Истерики у ребенка — что делать. Истерика у ребенка

Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка - проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.

Капризный ребенок: норма или проблема

Детская истерика - явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.

Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.

Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.

Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.

Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.

Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.

Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.

Причины истерии у детей

Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.

Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.

Эта реакция - проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.

Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.

Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.

Стрессовое состояние

Первая и наиболее частая причина истерик - это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.

Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.

Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.

Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.

Ошибки воспитания

В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.

Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же - ребенок начинает истерить.

Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.

Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.

Нервное и физическое перенапряжение

Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.

Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее - здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.

Нехватка физического контакта

Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.

  • читать сказки;
  • играть в подвижные игры;
  • ходить вместе за руку.

Главное - это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.

Особенности истерик в разном возрасте

Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления - это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.

Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.

Важно учитывать истерические проявления по возрасту:

  • 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
  • 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
  • 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов - старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.

Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.

Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.

Методы борьбы с детской истерикой

Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:

  • как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
  • важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
  • если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
  • реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.

Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.

Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.

Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.

Родителям важно:

  • научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
  • устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
  • не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
  • следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
  • искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).

Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.

Превентивные меры

Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:

  • минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
  • соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
  • приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
  • установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
  • обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.

Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.

Заключение

Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.

Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.

Как известно, у детей наблюдается преобладание первой сигнальной системы, отвечающей за зрительные, слуховые и иные чувственные сигналы, над второй, отвечающей за условно-рефлекторные связи. Поэтому дети реагируют на все внешние раздражители в первую очередь эмоционально, поскольку еще не способны к обдумыванию, а также критическому отношению к тем событиям, которые происходят вокруг. Данные особенности делают детей особенно ранимыми и чувствительными к воздействию внешней среды.

Надо сказать, что формирование и развитие высшей нервной деятельности у ребенка на всех без исключения возрастных этапах во многом зависит от следующих факторов:

  • биологических особенностей детского возраста,
  • воздействия внешней среды,
  • системы воспитания.
Так, слабость внутреннего торможения, которая свойственна детскому возрасту, может быть усилена баловством и слишком снисходительным отношением к ребенку. Чересчур сильное подавление инициативности и самостоятельности ребенка приводят к развитию черт характера слабого общего типа, к сохранению и во взрослой жизни рефлекса естественной осторожности.

В душе ребенка созревает конфликт между крайне высоким уровнем притязаний, а также абсолютной невозможностью достичь желаемой цели. При этом винят за свои неудавшиеся намерения дети истерического типа, как правило, других (родственников, друзей, преподавателей), но не себя. Дети и подростки, которые страдают истерическим неврозом, не в состоянии адекватно оценить свои реальные возможности, а, следовательно, найти правильные пути решения той или иной проблемы.

Родителям не следует впадать в панику, поскольку при данном виде невроза в большинстве случаев прогноз благоприятен для ребенка и его дальнейшего развития. При своевременном обращении к врачу, при правильно организованном процессе лечения и благоприятной домашней обстановке будет излечена. Если в жизни ребенка возникнут новые психотравмирующие факторы, это может привести к усилению невротических реакций. Если психическая травма приобретет хронический характер, неврозы вполне могут приобрести и затяжное течение.

Знаменитый ученый И. Павлов посвятил свой научный труд деятельности двух больших полушарий головного мозга, отвечающих за два основных процесса – раздражение и, соответственно, торможение. Данные процессы, уравновешивая друг друга, обеспечивают нормальное функционирование коры головного мозга. Следует отметить, что в отдельных случаях наблюдается преобладание того или иного процесса, который обуславливает поведение человека.

В случае, когда преобладают раздражительные процессы, может развиться неврастения, следствием которой и является истерия. У детей подобное состояние развивается довольно часто. Причиной возникновения истерии может стать какой-либо патологический процесс или состояние, связанное с функционированием высшей нервной системы.

