Фольклорный праздник для детей масленица. Сценарий празднования мероприятия "масленица"

«Масленица». Сценарий фольклорного праздника

Ход праздника.

Выходят два скомороха

Скоморох 1-й.

Здравствуйте, друзья! Знакомы ли вы с таким праздником – Масленица?

В церковных книгах масленица называется Сырной неделей, во время которой Адам был изгнан из рая.

Скоморох 2-й.

Чтобы Зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал ей пышные веселые проводы – с блинами, снежками, кострами, катанием с горок, назвав этот обряд Масленицей.

Иногда этот праздник называют проводами Зимы или встречей Весны. Он приходится на конец февраля – начало марта, за 8 недель до Пасхи. Это веселый праздник.

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

Понедельник – встреча.

Вторник – заигрыш.

Среда – лакомка, разгуляй, перелом.

Четверг – разгуляй, четверток, широкий.

Пятница – тещины вечера.

Суббота – золовкины посиделки.

Воскресенье – прощеный день, проводы.

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая барыня – Масленица, госпожа-масленица».

Итак, понедельник – встреча. Всех гостей привечают блинами. По домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение. Хозяева созывали гостей: «Приезжайте к нам в гости на широк двор! На горах покататься, в блинах поваляться (ведущий переворачивает лист большого календаря-численника «Масленица»)

Страница «Понедельник – встреча»

Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и приветствовали ее.

Выходят четверо ребят и исполняют русскую,

народную песню-инсценировку «Как на тоненький ледок… ».

1. Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

2. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

3. Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

4. Приезжай ко мне во тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

1. Нет, не идет Масленица! Как же мы будем без нее Весну встречать?

2. Ой, видно придется всем вместе ее звать. Давайте сделаем так: мы начнем звать Масленицу, а вы, друзья, повторяйте дружно за нами.

3. Ну-ка, попробуем: «Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор! » Еще раз, вместе! Не слышит, видно, Масленица!

После троекратного клича под звуки музыки появляется Масленица (чучело, которое выносит группа ребят) .

1. Ой, Масленица – кукашейка,

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

2. Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

3. Наша Масленица годовая,

Наша Масленица удалая!

4. Наша Масленица годовая!

Она гостина дорогая.

Все: Здравствуй, Масленица.

Чучело устанавливают в центре сцены, исполняется

песня «Как у наших у ворот»

Вторник — заигрыш (ведущий переворачивает следующий лист)

Страница «Вторник — заигрыш»

В этот день играют в разнообразные игры, в снежки и катаются на санках. Парням разрешается на второй день Масленицы поухаживать за девушками-невестами.

У Петровых у ворот

Вьется, вьется хоровод,

Вьется, вьется хоровод,

Собирается народ.

Под музыку выходят 6 девочек.

1. Ух-ты Ваня-простота,

2. Отворяй-ка ворота…

3. Крючком,

4. Сундучком,

5. Серебряным пятачком,

6. Новой ниточкой под калиточкой.

Исполняют песню «На горе-то калина… »

Выходят навстречу 6 парней.

1. Погляди, честной народ, не пыли дорожка,

2. Добры молодцы пришли,

3. Погулять немножко.

4. Эх, улица мала, да хоровод велик,

5. Хоровод велик,

6. Поиграть велит!

Проводится игра «Бояре»

Скоморох 2.

Ну-ка, ряженый народ,

Громче, громче хлопай!

Миша наш плясать идет

С девочкой Аленкой.

Исполняется танец мальчика в костюме медведя.

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске…

Масленица! Масленица!

Все кругом, как в сказке!

Среда – лакомка.

(ведущий переворачивает следующий лист)

Страница «Среда – лакомка»

Этот день семейный. Блины были и дома, и на улице. С утра до вечера ходили блинщики, зазывая: «Кому блины горячи, кому маслены? »

Без блинов не Масленица,

Без пирогов не именины.

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели,

Уж вы, блины мои,

Уж, блиночки мои!

Исполняется песня «Ой, блины»

После песни выходят Хозяин и Хозяйка, блинами встречают гостей.

Гость на пороге – хозяину радость!

Просим в избу: красному гостю – красное место.

Будьте как дома, усаживайтесь!

Чайку с блинами откушать да гармошку послушать.

Милости просим!

Гости проходят за стол, хозяйка угощает их.

Хлебом, солью всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Угощайтесь, не стесняйтесь! Отведайте блинчиков.

Блин добро не один.

Блин брюха не портит.

Гости говорят

1. Пришла Масляная неделя,

Был у кума на блинах.

2. Сели четверо за стол,

Дале душеньке простор.

3. Друг на друга поглядели

И блины то все поели.

А сейчас, гостюшки дорогие, отгадайте загадки.

Выбегают ребятишки.

1. Поздравляем хозяйку с хозяином, да всех честных людей с праздником, с широкой Масленицей!

2. Тин-тин-тинка, подай блинка!

3. Оладышка-прибавышка, масляный кусок!

4. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

Дети, взяв гостинцы, поют песню «По малину в лес пойдем»

Гости (встают)

1. Спасибо за угощение.

2. Пора и честь знать!

Гостю почет и хозяину честь!

Гости довольны – хозяева рады!

Гости и хозяева исполняют русскую народную песню «Во кузнице»

Четверг – четвертый день недели.

(ведущий переворачивает лист)

Страница «Четверг – разгуляй, четверток широкий»

Четверг – широкий, широкая Масленица. Опять же продолжаются разные забавы: ряженые, скоморохи, тройки лошадей с колокольчиками. Все гремит, веселится, шумит.

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам идут Матрешки,

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки –

Ай да хороши матрешки!

Выходят 4 Матрешки и поют песню «Матрешки»

Навстречу друг другу идут парни и девчата.

1. Лето для старания, зима для гуляния.

2. Четверг, пятницу, субботу мы не ходим на работу.

3. Заняты частушками, песней с топотушками.

4. А ну, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван, сядем, братцы-ка, рядком и частушки пропоем.

Исполняются частушки.

Вот и пятница подошла.

(ведущий переворачивает лист)

Страница «Пятница – тещины вечера, тещины блины»

Пятница – тещины вечерки. Главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется.

Сценка «У тещи»

Было у тещи семь зятьев:

Хомка – зять, и Пахомка – зять,

И Гришка – зять, и Гаврюшка – зять,

И Макарка – зять, и Захарка зять,

Зятюшка Ванюшка – милей всех зятьев.

