Как научить ребенка сложению и. Учим цифры на бумаге

Когда карапуз начинает бегать и активно познавать мир, родители задумываются, как научить ребёнка считать в уме и развивать логическое мышление.

Чтобы добиться успеха, важно заинтересовать малыша. Детская память восприимчива к информации, которая подаётся в игровой форме и вызывает любопытство и радость. Если ребёнку скучно, он будет капризничать и ничего не запомнит. Для усвоения азов счёта маме нужно постараться и сделать занятия интересными и разнообразными, тогда кроха моментально сможет считать до 10 и захочет учиться дальше.

Первые уроки

Дети развиваются по-разному, поэтому нельзя назвать точный возраст, когда их можно быстро научить считать. Учёные подметили, что в 2-3 года они активно тянутся к новым знаниям. Это время считается наилучшим для развития как образного, так и логического мышления и всевозможных способностей.

Если малыш хорошо разговаривает и проявляет любопытство, на третий или четвёртый год жизни его можно познакомить с цифрами и научить считать в пределах 10. Вначале лучше освоить числовой ряд до 3, а потом до 5. На занятия нужно тратить около получаса, проводя уроки по 10 минут несколько раз в день. Как только ребёнку становится неинтересно, переключайтесь на что-нибудь другое, иначе стремление к счёту угаснет.

Существует много простых методик, по которым легко обучить трёхлетнего ребёнка азам математики дома.

  • Вначале малыш должен научиться различать, где мало, а где много предметов. Например, стол один, а стульев много.
  • Ему следует растолковать, что такое «больше» и «меньше». Например, положите на одну тарелку два яблока, а на другую три и попросите сказать малыша, на какой больше фруктов.
  • Когда он поймёт принцип, объясните понятие «поровну». Для этого используйте наглядные примеры и давайте задания ребёнку разделить разные вещи пополам.
  • Потом к занятиям можно подключить карточки, где нарисованы от одного до пяти предметов. Пусть малыш в уме считает их и говорит ответ.
  • Полезно заучивать математические стихи, смотреть детские развивающие передачи, где информация подаётся как игра.

Используйте математику в повседневной жизни. Это хороший способ того, как научить ребёнка считать до 10. Гуляя в парке, попросите кроху сказать, сколько деревьев растёт на полянке. Поднимаясь по лестнице, вслух проговаривайте: «Одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки…». Малыш будет слушать, повторять и запоминать. Давайте задания дома: принести три луковицы или вымыть пять чашек. Вы удивитесь, как быстро он освоит счёт. Обязательно познакомьте кроху с нулём. Объясните, что, когда ничего нет, это ноль.

Практические занятия

Попросите малыша представить, что на дереве сидят три белочки, и каждая держит в лапках по одному ореху. Сколько всего орехов у белок? Постоянные игровые уроки позволяют добиться хороших успехов, и четырёхлетние дети начинают мгновенно решать и более сложные задачи.

  • Чуть позже стоит приступить к освоению математических действий. Расскажите крохе, что такое плюс, минус и равно.
  • Для наглядности подкрепляйте информацию примерами. У Васи было 2 яблока. Ему дали 2 груши. Сколько фруктов оказалось у Васи? Такие же задачки придумывайте и на вычитание.
  • Главное, чтобы дети усвоили механизм счёта. В первую очередь надо посчитать, сколько было предметов, потом – сколько требуется приплюсовать, и в конце – сколько стало. Примеры на вычитание решаются аналогично, только со знаком минус.

Чтобы правильно научить малыша складывать и вычитать цифры, воспользуйтесь книгами по раннему развитию. К выбору литературы относитесь внимательно. Некоторые современные источники утверждают, что правильный ответ легко получить без счёта. Это ошибочный подход, так как арифметика - точная наука, в ней нельзя ничего угадать, а можно лишь вычислить.

Когда малыш хорошо сможет считать до десяти, купите магнитные цифры и расскажите, что они обозначают количество предметов, которые мы видим. Например, три котёнка или три груши можно записать одной цифрой 3. Прикрепите макеты чисел на видном месте, и кроха быстро запомнит, как они выглядят.

