Интересные вопросы которые задают дети. Чем ты больше всего гордишься в жизни и за что ты благодарен судьбе? Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему

Ирья Мартыненко
Как задавать правильные вопросы детям?!!

Я часто замечаю как родители общаются со своими детьми, какие задают вопросы . И часто не правильно , большинство родителей интересует :

Поел ли ребенок?

Ни чего не оставил?

С кем дрался?

Кто обидел?

Как дела и т. д

Честно скажу, у меня уши заворачиваются в трубочку, когда это слышу. Да кончено, важно знать чем ребенок занимался в детском саду, и как у него дела! Но часто задавая вопрос "Как дела?" мы слышим ответ "Нормально", и так постоянно, редко когда ребенок даст развернутый ответ, который хотим услышать.

Я сделала буклет для родителей. Можете его просмотреть.

-«Как дела?»

-«Нормально» .

«-Что новенького?»

-«Ничего» .

Как часто мы не правильно задаем детям вопросы . Из этого буклета вы узнаете, что и как спрашивать у детей, чтобы стать к ним ближе

Уважаемые родители, мы часто слышим какие вопросы вы задаете детям , И многие не замечают что делают большие ошибки.

Как часто мы общаемся со своими детьми?

Отвечайте сами себе!

Причин много, но это тема совершенно другой консультации. Здесь же мы хотим поговорить о том, как правильно , с пользой провести время и узнать много нового и интересного о своих детях . О том, как приблизить их к себе, улучшить взаимопонимание, стать Семьей с большой буквы.

Часто мы используем дежурные фразы типа «как дела?» . В ответ мы получаем такие же дежурные ответы «нормально» . Или спрашиваете «Ты все съел?» “да”. А что вы хотели? Какой вопрос , такой и ответ. Вряд ли этот диалог будет продуктивным, и вы не узнаете о делах своего ребенка, о том, что его беспокоит, чем он живет

Надо учиться задавать правильные вопросы в правильное время . Под правильными вопросами мы имеем в виду вопросы , из которых вы можете подчеркнуть ценную информацию.

Под правильным временем мы имеем в виду следующее : не нужно садиться и задавать эти вопросы . И не надо задавать когда он играет , чем то занят. Ответов вы все равно не получите. Нужно найти момент, когда ребенок спокоен, расслаблен и готов к диалогу.

Вот примерные вопросы :

Что тебя сегодня удивило в детском саду.

Что тебе понравилось сегодня?

Что нового сегодня узнал?

Расскажи 5 лучших вещей о се6е.

Что тебя расстроило?

Какую пищу ты не хотел бы видеть на столе?

Если бы ты чувствовал себя несчастным, грустным, чтобы ты сделал?

Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы хорошо выглядеть?

Чтобы ты сделал, если бы был невидимым всего один день?

Вариантов множество. Выбирайте сами. И не нужно задавать сразу все вопросы , которые вас интересуют, это получится допрос, а не диалог. А допросов дети не любят не забывайте об этом!

Спасибо за внимание!

Дети - совершенно удивительные существа. Им все вновь в этом прекрасном мире и они не устают спрашивать взрослых, как он устроен. И между прочим довольно часто эти невинные вопросы способны поставить в тупик даже умудренного жизнью кандидата наук. При этом если ребенок задает вам вопрос не в коем случае не смейтесь над ним и не отмахивайтесь. Это убьет его интерес к познанию нового, а соответственно и желание в будущем учиться. Лучше, если вы не знаете ответа, честно сказать об этом малышу и предложить ему вместе поискать его в энциклопедии или Интернете.

Редакция сайта составила небольшую шпаргалку по часто встречающимся детским вопросам. Разумеется, как только вы ответите на них у малыша возникнет множество других. Но ведь открывать для себя мир по-новому, глядя на него глазами своего крохи, разве не это и есть счастье родительства?

Взрослые лучше детей? Мы так часто противопоставляем себя детям фразами вроде: «вырастешь поймешь», «ты еще маленький для этого» и тому подобными, что у детей возникает закономерный вопрос, лучше ли взрослые детей?

Объясните ребенку, что взрослые ничем не лучше и не хуже детей, и в душе они по-прежнему остаются немного малышами. А также объясните, что идеализировать (и уж тем более слушаться) всех взрослых не стоит, поскольку взрослые встречаются разные - как хорошие, так и не очень. Ребенок никогда не должен доверять человеку лишь на том основании, что он взрослый.


Почему стрелки идут по часовой, а не наоборот? Часто мы воспринимаем происходящее как данность. Это происходит, потому что так положено или устроено. А у детей возникает множество вопросов из серии «почему так, а не иначе».

