Как научить ребенка мыть руки? Ребенок не хочет мыть руки – как приучить.

Перспективная девушка из столицы, студентка престижного университета, с востребованной специализацией, гарантирующей достаток и карьеру, выходит замуж за молодого ближневосточного бездельника, перебивающегося случайными заработками весьма сомнительного характера... Это не сюжет мелодрамы, это конкретная девушка - дочь моих очень и очень близких друзей. Все в шоке. Ни уговоры, ни призывы включить разум ни к чему не приводят. Вот прям не оставляет меня маниакальное желание любыми способами расстроить этот брак.
Они уедут на родину мужа. Чтобы ей стать десятой женой и нарожать детей-полу, обречённых всюду быть чужими. Конечно дети от смешанных браков бывают очень красивыми, Но случись в семье разлад, они ни тут, ни там не нужны.
Я нетолерантна? Или права?

245

Лена Ленина

Утро всем доброе. В субботу ездила в стильные кухни (люблю их нежно за качество) проектировала кухню.. Сначала считала кухню Томмази,с фрезеровкой красотища - 3 метра (включая холодильник) НОООО цена без техники под 170(((Что дня меня не вариант поскольку технику я насчитала на 136))) решила упростить - фасады без фрезеровки, почти под потолок, белые фасады 3Д пластик, те что оливковые (на самом деле цвет называется "белое золото, хотя не понятно почему ибо цвет нежно оливковый)) - эмаль. Вопрос по эмали на фасадах - мне говорят капризна она на кухне, могут быть сколы, кот может испортить. Может у кого есть эта эмаль как в носке???
Предложили заметить эмаль также на 3Д пластик (по цене сразу дешевле на 18 тысяч и можно за эти деньги добавить ящик где вытяжка), но эмаль такая красивая..в общем что скажете по фасадам и материалам??
Кухню насчитали на 270 со всем всем и смесителями и аквафорами и техникой)

237

Эльвирка

Выдалась свободная минутка, решила посёрфить... И вот на какое дело наткнулась. Случайно попалась на глаза петиция очень необычного (на мой взгляд) содержания, а именно об официальном отказе в установлении и выплате алиментов. Текст ниже прилагаю, ссылки подчистила. Могу сказать одно: я просто в шоке после прочтения. И мне вот стало интересно вдруг это у меня с головой какая-то беда, и это я так агрессивно реагирую на подобные темы, потому что мозоль уж слишком больная, а на самом деле мы к этому и катимся? Тема, конечно не для ссор, но для обсуждения. Очень интересно узнать что вы думаете по этому поводу? Собственно, текст:

Отменить алименты на несовершеннолетних детей

Мы считаем, что в настоящее время институт семьи в России развален. Более 60 процентов разводов по всей стране, а в некоторых регионах и до 110 процентов, являются тому прямым подтверждением.
Одним из факторов, разваливающих российские семьи, является варварская алиментная политика, распространённая в нашей стране. От современной алиментной системы страдают как сам граждане, так и чиновники (суды, судебные приставы, органы опеки и т.д.), а главное - страдают наши дети.
Мы верим в разумность и добропорядочность российских граждан и предлагаем отменить алименты на содержание несовершеннолетних детей, предоставив россиянам самим, внутри собственных семей, решать вопросы о содержании собственных детей.
Почему необходимо отменить алименты на несовершеннолетних детей?
1. Алиментная практика увеличивает количество разводов, тем самым нарушая права детей на полную семью
2. Алименты в том варварском виде, в котором они существуют сейчас, отрицательно влияют на демографию страны и психологический климат внутри семьи
3. Государство не в состоянии контролировать ситуацию с неплательщиками алиментов - в 2017 году выявлено более 850000 неплательщиков, и несмотря на всё ужесточающиеся наказания за неуплату алиментов (вплоть до уголовной ответственности), их число не сокращается
4. Разведенный супруг (супруга), получающий(ая) алименты в судебном порядке, часто препятствует общению ребенка со вторым родителем, так как отсутствует заинтересованность в выстраивании каких-либо отношений со вторым родителем. Добиться нормального общения с детьми через суд на практике крайне сложно.
Отмена алиментов несёт в себе следующие плюсы:
1. После отмены алиментов на несовершеннолетних детей количество разводов в стране резко снизится
2. Невмешательство государства в дела семьи положительно скажутся на демографии страны - в полных семьях рождается больше детей
3. Высвободится большое количество госработников, которые сегодня безуспешно занимаются выбиванием алиментов с почти миллиона должников. Эти чиновники могут заняться решением более важных и острых социальных вопросов; отмена алиментов также декриминализует и статью за их неуплату, что позволит с облегчением вздохнуть практически миллиону человек, которые в настоящее время, в силу ряда причин не могут выплачивать алименты.
4. Разведённым супругам придется мирно решать проблемы развода, манипулировать детьми не получится, в результате права детей будут максимально защищены

