Как научит ребенка красиво писать прописи. Как научить ребенка писать прописные буквы? С чего начинать? Методика обучения

Школа — это место, где ребенка научат писать и читать, решать задачи и многое другое. Многие родители считают, что школа всему научит, в том числе и красиво писать. Но это не совсем так, да конечно же, учителя будут стараться учить ребенка чистописанию, но основы должны быть заложены еще в раннем возрасте.

В этой статье мы попытаемся разобраться с тем, как научить ребёнка писать красиво и грамотно в 1 классе. Как мы уже отметили выше, не стоит дожидаться 1 класса, и ожидать, что в школе его научат красиво выводить буквы. Когда я учился, про нескольких моих одноклассников учителя говорили, что пишут «как курица лапой». Почему это происходит, и означает ли это «лень» и нежелание учиться?

Как научить ребенка красиво писать в 1 классе

Не стоит забывать, что с ребенком необходимо начитать заниматься с рождения. Мы сейчас говорим не о чтении и правописании, а обычных играх которые развивают мелкую моторику рук у детей. Но если этот возраст пропущен, то и ребенку постарше (например ученику первого класса тоже будут полезны такие занятия).

  1. Лепка из пластилина. В детском саду, проводят занятия при которых детям нужно слепить какую-либо фигуру из пластилина. Порой времени, которое отведено для этого занятия не всегда достаточно, поэтому рекомендуем приобрести пластилин, и дома совместно с ребенком попробовать лепить разные фигурки, а чтобы ребенку было еще интереснее, придумайте главный приз за лучшую фигурку.
  2. Рисование — пусть на каждый раз это будут разные инструменты (карандаши, фломастеры, краски, мелки, угольки). Также следует чередовать расположение рабочей поверхности (горизонтальное и вертикальное). Следует приобрести небольшую доску, на которой и будет тренироваться в рисовании ребенок.
  3. Шнуровка — уметь зашнуровывать не только очень важно, но также это полезный способ для развития мелкой моторики
  4. Перебрать рисовую крупу — подойдет для детей постарше, так как крупа достаточно мелкая, потребуется большей сосредоточенности и внимательности.
  5. Раскрашивание, также как и рисование, необходимо включить в расписание занятий для малыша.
  6. Вырезание фигур из бумаги, зимой можно увлечь ребенка вырезанию снежинок и созданию бумажной елочки.
  7. Пазлы, мозаики — для детей до 3-лет, стоит выбрать пазлы крупного размера, для тех кто постарше — пазлы помельче.

Внимание! Если вы только находитесь на пути к поступлению в школу, то наша статья о том, вам безусловно пригодится.

Но не стоит забывать, что все эти упражнения стоит проводить под чутким контролем взрослых. Если же ребенку стало скучно, и он не хочет больше (заниматься вырезанием, рисованием или шнуровкой), ни в коем случае не стоит его заставлять. Как почувствовали, что ребенок начинает капризничать, смените занятия. Организуйте все уроки в виде игры, для того чтобы малышу было интересно и не скучно.

Все эти занятия подходят для детей не только дошкольного возраста, но и для первоклассников. В 1 классе, будет уделено определенное количество времени «прописям», специальным тетрадям, в которых школьникам нужно будет заполнить пустые строки. Вам следует исполнением этого задания 1-х дней занятий, ведь проще научить сразу, чем потом исправлять!

Помню в 1-м классе, а вернее к концу учебного года, у меня ухудшился почерк, связано было с тем, что я научился быстро писать, и начал считать, что скорость — самое главное. Но классный преподаватель — задал мне в качестве домашней работы, прописать 3 или 4 буквы, выводя каждую по целой странице! Я до сих пор помню, как потратил практически целый вечер на это, но это дало свои результаты, мой почерк стал прежним, при этом скорость не изменилась.

Аккуратность и усердие хоть и являются основными показателями качества письма, но не являются исчерпывающими. Также важно знать, как правильно сидеть за партой при письме, как правильно держать ручку и тетрадь.

Для тех родителей, чьи малыши еще посещают садик, будет интересно узнать, чтобы этот подарок был не только приятным, но и пригодился в начальных классах.

