начинайте сравнивать его с другими детьми – это лишь занизит его самооценку и отобьёт всю охоту к обучению.
    11. Соблюдайте режим труда и отдыха.

    Этапы обучения

    1. Обводка контуров. В специальных прописях есть не только буквы, но и различные фигуры, узоры и т.п., отпечатанные пунктиром.
    2. Написание букв, их сочетаний и отдельных слов по образцу (специальные прописи, о которых говорилось в п.3 предыдущего раздела);
    3. Переписывание отдельных слов, предложений и текстов в разлинованную тетрадь.
    4. Закрепление в виде каждодневного написания в тетради абзаца из какого-то рассказа.

    Никогда не подгоняйте своего ребёнка: время, за которое он обучится красивому письму, – индивидуально. Запаситесь терпением, следуйте прочитанным советам и тогда в школе у вашего чада не возникнет проблем с каллиграфией!

    Видео: ребенок станет отличником, если будет красиво писать