Игры с палочками кюизенера для детей. Счетные палочки для дошколят - это и учеба, и игра

Палочки всякие нужны

Действительно, самые разные палочки таят в себе массу возможностей для малышовых игр. Вот, скажем, обычные счетные палочки. Чаще всего мы используем их по назначению: пересчитываем вместе с малышом, изучая первые математические понятия. Но, кроме простого пересчитывания, с палочками можно придумать много других полезных игр и занятий. И не только математических. Или возьмем спички. Каждый из нас усвоил с детства, что «спички - детям не игрушка». Но это смотря как играть! Спички могут стать хорошим подспорьем для игр, только сначала их нужно обезопасить. Ножом счистите со спичек серу, сложите их в отдельную коробочку - и замечательный материал для игр готов. А вот зубочистки для игры с малышами лучше не использовать. Они имеют достаточно острые края - кроха может пораниться.

Какие же еще палочки пригодятся нам для игры? Прежде всего, соломинки для коктейля. Они бывают разных цветов и разной длины. Подойдут всякие, и чем больше разных - тем лучше. Если вы часто покупаете мороженое на палочке, можно насобирать этих самых палочек. Вымойте их, высушите и храните в отдельной коробочке. Им тоже найдется полезное применение. Добавим в арсенал подручных средств картонные трубочки (от бумажных полотенец, туалетной бумаги), и можно приступать к играм.

Игры с палочками будут не только замечательным развлечением для малыша, они помогут его всестороннему развитию. Пытаясь захватить спичку непослушными пальчиками, кроха будет тренировать мелкую моторику, учиться координировать свои движения. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш станет развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный опыт. Выкладывая узоры и фигурки, кроха потренирует пространственное и творческое мышление, фантазию, воображение. А еще игры с палочками - это способ развития математических способностей и мышления, усидчивости и умения концентрировать внимание. Играть в подобные игры можно где угодно: дома за столом, на ковре или на диване, на улице, на даче, на пляже во время летнего отдыха…

Но прежде чем играть, будет не лишним вспомнить основные правила безопасности. Все-таки спички, кусочки коктейльных трубочек - достаточно мелкие предметы для ребенка. Не оставляйте кроху с подобным игровым материалом без присмотра. Всегда будьте рядом, помогайте, объясняйте, направляйте игру в нужное русло и внимательно следите за действиями малыша.

«Моторные» палочки

Игры с небольшими предметами, которые малышу необходимо брать в руки и проделывать с ними какие-то манипуляции - лучший способ тренировки мелкой моторики. Развитые, умелые пальчики помогут крохе легче справляться с письмом в будущем. А, кроме того, упражняя пальчики, мы способствуем развитию речи маленького игрока.

Копилка. Если у вас есть обычная копилка, предложите малышу бросать в нее не монетки, а счетные палочки или спички. Обычно копилки выполнены в виде какого-то персонажа. Вот пусть малыш его и «кормит» палочками. Заполнили копилку доверху, высыпали спички - и можно заполнять снова.

Бутылка-копилка . Вместо покупной копилки можно использовать любые подходящие подручные предметы: пластиковые бутылки, флаконы от шампуней и кремов, жестяные банки из-под напитков. Это внесет в игру разнообразие. Главное, чтобы отверстие в них было не слишком большое. Тогда малышу придется проявить больше ловкости. А, значит, и пользы от игры будет больше. На каждом флаконе нарисуйте маркером смешную рожицу животного или человечка, чтобы «кормить» их было интереснее.

Пластилиновый ежик. Из большого куска пластилина слепите ежика. Расскажите малышу, что ежик где-то потерял свои иголки и теперь не может собирать сухие листочки для своей норки. Да и обидеть теперь его каждый зверь может. Конечно, добрый малыш согласится помочь ежику - воткнуть ему в пластилиновую спинку новые иголки из спичек. Точно так же можно слепить конус-елочку. И добавить ей «осыпавшиеся» иголки.

Ловкие пальчики. А эта игра подойдет трехлетним ребятишкам. Малыш зажимает в кулачке десяток спичек, держит их над столом, а потом разжимает кулачок, чтобы спички упали на стол. Теперь его цель - собрать все спички в кулачок одной рукой так аккуратно, чтобы не задеть те, которые еще лежат на столе. Это очень непростая задача, но она замечательно развивает точность движений. Начните всего с трех-четырех спичек, постепенно увеличивая их количество.