Как правильно сидеть за партой

  • Во время письма сидеть прямо, не сгибая спину
  • Спина должна опираться на спинку стула
  • Ноги держать ровно
  • Плечи и шея должны быть также ровными, голова не должна быть наклонена
  • Локти не должны упираться о стол, при этом обе руки должны быть на столе.
  • Левой рукой придерживать тетрадь в наклонном положении (для правшей)

Также стоит научить ребенка правильно удерживать ручку. Ведь при не верном расположении, мышцы руки быстро устают, что приводит к переутомлению и «корявому» выводу букв и в следствие чего, ухудшается почерк у ребенка.

Таким образом, для того чтобы научить ребёнка писать красиво в 1 классе, потребуется:

  1. В тетрадях с прописью выполнять самые простые задания. Например, соединить несколько точек одной линией, нарисовать треугольник и т.д.
  2. Обводка букв по пунктирным линиям
  3. Обводка слов
  4. Регулярное переписывание нескольких предложений из книги в тетрадь с косой линейкой.

Постарайтесь уделять больше времени этим занятиям каждый день и результат не заставит себя ждать. Но не заставляйте, если малыш устал, то он не сможет аккуратно выводить буквы. Если же вы давно не первоклассник, но хотите красивый почерк, то выполняя 3 и 4 пункты вы сможете научиться красиво писать ручкой в домашних условиях.

Как научить ребенка писать грамотно

Не стоит забывать и о грамотности. Чаще всего ошибки возникают в результате невнимательности, не сосредоточенности школьника.

  • Читайте вместе с ребенком, также пусть малыш читает вам отрывки из книг. Дети которые много читают, обладают более развитой зрительной памятью и способны писать без ошибок даже не зная правил.
  • Переписывание отрывков из книг. Проводите эти занятия ежедневно.
  • Устраивайте словарные диктанты.
  • Увеличивайте словарный запас ребенка (заучивание стихотворений, пересказ произведения)

Все эти правила не только увеличат словарный запас ребенка, расширят кругозор, но также положительно скажутся на грамотности и почерке.

Таким образом научить ребёнка красиво и грамотно писать в 1 классе, даже в домашних условиях вполне реально и по силам любому родителю. Главное терпение и понимание того, что красивый и грамотный почерк — это также результат ваших усилий.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нам красивый почерк?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.

Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво - задача вполне решаемая, главное - заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Кто-то считает, что дополнительные занятия каллиграфией перегружают ребёнка. Я же думаю, что умение писать красиво и аккуратно никогда не будет лишним. К тому же занятия письмом хорошо развивают мелкую моторику (ловкость пальчиков ребёнка), а это помогает в интеллектуальном развитии.

Сразу скажу, что научить ребёнка писать красиво - задача куда более сложная, чем просто научить его писать буквы и слова. Выработка красивого почерка потребует от школьника настойчивого труда, ежедневных занятий, пока нужный навык не закрепится.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
  2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое.

  1. Вам понадобятся:
    - мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
    - удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
    - прописи для письма - 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
    - тетрадь в узкую косую линейку.
  2. Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.

Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.

На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.

Карандаш или ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.

  1. Если у малыша возникают трудности, не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
  2. Когда ребенок рисует палочки и кружочки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.
  3. Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.

Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.

Мелкую моторику развивают следующие занятия:
- вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
- оригами;
- раскрашивание и упражнения на штрихование;
- рисование в любом виде - кисточкой, мелом, карандашами;
- рисование на гречке;
- игры с мелкими деталями - пазлы, мозаика, конструктор;
- шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
- лепка из пластилина.

Этапы обучения красивому письму

1. Первый этап - обводка.

Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.

Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.

Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.

На этом этапе можно добавить графические диктанты, когда ребёнок по команде обводит линии в тетради в клеточку: 2 клетки влево, две вверх. т.д. и т.п.

2. Второй этап - отработка написания букв, слогов и слов по образцу.

Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.

Возьмите за правило - переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущую. Не так важно, сколько времени на это уйдет - полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.

3. Третий этап - переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.

4. Следующий этап - закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».

Этот этап занятий - самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей.

Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!

Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.

Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.

Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.

Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.

  1. Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
  2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
  3. Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!


Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как правильно научить ребенка писать буквы. В этой статье вы узнаете, когда подходящее время для начала обучения, какие этапы включает в себя процесс, а также, какие ошибки могут допускать неопытные родители.

Когда пришло время

Самым оптимальным считается возраст пяти лет. Однако, это не означает, что вы не можете начать свои занятия с четырехлетним малышом. Но нужно учитывать такой момент, как регулярное применение нового навыка на практике. Если вы решаете начать самостоятельно обучать своего ребенка, то делать это нужно систематически, и не бросать на полпути начатое.

Также не стоит через силу заставлять ребенка младше пяти лет знакомиться с прописями. Все, что будет делаться против его желания, не принесет никакого результата. К тому же, следует учитывать и тот факт, что малыш, возможно, еще не готов к подобному обучению.

Педагоги не рекомендуют обучать ребенка прописям раньше, чем за год до первого класса. Хоть некоторые высказываются в пользу того, что не имеет смысла вовсе знакомить малыша с прописями до похода в школу .

Когда начинать обучение ребенка — ваше личное дело. Главное, чтоб он был готов физиологически и психоэмоционально, а ваши занятия приносили ему только положительные эмоции. Если в детстве отбить всякое желание писать, то будут сложности с письменными уроками в школе.

Готовим ручки заранее

Родители должны понимать, что уже с раннего возраста можно заниматься с малышом, направляя свои усилия на развитие мелкой моторики, что в дальнейшем облегчит процесс обучения письму. Для этой цели следует практиковать такие занятия, как:

  • аппликации;
  • рисование;
  • оригами;
  • игры с фишками, пуговицами;
  • постройка объектов из конструктора.

Критерии выбора прописей

  1. Буквы, которые являются образцом, должны неоднократно повторяться на первом ряду и служить ориентиром при написании последующих строк.
  2. Обучающие пособия должны начинаться с изображения петелек, закругленных линий, крючков. Важно, чтоб ребенок сначала научился выводить эти элементы и только потом переходил к написанию букв.
  3. Качественная бумага с четким изображением литер.
  4. Достаточное количество обучающего материала.
  5. Соответствие возрасту и уровню развития.

Подготовительный этап

Перед тем, как задумываться об обучении письму, нужно позаботиться о том, чтоб малыш научился правильно:

  • сидеть за столом;
  • располагать тетрадку;
  • не наклоняться слишком низко над поверхностью;
  • осознавать, где и какой листик, его правая и левая сторона;
  • держать ручку;
  • иметь возможность фокусироваться на одном занятии.

Очень важно, чтобы у малыша к моменту первого обучения уже была достаточно развита мелкая моторика.

Особенности

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка писать буквы красиво, то необходимо учитывать несколько моментов.

  1. Правильное положение рук, туловища и головы во время письма.
  2. Использование ручки или карандаша нормальной длины, не более пятнадцати см и диаметра, не больше семи мм.
  3. Следите за тем, чтобы малыш правильно удерживал свой инструмент письма. Это важно, чтобы не допустить мышечного спазма или общего перенапряжения руки. Также это влияет на красивый почерк в будущем.

Правила обучения

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет писать буквы, то можно следовать таким этапам.

  1. Самое главное, что необходимо — подготовить руку ребенка к правильному держанию ручки. С этой целью можно приобретать специальное печатное издание, обучающего характера. Так вы должны проводить с малышом занятия на выполнение следующих упражнений:
  • рисуем по точкам — ребенку необходимо соединять их между собой при помощи линий. В конце ему предстанет готовая картинка. Такой метод является не только практичным, но и интересным для малыша;
  • упражнения, в которых необходимо проводить короткие линии, как горизонтальные, так и вертикальные, без использования линейки;
  • изображение волнистых линий и прерывистых, рисование овалов, кругов также позволит малышу адаптировать свою руку под будущее написание букв.
  1. Прописывание элементов, из которых состоят буквы. С этой целью ребенка учат писать крючки, палочки, петельки.
  2. Первым делом вместе с карапузом наводим букву по пунктиру. Затем предлагаем ему самому попробовать. Важно, чтоб первыми были буквы, легкие в написании, например, «н», «о», «а», «п», «л», а потом добавлялись «ж», «я», «д», «щ».
  3. Нужно знакомить малыша с изображением каждой буквы. Для этой цели можно лепить их из пластилина или рисовать. Пусть ваши буковки будут необычными, так ребенку будет легче их запоминать.
  4. Обязательно после знакомства с печатной литерой, показывайте, как пишется прописная. Мама должна проводить медленными движениями букву, комментируя каждый свой шаг. После написания расскажите ребенку, из чего состоит эта буква и с каким наклоном пишется.
  5. Теперь предложите малышу прописать изученную буковку в воздухе. Не стесняйтесь первый раз ввести рукой ребенка. После этого можно ее написать в специальной тетради.
  6. Только после этого можно предложить малышу самостоятельно выводить буквы в прописях.