Руслан Дягилев, активист Мужского Эгалитарного Движения

Ну вот как-то так, а если реально такое вносить начнут? Ну ведь глупости же... И если б люди могли договориться и договаривались, то тогда вообще походов по судам не было с этой темой, или я что-то не так понимаю? Или просто у мужика уже забрало упало и его достали все его бывшие жёны с приставами и ответственностью?))))

233

Летяга

Сразу оговорюсь, тему открываю просто из интереса. Ситуация такая: пишу очередную книгу, в которой одна из героинь с мужем живёт по инерции, любви с её стороны давно нет, посматривает на сторону, но вдруг муж совершает поступок, после которого у неё открываются глаза и она понимает, что была не права.
И возник у меня вопрос, а было ли у кого-нибудь так на самом деле? То есть совершал ли у кого-то муж (жених, любимый) такой поступок, который заставил бы вас по-другому посмотреть на него (именно со знаком +). Может быть, любовь возникла именно после этого, или чувства возродились.
Тем, у кого такого не было, буду благодарна за ответ, какой поступок мужчины мог бы дать толчок развитию чувств.
То есть тема просто повспоминать, помечтать, порассуждать. Прошу прощения, если отвечать буду не сразу: трое детей и насыщенная жизнь не дают с головой погрузиться в форум)))
И да, это не сбор материала для книги, для неё я уже всё придумала)))

212

Карпова Карпова

В одном очень большом сообществе, посвященном правильному родительству, на вопрос покупаете ли вы вкусное детям, 99,999% комментаторок ответили, что никогда, никогда, никогда не покупают своим детям чипсы и газировку, их дети из сладкого едят максимум три мармеладки в неделю и экокурагу, а шоколад от киндера выбрасывают.

Чувствую себя быдломатерью - мои дети обожают чипсы, газировку и сладости и едят их сколько хотят. Зато на всяких новыхгодах и дняхрожденьях они не накидываются на сладости и не обжираются. У нас дома постоянно в доступе конфеты, печенье, сахар рафинад, мармелад, зефир и тд. Вес в порядке, зубы отличные, никаких проблем вообще. Есть только правило, что сладкое только после основной еды: мясо и овощи, или суп, или каша. Когда к моему ребенку пришла подружка, которой дома запрещают сладкое не потому что у нее диабет или диатез, нет, она абсолютно здорова, и вес нормальный, а потому что "сладкое вредно детям", у нее случился коллапс. Она даже спросила, почему мы держим на столе полную с горкой вазочку с конфетами, а не выдаём каждому ребенку поштучно. Я ответила, что можно брать сколько хочешь, и она грустно сказала, что у них дома сколько хочешь сладкого могут есть только родители.

И я глубоко уверена, что запретами и через чур жёсткими ограничениями можно добиться только того, что ребенок будет все это есть тайком либо в гостях, либо покупать на карманные деньги.

151

Любой врач согласится, что немытые руки провоцируют возникновение простуды, гриппа и других вирусных заболеваний. Детки такие непоседливые, такие любознательные, они постоянно что-то исследуют, ощупывают руками, а потом тянут свои пальчики в рот. С самого раннего детства надо приучать детей к правильному мытью рук, чтобы в будущем минимизировать возникновение различных вирусных заболеваний, которые распространяются также и через немытые руки.