Не урони! Для самых маленьких игроков это упражнение будет сложновато, а вот трехлетним ребятишкам уже можно его предложить. Оно замечательно развивает ловкость, точность, аккуратность, координацию движений. Положите на стол пять спичек. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую - двумя указательными, третью - двумя средними. Затем четвертую - безымянными пальцами, пятую - двумя мизинцами. Конечно, такой трюк у малыша получится не сразу. Пусть сначала потренируется поднимать по одной спичке указательными пальцами. Но если ему удастся освоить упражнение, вы сможете по праву гордиться своим малышом и его умелыми пальчиками!

Умные палочки

С палочками интересно учить цвета, осваивать первые математические понятия, развивать мышление и логику. Причем новые игры можно придумывать бесконечно: чуть-чуть изменили задание, и вот игра уже другая!

Рельсы-рельсы… Предложите малышу построить из счетных палочек рельсы для поезда (можно одновременно использовать и палочки, и трубочки, чтобы дорога получилась длиннее). Сначала выкладываем рельсы - две длинные параллельные линии. Затем добавляем шпалы - кладем палочки перпендикулярно. Ребятишкам постарше задайте ритм чередования шпал: например, красная, синяя и снова красная или две желтых, одна синяя, две желтых и т.п. Вы начинаете, а малыш продолжает. Потом пусть кроха придумает свое чередование, а мама продолжит…

Дорожки. Строить дорожки из палочек - тоже интересное занятие. Главное, чтобы потом по этим дорожкам кто-нибудь побегал. Может, пальчики малыша. А, может, небольшая игрушка. Или выкладывайте дорожку от одной игрушки до другой, чтобы им было легче ходить в гости друг к другу. Тогда и строить будет веселее!

Длинные и короткие. Параллельно с «дорогостроением» можно знакомить малыша с понятиями «длинный» и «короткий». Построим две дорожки разной длины и будем их сравнивать. По длинной дорожке игрушка будет идти долго и даже успеет спеть целую песенку. А по короткой - раз-два, и дорожка закончилась! А потом пусть малыш сам построит дорожку короткую и дорожку длинную и разберется, где какая.

Узкие и широкие. А еще можно сделать дорожку узкую и дорожку широкую. Покажите малышу, что по узкой дорожке может проехать всего одна машинка. А на широкой дорожке может поместиться целая шеренга из нескольких машин.

Цветная копилка . Параллельно с развитием моторики можно еще и учить основные цвета. Возьмите пластиковую круглую баночку с крышкой из-под пищевых продуктов. Внутри банки сделайте перегородки из картона, разделив ее на четыре отсека. Крышку тоже разделите на четыре части, приклеив на нее цветную бумагу основных цветов (у вас должен получиться цветной круг, каждая четверть которого имеет свой цвет). Прорежьте в крышке четыре отверстия, чтобы в них можно было просовывать счетные палочки. Задача малыша - не просто просовывать палочки в дырочки, а опускать их в отверстие своего цвета. Когда все палочки будут распределены, откроем крышку и проверим: в каждом отсеке должны быть палочки одного цвета.

Палочки-конструкторы

Из разноцветных счетных палочек, трубочек для коктейля или спичек можно как из своеобразной мозаики выкладывать самые разные фигурки.

Учим фигурки. Выкладывайте на столе геометрические фигурки из палочек (квадрат, треугольник, ромб, трапеция, звезда и т.п.) и называйте их. Пусть малыш попробует рядышком выложить точно такие же фигурки. Кроха гораздо быстрее запоминает информацию, если во время обучения одновременно задействуется несколько органов чувств. Сложив несколько раз фигурки из палочек, «пощупав» их, малыш легко их запомнит. Точно так же можно учить и буквы, выкладывая их из спичек или счетных палочек.

Строим дом. Из палочек можно выкладывать самые разные картинки: домики, машинки, елочки, кораблики, ракеты, самолетики и даже человечков! Самым маленьким строителям не обойтись без помощи мамы. А малыши постарше пусть попробуют придумывать свои собственные рисунки и узоры. И здесь тоже можно параллельно повторять цвета. Например, выложите рядом два домика: один только из красных палочек, другой - только из синих.

Собираем по схеме. Ближе к 3-м годам можно учить малыша выкладывать разные фигурки и картинки по схеме. Для этого маме необходимо сначала эти схемы нарисовать. Это совсем не сложно! Возьмите линейку, цветные карандаши и лист бумаги в клеточку. Выложите несколько разных фигурок из счетных палочек, а затем зарисуйте их на бумагу, точно повторяя цвета, количество и расположение. Схема готова. Начните с самых простых форм. Например, покажите малышу как, используя схему, выложить из палочек красный треугольник.