Возможные ошибки

  1. Занятия, которые длятся дольше 15 минут с ребенком дошкольного возраста.
  2. Применение наказаний за ошибки в написании букв.
  3. Принуждение ребенка писать литеры, когда он не хочет или у него не получается. Родители должны понимать, что малыш может быть еще не готов или они что-то делают не так и лучше, чтоб данным процессом занялся педагог в первом классе.
  4. Пропуск подготовительного этапа, с целью скорейшего обучения.
  5. Отсутствие игровой формы в процессе обучения.
  6. Начало обучения ребенка, не достигшего пяти лет.

  1. На формирование навыка письма уходит в среднем три года.
  2. Чтоб правильно проводить процесс обучения, необходимо использовать специальную литературу.
  3. Нужно приобретать специальные прописи, учитывая уровень интеллектуального развития вашего малыша.
  4. Когда только знакомитесь с написанием прописных букв, используйте исключительно альбомы, а не тетрадки в линию.
  5. Вся излагаемая информация должна визуализироваться, придумывайте ассоциации, предоставляйте наглядные примеры, картинки.

С самого начала я знакомила своего сына с тем, как выглядят печатные буквы. Наш процесс обучения проходил с использованием нарисованных литер, имеющих глазки, ручки и ножки. Когда сыну было четыре года, я начала покупать ему специальные тетради, в том числе и для развития навыка письма. К счастью, проблем с мелкой моторикой у нас не было, потому что с самого детства я ежедневно занималась с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией. Никита с удовольствием соединял точки, а потом и писал буквы до конца строки, смотря на образец. Сложностей в обучении у нас не возникало.

Причины медленного письма

Ребенок может медленно писать из-за таких факторов:

  • сильная усталость;
  • пониженная работоспособность;
  • отсутствие правильного режима дня с перерывами на отдых;
  • индивидуальные особенности, возможно, ваш ребенок во всех делах ведет себя медленно;
  • отсутствие автоматизированного навыка письма.
  1. Отсутствие параллельности в написание элементов, неверный наклон могут возникнуть из-за неправильного сидения или расположения тетради.
  2. Сложности в написании крупных элементов, появление зубчатых линий свидетельствует о том, что вашему малышу нужно укреплять мышцы кисти, развивать мелкую моторику.
  3. Если вы замечаете, что ребенок оставляет слишком маленькие промежутки между буквами или словами или наоборот слишком большие, это свидетельствует о нехватке пространственного восприятия. Хвалите малыша за красивые буквы, не забывайте описывать каждый правильно написанный элемент.
  4. Когда ребенок пропускает отдельные буквы в словах, скорее всего, у него проблемы с фонематическим слухом. В таком случае важно проговаривать вслух слова по слогам.

Обучаем левшу

Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.

  1. Располагайте тетрадку с уклоном вправо. Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
  2. Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы. Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
  3. Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
  4. Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
  5. У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.

Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.

Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам. И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы "корявым", требует постоянной тренировки. Научиться ровно и аккуратной писать - достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше. Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы - и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.

Становление детского почерка

В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы - неровными. Страдают так же и пропорции - зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.

Началом занятий по "воспитанию" почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:

  1. малыш должен научиться правильно держать ручку и карандаш: при этом важно помнить, что идеальный и действительно правильный вариант для ребенка должен быть удобным - нельзя разрешать писать, зажав ручку в кулаке, располагать пальцы произвольным способом, а нужно требовать привильное положения пальцев на ней (как на первом фото) - это положение позволит в дальнейшем увеличить скорость письма;
  2. пропорции и размеры, которыми должны отличаться буквы, также стоит объяснить заранее: обучение этому можно проводить на основе рисования, разбираясь с тем, что любые фигуры могут быть разных и одинаковых размеров.

Работа с геометрическими фигурами

Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами. Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники. Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них - снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.

Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.

Стандартные прописи

Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.

Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса. Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.

Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.

Работа с большими текстами

После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.

У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро и , но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.

Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.

Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов - малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.

Уроки каллиграфии

Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу - работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.

Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв. Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами. Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.

Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.

Основные правила обучения письму

Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:

  • все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
  • стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка - обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
  • важна регулярность занятий, которая позволит "набить" руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
  • несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять "отлынивать" от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.

Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.

Современная система образования возлагает на детей очень большие надежды, ставя при этом и довольно сложные задачи. Придя в 1 класс, ребята уже должны знать буквы, уметь читать по слогам.

И, если с чтением чаще всего сложностей не возникает, так называемое «письмо» нередко становится самым настоящим «камнем преткновения» для первоклашек. Можно ли научить ребенка писать красиво и правильно? И кто это должен делать: школа или родители?

Зачем писать красиво?

По поводу грамотности вопросов ни у кого не возникает. Даже в наш век скоростей и компьютеризации грамотная речь и письмо отличают человека образованного и успешного. Да и отметки в школе никто не отменял. А вот нужно ли сегодня писать красиво — этот вопрос вызывает большие споры.

Есть мнение, что в ближайшее время значительно больше будет цениться навык быстрой печати. Однако, утверждают специалисты, красивый почерк означает не только наличие у ребенка аккуратности и усидчивости (хотя многие родители не отказались бы от развития этих навыков у своих детей - школьников).

Умение красиво писать — это в первую очередь хорошо развитая мелкая моторика, а она как раз и отвечает за высокие способности к интеллектуальному развитию.

Кроме того, никто не хочет, чтобы ребенку снижали оценку из-за плохого почерка. Кстати, на сдаче экзаменов — ГИА и ЕГЭ — очень важно, чтобы буквы и цифры распознавались правильно, ведь это может привести с потере баллов.

Когда нужно начинать заниматься?

Часы, отданные на отработку красивого каллиграфического почерка, в школе сильно сокращены. Это значит, что учить ребенка писать красиво придется родителям. И есть мнение, что начинать готовить малыша у этому лучше до того, как ребенок начнет учиться в 1 классе.

Принципы подготовки дошколят к письму

В дошкольном возрасте нужно начинать, конечно, не с обучения каллиграфичному выведенияю букв, а с подготовки и правильной постановки руки. Крайне важно, чтобы ребенок правильно держал ручку и сидел за столом.

Как научить ребенка правильно держать карандаш или ручку расскажет следующее видео:

Выполнять подобные занятия очень желательно начиная со среднего дошкольного возраста.

Что потребуется?

Вам понадобятся:

  • карандаши (лучше приобрести специальные, с тремя гранями, которые обеспечивают правильный захват);
  • прописи (для дошкольников подойдут штриховки, прописи цифр и печатных букв);
  • терпение и рабочее настроение.

Еще раз подчеркнем, что учить детей писать прописные буквы до школы не рекомендуется. Педагоги настойчиво просят родителей этого не делать. В школе могут обнаружиться другие правила, написания и ребенку будет очень трудно переучиться.

А вот печатными буквами писать можно сколько угодно!

Как заниматься с дошкольниками?

Занятия по подготовке руки к красивому письму для дошкольников можно разделить на две части — развитие мелкой моторики, в целом, и подготовка к письму. Причем, первую часть занятий желательно освоить в среднем дошкольном возрасте, а вторую - в старшем дошкольном, ближе к поступлению.

Упражнения и игры на развитие моторики

Для моторики рук вы можете проводить массу всевозможных занятий, например:

  • научить малыша шнуровать — от различных игровых фигур до обыкновенных ботинок;
  • лепить из пластилина и других материалов;
  • рисовать не только красками и кисточкой, но и любыми подручными материалами — пальцами на крупе, тонкой кисточкой на бумаге, губкой через трафарет. Можно раскрашивать картинки на бумаге, а можно — объемные фигурки.

Занятия для подготовки к письму

Ближе к школе ребенку можно предлагать заниматься более целенаправленно. Для этого в продаже существует масса специальных прописей, разработанных именно для дошкольников.

Старшим дошколятам можно предлагать выполнять следующие задания:

  • делать различные виды штриховки;
  • дорисовать картинку;
  • обводить намеченные пунктиром палочки и крючочки;
  • писать цифры и печатные буквы.

Отработав эти навыки, в школе дети обычно уже довольно уверенно держат руку и карандаш и пишут вполне аккуратно.

Как научить младшеклассника аккуратно писать?

Чаще всего проблемы в почерком возникают именно в школе. Происходит ли это из-за спешки малыша, неподготовленности руки или по какой-то другой причине, понять удается далеко не всегда.