Если вы приучите своего ребенка регулярно и правильно мыть руки, то у него самого будут возникать потребность их мыть, когда вас нет рядом, например в садике. Ребенок, приученный мыть руки никогда не испачкает вам мягкий диван шоколадкой или мороженым. Некоторые дети быстро учатся правильно мыть руки, у других детей это может занять несколько месяцев. В любом случае, ребенку которому часто моют руки, будет чувствовать себя некомфортно если у него грязные руки, он попытается вымыть их сам. Родителям стоит предпринять усилия, чтобы научить ребенка мыть руки, поверьте это того стоит.

Покажите малышу пример, регулярно мойте руки после прихода с улицы. Если взрослые не моют руки, то и ребенок не станет считать мытье рук важным делом, будет думать что он тоже может не мыть их так часто. Позвольте малышу самостоятельно мыть руки, покажите как это надо делать. Расскажите как нужно намыливать мыло, как потом тереть руки, какие делать движения, и смывать пену водой.

Для удобства купите специальную ступеньку, чтобы малыш мог доставать до раковины. Пускай он сам берет подставку, ставит ее, включает воду, а вы только помогите ему вытереть руки. Мытье рук не должно ограничиваться несколькими секундами, руки малыша должны быть тщательно вымыты. Воспользуйтесь хитростью, включите любую детскую песенку, которая длиться около трех минут и предложите ребенку мыть руки пока она не закончится. В конце похвалите ребенка и скажите что вы очень гордитесь тем, что он самостоятельно моет руки.

Ребенку с трех, четырех лет можно предложить считать пока она моет руки. Например, берет мыло и намыливает руки, при этом считает от одного до десяти, кладет мыло и натирает пеной руки, снова считает от одного до десяти, посчитал, смывает пену водой, опять считает от одного до десяти, держа руки под струей воды. Только когда ребенок посчитал три раза до десяти можно вытирать руки. При таком методе мытья рук двойная польза — большинство бактерий и вирусов погибают, руки ребенка чисты, к тому же он научится считать.

Детские площадки, особенно песочницы любят посещать бездомные кошки и собаки. И когда вы идете на прогулку, прихватите с собой влажные очищающие салфетки, сухие бумажные носовые платочки и дезинфицирующее средство для рук, все это можно купить в любом продуктовом магазине. Очищая руки вне дома, вы приучите ребенка к гигиене рук гораздо быстрее, а еще защитите его от вирусов и бактерий.

Если ваш малыш бунтует и наотрез отказывается мыть руки, то попытайтесь рассказать ему о вреде вирусов и бактерий, которые поселились на его пальчиках, намекните что если они попадут ему в животик, то они останутся там жить, будут расти и размножаться, животику в таком случае не поздоровится. Можно, для дела, слегка припугнуть и рассказать историю про девочку, которая не мыла руки, и у нее внутри завелись червяки, которые кусали её. Объясните почему так важно мыть руки именно перед едой.

По возможности подарите ребенку микроскоп, очень полезная и интересная вещица. На даче ребенок сможет изучать листики, травинки, насекомых, а вы предложите ему изучить его пальчики. Максимально увеличьте грязь, скопившуюся под ногтями, объясните как много бактерий там живет. Обычно это срабатывает, зрелище накопившейся грязи под ногтями не самое привлекательное. После такого просмотра ребенок охотнее моет руки, а также дает подстригать ногти.

Дополните свой рассказ фотографиями максимального увеличения микробов и другой живности, которая налипает на предметы, на поверхность кожи. Такие фотографии всегда можно найти в интернете. Покажите как отвратительно выглядят немытые руки. Подробно опишете как бактерии покрывают предметы, как быстро они размножаются и как они могут заразить.

Разрешите ребенку проявить самостоятельность, часто это помогает приучить его мыть руки. Сходите с малышом в магазин, пускай он сам выберет себе мыло, полотенце. Спросите его: «Каким мылом ты хочешь мыть руки — жидким или твердым?» «С каким запахом ты хочешь купить мыло?» «Какое тебе полотенце больше нравится?» Дети любят чувствовать себя самостоятельным, когда с их мнением считаются.

Маленьких детей, которые еще плохо разговариваю, приучите мыть руки в игровой форме. Например, предложите малышу помыть его резинового утенка. Намыльте игрушку, пускай ребенок трет ее, одновременно моет свои руки. В итоге руки чистые и утенок отмыт. Дайте ребенку самостоятельно вытереть полотенцем утенка, а заодно и свои руки. Так ребенок быстрее запомнить все стадии мытья рук.

Купите малышу махровую рукавичку в виде забавного животного. Зовите его поиграть с мягким зверюшкой: «Кто хочет вымыть ручки вместе с зайкой?» А если у вас будет набор таких варежек, вы можете сделать театральное представление. Так ребенку будет веселее мыть рук, а процесс не покажется ему нудным. Полотенце можно выбрать в форме рыбки или уточки.

Развлеките ребенка игрой «Замочить микроба». Нарисуйте смываемым маркером на ладошке малыша монстра, пускай ребенок попробует его замочить и оттереть. Увлекательная и забавная игра улучшить настроение не только ребенку, но и вам.

Не спешите ругать ребенка, если он сопротивляется или забывает вымыть руки. Попробуйте использовать разные хитрости, проявите свою фантазию. Заинтересуйте ребенка, сделайте процесс мытья рук захватывающей игрой. Сделайте так, чтобы мытье рук стало для малыша обычным привычным делом. Своим примером научите его часто мыть руки. Немного терпения, и ваш ребенок еще вам будет напоминать мыть руки перед едой. А как приучить ребенка чистить зубы вы можете узнать в следующей. Успехов Вам!

Профилактика детского ожирения.

Помните, что еда, разделенная на 7 приемов, позволяет худеть в 2 раза быстрее, чем тот же самый объем, но съеденный за три приема. После 6 часов вечера есть можно - кормите ребенка кисломолочными продуктами и овощами (кроме картофеля).


Чистота – залог здоровья. Приучить ребенка правильно и постоянно мыть руки – значит, дополнительно защитить его от ОРВИ и инфекций ЖКТ. Но как выработать и закрепить у малыша эту здоровую привычку?

Когда начинать?

На самом деле, начинать приучать малыша мыть руки разумно уже с грудного возраста. Конечно, это будут простые водные процедуры, в которых уделяется особое внимание мытью ладошек, чтобы кроха привыкал к этому ощущению. Затем, когда ребенок начинает ходить, можно отправляться в ванную и мыть руки в раковине вместе. Если он сопротивляется во время процесса, отвлекайте его и немного играйте с мыльными пузырями, вырабатывая положительные ассоциации. В 3 года малыш уже достаточно подрос для первого самостоятельного мытья рук. А к 4 годам полезная привычка вполне может стать постоянной. Но не пугайтесь, если ваш малыш старше 4 лет, а этого все еще не произошло. Выделите еще один год на «обучение и тренировки».

Не будет лишним перечислить, когда и дети, и взрослые должны мыть руки:

  • после посещения туалета;
  • перед едой;
  • после прихода с улицы;
  • после контакта с животными;
  • после контакта с заболевшим человеком;
  • после уборки или прикосновения к пыльным/грязным предметам.

Комфорт для ребенка

Чтобы ребенок мыл руки вовремя и с удовольствием, весь процесс должен быть максимально удобным для него. Прежде всего, позаботьтесь о правильном мыле. Для малышей дошкольного возраста кусковое мыло станет не лучшим выбором. Оно большое и часто выскальзывает из рук. Идеальный вариант - жидкое мыло в упаковке с легко поддающимся нажатию рычагом. При этом не экспериментируйте с ароматизированным мылом, чтобы у крохи не было соблазна попробовать его на вкус из-за приятного запаха.

