Игрушки и психическое развитие ребенка. Упражнения с использованием инвентаря


В возрасте 3-5 лет дети уже достаточно развиты для того, чтобы повторять за взрослым физические упражнения. Хотя мускулатура и костная система у малышей еще продолжает формироваться, они уже обладают определенной выносливостью и силой. Поэтому настало время усовершенствовать и увеличить физическую нагрузку на детский организм. Необходимо делать это правильно и последовательно.

Правильность выполнения обеспечивает эффективность:

В возрасте 3-5 лет нельзя требовать от малыша четкого повторения движений. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок учился максимально точно повторять за взрослым.

Важно научить детей во время занятий принимать правильное исходное положение: лежа, сидя, стоя. Также уделяйте внимание на расположение рук во ходе занятия: на поясе, впереди, в стороны, вверх и т.д.

Дыхание ребенка при выполнении упражнений не должно сбиваться. Следите за тем, чтобы малыш дышал произвольно без одышки. Важно подсказывать детям, когда следует вдохнуть, а когда выдохнуть. Во время наклонов всегда должен следовать выдох, а при выпрямлении туловища - вдох.

Правильный план занятия:

Занятие должно включать около шести упражнений. Количество повторов каждого из них должно составлять 5-6 раз. Продолжительность занятия - не дольше 20-25 минут.

Чтобы комплекс был эффективным и разнообразным, включайте в него такие упражнения:

Для рук и плеч
для ног
для туловища
с использованием спортивного снаряжения и вспомогательных предметов

Взрослые показывают упражнение, а малыши повторяют за ними. Не требуйте крайне точного выполнения заданий. Важно следить за состоянием детей и прекращать выполнение до наступления усталости.

Развиваем руки и плечевой пояс малыша:

"Покажем ладони"

Ребенок стоит ровно, ножки немного шире плеч, руки опустить вдоль туловища. По команде взрослого необходимо вытянуть руки вперед, повернув ладошками вверх. Затем ребенок прячет ручки назад за спинку.

"Хлопаем в ладоши"

Исходная позиция такая же. Малышу необходимо вытянуть ручки впереди туловища, похлопать в ладоши, затем опустить руки вниз в начальное положение.

"Маятник"

Исходное положение остается прежним. Необходимо раскачивать выпрямленными ручками вперед-назад.

"Хлопок над головой"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен поднимать прямые руки над головой, хлопать в ладошки и опускать их через стороны вниз.

"Мотаем ниточку"

Малыш сгибает руки в локтях перед грудной клеткой, сжимает кулачки, совершает круговые вращения руками перед грудью, не опуская низко локти. При выполнении этого упражнения следите, чтобы одна ручка вращалась вокруг другой.

Укрепляем ноги:

"Большой-маленький"

Малыш стоит ровно, ножки немного расставлены, ручки на поясе. Необходимо присесть как можно ниже, а затем встать на носочки, потянувшись и подняв руки вверх.

"Лошадка"

Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Необходимо поднять согнутую в коленном суставе ножку, затем опустить ее. Такое же упражнение проделать второй ногой.

"Присядем и хлопнем"

Исходная позиция прежняя. В положении стоя малыш должен хлопнуть в ладошки перед собой. Затем, присев на корточки, необходимо хлопнуть в ладони внизу.

"Комочек"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен присесть как можно ниже, наклониться вперед, ухватиться руками за голени, опустить головку. Задержаться в таком положении 3-4 секунды, постепенно выпрямиться и встать.

"Лягушка"

Ребенок становится на четвереньки и прыгает, имитируя лягушку.

Укрепляем туловище:

"Смотрим назад"

Малыш стоит прямо, ножки расставлены на ширину плеч, руки опущены вниз. Необходимо поворачиваться в разные стороны. При этом размах руками должен быть свободным.

"Самолет"

Исходная позиция такая же, только ручки разведены в стороны. Необходимо выполнять наклоны в стороны. Следует контролировать положение рук - они не должны опускаться.

"Часы"

Исходная позиция прежняя, руки на поясе. Малыш наклоняется в одну сторону и произносит: "Тик". Затем следует выпрямиться и сказать "Так". После этого наклон выполняется в другую сторону, произнося: "Тик", на выпрямлении малыш говорит: "Так".

"Качалка"

Ребенка следует усадить на пол, скрестив ножки в удобном положении. Руки на поясе. Малыш должен раскачивать туловище вперед и назад.

"Кошка"

Малыш становится на четвереньки. Выполняется выгибание спины с прижиманием головы к груди - кошка злится. Затем выполнить прогиб спинки с поднятием головы - кошка ласковая.

"Потрогаем носочки"

Малыш становится прямо со слегка разведенными в стороны ножками. Руки разведены в стороны. Задача ребенка - наклоняться вперед, доставая пальчики ног руками.

"Самолет летит"

Ребенка укладывают на ровную поверхность на животик. Ручки следует сложить перед грудью. Необходимо поднимать головку, ручки и грудь, разводя руки в стороны - самолет летит. Затем малыш возвращается в исходное положение - самолет отдыхает.

"Бревно"

Исходное положение - лежа на спине с вытянутыми вверх руками. Ребенок должен переворачиваться через бочок со спины на живот. Затем проделать упражнение в обратном направлении.

Упражнения с использованием инвентаря:

"Катаем мячик"

Малыш стоит прямо, ножки слегка расставлены. В руках необходимо удерживать мячик средних размеров. Сделав размах и наклонившись, ребенок катит мяч между ножками назад.

"Попадаем в корзину"

Необходимо поставить емкость или корзинку на расстоянии около 4 шагов от ребенка. Задача малыша - попадать мячиком в корзинку.

"Подбрасываем мячик"

Исходная позиция: малыш стоит, немного расставив ножки. В руках удерживает мячик. Необходимо подбрасывать мяч вверх, стараясь уловить его во время падения двумя руками.

"Догоняем мячик"

Необходимо катить мяч вперед. Задача ребенка - догнать и обежать мячик.

"Ловим мячик"

Малыш становится напротив взрослого на расстоянии около 1,5 м. Взрослый бросает мяч ребенку со словом: "Лови". Ребенок пытается поймать мяч двумя руками. Затем взрослый произносит слово: "Бросай". В ответ малыш должен бросить мячик обратно.

Тренируем равновесие у ребенка:

Важно в процессе выполнения упражнений заставить малыша смотреть вперед, а не под ножки. Для этого взрослый становится впереди и привлекает взгляд ребенка ярким и интересным предметом, разговором. Прекрасно тренирует равновесие ходьба по опоре - скамье, лестнице, доске.

Не менее эффективными являются таки упражнения:

Стойка на одной ножке
частая смена положения тела - быстро встать, лечь, сесть, попрыгать и т.д.
стойка на носочках
катание на качелях и каруселях

Регулярные занятия с малышами прекрасно тренируют не только выносливость и физическую силу, но и внимание, память и интеллект ребенка. Чтобы такие уроки проходили легко и весело, не забывайте про веселую музыку и хорошее настроение в процессе тренировки.


В этом возрасте детей не нужно долго упрашивать пойти на прогулку, поиграть в подвижные игры, просто побегать или постоять на голове. В этом деле они — крупные специалисты. Пришло время запастись не только новыми активными играми, но и делать веселую зарядку по утрам, приобщать ребенка к спорту.

Предположение ученых

По наблюдениям некоторых ученых, у девочек в возрасте 3—5 лет интенсивнее развивается левое полушарие, которое отвечает за речевые навыки. Они начинают говорить раньше, выражаются эмоционально и красиво, правильно строят предложения. Мальчики считаются «правополушарниками». Они лучше ориентируются в пространстве, активно и быстро двигаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети не прибавляют много в весе и не растут так стремительно, как в первый год жизни. Однако в этот период они сильно меняются внешне. Исчезают их «ангельские» черты: пухлые щечки, складки на ручках и круглый животик... Они все больше становятся похожими на маленьких взрослых.

Что нового происходит в организме ребёнка в период от 3 до 5 лет

◈ Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.

◈ Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.

◈ Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Кстати, количество жировой ткани трехлетнего ребенка такое же, как и у взрослого человека. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. Поэтому в раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.

◈ Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.

◈ Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.

◈ Cовершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.

◈ К пяти годам вес мозга ребенка составляет 90 % веса мозга взрослого человека. Установлено, что связи между правым и левым полушариями у детей до двух лет недостаточно сформированы. Однако после двух лет они начинают интенсивно налаживаться.

ЧТО МЫ УМЕЕМ?

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ВАШ РЕБЕНОК ПОХУДЕЛ

Внешний вид ребенка значительно изменяется. До 3 лет ваш малыш был такой пухленький, а после 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Вы замечаете, что он становится худым. И вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете. И, в конце концов, обращаетесь за консультацией к врачу. Но не волнуйтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и в таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.

Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.

Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 3 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.

КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях. У ребенка преобладает органический компонент , поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу).

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ

К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов . Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии , они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.

Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.

Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Ваш ребенок сейчас неплохо разговаривает. Вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение. Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, практически нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный.

Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И нужно, чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра, а обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.

СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками . Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.
Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.

АЗЫ ОБЩЕНИЯ

Ребенок этого возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться. Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор. Теперь ребенок уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.
Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений. Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.

ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ!

Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания . Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода" . Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.

ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Для малыша игрушки очень важны. Игра для ребенка - это работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается. Но нет, он работает над собой, совершенствуется, учится говорить, фантазировать, порой он творит. Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.

Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка , и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками.

Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.

Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один.

ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА

Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.

Также полезна и увлекательна, может быть лепка из глины. Из глины можно слепить разные игрушки. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.

ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ребенок 3 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом , нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.

Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью , и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности. Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.

Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях.

После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.


Ключевые теги новости: ,

Другие новости

  • «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

В период от 3 до 5 лет ребенок проходит очень важную фазу своего развития: его рост и вес увеличиваются пропорционально, родителям необходимо следить за соответствием этих показателей друг другу.


Воспитание и развитие ребенка 3 лет, 4 лет, 5 лет

Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста вес, но и перекормленным малыш тоже быть не должен. Если вы видите, что ребенок явно страдает избыточным весом, измените рацион в пользу фруктов, овощей, каш, предоставляйте малышу возможность вволю подвигаться.

В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.

Особенности костной системы

Известно, что кости человека - это органические и неорганические элементы. Первые представляют собой гибкие и пластичные составляющие, вторые отличаются твердостью и хрупкостью. Соотношение их разное для каждого возраста. Для развития ребенка 4 лет плюс-минус год характерно преобладание органического компонента. Это значит, что детские косточки отличаются гибкостью, то есть падения для маленького человека не столь страшны, как для взрослого.

Молочные зубы

Всего, как известно, у ребенка должно вырасти 20 молочных зубов. Их рост обычно заканчивается к 4 годам. Если же вашему малышу уже исполнилось 4 года, а зубов у него меньше 20, - посетите детского стоматолога и педиатра, возможно, необходима консультация специалиста.

Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

Если до 3 лет ваш малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только ваши любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.

Развитие ребенка быстро прогрессирует, интеллект тоже развивается. Малыш уже понимает, что он не является центром Вселенной, что кроме него, существуют и другие дети, которые обладают такими же правами, как и он. Постарайтесь, чтобы эта социальная адаптация прошла для вашего малыша максимально безболезненно. Попробуйте объяснить ему, что других детей тоже любят родители, что ваш ребенок не один в этом мире, что нужно стараться ужиться в группе детского сада с другими детьми и взрослыми, в противном случае есть риск, что его не будут любить.

Однако не старайтесь внушить мысль о малой значимости ребенка, иначе он вырастет с заниженной самооценкой. Чрезмерная скромность ни к чему, пусть ребенок осознает свою ценность как маленького человека.

Развитие речи - важная часть воспитания ребенка 4 лет и 5 лет

Запас слов ребенка постоянно увеличивается, и задача родителей - поддержать в нем стремление заучивать и запоминать новые слова. Однако не стоит пока ждать от малыша длинные правильных фраз: над их построением придется потрудиться, а каждый день ребенка настолько насыщен событиями, что ему некогда составлять в уме сложные предложения. Поэтому гораздо чаще от него можно услышать краткие восклицания и односложные просьбы. Не настаивайте, чтобы он говорил «развернутыми предложениями» - всему свое время.

И все же старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто - нет, и почему.

Как победить сложности с произношением

Занимаясь развитием ребенка 5 лет , необходимо обращать внимание на его произношение. В этом возрасте ребенок уже должен произносить правильно все звуки, не картавить и не шепелявить. Если присутствуют сложности, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Для правильного развития ребенка 5 лет очень важно вовремя устранить все недостатки в произношении.

Кроме того, желательна консультация ЛОР-врача: возможно, ребенок не произносит некоторые звуки по той простой причине, что не слышит их. Нарушения слуха лучше выявить как можно раньше. Для начала попробуйте шепотом позвать ребенка с расстояния нескольких метров. В идеале, он должен услышать вас с другого конца комнаты.

Практические навыки в воспитании ребенка 5 лет

Занимаясь воспитанием ребенка 5 лет , нельзя пренебрегать теми практическими навыками, которые вы должны ему привить. Любой дошкольник должен уметь выполнять определенные действия самостоятельно. Например, 5-летний ребенок должен уметь справляться с ложкой, завязывать свои шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать колготки и т. д. Эти его умения целиком и полностью зависят от родителей: насколько они сумели научить своего малыша справляться с первыми трудностями.