Инструкция: что делать, если ребенка травят в школе. Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция Учитель травит ребенка что делать

Травля детей школьного возраста – весьма распространенная и острая проблема, такая ситуация может случиться в любом коллективе детей и подростков. Позиция учителя при этом критически важна. Жестокость среди детей порой не имеет границ. И педагоги, и руководство школы обязаны пресекать любые подобные явления в стенах учебного заведения. Учителя должны занимать чёткую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли – не поддерживать её, при этом оказывать эмоциональную поддержку ребёнку-жертве, создавать ему ситуацию успеха, организовать группу поддержки среди детей. Однако бывает и так, что даже учителя не считают нужным вмешаться в конфликты между детьми, считая, что детские разборки – это явление обыденное. Поэтому родители должны внимательно относиться к своему чаду и уметь распознавать чувства и стостояния ребёнка, прояснять причину негативных эмоций и проявлений, так как зачастую дети не рассказывают родителям про издевательства одноклассников, поскольку для них это унизительно.

Почему такое происходит? Обычно отношения в малых группах людей, что у взрослых, что и у детей, строятся на неформальных принципах, и в силу этого в классе всегда существует распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием психофизиологических возможностей учеников, то есть под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.

В сложившейся ситуации любому родителю сначала хочется наказать обидчиков и защитить своего ребёнка. Однако не следует подвергаться своим отрицательным эмоциям, для начала необходимо посмотреть на свое чадо со стороны и понять – почему? Каковы истинные причины травли моего ребёнка? Для этого, конечно, нужно составить доверительный разговор с ребёнком, а может быть и с его друзьями (если они есть). Так же следует обозначить свою позицию классному руководителю. Возможно, выступить на ближайшем родительском собрании с призывом к другим родителям об объединии усилий для того, чтобы травля не превратилась в традицию этого класса, поскольку рано или поздно объектом коллективной травли может стать любой ребёнок из этого класса.

В результате травли оноклассников у ребёнка пропадёт желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное в такой ситуации, что регулярные издевательства способны спровоцировать у ребёнка попытку самоубийства или покушения на кого-то из своих преследователей, поэтому родителям необходимо обратиться с имеющейся проблемой к школьному или независимому психологу.

Причины травли ребёнка и соответствующего эмоционального отношения к нему большей части детей в классе могу быть самыми разными, но выделяют основные три:

Внешний вид. Действительно, в русской народной пословице содержится истина «встречают по одёжке, провожают по уму», особенно в детском коллективе. Поэтому родителям нужно помнить об этом, пусть даже для вас, как для взрослого человека, одежда не является ценностным критерием в оценке качеств личности. Для ребёнка важно быть принятым в обществе, сответствовать ему, особенно, если он только вливается в коллектив.

Обувь, одежда, аксессуары – на всё это родителям также надо обращать внимание, чтобы ребёнок не стал объектом детских насмешек.

Если ваш ребёнок страдает полнотой или у него плохая физическая форма – отправляйтесь записывать его в спортивную секцию. Что касается физических недостатков, которые исправить невозможно, то важно сформировать в ребёнке правильное отношение к ним и уверенность в себе.

Поведение.
Дети очень чуткие и отлично чувствуют слабости своих сверстников, поэтому важно знать проблемы в поведении своего ребёнка и учить его их преодолевать. Следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от реакции на них, от эффекта, которого они достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать или убегает, они чувствуют свою власть над ней. Такие способы привлечения к себе внимание, как заискивание или надменность, могут привести к неприятию ребёнка в среде одноклассников. Если же потенциальная жертва отвечает обидчикам с юмором и технично, к ней в итоге перестают приставать.

Понаблюдайте за своим ребёнком, как он ведет себя с одноклассниками, какая у него сложилась самооценка. Если вы установили, что у вашего ребёнка самоценка занижена, то нужно принимать меры. Без поддержки взрослых ребёнку трудно будет работать над своей самооценкой.