Кроме того, истерия развивается у детей вследствие неправильной модели воспитания, вызывающей у ребенка своеобразную реакцию, провоцирующую появление у ребенка черт характера, манеры поведения, не свойственной общепринятым нормам. Развитие истерии сопровождается появлением симптомов органического выпадения. Проще говоря, при отсутствии органического поражения ЦНС наблюдается неадекватное поведение ребенка.

Истерические реакции зачастую проявляются у детей, которые ежедневно в своем окружении наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых. Причинами истерии могут стать наказания, тяжелые переживания и сильный испуг.

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

Известный ученый И. П. Павлов посвятил всю свою научною деятельность двум большим полушариям головного мозга, которые отвечают за два главных процесса – это раздражение и торможение.

Именно эти процессы уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая нормальную работу коры головного мозга.

В отдельных случаях может преобладать тот или иной процесс, он собственно, и обуславливает поведение человека.

И если преобладают раздражительные процессы, то развивается неврастения, и как ее следствие – истерия. У детей такое состояние развивается достаточно часто. Возникает истерия на фоне какого-либо патологического состояния. К подобным следует относить нарушения, связанные с работой высшей нервной системы.

Истерия начинает развиваться у детей, которых неправильно воспитывают родители. И тогда у ребенка начинается своеобразная реакция. Данная реакция подразумевает появление у ребенка не свойственных нормальным детям поступков. При этом у ребенка проявляются симптомы органического выпадения. Если говорить понятным для всех языком, то это ни что иное, как отсутствие органического поражения центральной нервной системы при неадекватном поведении ребенка.

Истерические реакции начинают проявляться у детей, которые в своем окружении видят постоянное проявление истерии, особенно со стороны взрослых. Также истерия может развиться в результате наказаний, тяжелых переживаний, а также сильного испуга.

Чаще всего истерии подвержены дети школьного возраста. Особенно это касается девочек в период полового созревания. У детей истерия проявляется не совсем так, как у взрослых. Практически всегда в поведении преобладает какой-то один ярко выраженный симптом. Картина истерики у детей разнообразна и главным образом зависит от той психологической обстановки, которая окружает ребенка в повседневной жизни.

Развитие истерии у детей может выть вызвано наследственностью. Например, если истерический ребенок в жизни встретит заику, это состояние может вызвать у него такое же заикание. Заболевание глаза может привести к истерическому и судорожному смыканию век даже после исчезновения причины подобного состояния.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается вероятность развития сложных форм истерии, которые встречаются у взрослых.

Самая известная форма истерии у детей – астазия-абазия. При ней дети не могут ни стоять, ни ходить самостоятельно. Однако это состояние характерно для детей только в присутствии взрослых. Очень часто истерия может проявляться параличом конечностей. Бывает также, что начинает развиваться болевая кожная чувствительность на каком-то отдельно участке тела, или, наоборот, полная бесчувственность.

Однако не стоит сильно волноваться – детская истерия поддается лечению. В большинстве случаев истерия вылечивается, но гарантий, что она не наступит снова, нет.

Профилактика истерии у детей

Тут следует обратить особое внимание на организацию среды, в которой живет ребенок. Благоприятно на психику ребенка влияет пребывание в коллективе. Именно там ребенок сможет общаться со сверстниками, заниматься физкультурой. Такое влияние внешней среды способствует изменению в лучшую сторону психики и поведения ребенка. И так вы сможете быть уверены в том, что у ребенка не будут проявляться истерические реакции.

Вы должны обеспечить своему ребенку тихую обстановку. На некоторое время следует оградить малыша от чрезмерного влияния близких, которые больны истерией.

Лечить истерию нужно, учитывая индивидуальные особенности характера и психики ребенка. Бывает, что достаточно профилактических мероприятий. Но если случай тяжелый, то ребенка нужно лечить в стационаре с использованием психотерапии.

В самых тяжелых случаях следует прибегать к лечению гипнозом.

16

Счастливый ребенок 27.09.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге у нас сложная и болезненная тема – истерики у ребенка. Как быть, если малыш внезапно становится неконтролируемым, капризным, то, что мы называем – от рук отбился? Что конкретно можно сделать в момент наступления истерики и как перестать винить себя и ребенка? Важность этих вопросов в жизни большинства родителей сложно переоценить.

Своими мыслями о детских истериках и способах их предотвращения будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Наверное, сложно найти семью, которая ни разу в жизни не сталкивалась с детскими истериками. Это что-то сродни утопии, к которой все стремятся, но в жизни бывает всякое. Наши детки растут, становятся все более и более самостоятельными. И вот в один миг наступает переломный момент – ребенок вдруг начинает вести себя неадекватно, кричит, рыдает, а то еще и падает на пол, отбиваясь ногами от всех.

Сложно остаться спокойным, увидев подобную картину впервые. Особенно, если это происходит в людном месте, и со всех сторон сыплются критические замечания типа: «Какой непослушный ребенок, ай-яй-яй!», «Что за мама, не может успокоить», и даже «Поднимите же его, наконец, мать вы или не мать? Что же он плачет-то?». Несложно представить, что после подобного инцидента родители начинают думать об истериках с ужасом, растерянностью и болью.

Что же на самом деле происходит? Давайте разберемся с возможными причинами детских истерик.

Почему ребенок истерит?

Многие специалисты говорят об истерике как выученном способе манипулирования родителями. Мол, я сейчас подрыгаю ногами, мама растеряется, испугается и быстренько купит мне игрушку. Или поведет на площадку, куда я хочу. Или в очередной раз включит мультики.

Да, такое поведение действительно имеет место быть, но здесь речь идет не о совсем маленьких детках (1-2 годика), и подобные повторения случаются после более раннего позитивного подкрепления. То есть, если пару раз во имя прекращения истерики капризы ребенка были моментально удовлетворены, кроха попробует еще хоть разочек повторить операцию. И, добиваясь раз за разом своего, сделает истерику одной из доступных и понятных моделей поведения, в которой есть вполне предсказуемый конец и реальные «бонусы».

Но почему же с ребенком случается истерика впервые? Вот вроде же все было хорошо, никто ни к каким манипуляциям не приучал. Но ранее послушный и милый карапуз вдруг начинает вести себя неадекватно? Для этого есть несколько вполне весомых и значимых причин. Рассмотрим основные из них.

Физические неудобства

Малыш может быть голоден, хотеть в туалет, его может мучить жажда. Но в силу невозможности быстро донести свое состояние до родителя другим способом, более конструктивным, ребенок сообщает об этом, как может.

Перевозбуждение

В наше беспокойное время это не редкость. Мы стараемся всячески добавить малышу в жизнь как можно больше эмоций, не замечая момент, в который его еще не до конца сформированная нервная система уже «не тянет».

Усталость

Да, все мы знаем, что, когда ребенок устал, он может уснуть прямо на ходу. Но порой такой возможности нет. Так, если мы в выходной расписали «культурную программу» до отказа, стараясь дать как можно больше – и цирк, и прогулка в парке, и мороженое с друзьями. Для трехлетнего ребенка такой «забег» в большинстве случаев прервется истерикой. Ведь продолжать веселье хочется, а сил уже нет.

Недостаток внимания

Если мама с папой привыкли реагировать эмоционально только на негативные проявления крохи, стоит ждать истерик. Надо же как-то добиваться внимания!

Злость и страх

Да, ребенок, даже совсем маленький, имеет право на эмоции. В том числе и негативные. Он может злиться на маму, на папу, на воспитательницу и детей в садике. Он может возмущаться и гневаться. Страх остаться одному, быть ненужным, заслужить крик. Особенно, если внимание родителей ускользает.

Обида

Да, дети тоже могут помнить, что мама что-то обещала, но не сделала. Или слишком грубо одернула. Да мало ли может быть причин?

Гиперопека

Частенько мамочки грешат нежеланием понять, что чадо растет, и ему нужна определенная доля самостоятельности. Если пытаться сидеть «квочкой» над подросшим ребенком, всячески ограничивая его деятельность и пытаясь все решить и сделать за него, вполне можно нарваться на истерику. А как иначе дать маме понять, что это уже надоело?

Несогласованность взрослых в вопросах позволения-запретов

Это вообще очень важный вопрос. Если кто-то один запрещает, а другой – разрешает, ребенку сложно сориентироваться, а как же правильно поступать? Вот и «выезжает» за счет истерик.

Почему нам сложно выносить истерику чада?

С детками мы немного разобрались. И с их явными и скрытыми мотивами для закатывания истерик. Вроде бы все понятно и закономерно. Но почему же нам, взрослым тетям и дядям, так непросто переживать подобные ситуации? Давайте-ка заглянем себе в душу.

Когда ребенок внезапно устраивает истерику, родитель чувствует:

Злость . Порой реально в глубине души хочется его убить, если он не перестанет! И не потому, что вы плохая мама или нерадивый отец. Просто эмоции слишком сильны, чтобы их анализировать. Как он посмел так себя вести?

Стыд . Перед собой за непонимание выхода из сложившейся ситуации. Перед ребенком, что чем-то ему не угодили, может, обидели или расстроили. И перед окружающими. Что они скажут, увидев, что я не справляюсь с собственным сыном или дочерью? Позор!

Страх . Потерять контроль над собой. Не справиться с ребенком. Быть раскритикованной очевидцами истерики. Осознать себя плохим родителем. А еще вдруг, не дай Бог, с ребенком что-то произойдет? Или это никогда не прекратится?

Чувство вины . Перед собой за некомпетентность. Перед ребенком за дискомфорт. Перед окружающими, что они оказались вовлечены в столь неприятную историю. Хотя, если уж честно, нередко мы преувеличиваем внимание окружающих к нам и нашим детям. Им есть о чем подумать и кроме нас.

Потерянность . Что делать и куда бежать? Как остановить истерику? Что подумают люди? как успокоить ребенка? Вдруг я делаю что-то не так? А если я сейчас что-то сделаю, а станет еще хуже? И т.д.

Раздражение и гнев . Только бы это побыстрее закончилось! Я, наверное, мало его наказываю, потакаю его капризам. Надо быть пожестче! Как он смеет вести себя так? Надо срочно наказать: отшлепать, окрикнуть, выругать, лишить чего-то и т.п.

Вот такую гамму чувств обычно испытывает родитель при виде ребенка, впавшего в истерику. И, наверное, самое неправильное, что мы можем сделать в данной ситуации – пытаться отрицать свои эмоции. Самому занять позицию ребенка, не контролирующего и не отвечающего ни за что. Попытаться все поскорее закончить любой ценой. И во многих случаях – дать малышу «козырь» для дальнейшего манипулирования вами.

Что же лучше сделать? Принять свои эмоции. Да, я действительно это чувствую. Но я взрослый человек, я родитель, и я точно смогу найти выход. Правда, от некоторых негативных реакций все же лучше отказаться. Так ли важно для вас мнение окружающих? И стоит ли давать волю гневу, если вы видите, что ребенку и так тяжело? Надо ли сразу же потакать капризам чада? Есть повод задуматься.

Как предупредить истерику ребенка?

То, о чем мы говорили прежде, уже скорая помощь при наступлении истерики. Когда уже просто необходимо что-то сделать. Но, как и в любом деле, истерику лучше предупредить. Какие же существуют профилактические меры?

Специалисты чаще всего называют такие:

  • Своевременное удовлетворение потребностей ребенка . Тут, думаю, не стоит много объяснять. Позаботьтесь, чтобы кроха был сыт, напоен вовремя, сух. На длительную прогулку возьмите с собой сменную одежду, тормозок. Побеспокойтесь, чтобы ребенок мог отдохнуть, кода устанет. И не перегружайте его эмоционально.
  • Разумная свобода . Под этим термином подразумевается отсутствие излишних запретов, там, где их можно избежать. По возможности, поощрение самостоятельности крохи. Предоставление ему права выбора в простых вопросах, когда это не влияет на безопасность и здоровье ребенка и окружающих. Вы вполне можете задать чаду вопрос: «Ты сегодня какую кофточку наденешь – красную или синюю?». И пусть выберет. Вам без разницы, а ребенку приятно. Ведь он сам выбрал! Да, к такому выбору маме надо тоже подготовиться, и предложить чаду только те кофточки, которые подходят по сезону. Чтобы потом не пришлось ссориться и ругаться.
  • Озвучивайте ребенку свои чувства и желания . Ведь если вы его этому не научите, то кто научит? Говорите честно, что сейчас вы плохо себя чувствуете, и из-за этого пока не можете поиграть с ним. Просите не шуметь, так как младшая сестренка только уснула, и расстроится, если ее разбудить. На таких простых примерах вы научите дитя озвучивать то, что с ним происходит. И истерика может не понадобиться.
  • Предотвращение бури . Если вы чувствуете приближение истерики – ребенок становится напряженным, начинает хныкать, капризничать — постарайтесь переключить внимание крохи, чем-то его заинтересовать, увлечь. Озвучьте ему: «Малыш, я понимаю, что ты устал и расстроен. Давай немного прогуляемся, а потом почитаем книжку вместе».

Совсем скоро вы заметите, что истерик станет меньше. Как и поводов для них. Ведь если мама и папа и так понимают, с ними хорошо и здорово, зачем себя насиловать?

Что делать, если ребенок закатил истерику. Скорая помощь при манипуляциях

И нельзя не затронуть момент: что делать, если ребенок закатил истерику-манипуляцию и пытается таким образом что-то у вас выпросить? Вот несколько советов в такой ситуации:

Спокойно отстранитесь

Без криков, гнева и шлепков. Если есть возможность, просто на короткое время перестаньте обращать на чадо внимание. Посидите рядом и подождите, пока буря стихнет.

Никакого насилия

Многие родители сразу же пытаются поднять ребенка с пола, схватить на руки. Вы, наверное, видели, как «здорово» это все получается. Кроха начинает еще активнее вырываться, и истерика затягивается.

«Нет» мгновенному потаканию капризов

Купите сейчас сотую машинку, которая сразу же будет заброшена в угол к остальным «трофеям», — будьте уверены, что истерики не прекратятся в будущем. И этим благим намерением вы выстелите дорогу сами знаете куда.

По возможности ограничьте благодарную публику

Как в том анекдоте, ребенок знает, «для кого» он плачет. Для тех, кто привык потакать капризам. Если же на время кроху изолировать от такой поддержки, истерика сойдет на «нет».

Попытайтесь переключить внимание ребенка

Вот, смотри, какая птичка летит! А давай позвоним бабушке. И т.д. С маленькими детьми это часто срабатывает.

Учите ребенка конструктивно выражать эмоции

Пусть он научится озвучивать, что ему грустно, плохо, он расстроился, обижается или злится. Все эти навыки ему пригодятся и потом, во взрослой жизни.

Будьте последовательны

Если вы не приемлете истерики – соблюдайте эту тактику всегда. Даже когда очень хочется побыстрее все прекратить.

Как отучить ребёнка от истерик? Давайте послушаем, что об этом говорит доктор Комаровский.

Если вы не можете справиться сами, если ребенок кричит по ночам, и вы не знаете, что делать – обязательно обратитесь за помощью к специалисту! Не упускайте своих детей!

А еще, после истерики обсуждайте все с ребенком. Пусть он тоже учится анализировать, что и почему с ним произошло.

И просто любите свое чадо! Тогда никакие истерики не станут помехой гармонии в вашей семье!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за советы. Дорогие читатели, будем рады, если вы поделитесь своими опытом, что вы делаете, если ваш ребенок вдруг устроил истерику.

И предлагаю посмотреть с вашими детьми мультфильм «Нехороший мальчик». И всегда полезно не только включать мультфильмы детям, когда мы чем-то заняты, а посмотреть и вместе и потом обсудить что же нехорошего происходит… Думаю, мысль понятна. Правда? ☺

Смотрите также

16 комментариев