Палочки-поделки

Всевозможные палочки пригодятся нам и для творческих занятий. Они помогут смастерить вместе с малышом веселые и симпатичные поделки.

Разноцветные бусы. Возьмем коктейльные трубочки, отрежем от них гофрированную сгибающуюся часть. Вот эти отрезанные кусочки мы и будем использовать в качестве бусин. Для бусин можно и просто порезать трубочки на кусочки, но гофрированные части смотрятся эффектнее. Дайте малышу шнурок и покажите, как нанизать на него «бусинки». Чтобы бусы получились еще интереснее, можно чередовать кусочки трубочек с крупными стеклянными бусинами. В зависимости от цвета трубочек бусы могут быть одноцветными или разноцветными. Самые маленькие ювелиры пусть надевают трубочки в любом порядке, а ребятишкам постарше можно предложить придерживаться определенной последовательности цветов. Маленькая модница с удовольствием примерит получившееся украшение. А сыночек пусть подарит модные бусы своей подружке по песочнице.

Забавные существа. Из картонных трубочек можно делать простые и веселые поделки даже с самыми маленькими карапузами. Представьте, что картонный цилиндр - это туловище зверушки или человечка. А дальше пусть за дело берется фантазия: можно дорисовывать личики и мордочки фломастерами, приклеивать лапки, ушки, хвостики из цветной бумаги, делать волосы из ваты и ниток, рога из веточек, добавлять юбочки из кусочков ткани… Придумайте и смастерите вместе с малышом целую коллекцию забавных существ и сочините о них сказку.

Веселые палочки

Кукольный театр. Кукольный театр любят все малыши. Вы можете легко и быстро смастерить персонажей для такого театра и разыграть вместе с малышом любимую сказку. Берем самую простую недорогую книжку с яркими картинками («Колобок», «Теремок» и т.п.), вырезаем персонажей из книжки, наклеиваем их на картон, приклеиваем или прикрепляем скотчем соломинку для коктейля или палочку от мороженого. Артисты для представления готовы! Можно теперь сделать ширму из большой картонной коробки и разыгрывать сказку.

Сколько палочек? Эта нехитрая игра будет тренировать органы чувств малыша, внимание, наблюдательность, мышление. Главное, чтобы малыш уже разбирался с понятиями «один» и «много». Кладем в картонную коробочку одну счетную палочку так, чтобы малыш не видел, и начинаем ее трясти. Сколько палочек в коробочке: одна или много? Потом положим в коробку несколько палочек и потрясем. Вот теперь много! Потренируйте малыша различать на слух одну, две, три и даже четыре палочки… Это вполне реально. И очень интересно!

Подзорная труба. Картонная трубочка - это же замечательная подзорная труба! Одну такую трубочку берет мама, другую - малыш. Мама рассматривает в подзорную трубу комнату и говорит: «Я вижу собачку». Малыш тоже рассматривает комнату в подзорную трубу и находит собачку, которую увидела мама. С ребятишками постарше можно похожим образом сыграть в игру «Я вижу что-то красное». Мама говорит: «Я вижу что-то красное (синее, большое, мягкое, полосатое и т.п.)». А малыш, поглядывая в подзорную трубу, пытается угадать, что же это такое.

Чудо-тоннель. Картонные трубочки умеют превращаться в тоннели. Подскажите малышу такую идею, и он станет увлеченно засовывать в них маленькие игрушечные машинки.

Веселый футбол. Наверное, эту игру помнят многие родители еще со времен своего детства. Особенно папы. Если малыш уже умеет дуть сквозь соломинку, пришло время познакомить с этой игрой и его. Кроме поднятия настроения, забава принесет и другую пользу: дыхательные упражнения развивают легкие ребенка и укрепляют органы речи. Итак, из кусочка бумажной салфетки делаем небольшой легкий шарик. Кладем его в центр стола, вооружаемся соломинками и начинаем дуть через них на «мяч», стараясь, чтобы он перелетел на другой край стола, но не упал на пол. Можно играть и наоборот: каждый игрок старается забить гол в ворота противника - сбросить мячик на пол на «вражеской» стороне.

Палочки на прогулке

Поиграть с палочками можно и на улице во время прогулки. Для этого нам не нужно нести счетные палочки из дома. Материал для игр отыщется в буквальном смысле под ногами. Соберите несколько сухих веточек, они пригодятся для игр. Только обрывать живые ветки с деревьев не нужно, будем учить кроху бережному обхождению с природой.

Рисунки на песке. Покажите малышу, как можно с помощью палочки рисовать на песке или земле. Самым маленьким художникам понравится просто проводить линии и штрихи, удивляясь результатам своих действий. Ребятишки постарше пусть попробуют изобразить что-нибудь узнаваемое.

