Гендерные различия: мозг мужчины и женщины. Основные гендерные различия

Если не касаться анатомических и гормональных различий, то в чем еще состо­ит разница между мужчиной и женщиной? До сих пор неясно, являются ли характе­рологические особенности полов и их различия в способностях врожденными или приобретенными. Бегли и Кари (Begley and Carey, 1979), изучавшие эту проблему на обезьянах, получили данные, согласно которым можно предположить, что агрес­сивность связана с мужскими гормонами. Однако ни одно из проведенных исследо­ваний не смогло достоверно доказать, что половые различия в уровне агрессивности обусловлены только гормональным влиянием. Агрессивность - не единственная черта, отличающая мужчин от женщин. Описано также много других различий меж­ду полами, большинство из которых связаны со специальными способностями. На­пример, обнаружено, что у мальчиков лучше развиты аналитические способности, а у девочек - моторные и вербальные. Возможно, для этого есть какие-то генети­ческие предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешни­ми факторами. Ученые сходятся во мнении, что большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механи­ческими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причесывали их. Замечено, что матери чаще поют колыбельные дочерям, чем сыно­вьям, больше разговаривают с ними, и это обстоятельство, вероятно, может вызвать лучшее развитие вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками.

Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности челове­ка могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между пола­ми в степени развития вербальных, математических и пространственных способно­стей (Deaux, 1985). Многие психологи пришли к заключению, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам (Hyde, 1984; Hyde, Linn, 1988; Matlin, 1987).

Упражнение 12.2

Психолог рассказал журналисту, что девочки-восьмиклассницы получили более низкие оценки за контрольную по математике, чем мальчики того же класса. На основании этого в газетной статье был сделан вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия в математических способностях. Теперь, когда вы знаете о факторах половых различий, объясните, в чем некорректность вывода журналиста.

_________________________________________________________________

Эволюция представлений о гендерных ролях

За последние пятьдесят лет представления о мужской и женской ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жестокостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность; ее интересы должны были ограничиваться семьей, хозяйством.

Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современную женщину уже не может удовлетворить роль исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения, как на работе, так и дома. Исследования показывают, что дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые с большей охотой занимались бы детьми и домом, но они вынуждены работать ради заработка, не получая удовлетворения от работы. Естественно, такие женщины придерживаются традиционных взглядов на свою половую роль, и эти взгляды передаются их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, воспитывают у своих детей менее традиционное, более либеральное отношение к половым ролям.

Икс и Барнс (Ickes and Barnes,1978) на примере студенческой группы влияние полоролевых установок на межполовое общение. Они заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Последние охотнее идут на контакт с представителями противоположного пола, более раскованны и свободны в своем поведении. Исследователи обнаружили также, что девушки с традиционными представлениями о женской роли отличаются чрезмерным беспокойством и низкой самооценкой. Точно так же «мужественные» юноши часто бывают беспокойны, неуверенны в себе и невротичны (Unger, Crawford, 1992).

Либерализация полоролевых установок устраняет неловкость и скованность, свойственные ситуации знакомства мужчины и женщины, повышает комформность общения, но она же вызывает и определенные проблемы у женщин. Все больше женщин жалуется на то, что они подвергаются сексуальным домогательствам кол­лег-мужчин. Диапазон этих домогательств варьируется от грязных шуток и сальных замечаний до прямых попыток изнасилования. Однако некоторые психологи счита­ют, что эта проблема существовала всегда, а нынешняя ее актуальность вызвана тем, что женщины, став во многих отношениях свободнее и раскрепощеннее, про­сто готовы открыто обсуждать ее.

«Хорошо, если ты врач, то я - министр здравоохранения.»

Рис. 12.2. Эта дети, вероятно, вырастут свободными от предрассудков.

Работающие замужние женщины (в большей степени матери-одиночки) име­ют дополнительную причину для возникновения стрессов. Такие матери «разрыва­ются» между собственными карьерными устремлениями и ответственностью за до­машнее хозяйство и детей. Стремление все успеть и во всем преуспеть может стать причиной особой разновидности стресса, которая получила название «синдрома де­ловой женщины». И здесь, как считает Макбрайд (McBride, 1990), важными факто­рами являются отношение женщины к работе, морально-психологический климат, в котором ей приходится жить и работать, а также наличие помощи и поддержки со стороны друзей.

Либерализация женской роли не могла не вызвать и потребности в смене муж­ских ролей. Современные мужчины принимают большее участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Понимание и принятие изменившихся ролей и полоролевых установок - одно из решающих условий гармонии в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной.

Упражнение 12.3.

Определите, каких взглядов на полоролевые отношения - традиционных или либеральных - придерживается или будет в будущем придерживаться каждый из нижеописанных персонажей.

а. Клод сказал жене, что получил новое назначение и что через две недели их семья должна переехать в Либерию. ______________________________

б. Мадонна знает, что мать ненавидит свою работу, но семье трудно прожить на зарплату отца.___________________________________________

в. Джером, студент второго курса колледжа, чувствует себя в компании девушек так же свободно, как и в обществе мужчин.____________________

г. Тельма подала в суд на своего начальника, который предлагал ей провести с ним ночь, обещая за это повышение по службе. __________________________________________________________________

д. Марио специально задерживается на работе до позднего вечера, чтобы дома ему не пришлось возиться с детьми.______________________________

ЛЮБОВЬ

Психологи не столь преуспели в описании любовных переживаний, как поэты. Линдзи, Холл и Томсон (Lindzey, Hall, Thomson, 1975) провели опрос населения и определили любовь как «интенсивную привязанность и симпатию». По опыту вы, наверное, знаете, что это чувство возникает не только между взрослыми людьми противоположного пола. Еще ребенком вы, несомненно, испытывали любовь к своим родителям и, наверное, к своим бабушкам и дедушкам. А может быть, вы любили свою кошку, собаку или другое домашнее животное.

В детстве ваша любовь была эгоистичной: вам необходимо было чувствовать себя любимым, вы скорее требовали любви, а не ждали и уж никак не дарили ее. Так, ребенку необходим телесный контакт с матерью, ему необходимо как она прижимает его к себе, это формирует у него чувство безопасности и защищенности. По мере того как вы становились старше, ваша любовь принимала более зрелые формы. Вы учились понимать чувства и нужды другого, проявлять заботу о нем. Вспомните, как вы впервые испытали тоску, сопереживая своей заболевшей собаке.

Любовь к человеку требует не только понимания, заботы и сопереживания. Она предполагает также доверие, уважение и стремление дать счастье человеку. Зрелая любовь не требует взаимности. Вы можете дарить свою любовь другому, не получая ничего взамен. Воистину, в любви всегда есть чем рисковать! В западной культуре любовь, как правило, сопряжена с собственническим чув­ством. Вы любите кого-то и хотите, чтобы этот человек принадлежал только вам. Стремление к полному обладанию порождает ревность. Но традиции иных культур предполагают совсем другое понимание любви. У некоторых народов существует обычай, предписывающий мужчине предлагать свою жену гостю, выказывая тем самым радушие и гостеприимство. Любопытный факт - мужчины обычно ревнивее женщин. Но все-таки любовь как проявление только собственнического инстинкта в европейской культуре встречается достаточно редко. Если же вам однажды при­дется испытать укол ревности, вспомните слова Маслоу (Maslow, 1970): «Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с ку­ста, восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим че­ловеком, не утверждая над ним своего господства».

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приве­денных ниже утверждений.

1.________Родители - первые люди, которые оказывают влияние, на гендерные установки ребенка.

2.________Наблюдение является условием косвенного научения гендерным ролям.

3.________Установки по поводу гендерных ролей являются врожденными.

4.________Гендерные роли одинаковы во всех культурах.

5.________За последние пятьдесят лет гендерные роли не претерпели существенных изменений.

6.________Установки не желающих, но вынужденных работать ради заработка женщин относительно гендерных ролей отличают­ся гибкостью.

7.________Мужчины-студенты, отличающиеся либеральным отношени­ем к половым ролям, чувствуют себя в обществе женщин бо­лее комфортно.

8.________Женщины, испытывающие бремя ответственности за семью и работу, часто страдают синдромом деловой женщины.

9.________Эгоистичная любовь скорее дарящая, нежели требовательная.

10._______Зрелая любовь всегда взаимна.

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какой путь проходят ваши отношения с человеком противоположного пола? Ганьон и Гринблант описывают три стадии развития гетеросексуальных отношений. Вы легко сможете распознать эти стадии в своих отношения может оказаться иной. Первая из стадий наполнена свиданиями, во время которых формируется чувство взаимного влечения; она называется «стадией влечения». На другой стадии возникает и формируется эмоциональная близость, и она называется «стадией эмоционального сближения». Третья стадия «стадия сексуальной близости». Каждая из вышеназванных стадий может начинаться и развиваться на фоне других, они могут протекать в любой последовательности. Однако зрелые гетеросексуальные отношения обязательно проходят все три стадии.

Влечение

Тесное общение с противоположным полом и формирование пар обычно начинается в подростковом возрасте. В зависимости от моды и местных обычаев подростки встречаются и выбирают себе друзей и подруг на танцах, вечеринках, концертах, в спортивных секциях. Наверняка и в вашей юности было нечто подобное. Вспомните, почему вам нравился тот или иной человек, почему вас влекло к нему? Психологи установили, что в юности человек часто выбирает себе партнера, в чем-то похожего на одного из его старших знакомых кого он любит или которым восхищается.

Пожалуй, самым важным фактором возникновения взаимного влечения является естественная близость. У вас скорее сложатся отношения с человеком который живет неподалеку от вас, с которым вы учитесь или работаете. Нас также привлекают люди, чьи жизненные позиции и манеры поведения схожи с нашими. Берельсон и Штайнер, проведя опрос семейных пар, обнаружили, что люди склонны выбирать себе в партнеры человека той же расы, религии, того же уровня образования, социального класса и даже с таким же прошлым семейным опытом. Так разведенному мужчине скорее понравится разведенная женщина, вдова скорее проникнется к вдовцу, а убежденный холостяк почувствует влечение к женщине, никогда не бывшей замужем. Если два человека придерживаются сходных религиозных воззрений, если они одинаково планируют семейную жизнь и относятся к алкоголю, то их взаимная приязнь и влечение усиливаются. В процессе общения крепнет не только взаимное чувство мужчины и женщины, но все более схожими становятся их личные особенности и индивидуальные способности. Исследования показывают, что по мере совместной жизни муж и жена становятся все более похожими друг на друга. Они усваивают мысли друг друга, взгляд на окружающий мир и даже математические способности (Schwartz, 1988).