Именно поэтому родители должны окружить ребёнка вниманием и любовью, побольше общаться с ним, объясняя, как складываются человеческие взаимоотношения, чтобы ребёнок почувствовал себя личностью, стал сильнее психологически и крепче эмоционально. Важно создавать для ребёнка пространство и вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным и успешным. Очень помогают в решении этих проблем группы поддержки, хобби и увлечения.

При этом, дорогие родители, главное не то, как ребёнок выглядит в глазах окружающих, а то, как ребёнок сам себя чувствует, оценивает себя и окружающих. Нужно больше хвалить и поощрять его правильные поступки и даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.

В конечном итоге ваш ребёнок должен научиться самостоятельно справляться со своими проблемами и в то же время чувствовать защиту и поддержку своей семьи.

Успеваемость.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать одной из причин его низкой успеваемости и наоборот. Повысить общую успеваемость в школе помогут занятия с репетиторами. Хорошая успеваемость в совокупности с психологической уверенностью ребёнка помогут ему занять достойное место в детском коллективе.

Перечень приведенных причин не является исчерпывающим, могут быть и другие.

Главное, что нужно понять: травля человека – это недопустимое явление, которое наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы, но не менее вредна и для самих преследователей, и для сторонних наблюдателей, т.е. остальных ребят из класса. Более слабые из «наблюдателей» сами испытывают постоянный страх оказаться на месте жертвы, что способствует снижению их самооценки и потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, поскольку они быстро усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.

О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке . За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.

Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс - номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.

По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.

Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.

Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.

Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».

Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.

По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.

Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.

Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».

Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.

Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.

Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?

Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом - мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения. И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты - вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.

Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и , который жалуется на травлю со стороны одноклассников.

Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.

В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке , и случилось чудо: мальчику и другие российские звёзды.

Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать .

О травле часто не говорят вслух, потому что это может навредить репутации школы, учеников или родителей. Но она существует и может принести большие проблемы всем, кто в ней участвует - включая инициаторов агрессии. Двигателями травли являются невежество, максимализм и социальное окружение, которое во многом создаёт предпосылки для давления на отдельных членов сообщества.

Самый напряжённый в этом отношении возраст - 11-14 лет, когда подростки ищут себя и своё место в мире. Выстраивая свою идентичность, они объединяются в группы. В этот период детские коллективы очень сепарированы и имеют прямолинейную идеологию без градиентов: мир для подростков делится на чёрное и белое. Сформировавшиеся группы подростков стремятся поддерживать целостность.

Самый простой путь к сохранению стабильности группы - конструирование идеи внешнего врага и поиск более слабого противника, систематическое притеснение которого удовлетворяет членов доминирующей группы.

В социологии это называется негативной мобилизацией. Группа поддерживает внутренний консенсус благодаря внешнему насилию. Такая система может существовать достаточно долго и стабильно.

Как правило, есть несколько человек, одержимых идеей травли кого-то. Они используют грубую силу для поддержания авторитета и направления действий более низкоранговых одноклассников. Кто-то участвует в преследовании для того, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то занимается травлей ради удовольствия, кто-то делает это из страха, внутренне сочувствуя объекту буллинга (от английского bullying).

Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли, где очень ярко раскрыта тема травли в подростковой среде. На тематических учительских форумах участники часто предлагают проблемным ученикам познакомиться с «Чучелом», чтобы они увидели свои действия со стороны.

Травля осуществляется устоявшимися способами:

  • моральное насилие,
  • физическое насилие,
  • порча личного имущества,
  • слухи, сплетни, ложь.

Отдельно стоит отметить так называемую «интернет-травлю» - продукт цифрового века. В некоторых случаях интернет-травля проявляется в поиске компромата на жертву с последующим шантажом. Помимо шантажа существует целенаправленный «слив» компрометирующей информации в интернет. Одним из инструментов интернет-травли может служить целенаправленный троллинг. «Тролли» играют на слабостях своих жертв: бьют по самооценке, высмеивают увлечения и недостатки других людей.

Мы попросили психолога, который занимается проблемой школьного буллинга, ответить на несколько вопросов о том, как устроена травля, и что делать, если ваши дети с ней столкнулись.

Александра Бочавер,

кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Механизм травли и группы риска

Травля - это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор - жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы - как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

Последствия травли для участников

В травле участвуют три стороны: ребёнок, оказавшийся в роли жертвы; ребёнок, занимающийся преследованием; дети, оказавшиеся свидетелями травли. Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведёт к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Дети, которых постоянно обижают, часто демонстрируют психосоматические симптомы тревожно-депрессивного расстройства, могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, чаще болеют, теряют учебную мотивацию и стремятся не ходить в школу. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя - незащищенными.

Ребёнок, долгое время безнаказанно занимающийся травлей, часто убеждается в том, что в чьих руках власть, тот и прав, и переносит этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать его так же, как он это делает с другим ребенком сейчас. Дети, занимающиеся травлей, впоследствии чаще демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Дети, на глазах которых происходит систематическое преследование одних сверстников другими, переживают страх и стыд. Если травля не прекращается благодаря их вмешательству или включению взрослых, они привыкают к тому, что их участие пассивно, а их многочисленность ничего не значит.

Длительная травля в классе действует негативно на всех детей, отучая их от уважительных партнерских отношений и акцентируя беспомощность одних и власть (силу, статус) других. Бездействие взрослых укрепляет это ощущение.

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе - с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения. Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

  • Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
  • Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее). Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
  • Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
  • Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками. Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
  • Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий - от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать. Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
  • Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации. Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
  • Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно - особенно перед другими родителями. Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает. Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» - просто в паре с родителем он занимает роль слабого.

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации - не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Энакин Скайуокер

Мам, ты говорила, что все проблемы во вселенной от того, что никто никому не помогает.