После 4 лет дети хорошо понимают, как образовываются цифры. Купите числовой ряд. С его помощью легко объяснить, какая цифра стоит спереди, а какая сзади.

Считаем до двадцати

Когда карапуз начнёт прекрасно разбираться в числах от 1 до 10, родители начинают искать способ, как научить ребёнка быстро считать до 20. Чтобы освоить науку, важно не только распознавать числа, написанные на бумаге. Нужно растолковать крохе, что собой представляют единицы и десятки. Ребёнок в 5 лет легко воспринимает эту информацию.

  • Вам понадобятся обычные счётные палочки или набор других одинаковых предметов.
  • Отсчитайте десять палочек и положите их в ряд.
  • Расскажите юному ученику, что это один десяток и его принято называть «дцать».
  • Сверху поместите еще одну палочку. Желательно, чтобы она отличалась от других цветом.
  • Объясните, что это единица или «один». Если к слову один прибавить «дцать», получится одиннадцать.
  • Постепенно добавляйте палочки к верхнему ряду. Так вы выучите числа 12, 13, 14 и дойдёте до 20.

Важно объяснить ребёнку, что сложные числа состоят из единиц, десятков, и добиться, чтобы он чётко понимал, сколько их в каждом числе.

Для закрепления материала полезны математические игры. Вы можете приготовить карточки с цифрами от одного до двадцати. Дать их ребёнку и попросить выбрать те, на которых изображены числа 5, 10, 15 и так далее. Правила игры можно усложнить, чтобы приучать малыша считать в уме. Предложите ему отыскать число на четыре единицы больше 12 или на пять единиц больше 6. Вначале будет сложно, но постепенно малыш сможет считать в пределах 20.

Счёт до ста

Чтобы дети научились считать, нужно показать им, как правильно писать цифры. Благодаря этому они смогут наглядно представить числовой ряд и будут чётко видеть соседние цифры. Когда малыши начнут свободно считать до 20, объясните им, что логика построения чисел одинакова. Если к двум десяткам прибавить 1 – получится 21, прибавить 2 – будет 22, и так до тридцати.

  • Учите с детьми, как оперировать десятками. Разложите на столе 10 палочек. Под ними выложите ещё несколько рядов и посчитайте, сколько получилось десятков. Чтобы к 30 прибавить 40, нужно к трём десяткам прибавить четыре десятка. Будет семь десятков или 70. Это дети должны прочно усвоить, чтобы научиться считать до 100.
  • Складывать двузначные числа легко, если понять алгоритм вычисления. Когда дети умеют работать с десятками, можно усложнить задачу.
  • Попросите их сложить 12 и 14. В этих числах есть единицы и десятки, поэтому маленький ребёнок способен запутаться. Для объяснения вам понадобятся палочки.
  • Положите на ровной поверхности 10 штук. Это будет десяток.
  • Сверху разместите 2 палочки другого цвета, которые подразумевают единицы. Малыш должен понимать, что вместе палочки образуют число 12.
  • Рядом постройте другую комбинацию из палочек, которая олицетворяет число 14.
  • В первую очередь сложите десятки. Пусть ребёнок скажет ответ - 20. Потом прибавьте единицы, 2+4 = 6, значит, получилось 6 единиц. Теперь к 20 десяткам надо прибавить 6 единичек. Ответ 26.

Чтобы ученик не сомневался, попросите его пересчитать палочки на столе. Пусть убедится, что их действительно 26. Повторяйте упражнения на протяжении нескольких дней. Когда дети улавливают принцип, они научаются с лёгкостью считать цифры, прибавлять и вычитать в пределах сотни.

Решаем примеры

После того, как ребёнок освоит единицы и десятки и научится считать примеры с помощью палочек, надо рассказать ему о понятии разрядов. Разряд - это порядок цифр в числе. Мы ведём записи в тетради слева направо. В конце числа пишутся единицы, после них десятки, потом сотни и так далее. Это необходимо чётко запомнить.

  • Чтобы в первом классе не возникло проблем на уроках математики, детей нужно заранее готовить к решению примеров.
  • Во время летнего отдыха посвятите немного времени занятиям. Простой способ, как можно научить ребёнка считать столбиком, заключается в понимании того, что при счёте на листочке бумаги каждый разряд надо располагать строго друг под другом.
  • Предложите записывать числа в столбик, придерживаясь правильного порядка. Не требуйте вычислить ответ. Пусть малыш сначала до мелочей освоит, как располагаются цифры в столбике. Через некоторое время можно приступить к нахождению ответа.

Например, при складывании 25 и 7, цифра семь пишется под цифрой пять. Малыш вначале прибавляет единицы 5+7. Получается 12, или один десяток и две единицы. Двоечка пишется в ответе в разряде единиц. Оставшийся десяток приплюсовывается к двойке первого числа. Результат три нужно записать в разряде десятков. Ответ 32.

Правильно научить ребёнка вычислению в столбик помогут кубики с нарисованными цифрами или специальные карточки. При их использовании пример не надо записывать на бумаге. Достаточно выложить его из кубиков или карточек на столе. Маленьким детям так удобнее. Им не надо зачёркивать ошибки и по несколько раз переписывать задание. Для исправления нужно просто поменять карточку или кубик.

Математические способности есть у всех детей. Чтобы малыш пошёл в 1 класс хорошо подготовленным, их нужно развивать как можно раньше. Умение логически мыслить, складывать, вычитать в уме простые и сложные примеры пригодится в жизни. Решение задач развивает память и учит нестандартно думать. Главное, не перегружайте ребёнка. Не пытайтесь, чтобы он запомнил много информации сразу. Постепенно он во всём разберётся и будет радовать вас хорошими отметками в школе.

«Мой ребенок хорошо считает в уме». Как часто вы слышите эту фразу от родственников, знакомых или коллег? Согласитесь, крайне редко. Навык устного счета многими считается бесполезным и неактуальным. У каждого в руках есть умный телефон, смарт-часы, планшет или компьютер, оснащенный калькулятором. Куда проще запустить программу на гаджете и доверить расчет искусственному интеллекту, чем включить ум и справиться с задачей самостоятельно.

К сожалению, пользоваться калькулятором не всегда удобно, а порой даже не очень уместно. При этом считать приходиться постоянно и много. Этот навык не появляется у нас с рождения. Дети понятия не имеют, что такое «много», «мало», «поровну». Им также неизвестны значения цифр и операции, которые можно с ними провести.

До сих пор некоторые примитивные народы не обладают знаниями о числах и математических действиях. Все их арифметические способности сводятся к понятиям «один», «два» и «много». Одни племена научились считать до 5, другие – до 7, однако дальше следует традиционное «много». Выходит, что устный счет – сложная и важная функция, которую нужно начинать осваивать еще в раннем детстве.

В каком возрасте учить детей складывать в уме?

Научить ребенка совершать арифметические операции в уме проще всего в период, когда его мозг развивается наиболее активно. Обычно это возраст 5-7 лет. Однако дети проявляют заинтересованность к счету гораздо раньше. Развивать и поддерживать тягу к знаниям можно даже у малышей до 1 года. Этому способствуют первые игры:

  • «Сорока-ворона»;
  • «Вышли пальчики гулять»;
  • «Ладушки» и подобные.

В 2-4 года дети любят играть с кубиками, пирамидками и сортерами. Они с удовольствием возводят башни и цепляют на стержень кольца. Объясняйте ребенку, что сначала берется самый большой круг (первый), затем чуть поменьше (второй), еще меньше (третий) и так далее. Такие игры подстегивают любознательность и желание малыша пересчитать все, что есть вокруг.

В более старшем возрасте дети спокойно запоминают цифры и учатся считать. Дошкольник может легко справляться с несложными арифметическими задачками, различать «много и мало» и вести устный счет до 10. Как ознакомить ребенка с цифрами и первыми манипуляциями с ними? Нужно разобраться с основными правилами изучения чисел.

