Из пластилина фигурки для детей 3 лет. Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина

Мой отпуск подошел к концу, и я с нетерпением возвращаюсь к блогу. На этот раз хочу предложить вашему вниманию подборку интересных и не слишком замысловатых поделок из пластилина для детей 2-3 лет.

В этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают пластилин. Однако поделки из пластилина с множеством мелких деталей, которые можно найти в популярных детских пособиях по лепке, пока что им не под силу: на них, как правило, не хватает ни терпения, ни моторных навыков. В этой статье вы найдете идеи для лепки, с которыми 2-3 годовалый ребенок сможет справиться с минимальной помощью мамы. Ведь самостоятельность в творчестве крайне важна для ребенка! Старайтесь всегда помнить это во время занятий с ребенком.

Занятия, во время которых мама делает бОльшую часть работы за ребенка, никак не способствуют творческому развитию. Позвольте колобкам быть кривыми, а глазам находиться совсем не в том месте, где вам бы того хотелось. Не требуйте от ребенка идеальных форм, добиваясь сильного сходства с реальными предметами . Если малышу совсем трудно справиться с поставленным заданием, лучше упростите его (Кстати, идеи более простых поделок из пластилина для детей вы можете найти в статье « »).

Как мне кажется, идеальный вариант занятия, это когда каждый лепит свою поделку: например, мама своего снеговика, ребенок – своего, при этом мама комментирует свои действия, а малыш ориентируется на то, что делает мама. По нашему опыту, ближе к 3 годам это становится уже возможно. А вот самым маленьким творцам зачастую не хватает силы пальцев, чтобы справиться с пластилином, поэтому помогать, конечно, иногда нужно, но при этом всегда нужно стремиться к самостоятельности в творчестве.

Пусть вас не смущает, что поделки на фотографиях в этой статье ровные и аккуратные и совсем не похожи на детские, большинство из них я специально слепила для этой статьи, т.к. то, что мы лепили с дочкой, в основном не уцелело. Ведь слепив какую-то фигурку, Тася немедленно включает ее в свою игру. Да и не по всем Тасиным поделкам читателям было бы понятно, что изначально было задумано

Итак, идеи для лепки с детьми 2-3 лет (вернее, это только половина идей, ).

Лепим угощения для игрушек

Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.

  • Бублик и крендель . Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя – концы слегка перекрещиваем.
  • Конфеты . Раскатываем небольшую пластилиновую колбаску, по краям прикрепляем маленькие шарики.
  • Пирожок . Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
  • Яички на тарелочке . Катаем большой колобок, расплющиваем, разравниваем пальчиками – получается тарелочка. Затем катаем маленькие колобочки и складываем на тарелочку – это яички.

  • Яблоки . Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.

  • Грибочки . Катаем колобок и расплющиваем его – это шляпка гриба, катаем столбик – это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».

  • Пирог / торт/ пицца . Сначала лепим большой колобок и расплющиваем его в не слишком тонкую лепешку – получилась основа для торта или пиццы, кому как больше нравится. Затем украшаем всем, что есть под рукой: фасолью, макаронами, горохом, гречкой или любой другой крупой.

Поделки на основе «колобков»

  • Снеговик . Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
  • Неваляшка . Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.

  • Гусеница . Катаем небольшие шарики – столько штук, насколько хватит терпения. На мой взгляд, лучше всего лепить гусеницу вдвоем: несколько шариков слепит малыш, несколько – мама, а потом объединить все вместе. Лицо делаем стекой. По желанию прикрепляем рожки.

  • Новогодняя елка . Эту поделку я упоминала раньше в статье « ». Для поделки понадобится шишка, именно она и будет елкой. Игрушками на нашей елке будут маленькие пластилиновые шарики, или просто кусочками отщипанного пластилина. В конце занятия мама закрепляет елку на пластилиновом основании, чтобы все могли ею любоваться в преддверии праздника.

  • Колобок . Колобка малыш, конечно, катал уже не раз. На этот раз предложите ему сделать все мелкие детали из подручных средств. Например, у нашего колобка глаза и нос из гороха, ноги – из фасоли, шляпа – из пуговицы.

Поделки на основе «колбасок»

  • Заборчик для домика . Сначала катаем разноцветные пластилиновые колбаски, а затем прилепляем их одна к другой возле нарисованного или любого другого домика. На фото мы с дочкой «пристраивали» забор к дому, который за день до этого склеили из разноцветных и разрисованных узорами блоков.

  • Самолет . Катаем две колбаски и укладываем их крест-накрест. При наличии желания для большего сходства на хвост самолета также можно прикрепить еще одну маленькую колбаску.

  • Избушка для зайчика. Такую поделку можно сделать сразу после прочтения сказки «Заюшкина избушка » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Заранее нарисуйте зайчика, лес, а может, и других героев сказки, объясните, что на вашем рисунке почему-то нет избушки, и предложите слепить ее из бревен. Бревнами будут пластилиновые колбаски. Поверх получившегося сруба наложите окошко – лепешку, можно добавить и занавески. Треугольную крышу можно сделать из обычной лепешки, вытягивая пальчиком углы.

