И скорость реакции ребенка помогут. Основные методики воспитания жизненно важных двигательных качеств у детей

Скорость (speed). Детям нравится ощущение быстрого бега. Если развивать эту скоростную способность, то значительная часть в процессе ее совершенствования у ребенка сводится к выработке навыка эффективно и экономично преодолевать первые несколько метров дистанции, а затем регулировать длину и увеличивать частоту беговых шагов для прохождения более длинной дистанции. Под скоростью следует понимать максимальную скорость, которую может развить и поддерживать ребенок обычно на короткой дистанции. В главе, посвященной технике выполнения движений долгосрочной тренировочной программы для детей младшего возраста, фокусируется внимание на большом количестве технических приемов для правильного выполнения бега. Это улучшит технику бега, которая, в свою очередь, будет интегрирована во все аспекты детской физической подготовки. Самые лучшие бегуны затрачивают незначительное количество времени на контакт ног с землей.

Ловкость (agility). Ловкость - это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Поэтому необходимо практиковать тренинг ловкости во всех этих областях. К ловкости не следует относится как к чему-то само собой разумеющемуся и ей нужно обучать детей. Хороший уровень ловкости может также способствовать предотвращению мелких травм и повреждений посредством «обучения» мышц правильным способам активизации и контролирования мгновенных изменений, происходящих в голеностопных, коленных, тазобедренных, плючевых суставах, а также в суставах позвоночника, для принятия оптимального положения тела. Еще одним очень важным преимущественном тренинга ловкости у детей является его продолжительность. В детском возрасте человек более эффективно реагирует на программирование мышечной памяти и будет помнить и повторять движения автоматически.

Четыре стадии ловкости
1. Балансирование
2. Координация движений
3. Программируемая ловкость
4. Самопроизвольная ловкость

Несмотря на то что эти стадии ловкости имеют едва заметные различия и зачастую частично совпадают друг с другом, понимание каждой стадии способствует упрощению процессов преподавания и усвоению материала учащимися. Балансирование является основополагающим физическим качеством в спорте. В данном случае ловкости в умении стоять, ходить и останавливаться, одновременно фокусируя внимание на центре тяжести, правильной осанке и постановке стоп, можно научить, в связи с чем ощущение равновесия обретается относительно быстро. Примеры балансирования: балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с последующей остановкой. Для тренировки балансирования потребуется немного времени всего пару минут два или три раза в неделю.

Координация движений. Развитие реакции - это цель овладения простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок. Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два или более двигательных процессов. Работа по обучению навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной точки зрения физических упражнений. Тренинг координации движений может быть усовершенствован посредством разделения процесса обучения этому навыку на несколько частей, а затем постепенного их объединения. Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера, ритмические и циклические двигательные действия, например отработка ударов мячом руками об пол и прыжки. Более сложные упражнения - «ходьба, ставя одну ногу в пространство между ступеньками лестницы», прыжки через барьер вперед и в обратном направлении».

Третья стадия тренировки ловкости называется «программируемой ловкостью». Прежде чем можно будет обучаться навыкам манипуляции и осваивать многие другие сложные спортивные движения, необходимо отработать выполнение образцов и последовательностей движений.

Упражнения для развития программируемой ловкости могут выполняться на высокой скорости, но должны разучиваться на низких, контролируемых скоростях. Примерами являются разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и упражнения «быстрые ноги» с лестницами, расположенными в форме буквы «Т», каждое из которых включает изменение направления движения наряжу с выполнением знакомых стандартных движений. В этом процессе не задействован фактор спонтанности движений.
Как только эти виды упражнений будут освоены и начнут выполняться на регулярной основе, время и качество выполнения будут улучшаться и станут заметными успехи в развитии силы, «взрывной» силы, гибкости и способности контролировать тело. Это верно для детей с любыми физическими возможностями.

Последней и самой сложной для освоения, подготовки и выполнения является стадия самопроизвольной ловкости. На этой стадии дети выполняют задания с неизвестными заранее требованиями и не по заученным образцам движений, а спонтанно. Здесь учительтренер может задействовать визуальные и слуховые навыки таким образом, чтобы ребенок был вынужден в считанные доли секунды принимать решения относительно движений на основе различных стимулов. Уровень навыка теперь становится гораздо ближе к уровню, необходимому дл «хаоса», с которым приходится сталкиваться в реальных игровых ситуациях. Самопроизвольная ловкость может развиваться посредством таких игр, как салки, игра с мячом - «прочитай задание и выполняй», и более специфических упражнений, например, прыжок и приземление, за которыми следует команда учителя медленно выполнить неожиданное движение.

