I. Изобразительная деятельность

Пособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного административного округа Москвы и широкой проверки в массовой практике. В нем описываются более 30 нетрадиционных для отечественного дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества. Пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям изобразительного искусства и детской студии, родителям.

Нетрадиционные художественно-графические техники тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными равными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Содержание
От авторов
Нетрадиционные художественно-графические техники
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Оттиск пробкой
Оттиск печатками из картофеля
Обрывание бумаги
Скатывание бумаги
Оттиск поролоном
Оттиск пенопластом
Оттиск печатками из ластика
Оттиск смятой бумагой
Восковые мелки + акварель
Свеча + акварель
Печать по трафарету
Монотипия предметная
«Знакомая форма - новый образ»
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Кляксография обычная
Кляксография с трубочкой
Кляксография с ниточкой
Набрызг
Отпечатки листьев
Тиснение
Акварельные мелки
Тычкование
Цветной граттаж
Монотипия пейзажная
Примерное планирование занятий в детской студии изобразительного искусства
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Конспекты занятий
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Музыкальное сопровождение занятий по изобразительной деятельности.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны . Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога -научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам

обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Основная цель ее методики - приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1-2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок»

Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности по методике Т.Г. Казаковой. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями - сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов - декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) - основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).



Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель - подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные, признаки, позу, движения.

Основная задача сюжетного рисования - научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.). Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы - определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.).

В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом). Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания. В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании - цвет, форму, композицию).

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

Примерные конспекты занятий. При ознакомлении с разными видами изобразительного искусства главное внимание обращается на передачу художником настроения, по методике Т.Г. Казаковой, (печали, спокойствия, тревоги, радости, грусти). Детей учат видеть и понимать, как этого добивается художник. Принцип тематизма является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая.

На занятиях по рисованию основная задача- учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Рисование. «О чем можно рассказать в рисунке?»

Программное содержание. Развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок).

Материал. Бумага альбомного формата, в половину листа, цветные карандаши, репродукции и книги с иллюстрациями на летнюю тематику.

Предварительная работа. Беседы о лете, чтение рассказов, стихов.

Методика проведения занятия. «Скажите, ребята,- обращается воспитатель к детям,- как можно узнать о том, что вы видели летом. (Дети отвечают. Педагог уточняет ответы.) Правильно, можно об этом рассказать. Прочитайте стихи о лете, цветах. (Дети читают.) В рисунке можно показать красоту лета. (Демонстрирует 2-3 репродукции.) Подумайте, как можно рассказать в рисунке, что вам больше всего понравилось, особенно запомнилось. Мы посмотрим и узнаем, где вы были». По окончании работы дети рассматривают рисунки, выбирают самые удачные, рассказывают о своих впечатлениях.

Эту тему можно продолжить на другом занятии. Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков на темы: «Как мы отдыхали летом», «За что мы любим лето». Для этой выставки дети выполняют рисунки. Желательно, чтобы формат бумаги был разным. Ребята самостоятельно выбирают тему.

Итак, проанализировав некоторые методики, мы рассмотрели различные подходы и методы по развитию изобразительного творчества дошкольников. В дальнейшем исследовании мы проанализируем уровень развития изотворческих способностей детей 6(7) года жизни.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.

В данном пособии этому вопросу уделяется особое внимание. Например, рисунки могут быть использованы для создания панорамы. Или на декоративно оформленных салфеточках дети расставляют вылепленные и украшенные узором чашки. А в окнах дома, которые дети наклеили, они рисуют его обитателей. Таким образом, планируя каждое занятие, воспитатель должен думать о том, как связать полученный результат (рисунок) со следующей темой, как направить воображение ребенка на самостоятельные поиски этой связи, как помочь детям использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»

К ОРГАНИЗАЦИИ

по дисциплине

Б3.Р. «Теория и технологии развития детского изобразительного творчества»

4-5 семестры

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Дошкольное образование (ZS ВП-ДОШ-4-1)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования

Форма обучения заочная

Составитель: ст. преп. Лукьяненко О.Д.

Армавир, 2014

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники и учебные пособия


  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.:«Академия», 1997.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: «Академия», 1999. (Электронное приложение).