Повторяй за мной. Предложите малышу повторять узоры за вами. Пусть попробует скопировать то, что вы нарисуете. Это могут быть простые картинки, прямые, ломаные, волнистые, пунктирные линии, геометрические фигурки, буквы и т.п. А потом пусть рисует малыш, а мама за ним повторяет. Рисунки можно дополнять выложенными все из тех же веточек деталями. А еще использовать листья, кусочки коры, мох и т.п.

Фанты. Возьмите две палочки: короткую и длинную. Зажмите их в руке так, чтобы было непонятно, где какая. Договоритесь с малышом: если он вытащит короткую палочку, то выполняет мамино задание, если длинную, задание выполняет мама. Это - игра-развлечение, игра-шутка для подросших ребятишек. А заодно и тренировка на умение различать понятия «длинный» и «короткий».

Катапульта. Эта веселая подвижная игра подойдет даже для самых маленьких ребятишек. Собираем десяток прутиков (привлекаем к сбору и малыша), мастерим «катапульту» из дощечки и камешка, укладываем прутики на одну сторону дощечки и радостно запускаем их вверх ударом по другой стороне. Прутики разлетаются в разные стороны, вызывая бурю восторга у малыша. Теперь его задача -- вновь собрать прутики и приготовить их к следующему запуску. Собирая палочки, можно их пересчитывать. А если к вам присоединятся и другие гуляющие поблизости малыши, игра станет еще веселее.

Играйте с удовольствием!

Игры с палочками Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет. Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. 32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" . По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Методическое пособие для детского сада: «Выложи из счётных палочек»

Дидактическая игра со счётными палочками для детей 3 - 7 лет

Дидактическая игра со счётными палочками для детей дошкольного возраста

Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининская ООШ № 13, Красноярский край, Шарыповский район, село Дубинино
Описание: работа предназначена детям дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, любящим родителям.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
Образовательные:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, волшебная шкатулка.
"Воспитатель дошколят, воспитай самого себя, дети учатся подражая" Макаренко.
Ход игры:
I.Интрига.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Шкатулочка.
Воспитатель: Как вы думаете. Что в ней лежит?
Дети: Бусы, колечки, нитки, пуговицы.
Воспитатель: А вот и не угадали, в шкатулке лежат предметы, они тонкие, разноцветные, длинные, твёрдые, их можно считать, теперь догадались, что там?
Дети: Карандаши, веточки, счётные палочки.
Воспитатель: Да, в шкатулке лежат счётные палочки, как вы думаете, зачем они нам понадобились, что мы с ними будем делать?
Дети: Играть, считать.
Воспитатель: Правильно, мы будем их не только считать, но и выкладывать из них рисунки.
II. Проведение игры.
Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.
Дети называют картинки.
Воспитатель: Выложите рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по цвету, брать палочки надо по одной из коробочки.
Дети выполняют задание. Дети 3-5 лет палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.
III. Итог игры.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали?
Дети: Выкладывали из палочек узор, рисовали палочками, считали палочки, подбирали палочки по цвету, называли картинки.
Воспитатель: Вам понравилось играть с палочками?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы молодцы, все быстро справились с заданием, выложили красивые рисунки.
1.Солнышко.


2.Грузовик.


3.Кораблик.


4.Ваза.


5.Девочка.


6.Ёлочка.


7.Рыбка.


7.Две ёлочки.


9.Звезда.


10.Ёжик.


11.Самолёт.


12.Паровоз.


13.Флажки.


14.Божья коровка.


15.Мальчик.


16.Домик с деревом.


17.Телевизор.


18.Стрекоза летит к цветку.


19.Ракета.


20.Конфета.


Моторику мы развиваем,
Счётными палочками играем.
Закрепляем мы цвета,
Занятие-просто красота.

Игры с палочками Кюизенера

бельгийский учитель начальной школы джордж кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. в 1952 году он опубликовал книгу "числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

палочки кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками" . в наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. разработал кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

выпускаемые производителями счетные палочки кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. в нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. палочки кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

игровые задачи цветных палочек

счетные палочки кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

на начальном этапе занятий палочки кюизенера используются как игровой материал . дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

на втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков . и тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

игры и занятия с палочками кюизенера

1. знакомимся с палочками. вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. выкладываем лесенку из 10 палочек кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "найди палочку того же цвета, что и у меня. какого они цвета?"

9. "положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. выложите несколько счетных палочек кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. малышу надо вернуть все на место.