Моя дочь учится в 5 классе. В этом учебном году мы перешли в другую школу из-за того, что в прежней школе уровень преподавания нас не устраивал. При поступлении сдавали экзамен по английскому (сдали на 5). Первую четверть все было благополучно, ребенок был доволен. На каникулы дети ездили в Польшу, учительница, которая их возила, сказала, что ребенок вел себя замечательно и пообещала, что ее обязательно возьмут весной во Францию. А потом дети поехали на экскурсию по Москве, ребенка укачало в автобусе в час пик и стошнило. После этого начался кошмар. Классной руководительнице (ведет английский, но не в нашей группе)пришлось за ней убрать, при этом ребенка обозвали свиньей, оборали, и заявили, что небось в Польше ее не тошнило. Естественно, на следующий день об этом знала вся школа. Когда дочь пришла сдавать деньги на поездку во Францию, учительница по истории при всем классе сказала, что она на месте той, которая их возила, никуда бы ребенка не взяла, потому что дочь, якобы, вела себя в Польше отвратительно. Учителя начали занижать отметки чуть ли не по всем предметам. Особенно старались историчка и литераторша. На истории, например, ребенка дважды выгоняли из класса якобы за разговоры, ставили двойки. Бабушка ходила разговаривать с историчкой, та сказала, что даст возможность исправить отметку, но не только не дала, а вообще перестала вызывать ребенка на уроке и все время угрожала, что выставит двойку в четверти. Разговаривали с завучем - та искренне возмутилась, сказала, что поговорит с историчкой и с классной, сказала, что если у ребенка будут проблемы, пусть подходит сразу к ней. После этого ребенок получил сотрясение мозга на физкультуре и месяц просидела дома. Пришлось опять идти к завучу, потому что историчка продолжала грозить двойкой в четверти. С двойкой проблемы решили, зато на следующий день позвонила та учительница, которая возит их в поездки (они с историчкой подруги) и сказала, что во Францию она ребенка взять не может, потому что ребенок перенес сотрясение мозга (дело было в декабре, а едут они в конце марта). Никакие уговоры не помогли. Ребенок страшно расстроился. Теперь началась новая четверть, и первым делом ребенок сразу получил две двойки за те темы, которые проходили, когда ребенок сидел дома с сотрясением мозга. Когда дочь подошла к учительнице по русскому и попросила объяснить тему, которую она не понимает, учительница велела открыть учебник и прочитать самой. Потом классная объявила детям, что они поедут на две экскурсии - все, кроме моей дочери (как сказала учительница, "она сама знает, почему" - речь, естественно, опять о том же случае в автобусе). Сегодня бабушка ходила на родительское собрание, классная недвусмысленно дала всем понять, что если они не хотят проблем по физкультуре и по географии, которая начнется в следующем году, то нужны подарки. Когда бабушка после собрания подошла к классной с вопросом, почему ребенка не берут на экскурсию, та ответила, что никуда и никогда ее теперь не возьмет до 11 класса, "и вообще никто в школе не хочет ее никуда брать". Бабушка не умеет воевать с учителями, и сказала, что сама привезет ребенка куда нужно и если нужно, поедет с ним, и что нельзя ребенка травить за то, что может случиться с каждым. А та ей ответила, что она никогда не забудет того что случилось. Бред какой-то! В результате из-за одной идиотки вся школа стоит на ушах, ребенка травят на половине уроков - где-то занижают отметки, где-то просто не спрашивают. Четверть уже давно началась, классную даже не интересует, что у ребенка отметки за прошлую четверть до сих пор не проставлены. Как с ней бороться, я не знаю. То есть, конечно, понятно - деньги могут решить все, но этим путем я идти не хочу. Я сама училась без всяких денег, в нашей школе такая ситуация вообще была бы неприемлема. Теоретически, можно еще раз сходить к завучу, но я боюсь, что будет еще хуже. Переходить опять в другую школу дочь не хочет, у нее здесь уже появились новые друзья. Кроме того, нас устраивает то, что в этой школе два языка и гуманитарная направленность, да и найти нормальную школу в нашем районе крайне сложно.
У ребенка падает мотивация, у нее нет никакого желания учиться, потому что она понимает, что заслуженную отметку ей все равно не поставят. Она понимает, что учителя ее терпеть не могут, хотя, с другой стороны, знает, что они не обязаны ее любить. Я объяснила дочери, что мы, по сути дела, находимся в состоянии войны с учителями, и победить можем только с помощью знаний, причем для того, чтобы получить 5, она должна ответить на 10. Несколько раз ей это даже удалось. Но зато это стоит нечеловеческих сил мне, поскольку, возвращаясь с работы в 9 вечера, я еще до 11 проверяю у ребенка уроки и объясняю то, что не смогли объяснить учителя (итория, русский, литература, английский).
Я не знаю, как изменить эту ситуацию. Помогите советом! Потому что на сегодня уже осталось единственное, что мне приходит в голову - подловить эту классную грымзу, которая замутила всю эту воду, в темном переулке и удушить собственными руками. Хотя логичнее всего - подать на нее в суд. Потому что это издевательство над ребенком и в полном смысле этого слова нарушение его прав, дискриминация. Кто знает закон - подскажите.

Ксения Букша: По зарубежным исследованиям, каждый пятый ребенок познал на себе, что это такое - или попросту травля. Бойкоты и побои, смешки и тычки, отвержение и бессилие. Каждый седьмой участвовал в травле сам. Сколько учеников оказались в пассивной, беспомощной и не менее вредной роли наблюдателя - сосчитать труднее. Почему дети травят друг друга и что делать, если вдруг затравили ребенка.

Причины и участники

Дети подрастают и осваивают социальные взаимодействия. Многим из них необходимо пережить сплоченность по какому-либо принципу. Если есть основания добрые, положительные, - дети охотно берут именно их. Беда в том, что в современной школе созданием таких оснований никто не занимается; школа нынче - «поставщик образовательных услуг». А что коллектив детей обязательно будет решать свои задачи за счет некоторых своих членов - на это школе как системе наплевать. Итак, в отсутствие задач конструктивных дети неизбежно сплачиваются против кого-то. И часто это бывает не борьба группировок, а именно травля одного-двух отщепенцев класса. Таким отщепенцем может стать практически любой ребенок.

Чаще не везет отличающимся: слишком чувствительным, шибко умным или, наоборот, тормознутым интеллектуально и немного запаздывающим социально

Внешние признаки (очки, одежда и прочее) играют второстепенную роль, но могут поспособствовать травле, если дело идет к тому. Зачинщиками травли часто бывают дети «близкие к идеалу» - сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе, и, соответственно, внутри которых коренится глубокий социальный страх «упасть с пьедестала», либо дети - неформальные лидеры, часто не очень благополучные, недополучившие родительской любви. Кстати, эти две группы не исключают друг друга: ребенок может прекрасно учиться и преуспевать, но при этом иметь не слишком теплые отношения в семье.