Тренировка ловкости трудна, забавна и увлекательна. Здесь имеется возможность для использования огромного количества игр и упражнений для разнообразий, гарантирующего, что тренировочный процесс не станет кучным или трудным и мучительным. Ловкость не является навыком, необходимым только тем, кто наделен способностями элитного спортсмена - попробуйте целенаправленно перемещаться в переполненном покупателями торговом центре!

Быстрота (qickness). Когда бегут увеличивает скорость бега, должно генерироваться много энергии и передаваться посредством ступни на землю. Это действие подобно тому, как, наматывая полотенце («ногу») на ролик и удерживая рукой один конец, вдруг с силой потянуть его на себя, чтобы раздался резкий звук с другого конца («ступни»).

Благодаря ускорению тело в считанные доли секунды переходит из статического положения в движение. Мышцы фактически удлиняются, а затем моментально укорачиваются - процесс начинается как «эксцентрический» с последующим «концентрическим» сокращением. Этот цикл работы мышц называется циклом удлинения и укорачивания.

SAQ-тренинг сфокусирован на улучшении функционирования нервно-мышечного аппарата, который влияет на этот процесс таким образом, что инициированное движение - боковое, линейное или вертикальное - является автоматическим, «взрывным» и точным. Промежуток времени между раздражением и ответной реакцией - это время, которое требуется для того, чтобы мозг получил сигнал и отреагировал на него, посылая импульс мышце, заставляющий ее сокращаться. Это то, что помогает ребенку во время игры поворачиваться направо, налево и снова направо, а затем быстро бежать к боковой линии или вратарю отреагировать в считанные доли секунды и спасти игру. При продолжении SAQ-тренинга нервно-мышечный аппарат перепрограммируется, и ограничительные психические блоки и преграды устраняются. Последовательно передаваемые от мозга импульсы беспрепятственно поступают к мышцам, в результате чего ребенок инстинктивно ускоряет движение.

Тренировка быстроты начинает с «иннервации» (изолированных быстрых сокращений мышц, окружающих сустав», например, при повторении одного и того же «взрывного» движения через короткий период времени, в частности, в беговых упражнениях «быстрые ноги» и с бегом по прямой. Эти быстро повторяющиеся движения активизируют в организме «механизмы», обеспечивающие движение в скоординированной манере для развития скорости. Интеграция тренинга быстроты и тренировочный процесс в течение года посредством использования бегового упражнения «быстрые ноги » и упражнений на быстроту реакции в результате приведет к тому, что мышцы будут обладать более высокой скоростью процесса активизации. Это означает, что дети будут способны осуществлять быстрое и более контролируемое ускорение движения. Цель тренинга - обеспечить осуществление «взрывного» ускорения на первых 1-3 метрах дистанции. Представьте себе, что механизм «зажигания», происходящего посредством связи между нервной системой и мышцами, подобен аналогичному процессу в автомобиле. Правильный расчет времени, скорости и плавности переключения скорости означает, что ускорение движения колес и, следовательно, и автомобиля будет осуществляться более эффективно и что колеса не подведут и водитель не утратит контроля в данной ситуации.

Детскому офтальмологу необходимо знать анатомию, физиологию и патофизиологию зрачковых путей, но они прекрасно описаны в других публикациях, поэтому в статьях на сайте мы обсудим лишь аспекты, касающиеся детской практики.

а) Развитие реакции зрачков . Реакция зрачков на свет отсутствует у младенцев со сроками гестации 29 недель или меньше, но обычно присутствует на сроках 31 или 32 недель. При рождении зрачки узкие. Они расширяются в первые месяцы жизни, и, вероятно, достигают максимального размера к концу первого десятилетия жизни, постепенно сужаясь в старости.

Амплитуда реакций зрачка у доношенных и недоношенных младенцев часто невелика, и, из-за изначально небольшого размера зрачков, ее часто бывает трудно оценить, особенно у младенцев с карим цветом глаз. Еще одно доказательство незрелости зрачковых рефлексов у младенцев - отсутствие реакции зрачка на решетчатый стимул у младенцев младше одного месяца.

Действие кокаина и гидроксиамфетамина на младенцев менее выражено, чем на детей постарше, что указывает на повышенный тонус симпатической нервной системы как на причину миоза . У глубоко недоношенных младенцев зрачок может быть еще полностью не сформированным; на седьмом месяце гестации зрачковая мембрана атрофируется и формируется зрачок. До 32 недель гестации мидриаз не должен обязательно считаться проявлением поражения центральной нервной системы, а отсутствие реакций зрачка не обязательно свидетельствует об афферентном дефекте.

Результаты динамической ретиноскопии свидетельствуют, что у младенцев в возрасте от шести дней до одного месяца жизни отсутствует аккомодация, которая развивается к 3-4 месяцу жизни. Это вызывает дефокус паттернов с высокой пространственной частотой, восприятие которых требует большей разрешающей способности, чем обладает глаз в раннем младенческом возрасте.

Однако фоторефракционные исследования выявили у новорожденного способность аккомодировать более чем на одну диоптрию, и способность к аккомодации быстро развивается в течение первого месяца и, в меньшей степени, в течение первых нескольких лет жизни, высокая амплитуда аккомодации отмечается начиная с четырехлетнего возраста и до развития пресбиопии.

б) Синкинезия при взгляде вблизи . При переводе взгляда с удаленно- на близкорасположенный объект происходит конвергенция глазных яблок, сокращение зрачков и аккомодация хрусталиков; эти процессы имеют различное происхождение, но связаны друг с другом как синкинетическая реакция. Нарушения соотношений между объемами аккомодации и конвергенции являются важными элементами патогенеза большинства случаев косоглазия у детей, и воздействие на это соотношение аккомодации/конвергенции - важный элемент терапии.

У не взаимодействующих с врачом детей исследовать реакции зрачков при взгляде вблизи труднее, чем реакции на свет. Наиболее важный фактор при исследовании - найти подходящий объект для фиксации, например небольшая подсвеченная изнутри игрушка для младенца, двигающаяся игрушка с достаточным количеством деталей для стимуляции конвергенции и буквы или цифры для умеющего читать ребенка.

в) Врожденные и структурные аномалии . Встречаются следующие врожденные, структурные аномалии и дефекты развития зрачка:
Аниридия
Микрокория (врожденная идиопатическая)
Поликория и корэктопия
Колобома
«Полуостровковый» зрачок (peninsula pupil) (наследственная частичная атрофия сфинктера радужки с расширенными овальными зрачками)
Персистирующая зрачковая мембрана
Врожденный мидриаз и миоз
Зрачки неправильной формы
Аномалии пигментации радужки

- Изменения зрачков при высокой симпатикотонии . Описаны случаи интермиттирующего мидриаза с расширением глазной щели или без такового, развившиеся на фоне цервикомедуллярной кисты, периферических относительно спинного мозга поражений, опухолей легких, судорожных припадков или мигрени. При судорожных припадках и мигрени, вероятно, одновременно снижается тонус парасимпатической системы, но о симпатогенном спазме свидетельствуют бледность кожных покровов и потоотделение.

- Изменения зрачка при поражениях парасимпатической системы . Внутренняя офтальмоплегия (паралич сфинктера зрачка и аккомодации) иногда наблюдается при отсутствии наружной офтальмоплегии вследствие ядерных поражений. Нарушения двусторонние и часто сопровождаются другими параличами глазодвигательных мышц.

Поражения третьей пары нервов в зоне fossa interpeduncularis, где глазодвигательные волокна локализуются в верхнемедиальной части нерва, могут развиваться при аневризмах или опухолях и обычно сопровождаются наружной офтальмоплегией, но поражения при менингите могут вызывать изолированную внутреннюю офтальмоплегию.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В наше время скорость имеет глобальное значение. Человек, который анализирует происходящее со скоростью черепахи - рискует попросту не успеть на личный праздник жизни.

Задумайтесь, все управляющие желают видеть в отрядах своих бойцов универсальных солдат, которые быстры, энергичны и умеют качественно реагировать на возникшие ситуации, не впадая в ступор.

Развитие реакции в домашних условиях - это шанс прокачать свой скилл до немыслимых уровней! Зачем это нужно, просите вы? Даже если особь оказалась ночью в темной улочке, обладая хорошей реакцией, она получает априори больше шансов сохранить свое здоровье и жизнь, в отличии от более медлительных сородичей.

Работа, личные отношения, собственная безопасность и скорость принятия решений тесно связанны с реакцией личности на происходящее. Но как развить этот навык быстро и эффективно?

Для сегодняшнего материала я подготовила ТОП-7 упражнений, помогающих повысить степень ловкости, постановки мышления и кончено же уровень осмысления.

Немного фактов

Именно психика среднестатистического индивидуума отвечает за быстроту реакции на раздражители. Но перед тем, как ее прокачивать, нужно усмирить свои . Ведь они - основа правильно предпринятых действий.

Какая эмоция считается самой сильной и влиятельной? Конечно же . Его нельзя полностью искоренить из своего подсознания, но вот приручить и научиться контролировать - запросто!

Все мы знаем, что наиболее лучшее упражнение для его усмирения - это личная встреча с объектом страха. При этом, бывают триггеры, которые появляются перед нами внезапно и пугают до ухода души в пятки! Это происходит за доли секунды и понять что-либо или предпринять правильное решение, попросту не выдается возможности.

Как перестать бояться звуков и развить отменную реакцию? Для этого вам понадобится ежедневная работа над собой и упорство. Вы можете попросить своих близких поучаствовать в подобных тренировочных играх.

Например, неожиданный хлопок отлично тренирует реакцию. Для детей подобного рода занятие перерастет в упражнение «доведи маму до полуобморочного состояния », но со временем вы перестанете на него реагировать, снизив психологический барьер.

Как развить молниеносную реакцию при стрессе? Да, это, пожалуй, один из самых волнительных и важных вопросов. Поскольку на принятие решения у человека есть пара-тройка осмысленных минут, действия должны быть заранее выверенными и логичными.

В развитии подобного навыка отлично себя рекомендуют компьютерные игры, особенно командные. В пример я могу поставить футбол, волейбол. Подобного рода игры, по-взрослому тренируют мгновенную оценку ситуации, ее анализ и вынуждают принимать решения за считанные мгновения. А все потому, что от них, зависит общий результат.

Как развить навык, находясь дома?

1. Счет

Сольные упражнения, идеально подходят для проработки собственного ощущения «включенности». Часто психологи рекомендуют прибегать к методике просчета в уме. Допустим, совершая или планируя любую покупку, подсчитайте, какую сумму вы должны отдать продавцу?

Такой метод не только повышает уровень и реакции, но и прокачивает память.

2. Слуховые сигналы

Упражнение 1

Реакция чувств неоспоримо важна в подобной тренировке. Я советую вам привлечь семью для совместных занятий. Вам потребуется на определенные слуховые сигналы, отвечать характерным образом.

Например, выработайте рефлекс приседания при слове «стой», при посвистывании - прыгните вверх, при команде «оп» — поднимите левую ногу вверх.

Чем разнообразней будут задания - тем эффективней. Начинайте с базовых и простых комбинаций, постепенно увеличивая нагрузку. Постарайтесь использовать максимальное количество групп мышц в процессе занятий.

Это позволит вам наладить и осознать прямой сигнал мозга в привязке с координацией движений, а также выработать определенный рефлекс, что может вам спасти жизнь.

Упражнение 2

Например, при звуке выстрела логичней всего отпрыгивать в сторону или прикрывать голову руками, одновременно приседая. Это повышает развитие ловкости тела и готовности к неожиданностям. Работа со слуховыми раздражителями очень продуктивны. Сам звуковой посыл непременно должен быть понятным и знакомым.

Но обязательным условием выступает факт того, что источник должен быть для вас скрытым. Можно попробовать расположиться к нему спиной или находиться с повязкой на глаза.
Практикуя подобные методики вы научитесь здраво реагировать на поступающие звуковые уловки и заранее вырабатывать правильную поведенческую реакцию.

3. Осязание

Упражнение 3

В вопросе увеличения скорости реакции, прекрасно себя рекомендуют задачи на осязание. Работать нужно с закрытыми глазами или повязкой.

Предлагаю вам эффективное упражнение на развитие быстрой реакции с помощью тактильных ощущений.

Сядьте на стул. Ваши руки должны быть перед собой и на ширине плеч. Для проработки вам потребуется партнер, который будет неожиданно и точечно прикасаться к вашему туловищу сзади.

После того, как вы ощутили прикосновение, вам нужно, как можно скорее хлопнуть в ладоши (на уровне солнечного сплетения). Ваша цель — уменьшить интервал между прикосновением и произведенным хлопком.

Упражнение 4

Еще одно отменное упражнение базируется на ловкости рук. Попросите ребенка прижать обычную, ученическую линейку с стенке. Ваш личный тренер должен держать ее по средине большим пальцем и внезапно отпускать.

Как только она начнет свободно падать, ваша основная миссия - перехватить ее большим пальцем до того времени, как она свалится на пол. Хорошее настроение и азарт вам гарантированны, поэтому смело беритесь за выполнение.

4. Зрение

Упражнение 5

Все мы знаем, что 90% информации, поступающей в наш мозг — заслуга зрения. Поэтому, очень важно тренировать зрительную реакцию на раздражители, научившись отсеивать лишние, мешающие факторы.

Для выполнения следующего задания вам понадобится импровизированная ширма или стойка, а также партнер. Его задача - показывать вам из-за укрытия разнообразного рода предметы с медленной скоростью.

Ваше условие - демонстрировать реакцию только на оговорены ранее предметы. Со временем увеличивайте частоту демонстрируемых атрибутов и добавляйте звуковые триггеры. Благодаря этому вы сможете тренировать одновременно несколько важных реакций.

Упражнение 6

Обязательно практикуйте игры с поиском различных отличий между предметами. Для этого могут подойти игры на компьютере или «живая» игра. Ее суть заключается в том, чтобы один человек одел на себя максимальное количество элементов одежды или аксессуаров. Задача тренера - замереть в определенной позе, а после того, как участник запомнил расположение элементов гардероба, изменить их положение.

Подумайте на досуге, где именно вам сможет понадобиться приобретенный навык? Обратная связь с вашей стороны на внешний фактор воздействия, должна быть логична, удобна и понятна.

Практикуя вышеупомянутые упражнения, вы сможете заметить, что ваша реакция на окружающую Вселенную увеличилась, аналогично включенности в происходящее «здесь и сейчас». Я думаю, уверенность в личных силах также возрастет и будет положительно отмечена вами.

Друзья, на этом точка.

Обязательно подписывайтесь на обновление блога и рекомендуйте его для прочтения в социальных сетях. В комментариях расскажите о том, как вы тренируете навык правильной реакции на случившееся?

До встречи на блоге, пока-пока!

Задержка реакции - способность подумать, прежде чем начать действовать, не поддаться искушению сказать или сделать что-то до оценки ситуации. Отсутствие этого навыка у взрослых намного более заметно постороннему наблюдателю, чем наличие, потому что большинство из нас контролируют себя, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими как дома, так и на работе. Из этой статьи вы узнаете, как развить задержку реакции у ребенка.

Как развить задержку реакции у ребенка

Некоторые успешно пользуются навыком задержки реакции, пока не оказываются в эмоционально напряженной ситуации. В наше время быстрой связи злые письма, о которых отправитель жалеет тут же (или после получения злобного ответа), - обычный результат неумения сдерживаться. Наша способность думать, прежде чем действовать, также снижается, когда организм ослаблен алкоголем, недостатком сна или стрессом. Если вы склонны делать поспешные выводы, или действовать, не собрав необходимые факты, или говорить первое, что придет в голову, не подумав, - скорее всего, у вас плохо развит навык задержки реакции.

Учимся развивать навыки задержки реакции

Как мы уже говорили, навык задержки реакции возникает в младенчестве. Его зачатки позволяют ребенку «выбирать», реагировать или не реагировать на то, что он видит перед собой. До его появления малыши по большей части зависят от окружения. Если что-то попадает в поле их зрения, они зацикливаются на этом, пока не выяснят, что к чему. Вместе с навыком задержки реакции появляется возможность игнорировать помехи при достижении цели. Когда дети начинают понимать речь, способность сдерживаться развивается, потому что они могут усвоить правила, данные другими (например: «Не прикасайся к горячей плите»).

Как и настойчивость в достижении цели в наиболее развитой форме может быть высшим организационным навыком зрелого человека, задержка реакции - фундаментальный навык, основа для остальных. Ребенок, не способный противостоять импульсам, не может сам начинать работу, сосредоточиваться, планировать, организовывать свои дела или решать проблемы. Ребенок, умеющий подавлять сиюминутные импульсы, имеет значительное преимущество в школе, легче заводит друзей и в итоге успешнее достигает своих целей.

Способность ребенка задерживать реакцию

Известное исследование, проведенное много лет назад, показало, что дети различаются по способности задерживать реакцию, и именно это обусловливает их успехи в дальнейшем. Трехлетних детей оставляли в комнате с одной зефиринкой и давали выбор: съесть ее или подождать, пока не вернется взрослый и не даст им вторую. Через одностороннее зеркальное стекло ученые увидели, что некоторые дети могли сдержать импульс съесть сладость, разговаривая с собой, стараясь не смотреть на нее или отвлекаясь иным способом. Много лет спустя ученые проследили за успехами этих детей и обнаружили, что те, кто в трехлетнем возрасте смог сдержать себя, со временем получали лучшие оценки в школе, намного реже нарушали закон и были более успешны в других сферах.

Время проявлений навыков

По мере взросления дети становятся более искусными в применении основных организационных навыков. Однако к задержке реакции это утверждение не относится. Этот навык, по-видимому, часто нарушается в подростковом возрасте. Неврологи, занимающиеся изучением изменений мозга в этот период, обнаружили, что существует «разрыв связи» между подкорковыми структурами мозга, где возникают эмоции и импульсы, и предлобной корой, где принимаются рациональные решения.

Постепенно, в подростковом и даже зрелом возрасте, соединения укрепляются. В результате способность сдерживаться усиливается. Пока соединения не укрепятся, молодые люди чаще принимают решения интуитивно, не на основе рационального мышления, за которое отвечают лобные доли.

Подростки переживают и другие изменения, которые требуют контроля импульсов. Обретение автономии - важнейшая задача развития, которая упрощается, когда подростки попадают под влияние сверстников и начинают оспаривать родительский авторитет. К сожалению, хотя этот сдвиг и помогает повысить независимость, он также обусловливает большую импульсивность. Ко всему прочему, общество в целом ослабляет контроль, давая подросткам больше свободы в выборе, как и с кем проводить свободное время. И это может привести к неверным решениям. Если повезет, такие решения в результате станут хорошими уроками и не нанесут непоправимого ущерба детям или кому-то еще. Но мы можем повысить шансы на успех, если будем активно помогать детям учиться контролю импульсов.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои импульсы по сравнению со сверстниками? Нижеприведенный опросник поможет вам ответить на этот вопрос, подтвердив или опровергнув предварительные оценки. Вы сможете внимательнее изучить, как часто ваш ребенок использует этот навык.

Насколько успешно ваш ребенок сдерживает реакции

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа детский сад

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может придерживаться простых школьных правил (например, поднимать руку, прежде чем высказаться)
  • Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его
  • Может подождать, пока родитель договорит по телефону, прежде чем сказать ему что-то (иногда нужно напоминание).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может разрешить конфликтную ситуацию со сверстниками без драки (иногда теряет терпение)
  • Следует школьным и домашним правилам, даже когда взрослых нет рядом
  • Может успокоиться в эмоционально напряженной ситуации после напоминания взрослых.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен не реагировать на колкие замечания или провокации сверстников
  • Может отказаться от развлечений или быстро спланировать «запасной» вариант
  • Не обижает друзей.

Если вы присудили по 2-3 балла каждой способности в соответствии с возрастом ребенка, вероятно, он не страдает от недостатка этого навыка, но может только выиграть от небольшой коррекции поведения. Если вы поставили только нули и единицы, скорее всего, ребенка необходимо обучить этому навыку. Чтобы помочь вам сформировать собственную стратегию корректировки, мы приводим пару подробных сценариев, описывающих ситуации, с которыми родители часто обращаются к нам.

В каждом случае мы описываем изменения среды, последовательность обучения навыку и стимулы, которые помогут ребенку закрепить его использование.

Правила обучения навыкам задержки реакции

Всегда учитывайте, что маленькие дети практически не могут контролировать свои импульсы. Вроде бы это очевидно, но, если ваш ребенок не только рассеянный, но и умный, легко забыть, что врожденный интеллект не связан с навыком задержки реакции, особенно если ребенку всего 4-6 лет. Этот навык начинает развиваться в младенчестве, но у дошкольников и учеников начальных классов очень много конкурирующих потребностей (желание съесть четыре шарика мороженого вместо одного, лечь спать попозже, потому что ни капельки не устал, или броситься через школьную парковку, забитую машинами, пытающимися выехать с нее, потому что увидел лучшего друга на другой стороне). Мы можем устранять соблазны: контролировать количество съеденных сладостей, определять порядок приготовления ко сну, устанавливать правила поведения (например, за столом и при общении с другими детьми) и обеспечивать надзор в ситуациях, когда импульсы могут довести до беды (вспомните о парковке). Определение границ помогает маленьким детям понять, что такое контроль импульсов, и развить навык задержки реакции.