Таисия также решила, что зачику будет необходима лесенка, чтобы взбираться на солнышко:)

  • Пирамидка . Сначала делаем основание для пирамидки (лепешка). К ней посредине прикрепляем столбик. Далее вместе катаем несколько колечек. Чтобы ребенку не наскучило занятие, можно лепить колечки сообща: 2-3 кольца – ребенок, 2-3 кольца – мама. Когда все колечки готовы, раскладываем их на дощечке для лепки и определяем, в какой последовательности нанизать их на штырь.

Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей, которые находятся прямо под статьей. А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

И не забудьте посмотреть вторую часть статьи, где можно найти еще больше поделок из пластилина:

Пластилин считается уникальной игрушкой для детей 3-4 лет. Занятия с пластилином развивают усидчивость у крохи, заставляют активно работать пальчиками рук, за счет чего развиваются суставы и мышцы кисти и усиливается кровообращение. Также у него активизируется умственная деятельность, развивается фантазия, координация и речь. По всем этим параметрам лепка из пластилина для детей 3-4 лет очень полезное занятие.

Лепка для детей – занимательное занятие, представляющая собой вид изобразительного творчества. Чаще всего дети лепят животных из пластилина. Это одно из увлекательных занятий для детей разного возраста. Лепка способствует развитию воображения, общей ручной умелости, развитию пространственного мышления.

Лучше всего дети лепят из пластилина :

  • Животных;
  • Фигурки героев мультфильмов;
  • Цветы;
  • Домики;
  • Шарики;
  • Птиц.

Занимаясь с ребенком лепкой, постарайтесь заинтересовать его, предложив слепить нечто ему знакомое и любимое. Если ваш малыш любит животных, предложите ему следить маленький зоопарк, в котором будет зайчик, змея, собачка и крокодил.

Лепка из пластилина. ЗАЯЦ

Можно задать ребенку первые зачатки знаний по геометрии, слепите с малышом шар, конус, трехстороннюю пирамиду, куб и трапецию. Можете показать, что шар нужно катить, что куб имеет одинаковые стороны, а пирамида – грани. Если наклеить на шар глазки и улыбку – получится веселый колобок, к кубу можно приклеить ручки и ножки, а также добавит лицо – и получится веселый Спанч-боб.

Также вы можете попробовать слепить из пластилина разные угощения для игрушек. К примеру если ваша дочка любит играть в кукольное чаепитие, то слепите с ней вместе пончики, конфетки и баранки для кукол. Во время такой игры можно сделать посуду для кукол и тогда чаепитие станет полноценным.

Но играя с ребенком, будьте внимательны. Лепка из пластилина должна быть абсолютно безопасной для детей 3-4 лет, поэтому не оставляйте малыша одного и не разрешайте ему тащить массу для игры в рот.

Совет: Постарайтесь принимать как можно меньше участия в лепке фигурок, которые делает ребенок. Поправляйте малыша, показывайте ему на другой фигурке принципы и основы, но старайтесь, что он все делал сам. Только так игра приведет к развитию моторики и фантазии.

Типы пластилина и как выбрать

Любой хороший пластилин должен быть эластичным и податливым. Он должен становится мягким под воздействием тепла рук и не должен крошиться после застывания. Не имеет большого значения, какого вы выберите производителя, отечественный или заграничный продукт по характеристикам будут одинаковы. Но заграничный часто отличается более нежными и насыщенными цветами, а также приятным запахом.

Лепка из пластилина пингвина Лоло

Типов пластилиновой массы много и чтобы выбрать правильный, вы должны проанализировать, что хотите лепить с ребенком и соотнести это с возрастом и возможностями самого малыша.

Для обычных поделок, лепки животных, растений, геометрических фигурок и других предметов нужен самый обычный эластичный пластилин. Вы сможете слепить из него какую-то фигурку, поиграть с ней и сделать что-то новое.

Если вам захочется сохранить первые поделки своего малыша, то вы можете выбрать застывающий пластилин. С ним можно играть по разному, к примеру, взрослый может сделать каркас ракеты из бумаги, в малыш облепит его пластилином. Можно просто лепить разные предметы и фигурки, к примеру, животных и сохранить их на память как первые поделки.

В случае, если вы захотите попробовать рисование пластилином вместе с малышом, то купите более мягкий вариант, чтобы его можно было легко наносить пальчиками на картон.

Существует еще и светящийся в темноте, блестящий и меняющий цвет пластилин, но вы можете покупать его тогда, когда задумаете действительно интересную игру с малышом. Для первых шагов в лепке достаточно и обычного.

Виды пластилина :

  1. Парафиновый;
  2. Восковой;
  3. Флуоресцентный.

Инструменты для лепки

Чтобы было удобнее делить пластилин на части, и лепка была более интересной для детей трех-четырех лет, стоит приобрести инструменты для лепки. Это могут быть стеки и прямым, фигурным, конусообразным или волнистым краем, которыми массу можно делить и придавать ей какой-нибудь интересный декор.

Плей До набор инструментов для лепки

Также вы можете найти валик для раскатывания пластилина, валик для фигурной резки, а также разнообразные формочки, при помощи которых из материала можно делать разнообразные фигурки.

Такие формочки могут быть контурными, а могут представлять собой пасочки, куда пластилин закатывается как в форму и потом получает выпуклая фигурка. Часто такие формы имеют вид животных и такая игра очень увлекает детей трех-четырех лет.

Уроки лепки из пластилина для дошкольников

Существует огромное количество уроков того, что можно сделать из такой игрушки как пластилин. Но задание должно быть по силам ребенку трех-четырех лет, поэтому мы расскажем вам, как слепить снеговика и улитку.

Для снеговика возьмите три разных по размеру кусочка белой пластилиновой массы и скатайте из него три шарика разного диаметра. Поставьте большой шарик как основание, на него шарик поменьше и сверху совсем маленький. Маленький шарик будет головой, поэтому приклейте на него черненькие глазки, скатайте из оранжевого пластилина конус-морковку и из розового колбаску-ротик. Вот ваш снеговик и готов. С таким уроком вполне справится ребенок четырех лет.

Сделать улитку будет еще проще. Скатайте два колбаски из синего и красного пластилина. Пусть синяя колбаска будет короче, а красная длиннее. На первом году жизни ребенку нельзя давать пластилин, а вот к трем годам малыш может начинать заниматься интересным занятием, на которое порой требуется много времени и усилий. Но это того, стоит. Яркий пластилин привлекает малышей.

Как лепить из пластилина. Первые уроки малышам

Красную колбаску заверните в бублик, так, чтобы получилась раковина. Синяя колбаска будет телом, поэтому один ее конец должен быть слегка заужен, а второй – раздвоен, чтобы получились глазки. Приклейте раковину в телу и на место глазок наклейте две черненькие горошинки.

Смешивание цветов пластилина

Часто бывает, что лепка увлекает детей в детском саду настолько, что каких-то цветов не остается совсем. Чтобы кроха не расстраивался, научите его смешивать цвета.

Если смешать одинаковые шарики красного и голубого – получится фиолетовый, желтого и красного – получится оранжевый, голубого и желтого – выйдет зеленый, голубого и оранжевого – коричневый. Также можно смешать белый с красным и получить розовый, белый с синим, и получить голубой.

Как сделать пластилин дома

Если вашему крохе очень понравилась лепка и теперь он хочет постоянно творить, создавая животных, героев мультиков и разные предметы, то вам понадобиться очень много пластилиновой массы. Есть смысл попробовать сделать ее дома самостоятельно, для этого существует неплохой рецепт.

Как сделать пластилин для детей

Вам понадобится :

  1. Крахмал – 2 столовые ложки,
  2. Мука – 3 стакана,
  3. Мелкая соль – 1 стакан,
  4. Вода – 1 стакан,
  5. Растительное масло – 2 столовые ложки.

Все ингредиенты нужно хорошо перемешать, пока масса не станет однородной. Хранить домашний пластилин нужно в плотно закрытой таре.

Как хранить поделки из пластилина

После того, как лепка закончена, часто хочется сохранить поделки деток, хотя бы на какое-то время. Вам нужно будет поставить их в прохладное место, а еще и можно под стекло, так поделки не будут пылиться.

Если вам захочется сохранить какие-то поделки на память, чтобы показывать их сыну или дочери, когда они вырастут, организуйте для хранения коробочку с ячейками, чтобы каждая фигурка хранилась отдельно, такие легко сделать из картона. Тогда ваши фигурки, сделанные маленькими ручками деток сохранятся на многие годы.

С ребенком можно поэтапно создавать красивые фигурки, поделки, которые он в дальнейшем сможет делать самостоятельно. Для работы желательно взять пластиковую доску и соответствующий инструментарий. Если ребенку изначально понравиться заниматься лепкой, то в дальнейшем он будет заниматься ею постоянно. При этом важно научить ребенка пошагово лепить фигуры, используя картинки.

С детьми можно лепить пластиковые композиции, которые получаются яркими. Занятие не только увлекательное, но и является способом тренировки мелкой моторики. Чтобы ребенку было удобно заниматься лепкой, необходимо заранее подготовить рабочее место.

22.01.2018 Юлия Татаринова

Лепка – это прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости, восприятия, воображения и интеллекта. Она обогащает сенсорный опыт малыша, помогает в работе со стрессом, агрессией.

Поэтому важно уже с раннего возраста регулярно заниматься этим полезным творческим делом.

В этой статье я расскажу о том, как заниматься лепкой с детьми 1 – 3 лет, о материалах, о техниках и приемах. Также вы сможете скачать шаблоны для занятий лепкой с вашим ребенком.