И стала теща зятьев в гости звать…

Хомка идет, и Гришка идет,

И Гаврюшка идет, и Захарка идет.

И Пахомка идет, и Макарка идет.

«Зятюшка Ванюшка, иди поскорей! »

И стала теща зятьев за стол сажать.

Хомка сел, и Пахомка сел,

И Гришка сел, и Гаврюшка сел,

И Макарка сел, и Захарка сел.

«Зятюшка Ванюшка – поди вот тут сядь! »

Стала теща зятьев блинами потчевать:

Хомке блин, и Пахомке блин,

И Гришке блин, И Гаврюшке блин,

И Макарке блин, и Захарке блин,

Зятюшке Ванюшке – блин с маслицем.

Стала теща с зятьев деньги собирать.

С Хомки рубль, и с Пахомки рубль,

И с Гришки рубль, и с Гаврюшки рубль,

И с Макарки рубль, и с Захарки рубль,

С зятюшки Ванюшки – пара серебра.

Стала теща зятьев провожать.

И Хомку в шею, и Гаврюшку в шею,

И Макарку в шею, и Захарку в шею

(остальные, кроме Вани, разбегаются)

А зятюшку Ваню – за святые волоса.

Звучит музыка.

Вот и суббота настала.

(ведущий переворачивает лист)

Страница «Суббота – золовкины посиделки»

Суббота – золовкины посиделки, на которые все родные собирались у золовки.

День делился на две части: с утра строили снежные и ледяные крепости, а после окончания «боя» шли пировать к родственникам мужа.

Под музыку «Молодая пряха» выходят девочки, в руках у них рукоделие. Садятся на лавку, работают.

1. В первый раз вышивали светел месяц со лунами, светел месяц со лунами, со частыми звездами.

2. Во второй раз вышивали красно солнце со лучами, с синими облаками.

3. В третий раз вышивали сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшали светло-синими цветами.

4. Работа да руки – надежная в людях порука. От нечего делать и таракан на полати лезет.

5. Так работаем, что недосуг и нос утереть.

Выходят парни, рассказывают:

1. А мы вам расскажем небылицы в лицах.

Не короткие и не длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас.

2. Небылицы в лицах, небывальщина,

Небывальщина, да неслыхальщина!

3. По поднебесью сер медведь летит,

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом припоправливает.

4. На дубу гнездо свила свинья,

Гнездо свила, деток вывела.

5. Малы деточки-поросяточки,

По сучкам сидят,

По верхам глядят,

По верхам глядят,

Улететь хотят.

1. А ну, хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

2. Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Исполняется пляска.

1. За дело – не мог, за работу – не мог,

А поесть, поплясать,

Против нас не сыскать.

2. Играть – не устать,

Не ушло бы дело.

3. Ай, весело поется!

Весело прядется.

Песня «Утушка»

Воскресенье подошло.

(ведущий переворачивает лист)

Страница «Воскресенье – прощеный день, проводы»

Воскресенье – прощеный день. Самый последний и самый важный день Масленицы. С утра народ толпами отправлялся на кладбища и погосты «просить прощения» у родителей и дедов.

В это воскресенье полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Этот обычай соблюдали все: от крестьянина до царя. Не стоит и нам забывать эту хорошую древнюю традицию. Вспомните, ведь каждый из вас мог невольно кого-то обидеть. Попросите у него прощения.

Этот день называли по-разному: проводы, прощанья, целовальник, Прощеный день.

Устраивали пышные проводы Зимы, водили хороводы, дарили подарки, сжигали чучело Масленицы. Пели песни: «Прощай, прощай Масленица, широкая, вольная Масленица! »

Под музыку выходят дети.

1. Прощай, Масленица-вертушка,

Настает великий пост.

2. На деревне все приели,

Настает великий пост.

3. На деревне все приели,

Подают селедки хвост.

4. Как на масляной неделе в потолок блины летели!

5. Уж ты, Масленица, ты обманщица,

Говорила семь недель, а остался один день.

6. Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает великий пост,

Дадут нам редьки хвост,

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем.

7. Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Уж ты, Масленица годовая,

Гостья наша дорогая,

Накормила нас блинами,

Угостила пирогами!

Прощай, Масленица!

Наше представление, посвященное русской Масленице, окончено. Но праздник наш еще не закончился.

Прежде, чем мы пойдем на улицу жечь чучело Масленицы, гулять и веселиться, проведем несколько игр и забавных конкурсов.

Игры, конкурсы, забавы.

А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать.

Вот наша Масленица! Сейчас мы ее сожжем и узнаем, каким будет год. Если дым пойдет вверх, то год будет урожайным, а если будет стелиться понизу – бедным. Также вместе с чучелом сгорят ваши записки с желаниями, которые непременно сбудутся.

(на улице) Ск. 2.

Государыня Масленица!

Мы тобой хвалились,

Блины ели, веселились,

Наступил теперь твой час,

Ты порадуй-ка всех нас!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Повторим хором 3 раза:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Вот и прощаемся мы с Масленицей. Сейчас чучело догорит, а это значит – конец зиме!

Игры, забавы, катание на конях и чаепитие с блинами.

ПРАЗДНИК ОСЕНИНЫ
Воспитатель: Варыгина Ирина Евгеньевна Звучит русская народная мелодия «Я с комариком».Гости и дети средней группы сидят в зале. Зал убран под русскую избу.Входит Хозяюшка:-Здравствуйте дорогие мои, наступила осень. Хмурые дождливые дни уже не гости, а хозяева. Дома сижу, печь топлю, пироги пеку.Но я слышу по дорожкеБегут маленькие ножкиУ окошка посижуКто шагает погляжу.Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» входят дети младшей группы в русских костюмах или элементах одежды.Ведущий: принимай гостей, Хозяйка!Хозяйка: Проходите, дорогие! По лавочкам рассаживайтесь. Погода невесёлая.Выходит Тучка- Плакучка.Хозяйка: Кто это?Я – тучка – плакучкаКап, кап, кап! –тучкаКап, кап, кап! - плакучка,День и ночь плачетДождик вниз скачет,Кап, кап, кап!Песня: «Осень» - исп. Дети 2й младшей группы.Хозяйка: может солнышко попросим, чтобы выглянуло.Дети: Ну-ка солнышко проснись и в окошке появись!Хозяйка: Нет не слышно ничего, солнце не глядит в окно,Кто к окошку подойдёт, громко песенку споёт?(Выбегает серый зайка) :Я – ответил серый зайкаНу-ка подожди ХозяйкаВот умоюсь, а потомСолнышко будить пойдёмОчень страшно мне в лесуБоюсь рыжую лесу.Ведущая: давайте поможем зайке споём песенку.Песня: «Листопад»-исп.Хозяйка: Давайте отправимся в лес, поможем зайке. Выбирайте, на чём отправимся? (на автобусе) .Песня: «Автобус»Дети выходят на полянку.Ведущий: Что-то стало светло, в чём дело?Входит Осень, звучит песня про осень, в исполнении взрослых.Осень: Здравствуйте ребята, я русская красавица – Осень, хожу да раскрашиваю леса своей волшебной краской, чтоб глаз радовался, да душе приятно было.Исполняется «Танец с листочками».Осень: сегодня осенины -у осени именины. Осенние дни коротки, солнышко светит редко. Весна красна цветами, а осень пирогами.Исполняется «Пляска с платочком».Осень: что- то зайка грустит? Где твой дом?Хозяйка: Он живёт в лесной избушке,Что стоит там на опушкеПеред домом огородОн сажает каждый годКогда осень настаётОн спешит на огородПосмотреть, что там растёт.Осень смотрит в огород:Ой, здесь сладкая морковь (выводит девочку в шапочке морковки)Её выдернешь ты ловкоЗдесь растёт капуста белаяХрусткая и спелая- выводит девочку капустуХозяйка: Соберём мы урожайПригласим вас всех на чайПироги с капустой-Это очень вкусно.Пальчиковая гимнастика «Урожай»Соберём в лукошко:И морковку, и картошку,Огурец, фасоль, горох-Урожай у нас не плох.(дети держат ладошку словно лукошко, поочерёдно загибают пальчики, сжимают кулачок) .Стихотворение «Огород»:В огороде много грядТут и репа и салат,Тут и свёкла и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огородНас прокормит круглый год.Звучит песня «Огородная - хороводная».Давайте послушаем какая тишина в лесу, куда улетели птицы? Почему не стрекочут кузнечики, не летают бабочки? – ответы детей.Хозяйка: Послушайте, что это за шум!Вбегают сорока с сорочатами.Инсценировка рус. нар. потешки «Сорока, Сорока. »Хозяйка: Сорока, сорока! Где была?Сорока: Далёко.Хозяйка: Кашу варила?Сорока: Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому ничего не дала- он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил кашу не варил. Вот тебе горшок пустой поди в угол и постой. - отдаёт пустой горшок последнему.Хозяйка: Нет, теперь ты в круг вставай,Пляску первым начинай.Дети играют на ложках, последний сорочонок пляшет под рус. нар. мелодию.Звучит «Заинька, попляши»Осень: Танцевали от души – вот какие малыши.Мы помогли зайке, узнали много нового, пели, плясали, веселились у осени на именинах. А теперь пора возвращаться в детский сад.Хозяйка: Пора и нам пироги затевать, но кто же мне поможет? Уж не лежебока ли кот? Может мы его развеселим? Поиграем с ним?Русская народная игра «Мыши водят хоровод».Хозяйка: Делу время- потехе час.Начинаем рубить капусту.Пальчиковая игра:Мы капусту рубим, рубимМы морковку трём, трём.Мы капусту солим, мы капусту жмём.Хрум, хрум, хрум.Хорошая еда? – дети- да, да, да! Спасибо мои помошники. Давайте прощаться. Вас ждут подарки от Осени и мои румяные пироги.

МАДОУ Винзилинский детский сад «Солнышко»

Составил педагог ДОУ:

Морозова Людмила Юрьевна. Март 2015 г.

Выходит ведущий:

С масленицей ласковой поздравляем вас.
Пирогам повластвовать наступает час!
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости, приглашаем мы!

Выходят на сцену артисты с «Каруселью» , с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли! (или У – у – ух!)

Первый скоморох:

Честная, широкая, веселая, сырная неделя, или просто объедуха. Так называли Масленицу на Руси – самый веселый и разгульный праздник, когда провожали зиму и встречали весну.

Кружится «Карусель»

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Первый скоморох:

Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Масленица – праздник языческий и очень древний. Продолжается он ровно неделю, каждый из семи дней имеет свое название.

Кружится «Карусель» , артисты с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Первый участник:

Понедельник – встреча. Наряжали соломенное чучело, строили снежные горы и начинали печь блины. Первый блин клали на подоконник или отдавали нищим для поминовения душ усопших.

Второй участник:

Вторник – заигрыш. С этого дня начинали разные безудержные игры, потехи: катание на санках, народные гуляния. По улицам ходили ряженые. Катались на тройках и с обледенелых гор.

Третий участник:

Среда – лакомка. В каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Появлялись уличные театры, торговые палатки, где продавались напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Зятья гостили у тещ.

Ой ты лакомка, Среда!
Маслена сковорода.
Как повелось со старины –
Едем к теще на блины!

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны.
Наши солнышки блины!

Четвертый участник:

Четверг – широкий разгуляй.
Лето для старания –
Зима – для гуляния.

Здесь – то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, соревнуются в ловкости – устраивают бой мешками, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это им угощение дарили.

Все вместе:

Открывайте сундуки, доставайте пятаки!
Если нету пятака – подавайте пирога!
Не дадите пирога – мы корову за рога
Поведем на Торжок, продадим за пирожок!

В четверг обязательно было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли» .

Пятый участник:

Пятница – тещины вечеринки. Зятья приглашали тещу на блины: чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Теща должна была прислать с вечера необходимые для печения блинов: сковороду, половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и масло.

Шестой участник:

Суббота – золовкины посиделки. В субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а своим золовкам – сестрам мужа вручали подарки.

Седьмой участник:

Прощеное воскресенье. В этот день провожали Масленицу и Зиму. Сжигали чучело Масленицы, развеивая пепел по полю, чтобы был хороший урожай, и окончательно прощались с зимой.

По обычаю все «прощались» , то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Кружится «Карусель» , артисты с песней идут по кругу.

Как на масленой неделе
из печи блины летели.
Ай лю- ли, ай лю-ли,
Ай лю- ли, лю – ли, лю – ли!

Ведущий:

В старину говорили: (все по очереди)

Без блинов не масленица, без пирогов не именины!

На масленице повеселись, да блинами угостись!

Масленица идет, блины да мед несет!

Где блины, там и мы, где оладьи, там и ладно!

Блины солнцу родственники!

Первый скоморох:

Круг символ солнца, именно в честь солнца пекут блины на масленицу. Носят на шестах вот такие круглые украшения, водят хороводы, кругами гуляют возле своих деревень

Второй скоморох:

Как на масленой неделе из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи!
Масленица, угощай, всем блиночков подавай!
Дети исполняют песню «Мы давно блинов не ели!» .

Все вместе:

Пусть с печеными блинами
К вам достаток в дом войдет,
Чтоб всего добились сами,
Пусть по жизни вам везет!

А еще хлопот не знайте,
Улыбайтесь, всем на зло,
Масленицу так встречайте,
Чтобы в жизни повезло!

Цель: знакомство с традиционным народным праздником "Масленица".

  • Приобщение детей к народному творчеству, народным обычаям традициям русского народа.
  • Формирование представлений об особенностях народного праздника "Масленица"; о характере народных игр.
  • .Развитие воображения и фантазии, через продуктивную творческую деятельность; совершенствование навыков группового взаимодействия.
  • Ознакомление с творчеством художников, отражающих в своих работах народные традиции.

Воспитание эстетического отношения к народному фольклору.

Возраст и количество участников: 8- 13 лет; 25 - 30 человек

Подготовительный период:

Приглашения. Приглашения на праздник для детей можно сделать в форме куклы, разрисовать которую будет не трудно. Сделать надпись "Пришла Масленица - отворяй ворота". Так же подойдут для приглашений праздничные открытки и фотографии, самое главное, чтобы их содержание соответствовало теме "Масленица".

Призы готовят заранее. Например, в качестве призов подойдут кулинарные книжечки с рецептами блинов.

Оформление помещения. Огромное значение в эстетическом воспитании детей имеет оформление помещения, где будет проходить праздник. Попробуйте сами (или привлеките художника) нарисовать исторические картинки с изображением празднования Масленицы на Руси и украсьте этими картинками помещение. Можно развесить плакаты со следующими поговорками: "Блин добр не один", "Блин брюху не порча", "Блин не клин брюха не расколет", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Без блина не Масленица, без пирога не именинник".

С детьми следует заранее выучить русскую народную песню "Блины" (запись А. Абрамского), частушки (прил.1). Заранее придумать и подготовить атрибуты для выступления (платки, юбки и т.п.). И самое главное на столе для чаепития должны быть блины! Привлеките родителей для выпечки блинов.

Оборудование и материалы:

Стол и стулья (для творческого задания); стенд для мини - выставки изготовленных во время мероприятия работ; магнитная доска для демонстрации иллюстраций и фотографий

Призы, жетоны; картины В.И.Сурикова "Взятие снежного городка".

Листы с нарисованной крестовиной (прил.2) по числу мини - групп: обрезки ткани, бумага, ножницы, клей.

Наборы карточек с пословицами (прил.2);2 ленты (игра "Три ноги"); 4 ведёрка, шарики или сшитые из ткани снежки; обруч или мел (игра "Петушиный бой"), бумага (для записок), ручки, конверт, спички (только у педагога); мешочки с крупами (пшённая, манная, гречневая, перловая, горох).

Музыкальное оформление: записи народных песен и мелодий. Фонограмма песни "Блины", частушки.

Сценарный план:

Введение. Рассказ о символике праздника

Конкурс пословиц и поговорок о Масленице

Творческое задание: изготовить аппликацию - чучело "Масленицы

Конкурс "Испеки блины"

Игра "Золотые ворота"

Конкурс "Определи крупу"

Игра "Петушиный бой"

Игра "Три ноги"

Игра "Снежки"

Конверт с записками

Хоровод, частушки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит весёлая народная музыка. Участники мероприятия рассаживаются за столы на свободные места.

Ведущий: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был многодневный праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Наша Масленица годовая,
Она гостинка дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комоньях разъезжает,
Чтобы кони были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Про Масленицу говорили:
Душа ты наша Масленица!
Сахарны твои уста,
Сладка твоя речь!
Приезжай к нам в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!

Масленица несла свет и радость скорой весны.Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Конкурс пословиц и поговорок о блинах и Масленице

(дети делятся на две команды, за каждый правильный ответ команда получает жетон).

А сколько пословиц и поговорок сложил народ о блинах и Масленице! Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Каждая команда получает по два набора карточек (прил.2). На одних начало пословицы или поговорки, на других конец. Ваша задача правильно все это соединить. Кто справится с заданием первым, тот и победит.

Ведущий: Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устаивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже. Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Девочки поют русскую народную песню "Блины".

Ведущий: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы (дети делятся на небольшие подгруппы по 4 - 5 человек). Детям выдаются листы с нарисованной крестовиной (прил.2).

Творческое задание: с помощью материалов, находящихся на столе изготовить чучело Масленицы в технике аппликация (во время выполнения практической работы звучит народная музыка). Выполненные работы вывешиваются на ширму, проводится анализ наиболее интересных работ.

Физкульт. Минутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)

Ведущий: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "Испеки блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Ведущий: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал, и там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Ведущий: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. С утра девушки и парни приглашали друг друга покататься на горках. Здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Проводится игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут. Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Ведущий:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе, разумеется

Конкурс "Определи крупу".

А сейчас я приглашаю представительниц от каждой команды двух (можно 4) девочек.Пришла ваша очередь показать себя.

На столе перед каждой участницей стоят мешочки с крупами: пшенка, горох, гречка, манка, перловка и т.д. Необходимо с завязанными глазами, не развязывая мешочка, определить, какая крупа находится в каждом мешочке. Победительницы получают призы

Ведущий:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке),исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом конные и пешие атаковали крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались прорваться через ворота. Стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

А на картине какого художника запечатлен именно этот старинный русский обряд? Показ картины. (Ответ: В.И. Суриков "Взятие снежного городка".(ответившему правильно - приз).

Ведущий: Вот и я сейчас вызываю на бой добрых молодцев, чтоб померились они силой своей.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Ведущий:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

Ну а сейчас прошу подойти ко мне по одной паре от каждой команды. Девушка соответственно-"теща", юноша - "зять". Посмотрим, как у нас "теща" с "зятем" дружно живут.

Проводится игра "Три ноги".

Каждой паре связываются вместе ноги - правую ногу одного с левой ногой другого. Пара на трех ногах должна пробежать отмеченную дистанцию. Кто первый, тот и победитель. Объяснить детям понятия зять, золовка, тёща.

Ведущий:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки". В этот день молодая невестка; приглашала родню мужа к себе в гости Больше всего внимания и почестей оказывалось молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, торжественно под песни скатывались с горы. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки"

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.)

Ведущий:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья шли друг к другу с "повиновением", просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным в этот день было восстановление хороших, добрых отношений. В воскресенье старались доесть все состряпанное на неделе. Угощали в этот день нищих, ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных ".

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!Подавайте их сюда
На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Ведущий: Но мы не будем сжигать наших маслениц, они очень красивые получились.

Предлагаю написать записки с перечислением плохих дел, от которых хотели бы избавиться и сожжем их, чтобы наши плохие дела ушли, улетели вместе с дымом, и на их место пришли хорошие (дети пишут записки, складываем их в конверт).

Сжечь записки можно в любое время: после мероприятия, сразу после запечатывания конверта.

Прощай-прощай, Масленица, Ты прощай, прощай, широкая!

Ты пришла с добром, с хмельным пивом, вином, с блинами, пирогами, с оладьями.

А мы всю Масленицу прокатали, Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков, А она погостила всего семь деньков!

Ведущий: Как у наших у ворот собирается народ. Собирается народ и ведёт свой хоровод. (Дети собираются в хоровод).

Ведущий: Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети: Проводим!!

Ведущий: Ну, так повторяйте за мной. (Дети повторяют слова за ведущим).

Масленица - кривошейка
Нас кормила хорошенько
В масле мы каталися,
Блинами объедалися.
Под конец нас провела.
В закоулок завела
В закоулке Редькин хвост.
Впереди - Великий пост.
Масленица, прощай!
Быть назад не обещай!
Ляжет скатертью дорога
Вдаль от нашего порога.

В центр хоровода выходят девочки и поют частушки (прил.3).

Ведущий: А теперь все приглашаются на чаепитие. Настало самое время угоститься традиционным кушаньем Масленицы блинами.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать

Все участники и гости уходят на чаепитие.

Во время чаепития можно загадать загадки (прил.3)

Заключительная часть

После мероприятия можно оформить мини - выставку "Масленица", с творческими работами учащихся, а также оформить газету "Наши посиделки" (прил.4).

Список литературы.

  1. Александровская М. Масленичные забавы // Дошкольное образование - 2008. -№3.
  2. "Клубный репертуар" №45-46/2006г, ноябрь
  3. Панкеев И.А. "Русские праздники", М., 1998г.
  4. "Энциклопедия детских праздников", М., Пилигрим., 1999г.
  5. "Дошкольное образование", №3 2008г.
  6. "Обруч" №1/2008г., январь.
  7. Сборник"Частушки",библиотека русского фольклора,М, 1990г.
  8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 1 /Под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Сов. Россия, 1990.-160с.

Пояснительная записка

В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

Воссоздание традиций невозможно без осознания особенностей бытового фольклора и всегда связан с определенной обрядовой или бытовой практикой. и календарные обряды, система праздников и молодежных вечеринок, формирует определенный круг жанров. В связи с современным состоянием местных традицый, нередко стоящих на грани полного угасания, задача воссоздания нередко перерастает в проблему реконструкции того или иного фольклорного явления, песни, обряда.

В данной методической разработке представлен: русский народный обряд «Масленица»

Цель мероприятия:

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

  • дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;
  • познакомить детей с родными жанрами фольклора.

Развивающая:

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации;
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Воспитательная:

  • воспитание и уважение к традициям родного края;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого обьединения детей;
  • воспитание личности стремящейся к нравственному совершенству.

Мероприятие проводится в форме праздника, в котором присутствуют элементы народного театра, и конкурсы, ярмарка и зжигание чучела. Разработка рассчитана на детей среднего возраста(7-13) лет.

Для успешного мероприятия требуется:

  • большое хорошо освещенное помещение;
  • видеоаппаратура (телевизор,видеомагнитофон, кассета с фильмом «Сибирский цирюльник»);
  • декорации (большие яркие платки 2 шт, стол, самовар, шары надувные).

Подготовительный период:

Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом, проходит репетиция всего праздника.

«МАСЛЕНИЦА»

Унесите от нас зиму холодную.

2-й чтец. Уж ты, пташечка, ты залетная!

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

Исполняется хоровод «Как под наши ворота». Дети обращаются к солнцу.

Выйди, солнышко,

Выйди, красное.

Полно спать тебе

В мягком облаке.

Подымись скорей

В небо чистое.

Освети скорей

Землю-Матушку.

Дети исполняют песню Р. Паулса на И. Мазина «Вый-ди, солнышко».

1-й чтец. Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

2-й чтец. Ты пришла с добром,

Сыром, маслом и яйцом.

Со блинами, с пирогами

Да с оладьями.

3-й чтец. Блины масленые,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

4-й чтец. А сегодня, к сожаленью,

Наше кончится веселье.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ведущая. Государыня Масленица!

Мы тобой хвалились,

Наступил теперь твой час,

Ты порадуй-ка всех нас.

1-й чтец. Масленица, не скупися,

Масленым блинком поделися.

Масленица. Блины печь – дело сложное!

А ну, угадайте, что это я делаю?

Показывает сковороду и демонстрирует все, о чем говорит.

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру, да опять наведу.

Дети. Печешь блины!

Масленица угощает детей блинами.

Ведущая. Идет матушка Весна –

Открывайте ворота.

Первым март пришел –

Всех детей привел.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Под русскую народную музыку дети через «ворота» змейкой уходят из зала.

Следующая >

«масленица». сценарий проведения фольклорного праздника - для воспитателей детских садов - мааам.ру

«МАСЛЕНИЦА»

Сценарий проведения фольклорного праздника

ЦЕЛЬ:Знакомить детей с народным творчеством, его истоках в игровой форме.

Этот прздник проводится, как «развлечение». Заранее в совместной деятельности дети с воспитателем лепят из теста «Жаворонков», пекут их на кухне. Учат попевки. Праздник можно проводить на улице. Тогда площадка накануне украшается разноцветными ленточками, шарами.

Наглядный материал. Куклы Петрушка, клоун или взрослые в костюмах скоморохов, бубны, трещотки, обручи с разноцветными лентами длинной 1 метр, из красной бумаги «костер» 30 см, колокольчики, кукла-Масленица из каркаса палочек веника, голова из бумаги в косыночке, в сарафане(50-70 см, выпечка «Жаворонки», блины.

Ход праздника:

Звучит любая народная музыка, дети входят в зал или на площадку.

Дети идут ручейком-хороводом, взявшись за руки и поют:

1.-Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит

Люли, люли проходит, люли, люли проходит

2. Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит,

Люли, люли приводит, люли, люли приводит.

3. Прощай, саночки-конечки, наши зимние дружочки

4. Прощай, зимушка-старушка, ты седая холодушка,

Люли… (нотный материал в конце сценария под №1)

Дети поют и выстраиваются по-двое «воротиками», играют в «ручеек», в конце выстраиваются в общий круг.

Ведущая:Ребята, вы знаете, чтобы весна поскорее пришла, надо позвать Масленицу. Давайте-ка ее сейчас и позовем!

Все зовут:-Масленица-полизуха, приходи, приезжай!

Калачом нас угощай!

Звучат колокольчики, другая воспитатель вывозит на игрушечных саночках прикрепленную к ним Масоеницу.

Дети поют: -Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных, на конечках вороных.

Живет Масленица 7 денечков,

Оставайся на 7 годочков!

(нотное приложение №2)

Под звуки бубнов, трещоток выбегают скоморохи, Петрушка и кричат:

Петрушка-Принимай гостей, не жалей сластей,

На скамейки садитесь, и на нас не сердитесь!

Понедельник-первый день, Целый день нам петь не лень.

Милу Масленицу встречаем, воспеваем, восхваляем!

Скоморох-А во вторник-второй день заиграем, запоем

В карусели всех зовем!

Ведущая раздает обручи с лентами. Один ребенок или взрослый становится в центр обруча, поднимает его над головой, медленно кружится, а дети берутся за ленточки, получается «Карусель», звучит любая народная музыка.

Петрушка-Поплясали и попели, ну а вкусно не поели.

Третий день уже идет, к угощениям зовет

Все поют:Как на масленой неделе из трубы блины летели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели

Ой, блины… .(Гладят животики)

В квашне новой растворили, два часа блины ходили

Ой, блины (кружатся)

Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица,

Ой, блины (ручки «полочкой»)

Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы

Ой, блины (вытягивают ручки вперед, кланяются)

(нотное приложение №3)

Петрушка:А я играть хочу!

Игра»Бабка-Ежка»(Дети берутся за руки, делают круг. В центр входит «Баба-Яга», это может быть любой ребенок, становится на одну ножку, в руке веточка или искусственный цветочек.)

Дети говорят: Бабка-Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом иговорит:-У меня нога болит!

Дети разбегаются, а Бабка-Ежка прыгает на одной ножке и догоняет детей. Нужно дотронуться до кого-нибудь веточкой, тогда тот становится Бабкой-Ежкой. Игра повторяется 3 раза.

1.»В мешках» (в зале)

2.»Стулья»

3. Перепрыгивание через «костер»(можно и на улице)

Скоморох:Что-то ветер поднялся, холодно становится. Зимушка торопится, ей уходить пора. Давайте ее провожать и с Масленицей прощаться.

Все встают в круг, в центре делается сугроб, куда вставляют бумажную Масленицу, зажигают и говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Затем поют:-Прощай, прощай, Масленица,

Прощай, прощай, Масленица! (нотное приложение №4)

Если праздник проводился в зале, то сжигание Масленицы происходит позже на прогулке. Когда пепел будет подниматься вверх, надо помахать ручкой и приговаривать:»Приходи к нам на следующий год»

Скоморох загадывает загадки: И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-… (блины!

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Петрушка:Оглянитесь на полянку

Вижу скатерть-самобранку,

Приглашаю всех гостей

Отведать наших сластей!

Ведущая выносит на подносе блинчики, дети их съедают. А ранее испеченные «Жаворонки» насаживаются на палочки и раздаются детям, когда они уходят домой. Дети рассказывают родителям о празднике и вместе съедают печенье.

Здравствуй - широкая масленица

Масленица в детском саду

Масленица. cценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста. праздников на сайте "солнышко" solnet.ee

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить воспитанников с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. Разучивание с сотрудниками ДОУ и родителями инсценировки С. Маршака. «Как старик корову продавал». В ДОУ в день проведения Масленицы пекутся блины для всех детей.

Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, костюм деда, покупателей и продавца, бутафорская корова, русские народные инструменты, маски с названием каждого дня масленичной недели.

Ход праздника.

Под музыку «Байновская кадриль» дети входят в зал, имитируя гуляние, садятся на стульчики. Выбегают двое зазывал.

1-й РЕБЕНОК: Эй, веселей собирайся, народ!

Нынче масленица в гости идет.

Спешите, спешите, спешите!

Друзей с собой захватите!

2-й РЕБЕНОК: Тары-бары, тары-бары!

Выходите во дворы!

Будем пляски начинать,

Будем масленицу встречать.

ВЕДУЩАЯ: Но пришла пора.

Ай-да, Зимушка-зима,

Зима славная была.

Проститься,

Да с Весною

Подружиться.

3-й РЕБЕНОК: Зима-ледяна, зима-студена,

Пришла и твоя пора уходить со двора!

4-й РЕБЕНОК: Русскую зиму проводить нужно

Задорно, весело, дружно!

Исполняется хоровод-игра «Вдоль по улице метелица метет» (русская народная мелодия).

Дети садятся на места. Под музыку, приплясывая, в зал входит дед Ерофей.

ДЕД: Ой, как вас много! Да все румяные, улыбчивые. А вот звать-то вас как? И не знаю! А ну-ка, назовите себя по имени, да погромче, чтобы слыхать было! (ответы детей) Теперь понятно, с кем имею дело!

ВЕДУЩАЯ: Дедушка! А как тебя самого-то звать?

ДЕД (поет частушки): А я дед Ерофей,

Износил сто пар лаптей,

Только пару сапог

До сих пор сносить не смог.

Сшила бабка мне кафтан,

Из овчины латки.

Променял я тот кафтан

На три шоколадки! (танцует)

ВЕДУЩАЯ: Дедушка Ерофей! А что привело тебя к нам в садик?

ДЕД: Как что? Да ведь масленица.

В среду все блины пекут,

Среду лакомкой зовут.

А где же ваши блины?

ВЕДУЩАЯ: Пекутся, дедушка, пекутся! Давай лучше с нами масленицу встречать!

1-й РЕБЕНОК: Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько:

С блинцами, с каравайцами, с вареничками.

С сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!

В первый день ее встречают - веселой песней зазывают.

2-й РЕБЕНОК: Приходите в гости к нам ко горячим, ко блинам.

Масленка, масленка, широкая масленка!

Исполняется русская народная песня «Масленка».

ВЕДУЩАЯ: В проводах Масленицы есть свой порядок, обозначенный названием дней недели.

Понедельник – Встреча.

Вторник – Заигрыш.

Среда – Лакомка.

Четверг – Разгул.

Пятница - Тещин вечерок.

Суббота - Золовкины посиделки.

Воскресение - Прощенный день или проводы.

ДЕД: Да, в старину была хорошая русская традиция справлять масленицу веселыми задорными песнями, плясками, и разными играми. А вы какие-нибудь русские народные игры знаете? (ответы детей) Молодцы! Хоть кости разомну!

ВЕДУЩАЯ: Эй, веселый наш народ, становитесь в хоровод! Ну-ка, хватит отдыхать, приглашаю поиграть!

Проводится игра «Кострома».

После игры Дед Ерофей возвращается, ведя за собой корову.

ВЕДУЩАЯ: Дедушка, зачем же ты корову привел к нам на праздник?

ДЕД: Да вот, Буренку свою хочу продать у вас на ярмарке и купить себе новый кафтан, а то свой-то я променял на шоколадки, что я теперь своей бабке скажу?

ВЕДУЩАЯ: Ну хорошо. Нужно отдохнуть сейчас

И послушать наш рассказ.

Исполняется инсценировка стихотворения С. Маршака «Как старик корову продавал».

ВЕДУЩАЯ: На рынке корову старик продавал,

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

ПОКУПАТЕЛЬ: Хозяин, продашь нам корову свою?

ДЕД: Продам! Я с утра с ней на рынке стою!

ПОКУПАТЕЛЬ: Не много ли просишь, старик, за нее?

ДЕД: Да где наживаться! Вернуть бы свое!

ПОКУПАТЕЛЬ: Уж больно твоя коровенка худа!

ДЕД: Болеет проклятая! Прямо беда!

ПОКУПАТЕЛЬ: А много ль корова дает молока?

ДЕД: Да мы молока не видали пока!

ВЕДУЩАЯ: Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика.

ПАРЕНЬ: Папаша! Рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою!

ВЕДУЩАЯ: Идет покупатель с тугим кошельком

И вот уж торгуется он с пареньком.

ПРОХОЖИЙ: Корову продашь?

ПАРЕНЬ: Покупай, коль богат!

Корова, гляди, не корова, а клад!

ПРОХОЖИЙ: Да полно! Уж выглядит больно худой!

ПАРЕНЬ: Не жирна, но хороший удой!

ПРОХОЖИЙ: А много ль корова дает молока?

ПАРЕНЬ: Не выдоишь за день, устанет рука!

ВЕДУЩАЯ: Старик посмотрел на корову свою.

ДЕД: Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому,

Такая скотина нужна самому!

Я лучше ребят из детского сада напою молочком да сметанкою угощу!

Дед уводить корову и возвращается.

ДЕД: Я на ярмарке бывал,

Чего там только не видал!

Сколько плясок, сколько шуток

И веселых прибауток!

ВЕДУЩАЯ: Эй, девчушки-веселушки,

Спойте звонкие частушки!

Исполняются «Масленичные частушки» (с использованием русских народных инструментов).

ДЕД: А как кадриль-то заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Всякий молодец -

На свой образец!

Исполняется танец «Тверская кадриль».

ДЕД: А не пора ли нам блины есть?

РЕБЕНОК: Широкая масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинками наедаемся.

ДЕТИ (хором): Тин-тинка, подай блинка,

Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Исполняется русская народная песня «Блины».

Дети угощаются блинами.

Составитель сценария: Людмила Мурзина,

специально для детского портала "Солнышко"

Количество комментариев: 7

Оставить свой комментарий

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "масленица" встреча весны сценарии праздников infoport.biniko.com - ваш праздник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

с. Кривенковское

МО Туапсинский район

Краснодарский край

Сценарий фольклорного праздника

для учащихся и их родителей

"Масленица"

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 14 с. Кривенковское

Приймак Т. А.

Цели:

  1. Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору.
  2. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности.
  3. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников

Ведущий

Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты -

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость войди! Традиций не нарушим,

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье,

Хлебосольство и открытый дом

Дорогие гости! Мы сегодня собрались с вами на праздник, который в народе называют Масленицей. А ученики нашего класса поведают о традиции проведения этого праздника.

Глашатай

Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой-Зимой:

"Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село-

Выходи на праздник

Ведущий 1

А вы знаете, что за праздник такой? (Ребята отвечают)

"Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает"

Ведущая2:

В масленую неделю полагалось:

Есть - до икоты,

Орать - до перхоты,

Петь - до надсаду,

Плясать - до упаду!

Масленка только раз

В круглый год гостит у нас,

Дай же и я повеселюсь, покучу.

Не поскуплюсь!

Ну а где же Масленица?

Ведущая1:

Собирайся в хоровод.

Нынче празднует народ.

Будем песни петь, плясать.

Будем в игры играть,

А Масленицу хором зазывать.

Дети:

Масленка, масленка-

Перепелиные косточки-

Приходи к нам, на широк двор

В блинах поваляться, да с гор покататься!

Ерема:

Так давайте же сядем на тройку лошадей и поедем встречать Масленицу!

(На сцену в санях тройки "уезжают)

Фома:

Едет Масленица,

Едет сырная,

Разгульная, а не смирная!

Прощайся народ, с тоской!

Праздник общий, мирской!

(Выезжают Емеля, ведущая и везут чучело, ставят в центре сцены)

Ведущая 2:

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на 7 недель,

Оказалось на 7дней.

Живёт масленица 7 деньков.

Оставайся на 7 годков.

Самым весёлым праздником, удалым и раздольным, даже разгульным, была на Руси Масленица. Целая неделя радости и веселья! Задолго ожидали её, да и потом на протяжении ласково и умильно вспоминали о ней.