5 правил обучения счета

Не знаете, как быстро научить ребенка различать цифры и устно считать? Следуйте правилам:

  • Регулируйте объем изучаемого материала. Занятия должны быть ежедневными, продолжительность каждого – не более 10 минут. Лучше разделить обучение на 3 подхода. В идеале – утром, в обед и вечером. Так ребенок не будет уставать из-за изобилия новой информации, не потеряет интерес к занятиям.
  • Не увлекайтесь. Пройденный материал лучше вспоминать лишь тогда, когда действительно нужно. Пытаться объяснять счет, пока ребенок кушает или занимается личной гигиеной, глупо.
  • Не давайте слишком сложные задания. Не стоит ругать и наказывать ребенка, если у него что-то не получается. Чтобы получить действительно положительный результат, нужно начинать с малого. Подбирайте малышу те задачи, с которыми он точно сможет справиться.
  • Закрепляйте пройденный материал. Помните, дети хорошо запоминают информацию в процессе игры. Чаще занимайтесь с ними подсчетом всего, что находится рядом: чашки на столе, птички на проводе, автомобили на парковке.
  • Соблюдайте порядок. Психологи считают, что процесс освоения новой информации состоит из трех последовательных этапов: привыкание, понимание и запоминание.

Учимся считать до 10

Изначально, чтобы научить ребенка пересчитывать предметы, нужно освоить цифры от 1 до 5, а затем постепенно усложнить задачу. В этом помогут:

  • пальцы рук;
  • развивающие мультфильмы;
  • игры с элементами обучения;
  • считалочки;
  • регулярный подсчет игрушек, конфет и всего, что окружает ребенка.

Есть несколько простых и доступных методик обучения счету:

  • Карточки с изображениями цифр. Их можно купить в готовом варианте или смастерить вместе с малышом. Показывайте карточки в правильной последовательности, проговаривайте их названия и приводите пример на пальцах. Как только материал будет освоен, начинайте менять очередность чисел.
  • Магазин. Игра, которую обожают дети. Разложите на прилавке «товары», придумайте «валюту» и назначьте стоимость всех элементов. Ребенку отведите роль кассира. В процессе игры попробуйте что-нибудь купить, при этом важно, чтобы малыш сам озвучил цену и выдал сдачу.
  • Пластилин. Попросите ребенка смастерить собачке 4 лапы, котику 2 уха или осьминогу 8 щупалец. Не забывайте показывать карточки с обозначением цифр.

В процессе игры ребенок быстро схватывает информацию. Сажать малыша за стол, раскладывать перед ним книжки и читать занудную лекцию о важности цифр в жизни не нужно. Как только будет освоен счет до 10 (пусть с помощью пальцев или карточек), предложите ребенку находить числа в различных ситуациях и местах.

Предоставьте ему возможность вместе приготовить завтрак на троих и попросите посчитать, сколько яиц понадобится, если каждый съест по одному. Когда представления о количестве более или менее сформируются, приступайте к усложнению заданий.

Складываем и вычитаем в уме

Способов научить ребенка совершать манипуляции с цифрами и считать в уме довольно много. Однако, стоит отметить ряд методик, не приносящих никакой пользы:

  • Считаем по «1». «Чтобы к 3 прибавить 4, нужно к 3 добавить 1 – будет 4, потом к 4 прибавить 1 – получится 5, к 5 добавить 1 – получится 6, и к 6 прибавить еще 1 – получится 7». Другой пример: «Чтобы от 4 отнять 2, нужно сначала отнять 1 – останется 3, а потом 3 отнять 1 – получится 2». Этот популярный метод закрепляет у детей плохую привычку медленного счета и тормозит их умственное развитие.
  • Используем пальцы. Одно дело познакомиться с цифрами и освоить счет с помощью пальчиков рук, но совсем другое – учить ребенка складывать и вычитать на них. Следите за тем, чтобы малыш не начал так делать сам или по совету других детей. Освоить эту технику очень просто, а отучиться – сложно.
  • Линейка. В последнее время в детских садах и школах педагоги используют линейку для объяснения процесса сложения и вычитания. Принцип следующий: чтобы к 3 добавить 2, нужно посмотреть на линейку, найти на ней цифру 3, отсчитать от нее в правую сторону 2 раза по 1 сантиметру и увидеть результат «5». Этот примитивный калькулятор используется для того, чтобы искоренить у малышей желание запоминать и думать. Такой метод не научит считать, а только затормозит развитие ребенка.