  • Начинайте как можно раньше. Малышу скоро годик? – пора познакомить его с тестом или мягкой массой для лепки. Пусть просто отщипывает кусочки или делает вмятины. Это очень полезно для крохи. Во всяком случае, намного полезнее, чем учиться «читать с пеленок».
  • Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал для лепки. Начинайте с соленого теста или специальной массы для лепки, например, Play Doh.
  • Пластилин позволяет делать то, что не получится с помощью теста или массы. Поэтому не затягивайте знакомство и с этим материалом. Но для начала также выбирайте как можно более мягкий, например, Луч Кроха (Лабиринт, Озон, My-shop).
  • Вначале занятия могут длиться 5 – 15 минут, но со временем продолжительность занятия можно увеличивать.
  • Заранее готовьте материалы и инструменты для занятия лепкой. Уберите со стола все лишнее.
  • Придумывайте сюжет для каждого занятия, обыгрывайте его. Так вы сможете сохранить интерес ребенка к лепке.
  • Повторяйте занятия, которые особенно понравились ребенку. Но не забывайте и про разнообразие.

Храните поделки вашего ребенка в специальной папке, и не забывайте хвалиться работами перед гостями.

Большинство идей для лепки я нахожу в книге Елены Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» (Лабиринт , Озон , My-shop ).

В этом пособии подробное описание хода каждого из 153-х занятий. Включая то, что вы можете говорить ребенку, чтобы вовлечь его в конкретное занятие.

Они рассчитаны на детей с 1 года и до 3 лет минимум. Не требуют сложной подготовки.

Лепка с детьми 1 – 3 лет

А что вообще ребенок может делать с пластилином? Ниже я расскажу об основных техниках и приемах лепки с детьми 1 – 3 лет.

В таком возрасте не может быть и речи о сложных поделках. Но можно придумать огромное количество простых занятий, которые непременно увлекут малыша.

Вы можете скачать и распечатать основу для всех видов перечисленных в статье поделок.

Итак, занимаясь лепкой, мы учим малыша:

Делить пластилин . Делать это можно следующими способами:

  • отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек;
  • отрывать большой кусок, чтобы накормить крупного зверя;
  • перекручивать колбаску, чтобы разделить ее для двух собачек.

Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш.

Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:

  • сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;
  • положить витаминки в баночку, конфетки в тарелочку;
  • зажечь фонари на светофоре;
  • приделать колеса машине, паровозу;
  • сделать снегопад;
  • прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному

Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.

Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку:

  • спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.

Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.

В наборах для лепки Play Doh есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.

Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.

Вдавливать различные предметы в пластилин.

Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:

  • посадить грибочки или цветочки из мозаики;
  • макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д. Делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон, раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
  • из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
  • семечки или гречку вдавить в подсолнух;
  • бусинами, пуговицами, пайетками украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
  • из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.

Скатывать шарики , большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:

  • пирожки, конфетки, витаминки, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.

Раскатывать колбаску . Раскатывая колбаски, делаем:

  • полоски зебре, тигру, жучку;
  • лестницу, забор, шпалы;
  • лучики солнцу;
  • колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
  • червячков, змею, улитку.

Рисовать на пластилине стеком . Раскатайте пластилин и покажите ребенку, как нарисовать на нем полоски, круги, узоры.

Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром.

  • пусть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей;
  • из плоского кусочка сделайте печеньки, геометрические фигурки.

Соскребать пластилин стеком или линейкой.

  • Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.

Использовать форму для барельефов . Здесь идеально подходят наборы для лепки Play Doh, но о них я расскажу ниже.

  • Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин пальчиком.

Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.

Соединять пластилиновые детали между собой . Простые поделки из пластилина:

  • грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;
  • бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.

Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку:

  • гусеница, бусы;
  • леденцы на палочке, вишенки.

Лепить буквы и цифры . Пластилин можно прилеплять на распечатанные контуры букв и цифр или же просто лепить без контуров.

Все это мы делаем, конечно же, придумывая интересный сюжет и обыгрывая его.

Лепка из Play Doh

Набор для лепки Play Doh (Лабиринт , Озон , My-shop ) появился у нас, когда Антошке исполнилось 2 года. А надо было покупать его гораздо раньше!

Лепка стала любимым занятием сына на несколько месяцев, он мог лепить по 5 раз в день!

У нас был набор «Магазинчик печенья» (Озон , My-shop ). Он идеально подходит именно малышам.

Гораздо позже мы купили набор «Пицца» (Озон , My-shop ), он тоже для самых маеньких.

Детям в 1,5 – 2,5 года лучше покупать простые наборы для лепки Play Doh, а детишкам постарше понравятся всякие «Фабрики пирожных», «Мистер Зубастик» и т.п.

В разных наборах различные принадлежности для лепки. Это могут быть рельефные скалки, формочки для вырезания, шприц, барельефные формы и многое другое. И, конечно, сама масса для лепки.

Это одна из самых полезных покупок для любого ребенка.

Пособия по лепке

Удобно использовать для занятий лепкой готовые пособия. Они красочные и заинтересуют любого непоседу, сэкономят вам время и разнообразят игру.

Антошка всегда занимается по ним с большим удовольствием.


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop


Озон
My-shop

Все идеи занятий лепкой, представленные в пособиях, на самом деле легко воплотить и без них. Но дети любят яркие картинки, поэтому если у вас нет времени на то, чтобы подготовить шаблоны к занятию, на помощь всегда придут подобные альбомы.

Программа ДПОУ

по художественно – эстетическому развитию детей

«Чудеса из пластилина»

для детей 3-4 лет

составитель:

воспитатель Цукренко Т.В.

2016

Содержание.

Содержание

Стр.

Паспорт программы

Пояснительная записка

2.1.

Цель, задачи программы

2.2.

Планируемый результат

2.3.

Объём образовательной нагрузки

Содержание программы «Чудеса из пластилина»

Организационно – педагогические условия

4.1.

Учебный план

4.2.

Расписание занятий

4.3.

Календарный учебный график

4.4.

Программно – методическое обеспечение

4.5.

Мониторинг

Литература

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование программы.

« Чудеса из пластилина». Программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Основания для разработки программы.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) ;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564) ;

П риказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) ;

- «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».

- «Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС на 2015 – 2020годы».

Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.

Заказчики программы.

Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС

Организация исполнитель программы.

МАДОУ города Нижневартовска

Целевая группа.

Дети младшего дошкольного возраста.

Составители программы

Цукренко Татьяна Васильевна, воспитатель.

Цель программы.

Задачи программы.

Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;

Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции

Ожидаемые результаты.

- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

Дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Срок реализации программы.

Ежегодно

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Программа по кружковой работе «Чудеса из пластилина» разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду».

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи программы.

1.Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы.

2.Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

3.Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. У воспитанников создан положительный эмоциональный настрой в процессе изготовления поделок из пластилина. Дети с желанием создают поделки своими руками. Воспитанники радуются полученному результату.

2.У воспитанников повысится уровень развития мелкой моторики рук.

3. У воспитанников увеличится активный словарь, повысится качество произношения звуков.

4.Воспитанники смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина .

2.3. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Группа включает 25 детей.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения – очная.

Срок реализации программы 1 учебный год.

На протяжения всего периода работы ведется журнал посещаемости дополнительной образовательной услуги кружок «Чудеса из пластилина» с четкой фиксацией даты проведения, темы, содержания и техники работы.

НОД проводится вне основной образовательной деятельности в изобразительной студии с детьми дошкольного возраста. Итоги предоставления дополнительной образовательной услуги «Чудеса из пластилина» - предоставляются на открытой НОД, выставках детских работ, результативных участиях в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

3-4 ЛЕТ.

Месяц

нед.

Тема

Содержание

Материал

Сентябрь

«Знакомство с пластилином».

Дать детям представление о том, что пластилин мягкий, что из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть пластилин и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

«Палочки» («конфетки»).

Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Палочки (конфетки), пластилин, доски, общая подставка

«Разные цветные мелки»

Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с пластилином, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

«Бублики» («Баранки»)

Продолжать знакомить детей с пластилином, учить свертывать пластилиновую палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать чувство радости от созданных изображений.

Небольшие комочки пластилина, доски (на каждого ребёнка).

Октябрь

« Колобок»

Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали.

Полоска – дорожка, пластилин, доски, палочки.

«Подарок любимому щенку (косточка).

Выявить уровень знаний детей о свойствах пластических материалов, закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями, умение аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Пластилин, доски.

«Картошка в мешке»

Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их пальцами на картоне. Развивать тактильные ощущения.

Муляж картофеля, вырезанный шаблон мешка, пластилин, доски

« Грибная поляна»

Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Мягкая игрушка животного, четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных пополам, скорлупа от фисташек, пластилин, доски, подставка.

Ноябрь

«Крендельки»

Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы. Формировать умение рассматривать работы. Замечать разнообразие созданных работ.

Крендельки, пластилин, доски.

1 0

« Пряники»

Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками. Развивать желание делать что-то для других.

Кукла, кукольная мебель. П ластилин, доски.

« Миска с вишенками»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Познакомить с ягодами и их названиями. Учить лепить предмет, используя приём сплющивания. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Несколько пар варежек, куклы. Вырезанная из картона варежка, пластилин, горох, рис, фасоль и др. материал.

«Печенье»

Закрепить умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином.

Печенье. П ластилин, доски.

Декабрь

«Лепешки. Большие и маленькие»

Продолжать учить детей отщипывать комочки пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки.

П ластилин, доски, палочки для украшения.

«Погремушка»

Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями ладоней; составлять предмет из 2-х частей, плотно прижимая, друг к другу. Закреплять умение лепить аккуратно.

Погремушки разной конструкции. П ластилин, доски.

«Башенка»

Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.

Башенка, состоящая из 4 -5 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка).

« Кто в избушке живет»

Вызывать у детей желание лепить, раскатывать комочек пластилин прямыми движениями ладоней. Учить создавать коллективную работу

Игрушка – петушок.

П ластилин, доски

Январь

« Мандарины и апельсины»

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.

Мандарины и апельсины. П ластилин, доски (на каждого ребенка).

«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»

Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.

П ластилин, доски (на каждого ребёнка).

« Маленькие куколки гуляют на снежной поляне»

Учить создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемам прижимания.

Пластилин , палочки, доски (на каждого ребенка), подставка для коллективной композиции – небольшой картонный прямоугольник, покрытый ватой.

« Слепи свою любимую игрушку»

Учить самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной или несколько частей, передавая их форму или величину. Вызывать радость от созданного изображения.

П ластилин, доски (на каждого ребёнка).

Февраль

« Воробушки и кот»

Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания образов игры в лепке и восприятии общего результата.

Игрушечные кот и воробушек. П ластилин, доски, палочки для дорисовывания деталей.

« Самолёты стоят на аэродроме»

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлинённых кусков пластилина. Закрепить умение делить кусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями, для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения.

Игрушечный самолёт. П ластилин, доски

« Снеговик»

Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.

Картина «Зимний пейзаж». Пластилин, спички, маленькие крышки от пузырьков, доски, картонка – подставка.

«Большие и маленькие птицы на кормушке»

Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Закрепить приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу. Самостоятельность. Развивать воображение.

Игрушечные птицы (разные большие и маленькие), иллюстрации с изображением птиц. П ластилин, доски, палочки для изображения деталей(на каждого ребенка), подставка – кормушка.

Март

« Неваляшка»

Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части, друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Закрепить умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного.

Игрушка – неваляшка. П ластилин, доски, палочки, дополнительный материал.

« Маленькая Маша»

Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, голова – шар, руки – палочки. Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения.

П ластилин, доски, подставки для готовых работ.

« Угощение для кукол, мишек, зайчиков»

Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приёмы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры.

П ластилин, доски, палочки, бумажные тарелочки.

« Мишка – неваляшка»

Упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы, разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их, друг к другу.

П ластилин, доски.

Апрель

« Зайчик»

Развивать интерес к лепке знакомых предметов, состоящие из нескольких частей. Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу.

Кусок пластилина в виде толстой палочки, доски (на каждого ребёнка).

«Красивая птичка»

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять приём прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки.

Игрушечная птичка.

Пластилин, доски (на каждого ребёнка).

«День рождение куклы Даши»

Выявить умения детей лепить и украшать вылепленный предмет, доводить предмет до нужного образа по собственному замыслу

Кукла. Пластилин, разнообразный дополнительный материал. Палочки, доски, картонка – подставка.

« Миски трех медведей»

Закреплять умения детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Закреплять приемы сплющивания и оттягивания краёв мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.

Три игрушечных медведя разной величины. П ластилин, доски.

Май

«Утёнок»

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приёма прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу.

Игрушечный утёнок. Пластилин , доски (на каждого ребёнка).

« Цыплята гуляют»

Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Учить изображать детали (клюв) приёмом прищипывания. Включать детей в создание коллективной композиции.

Игрушка – цыплёнок. П ластилин, доски, зелёный лист картона, для размещения готовых работ.

«Бабка и дед»

Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и стеки. Закреплять знания о частях лица и тела.

Овал из картона. Пластилин, нитки, палочки, доски.

« Гусеница»

Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа.

Предметные картинки с насекомыми, мяч. Пластилин, вырезанный из картона лист дерева, доски.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Возраст детей.

Количество в неделю/минуты

Количество в месяц/минуты

Количество в год/минуты

3-4 года

1/15 минут

/15 мин/

4/60 минут

/1 час/

36/540 минут

/9 часов/

4.1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели

Руководитель

Время

Среда

Цукренко Т.В.

16.00 – 16.15

4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нетрад. техники рис.

Знакомство с пластилином

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Раскатывание пластилина между ладонями (палочки)

2

2

-

-

-

-

-

-

-

Свёртывание палочек в кольцо.

1

-

1

-

-

-

-

1

-

Лепка предметов округлой формы.

-

2

-

1

1

1

2

-

-

Сплющивание шарика.

-

-

3

1

-

-

1

1

-

Составление предметов из нескольких частей

-

-

-

1

1

1

-

-

1

Создание коллективных работ.

-

-

-

1

1

-

-

-

-

Лепка человека

-

-

-

-

1

-

1

-

1

Лепка животных и птиц.

-

-

-

-

-

2

-

2

2

Итого занятий

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36 занятий, 36 недель

4.4. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1

Проведение занятий по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет

«Чудеса из пластилина»

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 3-4 лет

«Чудеса из пластилина»

Данная программа разработана на основе методического пособия Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Программа опирается на реализацию концептуальных принципов :

- принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество между воспитателями, узкими специалистами, родителями;

- принцип учёта сензитивности дошкольного детства как периода наиболее благоприятного для развития художественной деятельности;

- принцип индивидуального подхода, который реализуется через составление гибких учебных планов развития ребёнка;

- принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию художественных способностей детей;

- принцип возможного выбора, согласно которому ребёнку предоставляется право самому выбирать интересующую деятельность;

- принцип комплексного подхода, предполагающий в работе по развитию художественных способностей реализацию, как специальных задач, так и задач общеразвивающих;

- принцип равновесия, выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребёнка, между объёмом специальных и общеразвивающих знаний;

- принцип взаимодействия и сотрудничества с учреждениями образования, культуры и искусства.

Основные приемы лепки пластилином

    Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

    Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

    Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

    Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

    Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

    Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

    Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

    Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Формы и методы занятий

Занятия, предусмотренные данной программой, имеют разные формы организации:

- коллективная;

- подгрупповая;

- комбинированная;

- игровая;

- творческая.

При организации работы с детьми применяются различные методы и приёмы:

-обследование;

- наблюдение;

- показ;

- беседа;

-игровые задания и упражнения;

- рассматривание произведений живописи;

- произведения художественного и музыкального ряда.

Примерная структура занятий

1 этап – организационная часть (1-2 минуты)

Включает организационный момент – используются загадки или небольшое стихотворение о предстоящей работе, происходит рассаживание детей по местам.

2 этап – подготовительная часть (3 минуты)

На данном этапе происходит введение в тему – рассматривание копий и репродукций картин подлинного искусства, беседа, загадки, работа с объёмными формами, игра, актуализация знаний; сообщение (постановка) цели и темы деятельности; упражнение на развитие мышц пальцев, внимания, физкультминутка; работа с раздаточным материалом; объяснение и показ.

3 этап – основная часть (7 минут)

Проводится гимнастика для глаз и выполняется самостоятельная работа с детьми.

4 этап – заключительная часть (3 минут)

Подводится итог деятельности, анализируются детские рисунки и проводится выставка продуктов детской деятельности, а также уборка рабочего места.

4.5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально – техническое обеспечение

Кадровое обеспечение

1.Наглядные пособия, игры, муляжи, репродукции картин, литературный и музыкальный ряд.

2.Произведения народных мастеров.

3.Пластилин.

4.Доски для пластилина.

5.Стеки.

6.Природный и бросовый материал.

7.Салфетки для рук.

- курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по вопросам художественно-эстетического развития детей;

- внутри МАДОУ организовать консультационный пункт для педагогов и родителей по вопросам художественно- эстетического развития детей.

    МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Чудеса из пластилина»

Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей

ФИО ребёнка _______________________________________________________

Возраст________________________________________

Наименование учреждения__________________________________________

ФИО педагога________________________________________________________

Дата начала наблюдения________________________________________________

Баллы:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов,посуды и т.д.

Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина), понимает какие предметы можно из них лепить.

Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы липки

ЛИТЕРАТУРА.

    Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

    Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991

3.Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4.Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.

7.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.

8.Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

9.Новацкая М. «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.

10.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.

11. Ушинский К.Д. История воображения // Избр. пед. соч.-М.,1954.-Т.2

12.Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.


Развивать мелкую моторику рук у малыша 3-4 лет очень важно, и лепка из пластилина для детей – это прекрасная возможность для этого. В дальнейшем лепка с ребенком поспособствует правильному формированию его речевого аппарата. Кроха не зря сначала играет с разными по текстуре предметами, а потом осваивает рисование, аппликации и лепку: эти и многие другие приемы служат основой для его развития.

Польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет

Научно доказано, что развитие моторики рук детей напрямую связано с формированием речевого аппарата маленького человечка. Так как на пальчиках находится много нервных окончаний, малышу рекомендуют давать играть бусинами, пуговицами, игрушками из дерева, металла, пластмассы, ткани, картона и многих других материалов. Когда ребенок немного подрастет, он сможет совершать простейшие манипулятивные действия с карандашами, бумагой, красками. Как только этот период наступает, с ребенком пора начинать заниматься прикладным творчеством. Общеизвестно, что чем тщательнее родители занимаются с ребенком, тем большие успехи он делает на пути своего взросления.

Важно знать

Когда родители дают детям разные по форме, размеру и текстуре игрушки, среди них не должно быть слишком маленьких предметов, таких как маленькие бусины, а также изделий с мелкими деталями. Ребенок может ненароком их проглотить или вдохнуть.

Польза лепки не ограничивается лишь развитием мелкой моторики рук детей. Даже взрослые признают, что лепка – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Поэтому он формирует у детей такие качества, как:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • воображение.

Помимо этого, с получившимися поделками можно играть, ставить с их помощью интересные спектакли или просто сочинять вместе с малышом забавные истории.

Многие мамочки категорически против того, чтобы ребенок лепил из пластилина дома. Их можно понять, так как пластилином можно испортить дорогую мебель или ковры. Если в ковер втоптали пластилин, то вещь можно считать безнадежно испорченной, извлечь пластилин оттуда или отстирать ковер просто не представляется возможным. Поэтому для детей нужно отвести специально обустроенное рабочее место, приучать их уже в этом возрасте содержать его в порядке.

Таким образом, мы видим, что польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет просто огромна.

  1. Лепка развивает мелкую моторику рук детей.
  2. Помогает поддерживать и развивать многие психологические процессы.
  3. Дитя учиться работать обеими руками сразу, синхронно.
  4. Развивается осязание у детей.
  5. Чадо приобретает навыки усидчивости, трудолюбия, целеустремленности.
  6. Малыш учится организовывать и планировать свою деятельность.
  7. Кроха осознает, как здорово не покупать игрушки, а делать их своими руками вместе с родителями.
  8. Лепка вместе с детьми – это замечательный повод провести время вместе, пообщаться и сблизиться еще больше.

Виды пластилина

Еще в детстве наших родителей пластилин существовал только одного вида. Сейчас же в магазине канцелярских товаров, просто разбегаются глаза. Но есть несколько критериев, руководствуясь которыми, родители могут удачно выбрать пластилин.

  1. Качество . Материал для лепки должен быть в меру липким и в меру тягучим, не приставать к рукам, но и не быть твердокаменным. Если есть возможность, пластилин можно понюхать. От него исходит ярко выраженный химический аромат? Это не говорит о качестве товара, такой продукт лучше оставить в магазине.
  2. Цвет . Чаду 3-4 лет не нужно вовсе, чтоб в набор входили все цвета, существующие в природе. Достаточно самых основных цветов спектра. Цвета должны быть максимально естественными, не кричащими, без кислотного оттенка.

Это базовые требования для набора детского творчества, но есть и такие моменты, которые придется учитывать индивидуально. Этот учет будет зависеть от творческих навыков крохи, а также от того, что именно хочет слепить малыш.

Итак, пластилин бывает разных видов.

  1. Обыкновенный . Это тот самый пластилин, из которого всю жизнь лепили мы сами и наши родители. Это прямоугольные кусочки разного цвета, в состав которых входит глина и жир, в некоторых случаях – воск. Цвет брусочку придает определенный краситель. Сам материал очень мягкий, малышу не стоит больших усилий разогреть его в руках и начать лепить. Подходит для детей любого возраста.
  2. Шариковый . Наверняка родители видели в продаже прозрачные контейнеры, которые были наполнены цветными шариками. Так вот, это шариковый пластилин. Он весьма пластичен и удобен в применении, сами шарики клейкие на ощупь. Из него можно сделать множество оригинальных поделок, но ребенку сразу нужно объяснить, что такой пластилин ни в коем случае нельзя хранить с открытой крышкой, контейнер всегда должен быть плотно закрыт, иначе материал придет в негодность и лепить из него будет нельзя.
  3. Застывающий . Особенность такого пластилина состоит в том, что поделка из него в течение суток полностью застывает, находясь на открытом воздухе. То есть из такого пластилина можно делать небольшие сувениры, статуэтки, елочные украшения и даже игрушки для самого ребенка. Такие изделия не испачкают дорогостоящую мебель при игре, поэтому родители могут быть абсолютно спокойны.
  4. Арт-пластилин и скульптурный . Покупку такого пластилина пока что следует отложить на довольно длительное время. Этот пластилин предназначен для детей, которые учатся в художественных школах или посещают курсы лепки, работа с ним требует определенных профессиональных навыков, которыми пока не располагает крошка 3-4 лет. Он рассчитан на детей 10-14 лет и старше.
  5. Плавающий . После высыхания изделие из пластилина становится настолько легким, что может плавать в воде. Можно не сомневаться, что кроху 3-4 лет это приведет в восторг. Игрушку из пластилина можно запускать в тазик или в ванну с водой, а также брать с собой во время купания.
  6. На растительной основе . Состав такого пластилина экологически чистый. С учетом того, что дети в возрасте 3-4 лет продолжают активно познавать окружающий мир, пробуя все на вкус, такая покупка придется весьма кстати. Можно не бояться за здоровье своего ребенка, пластилин не принесет вреда крохе, если он попробует его взять в рот. Кроме того, данный вид пластилина намного мягче, чем другие. У ребенка кисти рук пока слабые, поэтому на первое время ему подойдет растительный пластилин.

Как организовать лепку из пластилина для ребенка?

Для того чтобы лепка из пластилина доставляла детям только радость и приятные эмоции, нужно правильно организовать рабочее место. Кроме самого места нужно подумать и о приобретении некоторых сопутствующих товаров для лепки.

  1. Доска для лепки . Для того чтобы не запачкать поверхность стола или другой мебели, нужно приобрети доску для лепки из пластилина. Такие изделия свободно продаются в магазинах и бывают 2 видов – деревянные и пластиковые. Какое из них выбрать, решают сами родители или же дети, принципиальной разницы между досками нет. Однако доски из пластика подвергаются чистке несколько лучше, чем деревянные. Человечку 3-4 лет нужно объяснить, что лепим мы только на доске.
  2. Пластиковый ножик для резки пластилина . Обычно он идет в комплекте при покупке коробки пластилина, но если производитель не позаботился об этом, такой ножик придется купить отдельно.

Таким образом, занятия лепкой с детьми 3-4 лет чрезвычайно важны, они приносят пользу и удовольствие. Конечно, занятым на работе родителям порой некогда заниматься этим с детьми, но нужно постараться выкроить хотя бы полчасика, ведь это неоценимый вклад в будущее вашего ребенка.