Выделите ребенку его собственное полотенчико для вытирания рук - мягкое, небольшого размера и интересной расцветки. И прикрепите крючок для полотенца на уровне детских рук.

Наконец, если раковина в вашем доме расположена высоко, подставьте под нее специальный детский стульчик. Ребенку не будет удобно, когда во время мытья его руки задираются вверх и вода стекает к предплечьям. Только уделите особое внимание к устойчивости такого стульчика - он должен быть достаточно широким, чтобы кроха не оступился и не упал.

Как правильно мыть руки

Из раза в раз, заходя с ребенком в ванную, показывайте и проговаривайте для него все этапы мытья рук следующим образом:

1. Мы ополаскиваем руки теплой водой от запястий к пальчикам.
2. Выдавливаем мыло и вспениваем его на ладошках.
3. Чистим с пеной кожу между пальчиков и под ногтями.
4. Круговыми движениями намыливаем ладошки.
5. Смываем мыло водой и аккуратно вытираем ручки полотенцем.

Вырабатываем привычку

Довольно долгое время ребенок будет мыть руки вместе с вами или по вашему требованию. Чтобы потихоньку «автоматизировать» процесс, объясняйте малышу, почему так важно регулярно мыть руки с мылом. Не стоит вдаваться в подробности о «вредоносных микроорганизмах», которые все равно останутся непонятными. Но акцентируйте внимание на том, что на руках есть невидимая глазу грязь, и если ее не смыть, она попадет в животик и заставит его болеть или вызовет другие неприятные болезни.

Бывает так, что уже подросший малыш моет руки через раз или с большой неохотой. Родители понимают, что без их напоминаний он вряд ли сам подойдет к умывальнику перед тем, как сесть за обеденный стол. Почему так происходит? Чаще всего потому, что ребенок перенимает такую модель поведения от членов семьи. Видя, что мама и папа сами не всегда тщательно промывают руки с мылом, а лишь ополаскивают их, да и то не всегда, он начинает вести себя так же. Разумеется, ситуация не изменится, пока взрослые вокруг ребенка не начнут следовать своим же правилам.

Если же вы и ваши родственники безупречно выполняете ритуал мытья рук, и только ребенок не может принять его, попытайтесь пробудить в нем живой интерес. Найдите в Сети специальные обучающие мультфильмы для малышей, где обычно мысль о необходимости мытья рук доносится через забавных микробных монстров и отважного мыльного война. Вспомните и почитайте классические книжки-сказки о чистоплотности. В общем, постарайтесь замотивировать ребенка с помощью игровой формы, которая, как известно, всегда безотказно работает.

Врач-психотерапевт

Навязчивое мытье рук

Когда сталкиваешься с таким симптомом, сразу, автоматически, хочется отнести его к обсессивно-компульсивному расстройству. Картина такого навязчивого мытья, при котором человек, например, каждые 15-20 минут моет руки и делает это очень тщательно, ассоциируется у многих со страхом загрязнения: иначе с какой бы стати человек стал постоянно мыться? Однако, как это часто бывает, на практике подобный симптом может означать нечто совсем другое.

Однажды ко мне обратились родители девочки 13 лет, у которой появилось навязчивое мытье рук. Каждые 15-20 минут она мыла руки, каждый день мылась в душе чуть ли не по часу. Если она сдерживалась и пыталась не мыть руки, у нее, по ее словам, появлялось внутреннее напряжение, которое на некоторое время проходило после мытья. Постепенно она перестала посещать школу; нельзя же все время отпрашиваться выйти то с одного урока, то с другого, чтобы помыть руки.

Родители были в растерянности, опасались психиатрического заболевания, и в конце концов обратились к психотерапевту. По просьбе родителей психотерапия проходила на дому. Наша первая с встреча с пациенткой (назовем ее Нина) проходила в ее комнате. Нина села как можно дальше от меня и всем своим видом и поведением выказала полное нежелание разговаривать.

