Как помочь медлительному ребенку. Медлительный ребенок в школе: как ему помочь

Родителей часто раздражает то, что их ребёнок медлителен: слишком много времени тратится на сборы, выполнение поручений. Возможно, у вас « ». Малыш не может сконцентрировать внимание на мыслях о выполнении действий. Зачастую подобная проблема начинается в раннем дошкольном возрасте, у некоторых она прослеживается с младенчества. Двух одинаковых детей не бывает, каждый ребёнок - яркая индивидуальная личность, потому выявление причины замедленности его действий следует доверить специалистам: семейным и детским психологам, педиатрам.

Почему возникает детская медлительность

    Острое или хроническое заболевание способствуют замедлению ритму и темпу действий ребёнка. После полного выздоровления, когда силы полностью восстановятся, «медлительность» закончится естественным путём. С медлительностью, возникшей по какой либо подобной причине, на помощь родителям придут педиатры. Иногда бывает достаточно провести витаминную терапию общеукрепляющего действия.

    Трудные роды, тяжело протекающая или недоношенная беременность могут стать причинами изменений темпа и ритма деятельности ребёнка. В подобных случаях дети должны наблюдаться у детских невропатологов, психологов, психоневрологов. Органическая патология может послужить фоном для разнообразных нарушений психического развития. Подобному медлительному ребёнку нужно длительное наблюдение у специалистов, всестороннее системное обследование.

    В некоторых случаях медлительность детей в раннем возрасте является этапом нормального развития. В период от полутора до трёх лет медлительность может быть соотнесена с естественным недоразвитием моторных функций, в частности, моторики пальцев рук. Дети стараются застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, но пальцы и руки ещё не настолько гибки и подвижны, как у взрослых. Это вызывает у родителей непонятное ребёнку раздражение или даже незаслуженные унижения, хотя ребёнок пытается изо всех сделать всё правильно и стать самостоятельным. Подобная замедленность проходит с возрастом. Жизнь взрослых людей, вынуждающая каждый день решать множество разнообразных задач, непонятна маленьким детям. Только от терпимости родителей зависит то, насколько их ребёнок станет самостоятельным и независимым от взрослых. Часть родителей, утомленных собственными проблемами, вызывающими раздражительность, не «слышат» ритм жизни собственного ребёнка и делают за малыша множество дел, полагая, что этим облегчают ребёнку жизнь. Подобные навязанные ребёнку услуги развивают у него пассивность и неуклюжесть на долгое время, зачастую вплоть до подросткового возраста.

    Леворукость ребёнка, если к ней относятся без должного внимания, также становится причиной медлительности. Переучивание левши на правшу может стать причиной замедления темпа и ритма деятельности, общему нарушению формирования гармоничной личности. Урождённых левшей не переучивают!

    Темперамент урождённого флегматика является классическим примером самой настоящей медлительности. Флегматичные дети не переносят спешки и торопливости и при всей своей медленности они отличаются рассудительностью и солидностью. Во всех своих делах флегматики выбирают привычные проверенные способы действий, с завидным упорством преодолевая препятствия. Отвлечь флегматиков от их целей крайне сложно, решений своих они не меняют, а в их отстаивании проявляют непоколебимость. Ко всем новшествам флегматики привыкают с трудом, но психика их очень устойчива ко многим внешним раздражающим факторам, почти невозможно вывести флегматиков из себя. Ребёнок-флегматик скуп на проявление эмоций, но чувства его глубоки и постоянны. В дружбе проявляет преданность и постоянство, хотя и с трудом находит друзей. Флегматичный ребёнок не проявляет агрессии, бесконфликтен, уходит от борьбы, предпочитая не рисковать без веских причин. Смена привычного ритма жизни, перемены в обстановке, отношениях вызывают у флегматиков огромные опасения. Родители должны знать и понимать: темперамент является врождённой чертой, наподобие черт лица, и темперамент своего ребёнка нужно принимать таким, какой он есть.

    Любая кризисная ситуация – переезд, конфликты в семье, развод, новый детский сад, новая школа – являются для ребёнка стрессами. Неустойчивая детская психика подвергается большим нагрузкам. С повышенной тревожностью дети бессознательно пытаются справиться замедленным выполнением обычных действий и замедляя свою общую активность. Стрессовые ситуации не только травмируют детскую психику, но и создают благодатную почву для развития неврозов. Подавленность, ощущение собственной вины, детская замкнутость способствуют развитию медлительности. Решить эту проблему поможет снятие нервного напряжения, устранение конфликтной ситуации.

    Замедленность ребёнка может быть следствием негармоничных отношений между ребёнком и родителями. Вечно занятые, спешащие на работу родители, теряют эмоциональный контакт с ребёнком. В таких случаях дети своей медлительностью стараются привлечь внимание родителей, продлить с ними общение. Иногда замедленность представ6ялет собой форму скрытого протеста, требованием проявления родительской любви, внимания, тепла. Такие недостатки семейных отношений могут быть устранены работой с семейным психологом.

    Авторитаризм в семье, жёсткая постановка требований к ребёнку, непрерывный контроль исполнения заданий, строгость наказаний за проявление непослушания могут послужить причинами формирования неврозов и развития медлительности у ребёнка. Медлительность у ребёнка может являться формой манипулирования родителями. Медлительностью ребёнок может протестовать против излишних нагрузок (например, обучению музыке). Явный или скрытый протест может возникнуть при конфликтах с воспитателем детского сада, при этом медлительность будет проявляться лишь в отдельных ситуациях, не затрагивая остальных сторон жизни. В таких случаях родители должны пересмотреть собственную методику воспитания.

    Излишняя детская мечтательность способна вызывать чувство раздражения у некоторых родителей. Часто и долго утопая в мечтах, дети, не отличающиеся флегматизмом, порой действуют медленно, будто во сне. Погружаясь в мечтания надолго и часто, перед выполнением действий, ребёнок таким способом может выражать собственный протест против требований родителей или же, напротив, проявлять свой собственный внутренний конфликт. Такое поведение может проявляться у самых обычных детей.

    Родители должны помнить, что «замедленность» ребёнка не его вина. «Ускорить» ребёнка наказания и окрики неспособны, они лишь способны развить в нём неврозы.

    Следует в доступном для ребёнка темпе играть с ним в игры, вызывающие повышение активности. Малыша следует познакомить с понятием времени, научить делить дела на трудные и лёгкие, распределять дела по уровню сложности. Следует приучить ребёнка к режиму дня, создающему постоянство в действиях, которое малышу крайне необходимо.

    Участие медлительного ребёнка в соревновательных играх не принесёт удачи, от подобных игр следует воздерживаться. Поощряйте, ободряйте, хвалите за успехи по сравнению с прошлыми его достижениями. Помните о том, что медлительные малыши болезненно воспринимают сравнение их успехов с успехами других детей.

    Родители замедленных детей должны постоянно оказывать малышам ненавязчивую помощь, проявлять к ним понимание и сочувствие. Замедленные дети зачастую неуверенны в своих силах и в отношении к ним окружающих, поэтому важно в таких детях поддерживать уверенность в их способностях и силах.

    Флегматичные дети иногда не начинают выполнять задание из опасения не справиться. Предложите такому ребёнку помощь и, с большой долей вероятности, он после этого сделает всё сам. Для флегматичного ребёнка важна уверенность в том, что он сможет получить поддержку.

    Отказ от выполнения действий ребёнком, могут вызвать окрики и поторапливание взрослыми.

    Возникновению хронических конфликтов, неврозов, психологических страданий у ребёнка способствует проявление раздражения от его поведения у активных нетерпеливых родителей. Такой ребёнок постоянно думает о том, что родители его не любят, а это самый сильный детский страх, страх потери родительской любви и одиночества. Страхи у медлительного ребёнка вызываются, прежде всего, неуверенностью.

    Энергичные стремительные родители, желающие своего медлительного ребёнка видеть точной своей копией, могут собственной нетерпеливостью разрушить тонкую душевную связь между собой и своим ребёнком, развить у него неврозы/

    Присущая медлительным детям боязнь всего нового делает их психологически уязвимыми перед поступлением в детский сад, школу. Собственные неудачи медлительный ребёнок переживает очень тяжело. Родителям медлительного ребёнка важно уделять много внимания адаптационному периоду в детских учреждениях, им следует рассказать воспитателям и учителям о психических особенностях своего ребёнка. Надёжные, спокойные, рассудительные люди, продумывающие свои действия до тонкостей, добивающиеся в жизни поставленных целей, очень часто вырастают из «замедленных», флегматичных детей.

Вадим Казанцев , психолог.

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит: - Садись, два! Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и, вдруг, в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку: - Я вспомнил! А учительница отмахивается: - Поздно уже!

Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом: - А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по 3-4 часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.

Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

........................................ ........................................ ......................................

вот такие ситуации, думаю, знакомы каждому - когда то мы сами медлили, по той или иной причине, выполнять заданное, кто-то из наших одноклассников иногда (не побоюсь такого определения) "тупил" на уроке - примеров таких множество, стоит только попробовать вспомнить...

Но мы то с Вами уже выросли, у нас дети, которые, вдруг, начинают буквально транслировать "кадры нашего детства". Мы понимаем, что им необходима помощь... Как же помочь нашим детям минимизировать количество проявлений "моментов замедления" жизни?

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами:

Он флегматик. Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи. Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Ведь темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают).

Что же это за методы?
1. Включаем таймер. Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
2. Обгоняем школу! Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди. В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
3. Соревнуемся. Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

А если он отвлекается? Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута.

Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
1. Мотивация. Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через 10-15 лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше. Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
2. Упражнения. Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания.
Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

А если его что-то тревожит? Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в 2 случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться (если устранить то или иное обстоятельство невозможно).

Бывает, что он озабочен другой проблемой... Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку. Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит.

Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки…

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы:
- Давно ли ребенок стал медлительным?
- После какого случая?
- С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна?
Эти вопросы можно обсудить с самим ребенком или дать ему прочесть эту статью (если он умеет достаточно хорошо читать).

Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Думаю, что стоит сформулировать общую памятку для всех взрослых, которые столкнулись с медлительным ребенком. Ниже приведенные строки будут актуальны и для воспитателей, и для педагогов дошкольных учреждений, и для учителей начальной и средней школы, и для родителей.

ПАМЯТКА ВЗРОСЛОМУ "ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕДЛИТЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ":

Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых условий:

1. Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
2. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребёнком.
3. Не подгоняйте его, поощряйте и подбадривайте словом / взглядом / прикосновением. Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки, даже если придется доделывать в несколько этапов.
4. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
5. Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
6. Соблюдайте четкий режим дня. Когда и что делать, в какой последовательности. Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
7. Медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.
8. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном фоне.
9. Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
10. Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
11. Привлекайте к совместной деятельности. Ребёнок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
12. Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
13. Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельности.

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Тучи начинают сгущаться в школе

В первые годы своей жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением тревоги у взрослых. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый. Вот разве что в песочнице всегда пасует перед более шустрыми сверстниками. Да в детском саду воспитательница ворчит: «Все уже давно гуляют, а этот только первый ботинок зашнуровывает». Но пока это лишь мелкие неудобства.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся, и то, что раньше было незначительной особенностью, может послужить причиной серьезных неприятностей. Первые несколько месяцев могут пройти без особых нареканий — ребенок тихий, не конфликтный, а невысокие учебные успехи списываются на трудности адаптации.

Второе полугодие может стать временем неприятных открытий. Весь класс так или иначе приспособился к единому ритму, и только один копуша катастрофически его разрушает — ему постоянно требуются или дополнительное время, или индивидуальные задания. Неописуемый кошмар в его тетрадях — тоже из-за выпадения из общего ритма. Самая трудная для первоклассника работа — освоение письма. Учительница просит найти в прописи определенную точку, и: «Пишем овал, ведем черточку вниз, закругляем петельку…». Все успевают, а медлительный ребенок безнадежно отстает уже в первые секунды. Голос учительницы ему теперь не помогает, как остальным, а мешает, сбивает, ведь она руководит уже написанием третьей буквы, а он в одиночку сражается еще с первой.

Чтение тоже становится испытанием. Во многих школах и по сей день учитель должен предъявить в качестве результата своей работы быстро читающих детей. Вот и торопит ребенка: «Читай быстрей! Что ты застрял на одном слове?», а тот начинает суетиться, вытягивать голову, читать громче… но никак не быстрее.

Когда такого ребенка вызывают к доске, он теряется, сбивается и замолкает, даже если хорошо знает материал. Контрольные работы, как и всякие тестовые задания, вызывающие повышенную нервозность, тоже дают плачевный результат. Над головой несчастного медлительного ученика начинают сгущаться тучи. Учитель жалуется родителям на плохую успеваемость, на невнимательность, безразличие к учебе.

Но если протестировать такого ребенка в спокойной обстановке, скорей всего окажется, что интеллект у него в норме, и со всеми учебными заданиями он справляется хорошо.
Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Чтобы не доводить дело до таких неприятностей, можно своевременно принять некоторые профилактические меры. Прежде всего внимательно присмотритесь к своему медлительному ребенку. (Кстати, медлительными можно считать только тех детей, которые все делают с черепашьей скоростью — ходят, едят, разговаривают, — а не время от времени тянут время, отлынивая от нелюбимых занятий.)

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.

Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.

Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.

Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.
Не спорьте с природой своего ребенка!

Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.

А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.
Не подгонять, а помогать

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.

Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.
Акценты - на достоинствах

В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог

Родители подгоняют ребенка, угрожают ему, чуть ли не силой заставляют его встать, умыться, одеться, позавтракать и отправиться в школу.

Ленивый ребенок не родился таким, хотя некоторые дети действительно от рождения более медлительны, чем другие. Многие «лентяи» стали такими из-за того, что их постоянно подстегивают: «Быстрее заканчивай ужин», «Сколько раз тебе повторять, что уже пора ложиться спать?» Привычка понукать детей вырабатывается очень быстро, но ребенок при этом становится еще более рассеянным и медлительным. Родители оправдываются, что просто вынуждены подгонять ребенка, иначе он будет вечно опаздывать. Создается замкнутый круг, но начало ему положили, как правило, сами родители, особенно если они нетерпеливы или сами настолько торопятся, что не могут привыкнуть к естественному темпу жизни ребенка.

Начинать надо сызмальства

Когда ребенок еще маленький и не может выполнять все ваши указания, покажите ему шаг за шагом все, что он должен делать. Когда он подрастет настолько, чтобы ощущать собственную ответственность, незаметно уйдите со сцены. Если он что-то забудет, покажите все заново. Когда он пойдет в школу, надо приучить его к мысли, что это его работа, куда опаздывать нельзя. Ничего страшного, если он пару раз опоздает в школу или не попадет на автобус и пропустит занятия. В этом случае он огорчится сам.

Ребенок не любит оказываться в щекотливых ситуациях еще больше, чем родители. Это лучший стимул для того, чтобы заставить его поторопиться.

Как бороться с медлительностью

Если ребенок уже подрос, но все еще слишком медлителен, то это объясняется, скорее всего, его неорганизованностью и рассеянностью. Он начинает одеваться, но по пути к шкафу с одеждой обнаруживает игрушку, с которой надо поиграть, или куклу, которую нужно уложить в кроватку, или книгу, которую необходимо почитать. Проходит 15 минут, а он все еще в пижаме и безмятежно возится с игрушками. Здесь может помочь составление режима дня в виде картинок или, если ребенок уже умеет читать и писать, в письменной форме, где будут шаг за шагом расписаны все действия, которые он должен совершить, чтобы, например, собраться утром в школу. Положите этот листок в прозрачную папку, чтобы ребенок мог делать на ней фломастером легко стирающиеся отметки о выполнении каждого шага. Заведите для него таймер и поставьте перед ребенком задачу, чтобы он выполнил все действия по списку до того, как раздастся звонок. Похвалите его, если он уложился в отведенное время, но не слишком усердствуйте в похвалах. Лучшей наградой для ребенка будет то, что он сам оделся и подготовился к школе без нудных нравоучений и понуканий и у него еще осталось несколько минут, чтобы почитать, поиграть в компьютерные игры и даже посмотреть телевизор.

Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.

Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма — в 2 раза, скорость выполнения простых движений - в 1,6 раза, скорость решения логических задач - более чем в 1,5 раза).

У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу и переключение.

При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.

Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники — при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.

Тезис «умеет - сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.

С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности.

Нужно только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.
Как же помочь медлительному ребенку преодолеть дискомфорт и тревожность, раскрыть свои способности и возможности, обучаясь в школе?

Уважаемые родители!

Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее. Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком.

Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.

Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» — это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза.

Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.

При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.).

Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.

Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны.

Не рекомендуется обучение детей с замедленным темпом деятельности в школах повышенного уровня – лицеях, гимназиях. Выберите школу адекватно возможностям ребенка, где он будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

Отдавая ребенка в школу, при выборе учителя руководствуйтесь особенностями темперамента вашего ребенка. Учитель быстрый, с быстрой речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неуспеха.

Записывая ребенка в спортивные секции, кружки, избегайте тех, что носят соревновательный характер, вызывают большую физическую нагрузку, перевозбуждение. Выберите те, где ребенок будет чувствовать себя спокойно, увлеченно занимаясь в течение продолжительного времени.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку.

Главное, о чем должны знать мы, взрослые, — это то, что для помощи медлительным детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, родителей. Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным.

Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

Уважаемые педагоги!

В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное - не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее.
Работу с медлительным ребенком стройте индивидуально.

Медлительным детям, в связи с недостаточной сформированностью функции программирования, для организации учебной деятельности необходимы контроль, направляющая, организующая и стимулирующая помощь со стороны взрослых.

Предоставьте возможность медлительному ребенку обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Предложением «делай сам!» вы дадите толчок страху сделать неправильно. Разберите все, убедитесь, что ребенок понял и знает, что и как нужно сделать.

Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Если в классе таких детей трое-четверо, можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание. Очень эффективна работа по карточкам.

Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет выполнять задание быстрее, но будет суетиться, нервничать, допуская ошибки и небрежность.

В работе с медлительными детьми следует оценивать не объем работы, а ее качество. Не считайте скорость чтения основным критерием его успешности, так как медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, понимание текста.

На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести отдельно с группой детей, которые медленно пишут.

Медлительного ребенка не рекомендуется вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его о вызове. Важно, чтобы вызов не был неожиданным, так как ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

Обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить, и обязательно похвалите его.

Медлительный ребенок должен иметь время на включение в деятельность, и простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для урока), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.

Если ребенок устал, задание нужно отложить, сделать физминутку, расслабление. В идеале необходим отдых каждые 15 — 20 минут.

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях, создавайте мотивацию успеха, повышайте самооценку ребенка. Медлительные дети, как правило, не уверены в себе, поэтому нуждаются в понимании, поддержке со стороны учителя. Помогите ребенку реализовать свои возможности и способности, которые могут быть довольно высокими.