13. выложите перед ребенком две палочки: "какая палочка длиннее? какая короче?" наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. выложите перед ребенком несколько палочек кюизенера и спросите: «какая самая длинная? какая самая короткая?»

15. "найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. спросите, где палочек больше.

17. попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки кюизенера. спросите: "какие они по длине? какого они цвета?"

20. постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. какой вагон справа от синего, слева от желтого. какой вагон тут самый короткий, самый длинный? какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). и наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. с помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "выбери 2 палочки одного цвета. какие они по длине? теперь найди 2 палочки одной длины. какого они цвета?"

30. "возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки кюизенера, а справа четыре такого же цвета. спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). к этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (получится квадрат).

33. "положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "с закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." с закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "с закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "у меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. строим из палочек кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "возьми в руку палочки. посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. у нас лежит белая счетная палочка кюизенера. какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. на сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "составь два поезда. первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "один поезд состоит из голубой и красной палочки. из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "составь поезд из двух желтых палочек. выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. выложите четыре белые счетные палочки кюизенера, чтобы получился квадрат. на основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. покажи одну часть из четырех, две части из четырех. что больше - ¼ или 2/4?

52. "составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. выложите из палочек кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. готовые схемы можно найти в книге в.новиковой и л.тихоновой «развивающие игры и занятия с палочками кюизенера. раздаточный материал". по данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Материал к занятию.

Всем известно, что пальчиковые игры стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют знания и опыт многих поколений, а также исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

У ребенка первого года жизни непроизвольные движения, поэтому пальчиковые игры для детей до года содержат приемы массажа и лечебной физкультуры.

К двум годам движения ребенка постепенно становятся произвольными, целенаправленными. Поэтому для детей от 1 года до 2 лет игры можно усложнять и предлагать активную позицию ребенка, например, малыш может массировать свои пальчики самостоятельно.

Предлагаю игру для детей от полутора до двух лет

Для игры понадобится пустая пластиковая бутылка из-под воды с узким горлышком и цветные счетные палочки. Счетные палочки можно заменить тонкими макаронами, соломкой, трубочками для коктейля, цветными счетными палочками Кюизенера.

Сначала дайте ребенку рассмотреть палочки. Сначала их должно быть немного (от 5 до 10 штук). Потом дайте пустую бутылку. Скорее всего, ребенок сам поймет, что с этим делать и начнет складывать в бутылку палочки. Если нет, то скажите: «Давай положим (спрячем) палочки (соломку) в бутылку». Покажите, как опускать палочки (соломку) в бутылку. Объясняйте свои действия. Когда все палочки окажутся в бутылке, предложите ребенку потрясти ее и послушать звук. Похвалите малыша: «Какой (ая) ты молодец, все палочки собрал (а) (спрятал (а), опустил (а)) в бутылку». Теперь предложите ребенку достать их: «Давай достанем палочки из бутылки». Возможно малыш сам поймет, что надо бутылку перевернуть, чтобы они высыпались, но как правило, многие детки засовывают в бутылку пальцы и пытаются достать самостоятельно:).

Эта игра очень нравится деткам данного возраста. Позже можно усложнять игру: использовать бутылку с более узким горлышком, называть цвета палочек и предлагать ребенку опустить в бутылку все желтые (красные, синие, зеленые) палочки, увеличить количество палочек, заменить палочки фасолью или другими более мелкими вещами.

Важно! Если вы используете для игры мелкие вещи (фасоль, крупы, бусинки, пуговицы и др.), не оставляйте малыша играть без присмотра. Опускать палочки в бутылку нужно так, чтобы в игре были задействованы две руки (сначала малыш складывает левой рукой, высыпает, а после складывает правой рукой). Хорошо, когда у малыша задействованы две руки одновременно (бутылка стоит на полу, а малыш берет палочки обеими руками и складывает то левой, то правой рукой. Не забывайте, что ребенок еще маленький, и если у него не получаются какие-то движения, помогите ему, чтобы он запомнил как надо и дальше мог сам повторить.

Моему сыночку год и девять месяцев. Он любит играть в эту игру. Мне не пришлось говорить, что нужно сделать с палочками, когда я дала ему пустую пластиковую бутылку и цветные счетные палочки. Малыш сразу стал опускать палочки в бутылку. Потом я предложила потрясти бутылку и достать палочки. Было смешно наблюдать, как сынок пытается достать палочки из бутылки руками. После я показала ему, что можно достать намного быстрее, перевернув бутылку. Теперь он играет в эту игру самостоятельно.