Как держать ручку под угол 45. Правильная посадка за партой и столом

Здравствуйте, дорогие друзья! Многие взрослые часто задаются вопросом: как научить своего ребенка правильно держать ручку? Как выясняется в школе или в старшей группе детсада, далеко не все дети умеют правильно держать ручку. Конечно, тут могут и помочь хорошие специалисты — педагоги и психологи. Существует и несколько разных способов обучения. Важно помнить, что пока ребенок только учится правильно держать ручку, необходимо наблюдать за ним и корректно поправлять, если у него что-то не получается, не допускать насмешливого или язвительного тона. Если ребенок левша, а из взрослых никого левшей нет, этот процесс будет еще более сложным и долгим. И конечно, постарайтесь оградить малыша от насмешек со стороны сверстников.

Как же правильно держать ручку в ладони?

Разберем подробнее, за что отвечает каждый палец на ладони:

— Ручка должна располагаться с левой стороны среднего пальца (для правшей, для левшей – соответственно, наоборот).

— Указательный палец захватывает ручку сверху-справа.

— Большой палец должен поддерживать ручку сверху-слева.

— Важно, чтобы ребенок не сжимал ручку чересчур сильно, а все три пальца были чуть-чуть скруглены.

— Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает.

— Мизинец и безымянный палец могут лежать как внутри ладони, так и находиться свободно у основания пальца. В процессе письма мизинец должен быть загнут вовнутрь, а рука должна опираться на его верхний сустав.

На первый взгляд вроде бы все понятно. Но далеко не у всех первоклашек это получается с первого раза. Необходимо не только показать и рассказать ребенку, как правильно держать ручку при письме, важно, чтобы он представлял сам процесс и чувствовал уверенность в своих силах. Кроме того, стоит иметь ввиду еще несколько важных моментов:

1. Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе.

2. Проследите, чтобы тетрадь располагалась на столе правильно, а именно под углом в 30 градусов. При этом нижний угол листа, на котором ребенок пишет, соответствовал середине груди.

Как объяснить ребенку, что от него требуется?

Попросите ребенка представить, что на третьем пальце правой руки находится невидимая подушечка. Именно на эту подушечку и укладывается ручка. Затем надо показать, как указательный и большой палец захватывают ручку сверху. При этом проследите, чтобы расстояние от кончика ручки до указательного пальца было 1,5 см — в противном случае будет чувствоваться легкое напряжение в руке.

Веселые уроки: учимся держать ручку с помощью игр

Для того чтобы ребенок быстрее понял, как правильно держать ручку, можно придумать несколько занимательных игр. Вот несколько из них:

Способ № 1

На помощь приходит обычная салфетка, с её помощью малыш быстрее поймет, как надо держать ручку. Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.

Способ №2

Ваш ребенок когда-нибудь играл в дартс? Если нет, то самое время купить ему мишень и дротики. Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.

Способ №3

Можно приобрести устройство, надевающееся на ручку. Взять ручку не правильно в этом случае будет просто невозможно. Подобные насадки на ручки бывают очень красочные, в форме разных зверушек, и детям они очень нравятся. Такие насадки подойдут и правшам, и левшам.

Способ №4

Можно купить ребенку ручку со специальной подсказкой для пальцев. Эти ручки разработаны специалистами эргономики, образования и медицины, а выпускает такую продукцию известная фирма Stabilo LeftRicht. Ручки с подсказками для пальцев так же изготавливаются отдельно для детей-правшей и детей-левшей.

Способ №5

Попробуйте такой способ. Ручка берется за самый-самый краешек и ставится вертикально на стол. Пальцы скользящим движением спускаются вниз вдоль ручки, не доходя до её основания на 1,5 см. При этом надо будет проследить, чтобы рука ребенка слегка наклонилась под нужным углом.

Способ №6

Этот метод подойдет для самых маленьких, а называется он «Спокойной ночи, ручка!». Попросите ребенка положить ручку «спать». Причем «спать» ручка должна в руке ребенка. Средний палец – кроватка, указательный – подушка, большой палец – одеяло.

Вот, наверно, и все основные способы и методы, которые помогут обучить малыша как правильно держать ручку. В некоторых случаях они могут оказаться полезными не только для детей. Ведь бывает и так, что взрослые, которых никто не проконтролировал в свое время, тоже не умеют правильно держать ручку. Что ж, учиться никогда не поздно! К тому же, используя данные техники и методики, можно научить левшу писать обеими руками, не переучивая использовать левую руку в качестве основной. Успешных занятий вашим малышам!

Многие родители и учителя сталкиваются с проблемой, когда ребёнок неправильно держит ручку или карандаш во время письма и рисования. Специалисты утверждают, что эта проблема возникает у детей в возрасте трёх-четырёх лет. В это время кроха уже может понять, как правильно нужно держать карандаш во время рисования. Но если родители вовремя не объяснят принцип захвата ручки, малыш может привыкнуть удерживать её неправильно. И переучить его в дальнейшем будет очень сложно. Некоторые дети, привыкшие держать письменные приборы как им удобно, так и продолжают писать в более взрослом возрасте. Для того чтобы ребёнок с самого раннего возраста привыкал держать правильно карандаш, существуют лёгкие способы научить его письму. Благодаря им в игровой форме малыш быстро освоит эти навыки и в дальнейшем не будет испытывать проблем с удобством написания слов.

Неправильный захват карандаша и ручки: как появляется проблема

Маленькие дети очень любят рисовать. В возрасте до года родители предпочитают познакомить малыша с пальчиковыми красками. В этом случае кроха творит шедевры без помощи карандаша или кисти. Но по мере взросления ребёнок знакомится с письменными принадлежностями, главными из которых являются карандаши. Возможность раскрашивать любимых героев мультфильмов становится одним из самых важных заданий для крохи.

Предпосылки неправильного захвата ручки можно увидеть уже в младенчестве. Если малыш держит кисть или ложку в кулаке, это повод начать показывать ему правильное положение. Родители могут постепенно готовить руку к письму, развивая мелкую моторику: лепка из пластилина, рисование с помощью кисти, все это помогает малышу понять, как правильно нужно рисовать, а в будущем - писать.

Если ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше начать объяснять ребёнку, как правильно это делать, тем проще и быстрее он освоит этот навык

В возрасте до года ребёнок большое внимание уделяет погремушкам. Родители могут наблюдать, как именно малыш хватает этот интересный предмет. Также маленькие дети любят рисовать мелками. Взрослым стоит обратить внимание, как малыш держит мелок и рисует с его помощью. Не только эти занятия могут сигнализировать о неправильном захвате ручки в будущем. Дети в возрасте двух-трёх лет любят лепить из пластилина. Играйте вместе с малышом и уделяйте внимание тому, как именно малыш лепит те или иные фигуры.

Специалисты по раннему развитию объясняют, что во всех этих заданиях малыш должен выполнять правой рукой с помощью трёх пальцев: указательного, среднего и большого. Если он что-то делает не так, не может задействовать эти пальчики в процессе лепки или рисования мелом, а просто хватает предметы в кулачок. Это сигнал о том, что в будущем может возникнуть проблема неправильного захвата.

Как влияет на ребёнка неправильный захват ручки

Многие родители предпочитают не переучивать малыша, ведь ему так удобнее. Является ли такой подход правильным? Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:

  • эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
  • осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
  • зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
  • выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.

Родителям нужно готовить руку к письму ещё до того, как малыш будет учиться писать или рисовать. Для этого необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с крупами, мягкими и твёрдыми бизибордами, пальчиковое рисование, лепка из пластилина или глины, солёного теста. А когда придёт время, сразу нужно показывать малышу, как правильно брать карандаш и рисовать.

Как подготовить руку малыша к письму - видео

Как ребёнок должен правильно держать ручку

Самое важное - показать малышу, как правильно нужно брать ручку или карандаш. Если не поправлять его, а позволять ему рисовать или писать так, как ему удобно, потом процесс переучивания может занять много времени. Письменный прибор ложится на средний палец, а именно на его верхнюю фалангу. Фиксируется ручка с двух сторон: сверху указательным пальцем, а сбоку - большим. Два пальчика: безымянный и мизинец, нужно загнуть в руку, чтобы не мешать во время письма. Если малыш держит карандаш левой рукой, процесс правильного захвата точно такой же, только зеркально отражается.

Родители должны объяснить ребёнку, как правильно нужно держать ручку, чтобы в будущем у малыша не было проблем с почерком, скоростью написания упражнения и осанкой

Взрослые даже не задумываются о том, как они берут письменные принадлежности. У них эта привычка уже доведена до автоматизма, но ребёнок, который только учится рисовать, не может так быстро научиться правильному захвату. Задача родителей внимательно следить за малышом и поправлять его, если заметили, что карандаш в маленьких пальчиках лежит неправильно. Со временем он запомнит и уже автоматически пальцы будут правильно захватывать ручку.

В первый раз, когда малыш взял карандаш, попросите его немного приподнять указательный палец. Это своеобразный тест на правильность захвата: если карандаш выпадет из руки, значит, воспитанник держит его неправильно. Объясните малышу, что рисовать и писать нужно, удерживая прибор для письма немного под наклоном, тогда эта проблема решится быстро.

В некоторых случаях малыш может жаловаться, что удерживая карандаш таким способом ему неудобно рисовать. В большинстве ситуаций важно не только правильное расположение пальцев, но и как высоко от стержня ребёнок держит карандаш или ручку. Объясните, что письменные принадлежности нужно держать на расстоянии одного-двух сантиметров от стержня, тогда процесс рисования или написания чего-либо будет удобным.

Родители должны обратить внимание, если ребёнок во время письма или рисования:

  • удерживает письменную принадлежность в кулаке;
  • ручка ложится на безымянный палец, а поддерживает её не указательный, а средний палец;
  • нет наклона во время письма: кончик смотрит вверх, а не в сторону плеча;
  • слишком сильно надавливает на карандаш;
  • в процессе рисования поворачивает тетрадь или альбом, а не письменную принадлежность.

В этих случаях родителям следует поправлять сына или дочь и учить их писать или рисовать правильно, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем и успеваемостью малыша.

Простые способы научить ребёнка правильно держать письменные принадлежности

Если ребёнок привык держать карандаш неправильно или ему сложно быстро привыкнуть к правильному захвату, существует несколько способов, которые помогут пальчикам привыкнуть становится на нужное место. Рассмотрим самые популярные, которые подойдут не только для пишущих правой рукой, но и для деток, у которых левая рука главная.

Как приучить в игровой форме

Многие дети практически сразу запоминают, как правильно нужно держать ручку. Но специалисты настаивают, что в дошкольном возрасте ребёнок быстрее и лучше запоминает все через игру. Поэтому и объяснить, как правильно удерживать письменные принадлежности можно в игровой форме. Например, можно сказать малышу, что карандаш хочет спать или отдохнуть. Ему, как и ребёнку, нужна кроватка. Вот средний пальчик - это кровать, на него ложится карандаш. Затем, чтобы карандаш не замёрз, укроем его одеялом со всех сторон: указательным пальчиков сверху, а большим сбоку. А теперь немного наклоним руку, чтобы карандашик лежал, а не стоял во время отдыха.

Вариаций такой игры может быть множество. Ребёнку можно рассказать историю, что карандаш нужно спрятать, или одеть потеплее, ему холодно. Это зависит от фантазии родителей и интереса малыша. Так малыш быстро запомнит принцип правильного захвата.

Чем поможет пинцет

Такой метод считает одним из самых простых и быстрых, не требующих долгого объяснения или специальных принадлежностей. Возьмите тетрадь или любой лист бумаги. Ребёнок должен ровно сидеть за столом или партой. Дайте малышу ручку таким образом, чтобы были задействованы только три пальца: указательный, средний и большой. Ребёнок должен взять прибор для письма тремя пальцами за самый верхний кончик и поставить её перпендикулярно столу. Постепенно пальцы начинают скользить вниз и у самого стержня они займут правильную позицию. Если малыш вдруг забудет, как нужно держать ручку, он может самостоятельно повторить весь процесс, и пальчики сами станут на место.

Захват ручки методом пинцет - видео

Удерживая предмет

Этот способ самый известный: не одно десятилетие учителя с помощью салфетки пытаются научить ребёнка привыкнуть держать ручку правильно. Весь секрет заключается в том, чтобы удержать в руке салфетку и письменный прибор одновременно. Только на первый взгляд это сложно, на самом деле, если ручка или карандаш правильно зажаты в пальцах, салфетка не выпадет и прилагать усилия, чтобы её удержать, практически не нужно. Вместо салфетки можно использовать любой маленький предмет: шарик, кусочек ватки, главное, чтобы он был не тяжёлым:


Держим ручку правильно с помощью салфетки - видео

Точка-шпион

И опять в главной роли интересная история или игра. Поставьте малышу точку или нарисуйте небольшую звезду, линию, снежинку на верхней фаланге среднего пальца. Именно в том месте, куда ложится ручка или карандаш. Можно рассказать ребёнку, что карандаш должен прятать этот знак, чтобы его никто не увидел. Опять же, все зависит от фантазии родителей. Дети любят прятки, тайны и загадки, поэтому ребёнок будет с интересом и упорством стараться спрятать знак, тем самым постепенно привыкая к правильному захвату письменных принадлежностей.

Метание дротиков

Многие дети готовы принять вызов, а главное - выиграть. Во время игры в дартс пальцы на дротике располагаются так же, как и при правильном захвате ручки. Если у вас есть дартс, для начала научите ребёнка метать дротики, если это позволяет возраст. Затем можно сказать малышу, что письменная принадлежность - это своеобразный дротик, а вот тетрадь, альбом или раскраска - нужная вам цель. Но попасть в неё можно только тогда, когда пальцы правильно захватят «дротик». Поверьте, ребёнок будет очень стараться, чтобы попасть в центр поля.

Специальные насадки и ручки

Сегодня в магазине канцелярских товаров можно купить специальные насадки, которые надеваются на ручку или карандаш и не дают малышу поставить пальчики неправильно. Они выполнены из ярких материалов и в виде животных. Детям очень интересно рисовать и писать с такими помощниками, а пальцы привыкают удерживать прибор правильно. Единственный минус - ребёнок может неправильно наклонять его, поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы кончик смотрел в сторону плеча малыша.

Существуют также специальные трехгранные карандаши или ручки с углубления для пальцев. Беря в руку такую письменную принадлежность, ребёнок должен ставить пальчики правильно, в противном случае ему неудобно будет писать или рисовать.

Прежде чем покупать специальную насадку или ручку с выемками для пальчиков, следует обращать внимание на маркировку. Такие приспособления выпускаются отдельно для детей, которые пишут правой и левой рукой. Выемки для пальцев зеркально отображают друг друга.

Удерживаем правильно карандаш с помощью специальных насадок - видео

Как выбрать удобную ручку

Многое зависит от удобства письменных принадлежностей. Поэтому родители должны тщательно выбирать подходящую ручку для письма:

  • самой удобной является шариковая, она не должна быть толстой - не более 7 мм толщиной;
  • первые ручки нужно покупать с резиновым наконечником, так пальчики малыша не будут скользить по корпусу и ему удобнее будет её удерживать. Многие специалисты рекомендуют отдавать предпочтение ручкам, на которых имеется углубление для пальцев;
  • ручка должна хорошо писать, чтобы ребёнок не нажимал на неё с силой, иначе кисть быстро устанет и малыш не сможет выполнять задание;
  • длина письменной принадлежности не должна превышать 15 см, чтобы ребёнок без усилия смог удерживать ручку пальцами. Многие родители покупают малышам ручки с игрушками или перьями сверху. Специалисты не рекомендуют такие изделия детям, которые только учатся писать. Дело в том, что дополнительные элементы на ручке утяжеляют её и способствуют неправильному наклону письменной принадлежности.

Правильно держать письменные принадлежности нужно учить ребёнка с дошкольного возраста. Ведь малыш уже с двух лет проявляет интерес к рисованию, держит кисточку и творит первые картинки. Именно в это время нужно показывать ребёнку, как правильно захватывать кисть или карандаш. В возрасте постарше, четыре-пять лет, дети могут пытаться писать ручкой. Для этого нужно подобрать удобную модель, которую ребёнок сможет правильно удерживать в руке, при этом не испытывая неудобства. Если родители заметили, что малыш неправильно держит ручку или карандаш, нужно пытаться его переучить или поправлять. Для этого можно воспользоваться несколькими способами, которые в игровой форме помогут малышу освоить правильный захват ручки.

Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.

Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:

  • удобство - сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
  • каллиграфию - важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
  • производительность - возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
  • сохранение здоровья - осанки, остроты зрения.

Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.

Когда нужно приучать ребёнка к правильному захвату ручки

Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст .

Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша - проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) - это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.

Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.

В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап - автоматизация - и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Выбор ручки, карандаша

К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.

Что касается ручек - они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.

В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание - в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.

Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать - фотогалерея

Ручка-самоучка показывает, как правильно расположить пишущее средство в руке
Существует много моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с выемками для пальцев - грипперами Насадки на ручки бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребёнка В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильный захват пишущих принадлежностей у ребёнка Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно правильно Если ребёнок держит ручку слишком низко, можно оснастить её специальным ограничителем

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.

Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) - он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.

    Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.

  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы - завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны - он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.

Irevichus

При правильном положении меньше устаёт рука - я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.

кошка

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.

marina_kr

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.

Nata Jamp

Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.

Nataly84

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.

НЕКТАРИНКА96

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли - ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) - теперь держит правильно.

Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.

Claimore

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Видео: как научить ребенка правильно держать ручку

Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать , следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны.

Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа - “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще - “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное - не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.

Многие люди держат ручку неправильно. Да и детки, взявшие впервые пишущее орудие, держат его в кулачке неуверенно. А вот нужно ли переучивать ребёночка правильно держать ручку и карандаш? На что влияет неправильный захват?

Достаточно часто можно встретить мамочек, которые не переучивают детишек держать письменные принадлежности, ссылаясь на удобство. Однако какое значение умения в обращении с ручкой? Во многом именно от этого зависит правильность посадки, а в то же время и зрение. Более того, рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.

Если ребёнок уже привык держать ручку неправильно

В случае, если чадо уже достаточно давно держит письменные принадлежности неверно, переучить малыша будет очень и очень сложно. Многие даже утверждают, что это и вовсе нереально. Те, кто всё же не теряет надежду научить ребёночка правильному обращению с ручкой и карандашом, используют специальные резиновые накладки, формирующие положение руки при письме. Однако есть и другие способы.

Как научить ребёнка правильно держать ручку:

Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.

Можно отметить точечку на указательном пальчике и объяснить ребёнку, что нужно держать ручку так, чтобы она закрывала точку. В этом случае за малышом необходимо будет следить, чтобы он не начал писать так, как привык.

Если рука ребёнка зажата, можно вместе с ним раскрашивать и обводить большие предметы. В этом случае мышцы научатся расслабляться, а письмо не будет столь утомительным. Ребёнок, у которого сильно фиксируется рука, обычно рисует мелкие предметы. Именно поэтому столь полезно для него учиться разрисовывать большие участки бумаги.

Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно. Тем не менее, достаточно много взрослых людей держат пишущие предметы неверно. И это им никак не мешает.

Неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям.

Способ, которым ребенок держит ручку или карандаш вопреки видимости, является важным фактором, определяющим его развитие. Когда ребенок начинает дошкольное или школьное образование, способ удерживания ручки становится чрезвычайно важным .

Многие родители задаются вопросом, почему. Есть несколько причин. За развитие человеческого почерка отвечает часть ствола мозга и часть коры головного мозга. Первой и наиболее важной причиной, почему вы должны научить ребенка правильно держать ручку есть вопрос развития мозга и вопрос эргономики.

Только правильное удерживание ручки необходимо для оптимального использования и применения силы для спокойного и приятного процесса письма. Все другие способы удержания вызывают натиск на ручку или слишком сильный или слишком слабый, и, таким образом отвлекают ребенка и не позволяют полный контроль над движениями пера. Хоть в современном мире, в век компьютеров, кажется, что хороший почерк не очень важен, но с точки зрения психомоторного развития ребенка это очень важно!

Материал подготовила Гоничева И.В.

педагог-психолог МАУ ДО «ЦДТ»

Не секрет, что каждая мама хочет, чтобы учебный процесс для ее ребенка был интересен и давался легко. Именно поэтому с самого начала стоит . Мы расскажем вам о самых простых способах .

Лучше всего учить ребенка правильно держать ручку в игровой форме, тогда процесс обучения будет вызывать интерес у школьника.

С помощью салфетки

Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.

Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.

Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

Аналогия с дротиком

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Ручка - «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Ручка с «подсказкой» для пальцев

Ручка имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Метод пинцетного захвата

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.

Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.

Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.

Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку - на средний пальчик, под голову подушечку - указательный, а сверху одеялко - большой пальчик.

Основная задача взрослого в период обучения - регулярно следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев.

Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное - помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Научите ребенка правильно держать ручку до начла учебного года, тогда вы точно будете уверены, что ваш всезнайка с легкостью будет , а главное правильно.