Существуют более эффективные и полезные игры, способствующие освоению устного счета.

Кубики знаний

В детских магазинах продают специальный развивающий набор с одноименным названием. В комплекте 108 кубиков, карточки с цифрами от 1 до 5, коробки с нарисованными клеточками. Метод позволит научиться ребенку отождествлять числа и действия.

Ход игры:

  1. Пустая коробка кладется на стол.
  2. Малыш берет кубик и размещает его на первой клетке слева.
  3. Перед коробкой устанавливается карточка с цифрой 1.
  4. Ребенок берет второй кубик и ставит рядом с первым.
  5. Родитель спрашивает, сколько теперь предметов в коробке.
  6. Малыш должен сосчитать и сказать «2», после чего заменить карточку с цифрой «1» на «2».

«Дом для игрушек»

Возьмите игрушечный замок (подойдет обычная пустая коробка) и фигурки зверюшек или людей (можно брать кубики, машинки и другие схожие предметы). Поставьте коробку на стол так, чтобы ребенок не видел ее сверху, и начинайте игру:

  1. Положите в домик 1 фигурку и спросите, сколько зверей в нем живет.
  2. Малыш должен ответить, что один. Наклоните коробку, чтобы он смог убедиться.
  3. Добавьте в дом еще 1 фигурку и спросите, сколько зверей стало теперь.
  4. Ребенок подумает и ответит. На первых порах он может ошибаться или долго размышлять. Не ругайте малыша за неверные ответы. Когда он наконец скажет правильное количество, наклоните коробку и дайте ему удостовериться, что зверюшек действительно две.
  5. Усложняйте игру, добавляя или отнимая фигурки.

Этот метод позволяет сформировать у ребенка в голове абстрактную модель, которую можно воспроизвести по памяти. А подтверждение умственных действий на реальном примере закрепит навык устного счета.

Как помочь ребенку?

  • «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
  • Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
  • Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
  • Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
  • Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
  • Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
  • Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.

Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:

  • «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
  • «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
  • «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.

Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие.

Зачем учить детей устному счету?

Если вы уверены, что будущая деятельность вашего чада никак не будет связана с вычислениями, не стоит отказываться от навыка устного счета. Эта способность играет огромную роль в формировании интеллекта:

  • Регулярные занятия с числами запускают мышление, улучшают память, способствуют развитию речи.
  • Устный подсчет учит детей мыслить абстрактно, находить совпадения и закономерности.
  • Подобное умение помогает малышам лучше концентрироваться, быть внимательными и наблюдательными.

К сожалению, век высоких технологий мешает оценить всю важность данного навыка. Куда проще научить малыша пользоваться калькулятором, который быстро, точно и безошибочно справится с поставленной задачей. Однако развивать детей нужно обязательно. Мозг нуждается в регулярных тренировках. В противном случае продуктивность умственной деятельности снижается. Поэтому если вы хотите, чтобы дети научились использовать весь свой потенциал, обязательно научите их устному счету.

Делаем выводы

В важности умения устного подсчета сомнений нет. Чтобы добиться желанных результатов, каждому родителю следует:

  • Запастись терпением. Помните, малыш – не робот. С первого раза выучить все цифры и действия с ними нереально. Не ругайте детей за ошибки, старайтесь поддерживать атмосферу любви, заботы и взаимопонимания.
  • Подготовить материал. Купите готовые развивающие наборы или сделайте их вручную. Карточки, кубики и игрушки окажут серьезную помощь в обучении.
  • Хвалить своего малыша. Дети, как никто другой, нуждаются в родительском одобрении. Не забывайте хвалить малыша за его успехи.

