История бумаги — интересные факты.

Обожаю запах бумаги. Запах старых и новых книг, картона, тетрадей, газет. Бумага - это своеобразная машина времени. Она хранит не только тексты, но и воспоминания.

Кто придумал бумагу

Над созданием бумаги фактически ломал голову весь древний мир. Дощечки, береста, папирус, пергамент - все было перепробовано. Но писать на таких материалах было неудобно, да и очень дорого обходилась эта «бумага». И вот, наконец, в Китае, сановник-умелец Цай Лунь придумал способ изготовления бумаги из тутового дерева. Процесс, конечно, был неимоверно сложным. Волокна растения многократно обезвоживали, сушили, трамбовали. Это сейчас бумага везде и всюду. А тогда это был очень ценный и редкий материал. Китайцы хранили секрет его изготовления от других народов, как зеницу ока. Но продолжалось это недолго. В 751 году после победы арабов над китайцами «бумажное мастерство» шагнуло дальше на Восток, а затем в Европу. Технология производства бумаги все более совершенствовалась. Печатный станок, размалывающий ролл, специальная бумажная машина постепенно превратили производство бумаги в крупную промышленную отрасль.


Где делают бумагу сейчас

У нас в стране непосредственно бумагу производят в 29 регионах. Самые крупные бумажные фабрики расположены в Карелии, Нижегородского области, Пермском крае. Современную бумагу делают из древесной целлюлозы. Основным поставщиком этого материала являются

  • сосна;
  • береза;
  • тополь;
  • каштан;
  • эвкалипт.

Целлюлозу в России заготавливают в 14 регионах. Основные мощности сосредоточены в Иркутской, Архангельской, Калининградской, Ленинградской областях.


Большую роль в производстве бумаги сейчас играет химия. Бумажное сырье для прочности и повышения качества разбавляют кислотой, клеями, смолами, красителями. Судя по всему, мою голову при вдыхании дурманит как раз-таки запах разной «химии» в бумаге. Лучше все-таки такую бумагу не нюхать. Но есть альтернатива. Бумага, идущая на газеты, так сказать, более натуральная, хотя и не прочная. Она делается только из древесной крошки, смешанной с водой.

История бумаги началась очень давно и имеет увлекательное развитие. В этой статье вы узнаете кто, где и когда изобрёл бумагу, а также о том, какое влияние она оказала на ход истории разных цивилизаций.

После изобретения письменности люди пытались изобрести более лёгких носитель для текста, чем или , а также более лёгкое и дешёвое в производстве. Но потребовалось более 3000 лет, чтобы изобрести бумагу!

Бумага была изобретена около 100 г. до н.э. в Китае. В 105 г. н.э. под покровительством династии Хань правительственный чиновник Цай Лун был первым, кто создаёт полноценную бумажную промышленность.

Первая китайская бумага

Рецепт изготовления бумаги Цай Луна был следующим. Он смешивал мелко нарезанную кору шелковицы и конопляную тряпку с водой, сдавливая всё это в полоску, а затем выжимая воду и давая бумаге высохнуть на солнце. Возможно, что идея изготовления бумаги таким способом была развита из идеи тканевой коры тутового дерева, которая была очень распространена в Китае.

Возможный прародитель бумаги — тканевая кора тутового дерева

Бумага по технологии изготовления Цай Луна получила огромную популярность по всему Китаю. Развитие бумажной технологии также позволило сделать следующий шаг для буддийской религии. К 650 году н.э. буддийские монахи начали использовать бумагу для распечатки молитв, что делало религию ещё более массовой.

Но изобретение бумаги в Китае ещё не означало её массовой распространение по всему миру. Прошла ещё тысяча лет, прежде чем бумагу начали использовать во всей Евразии. К 400-му году производство бумаги началось в Индии, а в 600-х годах бумага попала в Корею и Японию. С расширением Аббасидского халифата и включения в его состав Пакистана, бумага появилась и в халифате, распространяясь на всю огромную империю.

Аббасидский халифат

Для торговцев Шёлкового пути бумага имела огромное преимущество, ведь она могла поглощать чернила, что затрудняло её подделку.Сначала торговцы закупали бумагу из Китая, Средней Азии и Индии, но к 800 году появились собственные исламские производители.

Когда газета дошла до Западной Азии, люди стали изготавливать из неё книги, а не свитки, которые были популярны в Китае и Индии. Идея изобретения книг распространилась на восток, и примерно к 1000 году люди делали книги уже в Китае и Индии. Для перехода на книжный формат был ручной набор посредством подвижных литер.

Китайская система подвижных литер, изображенная в книге печатника Ван Чжэня в 1313 г.

Но европейцы всё ещё использовали пергамент, либо покупали бумагу по высокой цене из Египта, но вскоре это изменилось. К 1250 году н.э. египетская технология изготовления бумаги достигла Италии и итальянцы настолько хорошо освоили эту технологию, что сумели сделать свой вариант качественной бумаги и продавать его по всей Европе. Затем чума стала катаклизмом, который полностью разрушил бумажную промышленность Египта. В 1338 году французские монахи также начали производить свою собственную бумагу. Европейцы догадались использовать водяные колёса (нарушившие нерест лосося) для питания своих фабрик, что сделали их бумагу ещё дешевле. К 1350-му году европейцы уже сами продавали бумагу (наряду с другими вещами, такими как и швейные напёрстки) для людей в Северной Африке и Западной Азии.

К 1411 году — почти через полторы тысячи лет после того, как бумага была изобретена, — люди в Германии наладили выпуск собственной тряпичной бумаги. Как только немцы научились делать бумагу, они стали больше интересоваться технологией китайской печати, а в 1453 году Иоганн Гутенберг выпустил первую печатную Библию.

Стоит отметить, что бумага 15-го века по-прежнему намного дороже современной бумаги, изготовленной из древесины с добавлением химикатов.

К этому времени ацтеки из ещё не открытой Америки также изобрели бумагу, но сделали это самостоятельно. Их бумага была изготовлена из растительных волокон агарового дерева, и они также использовали её для изготовления книг.

Области применения бумаги в Китае росли. Китайцы использовали бумагу для воздушных змеев (650 год), игральных карт (800 год), фальцевальных вентиляторов (1100 год), а в 1300-м году китайцы изобрели туалетную бумагу!

Бумага впервые появилась в Китае. Древние китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел во II в. н. э. Цай Лунь. Однако в результате раскопок в пещерах Могао, на севере центральной части Китая, в гробнице II в. до н. э. было найдено множество обрывков листов бумаги, это свидетельстует о том, что бумагу изобрели раньше. Цай Лунь вырабатывал бумагу из древесного волокна и измельченных тряпок. Полученную массу размешивали с водой, выкладывали в сито и высушивали на солнце. Затем ее разглаживали камнями.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги в Китае стал совершенствоваться. Технология хранилась в строжайшей тайне, и много веков ее секреты были известны лишь китайским мастерам. Лишь в начале VI в. о способе изготовления бумаги узнали в Корее, а затем в Японии. Выведав производственные секреты, японцы создали собственную бумажную промышленность: в древней столице Японии Киото существовала большая бумагоделательная мастерская, которая обслуживала императорский двор.

Со временем о бумаге узнали и другие народы: арабы, например, ввозили из Китая большие количества бумаги, доставлявшиеся по Великому шелковому пути, как назывались сухопутные и морские торговые пути, соединявшие Китай со Средиземноморьем, Ближним Востоком и Малой Азией. Но секрет производства бумаги арабы узнали только после Таласской битвы 751 г., когда захватили Самарканд. Этот город, ныне относящийся к Узбекистану, в то время был одним из самых богатых и цветущих городов Персидской империи. Самарканд стал центром производства бумаги, откуда этот материал расходился по исламскому миру. Арабы изготавливали бумагу из пенькового и льняного тряпья. Через какое-то время ее стали делать и в Багдаде (Ирак), а затем и в других мусульманских городах; особенно много бумагоделательных мастерских было в Северной Африке. В Европе начали производить бумагу только в XII в.

Поначалу ее ввозили из стран мусульманского мира и она была невысокого качества. Арабы завезли секрет изготовления бумаги в Испанию, оттуда он попал в Италию. В местечке Фабриано в Центральной Италии в 1268 г. стали производить бумагу, качеством превосходившую привозную. Вскоре новый товар двинулся за пределы Апеннинского полуострова. Из Италии способ изготовления бумаги попал в другие европейские государства, в том числе и в Россию. Особенно быстро производство бумаги стало развиваться после изобретения книгопечатания в XV-XVI вв. Однако сам способ оставался трудоемким, и по-прежнему вплоть до середины XIX в. основным сырьем было тряпье.

До XIX в. бумага считалась предметом роскоши, потому что из-за дефицита сырья (на бумагу шли конопля и лен) ее производство было очень дорогостоящим. Только в середине XIX в. в Саксонии (это область в Германии) изобрели технологию получения бумаги из древесины. Метод совершенствовался, и вскоре бумагоделательные мастерские были вытеснены большими заводами и комбинатами, а сама бумага стала дешевой и общедоступной, при этом качество ее повысилось. А снижение цен на бумагу резко удешевило книги и помогло победить неграмотность.

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Это стало одним из самых важных изобретений того времени, наряду с компасом, порохом и, гораздо позднее, книгопечатанием. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI–III веках бумага появилась в Азии, а в X веке – в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.

Сейчас бумагу чаще всего делают из целлюлозных волокон, которые получают из древесины. Другие материалы, используемые для изготовления бумаги ручной выделки, – это натуральные ткани, кора деревьев и кустарников, листья и травы: хлопок, лен, крапива, козо (внутренняя кора тутового дерева), абака (волокно из листьев текстильного банана, или, как его еще называют, манильской пеньки), сизаль (грубое волокно, получаемое из листьев агавы), овес, бамбук, рис или рами (китайская крапива, волокна) и т. п. Абака используется для изготовления чайных пакетиков, т. к. она не разбухает и не распадается в горячей воде. Из волокон рами, которые отличаются особой прочностью и не подвержены гниению, делали парусину, а также канаты. Кроме того, рами используют для изготовления дорогих сортов бумаги, идущих, например, для печати денежных знаков.

Натуральные волокна обычно требуют значительной подготовки: варка, вымачивание. До обработки волокна связаны между собой, поэтому их разделяют с помощью специальной машины.

В производстве бумаги довольно часто используются натуральные и синтетические наполнители и клеящие вещества, например, молотый кофе – это придает бумаге не только цвет, но и настоящий кофейный аромат! А для японской техники «нагашизуки» обязательна добавка желатина, замедляющая прохождение воды через сетку. Желатин проклеивает бумагу и придает ей лучшие печатные свойства. Если бумага не предназначена для печати, ее часто совсем не проклеивают. Кстати, выбор проклеивающих веществ или наполнителей оказывает влияние на кислотность. Нейтральная бумага намного долговечнее, а вот «кислая», даже изготовленная недавно, может рассыпаться.

При промышленном производстве бумаги на фабриках применяют отбеливатели (повышают белизну) и наполнители (повышают плотность и делают бумагу непрозрачной). Для самодельной бумаги они используются редко.

В бумаге ручной выделки важен цвет! Цветная бумага получается двумя способами: за счет сохранения цвета исходного сырья (например, бумага из джинсовой ткани – синяя) или добавлением соответствующих красителей: пищевых (растительных), которые придают бумаге натуральные пастельные оттенки, или химических.

Сырье для самодельной бумаги может быть самым разнообразным – крупные растительные волокна, листья, целые растения, веточки, цветы, лепестки, семена, кусочки ткани, кукурузные рыльца, мякоть банана. Можно изготовить бумагу, например, с вкраплениями шерсти, риса, семян болгарского перца, тростника и т. д. – список можно продолжать очень долго. Но обязательно найдется человек, который придумает что-то новое, что придаст особую красоту «ручной» бумаге, превратив ее в произведение искусства.

Самый важный инструмент для изготовления бумаги – сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой. Когда-то сетки были бронзовые (сейчас их делают в основном из синтетики, хотя для особенно тонкой бумаги японцы пользуются тканью) и представляли собой частую решетку, нити которой удерживались редкими поперечными проволочками. Этот узор, отлично видимый на просвет, называется «верже». Его до сих пор воспроизводят на тисненой бумаге из дизайнерских коллекций.

Сетка крепится к деревянной рамке. Смесь из волокон и наполнителей выливается на поверхность сетки и покачиванием рамки равномерно разравнивается по поверхности. Вода постепенно вытекает через отверстия в сетке, оставляя на ее поверхности бумажный пласт, который затем укладывают на плотную ткань (лучше всего войлок – он хорошо вбирает влагу) для сушки. Из листа с помощью губки выгоняют влагу. После этого бумагу могут прогонять через пресс, а также досушивать различными способами. Японцы окончательную сушку выполняют, приклеивая еще влажные листы на деревянные стены или на подогретые металлические пластины, поэтому одна из сторон листа получается гладкой, а на другой отпечатывается узор ткани. В Корее и Китае используют гибкую, отделяемую от рамки сетку, которую можно снять, изогнуть и перенести отлитый лист бумаги на поверхность для сушки. В Непале бумагу сушат прямо на сетках, выставляя их на воздух и под солнечный свет.

Очень красива бумага с водяными знаками, видимыми на просвет. Первоначально водяные знаки делали, прикрепляя к поверхности сетки плоские узоры из проволоки – бумажная масса оказывалась тоньше в местах расположения проволочного контура.

«Чтобы их можно было назвать бумагой, тонкие листы должны быть сделаны из тщательно вымоченных волокон до состояния, когда каждое отделено от другого. Полученная масса размешивается в воде, вычерпываемой с помощью сита, и извлекается в форме тонкой пластины. Вода при этом должна вытекать через отверстия сетки, а лист из переплетенных волокон оставаться на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумага», – писал Джозеф Хантер (1883–1966), американский художник и историк ремесел, автор ряда книг и статей об истории бумаги.

Бумага ручной выделки – необычайно интересный материал. Самое главное в самодельной бумаге – ее уникальность: вы не найдете двух одинаковых листов. Пусть вам помогут творческий заряд и тепло рук, вложенные в эту удивительную бумагу вами – ее создателями!

История бумаги начинается в Китае. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко, нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой».


История изготовления бумаги также имеет несколько версий. Другой датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком, разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.

История изобретения бумаги

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин (в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. Японскую бумагу стали звать ВАСИ (ВА – другое чтение иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно (этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.


Золотой век листа бумаги

В период Нара (710-794) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением (а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие виды бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан(будущий Киото), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги, изящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и мысли, рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807 году на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН, или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.

Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу (нынешняя префектура Аомори). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ (дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.

Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии изготовления бумаги, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы бумаги (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной, что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага (промасленная, гофрированная бумага , лакированная, проклеенная) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ (дословно европейской бумагой) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя, конечно же, «золотой век» японской бумаги уже восстановить не удастся.

Сегодня специальная техника китайского производства производит тонны бумаги, качество которой ничем не уступает японскому. Актуальность бумажного производства в наше время становится всё меньше. Производители от количества переносят приоритеты на качество.