Чтобы объяснить ребенку, почему стрелки часов идут именно в эту сторону покажите ему модель солнечных часов и объясните, что когда-то давно время определяли по ним, и именно по часовой стрелке двигалась тень от гномона. А еще лучше в ясный солнечный день покажите ребенку солнечные часы в действии - для этого достаточно начертить на земле круг с делениями, а по центру воткнуть палку.


Почему все люди не говорят на одном языке? Такой вопрос тоже часто интересует малышей. В особенности часто это происходит после проведенного заграницей совместного отпуска.

Ответить на вопрос поможет притча о Вавилонской башне или же современная научная теория. Выбирайте, что ближе вам. Во втором случае расскажите малышу о том, что раньше людей было немного и они жили все вместе, разговаривая на одном языке. Но потом их стало больше и они стали расселяться группами по земле, придумывая новые слова и обозначения. Так появились разные народы и разные языки.


А животные тоже разговаривают на разных языках? Объясните крохе, что в нашем понимании языка как такового у животных не существует и украинская лошадка с легкостью сможет поболтать с французской или немецкой.


Что такое время? Не стоит углубляться в пространственные философские рассуждения, которые ребенок пока попросту не сможет понять. Объясните, что время придумали люди для того, чтобы знать, сколько нужно варить кашку, когда приходить в детский сад и знать сколько кому лет. Порассуждайте вместе, что было бы, если бы такого понятия как «время» не существовало.


Почему я это я? С формированием личности у ребенка появляется много вопросов из серии, «а почему я это я» и «почему я именно такой как я есть». Объясните малышу, что каждый человек неповторим. Внешность и некоторые черты характера он наследует от семьи, воспитание получает и дома, и в садике, и в школе.

А еще он может перенимать привычки друзей и все, что он читает и смотрит, тоже оставляет свой отпечаток. И получается уникальная личность — бывают похожие люди, но не одинаковые.


Зачем вы меня родили? Такой вопрос кроха может задать как из чистого любопытства, так и из чувства обиды. В первом случае скажите ребенку, что мама и папа очень любили друг друга и решили обзавестись крохой, который наследует черты обоих родителей, чтобы любить и заботиться о нем. Расскажите ребенку, что такое семья и род.

Если вопрос звучит в контексте: «Зачем вы меня родили, если теперь не разрешаете мне есть конфеты?» - это попытка манипулирования. В этом случае не поддавайтесь на провокацию. И в обоих случаях даже в шутку не стоит говорить ребенку, что так получилось случайно. Малыш должен чувствовать, что он желанный и нужный в вашей семье.


Почему взрослые врут, если это нехорошо? Не стоит пускаться в пространные рассуждения о том, что такое «ложь во благо». Это лишь запутает малыша, ведь по каким критериям и кто должен решать, где благо, а где нет непонятно. Лучше скажите, что взрослые тоже иногда поступают нехорошо. И если кроха уличил вас во лжи, не стесняйтесь признать, что поступили плохо и извиниться. У ребенка не должно складываться впечатление, что вы непогрешимы, а он один всегда во всем виноват.


Почему я не нравлюсь кому-то? Ребенок, которого любят в семье, попав в детский коллектив и впервые столкнувшись с неприятием кого-то из сверстников, может быть сбит с толку. «Ну почему я ему не нравлюсь, я плохой?» - примерно такой вопрос возникнет у крохи.

Объясните ему, что если он кому-то не нравится, это не делает его плохим. Просто каждый человек кому-то нравится, а кому-то нет, это так же естественно, как то, что, к примеру, малыш любит апельсины, а мама — яблоки.


Из чего сделана радуга? Если вы начнете объяснять ребенку, что такое законы физики и преломление света, он быстро потеряет интерес к вашему ответу, поскольку мало что из него поймет. Лучше проведите такой опыт: выберите солнечное окно, напротив него на стол поставьте стакан с водой, а на пол положите лист бумаги. Смочите из пульверизатора окно горячей водой, а потом сдвигайте стакан и лист бумаги до тех пор, пока на листе не появится радуга.


Содержимое туалета в самолете смывают на землю? После первого же путешествия в самолете у малыша появится множество вопросов. Например, куда девается содержимое унитаза, неужели падает на землю? Объясните крохе, что в самолете есть специальные резервуары для отходов, которые очищаются после посадки на землю.


Почему луну иногда видно днем? Даже маленьким детям известно, что луна светит ночью, а солнышко днем. И если кроха увидит луну в светлое время суток, у него возникнет закономерный вопрос: «почему так?».

Это прекрасная возможность поговорить с ребенком о движении планет в солнечной системе. Сделать это можно в форме игры. Привлеките к игре папу, поставьте его в центре и назовите Солнцем. Мама — Земля — должна ходить вокруг папы, а ребенок — Луна — вокруг мамы. Когда папа и малыш окажутся одновременно напротив вас, остановите игру и покажите ребенку, что сейчас Солнце и Луна могут светить одновременно, поэтому он видит Луну днем.