  3. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / Под ред. Н,П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

  4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. /Под ред. В.Б. Косминской и др. М.: Просвещение, 1985. (Электронное приложение).
Основная литература

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

  2. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М: Просвещение, 1986.

  3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-М.: просвещение, 1986.

  4. Вершинина Н.А. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с композицией живописных произведений /Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.4. /Отв.ред. П.В. Лизунов. - Архангельск: Изд-во ПГУ, 2000. -С.24 3-246.

  5. Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка,
    воспитания / Отв.ред. А.И. Есгоков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. -ВЫП.2.-С.156- 166.

  6. Вишнева Г.М., Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6. - С-46-49.

  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение.1991.

  8. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчесгва на занятиях по изо деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2.- С.56-58

  9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1995.

  10. Русакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1977. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. - М.: Просвещение, 1968.

  11. Гусарова И.Л. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1964.

  12. Давидчук С. Конструктивные игры и занятия в детском саду. - М.: Просвещение, 1973.

  13. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1990. - № 6.- С.52-59.

  14. Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, - 1980. - № 3. - С. 28-30, 15.3анков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. - 1981. -№4. - С.66.

  15. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. - М.: Просвещение. 1969. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. - 1973. - №8.

  16. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

  17. Казакова Р.Г. Рисование с натуры как одно из средств умственного и эстетического воспитания //" Дошкольное воспитание. - 1983. -№5.

  18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1980.

  19. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М.: Просвещение, 1971.

  20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.

  21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

  22. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Просвещение, 1994.

  23. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: Педагогическое общество России,2000.

  24. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России,

  25. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.

  26. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. -М.: Просвещение, 1990.

  27. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1979.-192с.

  28. Малаев С.В. Развитие художестеннно-изобразительных умений и способностей // Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. - Москва-Воронеж, 2001. - С.124-143.

  29. Мелик-Иашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

  30. Народное искусство в воспитании детей. / Ред. Комарова Т.С.-М.:ПОР,2000.

  31. Некрасова-Каратеева О.Л. О природе детского рисования // Обруч.- 1997.-№5.-С.10-16.

  32. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

  33. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство - детям. - М.: Просвещение, 1979.

  34. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Издательский дом "Карапуз", 1999.

  35. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.

  36. Сакулина Н.П., Ветлутина Н.А. и др. Художественное воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 1957. -С.3-25,88-151. 38.

  37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

  38. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Планирование занятий по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1973. - №12.

  39. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /

  40. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М,: Педагогика, 1980,

  41. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1969.

  42. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РСФСР, 1963.

  43. Современный словарь-справочник по искусству // Сост. Мелик-Пашаев А.А. - М.: Олимп, 2000.

  44. Творчество на уроках искусства в начальной школе. Эвристические технологии в эстетическом воспитания младших школьников: Методические рекомендации и разработки / Отв. ред. А.А. Щербакова - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 45.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

  45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956.

  46. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная ленка в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

  47. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-М.: Просвещение, 1986.

  48. Художественнос творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлу-гиной. - М.: Просвещение, 1974.

  49. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1972.

  50. Художественный музей в образовательном процессе - СПб.: Специальная литература, 1998,

  51. Чумичева Р.Л. Дошкольника о живописи: книга для воспитателей детского сада - М., Просвещение, 1992.

  52. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1978.
Методические пособия и программы

  1. Васина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.,1997.

  2. Воробьева Д.И. Гармония: интегрированная программа интеллекту
    ально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.:
    ЛОИУУ, 1995.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
    В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова и др. -
    СПб.: Детство- пресс,2000.

  4. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. - М.:
    Искатель, 1998.

  5. Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовое-
    приятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.

  6. Зеленина Е.Н. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

  7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 3-7 лет. - М.: ПОР,
    2000.

  8. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно - экологическая
    программа но изоискусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

  9. Купсвина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в мир прекрасного. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. -
    М.:Баласс,1999.

  10. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: Детство-пресс 2000-190 с.

  11. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. - СПб.: Детство-пресс2000.

  12. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. -СПб.: Детство-пресс, 2000.

  13. Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитатели детских садов. - Спб.: Специальная литература, 2000.-159 с.

  14. Петухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - Екатеринбург, 1996.

  15. Столяров Б.А., Иевлева Н.В., Некрасова - Коротеева О.Л. Здравствуй, музей!: музейно-педагогическая программа. - СПб.,1995.

  16. Толейкис А.,Трешис А. 10 техник рисования: пособие для детского сада и начальных классов - Каунас, 1984.

  17. Чумичева Р.М. Ритм: Программа художественно - эстетического развития дошкольников // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь.1998.

  18. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

  19. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  20. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

  21. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  22. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  23. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

  24. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
СЕМЕСТР 4

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично - «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.
Маршрут 1

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста:


  • средства формирования;

  • формы;

  • методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:


  1. средства формирования;

  2. формы;

  3. методы и приемы.

Маршрут 4

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6

Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.

Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.

Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.

Методические основы обучения детей старшего дошкольного возраста лепке:

средства обучения;

формы обучения;

методы и приемы;

тематическое планирование работы на год.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Анализ деятельности творческой мастерской «Веселый карандаш» 1. Группа «Светлячок», Гацко А.С., воспитатель. 2. Актуальность: рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. 3. Цели: раскрытие творческих способностей посредством различных техник рисования. Задачи: развивать мелкую моторику через технику рисования пальчиками, научить основным приемам рисования, воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность, развивать воображение и фантазию. Приобщать к миру изобразительного искусства через различные техники рисования. 4.Т.Г.Казакова «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», Т.С.Комарова «Как научить ребенка рисовать». 5. Количество практического материала: 34 рисунка. 6.«Нарисуй картинку про лето»;«на яблоне поспели яблоки»; «Золотая осень»;«сказочное дерево»; «Яички простые и золотые»;«украшение фартука»;рисование по замыслу; «Украшение свитера»; «Маленький гномик»; «Рыбки плавают в аквариуме»; «Кто в каком домике живет»«снегурочка»; «Новогодние поздравительные открытки»; «Наша нарядная елка»; «Маленькой елочке холодно зимой»;«развесистое дерево»;«нарисуй какую хочешь игрушку»«украшение платочка»;«украсим полосочку флажками»; «Девочка пляшет»; «Красивая птичка»;«укрась свои игрушки»; «Расцвели красивые цветы»; «Украсим кукле платьице»;«козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»;«как мы играли в подвижную игру»; «Бездомный заяц»;«сказочный домик-теремок»; "Мое любимое солнышко"; "Твоя любимая кукла"; "Дом, в котором ты живешь"; "Празднично украшенный дом"; "Самолеты летят сквозь облака"; "Нарисуй картинку про весну"; "Нарисуй какую хочешь картинку". 7. Я проанализировала специальную литературу: Т.Г.Казакова «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», Т.С.Комарова «Как научить ребенка рисовать». В процессе руководства рисованием с детьми я использовала различные методы и приемы: показ способов изображения, метод пассивных движений, рассматривание доступных детям произведений изобразительного искусства, предметов, игровые приемы, нетрадиционное рисование. В процессе совместной деятельности я создавала условия для развития у детей активности, самостоятельности, вызывала у них желание рисовать. Всегда преподносила материал детям образно, эмоционально, находила яркие слова для характеристики изображенных предметов и явлений, подчеркивала их выразительность, используя стихи, песни, потешки. Основной формой организации была игра. Использование игровых приемов способствовали созданию эмоционального отношения к процессу рисования, повышали эмоциональный фон. Во время прогулок мы рисовали палочками на земле, мелом на асфальте. Эта деятельность обогащала опыт каждого ребенка, способствовала приобретению новых знаний об окружающей действительности, которая в младшем дошкольном возрасте еще только формируется. Важным условием для развития творческих возможностей детей является взаимосвязь со всеми сторонами воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому, при отборе тематического содержания я учитывала: что дети наблюдали, какие события

2 переживали, о чем им читали. Большое значение для развития творческих возможностей и сенсорного развития имело нетрадиционное рисование, которое для многих ребятишек стало любимым. Дети рисовали пальцами, создавали образы отпечатками своих ладоней, кулачков. 8. Опыт работы показал, что овладения различными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения. 9. Определяя перспективы работы творческой мастерской «Веселый карандаш», я поняла, что применение различных техник рисования в детском саду приводят к необходимости использования данной методики, которая поможет создать ситуацию успеха у воспитанников, сформулирует устойчивую мотивацию к рисованию. Использование в рисовании нетрадиционных техник позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что рисование позволяет выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора. Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать различные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться. Месяц Название мероприятия Цель Сентябрь 3.«Нарисуй картинку про лето» Учить детей отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Октябрь 4.«На яблоне поспели яблоки» 1.«Золотая осень» 2.«Сказочное дерево» 3.«Яички простые и золотые» Учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки.

3 Ноябрь Декабрь Январь 4.«Украшение фартука» 1.Рисование по замыслу 2.«Украшение свитера» 3.«Маленький гномик» 4.«Рыбки плавают в аквариуме» 1.«Кто в каком домике живет» 2.«Снегурочка» 3.«Новогодние поздравительные открытки» 4.«Наша нарядная елка» 1.«Маленькой елочке холодно зимой» 2.«Развесистое дерево» Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Развивать представления детей о том, где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа. Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками. Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования. Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление

4 добиваться хорошего результата. Февраль 3.«Нарисуй какую хочешь игрушку» 4.«Украшение платочка» «Украсим полосочку флажками» Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием. «Девочка пляшет» Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками. Март «Красивая птичка» «Укрась свои игрушки» 1.«Расцвели красивые цветы» 2.«Украсим кукле платьице» 3.«Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение. Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы. Учить сравнивать животных, видеть общее и различное.

5 Апрель Май 4.«Как мы играли в подвижную игру Бездомный заяц» 1«Сказочный домиктеремок» 2."Мое любимое солнышко" 3."Твоя любимая кукла" 4."Дом, в котором ты живешь" 1."Празднично украшенный дом" 2."Самолеты летят сквозь облака" 3."Нарисуй картинку про весну" 4."Нарисуй какую хочешь картинку" Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве) передавать в рисунке сюжет игры, образы животных. Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Развивать образные представления, воображение детей. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений. Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет. Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками. Учить детей задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество.


Перспективное планирование 0 0 «Художественноэстетическое развитие» (лепка, рисование, аппликация)» в средней группе. Вид деятельности Месяц Тема занятия Лепка сентябрь 1. Яблоки и ягоды («Персики и абрикосы»)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Возраст детей от 4 до 5 лет. Рисование. Пояснительная записка. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, разработана с учетом

Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,

ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол 1 от «01» сентября 015г УТВЕРЖДАЮ: и.о. заведующего МДОУ 9 А.В. Климкина Приказ 1/о от «01» сентября 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по реализации

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 2 КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ) ПО РИСОВАНИЮ (72 занятия) на 2014-2015 учебный год СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Примерной общеобразовательной

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса обучающихся с умеренной умственной отсталостью. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе обучения и воспитания учащихся умеренной

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Содержание I. Пояснительная записка: - Цели и задачи программы; - Возрастные особенности воспитанников. II. Учебно-тематический план III. Планируемые результаты реализации Программы. IV. Диагностическая

Сообщение к семинару: Выполнил: воспитатель Крылосова Л.А. Ноябрь 2015 г. В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех навыков владения карандашом и кистью. В основном дети должны научиться

ТЕМА НЕДЕЛИ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬ 1. Рисование «Золотая осень» СЕМЬЯ 2. Рисование «Семья» ИГРУШКИ 3. Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку» Подготовительная группа ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить умение

Пояснительная записка Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Филиал 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» Турочакского района с. Турочак УТВЕРЖДАЮ: Заведующая филиалом 1 «Чебурашка» МДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Творческий проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» Для детей среднего дошкольного возраста

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект занятия по рисованию «Новогодняя елочка» (для детей первой младшей группы) Подготовила: Санакоева Н.В., воспитатель Переславль-Залесский,

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их

Перспективное планирование кружковой работы по рисованию с использованием нетрадиционных способов в средней группе МДОУ детский сад 18 «Весёлый карандаш» Воспитатель: Потапова Елена Владимировна 2014-2015

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

В Рабочую программу по развитию изобразительной деятельности детей 4-5 лет ЧДОУ «Детский сад 227 «Снегирек» внесены изменения в части наименования согласно Приказа 94 «О внесении изменений в локальные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» общеразвивающего вида п. Лев Толстой Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области Консультация для воспитателей

1 Рисование на тему «Морозные узоры» в нетрадиционной технике Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана на 1 год (срок реализации программы)

План работы кружка «Фантазёры» в младшей группе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада 4 г. Агрыз Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год Перспективное

Пояснительная записка Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Художественное творчество» по рисованию в

Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа Рассмотрена на заседании Утверждена приказом Педагогического совета N 424 от 31.08.2012 Протокол N10 от

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39» города Ставрополя Опыт работы «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ д/с 39

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

Конспект НОД в старшей группе «Рябинка» Воспитатель: Новоженова Мария Александровна Художественное творчество («Рисование») Тема: «Рыбки для нашего аквариума» (нетрадиционная техника «тычок») Доминирующая

Филимоновская роспись СТАРШАЯ ГРУППА п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». 1.Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов. Папка «передвижка»:

Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 Утверждена приказом директора школы: от 201 года Директор

Кружок «Волшебная мастерская» разновозрастная группа. Цели кружка: Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость,

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от

СП «Детский сад 31» ГБОУ СОШ 14 «Центр образования» г. о. Сызрань План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дымковская карусель» Выполнила: воспитатель Мартынова Н.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Образовательная программа дополнительного

Планирование кружковой работы Средняя группа Месяц Тема Задачи Ход занятия Материал Октябрь «Волшебные полоски» 1. Познакомить со свойством полоски (полоска моет принимать различную форму). 2. Познакомить

Пояснительная записка Важнейшим средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность помогает детям выразить свои жизненные впечатления, знания,

Перспективный план по аппликации (старшая группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

Использование игровых методов обучения детей рисованию Иваненко О.В. «Игра это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование развивающих

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан «Учимся рисовать»

Пояснительная записка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого

Перспективный план по аппликации (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное

Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная программа по ИЗО для ученицы 2а класса Пятковой Анны составлена на основе авторской учебной программы «Программы обучения детей с умственной и тяжѐлой

Октябрь умений в подготовке рабочего места и уборке после. Знакомство с видом изобразительной деятельности живописью. Ноябрь умений и навыков в работе с цветной бумагой и клеем. Развитие мелкой моторики.

Методический кабинет Управления образования Администрации города Новочеркасска Тематическая неделя «Организация деятельности ДОУ по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Воспитатель МБДОУ «Центра развития ребѐнка - д/с 30 «Солнышко» г.вязники Шорникова Галина Владимировна Высшая категория Стаж работы 23 года Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. Именно

Доклад "Развитие творческих способностей и возможностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Комментированное рисование". Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад 9 Кизел, 2015 Кольчирина

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств имени М.А.Балакирева» Принято на заседании Педагогического совета 20 г. «УТВЕРЖДАЮ»

ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Рассмотрена и согласована методическим объединением Протокол от 2011

«Согласовано» Методист МБДОУ ЦРР д/с «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 1 «ТУЛЛУКЧААН» 1 «ТУЛЛУКЧААН» Сергеева В.В 20 г. Федорова М.Д. 20 г. Перспективный план по аппликации и лепке в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 34» общеразвивающего вида г. Славгород Алтайского края Образование: Среднее профессиональное Славгороский педагогический колледж

Творческий проект на тему: «Транспорт». Автор: воспитатель старшей группы 11 МБОУ ЦО 4 Скоробогатова Светлана Викторовна. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, практико- информационный. Место проведения:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЖЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 3 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ЗАРИНСКА «Волшебная кисточка» Программа кружка на 2014 2015 год Воспитатель Омельницкая

Занятия Тема(аппликация) Задачи Дата проведения По Факт плану 1 Знакомство в уголке творчества с материалом по аппликации: картоном, клеем, ножницами. Т.Б. при работе с ножницами и клеем. Продолжать работу

Проект по использованию в изодеятельности разных материалов «Золотая рыбка». Автор проекта Киселева О.Н., воспитатель МКДОУ 63 «Сказка» Продолжительность проекта краткосрочный (ноябрь 2014 г.) Тип проекта

Перспективный план кружковой работы по изодеятельности «Волшебная кисточка». Воспитатель: Рычкова Т.М. Цель. условий, способствующих, реализации художественноэстетического развития воспитанников, их творческого