Но ребенку непременно можно помочь писать аккуратно и четко. Главное — убедиться в том, что он этого хочет. Попробуйте найти аргументы для этого.

Что потребуется?

Вам понадобится:

  • удобная ручка, лучше гелевая, с темя гранями для выработки правильного захвата;
  • прописи — для отработки написания отдельных букв и для написания фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Учимся красиво писать буквы и цифры: пошаговая методика

Знакомство с косой разлиновкой

Заниматься начинайте со знакомства с косой линейкой. Убедитесь, что ребенок понимает и пользуется помощью этих косых линий. Попросите его сначала просто обвести сами линии.

Затем объясните, что каждую букву, каждый крючочек надо начинать с определенной точки, начиная от косой линии.

Обводим в прописях фигуры и буквы

Ребенок учится обводить, а затем и тренируется писать сам, отдельные буквы. При необходимости можно начать с овалов, крючков, фигур, а затем обводить сами буквы. Главное правило — не переходите к новой букве, пока полностью не освоена предыдущая.

Не забывайте и про цифры. Как оказалось, не так много ребят пишут их красиво. Если в ваших прописях цифр нет, напишите их в тетради самостоятельно.

Обводим слова

Важно, чтобы в это время ребенок видел образец. Тогда он сможет посмотреть, как правильно и красиво написать буквы.

Осваиваем прописи с предложениями

Когда вы видите, что ребенок справляется с написанием отдельных слов вполне успешно, можно переходить к следующему шагу. Предложите прописи с образцами целых предложений. Не торопитесь прекращать занятия на этом этапе, навык нужно закрепить.

Пишем слова и предложения в тетради в косую линейку

Для закрепления можно предложить ребенку тренироваться писать слова и предложения в тетради в косую линейку.

Тренируем и закрепляем навык аккуратного письма

И последним этапом должно стать тренировочное написание небольших текстов в тетради. Ребенок может переписывать небольшие тексты из букваря или детской книжки.

Как научить школьника писать грамотно?

Помочь детям выработать красивый почерк родители, несомненно, могут. А как научить ребенка писать без ошибок? Педагоги признают — уровень грамотности современных школьников не очень радует.

Как быть, если ваш ребенок относится к тем, у кого оценки по письму не самые лучшие?

Исключите дисграфию

Сначала определитесь, нет ли у вашего ребенка дисграфии. По статистическим данным, 30% современных школьников делают ошибки при письме именно по этому причине.

Присмотритесь повнимательнее, может быть, это касается и вашего ребенка:

  • ошибки делаются в самых простых словах и даже в гласных под ударением;
  • не отмечается конец предложения, нет точек, новое предложение начинается с маленькой буквы;
  • буквы пропускаются или повторяются;
  • слоги переставляются местами;
  • некоторые буквы повернуты в другую сторону, написаны зеркально (Э, З, В, Б или цифры 3, 4, 5).

Если вы заподозрили у ребенка дисграфию, лучше обратиться к специалисту: школьному логопеду или психологу. Справиться с нею не очень легко, но зная «врага» в лицо, победить его можно без сомнений.

Что делать, если это не дисграфия?

А если никакой «уважительной» причины нет, а ребенок пишется безграмотно? Ругать и наказывать? Нет, помогать и заниматься.

Тренируйтесь в переписывании текстов

Изучать правила - неплохо, но скорее всего ваш ребенок их знает. Может быть, не хватает практики и навыка? Начните с переписывания. Пусть ребенок просто переписывает с книжки в тетрадь недлинные тексты. Главное — регулярность.

Научите ребена проговаривать текст, который он пишет, про себя

Развивайте внимательность. Предложите найти и подчеркнуть в тексте только буквы А или О. Попросите ребенка шепотом проговаривать при занятиях дома все слова, которые он пишет.

Кстати, способ проговаривания перекликается с интересной методикой, придуманной известным ученым Д.И. Тихомировым. Он предложил для развития грамотного письма читать «как пишется». Т.е проговаривать слова громко и четко - «чеГо», а не «чево», как мы говорим, «синеГо», а не «синево».

Этот способ вырабатывает привычку обращать внимание на написание слов. При письме ребенок автоматически «проговаривает» все слова про себя. Результаты эта методика дает действительно заметные.

Убедите малыша больше читать

Ну и конечно, чтение. Приучайте ребенка больше читать. И занимайтесь. Постепенно диктанты будут удаваться все лучше.