Как научить ребёнка дружить? Ребёнку — о дружбе (Воспитание и уход за детьми).

Чем старше мы становимся, тем меньше времени у нас остается на людей, знающих нас и в лучшие, и в худшие времена, - наших друзей. Как же все было здорово, когда мы были детьми: можно было гулять вместе до темноты, мерить лужи кедами, часами висеть на телефоне… А потом мы просто стали старше и деловитей. Иногда не грех вернуться в детство и извлечь из него пару-тройку уроков.

Из огромного мира Disney мы выбрали 9 интересных примеров настоящей дружбы, прошедшей через огонь и медные трубы времени.

1. «Принцесса и лягушка» - Тиана и Шарлотта

Какими милыми детьми были эти девушки, как прекрасна их дружба уже во взрослом возрасте. Кажется, ничего не может встать между ними – ни деньги, ни классовые различия, ни даже мужчина. Будучи полными противоположностями, они вынесли хороший урок: какими бы разными мы не были, нужно уважать интересы и мнение друга.

Чему учит нас эта история? Ценить друзей детства. Пожалуй, все мы не такие, какими были 10-20 лет назад, но главная прелесть дружбы в том, что товарищи принимают нас вместе с переменами и недостатками.

2. «Король Лев» - Тимон и Пумба

Тимон и Пумба – настоящий плавильный котел. С течением времени они настолько «притерлись» друг к другу, что стали очень похожи. Не внешне, конечно. Поистине атомы одной молекулы, эти друзья совершенно неразлучны, каждый готов прийти другому на помощь даже в ущерб своим интересам. Тот, кто встретил подобного друга, настоящий счастливчик.

Чему учит нас эта история? Принимать друзей такими, какие они есть. Люди не идеальны, но согласитесь, с совершенством дружить и говорить по душам довольно сложно.

3. «Геркулес» - Геркулес и Пегас

Это особенная дружба, преодолевшая время и пространство. Будучи совсем маленьким, Геркулес был разлучен с Пегасом. Они не виделись до тех пор, пока Геркулес не стал юношей, и, тем не менее, в их отношениях ничего не изменилось. Похоже, что разлука совершенно не властна над этой дружбой.

Чему учит нас эта история? Если вам дорог человек, то ни расстояния, ни время не заберут его у вас. Если, конечно, вы сами этого не захотите.

4. «Холодное сердце» - Свен и Кристофф

Кристоф и Свен были добрыми приятелями с самой первой совместной заготовки льда, еще до того, как они были приняты в семью троллей. Когда мы встречаем их повзрослевшими, они настолько привыкли друг к другу, что научились разговаривать, несмотря на то, что Свен вообще-то олень.

Чему учит нас эта история? Не стоит недооценивать братьев наших меньших.

5. «Корпорация монстров» - Майк и Салли

Хоть история их началась с соперничества в колледже, Майк и Салли смогли превратиться в сплоченный тандем, настоящую команду. Они доказали, что даже если у вас нет ничего общего с человеком, он может стать родственной душой. Иногда именно непохожесть делает дружбу интересной и забавной.

Чему учит нас эта история? Никогда не знаешь, кто может оказаться твоим другом. Очень часто крепкие отношения начинаются с «ну нет, с ним/ней я точно никогда не смогу дружить». Никогда не говорите «никогда».

6. «Тарзан» - Тарзан и Терк

Немного прямолинейная, но заботливая Терк – лучший друг Тарзана, практически его сестра. С ее помощью Тарзан вырастает серьезным самостоятельным парнем, активно исследующим дикие джунгли. Очень часто их мировоззрения сталкиваются, но все же они сохраняют взаимоуважение, пронося дружбу во взрослую жизнь.

Чему нас учит эта история? Дружба между мужчиной и женщиной существует. И нет, дело не в том, что Терк - обезьяна, а Тарзан – человек, все это аллегории. Не с каждым мужчиной можно обсудить семью Кардашян или модные новинки сезона, но твердое дружеское плечо, так же, как и дружеская сестринская забота, часто бывают нам необходимы.