Если у вас не хватает времени или педагогического таланта, воспользуйтесь сервисом BrainApps. Применение эффективных методик, разработанных ведущими специалистами, сбережет вам нервы и докажет, что ваше чадо способно на невероятные интеллектуальные свершения.

Когда малыш вырастает из пеленок, начинает бегать, говорить и интересоваться всем подряд, любящие родители задумываются о том, как научить ребенка считать. Эти навыки очень полезны маленькому человеку, и чем раньше он освоит их, тем будет лучше.
Далее поговорим о том, как познакомить кроху с цифрами и числами до 100.

Когда учить ребенка счету?

Точных сроков никто не сможет назвать, но научно доказано, что в 2-3 года у ребенка возникает наиболее сильная потребность в новых знаниях и получении информации. Сейчас кроха готов учить все, он впитывает знания, как губка, тянется к неизведанному и вообще являет собой идеальную почву для взращивания тех или иных способностей.

Именно поэтому лучше начать знакомить малыша с цифрами в период от двух до трех лет. Впрочем, можно сделать это и раньше. Уже в годовалом возрасте дети способы понимать, что один и два разные вещи, хотя до конца осознать количественные состояния предметов они пока не в силах.


Как научить считать до 10?

Счет до 10 – основная задача, которую нужно поставить родителю маленького ребенка. Но освоить сразу 10 цифр малышу может быть сложно, поэтому научите кроху сначала считать до 5.

Для этого можно прибегнуть к следующим методам, которые легко реализовать в домашних условиях.

  • На руке пять пальцев – отталкиваясь от этого, знакомьте карапуза с «именами» цифр.
  • Показывайте карточки с изображенными на них предметами (от одного до пяти) — помните, изображение самих цифр пока лучше не показывать малышу.
  • Развивающие мультфильмы и передачи – их можно найти в Интернете.
  • Счеты и другие обучающие игрушки.
  • Стишки и потешки.
  • Счет в повседневной жизни.

Очень хорошо, если вы приобщите малыша к домашним делам, параллельно обучая счету. Например, можете поручить крохе вымыть пять чашек. При этом попросите чадо считать: раз чашка, два чашка. Или перед походом в магазин попросите малыша запомнить пять позиций из списка продуктов. Ребенок должен напомнить вам о том, что нужно купить. При этом можно загибать пальцы, чтобы не сбиться со счета. Это позволит как научить ребенка считать в уме, так и позаботиться о развитии его памяти.

Полезными будут занятия с карточками. Такие пособия продаются во всех книжных магазинах и в интернет-магазинах для детей. Сначала показывайте карточки последовательно, затем чередуйте – пусть чадо отвечает, сколько на карточке изображено предметов (помните, что написание цифр мы пока не учим!)

Но постарайтесь не надоедать малышу со своей «математикой». Делайте все ненавязчиво и легко, в игровой форме, чтобы малыш раньше времени не чувствовал себя учеником в школьном классе.

Это занятие похоже на то, когда вы хотите научить ребенка читать по слогам и поэтапно знакомите его с буквами и звуками. Не спешите, убедитесь, что малыш хорошо усвоил полученную информацию, прежде чем переходить к следующему этапу обучения.


Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.


Как научить считать до 20?

Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.

  1. Объясните, что каждое последующее (дальше 10) число будет состоять из двух цифр. Другими словами каждое число делится на десятки и единицы. Первая цифра – десятки, вторая – единицы.
  2. Используйте две коробки. В одну положите десять предметов (шариков, кубиков и т. д.) в другую – один (2, 3, 4), этот наглядный пример поможет малышу понять, что к чему.
  3. Скажите, что все цифры в позиции единиц идут одно за другим, то есть после 11 идет 12, затем 13, 14 и т. д.
  4. Когда ребенок поймет суть счета до 20, можете дать ему небольшое задание. Например, попросите чадо положить в пустую коробку 16 сушек (конфет, мячиков). При этом малыш должен считать вслух.