А еще обязательно

Наверное, многим родителям могут показаться знакомыми такие диалоги:

– Как прошел день в школе?
– Как обычно.
– Что вам сегодня давали на обед?
– Не помню.
– Как тебе фильм?
– Нормально.

Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. Родители беспокоятся, что из детей лишнего слова не вытянешь, а те искренне недоумевают, почему взрослых волнует обед на большой перемене, и отвечают неохотно, зато могут с жаром рассказывать о пройденном вчера уровне компьютерной игры.

В такие моменты кажется, что дети не готовы к нашему любопытству и вниманию. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после дня, проведенного в садике и школе, дети устают, хотят сменить тему разговоров и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:

  • Ты хорошо сегодня ел?
  • Много уроков задали?
  • Ты подготовилась к контрольной?
  • Как у тебя дела?

На такие вопросы обычно получаются предсказуемые ответы «да», «нет» или «хорошо». Но родителям, конечно, хочется быть в курсе того, что делают дети вне дома, о чем мечтают, чему хотят учиться, с кем им нравится дружить, какие проблемы бывают в общении со сверстниками. Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. Например, про день в школе или детском саду можно спросить так:

  • Какая игра у вас была сегодня самой веселой?
  • С какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
  • Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
  • У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
  • Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?

Дети учатся на вопросах, поэтому в дошкольном возрасте так часто их задают. Но ничуть не меньше они любят на вопросы отвечать. Будь это тест: «Какой из цветов тебе нравится больше: красный, синий или зеленый?», или вопрос на воображение: «Что бы ты взял с собой на необитаемый остров?» При этом дети хорошо чувствуют, когда вопросы заданы с искренним интересом, а когда взрослые просто желают выведать тайну или, что еще хуже, услышать ответ и прочитать лекцию о том, как на самом деле нужно мыслить.

Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье с раннего детства. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном или во время поездок в транспорте, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденных разговорах лучше узнавать друг друга.

Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, дает ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им фантазировать:

  • Если бы у тебя были крылья, куда бы ты полетел?
  • Каким сказочным героем ты бы хотел стать и почему?
  • Как ты думаешь, что находится за звездами?

Малышей интересует все на свете, но и их самих можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, ведь им нравится выдвигать свои версии устройства мира:

  • Как ты думаешь, почему мяч не тонет в воде?
  • Почему осенью листья меняют цвет?
  • Как бы ты мог нарисовать шум? А голос? А радость?

Дети постарше с еще большим удовольствием придумывают волшебные варианты ответов на вопросы:

  • Если бы ты мог завести любого, даже самого необычного питомца, кого бы ты выбрал?
  • Если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы попросил ее исполнить?
  • Что бы ты сделал, если бы стал на один день человеком-невидимкой?
  • На что бы ты потратил огромный выигрыш в лотерее?

Родители обычно знают, какие страхи и переживания имеются у детей. Но бывает, что ребенок не выдает своих волнений и переживает их в одиночку. Чтобы проговорить существующие проблемы и понять, как ребенок с ними справляется, вы можете спросить:

  • Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собаку, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
  • Что тебя больше всего злит?
  • Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?

Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:

  • Какие из моих слов были для тебя обидными?
  • Почему случившееся наказание кажется тебе несправедливым?
  • Как бы мы могли исправить неприятность, которая произошла между нами?

Если перепалка происходит между детьми, важно подойти к разрешению ситуации объективно. Видя плачущего младшего брата и покрасневшего старшего, стоящего в стороне, можно спросить: «Это ты ударил брата?», и это будет закрытый вопрос, к тому же содержащий скрытое обвинение, а оно лишь сильнее захлопнет раковину детского доверия. Но можно спросить: «Почему Ваня плачет? Что случилось?», и это будет приглашением к обсуждению инцидента, в котором смогут высказаться обе стороны.

Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе повспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить все:

  • С какого момента ты себя помнишь?
  • Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
  • Что тебе нравилось делать всей семьей?
  • Чем тебе запомнился детский сад?
  • Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?

А можно поговорить о будущем, о детских устремлениях и мечтах:

  • Есть ли кто-то известный или знакомый, на кого тебе хочется быть похожим?
  • Чему бы тебе хотелось научиться?
  • Как бы ты хотел украсить свою комнату?

Или задать более серьезные вопросы подросткам:

  • Если бы ты мог изменить в себе три вещи, что бы ты исправил?
  • На твой взгляд, девочки лучше выглядят с макияжем или без него?
  • Как ты думаешь, какой возраст самый подходящий для того, чтобы жениться или выходить замуж?
  • Что бы ты сделал, если кто-то предложил тебе попробовать сигареты?

Вместо поверхностного вопроса: «Ну как, понравилась тебе книга?», лучше задать такой, на который можно получить развернутый ответ: «Какой момент тебе показался самым интересным?» Призывая детей говорить, мы тренируем в них и полезный навык выступлений, и способность выражать свою точку зрения, помогаем расширять словарный запас и учим общаться с другими людьми, внимательно слушая и задавая встречные вопросы.

Практика открытых вопросов в случае, если она естественно вплетена в процесс семейного общения, а не происходит в форме интервью или допроса, сближает детей и родителей, несет познавательную ценность, а также обучающий момент. Во время разговора вы можете тактично высказывать и свое мнение или подводить ребенка к важной мысли наводящими вопросами. Если вы видите, что дочка не решается поучаствовать в школьном спектакле, хотя ей хочется быть задействованной, спросите «почему тебе кажется, что это невозможно?», чтобы понять причину страха. А затем вместе подумайте, как можно справиться с волнением, как еще можно поучаствовать в спектакле, если не выступать в качестве актера: может быть, нарисовать декорации, придумать костюмы, говорить голосом автора? Когда наводящие вопросы сформулированы верно, находятся и идеи для решения проблем.

3 13 025

Вспомните, насколько умнее и мудрее вы почувствовали себя, когда у вас появился маленький «почемучка». Формулируя ответы на вопросы, мы больше понимаем о себе и окружающем мире, учимся мыслить эффективнее, точнее, продуктивнее. Отплатите добром за добро! Спрашивайте ребёнка о его впечатлениях, чтобы они превращались в осознанный и полезный опыт. Для начала воспользуйтесь этим списком вопросов.

1. Какими пятью словами можно описать тебя? Вопрос обращает внимание ребёнка на то, что он знает о себе и что о нём могут думать окружающие. Для вашего малыша это может стать точкой отсчёта, из которой вырастет правильная самооценка.

2. Какие занятия заставляют тебя чувствовать себя счастливым? Возможно, вы услышите ответ: «компьютерная игра» - и расстроитесь. Не спешите! Вопрос должен направить внимание ребёнка на тот факт, что есть не одно, а несколько занятий, приносящих радость, и что можно сделать их основными направлениями своей деятельности.

3. Что ты умеешь делать настолько хорошо, что мог бы научить этому других? Вопрос подскажет, что стоит чему-то научиться по-настоящему хорошо. А главное - поможет осознать собственную ценность и компетентность в чём-то, почувствовать себя в чём-то особенным. Зная, что ему есть что предложить другим, даже очень маленький человек чувствует себя увереннее.

4. Что было самым хорошим и самым плохим из всего, что с тобой произошло? В жизни приятные известия и проблемы перемешаны. Размышляя над этим вопросом, ребёнок легче поймёт, что плохое иногда случается, но не длится вечно. Возможно, и вы получите важную информацию для размышления.

5. Что ты узнал из этих лучших и худших событий? Как говорится, опыт - лучший учитель. Пусть, отвечая на такие вопросы, ребёнок учится извлекать уроки из всего происходящего. Выводы, сделанные на основе собственных переживаний, удержат его от повторения одних и тех же ошибок в будущем.

6. Как ты думаешь, что тебе больше всего пригодится, когда ты станешь взрослым, из всего, чему ты сейчас учишься? Хороший вопрос, который сам напомнит ребёнку, что когда-нибудь он станет взрослым, самостоятельным, и ему понадобятся знания. В поисках ответа дети сами точнее любых взрослых формулируют для себя правильную мотивацию в учёбе и освоении новых навыков.

7. Если бы ты мог перенестись во времени на три года и встретиться с собой младшим, какой совет ты бы дал себе? Отличный вопрос для весёлого воображаемого путешествия! Но, однако, будьте готовы услышать о чём-то, что, вероятно, наносит вред вашему ребёнку. Из ответов можно многое узнать об осмыслении прошлого опыта, о разочарованиях и, возможно, неизжитых травмах.

8.Кому и за что ты больше всего благодарен? Есть прямая связь между чувством благодарности и счастьем. Отвечая на этот вопрос, ребёнок почувствует себя более удовлетворённым, ярче увидит светлую сторону бытия, сможет оценить разные обстоятельства своей жизни и сравнить их ценность, разобраться, что важно, а что не очень.

9. Как ты думаешь, что человек чувствует внутри себя? Дети сосредоточены на своих собственных ощущениях и переживаниях. А ответ на этот вопрос заставит ребёнка отнестись с большим вниманием к переживаниям других, научит строить отношения с людьми и поможет избежать ненужных конфликтов.

10. Если бы ты мог придумать какое-то одно правило для всех людей, какое бы оно было и почему? Всегда полезно направить внимание ребёнка на тот факт, что жизнь в обществе регулируется правилами, которые нужно соблюдать. Зачем нужны правила? Почему они такие? Что будет, если их нарушить?.. У вас есть шанс вернуть ему все вопросы, которыми он ставил вас в тупик!