7. «Покахонтас» - Покахонтас и Накома

А это отличный пример женской дружбы. У них разные взгляды на жизнь, отчего они часто спорят, но важно то, что Накома и Покахонтас могут вовремя остановиться, приняв сторону подруги. Даже после заварушки при участии Джона Смита (возлюбленного Покахонтас) и Какума (возлюбленного Накомы, влюбленного в Покахонтас) девушки находят в себе силы простить друг друга и попытаться вместе найти выход из сложившейся ситуации. Достойно похвалы.

Чему учит нас эта история? Очень часто женская дружба, даже самая преданная и прекрасная, заканчивается, когда в ней появляется мужчина. Но настоящие подруги всегда будут помнить, что они выше ревности и зависти.

8. «История игрушек» - Базз и Вуди

Да, у них не всегда все было безоблачно, особенно когда один (не называем имен) активно настаивал на том, что он настоящий космический рейнджер, а другой (снова не называем имен) завидовал ему до безумия. Но спустя время (через целых 3 фильма) Базз и Вуди остались непотопляемой и несокрушимой командой, в которой друзья подкалывают, подшучивают, но все же поддерживают друг друга.

Чему учит нас эта история? И на солнце есть пятна. Как в одной из своих песен заметил Адам Левин: «Жизнь не всегда яркая и веселая, именно компромисс заставляет нас двигаться дальше». Бывают моменты, когда хочется порвать все связи, да еще и стукнуть сковородкой «экс-друга». Но, когда страсти улягутся, мы понимаем, что не можем без этого человека. Умейте прощать и замечать не только минусы, но и плюсы.

9. «Лис и пес» - Тод и Коппер

Грустная история о дружбе лисенка и охотничьей собаки. Осиротевший лис Тод находит приют у доброй старой вдовы, где знакомится с соседским псом Коппером, который становится его самым лучшим другом. Но природу обмануть нельзя: один из них охотник, другой – добыча. Несмотря на все преграды, Тод и Копер сумели сохранить теплые отношения и воспоминания о былой дружбе.

Чему учит нас эта история? Случается так, что дружба проходит. Это болезненный и тяжелый момент, в который лучшее, что можно сделать – отпустить друга, сохранив приятные воспоминания и хорошие отношения с тем, кто был однажды дорог, но больше не может оставаться в нашей жизни.

По материалам: blogs.disney.com

Иллюстрации: pinterest


Дружа – это довольно-таки специфический способ взаимоотношений между людьми. Этим отношениям надо учиться. Особенности дружбы – равенство отношений и эмоциональная близость. Как права, так и обязанности у друзей должны быть одинаковыми. Доверие в дружбе, конечно, на главном месте. А также равноправие, уважение друг к другу, понимание …

Пришёл час дружбы.

Когда же пора учить малыша дружбе? Ребёнок должен достигнуть того возраста, когда ему интересны люди и общение с ними. Сознание ребёнка должно быть развито до такой степени, чтобы он представлял себя, как отдельную личность, а также, чтобы он представлял окружающих его людей, также отельными личностями. Как правило, возраст деток к этому уровню развития – 3 года. К трём годам детки уже общались с другими малышами, но это не было дружбой, просто контакт.

Что необходимо для настоящей дружбы?

Дружба – эти отношения появляются как-то сами собой.

Созревает и крепнет дружба без участия мамы и папы.

Обязательные условия для того, чтобы дружба детишек была им в радость:

Регулярное общение деток;

Постоянная группа детишек;

Возраст – штука не обязательная. Дружить могут, как сверстники, так и одноготки.

Мама и папа всё-таки, как хорошо бы они не относились к своему чаду, не смогут дать им того, что даёт общение с друзьями. По этой причине не стоит расстраиваться маме, кстати, и папе тоже.

Чему учит дружба?