Прошла первая встреча, вторая...ничего не менялось. Нина разговаривала крайне неохотно. Узнать от нее что-либо о причинах возникновения ее симптома - хотя бы какие-то ее предположения, переживания не получалось.

В течение нескольких последующих встреч я рассказывал Нине разнообразные истории, взятые из реальной жизни или выдуманные. Я надеялся, что какая-нибудь из этих историй вызовет у Нины эмоциональную реакцию, ориентируясь на которую я смогу сделать предположение о причинах ее симптома. Но сколько я ни старался, ничего не получалось. Нина слушала мои рассказы весьма равнодушно.

Тогда, следуя одному мудрому совету, чтобы разговорить Нину, я попросил у нее помощи. Я рассказал ей, что у меня есть племянница 16 лет, которая не умеет знакомиться с молодыми людьми. Племянница просит меня помочь ей разрешить эту проблему, а я не знаю, что ей ответить (все это была выдумка). Не могла бы Нина мне помочь и рассказать, какие она использует способы, для того, чтобы знакомиться на улице?

Сначала Нина не верила мне и оставалась подозрительной, но я говорил очень искренне и убедительно, и, в конце концов, Нина разговорилась. Она рассказала мне, как нужно обращать на себя внимание молодых людей, потом мы поговорили о ее жизни, о школе, и о ее симптоме.

Во время разговора Нина сказала: «Мне кажется, что если папа снял бы мне отдельную квартиру, то у меня бы все прошло». Сейчас я уже не помню всех деталей - это происходило уже довольно давно, но тогда, в контексте нашего общения, эта фраза вызвала у меня своеобразное озарение: не могу объяснить почему, но я вдруг понял, что главная функция этого навязчивого мытья рук - защита от родителей.

Родители у Нины были довольно строгими, и каждый со своей стороны оказывал на нее определенный прессинг. В силу своего характера Нина не могла вступить с ними в прямую конфронтацию. Когда у нее появился этот навязчивый симптом, давление родителей стало гораздо слабее. Более того, у нее появилась причина не ходить в школу.

Как только стала понятна функция симптома, появился и план лечения. На следующем сеансе я стал рассказывать Нине о тех пациентах в своей практике, чье состояние выглядело особенно патологическим и неприятным. Я старался делать это так, чтобы на бессознательном уровне вызвать у нее ассоциацию между тем, что происходит с ней и тем, что происходило с этими пациентами.

Например, я рассказал ей об одном человеке, который семь лет просидел на диване не вставая с него в буквальном смысле этого слова. На этом диване он ел, спал, ходил в туалет. Рассказанное вызвало бурную эмоциональную реакцию: видимо, бессознательно Нина действительно провела параллель. В этот момент я спросил ее, насколько сильно она хочет выздороветь? Нина подтвердила свое самое горячее и решительное желание.

Тогда я сказал ей, что выздоровление произойдет, если она выполнит данное мной задание, но дать обещание о его выполнении надо заранее, до того, как она узнает, в чем задание заключается. После некоторого колебания и моих уверений, что это задание никоим образом не унизит ее человеческое достоинство, Нина согласилась.

Задание состояло в следующем: надо было мыться под душем два раза в день по часу, засекая время по таймеру. Руки следовало мыть с той же частотой и в том же режиме, как она делала это сама, но помимо того, необходимо было мыть их дополнительно по десять минут всегда, когда родители приходили на кухню.

Кроме того, мы договорились, что Нина не будет требовать никаких дополнительных объяснений и не будет ни с кем это задание обсуждать.

Родителям Нины я объяснил, что задание, которое она будет выполнять - это не шутка, и что его выполнение гарантирует излечение от симптома на тысячу процентов. И поэтому они должны отнестись к выполнению Ниной задания абсолютно серьезно, без всякого сарказма и с пониманием. И родители прониклись серьезностью задачи.

При следующей встрече, которая состоялась через неделю, я узнал, что Нина стала мыться как все обычные люди. Что же произошло? Во-первых, мыться по той схеме, которая была ей предписана, это тяжелое испытание, оно утомляет и вызывает желание отказаться от чрезмерного мытья, то есть, отказаться от симптома.

Во-вторых, сам факт того, что какой-то психотерапевт указал ей, что ей следует делать, вызывает протест, что тоже мотивирует отказаться от чрезмерного мытья. Но самое главное - это изменение реакции родителей. Если раньше, когда Нина усиленно мылась, у родителей возрастала тревога, то теперь, наблюдая, как Нина выполняет задание, они все больше и больше расслаблялись; теперь усиленное мытье, назначенное врачом, означало для них выздоровление.

И симптом перестал быть средством эмоционального контроля над родителями, то есть утратил свою функцию.

В течении двух заключительных сеансов Нина обрушила на меня поток агрессии, заключавшийся в насмешках над моей внешностью, манерами, результатами психотерапии и.т.д. Возможно, это была агрессия, которую Нина хотела бы, но не могла выразить своим родителям.

Возможно, это была вполне оправданная злость на психотерапевта, который лишил ее такого хорошего способа самозащиты. Таким образом, на заключительном этапе я сыграл роль громоотвода.

Итак, на поверхности можно было бы рассматривать данный случай как обсессивно-компульсивное расстройство со страхом загрязнения. По существу, скорее, речь идет о расстройстве демонстративного типа. Страх загрязнения, который, возможно, и был, имеет весьма несущественное значение, поскольку главной функцией симптома были эмоциональный контроль над родителями и защита от их давления.

Через год мама Нины сообщила мне, что у Нины все хорошо и «заморочек» больше не появлялось, и что они с мужем полгода назад развелись. Наверное, это был тот самый случай, когда симптом ребенка скрепляет семью.

С другой стороны - жизнь без симптома - это намного лучше и здоровее, чем жизнь с симптомом. И если считать это успехом, то он, без сомнения, принадлежит в первую очередь самой Нине: если бы она выбрала жизнь с симптомом, то ничего бы не получилось.

С появлением ребенка перед каждым молодым и не очень родителем встает целый ряд дилемм, на первый взгляд настолько простых и элементарных, но при попытках объяснить их ребенку — перерастающих в огромную проблему.

Одним из таких моментов, которые кажутся очевидными взрослому человеку, но не так понятны ребенку, становится вопрос гигиены. Как приучить ребенка мыть руки? Особенно если он после многократных напоминаний заупрямился и пошел «в отказную» ? Конечно, нужно обладать великой деликатностью, чтобы помочь ребенку полюбить мыть руки, а не просто заставлять его это делать, ругать за непослушание и наказывать впоследствии.

Так какой же он — этот родительский такт?


Во-первых, собственный пример . Безукоризненно соблюдаемое правило гигиены покажет ребенку его важность лучше любых бесед. «Дети — это наше зеркало» — здесь эта мудрость звучит уместнее всего. Так что проверьте, уважаемые родители, так ли Вы привержены чистоте, как того хотите от маленького человечка? Приучить ребенка мыть руки без дисциплины и самодисциплины невозможно. Пусть все гости и друзья в Вашем доме первым делом идут в ванную комнату и открывают кран с водой.

Если с первым пунктом все строго и твердо, то ниже приводим еще одну рекомендацию: используйте образность в объяснении ребенку простых вещей . Взывайте к его воображению. Слабое понимание физического мира еще мешает детям понять весь тот вред, который они могут испытать от болезнетворных микроорганизмов и дискомфорт от внезапно открывшегося поноса. Используйте книгу «Мойдодыр» , мультфильмы о гигиене, например некоторые из серий «Аркадия Паровозова» , призывайте на помощь собственную фантазию, объясняя, что девочка с каждым мытьем рук становится все больше похожей на принцессу, а мальчиков с грязными руками и лицом трудно считать рыцарями. Взывайте к детским авторитетам, ведь тот же Аркадий Паровозов для ребенка является намного более «сведущим» , чем самый квалифицированный детский, но такой чужой педиатр.

