Использование средств бюджета пенсионного фонда российской федерации. Средства пенсионного фонда рф направляются на выплату


Попытался найти отчетность пенсионного фонда России…
Официально есть красивая презентация, из которой приведённые далее картинки (вот ссылочка, кому интересно):

Даже если вы рассмотрите эту картинку, то можете поверить автору, что в данных вы не разберетесь - разные шкалы и разные цифры, вы только в них запутаетесь.


А вот данные поинтересней - размещение средств пенсионных накоплений в 2017 году. При этом сумма в данном случае составляет почти 2 трлн.рублей. Возникает логичный вопрос о том откуда вообще взялись данные средства? То есть за сколько лет именно данная цифра накоплений, простите за тавтологию, копилась? И пошли ли эти суммы после реализации данных средств на выплаты пенсий? Поверьте автору - вы в этом не разберетесь и ответы на вопросы на найдёте.

После прочтения отчетности складывается достаточно простое понимание сути Пенсионного Фонда России - в нынешних условиях это кубышка, куда скидываются отчисления по пенсиям и тут же из этой кубышки пенсии выплачиваются. То есть фонда, где средства пенсионеров бы хранились просто нет...

По сути, согласно отчетности, есть квазиорганизация, куда скидываются деньги, а потом эти деньги тут же распределяются. Никаким образом пенсионные деньги на российскую экономику не работают и не размещаются ни в каких инфраструктурных проектах.

Сбережений, проценты с которых бы шли на пенсию нет.

Впрочем, об использовании денег ПФ мы еще поговорим, а пока вот такая вот картинка:


Возникает логичный вопрос - вот до 2014 года доходы ПФ стабильно превышали Расходы. Куда уходила разница, которая каждый год получалась от того, что люди откладывали на пенсию больше, чем выплачивалось пенсионерам?


Если кто-то думает, что руководство пенсионного фонда озабочено эффективностью использования пенсий, то эти люди ошибаются. В отчетности пенсионного фонда событием года называется открытие пилотных сайтов и образовательных проектов для... школьников!

Впрочем, речь идет о красивой презентации, которая есть на сайте для солидности, но никак для соответствия законодательству. В соответствии с законодательством ПФ должен отчитываться по формам открытых данных, которые я и попытался отыскать...

То есть, объясняю - картинки из презентации это просто картинки, и чиновники публикуют такие презентации для солидности, реальные цифры, отражающие хозяйственную деятельность там редко публикуются. Можете сами изучить подобные презентации какой-нибудь ОАК или УВЗ.

Что же до открытых данных пенсионного фонда, то тут дело оказалось не так просто…

На официальном сайте информация закодирована, поэтому через Exel выгружаются кривые строки.

Подсчитал вручную данные после перекодировки. Вот что получилось:

Доходы бюджета (такой вот странный показатель есть в отчетности пенсионного фонда) – 8 260,1 млрд.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 4 481,9 млрд.
Расходы бюджета, всего – 8 319,5 млрд.
Расходы на выплату пенсий – 7 167,2 млрд.
Расходы на социальные выплаты – 488 млрд.
Расходы по программе материнского (семейного капитала) – 311,8 млрд.

Из расходов бюджета всего вычитаем суммы пенсий, соц.выплат и материнского капитала – получаем еще 352,5 млрд. Предположительно во столько обходится содержание пенсионного фонда. В то же самое, в красивой презентации было указано, что на содержание и Фонда идет около 111 млрд.рублей, что тоже, согласитесь, немало.

Другая интересная вещь – полное отсутствие данных по содержанию отдельных строк. Куда и как тратятся пенсионные накопления вы в открытых данных нигде не найдете.

То есть, в сухом остатке:

*не ясно куда делись пенсионные накопления за прошлые года
*не ясно сколько на самом деле тратит пенсионный фонд (сумма не менее 111 млрд.рублей в год)
*не ясно кто является основным оператором и реципиентов пенсионных денег (около 2 трлн.рублей)

Но что точно ясно, так это то, что повышение пенсионного возраста приведёт только к тому, что количество выплачиваемых сумм по страховой части пенсии станет значительно меньше, что и позволит закрыть народившийся в пенсионном фонде дефицит.

При этом суммы, которые люди всю жизнь откладывали на пенсионные отчисления ушли неизвестно куда.

Коробка из под ксерокса
10.07.2018

Страсти вокруг пенсионной темы не утихают: народ выходит на пикеты и собирает подписи против реформ в Интернете, власть ангажирует телеведущих и блогеров, а журналюги разрываются между выбором: рубли или слава...

И жить у нас можно до 200 лет (по словам Макса Топилина, министра труда), и спонсировать будущих стариков за счёт нынешних, и здоровье на работе укрепляется (в свою очередь уверена Верочка Скворцова, министр здравоохранения) – не жизнь, а песня!

Я же предлагаю в очередной раз послать к чёртовой бабушке всех провластных лжецов и взглянуть на первоисточник проблемы и посмотреть, сколько же зарабатывают на народных деньгах те, кто избран или назначен банально их считать и заботиться о кошельках своих граждан. Как же шикуют основные функционеры ПФР за присваиваемые деньги?

Председатель ПФР Антон Дроздов: личный доход за год – 3,94 млн; в личной собственности – 3 земельных участка, 2 жилых дома. На жене – Mercedes и Lexus премиум-класса; в пользовании семьи из 3 человек (включая несовершеннолетнего) – семикомнатная квартира 335 кв.м. и дача.

Заместитель председателя ПФР Николай Козлов: личный годовой доход – 9,24 млн, доход жены – 16,35 млн; в личной собственности – 3 квартиры; в собственности жены – еще 1 квартира, Lexus и Toyota RAV4; в совместной собственности 1 дача на Кипре метражом в 198 кв.м.

Начальник административно-хозяйственного Департамента ПФР Илья Елисеев: личный доход за 2017 год – 2,6 млн; в личной собственности – INFINITI QX56, мотоцикл Honda GL 1800, гидроцикл Sea-Doo, Mercedes C-200.

Заместитель начальника Департамента капитального строительства и имущественных отношений ПФР Михаил Бородин: личный доход за год – 1,1 млн; в личной собственности – морская моторная яхта DELPHIA 1350 (габариты 13 на 4) размером с двухкомнатную квартиру эконом-класса.

· го­сударственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);

· пенсий по инвалидности, военнослужащим; компен­сации пенсионерам;

· материальной помощи престарелым и инва­лидам;

· пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям;

· на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

· пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и др. выплаты.

За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различ­ные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионе­ров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наи­больший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.

Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение пенсионного фонда – банк- управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган соцзащиты-почта (Сбербанк) - пенсионер. Назначением пенсии занимаются органы социальной защиты граждан, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ.

Однако одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы России связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Эта величина определяет финансовую устойчивость всей пенсионной системы, построенной на распределительном принципе. Прогнозы роста числа пенсионеров в России, а также низкий уровень обеспеченности пенсионеров в нынешний момент определили необходимость Пенсионной реформы.

33. Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и СМО. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.


1. О некотором ухудшении самочувствия населения за последнее время: четверть населения фиксирует состояние своего здоровья как неудовлетворительное; мужчины оценивают состояние своего здоровья с большим оптимизмом, чем женщины; чем старше человек, тем хуже самооценка состояния здоровья; чем выше уровень образования, тем выше самооценка состояния здоровья; наиболее высоко состояние своего здоровья оценивают предприниматели и коммерсанты, наиболее низко - пенсионеры; среди оценивающих свое здоровье по субъективным ощущениям как хорошее большой процент принадлежит безработным; среди жителей наибольшее число оценивающих свое здоровье как хорошее и наименьшее из тех, кто оценивает свое здоровье как неудовлетворительное, составляют жители сельской местности; хорошим здоровье своих детей находят только 10% родителей.

2. Несмотря на то, что частота обращений за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения снижается, она остается достаточно высокой и зависит, прежде всего, от состояния здоровья населения. Что можно объяснить, в частности, утратой доверия к медицинским службам государственных учреждений.

3. Женщины значительно чаще, чем мужчины, обращаются за помощью в медучреждения; частота обращения к врачу возрастает пропорционально возрасту, особенно резко - после 50 лет; лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу один-два раза в год, лица со средним и средним специальным образованием посещают медучреждения несколько реже, почти треть из них - меньше одного раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода; место жительства влияет на частоту посещений, но зависимость здесь не связана с размерами населенного пункта и числом имеющихся в нем лечебно-профилактических учреждений, как можно было бы предположить на первый взгляд; по социальному статусу на первом месте по частоте и регулярности обращений в медучреждения стоят пенсионеры, на втором - работники бюджетной сферы, на третьем - инженерно-технические работники и служащие, на четвертом - рабочие, на пятом - безработные и на шестом - предприниматели и коммерсанты; лица, имеющие страховой полис, обращаются в медучреждения значительно чаще тех, кто его не имеет; число родителей, обращающихся к врачу за помощью своим детям, составляет две трети от общего числа родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

4. Большинство населения уровнем медицинской помощи не удовлетворено. В наибольшей степени неудовлетворенность населения вызывает невнимательность со стороны медперсонала, на втором месте - организация приема пациентов, на третьем - качество медицинского обслуживания, на четвертом - квалификация врачей. Однако с жалобами обращается лишь незначительная часть населения. Жаловаться на врача или лечебно-профилактическое учреждение больной может только в том случае, если он имеет полную возможность больше к нему не обращаться. Большинство такую возможность имеет не всегда по объективным и субъективным причинам. Следовательно, в настоящее время ОМС в большой степени занимает положение лишь дополнительного внебюджетного источника финансирования, а права застрахованных реализуются еще не в полном объеме.

5. В различные платные медицинские учреждения обращается небольшая группа людей, имеющих доход значительно выше прожиточного минимума, причем некоторые из пациентов идут на это, ограничивая потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости. Таким образом, в настоящее время платная медицина исчерпала возможности населения и может иметь будущее лишь при дальнейшем подъеме экономики. А поскольку государственное финансирование здравоохранения осуществляется не всегда в адекватном объеме, то в этих условиях система ОМС становится безальтернативной.

6. Низкая заработная плата врача, а также сохранение единой тарифной сетки в условиях рынка привели к возникновению нелегального рынка медицинских услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры.

34.Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям , важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению - рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению - местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям - автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж - оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций : неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов : рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

См. также: Субъекты рынкаФункции рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции :

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков : товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом,основными элементами классической рыночнойинфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки .

Спрос и предложение (сущность которых будет рассмотрена в следующих темах) играют существенную роль в механизме функционирования рыночной экономики, который представляет собой способ взаимосвязи элементов рыночной структуры, обеспечивающий выполнение ими своих функций. Например, элементами рыночной структуры являются деньги, товар, кредит, цена и т. д. Механизм функционирования рыночной экономики должен обеспечивать деньгами, товарами, кредитом и так далее выполнение их функций, а деньги быть всеобщим эквивалентом, мерой стоимости и средством обращения. Если для покупки товара кроме денег нужен еще талон или купон, то деньги, по существу, уже не выполняют в должной мере функции всеобщего эквивалента и не являются полноценными деньгами. Товар, который, например, произведен промышленным предприятием и поступает не на рынок, а прямо обменивается на сельхозпродукцию для рабочих завода, является полноценным товаром и т. д.
Нормально функционирующий механизм рыночной экономики создает условия для действия законов стоимости, спроса и предложения и др. С его помощью решаются три основные проблемы организации хозяйства: что, как и для кого производить.
Первая проблема: что производить, какие товары, в каких количествах (больше выпускать, например, продуктов питания и меньше станков или больше сметаны и меньше молока)?
Вторая проблема: как производить, с помощью какой техники,
технологии (в частности, электроэнергию, можно получать с помощью тепловых, атомных, гидростанций и т. п.)?
Третья проблема: для кого производить, кто будет покупать и потреблять продукцию (если, например, производятся детские коляски, то нельзя рассчитывать на то, что их будут покупать для себя пожилые люди)?
В рыночной экономике эти проблемы решаются с помощью рыночного механизма, важнейшими составляющими которого являются спрос и предложение.

35. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых мест. Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

Число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

Несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

Наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

Для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен.

Поэтому целью реформы здравоохранения является постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.

На пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

1 группа - высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

2 группа - низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;

3 группа - экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

медицинский услуга маркетинг ценообразование

Выбрав рынок, разбив его на сегменты, оценив привлекательность каждого, необходимо для целевого сегмента разработать комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Варианты ответных реакций: сделать известной фирму (товары) среди определенного количества потребителей; завоевать установленную программой маркетинга рыночную долю; повысить объем продаж и т.д.

Многочисленные возможности маркетингового воздействия на рынок, объединяются в комплексе маркетинга в 4 основных элемента (инструмента): товар, цена, сбыт, коммуникации.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи. Товаром в этой сфере являются услуги на рынке медицинских услуг, что означает, что труд в данном случае оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Пенсии и иные социальные выплаты финансируются из государственного бюджета, который утверждается заранее. В сентябре 2018 года был утверждён и подписан бюджет Пенсионного фонда на трехлетний период: 2019-2021 гг. Рассмотрим, какие расходы запланированы правительством на содержание пенсионеров, и будет ли дефицит денежных средств.

Что нужно знать о бюджете ПФР

Начнем с азов. Пенсионный фонд России - это социально значимая структура, появившаяся в стране в 1990 году. По своей форме, фонд является государственной внебюджетной структурой, предназначенной для соблюдения и учёта законных прав россиян по получению пенсионных выплат.

Общие положения

Бюджет ПФР утверждается Государственной думой с учётом сбалансированного оборота денежных средств и финансовой отчетностью. Основные характеристики бюджета ПФР на трехлетний срок утверждены ст.1 Федерального закона № -ФЗ, который регулирует оборот бюджетных средств фонда на запланированный финансовый период.

Здесь указываются прогнозируемые поступления, запланированные расходы и возможный дефицит денежных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Запланировано ли увеличение пенсионных выплат


Это одна из основных статей расходов Пенсионного фонда. В частности, в бюджет заложены расходы на ежегодное увеличение пенсионных выплат за счёт проводимой индексации. В частности, запланированное ежегодное повышение пенсий составляет порядка 1 000 рублей. Таким образом, правительство предполагает установить пенсионные выплаты на уровне 20 000 рублей в месяц уже к 2024 году. Эти бюджетные расходы утверждены.

Что ожидает материнский капитал

Также будет увеличиваться с учётом индекса роста потребительских цен на отдельные категории товаров. Приведём процесс прогнозируемого повышения размера маткапитала в конкретных цифрах:

  • 2019 год - 453 023 руб;
  • 2020 год - 470 241 руб;
  • 2021 год - 489 051 руб.

Отсюда следует, что индексация средств материнского капитала запланирована и утверждена правительством.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Характеристики бюджета ПФР 2019-2021 гг.

Учитывая запланированную реформу и повышение возраста выхода на пенсию, бюджет Пенсионного фонда спланирован с учётом внесённых изменений в действующее законодательство. Рассмотрим, как это будет происходить на практике.

Будет ли дефицит бюджета


Да, будет. По предварительной оценке, дефицит бюджетных средств составляет порядка 23 миллиардов рублей. Отметим, что дефицит ожидаемый, и вызван направлением части денежных средств для финансирования накопительной части пенсии.

С учётом этих особенностей, профицита бюджета ПФР в утверждённом трехлетнем периоде не ожидается.

Соблюден ли баланс по части доходов и расходов

В общих чертах, баланс в распределительной части соблюден. Предполагаемые поступления на счета фонда составляют 8.6 триллионов рублей, что на 104.2% больше, чем в 2018 году. Запланированные расходы - 8.6 триллионов рублей, средства освоены в полном объёме, и расходы не превышают прогнозируемых финансовых поступлений.

Страховые взносы


Поступление взносов обязательного пенсионного страхования прогнозируется с учётом актуального тарифа в 22%, который отчисляют работодатели в отношении своих сотрудников. Кроме этого, учитывается 10-процентная надбавка за превышение установленной величины страховой базы.

Материальное обеспечение социальных выплат

Эта категория выплат финансируется из средств Федерального бюджета, и на 2019 году, размер поступлений составит 3.3 триллиона рублей. Отметим, что в эту сумму входит и 1.9 триллиона рублей, которые пойдут на выплаты страховых пенсий.

Индексация страховых пенсий

Уточним, что индексация страховых пенсий произойдёт уже в январе 2019 года, и увеличение выплат произойдёт на 7.05%. Именно за счёт этого повышения предполагается ежегодное повышение пенсионных выплат на 1 000 рублей. Нужно отметить, что тенденция к повышению сохранится в течение всего 3-летнего периода. В частности, в 2020 году, пенсия вырастет ещё на 6.6%, а в 2021 - на 6.3%.

В проекте бюджета заложена и индексация социальных пенсий. Такие выплаты получают неработающие пенсионеры, которым не хватило стажа или пенсионных баллов. Повышение произойдёт в апреле 2019 года, и соцпенсии вырастут на 2.4%.

Будут ли приняты предложения президента

Для смягчения проводимой пенсионной реформы, президентом страны было внесено ряд поправок, которые были учтены при формировании бюджета в полном объёме. Сюда можно отнести ряд социальных гарантий для предпенсионеров и возможность оформления пенсии на полгода раньше.

Обеспечение социальных гарантий


Все предусмотренные законодательством выплаты и пособия будут производиться в полном объёме без каких-либо изменений. Сюда можно отнести социальную доплату пенсионерам, которые получают пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в отдельно взятом регионе. Кроме этого, можно отметить повышение пенсий работающим пенсионерам за счёт увеличения стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Кроме этого, из бюджета будет выделено 26 200 000 рублей для единовременной выплаты пенсионерам. Размер ЕДВ составит 5 000 рублей, и рассчитывать на её получение могут граждане:

  • получающие пенсию по возрасту;
  • пенсионеры из числа военнослужащих и сотрудников МВД;
  • потерявшие кормильца семьи;
  • инвалиды.

В соответствии с положением о ПФР средства бюджета являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятии не подлежат. Этим определен целевой статус средств бюджета ПФР.

Бюджет ПФР утверждается ежегодно по представлению Правительства РФ, Федеральными законами в порядке, который определен бюджетным кодексом РФ.

Формирование средств бюджета ПФР

1. Из страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой;

2. Средств федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и лицам, приравненным к ним, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет и другие нужды;

3. Сумм пенсий и иных финансовых санкций;

4. Доходов от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;

5. Добровольных взносов физических лиц и организаций.

Расходование средств бюджета ПФР

1. На выплату в соответствии с законодательством РФ и международным договором РФ трудовых пенсий и пособий на погребение умерших пенсионеров неработающих на день смерти;

2. На доставку пенсий выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

3. Финансирование и материально- техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, включая содержание его центральных и территориальных органов.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год осуществляются только после внесения изменений в эти бюджеты.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений в части зачисляемой в федеральный бюджет над расходами, осуществляемыми на финансирование базовой части трудовой пенсии зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме.

Указанные средства расходуются в следующем порядке:

1. На возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

2. На дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии.

Резерв бюджета ПФР.

В случае образования профицита бюджета ПФР создается резерв. Порядок его формирования и расходования определяется ФЗ « О бюджете ПФР».

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Функции ПФР

1. Обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;

2. Финансирует расходы на выплату пенсий в соответствии с законодательством;

3. Осуществляет организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам сумм государственных пенсий: по инвалидности, вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4. Осуществляет капитализацию средств ПФР, а также привлечения в него добровольных взносов, в том числе валютных ценностей физических и юридических лиц;

5. Совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременной и полной уплатой и поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств;

6. Осуществляет организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7. Осуществляет организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФР;

8. Осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области пенсионного страхования;

9. Участвует в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

10. Изучает практику применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР;

11. Организует разъяснительную работу по вопросам пенсионного обеспечения среди населения.

Полномочия ПФР

1. Проводить у страховщиков проверки документов связанных с назначением и выплатой обязательного пенсионного обеспечения, предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц;

2. Требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе этих проверок, за исключением сведений составляющих коммерческую тайну;

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, устранения выявленных нарушений;

4. Получать у налоговых органов необходимую информацию о страхователе и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения составляющие налоговую тайну;

5. Осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их использованием;

6. Представлять интересы застрахованных лиц перед страхователем;

7. Осуществлять возврат страховых взносов страхователя, в случае если невозможно установить за каких застрахованных лиц они поступили.

Обязанности ПФР

1. Подготавливать обоснования размера тарифов страховых взносов;

2. Назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение на основе данных индивидуального персонифицированного учета, а также другие виды пенсий, соц. пособия на погребения умерших пенсионеров, не работающих на день смерти;

3. Осуществляет контроль за обоснованностью предоставления документов для назначения пенсий, в том числе и на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

4. Составлять проект бюджета ПФР и обеспечивать исполнение бюджета;

5. Регулярно информировать страхователей, а также застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом положении и применять меры по обеспечению своей финансовой деятельности;

6. Обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

7. Осуществлять учет средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

8. Осуществлять регистрацию страхователей;

9. Вести учет страховых взносов физ. лиц, которые добровольно уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию;

10. Вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физ. лиц, которые добровольно вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

11. Обеспечивать учет средств от инвестирования специальной части ИЛС.

12. Развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования граждан;

13. Организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации для застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхования;

14. Бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о НПА об обязательном пенсионном страховании;

15. Обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета, поступившие страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, а так же назначение пенсии, ее размер и выплата за счет средств пенсионных накоплений.

Управление ПФР и его средствами

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное правление - исполнительно дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах уполномоченные отделения.
В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а так же управляющие отделениями фонда. В состав Правления так же могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководителе министров и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фондом возлагается ответственность за выполнение функций, относящиеся к компетенции РФ, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР. Отчеты о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а так же утверждение
структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобожден от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛРФ и руководителей его, издает в пределах своей компетенции норм активные акты, а так же решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции.

Сбор и перераспределение средств ПФР проходят по следующему маршруту:

Страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объема перераспределение средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического расположения региона - донора и региона - реципиента)
в большинстве субъектов РФ назначение и выплату пенсии производится органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсии проводятся отделениями Пенсионного фонда.

Таким образом, Пенсионный Фонд Российской Федерации представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм
целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий.

Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правления ПФР
от 11.09.2001 № 151

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственном учреждении-

Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

в Ленинском районе Нижнего Новгорода

1. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Нижнего Новгорода (далее - Управление) создается в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о передаче Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от 29 июня 2001 г. № 092-0078-С постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФР) и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Отделение).

2. Управление является правопреемником соответствующего органа социальной защиты населения в части назначения (перерасчета) государственных пенсий, а также выплаты социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации через Отделение.

3. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение входит в компетенцию Правления ПФР, утверждается постановлением Правления ПФР.

4. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, решениями Правления ПФР, исполнительной дирекции ПФР и Отделения, а также настоящим Положением.

5. Управление обеспечивает:

· Выявление, регистрацию и учет в установленном порядке плательщиков, взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

· Ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков, взносов в ПФР;

· Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования;

· Организацию работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением в систему государственного пенсионного страхования, с учетом данных индивидуального (персонифицированного) учета;

· Экономический анализ и прогнозирование доходной и расходной частей бюджета Управления;

· Привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;

· Составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти;

· Целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· Ведение бухгалтерского учета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, а также представление ее в установленном порядке соответствующим органам;

· Контроль за перечислением остатков средств ПФР в установленном порядке в Отделение;

· Составление представление в Отделении в установленном порядке сметы доходов и расходов на содержание Управления;

· Своевременное назначение (перерасчет) и доставку государственных пенсий, выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· Контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчета) государственных пенсий;

· Ведение базы данных по пенсионерам;

· Оказание правовой помощи работодателям, осуществляющие представление граждан к назначению (перерасчету) государственных пенсий;

· Прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принятия по ним соответствующих мер;

· Ведение разъяснительной работы среди населения, плательщиком взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования;

· Защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекцией ПФР и Отделениями;

· Ведение справочно - кодификационной работы по законодательству;

· Представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов в ПФР;

· Организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и сборов взносов в ПФР;

· Организацию и хранение документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (в Управлении, где создается архив документов персонифицированного учета);

· Выполнение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

6. Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки пенсионной информации.

7. Руководство государственным упреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделением.

8. Начальник Управления:

· Несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление:

· Является распорядителем средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, содержание Управления, несет ответственность за правильное использование этих средств;

· Принимает решение о назначении (перерасчете) государственных пенсий, об удержаний из пенсий;

· Является начальником гражданской обороны;

· Издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;

· Обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;

· Заключает и раствор газет трудовые договоры с работниками Управления;

· Без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определенной Правлением ПФР, выдает доверенности;

· Решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

9. Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а так же фирменные бланки, штампы.

10. Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделение, преобразований) Управления принимается Правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Имущество в случаи ликвидации Управления передается Отделению.

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.