Контакт с другими детками учит ребёнка строить отношения и взаимопонимание на уровне своего поколения, детки делают общие дела, разговаривают, поют, строят домики из песка, одевают кукол в красивые платья, меняются игрушками …

А значит, идёт не только понимание, но и доверие.

К тому же малыш научится сравнивать людей (других ребятишек) сможет сам выбрать, с кем ему дружить нравится, а с кем нет.

Ребёнок также научится сам делать первый шаг для сближения и знакомства.

А также дружба учит всё пробовать, чему-то учиться, наблюдать за другими ребятишками, ошибаться и исправлять ошибки. Переживать неудачи в обществе друзей. Может даже и предательство (желательно, чтобы этого не было в жизни ни у кого!). Ну и, конечно же, радость, интерес и доверие.

Помощь родителей необходима.

Необходима, но только не навязчивая и не надоедливая. Хорошо, если папы устроят деткам игру в футбол или поход за город. А мамы могут устроить для детишек совместные поездки на мероприятия, к примеру, детский театр кукол. Такая активность родителей детям будет нравиться, к тому же дружба только укрепится.

Обновлено: 2017-12-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.

Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями. Взаимоотношения со сверстниками - это бурная жизнь на границе собственного «я».

Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?

Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу

Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, - это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме. Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений». Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми - это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.

Воспитание дружбы: как можно научить ребенка дружить с другими детьми

В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость - страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать - реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.

Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.

Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:

  • самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
  • и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.

Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками. Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру. В процессе воспитания дружбы помните - для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.

Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш. Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда. Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь - «на время». И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать - невозможно!

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

Быть приветливым и добрым - замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой - непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) - это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными - такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам - нас обманули! - или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.

Крепкая дружба детей в школе невозможная без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого - это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?

Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.

С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью. Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным. Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.

Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив. Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями. Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере, умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Статья прочитана 6 834 раз(a).

Материал по теме «Дружба»

Задание

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 1


Текст 2

Текст 3

Текст 4

Дру́жба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями .

Дружба - Дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Словарь синонимов

Дружба и приятельство

Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые - это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Вспомним, как глубоко и прозорливо описал А.С. Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским:

Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень...

И, обобщая свою мысль, поэт заключает:

Так люди, первый каюсь я,
От делать нечего, - друзья.

Друзья от делать нечего - это не настоящие друзья. И мы знаем, чем кончилась видимость дружбы между Онегиными Ленским.



Приятельские контакты, какими бы старыми они ни были, не всегда переходят в дружбу. Приятелей и знакомых у нас много, а настоящий друг, как правило, один. Разговор с приятелем не так откровенен, как с другом.

Но дружба, тем не менее, имеет и свои строгие правила. Например, если друг нуждается в твоей помощи, просит тебя об одолжении, надо ему пойти на встречу. Не мешкай, если твой друг болен, если у него несчастье или ему просто нужны твоя поддержка или совет.

Поддерживать у близкого человека бодрое настроение, создавать обстановку здоровой жизнерадостности - задача друга. Настоящий друг никогда не подавляет своего товарища, напротив, помогает ему развернуть плечи и почувствовать веру в себя и радость существования. Нет ничего удивительного в том, что к людям весёлым и солнечным тянуться и дети и взрослые. Хорошее настроение и ровный, лучезарный характер привлекают к человеку много друзей; они словно греются в тепле его отношения.

Дружба человека, который знает целебную и вдохновляющую силу шутки, - большое счастье. Шутки насыщают дружеское общение и придают ему неповторимый блеск. Главное - надо больше думать о друге и меньше о себе, о своих трудностях, проблемах, расчётах и ожиданиях. Дружба учит нас забывать о себе ради другого человека, товарища и единомышленника.

Может быть, именно поэтому в трудную минуту и мы сами спешим опереться на руку друга. Мы не боимся остаться перед ним незащищёнными. Друг не даёт нам согнуться под тяжестью невзгод, а в случае удачи разделяет нашу радость. Не случайно итальянская поговорка гласит: «Кто нашёл друга, тот нашёл клад».