Компьютерные программы, разработанные для служб знакомств, написаны с учетом этого наблюдения - наблюдения о том, что люди со сходными установками, принадлежащие к одному социальному классу, имеют больше шансов понравиться друг другу. Обычно, когда человек обращается в службу знакомств, его просят письменно ответить на ряд вопросов, касающихся его социального статуса, свойств характера, жизненных установок. Затем ему предлагается ответить на вопросы о том, каким он видит своего партнера. После этого компьютер сопоставляет анкеты мужчин с анкетами женщин и формирует предполагаемые пары. Система эта хорошо отлажена, но и она может дать сбой. Вообразите себе изумление молодого человека которому в качестве партнерши сосватали сестру! А все потому, что компьютер, по-видимому, не был запрограммирован отсеивать мужчин и женщин, состоящих в близком родстве. Вы можете удивиться: а как же вечное утверждение о том, что сходятся противоположности? Если люди действительно предпочитают иметь в качестве партнера человека сходного происхождения и со сходными взглядами, то откуда же в таком случае возникло и почему так живуче это представление? Несомненно, в народной мудрости есть зерно истины. Довольно часто бывает так, что человек чувствующий себя слабым в чем-то, тянется к человеку, который силен в данной области. Например, застенчивому мужчине может понравиться общительная разговорчивая женщина - своей болтовней она поможет ему преодолеть робость. Точно так же неуверенная в себе женщина потянется к уверенному, решительному мужчине, которому нравится проявлять силу воли и авторитет. Однако хотя в каждой паре партнеры могут быть противоположны друг другу в сильных и слабых сторонах, они, как правило, относятся к одному социальному классу и их взгляды по главным жизненным вопросам совпадают. Есть еще одно, столь же старое мнение о том, что привлекательна только недоступная женщина. Но исследования не дают этому тезису достойного подтверждения. Безусловно, «игра в недотрогу» повышает желанность женщины в глазах мужчины, но излишняя холодность заставляет его отступиться от своих притязаний. Мужчине просто начинает казаться, что он неинтересен этой женщине. Но это не значит, что женщина постоянно должна демонстрировать мужчине свою доступность, достаточно дать понять, что он ей нравится, и она станет для него вдвойне желанней.

Упражнение 12.4

Представьте, что вы поступили на работу в службу знакомств. Ваш предшественник оставил на письменном столе заметки с описанием возможных пар. Выскажите аргументированное мнение по каждой из предложенных пар.

а. Морис Л., 55 лет, разведен, трижды состоял в браке, закончил Гарвардский университет, совладелец юридической фирмы, атеист. Желает познакомить­ся с молодой женщиной. Любит вечеринки, не прочь выпить.

Таня М., 20 лет, образование среднее, служащая в универмаге; в браке не состояла; исповедует религию мормонов. Желает познакомиться с мужчи­ной старше себя. Любит тихие развлечения в кругу близких друзей.

б. Джулио 3., 48 лет, вдовец с тремя маленькими детьми, владеет сетью пра­чечных, иудей. Желает найти женщину с целью создания семьи.

БетаДж., 43 года, вдова, есть дочь-подросток; с тех пор, как потеряла мужа, работает косметологом; еврейка. Ищет мужчину, который позволил бы ей посвятить себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

в. Дуайн Р., 22 года, холостяк, студент старшего курса университета, изучает английскую филологию, католик. Учеба не оставляет ему времени на встре­чи с женщинами. Желает найти умную, интересную собеседницу.

Мария М., 21 год, в браке не состояла, студентка предпоследнего курса уни­верситета, изучает астрономию и историю, католичка. Желает познакомить­ся с молодым человеком, который смог бы стать ее товарищем по учебе и составить компанию в различных университетских мероприятиях.

Что такое гендерные различия и каков их источник? Существующие объяснения на этот счет можно разделить па биологический детерминизм и социальный конструктивизм.

Биологические объяснения подчеркивают различия в поведении представителей разных полов, коренящиеся в их биологических особенностях: разнице хромосомного набора (XY - у мужчин и XX - у женщин), гормональных различиях (тестостерон - у мужчин, эстроген - у женщин) и др.

В противоположность сторонникам биологического детерминизма социальные конструктивисты полагают, что гендерные различия - это результат не природного, а социального и культурного процессов. Эти процессы создают систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда, в семейно-брачных отношениях, системе власти и других сферах. Например, Роберт Коннелл (1987) считает, что каждое общество имеет свой гендерный порядок, включающий в себя целый ряд маскулинностей (как доминирующих, так и подчиненных) и феминностей. Гендерный порядок функционирует как достаточно устойчивая структура, внутри которой возникают, воспроизводятся или изменяются гендерные различия.

Обнаружить источник гендерных различий не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, оставаясь на позициях биологического детерминизма, мы должны, во-первых, выделить те универсальные (т.е. справедливые для всех обществ во все времена) характеристики, которые являются чисто мужскими или женскими. Во-вторых, мы должны показать, что эти характеристики порождены биологией, а не, скажем, различиями в воспитании мальчиков и девочек. В действительности, чем более развитым является изучаемое общество, тем сложнее доказать, что именно природа, а не воспитание ответственна за гендерные различия.

Социологические, антропологические и исторические исследования показывают, что феминность и маскулинность очень сильно отличаются в различных культурах. Например, с одной стороны, это подчеркнутая феминность женщин буржуазного класса в Европе XVIII в., подразумевающая физическую слабость, отстраненность от рынка труда и сексуальную холодность и, с другой стороны, физическая сила и сексуальная уверенность женщин сельских районов современной Африки, зачастую являющихся единственными кормильцами своих семей. В свете такого разнообразия очень трудно доказать существование необходимой связи между женским или мужским телом и их специфическими гендерными особенностями мышления и поведения в обществе.

Феминность и маскулинность понимаются по-разному не только в разных обществах, но и в разные времена. Так, в 1940-1950-е гг. в западной культуре доминировал образ мужчины-кормильца, много работающего, однако совершенно некомпетентного в домашних делах. С тех времен этот образ претерпел значительные изменения, и сегодня уже не является приоритетным. Возникает и укрепляется образ «нового» мужчины, характеризующегося такими чертами, как мягкость и эмоциональность, стремление к сотрудничеству, а не конкуренция, большая вовлеченность в домашние дела, уход за детьми и др.

Кроме того, в обществе не существует мужчин и женщин как таковых, все они имеют возрастную, этническую и классовую определенность, что влияет на гендерные различия самым непосредственным образом. Например, утонченная дворянская девушка в России XIX в. сосуществовала с физически крепкой и работящей служанкой. Более того, утонченность и слабость первой были просто немыслимы без физической силы и постоянного труда второй.

Выберите любое общество в любой исторический период (например, Россию XIX в. или США сегодня) и опишите черты феминности, присущие женщинам из разных классов, этносов и культур. То же самое проделайте с мужчинами, т.е. опишите черты маскулинности мужчин, имеющих разные социальные позиции в разных обществах и в разные времена.

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в управлении, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» и «женских» ролях в управленческой деятельности довлеют среди значительной части населения.

Типично мужской образ, описанный еще в 1960-е годы, сохраняется до сих пор и включает набор черт, связанных с мужской компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский - с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в позитивном направлении по участию женщин в руководстве не только предприятиями, но и в управлении государством. Так на управленческих местах в семидесятые годы 20 столетия в США было 16% женщин, а уже в девяностые их стало до 40%. По мнению психологов в настоящий период происходит снижение половых различий при занятии руководящих должностей женщинами из-за усиления процессов самоактуализации Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Проблема учёта гендерных различий в управленческом процессе возникает чаще всего в предвыборный период. Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям.

1. Различия на генетическом уровне. У мужчин доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и нестандартность мышления. Мужчины являются носителями изменчивости. У женщин более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

2. Различия на физическом уровне. У мужчин большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличатся более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У женщин меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Женщины быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие у женщин происходит по горизонтали. Женщины изучают в первую очередь себя и своё окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

3. Различия на когнитивном уровне. У мужчин доминирует качественный подход к изучению нового материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им свойственны широкий полёт фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Женщинам свойственна стройность и чёткость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчётливость. У женщин ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

4. Различия на психологическом уровне. У мужчин быстрая реакция на взаимодействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к общению. Мужчины чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления.

У женщин адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У женщин более высокие показатели развития внимания: изобразительность, объём, переключаемость.

5. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Мужчины воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твёрдость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий. Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Мужчинам присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме. Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Женщина сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью, к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Женщинам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол средства для достижения своих целей. Женщина устойчива и настойчива в своей женской роли и своём предназначении с детства Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Проведенные исследования показывает, что женщина-предприниматель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру легче контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, до распада СССР мы видели в органах власти женщин, которых можно отнести к мужскому гендеру. Для получения места во властных структурах как мужчинам, так и женщинам было необходимо пройти комсомольские коридоры в которых шёл в основном бессознательный отбор маскулиннх женщин. За тем их назначали третьими секретарями райкомов или горкомов партии.

После распада Союза, в период становления рыночных отношений женщины, имеющие мужской гендер стали заниматься предпринимательством и многие из них получили позитивные результаты, а вот в политической карьере, т.е. в избрании их на выборные должности, совершенно противоположные результаты и до сих пор. Проведённые исследования женских движений в городе Челябинске и их членов показывает, что они в основном имеют мужской гендер, а в период предвыборной и выборной кампании они обращаются к женской аудитории и пытаются провести свои предвыборные программы через женщин, имеющих феминные качества личности, что негативно влияет на результаты выборов.

Кроме того, следует отметить, что женщине труднее пройти во власть не только по вышеперечисленым причинам, но и потому что со времён Гиппократа женский пол ассоциировался с неизвестным, мистическим и опасным. Подобные верования приписывали женщинам иррациональность, неразумность, что приближало их к описанию психически и умственно больных или нестабильных.

В средние века представления о женском сумасшествии проявилось в известной «охоте на ведьм»: христианская церковь преследовала и сжигала на кострах женщин, отличившихся чем-либо или случайным образом отобранных в связи с их «ненормальностью». Достаточно было женщине быть более активной, чем предписывалось в те времена, или защищать какую-либо идею, и тут же её клеймили как еретичку или сумасшедшую Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что женщине труднее пройти во властные структуры, но прохождение в органы власти по нашему мнению может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это способность женщины оценить себя по доминантному гендеру и широко использовать свои коммуникативные способности при прохождении во власть.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приёмов при коммуникации с тремя видами коллективов: мужском, женском и гетерогенном. Так при общении в мужских коллективах использовать примеры на рациональную и доказательную сферу, а при выступлениях перед женскими аудиториями оказывать воздействие на эмоциональную сферу слушателей.

В-третьих, важно продумывать содержательную часть выступления, а для этого желательно провести социологические исследования по потребностям и запросам электората, проживающего на территории, где будут проходить выборы.

В-четвёртых, необходимо всестороннее изучение опыта и специфики всех предыдущих избираемых на этом участке представителей власти.

В-пятых, желательно хорошо знать все пять направлений ваших оппонентов (на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и коммуникативном уровнях). С целью эффективного использования их в предвыборной работе.

В-шестых, для снятия женской «ненормальности» использовать гендерно-ориентированные стороны при выступлениях в СМИ, а также хорошо знать свое поведение перед слушателями.

Указанные выводы необходимо использовать в рамках предвыборной программы партий для привлечения к участиям в выборах женской части населения страны.

В настоящее время гендерная проблематика приобретает все большую популярность, а число гендерных исследований растет день ото дня. Данные исследования начались в конце 60-х годов прошлого столетия и являлись следствием пережитого феминистического бума, когда женщины начали критиковать собственное подчиненное положение, открыв тем самым новое измерение социальных отношений. Вообще же психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам.

Еще раз обозначим разделение таких понятий как «пол» и «гендер». Единственного верного толкования данных понятий выделить не удается, зато возможно определить главную составляющую всех определений. Под термином пол понимаются биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами. Общество и культура никак не могут повлиять на пол человека, и имеют абсолютное влияние на его гендер. Соответственно женственность и мужественность необходимо рассматривать не как нечто врожденное или предопределенное анатомией, биологией, сексуальностью, психикой и т.д., а как общественный конструкт.

Гендерные различия

В литературе, посвященной теме гендера и гендерных различий, можно встретить две точки зрения на проблему. Согласно одной из них, мужчина и женщина - два совершенно разных полюса одного континуума. Отсюда образное выражение - «мужчины с Марса, женщины с Венеры». Существует мнение, что гендерно-ролевые различия между мужчинами и женщинами основываются на фундаментальных отличиях представителей одного пола от другого, а не на социализации или социальных ролях. Сама природа предписывает женщине быть мягкой, заботливой, ранимой, зависимой, более склонной к эмпатии и эмоциональному реагированию. Мужчина же по природе своей активен, склонен к агрессии, соревновательности, независимости, имеет аналитический склад ума и т.д. Согласно второй точке зрения, классификация черт характера на маскулинные и фемининные была порождена культурой. На самом же деле, объективно фемининных и маскулинных характеристик не существует и природой они не предзаданы. По мнению американского психолога Шон Меган Берн, существуют лишь экспрессивные (отождествляемые с фемининными) и инструментальные (отождествляемые с маскулинными) характеристики, которые являются универсальными, общечеловеческими, но предписываются тому или иному полу уже социумом и культурой . К примеру, широко распространено мнение, что мужчины лучше справляются с задачами, требующими математических способностей и пространственного воображения, тогда как женщины оказываются сильнее при выполнении лингвистических заданий. Однако следует отметить, что западные исследователи не обнаружили подобных различий между мужчинами и женщинами из народности эскимосов-иннуитов в Канаде. Высказывалось предположение, что в данной культуре не существует гендерных различий подобного типа, поскольку «развитие пространственных способностей очень важно в культуре иннуитов как для мужчин, так и для женщин. Чтобы прояснить вопрос о культурных различиях, касающихся гендерной разницы в уровне развития пространственных способностей, Берри и его коллеги провели исследование, в ходе которого мужчинам и женщинам, представляющим 17 различных культур, было предложено выполнить ряд заданий на составление композиций из кубиков. Участникам давали изображение геометрической композиции, которую нужно было сложить из выданного им набора кубиков. Результаты оказались достаточно неожиданными и поставили перед учеными ряд вопросов. Хотя относительно некоторых культур предположение, что мужчины справляются с такими заданиями лучше, чем женщины, действительно подтвердились, было также обнаружено, что для значительного числа культур результат оказался обратным. Пытаясь объяснить полученные результаты, Берри высказал предположение, что превосходство мужчин в данном отношении, как правило, типично для культур, которые характеризуются «компактностью» (относительной гомогенностью), оседлым образом жизни и формами сельского хозяйства, основанными на земледелии, в то время как превосходство женщин характерно для кочевых культур более открытого типа, живущих в основном за счет охоты и собирательства. В таких культурах основные социальные роли распределяются между мужчинами и женщинами достаточно гибко, и большинству членов таких сообществ приходится выполнять широкий круг задач, связанных с выживанием их группы. Таким образом, мы видим, что одни культуры в большей степени способствуют развитию пространственных способностей у мужчин, в то время как в других культурах эти способности более развиты у женщин, а для ряда культур характерно отсутствие гендерных различий в данной области.

Но так уж случилось, что мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Согласно Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986), мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными и эмоциональными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри (Barry, 1991) говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу. А в статье Джеклин (Jacklin, 1989) было отмечено, что спекуляции на тему различий между мужчинами и женщинами стали американским национальным занятием. Эрлих (Erlich, 1973) сформулировал положение о том, что этнические стереотипы являются частью социального наследия общества. То же самое можно сказать и о гендерных стереотипах. Судя по всему, эти стереотипы -- часть господствующего социального сознания.

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия (дискуссии по этому вопросу см.: Unger & Crawford, 1992, Tavris, 1992).

В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о половых различиях (Myers, 1990), и некоторые из них продолжали упорно проводить мысль, что два пола отличаются коренным образом. Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают. Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико.

Проблема, связанная с литературой, посвященной гендерным различиям, именно в том и заключается, что печатные издания проявляют больший интерес к отличиям, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве (Basow, 1986; Unger, 1988).

Появившись на свет мальчиком или девочкой, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые способствуют формированию соответствующих качеств личности и приближают его к принятым в данном обществе образцам фемининности или маскулинности.

Ученые отмечают, что уже начиная с раннего детства, мальчики и девочки получают по разному ориентированные влияние родителей: так у девочек больше поощеряются в развитии вербальные способности, тактильная сфера ощущений, способность к эмпатии, эмоциональность, а у мальчиков - развитие технических способностей, стремление к достижениям и соревнованию, агрессивность. Исследования, проводимые американскими психологами Н.Ходороу, К.Гиллиган, Ш.Берн, убедительно показывают: основа гендерных различий в способах мышления и разрешения проблем начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей. С раннего возраста дети учатся тому, какая одежда им подходит и какое поведение оказывается “гендерно-соответствующим”.

Подрастая, дети подвергаются дальнейшей социализации и усваивают манеру поведения, которая считается уместной для их пола. По мере того, как ребенок все больше и больше осознает себя, он начинает реагировать на воздействия со стороны окружающих его людей и становится носителем различной Я-концепции, включающей представление о себе как о мальчике или о девочке.

Один из вариантов развития гендера (механизм формирования полотипичного поведения) представлен в теории гендерной схемы. Данная концепция представляет собой более уточненный вариант теорий социального научения и когнитивного развития. Суть теории: основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого ребенка, при этом общественные различия между мужчинами и женщинами влияют на индивида даже в тех ситуациях, которые не имеют непосредственного отношения к половой принадлежности. Практически во всех культурах восприятие мужского и женского начал складывается в связную систему представлений, начиная с анатомических различий и типичных мужских и женских видов работы и заканчивая религиозной символикой. Это сложная система представлений называется гендерная схема. Как только дети начинают осознавать себя как мальчиков и девочек, они все более активнее пытаются разобраться в том, что должны делать мальчики, что девочки, и каковы они.

Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, т.е. готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий “маскулинности - фемининности” Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно и целенаправленно одновременно сортируются на “мужское” и “женское”.

Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает “работать” не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культур как приемлемые для его/ее собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам.

Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме, так их дисциплинируют родители и посторонние люди, противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение и свойства. Ведь взрослые очень редко замечают: “Какой сильной стала девочка!” или “Как нежен мальчик”. Так гендерная схема становится предписывающей и диктующей стандарт поведения. В то же время авторы теории полагает, что многие мужские и женские особенности, которые мы с легкостью наделяем явления внешнего мира, существуют лишь в воображении воспринимающего их индивида.

Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Те же самые механизмы действуют применительно к гендерным ролям: когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика пропасть между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле, и соответствуем этим ожиданиям. Мысль о том, что гендеры должны обладать и обладают массой отличий, настолько повсеместно укрепилась в нашей культуре, что неудивительно, если мы считаем ее верной.

Ученые еще не знают, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. К сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly et al., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. Исследование мужской роли, в котором выяснилось, что традиционная мужественность находит слабое одобрение и поддержку (Burn & Laver, 1994; Thompson & Pleck, 1986), также указывает на важнейшую роль уступчивости в подчинении гендерной роли.

Наша культура тысячами способов доносит до каждого человека утверждение, гласящее, что мужчины и женщины -- разные существа и должны таковыми оставаться. А ведь без помощи социальной информации предельно сложно разобраться в окружающем нас запутанном мире и существовать в нем. Иногда упомянутая информация поступает к нам непосредственно от окружающих, но в культуре есть для этой цели и специальные средства. Представления о психологическом типе мужчин и женщин впитались в мифы и религию, сказания и письменную литературу. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу (Williams & Best, 1990 а, р. 240). Так, по данным Кимбалл (Kimball, 1986), у детей, которые смотрят телевизор, проявляется гораздо больше аттитюдов, типичных для гендерных норм, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор .

Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "Эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек) .

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа -- формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания .

Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям .

С неофрейдизма основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Б. Маккоби и К. Джеклин, высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, чье поведение больше соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и феминности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью -беспомощной, пассивной и зависимой .

Теория социального научения, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии гендерного поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители .

"Теория половой типизации" основана в рамках бихевиоризма. Основной принцип научения полоролевому поведению, рассматривается как дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания. При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола. Различия в поведении матери с мальчиком и девочкой установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с мальчиками, но с девочками они чаще разговаривают. Примерно после шестого месяца ситуация в плане физического контакта меняется: с девочками он становится более тесным, чем с мальчиками. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности .

Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. В данной ситуации ребенок рассматривается скорее как объект, чем как субъект социализации .

Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта и не является пассивным продуктом социального упражнения. Положительные и отрицательные подкрепления взрослого и идентификация с ним играют основную формирующую роль в половой социализации ребенка, но наиболее значимой в нем является познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности .

На начальных этапах гендерного становления сторонниками такой концепции выделяются три процесса: 1 - ребенок узнает, что существуют два пола; 2 - ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3 - на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы .

По мнению Л. Колберга подкрепления и идентификация начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, когда половая типизация уже произошла. Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатьгоать информацию, и осуществляется половая типизация. В данном контексте полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивньш процесс, способствующий обретению гендерной идентичности .

Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания .

Схема Э. Эриксона, описывает развитие мужской идентичности как формирование отношения к миру и женскую идентичность как пробуждение в близости с другим человеком. На пятой ступени данной схемы - в юношеском возрасте -- стоит задача формирования чувства самости, в подтверждении идентичности, которая сохраняет последовательность процесса достижения половой зрелости. Этой стадии предшествуют 4 кризиса, последовательное прохождение которых даёт возможность в юности проявить себя автономным, инициативным субъектом, проявив, таким образом, результат формирования идентичности. Все это относится к мальчику. Для девочки последовательность несколько иная. Её идентичность, по мнению Э. Эриксона, является неопределённой, так как ее задача в привлечении внимания мужчины, под именем которого она будет известна, положением которого она будет определяться. А для мужчины идентичность предшествует близости и репродуктивности .

Таким образом, психоаналитическая теория акцентирует значение биологических факторов и опыта раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола. Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении. Теория когнитивного развития описывает процесс усвоения половой идентичности с точки зрения ребенка, в ней подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка.

Вместе с тем отдельные положения переходят из одной теории в другую. Так, многие представители необихевиоризма признают, что когнитивные процессы вклиниваются между стимулом и реакцией, что индивиды способны обобщать специфические случаи. Теория когнитивного развития, определяя решающую роль когнитивных процессов в половой социализации, признает, что при формировании психологического пола имеют место, как подкрепление, так и моделирование, хотя они вторичны по отношению к когнитивным процессам. Одни социальные бихевиористы считают, что подкрепления, поддерживающие гендерное поведение детей, социальны, другие разделяют взгляд психоаналитиков о значении опыта раннего детства и идентификации ребенка с родителем того же пола в формировании полоролевого поведения .

В 70-е годы сформировалась новая психология пола. Представители этой теории считают, что основное значение в формировании гендерной идентичности имеют социальные ожидания общества.

Представители зарубежной гендерной психологии Джин Миллер (1976), Кэрролл Гилиган (1982), Нэнси Ходороу (1989) и другие, сосредоточили свое внимание на изучении жизненного опыта женщин. В дополнение к опыту, обусловленному биологическими причинами, существует и культурная уникальность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей .

Ненси Ходороу (Chodorow N.) в своих исследованиях рассматривала воспроизводство общих универсальных различий внутри каждого поколения, характеризующих особенности мужской и женской индивидуальности, но связывала эти различия не с анатомическими детерминантами, а с особой ответственностью женщин за заботу о ребенке. Поскольку социальная среда для мальчиков и девочек отлична и воспринимается ими по-разному, то гендерные различия возникают и в личностном развитии. Как следствие, в любом обществе женщина самоопределяется в контексте её отношений и связей с другими людьми больше, чем мужчина .

Н. Ходороу рассматривает гендерную идентичность как ядро формирования личности, которая практически полностью формируется к трём годам, независимо от пола ребёнка (Chodorow N., 1974). Человеком, который заботится о ребёнке первые три года жизни, обычно является женщина, но для мальчиков и девочек внутриличностная динамика формирования гендерной идентичности имеет свои отличия. Для мальчиков отделение от матери является существенным в усвоении маскулинности, и детерминирует обособление и индивидуализацию как элементы связанные с формированием половой идентичности. Для девочек усвоение феминной идентичности не включает процессов обособления. Отсюда, Н. Ходороу делает вывод о зависимости обособления и индивидуализации личности от наличия или отсутствия необходимост разрыва диады «мать -дитя». Таким образом, маскулинность определяется через обособление, а фе-минность - через единение, в следствии этого у мужчин обычно возникают трудности во взаимоотношениях, а у женщин в индивидуализации .

Дж. Мид и Ж. Пиаже рассматривали игры детей, как первичную основу социального развития. Изучая организацию и структуру игровой активности детей 10 и 11 лет, авторы установили, что мальчики чаще, чем девочки, играют самостоятельно и в больших смешанных по возрасту группах, они чаще выбирают соревновательные игры. Мальчиков увлекает разработка правил и создание справедливых процедур разрешения конфликтов, в отличии от девочек. Мальчишеские игры больше стимулируют проявления независимости, организационных навыков. В контролируемых соревновательных играх, они учатся соперничать, состязаться соблюдая правила. Игры девочек обычно происходят в небольших, более близких группах. Их игры копируют социальные модели человеческих отношений, и более корпоративны. Следовательно, способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого», но в меньшей мере ориентированы на усвоение роли «обобщённого другого», на абстракцию человеческих отношений. Таким образом, к половой зрелости формируются различия внутриличностных ориентации и различия социального опыта .

Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что биологический пол (то есть хромосомный и гормональный), может лишь помочь определить будущее поведение человека. Определяющую роль несет психологический пол, усвоенный социально, прижизненно, на формирование которого оказывают влияние классовые, этические, расовые, религиозные и другие вариации гендерных ролей и социальных ожиданий. Детерминантами гендерных параметров служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как "самоосуществляющиеся пророчества", они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальныеинтеракции, что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна» .

Возникновению "Новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий, это работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий, исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших значение эффекта социализации, концепция андрогинии С. Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности .

Б. Маккоби и К. Джеклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались. Немногочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе .

С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и феминности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Маскулинность/феминность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а феминность - с пассивно-репродуктивным началом .

Долгое время маскулинные и феминные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней. Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность, альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль .

По мере того, как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна . На этой основе в 30-60-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности (М-Ф) умственных способностей, эмоций, интересов (например, шкала М-Ф опросника MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М и Ф, но сами свойства М-Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, высокая маскулинность, а для женщины - феминность .

В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о маскулинности и феминности как независимых, ортогональных измерениях личности Ее тест разделял мужчин и женщин на четыре группы. .

К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами .

Андрогиния является значимой психологической характеристикой личности, определяющей гибкость и адаптивность поведения, способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе .

Гейл Рубин представительница американской феминисткой теории, антрополог, в своей статье "Торговля женщинами" ("Traffic in Women", 1974) вводит термин «гендерная система» или система гендерных отношений. По ее определению, гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности». Изучение гендерных систем отражает социальную организацию отношений между полами в обществе. Ивонн Хирдман (Y. Hirdman), шведская исследовательница, рассматривает гендерную систему как систему отношений мужчин и женщин, включающую их представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов .

Гендерная система усваивается личностью и является относительно устойчивой, она воспроизводится механизмами социализации и нормативными системами общества. Для капиталистического общества начала XX века социальная сфера была по большей части сферой мужской активности, женской -- являлась частная сфера. Рьшочные ценности определяли доминанту - мужской сферы, тогда как приватная -- женская, воспринималась как вторичная, обслуживающая. Таким образом, складывалась иерархия ролей гендерной системы, названная в феминистской теории - патриархальной .

В постиндустриальном обществе гендерная система значительно изменилась, под воздействием гуманизации общества, повышения значимости самореализации личности. Постепенно приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Гендерная система отражает социальные процессы формирования и поддержания представлений о надлежащей и отклоняющейся мужественности и женственности, нормы построения межполовых отношений .

В теории социальных ролей А. Игли рассмотрена тенденция относить человека к различным группам по гендерному аспекту, которая наблюдается в каждой культуре, основанием для этого является гендерное разделение труда и культурные нормы, составляющие гендерную систему общества. Согласно исследованиям А. Игли (Eagly A., 1987) гендерные стереотипы обусловлены различиями социальных ролей, которые формируют нормативы полоролевого поведения .

Исследователи Дж. Вильяме (John Williams) и Д. Бест (Deborah Best) обосновали предположение, о возникновении гендерных стереотипов из древних времен от разделения труда (1990). Такое разделение труда, по мнению авторов, продолжает существовать в виде мужских стереотипов действия, и женских стереотипов взаимодействия. Они провели кросс-культурное исследование восприятия мужчинами и женщинами гендерных характеристик. Результаты показали, что мужчины характеризуются как активные, смелые, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, грубые и прогрессивные. Женщины -зависимые, кроткие, чувствительные, нежные, слабые, эмоциональные и суеверные. В то же время были и исключения, так в Малайзии прилагательные «напористый» и «шутливый» ассоциируется с женщинами. Кроме того, установлено, что страны значительно различаются по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами. В Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Нигерии, Южной Африке и Малайзии они были скорее благоприятными .

С целью объяснить полученные различия исследователи проанализировали различные показатели социального развития. Единственным значимым фактором оказалось вероисповедание и зависимость от включенности в традиции поклонения божествам женского пола или наличия женского участия в религиозных церемониях. В целом, результаты указывали на панкультурное сходство гендерных систем, детерминированное издревле сложившейся системой разделения труда, где женщинам отводится домашний труд, а мужчинам работа за пределами дома. Изменение этой системы ведет к гендерному сглаживанию. В странах с более развитой экономикой женщины больше вовлечены во внешнюю социальную сферу .

В исследовании С. Оскамп (Oskamp , 1991) прослежены тенденции в ген-дерно-ролевых установках, на протяжении пятидесяти лет с 1937 по 1987 гг. За эти годы автор проследил динамику гендерных стереотипов в отношении участия женщин в управленческой деятельности и в государственной власти, в пользу более позитивного отношения. Таким образом, тенденция гендерного сглаживания прослеживается в самых разных сферах жизни социума, эти изменения наблюдаются и на уровне стереотипов, и в осознании, на уровне смысловой сферы личности .

Рассмотренные выше направления являются наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола).