Генеалогия в виде. Генеалогия - наука о родословной

Генеалогия (от греч. genos - род и logos - слово) относится к разряду специальных исторических дисциплин наряду с нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, дипломатикой и др. (см. Вспомогательные исторические дисциплины).

Один из первых русских генеалогов-теоретиков - Л. М. Савелов так определил значение этой дисциплины: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

Зарождение генеалогии теснейшим образом связано с возникновением классового общества. В условиях родового, а в дальнейшем классового общества возникла необходимость записывать родство вождей, царей и т. д. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглия считал, что генеалогия так же стара, как и сама история. К числу древнейших памятников генеалогии он относил реестры египтян, рассказы Геродота, семейные известия римлян. Сюда же можно отнести и мифологические сказания индусов, ассирийцев, греков, где подробно излагаются все родословные связи богов, полубогов и героев (см. Мифология). Постепенно генеалогия освободилась от мифологических элементов. С развитием дворянского сословия в средние века, в эпоху феодализма, с появлением и закреплением правовых норм этого сословия, дававших целый ряд прав и преимуществ, генеалогия постепенно становится на научную основу. Большую роль в ее развитии сыграли рыцарские ордена: с этого времени генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического древа. Оно изображалось следующим образом: рисовался ствол дерева, у корня помещался герб лица, вступившего в орден, ствол делился на две главные ветви, на которых помещали справа герб отца, слева герб матери, потом каждая ветвь делилась еще на две ветви с гербами деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось 8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображению гербов начали прибавлять сведения о данном лице.

В России уже в древнейших летописях содержатся перечисления великих и удельных князей, в Новгородских летописях даны списки посадников и других должностных лиц, содержащие генеалогические сведения. Большую роль в развитии русской генеалогии сыграло местничество. Представители великокняжеского, а затем и царского двора и Боярской думы постоянно участвовали в спорах о знатности и родовитости своих предков, стремясь занять более видное место при дворе. С конца 15 в. в актах попадаются родословные указания, а в 1-й половине 16 в. составляются первые частные родословцы - книги, заключавшие списки лиц одной фамилии или нескольких родственных по порядку нисходящих поколений (от деда к сыну, внуку и т. д.). При уничтожении местничества в 1682 г. была учреждена «Родословных дел палата», просуществовавшая до 1700 г. Там была составлена так называемая «Бархатная книга», куда вошли наиболее знатные фамилии. В 18 в. в России создается герольдмейстерская контора при Сенате, позднее переименованная в Департамент герольдии. Это учреждейие ведало вопросами о принадлежности к дворянству, присвоении гербов, составлением списков дворян. Департамент герольдии просуществовал вплоть до 1917 г.

В настоящее время генеалогия продолжает служить исторической науке. Ее материалы используют не только историки, но и литературоведы, искусствоведы и музейные работники, например, при атрибуции портретов неизвестных лиц.

Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю разных семей.

На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI в. при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т. е. «учение о происхождении». Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет». Это рассказ о происхождении славянских народов от сыновей Ноя, о приходе в Киев Рюрика, родоначальника всех русских князей (см. Династия Рюриковичей).

Русские родословия, систематически создававшиеся с XVI в., - это росписи мужских потомков, непрерывный список лиц, начиная с князя Рюриковича, основателя династии или выехавшего к такому князю родоначальника боярского рода. Заканчивался документ обычно именами лиц, составивших роспись рода. В случае распада рода на несколько самостоятельных семей в росписи их пытались объединить, чтобы сородичи в случае необходимости могли доказать единство своего происхождения. Если какие-то ветви рода к моменту создания росписи пресеклись, т. е. остались без мужских потомков, после имени последних мужчин добавлялось слово «бездетен», чтобы к древнему роду не могли приписаться чужеродцы. Такие документы имели чисто служебный характер, в них не записывали имена женщин, лишь иногда делались пометы о удачных браках (например, замужество с представителем великокняжеской семьи). Порой встречались записи о службе предков бояр великим князьям. Из таких родословных создавались книги - родословцы. Самым известным в XVI-XVII вв. был Государев родословец, составленный в 1555 г., где записаны родословия самых знатных семей России того времени.

Постепенно во второй половине XVI в. росписи стали превращаться в небольшие истории рода: не только записывалось упоминание об участии предка в сражении, но и отмечалось, как он геройски сражался. Так, Нащокины составили и записали рассказ о том, как их предок, сражаясь в Твери с монголами, был ранен в щеку: от этого и пошла их фамилия.

Позднее такие родословные рассказы становились более подробными: они описывали уже не только приезд родоначальника в Россию, а повествовали о службе пращуров другим государям, иногда даже с античности. Появилась потребность вписывать генеалогию своей семьи в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, доказывавшие, что их предки выехали в Россию из Рима, подали прошение добавить к своей фамилии еще одну - Римские. Получив на это разрешение, Римские-Корсаковы в 80-е гг. XVII в. написали историю семьи, где доказывали, что ведут свой род от одного из греческих героев - Геракла, чьи потомки обосновались на острове Корсика. Для создания подобных историй рода привлекались польские хроники, исторические произведения различных авторов, в том числе и античных историков - Тацита, Геродота. Через генеалогическое исследование русские дворяне знакомились с историческими традициями других европейских стран, в результате чего в общественном сознании складывалась идея об общности исторического развития и давних культурных связях между различными народами Европы. Зарождение этих идей в преддверии петровских реформ способствовало, по всей вероятности, проведению реформ, в частности и в области создания родословий уже в XVIII в.

Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или иные государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.

В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления такого древа разрабатывалась специальная символика: различной формы щитки, на которых записывались имена мужчин и женщин; такие щитки раскрашивались разными цветами, чтобы указать сыновей и дочерей, их жен и мужей. Уже по форме и цвету изображений можно было определить, принадлежит записанный на щитке человек к данной семье или связан с ней узами брака; есть потомки у этого члена семьи или нет. Генеалогические древа, иногда украшенные гербами и портретами, были очень красочными. В России родословные древа не привились. Лишь в XVII в., когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами.

В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность. И для упорядочения сведений о родственных отношениях после отмены местничества в 1682 г. была создана Палата родословных дел. Работавшие там дьяки должны были собирать родословные росписи у дворян, проверять их достоверность и составлять новые родословные книги, отражавшие сложившуюся сословную структуру общества. В петровское время вместо Палаты создается в 1721 г. Герольдия при Сенате, которая вела дела о дворянстве русских семей, выдавала соответствующие документы, устраивала смотры недорослей, определяла их на службу и, согласно Табели о рангах, признавала дворянство тех, кто дослужился до соответствующего чина (см. Чины, звания, титулы). Но уже в XVIII в. на территории Российской империи одно учреждение не могло выполнять все эти функции. При проведении губернской реформы при Екатерине II в каждой губернии создавалось дворянское собрание, в его обязанности входило записывать всех проживающих на данной территории дворян в особые родословные книги, выдавать свидетельства о дворянстве, принимать в свою корпорацию тех, кто дослужился до дворянства. Губернское собрание отчитывалось перед Герольдией.

В XVIII в. генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В XIX в. появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 г. в Санкт-Петербурге организуется Русское генеалогическое общество, в 1904 г. - Историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи. В многочисленных журналах, издававшихся в России, появились генеалогические рубрики, где печатались различные материалы по истории русского дворянства. Гораздо хуже была разработана генеалогия купечества и других податных сословий. После 1917 г. активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки - темы, требовавшие генеалогических изысканий.

В 1980-е годы генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось Историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 г. в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия». Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

1. Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц.

2. Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной.

Говоря живым языком, к примеру, расследование причин гибели того или иного предка не является работой для генеалога, но для поисковика. Но задокументированная архивная цепочка данных фактов (рождений, смертей, фактов жизни) и есть результат генеалогического исследования.

Всем новичкам считаю необходимым знать, что генеалогические древа бывают восходящими и нисходящими, смешанными и мужскими. Восходящее строится от необходимого времени в глубь веков, нисходящее из глубины веков до необходимого времени. Ваше нисходящее древо до родоначальника (или точнее от родоначальника до вас) - это древо, проведенное только между вами и вашим родоначальником.

Виды родословной

В генеалогии принято два вида родословия: восходящее и нисходящее.

В восходящем - объектом исследования является лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают, затем идут по восходящим коленам к его отцу, деду, прадеду и так далее.

В нисходящем - объектом исследования является самый отдаленный из известных предков. От него постепенно переходят к его потомкам.

Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные.

Восходящее мужское - родословие выглядит вертикальной последовательностью мужских имен, так как в каждом колене указывается прямой предок - мужчина.

Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям.

Нисходящее мужское - обычная форма родословия, указывающая потомство родоначальника от мужчин.

Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин.

Восходящие и нисходящие родословия изображаются:

  • Родословным древом;
  • Родословными таблицами;
  • Родословной росписью.

Родословная может быть представлена в виде дерева, где стволом, к примеру, будет обозначено лицо, чью родословную составляют, разветвлением - родители этого лица, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и так далее. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее дерево будет похожим, но в основании будет наиболее дальний известный предок, а в кроне - его потомки. Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к дереву. По обычаю, принятому в Западной Европе, все мужчины, имеющие потомство, пишутся на желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин замужних - на лиловом, девушек - на синем. Все лица, находящиеся в живых - на зеленом фоне, мужчины - более темном, женщины - более светлой. Мужские имена писались в прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах.

Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.

Родословная таблица

Родословная таблица также может быть восходящей и нисходящей, по ней можно более подробно узнать о каждом лице, упоминаемом в ней. Родословная таблица - это то же, что и родословное древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно, - каждое поколение, расположено строго на одной горизонтали, то хорошо просматриваются родственные связи внутри рода. Нисходящую таблицу труднее начертить, так как ее построение затрудняет не совпадающее число имен в каждом поколении, но и разное число потомков у каждого лица в одном поколении.

По виду таблицы могут быть горизонтальными, вертикальными и круговыми.

При составлении родословного паспорта очень удобен принцип круговой росписи, которая наглядно отражает родословную одного человека и может служить своеобразным генеалогическим паспортом того лица, фамилия, имя, отчество и дата рождения которого записывается в центр, а далее от центра по окружности - данные родителей, затем - дедов, ещё далее - прадедов.

Необходимым для генеалогического паспорта является отражение в нём фамилий породнившихся родов. Такая круговая запись прекрасно передаёт равную значимость мужчин и женщин в создании потомства. Генеалогический паспорт - персональный документ, который может хранить каждый член семьи, по нему легче проследить своё прямое происхождение, чем по развёрнутому родословному дереву.

Круговая родословная таблица охватывает все линии предков, и по ней легко ориентироваться, планируя дальнейшие поиски своих предков. Если в семье войдёт в обычай составление таких паспортов, то генеалогическая информация будет без труда передана тем, кто будет жить, например, через 100-200 лет.

Наиболее часто используются и родословные росписи как вид родословия. Роспись ведется построчно. Колена росписи обозначаются римскими цифрами. Арабскими цифрами обозначаются все лица, присутствующие в росписи. Нумерация арабских цифр - сквозная. Общему предку присваивается номер 1. Детям присваиваются номера 2/1,3/1,4/1. Внукам: 5/2,6/3,7/3,8/4. Знаменатель дроби обозначает отцовский номер. Матери, бабушки нумеруются арабскими цифрами без дробей, при соблюдении сквозной нумерации числителей.

Римские цифры отделяют представителей одного колена от другого. Они проставляются с новой строки.

Сведения родословной росписи могут быть перенесены в карточки, работа с которыми намного удобнее и эффективнее, так как в карточку можно внести любые сведения.

В поколенных росписях, как и в таблицах, такие слова, как «родился», «крещён», «венчан», «умер», «убит на войне», «погребён» и некоторые другие, часто заменяют условными знаками. Это заметно ускоряет запись и экономит место.

Информация о представителях рода должна быть краткой, лаконичной и содержать необходимый минимум: имя, отчество, фамилию, года жизни, звание, титул, профессию, место рождения, некоторые исторические подробности, награды. Далее по усмотрению составителя.

Практически каждый человек точно знает, как зовут его родителей, бабушек и дедушек. Продолжить эту родословную дальше уже сложнее. Восполнить пробел помогут только знания генеалогии. Это наука, изучающая историю происхождения фамилии. О ней и пойдет речь в статье.

Генеалогия как область науки

Генеалогия - это наука, изучающая сословия людей. Она позволяет узнать человеку, кем были его предки, какие имели профессии и где проживали. Соответственно её можно отнести к разновидности исторической дисциплины.

Впервые она появилась в Древней Греции. В России её изучение стало необходимым во времена правления царей. Человеку очень важно было доказать то, от какого рода он произошёл. Сначала эти знания имели поверхностный характер. Затем появилась генеалогия как наука. С какого периода она приобрела официальный характер не установлено.

Основные цели

Стало известно, чем занимается наука генеалогия. Теперь, стоит сказать несколько слов о том, для чего необходимы эти знания. Всего можно выделить четыре основные цели:

  • Медицинский аспект. Существует множество болезней, которые могут передаваться от поколения к поколению. Благодаря таким навыкам человек может найти у себя «слабое место». Он будет способен заранее принять профилактические меры для того, чтобы предотвратить появление заболевания.
  • Юридический фактор. Установление родства необходимо в процессе получения наследства.
  • Наследственный аспект. Благодаря изучению истории своего поколения, человек будет точно знать, как возникла его семья, почему он носит именно эту фамилию и кем были его давние предки.
  • Биографический фактор. Социум может получить расширенную информацию о себе и создать объёмное резюме. Многие работодатели приветствуют такие портфолио.

Существует несколько типов семей: малая (родители и дети), средняя (включающая бабушек и внуков) и большая (состоящая из нескольких поколений). Генеалогия - это наука, изучающая третий тип связи.

Как составить дерево самостоятельно?

Генеалогическое дерево представляет собой графическую схему семьи социума. Он располагается посередине. В верхней границе от него находятся те люди, от которых он произошёл. Нижнюю часть занимают те люди, которые произошли от него. Под каждой личностью находится минимальная информация о ней: годы жизни, занимаемый чин и её отношение к объекту изучения. Генеалогия - это наука, позволяющая сделать эту схему максимально расширенной. Подобную цепочку можно создать самостоятельно.

В первую очередь нужно «повесить» на дерево известных человеку родственников. Далее, нужно спросить у бабушки и дедушки о том, кем были их предки, и дополнить эту цепочку. В настоящее время множество информации о каждом человеке хранится в интернете. Необходимо ввести в поисковой строчке фамилию и область проживания человека, возможно, там будут обнаружены дальние родственники.

Сервисные услуги

Наука генеалогия изучает историю возникновения социума. Несомненно, знания в этой области будут интересны каждому человеку. В настоящее время существуют специализированные исторические учреждения, которые помогут восстановить родословную цепочку. Делают они это следующим образом:

  • Как правило, у них есть данные о каждом человеке, проживающим на определённой территории. По ним несложно восстановить хронологический ряд.
  • Специальная лабораторная экспертиза ДНК поможет доказать родство между двумя и более людьми.
  • Существуют программы, изучающие черты лица человека. По ним специалисты выявляют потенциального родственника.

В любом архиве по месту проживания можно получить информацию о родственниках, родившихся после 1917 года. Для получения доступа к нему необходимо предоставить документ, доказывающий сходство фамилий.

Разновидности

Историческая наука подразделяется на три центральных типа. Каждый из них зависит от метода получения информации.

  1. Генетическая генеалогия - это набор знаний, позволяющий восстановить родословную цепочку на генном уровне. Исследования происходят только в специализированных лабораториях. Изначально собирается необходимая информация объекта. Далее набор хромосом сопоставляется с возможными родственниками.
  2. Историческая генеалогия - набор знаний, основанный на информации, хранящейся в архивах.
  3. Метрическая генеалогия - тип исследования по выдающимся признакам личностей.

Самой достоверной является генетическая генеалогия, она позволяет точно доказать или опровергнуть родство.

Где она применяется?

Генеалогия - это наука, изучающая одного социума и его семью. Соответственно, она не имеет широкого применения. В основном, человек её изучает для себя. Ему интересно знать, от какого этнического рода он произошел. Подобные деревья используются в качестве оригинального подарка от одного человеку другому. Нередко в начальных школах просят детей создать минимальную историю о своей семье. Эти знания позволяют определить потенциальные возможности каждого школьника.

Что такое семья? Это определенная группа общества, имеющая большое значение для каждого человека. Для кого-то это - ячейка, состоящая из минимального "набора" людей (родители и дети). Кто-то считает своими родственниками и большую группу личностей. К сожалению, не всегда удается сохранить информацию о своих предках. Многие связи были прерваны в военные времена из-за высокого уровня смертности. До сих пор сотни тысяч людей не могут найти своих близких родственников. Помочь восполнить недостающие запасы поможет уникальная историческая наука - генеалогия.

Генеалогия — наука, которая занимается изучением происхождения родов, семей, их родственными связями. В переводе с греческого буквально означает «родословная».

Генеалогия является вспо-могательной исторической дисциплиной. Сведения, устанавливающие родство, часто изображают в виде таблицы. Генеалогические исследования помогают историкам разобраться во многих исторических загадках, устано-вить имена подлинных героев прошлых событий.

Систематическим сбором сведений о происхожде-нии родов, фамилий и их родстве начали заниматься ещё в древности . Накопленные документы пригоди-лись историкам.

Историк, изучая события прошлого, стремится выяс-нить имена участвовавших в них людей . Учёному очень важно узнать их происхождение, с кем они были в родстве.

Знать и помнить свою родословную требовали жиз-ненные обстоятельства. Так, при получении наследства необходимо было представить неопровержимые дока-зательства родства с тем, кто завещал имущество. Пом-нили свою родословную не только ради выгоды. Во все времена бережно хранили память о предках.

Знатным происхождением гордились. Но при этом часто с презрением относились к простолюдинам.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам: