Кааба и черный камень. История похищения черного камня из мекки

Ответ:

Хаджаруль-Асвад ("черный камень") получил это название за свой черный цвет. Этот камень располагается на высоте полутора метров от земли в восточном углу Каабы, недалеко от ее двери. Хаджаруль-Асвад состоит из трех больших и нескольких маленьких частей. Черный камень обрамлен серебряной оправой.

Этот камень имеет внеземное происхождение, и он был принесен Джибрилем (алейхи салям) пророку Ибрагиму (алейхи салям). До того, как Хаджаруль-Асвад был помещен в угол Каабы, он хранился на горе Абу Кубайс. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я знаю и помню тот камень, который приветствовал меня в Мекке еще до того, как я стал пророком». Этим камнем как раз и является Хаджаруль-Асвад. Однажды Умар (радыйаллаху анху) поприветствовав и поцеловав этот камень, сказал: «Я очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень, не наносящий вреда и не приносящий пользы. Если бы я не видел, как посланник Аллаха целует тебя, то никогда не сделал бы этого».

Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая?

Существуют достоверные хадисы о том, что Хаджаруль-Асвад, находящийся слева от дверей Каабы и являющийся начальной точкой для совершения тавафа, был ниспослан из Рая. В одном из хадисов говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее молока, но грехи людей сделали его черным» (Тирмизи, Хадж, 49 ).

В другом риваяте говорится: «Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Он был белее снега, но грехи мушриков сделали его черным» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад ).

Да, Хаджаруль-Асвад был ниспослан из Рая. Но тогда как можно увязать это с тем, что при строительстве Каабы Ибрагим (алейхи салям) принес этот камень с горы Кубайс. По этому поводу в книге «История Каабы и Мекки » говорится: «Когда Адам (алейхи салям) был низведен из Рая на землю, Аллах Всевышний ниспослал ему посредством ангелов шатер из Рая. Хаджаруль-Асвад был внутри этого шатра, и был белым. Когда Ибрагим (алейхи салям) вместе со своим сыном Исмаилом (алейхи салям) строил Каабу, то попросил Исмаила (алейхи салям) принести ему какой-либо камень, чтобы сделать его местом, с которого начинается таваф. Исмаил (алейхи салям) пошел искать камень, но вернулся ни с чем.

В это время Джибриль (алейхи салям) принес Ибрагиму (алейхи салям) камень. Во время потопа, произошедшего во времена пророка Нуха (алейхи салям), когда Кааба была затоплена, Аллах Всевышний вверил хранение этого камня горе Кубайс, сказав: «Когда увидишь, что мой друг отстраивает Каабу, то яви ему этот камень». Этот камень, принесенный Джибрилем (алейхи салям) был ослепительно белым. Однако затем, как было упомянуто в хадисе, от прикосновения рук идолопоклонников этот камень стал черным. В соответствии с другим риваятом, этот камень почернел после пожаров» (Абуль-Валяд аль-Азраки, История Каабы и Мекки, стр.36-54 ).

В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна возноситься на небо.

К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат, Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта; еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем-Христом на руках.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.

В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа – проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.

В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.

Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.

На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».

Кааба - это особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле. Это первый дом, построенный на нашей планете, служащий знаком того, что Аллах - Один. Особым отличием этого дома является то, что его построил отец пророков, самый достойный после Мухаммада (мир ему и благословение), - пророк Ибрахим и его сын пророк Исмаил (мир им).

Есть варианты рассказов, связанные со строительством Каабы и совершением тавафа (обхода) ангелами за две тысячи лет до рождения пророка Адама (мир ему). Истину знает только Всевышн ий!

Мудрость того, что Аллах повелел пророку Ибрахиму (мир ему) построить Каабу, состоит в следующем. Когда прошло время призыва (даават) пророков, обманутые сатаной и плотскими прихотями люди стали поклоняться различным идолам. Поэтому отличительным признаком поклонения и единственности Аллаха, несмотря на расовую принадлежность, нации и языки, для объединения всех мусульман мира и их защиты по воле Аллаха была построена Кааба. Всевышний сделал Каабу еще и местом, куда направляют свои лица все мусульмане во время намаза. Обязал также всех, кто в силах, совершить к Каабе хадж и зиярат, и оказывать почет ей и уважение.

Всевышний обязал мусульман совершать таваф (обход) вокруг нее, совершать намаз в ее сторону и лицезреть ее. За эти дела Он высоко награждает поклоняющихся. Аллах увеличил воздаяние за добродетель, совершенную вокруг Каабы и в самой заповедной Мекке, до ста тысяч раз.

Также, ввиду того, что люди не могут видеть Аллаха на земле, Кааба сделана подобием дома правителя земли, к которому приходят люди со своими просьбами и жалобами. Так как приветствие за руку и целование является обычаем, подобием этому, Всевышний создал Черный камень, который расположен в углу Каабы.

Достоинства Каабы

1. Первый установленный дом для рабов Аллаха.

2. Тот, кто посетит её, получит большую награду. От Абу Хурайры передают: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: ”Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда его родила мать”» (Бухари, Муслим, Насаи).

3. Семь кругов (таваф) вокруг Каабы приравнивается к освобождению раба. Аллах гордится теми, кто делает таваф перед ангелами, и прощает им грехи.

4. Кто смотрит на неё, получает воздаяние , в хадисе говорится: «Если с верой в Аллаха и убеждением в истине смотреть на Каабу, то его прежние и последующие грехи смываются, и он в Судный день встанет вместе с людьми, находящимися в безопасности».

5. « Каждые сутки на Каабу ниспосылаются 120 милостей: из них 60–на совершающих таваф, 40– на поклоняющихся там». А в другом предании говорится: «40– на молящихся там, 20 – на тех, кто смотрит на Каабу» (Табарани).

6. Её строили два пророка – Ибрахим и Исмаил (мир им).

7. Ангелы делали таваф вокруг этого дома . Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Когда Адам (мир ему) завершил исполнение обрядов хаджа, с ним встретились ангелы. “О Адам, – сказали они, – да будет принятым твоё паломничество. Мы совершили паломничество к этому дому за две тысячи лет до тебя”».

Согласно достоверным хадисам, Черный камень - это тот самый камень, что прибыл из Рая вместе с пророком Адамом (мир ему). Вначале камень был белым и таким ярким, что освещал восток и запад, но от прикосновений рук грешных людей он почернел. В хадисе говорится, что Черный камень является «правой рукой» (образно) Всевышнего на земле. Кладя на него голову, мумин (праведник), который дотронулся и поцеловал его, бывает подобен поздоровавшемуся за руку и приложившему лоб к руке правителя. Но это не говорит о том, что камень поистине является рукой Аллаха, ибо Всевышний чист от наличия у Него частей тела, и нет ничего похожего на Него.

Для праведников, жаждущих встречи со Всевышним, приход к Каабе, прикасание к Черному камню и целование его, является как бы малой, предварительной встречей с Ним.

Кааба, построенная пророком Ибрахимом(мир ему), сохранялась до ее разрушения курайшитами (незадолго до появления Ислама). Затем они заново ее отстроили. Поводом для реконструкции послужило то, что от потоков дождя стены Каабы дали трещину. Сначала курайшиты боялись ее разрушить. Почетный человек по имени ВалидбинуМугира спросил: «О люди, вы этим разрушением хотите добра или зла?» Все ответили, что хотят добра. «Если так, то тех, кто хочет добра, Всевышний не наказывает», - сказал он и первым приступил к разбору Каабы.

При строительстве они разрешили тратить на работы только дозволенное и чистое состояние. Не имея в достатке дозволенного вложения, они с одной стороны уменьшили Каабу на три с половиной метра (семь локтей). Теперь это место называют «Хиджру Исмаила». Для строительства Каабы был назначен мастер - римлянин Бакун. Когда стены поднялись с фундамента и дошли до того места, куда должны были установить Черный камень, между курайшитами произошла ссора.

Это был очень драгоценный и прославленный камень, и каждый род хотел сам установить его . Изо дня в день спор разгорался все сильнее и сильнее. Некоторые общины поклялись, что если им не позволят установить камень, то будут вести борьбу до смерти. Среди них был один почтенный старый человек по имени УмайятбинуМугира. Он сказал: «О род курайшитов, не проливайте кровь, и первому, кто войдет в ворота, поручите принять решение и послушайтесь его». Первым, вошедшим в те ворота, оказался молодой Мухаммад (мир ему и благословение). И все в один голос сказали, что согласны с решением, принятым им. (Мухаммада (мир ему и благословение) курайшиты называли справедливым.Когда возникали споры, они приходили к нему, веря, что он скажет только правду и вынесет только справедливое решение.)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расстелил на земле одежду и положил на нее камень. Потом повелел старшим из каждого рода взяться за углы одежды и всем вместе поднять камень. Когда камень подняли на уровень стены, Мухаммад (мир ему и благословение) сам установил его на место. Тогда старец Умайят воскликнул: «Браво! Браво! Этот юноша будет примиряющим людей».

При строительстве Каабы с большим энтузиазмом работал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он на плечах переносил камни. Дядя Аббас (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему снять верхнюю одежду и, как другие, подложить ее (чтобы легче было нести камни). Он упал, как только так поступил. Пророк (мир ему и благословение) посмотрел на небо и сказал: «Подайте мою рубашку», так как он услышал голос: «О Мухаммад, укрой свое тело!» Всевышний еще в юности уберег его от постыдных дел, даже таких, как оголение тела выше пояса.

Достоинства чёрного камня

1. Чёрный камень – один из райских яхонтов.

2. Пророк (мир ему и благословение) прикасался к нему руками, когда устанавливал.

3. Пророк (мир ему и благословение) его целовал.

4. Его целовали предыдущие пророки (мир им).

5. Он является началом и концом тавафа.

6. Мольба, сделанная возле него, будет принята.

Да поможет нам Аллах совершить как можно больше обходов вокруг Каабы до того, как она будет вознесена на небо. Дважды она была разрушена, на третий раз будет вознесена.

Канонический отдел сайта "Ислам.Ру"

Кааба - главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две - по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу - неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу) » («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов » (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая » (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня » (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя » (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его » (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Ибн Мухаммад