Как научить считать до 100?

К 4-5 годам, когда малыш уже считает от 1 до 20, можно познакомить его с числами до 100. Это требует определенного терпения и времени, обучение счету процесс довольно долгий и трудоемкий.

  1. Прежде всего, расскажите, что десятков в числовом ряде до 100 существует 9. Назовите числа – 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Но оговоритесь, что между этими числами есть еще единицы, то есть эти числа не идут один за другим.
  2. После этого небольшого обзорного урока предложите ребенку выучивать за день по 10 новых чисел. Начните с третьего десятка (21, 22, 23…). Перед сном попросите малыша рассказать, что он выучил. При этом можно повторить и пройденный материал, сосчитав любые предметы.
  3. Когда ребенок изучет несколько десятков чисел, поиграйте с ним в игру: покажите числовой ряд с пропущенным числом посередине. Малыш должен найти и вставить потерянный элемент.
  4. За правильные ответы хвалите ребенка, радуйтесь его успехам. Мотивируйте малыша к обучению.


Как научить складывать и вычитать?

Такие базовые операции, как сложение и вычитание, пригодятся ребенку еще до школы. Умение посчитать предметы в повседневной жизни придаст крохе уверенности в себе, а также даст толчок развитию интеллекта. Но с чего начать?

Прежде всего, запомните – никаких уроков математики! Только игра и интересное времяпрепровождение.

  1. Приготовьте наглядным материал: яблоки, конфеты, кубики – то, чем малышу будет интересно оперировать.
  2. Для начала разберите простое число (например, 3). Получить в сумме 3 можно, сложив две конфеты и одну. Попросите малыша показать, насколько он понял объяснение.
  3. Продолжайте складывать, пока ребенок не уяснит, что к чему, и лишь потом переходите к вычитанию.

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годамиLearning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речьTransforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием

Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».


drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Математика. Как научить складывать и вычитать числа.

Что должен уметь ребёнок перед тем как начать учиться прибавлять-вычитать

Что мы только не считали — и ступеньки в подъезде, и ёлки во дворе, и зайчиков в книжке... Выглядело это приблизительно так. "Сколько зайчиков? Показывай пальчиком. Раз, два, три. Три зайчика. Покажи три пальчика. Умница! Правильно!" Сыну поначалу было не интересно считать, искать ему нравилось больше.

Игра в прятки тоже не лишняя: "Раз, два, три... десять. Я иду искать. Кто не спрятался я не виноват!" В 3 года мы не могли считать до 10, вместо цифр произносили неведомые слова с похожей интонацией. Зато позже из-за того, что часто требовалось показать количество пальчиков, цифры ассоциировались с количеством предметов.

Знает цифры

Я не припомню никаких специальных упражнений, которые мы бы делали. Всё происходило мимолётом.

"Мы на каком этаже? На втором. Смотри, вот его цифра написана на стене. «2». Покажи два пальчика. Молодец."

В лифте: "На каком этаже живёт бабушка?" — "На 3-ем" — "Какую кнопку нужно нажать?" — "Вот эту" — "Немного не угадал. Вот тройка".

В магазине: "У нас ключ от ящичка под номером 9. Вот, видишь, на ключе есть бирка. На каком же ящичке написана такая цифра?". Нечто похожее с номерком от гардероба.

В очереди к врачу: "Какой номер кабинета? Вот цифра." — "Два" (насколько я понимаю, наобум) — "Нет, это цифра «5». Покажи 5 пальчиков. Хорошо!".

"Когда папа приедет?" — "Через час. Смотри, сейчас короткая стрелка на 6-ти. Когда эта стрелка будет на 7-мёрке, вот тут, тогда и приедет."

"Переключи, пожалуйста, на «1 канал». Неси пультик. Тут написана единичка. Нажимай на эту кнопку. Спасибо."