Рядом с зачинщиками существуют их клевреты, на некотором расстоянии - «болото» наблюдателей, которые видят травлю, не особенно участвуют в ней, но и не делают ничего, чтобы ее прекратить (потому что боятся тоже стать козлами отпущения). Иногда появляются и защитники - рано эмоционально созревшие дети, которым невыносимо видеть, как мучают одноклассника.

Травля - это очень серьезно. Недооценивать происходящее нельзя. На кону как минимум несколько испорченных лет жизни всех членов коллектива. Зачинщики получают нездоровый опыт всесилия и увеличивают собственный стыд и страх перед социальным падением. Наблюдатели - опыт равнодушия и опять-таки стыда и страха. У объекта травли может серьезно пострадать самооценка и вера в людей, замедляется эмоциональное развитие.

По исследованиям Ольвеуса и Гилмартина, в зрелом возрасте в семьях агрессоров нередки случаи насилия. Бывшим «жертвам» труднее, чем в среднем по популяции, устанавливать близкие контакты с людьми. А пассивные наблюдатели могут проявлять меньше сочувствия к страданиям других.

Бывают последствия и покруче: случалось, что доведенный до отчаяния ребенок сильно травмировал или убивал своего мучителя, а подростки в результате травли совершали самоубийство. Неумолимая статистика показывает, что жестокость вербальной и социальной травли (в отличие от физической) не снижается с годами сама, а подростки в среднем гораздо меньше сочувствуют жертвам, чем младшеклассники.

Поэтому нужно действовать. Вопрос - как?

1. Вы должны правильно оценить обстановку и рассказать об этом учителю

Нужно четко понять, что происходит в данном детском коллективе. Одно дело - когда ребенок просто не имеет друзей, когда одноклассники к нему равнодушны. Другое - если его активно травят, издеваются, не здороваются, высмеивают, показательно «ненавидят». Поверьте, это совершенно разные вещи, которые невозможно перепутать. Так как у вас, очевидно, есть какой-то контакт со своим ребенком - травлю вы пропустить не сможете и делать вид, что ребенок «просто непопулярен» не стоит. Потому что действия в первом и во втором случае - принципиально разнятся.

Если ребенок робок и хотел бы больше высовываться, имеет смысл помочь ему раскрыться, показать свои хорошие стороны, умения. Но если его травят, это не поможет, будет только хуже! Любая, абсолютно любая черта ребенка будет обращена против него. Если тебя травят, ты можешь быть отличником, двоечником или хорошистом, серым и забитым или ярким, можешь уметь стоять на ушах, рисовать комиксы, иметь крутой планшет - и тебя будут травить именно за это. Бесполезно не обращать внимания и не плакать, не поможет научиться давать сдачи (нападающих - больше, да и не сводится отвержение только к физическому насилию), он никак не сможет обернуть травлю в свою пользу.

2. Учитель должен взять на себя ответственность

Если вы видите, что ребенка действительно травят, нужно сообщить об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля - системный баг школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего.

Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребенку. Помним, что жертва не может быть виновата в насилии. Но есть и более неочевидное знание: зачинщики травли тоже не вполне виноваты, особенно если речь идет о младшеклассниках. Это не сознательное злодейство, а следствие неправильно направленного инстинкта. Поэтому наказания - попытка изменить поведение зачинщиков - не сработает точно так же, как и благоглупости вроде «пусть она покажет, как хорошо она умеет прыгать через резиночку, и все ее зауважают».

Кадр из фильма «Чучело», 1983 . Режиссер - Ролан Быков

Именно поэтому неэффективно и говорить с родителями зачинщиков - ведь дело не в самих этих ребятах-лидерах, а в сложившемся стиле поведения всей группы. Точечные меры не сработают. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя. Если учитель к этому не готов, родителю имеет смысл обратиться выше. Возможно, он встретит большее понимание у директора или школьного психолога.

Людмила Петрановская, психолог. Статья «Детки в клетке» из блога, посвященная школьному моббингу: «Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции - крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру „а что же вы со своим ребенком не поработали“, но после вопроса: „То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?“ быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились».

3. Уходить или нет?

Многие предлагают просто перевести жертву или зачинщика в другую школу. Но нет гарантии, что ситуация не повторится на новом месте: новенький в коллективе с недавним неприятным опытом роли жертвы травли - это повышенный риск отвержения, особенно если класс опять окажется проблемным. Оказавшийся новеньким зачинщик - тоже в стрессе, и с немалой вероятностью попытается воспроизвести схожую иерархию на новом месте, пусть не в роли лидера, а в роли «клеврета». Да и старая группа, привыкшая к травле как стилю жизни, выберет других участников на роли лидера и козла отпущения. Конечно, есть ситуации, когда нужно просто бежать и спасать ребенка (подростка). Но беда в том, что как раз в таких ситуациях смена школы может не помочь. В наши дни травля, особенно у детей старше 9-10 лет, нередко продолжается посредством соцсетей, где полным-полно страничек вроде «Кто ненавидит Васю Пупкина». Невозможно ведь отобрать у подростка мобильник и отрезать его от интернета. Итак, если говорить не о спасении ценой бегства, а о прекращении травли как явления, возможно, имеет смысл не убирать из школы отдельных детей, а попытаться преодолеть ситуацию вместе.

4. Учитель и класс вместе против моббинга

Только так. Не «учитель заступается за жертву» и не «все обличают зачинщиков». Это не поможет. Сработают только длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе. В тяжелых случаях, если группа детей живет травлей долгие годы, имеет смысл расформировать класс и/или сменить классного руководителя. Но если травля началась недавно, если школа еще начальная, существует последовательность шагов, которая поможет переломить ситуацию.

Учитель должен, не стыдя и не называя отдельных «виновников», дать классу понять, как мерзко и опасно то, что происходит в их коллективе. Часто дети сами не понимают, какой вред наносят жертве, им кажется, что их действия вполне невинны. Дело учителя - разъяснить им это, как и то, в какой непривлекательной роли выступают они сами.

Людмила Петрановская, психолог: «Напомнив детям тот отрывок [в сказке «Гадкий Утенок»], в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Когда все в классе согласятся, что больше не хотят продолжать жить травлей, начинается процесс оздоровления, за которым строго следит учитель. Каждый день, каждую неделю он мониторит процесс позитивных изменений и отслеживает: были ли драки, насмешки, угрозы. Атмосфера в группе школьников - это действительно забота классного руководителя. На моральное чутье детей полагаться рано, если оно и просыпается в ком-то, то один ученик не имеет достаточного влияния, чтобы по-настоящему изменить, переломить ситуацию. Поэтому менять класс можно только под строгим контролем сверху. И лидер в классе должен быть только один - учитель.

Во многих странах существуют национальные программы предотвращения детской травли, например, программа Ольвиуса в Норвегии применяется уже двадцать лет, и за время ее существования количество жертв травли сократилось на 50%. Помимо прочего, эта программа предполагает высшую инстанцию - межшкольный комитет по проблеме моббинга. В Великобритании действует программа Таттума, которая учреждает в каждой школе суд из учеников и учителей для разбора подобных жалоб. Для случаев жесткой подростковой травли существует прием «челночной дипломатии»: психолог попеременно встречается то с объектом травли, то с агрессорами, вырабатывая условия, на которых стороны могли бы встретиться и заключить перемирие.

После того как травля прекращена, время позаботиться о том самом, что упоминается в начале статьи, - позитивные основания для совместной работы. Конечно, никого не нужно тянуть в коллектив силой. Есть дети, которым так и не захочется или они не смогут активно дружить и участвовать в совместных играх и делах. Но важно, чтобы те, кому нужно проявить себя, могли делать это без насилия.

На фото: кадр из фильма «Чучело», 1983 г., режиссер — Ролан Быков.