Чему же учат нас наши друзья?

Прежде всего, настоящая дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию. Обратите внимание, как много слов с приставкой «со-», подчеркивающей совместное действие.

Уже сам факт, что у человека есть друзья, является его характеристикой. Он указывает не только на степень открытости и коммуникабельности этого человека, но и на степень его самоуважения. Люди с заниженными самоуважением и самооценкой зачастую замыкаются в себе и, как результат, вынуждены страдать от одиночества. Человек с высоким самоуважением имеет несравненно больше шансов на глубокую и устойчивую дружбу.

Дружба учит разбираться в людях. Вряд ли найдётся кто-то, не переживший горького чувства потери друга, не страдавший из-за размолвок с ним, не искавший мучительно пути к примирению, не испытавший однажды, что его предали, не почувствовавший всей тяжести предательства.

Дружба - это способность понять другого как самого себя, умение быть единомышленником, готовность стать человеком, на которого можно опереться, в чьём понимании и помощи можно не сомневаться. Именно поэтому дружбу можно назвать школой взаимопонимания, ответственности, верности и преданности.
Друг, делящийся с тобой своими мыслями и чувствами, ждёт от тебя понимания, а значит, учит слушать, разбираться в жизненных ситуациях, размышлять, сопоставлять, ставить перед необходимостью выражать свою позицию и тем самым помогать стать лучше.

Дружба немыслима вне общения. Именно с другом ты познаешь это искусство, учишься строить отношения на равных, овладеваешь умением, когда нужно, подчиниться или, наоборот, взять на себя ответственность за принятое решение.

Сегодня, когда человеческие контакты постоянно расширяются, чаще и чаще, как ни странно, можно услышать жалобы... на одиночество. Людей вокруг вроде бы много, а друга нет. Нужно начать с самого простого: внимательно посмотреть вокруг себя. Что за люди живут рядом, по соседству, на одной лестничной площадке, учатся в одном классе? Чем они живут? Каков круг их интересов? Что можно сделать доброго для этих людей? Стоит поставить перед собой эти вопросы, и они повернут тебя, если конечно, не сопротивляться, лицом к людям, заставят заинтересоваться ими, включиться в общее с ними дело.

Бывает, впрочем, и иначе: приятелей, знакомых много, а настоящего друга нет. Тут, видимо, уместнее взглянуть не только вокруг себя, но и на себя, попытаться понять, какие черты собственной личности отталкивают от тебя людей, мешают приятельским отношениям пойти вглубь, стать дружескими.

Следовательно, дружба - живое чувство, жизненное переживание, которое включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющим его жизневосприятие.

Неписанные правила дружбы

Обмен

  • Делиться новостями о своих успехах
  • Выказывать эмоциональную поддержку
  • Добровольно помогать в случае нужды
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
  • Возвращать долги и оказанные услуги

Интимность

  • Уверенность в друге и доверие к нему

Отношение к третьим лицам

  • Защищать друга в его отсутствие
  • Быть терпимым к остальным его друзьям
  • Не критиковать друга публично
  • Сохранять доверенные тайны
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого

Взаимная координация

  • Не быть назойливым, не поучать
  • Уважать внутренний мир и автономию друга

Эссе о дружбе

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее.

Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками.

Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!

Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни ‒ это просто приятели, товарищи, знакомые. Да, хорошие, приятные, замечательные, но это не друзья.

Пословицы о дружбе

  • Дружба - великая сила.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • За дружбу дружбой платят.
  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Друг - твоё зеркало.
  • Для дорогого друга - ворота настежь.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Единственный способ иметь друга - это быть другом.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  • Одёжа хороша новая, а друг - старый.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Без друга в жизни туго.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
  • Друг спорит, а недруг поддакивает.
  • Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  • Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  • К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • Недостаток доверия вредит дружбе.

Цитаты о дружбе

Дружба основывается на взаимном благе, на общности интересов… Артур Шопенгауэр

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. Марк Туллий Цицерон

Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. Квинт Гораций Флакк

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-Цзы

У всех есть недостатки - у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости. Франческо Гвиччардини

Урок 14 Дружба

Цель урока : сформировать представление у младших школьников об отношениях между людьми, которые называются дружбой, учить ценить друзей, учить дружить

Задачи:

Личностные

— формирование понятие дружба, используя технологию критического мышления

— формировать умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

— учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Метапредметные

— развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества;

— развивать речевые умения, учить мотивировать, объяснять свои суждения.

Предметные

— познакомить учащихся с основными понятиями «друг» и «дружба»;

— уточнить смысл понятий «симпатия» и «бескорыстность»;

Формы и виды учебной деятельности : беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия : дружба, бескорыстность, друг.

Планируемые результаты изучения материала: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

План урока

    Организация деятельности учащихся. (слайд 1 )

Доброе утро, солнышку и птицам,

Доброе утро приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

    Проверка домашнего задания: (слайд 2 )

на доске — Поляна добрых дел

— А каких людей мы называем альтруистами и эгоистами? (слайд 3)

3. Объяснение нового материала.

В.Осеева «Три товарища» (слайд 4)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

Вопросы для обсуждения: (слайд 5)

— Соответствует ли название рассказа содержанию? Почему?

— Чему учит этот рассказ?

— Кого из мальчиков можно назвать другом?

Друг – это кто? (слайд 6)

ДРУГ — человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

А товарищ?

Товарищ — человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни

    Актуализация знаний.

Тема урока: «Дружба» (слайд 7)

Назовите сказки, героев которых связывала ДРУЖБА? (слайд 8)

Дружба - это тёплый ветер, (слайд 9)
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!

Работа с пословицами. (закончи пословицу) (слайд 10)

Нет друга ищи, а найдешь – береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

5. Закрепление нового материала.

Ребята! Сегодня говорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком

А.Л. Барто «Требуется друг». (слайд 11)

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи

со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной - стану

знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись

хоть на день!

Будешь ты меня спасать - дашь

контрольную списать».

А девчонка - на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг».

Вопросы для обсуждения: (слайд 12)

Как вы думаете, будет кто-нибудь дружить с этой девочкой? Почему?

Что такое дружба?

Дружба — это близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (слайд 13 )

Притча «Дружба». (слайд 14)

Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти и через много дней нашли оазис с озером, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Что мог ответить друг? (слайд 15)

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

— Чему учит эта притча?

Тренинг: оцени себя. (слайд 16)

В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я.

(слайд 17)

Настоящий друг – никогда не обманывает своего друга.

Настоящий друг – не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

Настоящий друг – с кем всегда интересно и никогда не скучно.

Настоящий друг – постарается защитить друга от обидчика.

Рассуждения о друге.

— А у вас есть друг? Расскажите о нем.

— А почему вы не дружите с другим человеком?

— Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность . (слайд 18)

— А какую пользу вы имеете от своего друга?

— Другая черта дружбы – бескорыстность .

— Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

— Третья черта – общность интересов .

Ребята, посмотрите на этот слайд и определите еще одну отличительную черту дружбы: (слайд 19)

дружба возможна не только с людьми, но и с животными

А что требует от человека дружба с животными?

Ответственность, забота, любовь, верность.

— А каким, по-вашему мнению, должен быть настоящий верный друг?

Игра-тренинг «Ладошка» (слайд 20)

каждый ребенок на листке обводит свою ладонь.

Учитель: Каждый из вас назовет необходимое качество для дружбы и запишет его на пальчике ладошки. Каждый делает самостоятельно.

6. Вывод : Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

— Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7.Самооценка Ребята, возьмите цветные карандаши и закрасьте свои ладошки в тот цвет, который отражает ваше настроение, полученное на уроке:

Красный — радость, синий – равнодушие.

Исполнение песни «Дружба» (слайд 21)

9. Задание на дом: (слайд 22)

Написать рассказ о своем друге.

У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”. (слайд 23)

Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.