Чтобы развить задержку реакции научите ребенка ждать удовлетворения сиюминутных порывов в течение некоторого времени. Умение ждать - основа развития более сложных навыков. Если у вашей дочери проблемы с ожиданием, установите таймер и скажите, что, когда раздастся сигнал, она сможет сделать или взять то, что хочет. Поначалу устанавливайте небольшой интервал и постепенно увеличивайте время ожидания. Порядок действий преследует ту же цель («Сначала сделай задание по правописанию, а затем играй в видеоигры»).

Требование «заслужить» то, чего хочет ребенок, - еще один способ научить ожиданию и сдерживанию импульсов. Если ребенку это тяжело дается, дайте ему возможность видеть свой прогресс, например, ведите график или таблицу.

Помогите детям понять, что слабый контроль импульсов чреват неприятностями. Иногда проблемы возникают естественным образом (например, если сын будет бить своих приятелей, они не захотят играть с ним), в других случаях придется применить наказание («Если ты не можешь делиться своей игровой приставкой с братом, я заберу ее на какое-то время»).

Подготовьте ребенка к ситуациям, которые потребуют контроля импульсов, предупредив заранее. Спросите: «Какие у нас правила для видеоигр?» или «Что ты будешь делать, если перед самой длинной горкой в аквапарке будет очередь ребят, которые хотят спуститься с нее?»

Отрабатывайте навык задержки реакции с помощью ролевых игр. Детям, как и взрослым, сложнее контролировать импульсы в напряженных ситуациях, когда они чрезмерно устали или слишком возбуждены (например, в праздники). В таких случаях сформулируйте предполагаемую проблемную ситуацию и сыграйте роль того, кто может негативно повлиять на способность вашего ребенка подумать, перед тем как действовать.

Перед тем как ребенок попадет в ситуацию, требующую определенного поведения, намекните ему об этом, а затем похвалите за самоконтроль. Допустим, вы усердно пытаетесь научить своего ребенка избегать драк, когда он выходит гулять с соседскими детьми. Перед тем как он выйдет на улицу, спросите: «Над каким поведением мы сейчас работаем?» - и затем посмотрите на результат. Тогда вы сможете быстро предложить вознаграждение, если ребенок покажет, что стремится контролировать себя. Очень важно, чтобы кто-то из родителей был в непосредственной близости (или как минимум мог наблюдать за ребенком на небольшой дистанции, например через окно), сам видел его поведение, а не надеялся на правдивый ответ. Ваше присутствие важно и потому, что вы должны поощрить и укрепить положительное поведение ребенка.

Двигательные качества являются показателями различных двигательных способностей или возможностей человека. у людей разного возраста может происходить непрерывно, но не равномерно. V детском возрасте (до 16-18 лет) двигательные качества могут развиваться очень интенсивно. С возрастом это значительно замедляется. Активная двигательная деятельность способствует более быстрому, а главное — более гармоничному созреванию морфологических структур и функциональных систем организма, обеспечивающих определенные двигательные акты. С помощью физических упражнений и игр можно активно влиять на процесс возрастного развития двигательных качеств, исправлять отклонения от нормального хода этого развития.

В каждом возрасте следует уделять одинаковое внимание воспитанию таких важных двигательных качеств как ловкость, выносливость.

В способности овладевать новыми движения, создавать динамические стереотипы и в скорости перестройки их в соответствии от изменения обстоятельств. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Для оценки ловкости учитывают время, необходимое для овладения сложными движениями, а также степень подготовки, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

Ловкость развивается у детей довольно медленно. Наибольшие изменения в координации движений, как указывалось ранее, наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12-13 лет. В этот же период создается основа для овладения сложными двигательными навыками в последующие годы. Поэтому детям этого возраста рекомендуется выполнять как наиболее физических упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и расслабления мышц), а также чувство времени и пространства.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций , где требуются точность, скорость и движений. Для развития ловкости полезные упражнения по гимнастике (без предметов, с предметами, на приборах), акробатике (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами (передачи, опрокидывания, ловля и др.).. В этот возрастной период полезно также использовать игры, которые побуждают детей переходить от одних ддй к другим в соответствии с изменением обстоятельств (например, в 6-7 лет — «Ладушка», в 8 лет — «Зайцы в огороде», в 9 лет «Подвижная цель «), а также спортивные игры: футбол, теннис.

У детей 7-8 лет наиболее интенсивно совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют такие упражнения, как метание в цель, упражнения с малыми мячами (удары в пол, удары в стену, подбрасывание и ловля мяча с разными дополнительными движениями), разнообразные сложные манипуляции с другими мелкими предметами — палками, обручами, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, в дальнейшем способствуют лучшему овладению техникой письма, рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять в статическом положении и в движении.Устойчивость тела у детей при статической позе с возрастом улучшается. Если в 6-7 летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9 см, то в 10 лет — на 50,2 см, а в 12 лет — почти на ту величину, и взрослые — 32,4 см.

Важнейшим показателем физического развития является обретение . У детей 6-8 лет все мышцы интенсивно растут, но лучше развиты мышцы туловища, слабее — мышцы конечностей. Поэтому сила сгибателей-разгибателей туловища и конечностей в период до 9 лет увеличивается незначительно, а только с 9 лет (под влиянием физических упражнений) сила мышц способна значительно расти, что может продолжаться до 18-24 лет. В последующие периоды жизни величина прироста силы мышц постепенно замедляется.

Упражнения для воспитания силы у детей должны быть в основном динамическими. При развитии силы нагрузки не должны быть предельными. Максимальные мощности и большие по объему нагрузки, связанные с большими энергозатратами у детей 3-14 лет, могут привести к общей задержке роста детей. Силовые упражнения для детей не должны также вызывать долговременного напряжения. Мышцы детей имеют тонком мышечные волокна (миофибрилы), поэтому развивать их нужно разносторонне и постепенно. Лучшими упражнениями для развития силы у детей 6-8 лет следует считать: подвижные игры, эстафеты, отжимания от пола, общеразвивающие упражнения, для детей 9-11 лет — спортивные игры, подтягивание, поднимание туловища из положения сидя, общеразвивающие упражнения и др. ., для детей 12-14 лет — упражнения на турнике, брусья, кольцах, бокс, поднятие умеренных

Одновременно с воспитанием силы необходимо производить у детей способность расслаблять мышцы после их напряжения.

Эластичность мышечно-соединительного аппарата и способность к свободному расслабления позволяет увеличивать амплитуду движений, что дает увеличение не только в силе, но и в ловкости движений.

Гибкость и подвижность в суставах помогают избегать травм опорно-двигательного аппарата. В этих целях рекомендуется использовать различные упражнения на растягивание, которые положительно действуют на мышцы, связки и суставные сумки. Среди таких упражнений чаще внедряют упражнения на спортивной лестнице, на турниках.

Особое внимание при воспитании детей необходимо уделять совершенствованию скорости движений. Во время развития у детей количестве решают две задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений.

Большое значение имеют и сложные двигательные реакции. Основные из них-реакции на движущийся объект и реакции выбора. Скорость реакции ребенка в определенной степени зависит от типа нервной системы и является качеством, которое передается по наследству от родителей, но ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.

Проявление такого качества, как скорость, имеет несколько направлений: скорость двигательных или поведенческих реакций, скорость мышления, быстрота действий.

Скоростные качества лучше совершенствовать в процессе выполнения игровых упражнений. Для развития этих качеств полезны старты из разных восходящих положений с бегом на 10-30 м, эстафеты, подвижные и спортивные игры.

Можно развивать с помощью подвижных игр и соревнований, отводя на них 50% общего времени занятий спортом.

Не менее важна и такая задача физического воспитания детей, как формирование способностей выполнять быструю работу в течение длительного времени. Это качество, прежде всего, зависит от наличия выносливости.

Выносливость-это способность организма противостоять усталости и способность к долгосрочной подвижной деятельности без снижения ее эффективности.

Выносливость воспитывается путем применения физических упражнений и игр, которые осуществляют на организм ребенка общее физическая нагрузка в некоторой степени более того, которое она уже привыкла переносить. В процессе таких занятий организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию усталости, которая обусловлена ​​увеличением объема работы и, как результат, повышается способность выполнять то или иное движение дольше, а также образуется способность быстро восстанавливать силы после физической нагрузки.

Характер и общий объем нагрузки при упражнениях, направленных на воспитание выносливости, должен определяться с учетом возраста и физической подготовки каждого конкретного ребенка.

На занятиях с детьми младшего возраста и должны быть очень непродолжительными и чередоваться с достаточным отдыхом..

Детям 7-и лет требуются также упражнения на воспитание силовой выдержки. Дети этого школьного возраста часто не могут долго поддерживать некое усилие на постоянном уровне, а также при непродолжительной работе (1-1,5 мин.) Они отвлекаются. Это объясняется ограниченным распространением (иррадиацию) процессов возбуждения или торможения в коре больших полушарий головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения. С возрастом способность к поддержке усилий на постоянном уровне улучшается и достигает наивысшего уровня в 16-20 лет.