Как объяснить ребенку, что такое «нельзя»? Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время.

Здравствуйте!

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы - как объяснить ребёнку, что нельзя?

Вы говорите: «Нельзя!», а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак - начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное - мы конечно же ему запрещаем.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо - таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово «нельзя»?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

  • кто-то очень внимательно посмотрит на маму,
  • другой ребёнок может пустить слезу,
  • третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай» ,
  • а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку,

нельзя трогать горячее,

нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку - если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно».

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит :

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения? Я выберу самые распространённые и подготовлю для вас материал с разбором вашей ситуации.

Людмила Шарова,

детский психолог.

Проявления сексуальности у ребенка начинаются с рождения, а значит, с самого начала есть и факторы, способные нарушить психосексуальное развитие. Поэтому родителям важно вести себя правильно, чтобы избежать ошибок и, главное, не волноваться понапрасну.

Как это сделать, мы подробно расскажем уже 8 апреля на , который сайт проведет при поддержке медицинской лаборатории «Синэво». Мы поднимем все темы, которые волнуют любящих и заботливых родителей!

Mamaclub.ru

Прежде всего: для ребенка крайне важна здоровая атмосфера в семье, проникнутая любовью, уважением и доверием.

Что включает в себя доверие? Способность говорить на любые темы.

Уже в дошкольном возрасте у детей формируется сознание своей половой принадлежности, а значит, и интерес к этой теме. На вопросы, которые дети задают родителям, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, но и не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и «покупке ребенка в магазине». Рано или поздно наступает разоблачение этих уловок, а значит, дети начинают не доверять родителям и искать ответы, которые им нужны, на улице, в телевизоре, в интернете.

В этот момент крайне важно сформировать близость между родителем и ребенком: ведь если авторитет зиждется не на любви и уважении, а на страхе и подчинении, — исчезает сама возможность искренности в выяснении любых вопросов, в том числе и половых.


couscoop.com

При обсуждении любых интимных вопросов (самостимуляция, половые отношения, рождение ребенка) старайтесь апеллировать не только к интеллекту, но и к чувствам ребенка. Сухие моральные наставления и наказания под предлогом «исправления детей» ранят ребенка и формируют психосексуальные проблемы, которые наверняка аукнутся в будущем.

Помните: вы не запретите ребенку получать информацию о сексе. Вопрос только в том: вы ему дадите эту самую информацию или кто-то другой.

Научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем рассказать им про множество других вещей. Вот простые правила, которые вам помогут:

  1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
  3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
  4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
  5. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».
  6. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
  7. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или «пиписька».
  8. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком:
  9. «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен (на) ответить „нет“ и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».
  10. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  11. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
  12. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.
  13. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
  14. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.
  15. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

Комментарий психолога :

О внимании родителей

— Любому ребенку независимо от его пола необходимо внимание мамы и папы. С самого рождения и приблизительно лет до пяти внимание родителей — это база, которая формирует доверие к окружающему миру и людям. В младшем школьном возрасте — внимание, это способ узнать о себе, в подростковом — это колоссальная поддержка.

Если одного из родителей нет, очень важно отношение в семье к отсутствующему — чаще всего отцу. Если мама транслирует злость — у девочки будет формироваться знание о том, что мужчины — это источник страдания. У мальчика же будет бессознательно формироваться чувство вины, и впоследствии ему будет тяжело сформировать свою семью из-за страха бросить маму.

Про общение со сверстниками

Через игру со сверстниками ребёнок решает для себя несколько важных задач:

умение общаться и выстраивать иерархию, а также взаимодействовать в этой иерархии:

  • обнаруживать для себя интересные виды деятельности;
  • возможность отыграть ту модель поведения, которую он видит в семье;
  • возможность отыграть ролевые отношения (супружеские, родительские);
  • выстроить для себя реакции на внебрачные и брачные отношения.

Этап игры можно разделить условно на две стадии: первая (7−8 лет), когда дети копируют поведение с родителя своего пола, и второй (9−12 лет), когда они пробуют способы взаимодействия своих сверстников.

Однополые группы очень важны для ребёнка, ведь именно в них он накапливает опыт общения, поведения, реакций при различных ситуациях.

Сделать это в одиночку сможет далеко не каждый.

Самоутверждение себя как представителя того или иного пола происходит полноценно лишь в однополой группе (дворовая компания, одноклассники, спортивная секция). И если у ребенка нет товарищей по играм, опыт жёсткого воспитания, изоляция ребёнка от сверстников (потому что «хорошему они не научат») — это приостановление его психосексуального развития, которое ему в любом случае придётся догонять, но уже в другом возрасте.


shared.frenys.com

Про то, как кормление и купание влияет на психосексуальное развитие

Когда мама озабочена низким весом ребенка, она начинает активно предпринимать действия для изменения этой ситуации. Чаще всего — эти действия носят агрессивный характер, она начинает насильно его кормить. Мама в прямом смысле слова заталкивает пищу в ребенка, несмотря на его реакцию. Об удовольствии, наслаждении вкусом и умении распознать чувство насыщения речи быть не может.

Со временем ребенок приучает себя «выключать» вкусовые рецепторы, еда становится для него безвкусной и неприятной. Чувствительность организма к пище снижается, в результате чего ребенок не имеет возможности распознавать свои сигналы организма. Но есть и еще один факт: слизистая губ и рта рефлекторно связана с областью гениталий. Если эти области «работают» в штатном режиме, мы можем определять и регулировать свое пищевое и сексуальное возбуждение. Если одна из зон «выключается», во второй начинает возникать напряжение. И тогда преждевременная рефлекторная возбудимость будет создавать напряжение в генитальной области, это напряжение ребенок может снимать через самостимуляцию.

Когда рождается ребенок, вся жизнь в семье подчинена только ему. Мама его кормит, с ним гуляет, трепетно охраняет его сон, лишая себя очень многого: занятий любимым делом, просмотров фильмов, походов в гости, общения с друзьями. Даже время, проведенное с мужем, урезается до минимума.

Ребенок очень быстро привыкает к тому, что он – самый главный в семье, и, подрастая, продолжает отнимать у родных львиную долю времени, хотя вполне может занять себя самостоятельно. Если мама работает за компьютером, шьет или пытается задремать, начинает забираться на колени, отбирать шитье, громко кричать, чтобы привлечь к себе внимание, и так далее. Обычно мама, вздыхая, откладывает работу до ночного времени, когда ненаглядное чадо уснет. И это совершенно неправильно.

Взрослые, как, впрочем, и сами дети, имеют право на личное пространство, с которым окружающим нужно считаться. Как это объяснить 3-4 летнему ребенку? Об этом рассказал кандидат психологических наук, доцент Елена Косыгина.

Чтобы объяснить ребенку, что такое личное пространство, нужно демонстрировать собственным поведением уважение родителей друг к другу и к самому ребенку. Слова никогда не принесут результата, если не будут подкреплены конкретными поступками. Например, папа отправляется на прогулку с ребенком, чтобы мама смогла днем немного отдохнуть, а мама прекращает слушать музыку, чтобы не мешать папе работать за компьютером. В понятие личного пространства входят и материальные вещи, и психологическая составляющая.

Личные вещи

Уже после годика ребенку нужно объяснять, что игрушечные ведерко и лопатка в песочнице принадлежат соседской девочке, потому брать их без проса нельзя. Точно так же нельзя заглядывать в мамину косметичку и папин портфель, рисовать на бумаге, которая лежит в папином ящике, и вытаскивать вещи из маминой тумбочки. Нельзя хватать мамин мобильный телефон – это не игрушка. Со своей стороны, родители не трогают коробку с игрушками ребенка, где он волен самостоятельно наводить порядок. Он знает, что может играть со своими игрушками так, как захочет. Но если ребенок часто откручивает головы куклам и колеса машинам, не следует немедленно покупать ему новые. Ребенок должен знать, что новую игрушку ему подарят только на день рождения. Так постепенно он научится беречь свои вещи и осознает понятия "мое" и "чужое".

Личное время

Родители уложили спать ребенка в девять вечера, закрыли дверь в его комнату и тихо смотрят интересный фильм. И тут раздается крик: "Мама, мне скучно! Иди сюда!" Мама немедленно бросает все, бежит к ребенку и начинает его развлекать: петь колыбельную или рассказывать сказку. Ситуация, знакомая многим. Или такой сюжет из жизни: мама, уставшая от домашних хлопот, садится за свое любимое вышивание. И тут ребенок начинает капризничать, требовать, чтобы мама читала ему книжку, лепила с ним из пластилина и так далее. В таких ситуациях отец ребенка должен объяснить, что мама сейчас занята своим любимым делом, и, если он тихонько поиграет со своим конструктором, мама вышьет очень красивый узор, а потом обязательно с ним почитает. Понятно, что ребенок будет от этого не в восторге, но, если каждый раз терпеливо объяснять ему, что маме нужно отдохнуть или заняться любимым делом, он привыкнет к мысли о том, что наступило "мамино время", а когда оно пройдет, мама снова будет с ним. Точно так же следует уважать время самого ребенка. Если он досматривает мультфильм, не стоит, к примеру, требовать немедленно идти купаться в ванную, а лучше подождать пару минут, пока мультфильм закончится. И объяснить ему, что мама дала ему возможность закончить свои дела, а затем просит переключиться на купание и так далее. Так он научится уважать свое и чужое время.

Личные границы

Мама говорит по телефону, а ребенок дергает ее за платье, кричит и отбирает телефон. А когда приходят гости и взрослые начинают беседовать, ребенок нахально вмешивается в разговор и начинает сам что-то громко рассказывать. Либо тычет прямо в лицо взрослым свои игрушки. Когда гости уйдут, следует объяснить, что его действия очень неприятны. Можно даже продемонстрировать, насколько это неприятно: в шутку сунуть игрушку в лицо ребенку или перебить его в тот момент, когда он что-то рассказывает. Так он на себе ощутит, что подобные поступки действительно неприятны, и в следующий раз не будет так делать.

Читайте также: ГДЕ ПОСТАВИТЬ ДЕТСКУЮ КРОВАТЬ?

Личная жизнь

Появление ребенка не должно отрицательно сказаться на личной жизни родителей. Ребенка лучше всего сразу приучать спать отдельно. Но если уж он с рождения спал вместе с мамой, то постепенно его следует "переселить" в собственную кроватку в отдельную комнату. Если не пугать детей всякими бабайками, им не будет страшно спать без света. Детей нужно обязательно хвалить за то, что они такие взрослые и самостоятельные, спят без мамы, а в кроватку можно положить мягкую игрушку, чтобы не было одиноко. По вечерам ребенку неплохо напоминать о том, зайчик уже заждался своего друга и скучает. Кроватка не может сама заснуть, если в ней нет его. Так ребенок привыкнет спать один и не будет мешать личной жизни папы и мамы.

Личное достоинство

Одна маленькая девочка соглашалась есть только при одном условии: вся семья должна была лечь на пол и "плавать", активно работая ногами и руками. Особенно это напрягало 70-летнюю бабушку, которой тяжело было ложиться и вставать с пола. В другой семье ребенок обожал кататься верхом на 80-летнем дедушке, который должен был на четвереньках ползать по всей квартире. Подобные игры любят многие дети, не понимая, что для взрослых они не приемлемы. А если бабушки-дедушки сопротивляются, дети могут их толкнуть или заявить: "Ты плохой". В таких ситуациях следует объяснить детям, что они обижают дедушку-бабушку, у которых болят ноги и руки. Нельзя позволять детям командовать взрослыми и унижать их достоинство. Родители должны научить детей корректности и терпимости, иначе в один прекрасный день они начнут бить "провинившихся" стариков и родителей. Но и бабушки-дедушки из огромной любви к внукам не должны идти у них на поводу и уметь мягко, но твердо сказать нет. Со своей стороны взрослым не следует унижать достоинство самих детей, особенно на глазах у соседских ребят: прилюдно на них кричать, обзывать или давать подзатыльники. Уважение личного достоинства может быть только взаимным.

Это общие рекомендации родителям, однако нужно учитывать особенности развития и психологическое состояние конкретного ребенка. У детей тревожного типа могут быть различные страхи, в частности, спать без света или самому находиться в комнате, поэтому от родителей потребуется больше терпения и времени на адаптацию ребенка в новых для него условиях. И еще следует помнить о том, что дети воспринимают родительские наставления и советы по-разному: кому-то достаточно просто объяснить, кому-то показать на примере, а есть дети, которым нужно все самим ощутить для полного понимания. Родительское любящее сердце всегда подскажет, как именно привить ребенку понимание личного пространства. В любом случае это делается постепенно, спокойно и с большим уважением к самому ребенку.

Воспитанный малыш, уважительно относящийся к окружающим – настоящая отрада для родителей. Такой ребенок обязательно поблагодарит за оказанную услугу, окажет посильную помощь и никогда не заставит краснеть за капризное поведение. Как объяснить ребенку что такое вежливость?

Путь к тому, чтобы маленький человечек стал образцом вежливости, довольно тернист: он требует как терпения, так и детальной продуманности. Рассмотрим несколько основных принципов, которыми следует руководствоваться в процессе обучения.

1. Формирование представлений о должном поведении в обществе

Начиная с двухлетнего возраста, стоит обращать внимание малыша на правила общественного поведения. Так, ребенку нужно напоминать о том, что в театре, с началом спектакля, принято сидеть тихо, не шурша и не забавляясь с издающими звуки игрушками. Заходя в магазин, следует перестать кричать и спокойно последовать за родителем. А на детской площадке не разрешается отбирать чужие игрушки, обзывать других малышей и, тем более, драться с ними. Все эти правила о вежливости крайне важно доносить до сведения детей с самых ранних лет, иначе впоследствии объяснять и закреплять их будет очень проблематично.

2. Вежливость в разговоре с окружающими людьми

Пожалуй, каждый из нас знаком с такой ситуацией, когда маленький виновник торжества, получив подарок, тут же принимается его открывать, не удостоив дарителя даже простым коротким «спасибо». Как правило, смущенные мама и папа вопрошают у чада: «Что надо сказать, Коля?», и только тогда Коля, раздражаясь, выдавливает из себя что-то, отдаленно напоминающее «спасибо».

Маловероятно, что родители мальчика смогут научить его вежливости, поступая таким образом. Ведь Коля выразил благодарность по принуждению, а не по велению души. Между тем, обучение должно базироваться на личном позитивном примере. В данной неловкой ситуации поблагодарить гостя должен был хотя бы один из родителей. Регулярно становясь свидетелем аналогичных поступков, Коля постепенно начнет повторять за вежливыми родными.

Очевидно, следует внимательнее относиться к собственным привычкам. Если Вы хотите, чтобы ребенок был благодарным, не забывайте говорить заветное «спасибо» сами. Имеет смысл указывать и на чужие примеры правильного изъявления вежливости. Более того, отрицательные примеры тоже сослужат свою службу: малыш должен видеть негативные образы для сравнения. Не оставляйте разбор примеров общения без поясняющих комментариев.

Нередко бывает и такое: выпрашивая что-то нужное у родных или сверстников, ребенок ограничивается лишь требованием: «Дай!». Для того чтобы приучить любимое чадо к уместному использованию слова «пожалуйста», в первую очередь надо сформировать у него установку: без слов вежливости (не только «пожалуйста», но и остальных вроде «извини», «спасибо», и т.п.) просто нельзя обходиться в повседневной жизни. Причем само слово «нельзя» здесь будет ключевым: так же, как нельзя вставлять пальцы в розетку и прикасаться к горячим предметам, нельзя и обижать окружающих. «Разве ты бы обрадовался, если бы тебе так же грубили, как поступаешь и ты сам? Пожалуй, нет. Так почему же ты обижаешь других?» — беседа с малышом должна строиться примерно таким образом.

Стоит подчеркнуть, что обыкновенное заучивание «полезных слов» не даст необходимого эффекта. Ребенку должно нравиться проявлять вежливость, нужно четкое представление о том, что нельзя позволять себе грубое и неуважительное общение.

Еще один нюанс, о котором следует упомянуть, объясняя ребенку о вежливости – случаи, когда дети нетерпеливо перебивают взрослых в ходе их разговора между собой. Не срывайте раздражение на малыше – ведь, публично одергивая его, Вы тоже продемонстрируете невежливое поведение. Вместо этого сообщите ребенку: «Мне хотелось бы закончить беседу. Давай, я договорю, а потом ты сразу же все выскажешь».

Конечно же, объяснить маленькому человечку важность вежливости с самых ранних лет нелегко – ведь малыш еще многого не понимает: ни общества, ни его правил, ни представлений окружающих людей. Поэтому психологи рекомендуют превратить обучение «волшебным словам» в увлекательную игру. К примеру, нарисуйте в воображении ребенка некую Страну Вежливых Людей. Разбирайте вместе с ним разные игровые ситуации — так, чтобы малыш уместно повторял «волшебные слова». Постепенно он начнет лучше ориентироваться в том, как, когда и зачем нужно их использовать, а полезная привычка отложится в его подсознании.

3. Детская чуткость

Привитие навыков вежливого поведения должно проходить параллельно с обучением чуткости. Мало уметь говорить «правильные слова»: важно понимать чувства окружающих людей. Ребенку следует уяснить, какие ощущения возникают у того или иного человека в связи с определенными поступками малыша.

Возьмем для примера типичный конфликт, зачастую назревающий в песочнице. Двум мальчикам, Толе и Боре, не удается договориться, кому достанется единственный солдатик. Толя толкает Борю, из-за чего второй, плача, выгоняет обидчика из общей песочницы. Толя незамедлительно отправляется жаловаться маме на вредного Борю, который отказывается с ним играть. В ответ на это мама, занимающаяся своими хлопотами и не желающая разбираться со всеми подробностями, вносит предложение: «Ну, тогда иди играть с Петей. Вон он, только что вышел с новой машинкой».

В чем именно неправа мама? В том, что убедила сына в его невиновности. Толя приходит к выводу, что должен быть равнодушен к чувствам Бори – ведь он не совершил ничего зазорного. Соответственно, когда Толя снова попадет в аналогичную ситуацию, он будет все так же себя оправдывать, полностью игнорируя интересы, мнения и чувства своих товарищей.

Воспитывая в детях вежливость, нужно в первую очередь взрастить в них понимание: каждый человек, хоть иногда, бывает не прав. Необходимо уметь приносить извинения за собственные неправильные действия. При этом то, что малыш просит прощения, совершенно не означает, будто он – плохой. Такой шаг важен просто для того, чтобы показать: «Я не прав и мне жаль, что так вышло». Надо подчеркнуть, что тот, кому ребенок адресует свои извинения, вовсе необязательно станет впредь относиться к нему хуже, чем раньше. Зато сам раскаявшийся малыш почувствует ощутимое облегчение.

Обучение чуткости предполагает посвящение малыша в такие значимые вопросы, как то, почему следует уступать место пожилым во время поездки в общественном транспорте, зачем делиться сладостями со всеми членами семьи, и т.д. Можно брать на вооружение такие фразы:

  • «Бабушки и дедушки устают, у них болят ножки, поэтому стоять очень тяжело";
  • «Наверняка печенье – пальчики оближешь! Маме и папе, пожалуй, тоже хочется немного попробовать. Не хочешь нас им угостить?».

1) Просматривайте вместе с малышом мультики, посвященные вопросам вежливого обращения

Например 🙂

2) Читайте детям книги, в которых говорится о важности вежливого поведения, чаще акцентируйте внимание на подобных эпизодах;

Рано или поздно каждый ребенок задается вопросами «про это». А учитывая осведомленность современных детей, родителям нужно заранее основательно подготовиться к тому, чтобы доступно объяснить ребенку, что такое секс. Хотите вы или нет - но провести подобную беседу со своим чадом придется, если только вы не желаете, чтобы всю информацию на эту тему он получал исключительно от друзей.

Что такое секс?

Чтобы без стеснения ответить ребенку на этот вопрос, вы должны задать его сами себе. Странно, но многие взрослые воспринимают это слово исключительно как синоним полового акта, в то время как последний является лишь частью сексуальных отношений.

Итак, секс (sex - «пол») - это взаимоотношения полов, проще говоря, отношения мужчины и женщины. В основе таких отношений лежит инстинкт продолжения рода, однако секс в современном обществе призван удовлетворять не только его. Поэтому неразумно сводить значение этого слова только к совокуплению, поскольку оно охватывает достаточно широкий спектр понятий.

Знакомство с собственным телом

Поиски ответа на вопрос, как объяснить, что такое секс, стоит начать со знакомства с анатомией. Ведь именно этим прежде всего начинают интересоваться маленькие дети. Уже в 2-3 года она внимательно изучают свои гениталии, и в их глазах можно прочитать безмолвный вопрос: «Что это и зачем это мне нужно?» А если ребенок имеет возможность сравнить свою анатомию с анатомией ребенка другого пола, то вполне логичным будет возникновение следующего вопроса: «Почему у нас ТАМ все по-разному?»

Вскоре вопрос из безмолвного превратится в реальный, и тут заботливый родитель должен быть во всеоружии.

Не запрещайте ребенку изучать свои гениталии, не кричите на него, не внушайте ему, что это грязно, стыдно, некрасиво. Наоборот, постарайтесь сами познакомить ребенка с его телом, например, во время или после купания. Не сосредотачивайтесь именно на интимных местах: рассматривайте ручки, ножки, животик и «эти самые места». Это позволит ребенку воспринять свое тело как единое целое, где все органы одинаково важны, и нет запрещенных мест, которых нужно стыдиться.

С другой стороны, переусердствовать здесь также не стоит. Все должно быть естественно и в меру. Также постепенно приучайте ребенка к понятию интимности этих органов, их недоступности для окружающих, демонстрации только самым близким людям.

Мама, откуда я взялся?

Наряду с изучением гениталий, это самый распространенный «сексуальный» вопрос дошкольного периода.

Действительно, чтобы объяснить ребенку, что такое секс, вам непременно придется ответить и на ряд вопросов, связанных с его появлением на свет. Пожалуй, в возрасте до 6-7 лет детей интересует больше именно эта сторона секса, чем непосредственно акт физической близости между мужчиной и женщиной.

Сразу отбросьте сказки про капусту и аиста - ведь вы не хотите быть лжецом перед собственным ребенком, которому в скором времени все равно поведают как не в детском саду, так на улице о том, что ребенок живет у мамы в животе и потом оттуда же вылезает. Поэтому постарайтесь максимально приблизить свое объяснение к реальности. Это должен быть краткий, но емкий ответ. Например: «Папа полюбил маму. Он обнимал ее и целовал, и от этого у мамы в животике появился ты. Сначала ты был маленький, как зернышко, а потом вырос большой и тебе стало тесно. Тогда ты попросился наружу, и появился на белый свет».

Также стоит предусмотреть и сопутствующие вопросы почемучки, например, один из самых заковыристых - «А откуда именно я вылез?» Постарайтесь и здесь не придумывать сказки и сказать правду. Дети чувствуют, когда им не врут, и их удовлетворяет спокойный родительский ответ.

Чтение книжек “про это”

Когда придет время объяснить, что такое секс как половая близость двух людей, на помощь родителям придут специальные пособия и энциклопедии. Благо, их сейчас очень много. С другой стороны, стоит очень внимательно отнестись к выбору такого пособия. Далеко не все они годятся для просвещения детей.

Будет лучше, если вы прочитаете такую книжку вместе. Предварительно вам самим стоит детально ознакомиться с ее содержанием, постараться предугадать сопутствующие вопросы вашего чада и придумать на них ответы. Конечно, неожиданных вопросов вам не избежать - но максимально «вооружиться» заранее вы можете.


Доброжелательный настрой

Рассказывая ребенку о том, что такое секс, помните о том, что ваши беседы должны проходить в максимально дружеской атмосфере. Ваша цель - добиться того, чтобы искать ответы на вопросы о сексе ваш ребенок шел именно к вам. Ведь только в этом случае вы можете быть уверены в его сексуальной просвещенности. А это, кроме всего прочего, является также и гарантией того, что ваш ребенок будет в курсе вопросов контрацепции и не преподнесет вам сюрприза в виде ранней нежелательной беременности.

Переступите неоправданный стыд, поймите, что с ребенком просто необходимо поговорить «об этом», когда придет время (возможно, это случится даже намного раньше, чем вы планировали). Будьте готовы ответить на самые каверзные вопросы так, чтобы не соврать ребенку и в то же время скрыть не нужные малышу подробности. А главное - отнеситесь к своему ребенку с любовью и пониманием, с радостью удовлетворите его любопытство. Тогда он будет знать, что родителям можно доверять даже в любых вопросах - а это дорогого стоит.