Приучить ребенка мыть руки может помочь пример его друга или подруги. Позовите мамочку с малышом, обожающим водные процедуры и устройте День намыленных рук. Пусть этот спонтанный праздник произведет сдвиг в детской психике, и он увидит со стороны, что такие действия забавны, вписываются в концепцию детской игры, а главное — удовлетворяют как малыша, так и его родителей.

Третья рекомендация — мытье рук не может быть просто рутиной, особенно с детьми. Яркая мыльница и мыло в форме ягодки или абрикосика (только следите за тем, что этот «фрукт» не исчез во рту чада), собственное «детское» полотенце с любимыми персонажами — и вот уже Ваш ребенок бежит мыть руки, ведь вся обстановка поддерживает и приободряет его.

Такая непростая практика

Не многие родители знают: «Как правильно мыть руки?» . Учите ребенка промывать каждый пальчик. Каждый раз помогая ему тереть мыло об ладошки, создавая густую пену. Специальной щеточкой чистя ногти и межпальцевое пространство. Малыш должен привыкнуть тщательно смывать мыло.


Ребенок не хочет мыть руки. Наотрез. В основном такие ситуации становится производными от слишком властного родительского приказа делать именно это. Особенно если у малыша кризис трехлетнего возраста, и он самоутверждается через противление родительских наветам. В таком случае можно попробовать понять, вызван ли этот протест каким-либо дискомфортом или это иррациональное упрямство на болезненную для семьи тему гигиены. Приведем список возможных причин неудобства ребенка:

  • раковина слишком высокая и ребенку неудобно мыть руки на руках у родителей: в таком случае можно придумать софу, стульчик с плоским днищем, на который будет взбираться малыш для осуществления процедуры.
  • мыло выскальзывает из рук: в таком случае откажитесь от кускового и приобретите жидкое мыло с дозатором.
  • ребенок не хочет мыть руки в присутствии взрослого. Так вполне возможно он просто стесняется своих неумелых действий и не хочет компрометировать себя. Попробуйте закрывать за собой дверь в ванную, предоставляя ему уединение, но в разумных временных количествах и «подсматривая одним глазком» за действиями карапуза.

После того, как процесс сдвинулся с мертвой точки, нужно растолковать малышу немаловажный нюанс, как часто нужно мыть руки. Для этого полезно, чтобы в его детской голове закрепилась ассоциация «грязь — вода» . Любое непонятное вещество на ручках — повод не засунуть их в рот, а повернуть кран с холодной водой. В большинстве случаев родителям необходимо быть готовым к неприятным инцидентам, что все-таки пару-тройку раз малыш попробует что-то, прилипшее на ручки, прежде чем это успешно смыть, но тут уже вопрос не столько родительской бдительности, сколько закономерного этапа в развитии любого маленького человечка. Неукоснительными правилами должны стать следующие ритуалы:

  • тщательно мыть руки после посещения горшка/туалета;
  • мыть руки и промывать ладошки и личико после прогулочных мероприятий.

Если дома есть животные, приучить ребенка мыть руки необходимо сразу же, как начнется его непосредственный контакт с домашними любимцами. Главное при этом — чтобы не была помыта сама кошка!

10 поводов, чтобы помыть свои ручки
Можно наставить ребенка на путь истинный и в форме разучивания простых стихотворений, например, приведенных ниже (мораль всегда лучше усваивается в образно-поэтической форме, нежели в форме простых увещеваний):

Каждый пальчик нужно мыть,
Будут все тебя любить,
Чистый маленький малыш!
На реке шумит камыш,
Чистят клювики утята,
Мама утка говорит:
«Вы послушные ребята!
Не придет к вам Айболит!»
Чтобы пальчики, ладошки
Были чистыми всегда,
Мой ты их не понарошку,
Пусть из крана льет вода!

Приучить ребенка мыть руки — легче, чем кажется родителям своенравных и упрямых малышей. Но и не так легко, как представляется родителям, еще только подходящих к этой новой для детей теме под названием «Гигиена» .