Ведущая 2:

А уж какими именами нежными величали: широкая, касаточка, ясочка, переберуха, сорока, красная краса - русая коса. 30-ти братов сестра, сорока бабушек внучка, трёхматерина дочка…

Ведущая 1:

Всякий день Масляной недели памятен был своим особенным названием.

Понедельник

Ведущая 2:

Понедельник именовался "Встречею" И вот уже только недавно тихие, почти безлюдные улицы полным - полны подгулявшего, принарядившегося народа.

Куда ни глянь - везде люди поют.пританцовывают, весело смеются, бойко шутят.

(Дети поют песню " Ой, блины, блины, блины…")

1. Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Припев: 2раза

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои!

2. Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица!

Припев: 2 раза

3. Растворила на дрожжах

Не удержишь на вожжах

Припев: 2 раза

4. В кадке новой растворила,

Два часа блины всходили!

Припев: 2 раза

5. Напекла она поесть

Сотни две, а может шесть

Припев: 2 раза

6. На поднос блины кладёт

И сама гостям несёт!

Припев: 2 раза

А теперь попросим у Масленицы угощение.

Ерема, Фома, Иван, Степан (хором):

Тинка-тинка, подай блинка,

Оладышка - прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка не скупися,

Масляным кусочком поделися.

(хозяйка угощает его блином, и те убегают )

Вторник

Ведущий 1:

Вторник - "Заигрыш" На улицах появляются ряженые, веселят, потешают людей. Веселье становится всеобщим.

Звучит песня « Коробейники» Выходят коробейники.

Иван:

1. Проходите, прицепляйтесь,

Покупайте не стесняйтесь.

Деревянные ложки.

Звонкие, как гармошки.

Хочешь - суп ешь хлебный,

Хочешь - вальс играй!

Степан:

2. Кому хлопушки -

Бумажные пушки,

Цветные фонарики,

Воздушные шарики,

Серпантин, конфетти?

Покупай - не шути!

Фома:

3. Вот орешки!

Хорошие орешки,

Вкусные на меду,

Давай в шапку накладу!

Ерема:

4. Вот грибы, вот грибы!

Белые - сушенные,

Рыжики - соленые!

У нас в Рязани

Грибы с глазами -

А они глядят!

Иван

5. Как на нашей улочке

Делают шкатулочки,

Кружки, толкушки,

Веретена игрушки,

Весело- весело мастерит все село.

Покупайте дружно, что кому нужно!

Степан

6. Кому куклу? Покажи!

Барышня - диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить.

Фома:

7. Пряники, тульские пряники!

Продаю пряничные дома,

Терема, часы, паровозы.

Есть кони, коровы, бараны, пастухи,

Медведи, зайцы, рыбы, барашки,

Солдаты и вся азбука.

Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Ерема:

8. Продаем разный товар

Для тех, кто умен и удал.

Кто разгадает загадку,

Получит, может быть, шоколадку!

Среда

Ведущий 2:

А среду называли люди "Лакомкой" Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами.

Блины вообще были одним из важнейших кушаний на масляной неделе. А зятья приходили к тёщам на блины.

Четверг

Ведущий 1:

Четверг назывался "Широким": С него и начинался настоящий апофеоз масленицы -вершина её разгула.

(Звучит музыка «Тополек» ансамбль «Золотое кольцо» Ребятам предлагается поиграть в «Ручеек»)

Ведущий 2

Вот и лакомка прошла,

Хороша она была!

А в четверг большой

Весились-ка всей душой.

В «разгуляй четверток»

Не жалей своих ног.

Пятница

Ведущий 1:

В этот день зять ходит в гости к теще на блины. Называется этот день «Тещины вечера»

Дети исполняют частушки под минусовку «Ах, Самара городок …»)

Иван:

Выхожу и начинаю

Я свои частушки.

Затыкай-ка, мила теща,

Свои нежны ушки.

Степан:

Лес шумит, шумит, шумит.

Лес шумит, качается.

Кто крикливых тещ полюбит,

Тем налог скощается.

Фома:

На таможне мою тещу

Не пустили в Геную:

Говорят, что камни в почке

У ней драгоценные.

Ерема:

У кого какая теща

У меня как президент:

По указу к ней подходим,

Предъявить велит патент.

Иван:

Если хочешь счастлив быть,

Приходи на станцию,

Тещу сдай скорей в багаж,

Потеряй квитанцию.

Степан:

Как женился, появилась

Средь бровей большая плешь.

Помогите мне оформить

Теще выезд за рубеж.

Фома:

Как женился появилась

Средь кудрей большая плешь,

Помогите мне оформить

Теще выезд за рубеж.

Ерема:

В наших дальних деревеньках

Нравы ввелись:

Побесились наши теши -

В интербабки подались.

(Танец под песню «Кадриль»)

Суббота

Ведущий 2:

Субботу вспоминали, как "Золовкины посиделки". В этот день молодые невестки приглашали к себе родных. Веселились уже только в кругу самых близких людей.

(Частушки поют девочки)

1 . Мы сегодня не скучаем,

Песни разные поем.

Мы сегодня не скучаем,

Говорим о том, о сем

2. Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Все: Вот это да!

3. Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Все: Не может быть!

4. Кошки испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

5. Лошадь ела кашу,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины

Воскресенье

Ведущий 1:

И, наконец, "Прощённое воскресенье". В этот день люди просили друг у друга прощения за свои грехи.

Ведущие (хором):

Мы пели, танцевали.

Развлекали вас.

Уж, коли что не так.

Вы простите нас!

Праздник наш завершаем,

Всех в парк приглашаем!

(Предлагается игра «Карусели»)

Сценарий фольклорного праздника «широкая масленица»

Красным гребешком украшен, И красив был, и речист.

2. Все его в деревне знали, Все конечно уважали.

С шумом- гамом, под трещотки, свистульки выходят ряженные. Начинают

исполнять небылицы - зазовушки.

1. Вы послушайте, ребята, 2. Чёрт намазал себе нос, Нескладушечку спою. Напомадил руки,

Замест кренделя, баранки- А из погреба принес-

Проглотил мужик дугу. Жаренные брюки! 3. У нас лошади в галошах, 4. Между небом и землёй А коровы в сапогах! Поросёнок вился. У нас пашут на телегах, И нечаянно хвостом, А боронят на санях. К небу прицепелся.

Дети образуют хоровод, под народную мелодию ведут сложный хоровод.

^ Круглый год, водим, водим хоровод.

Чем богаты вы в году?

Осень- спелыми грибами.

Лето - житом и снопами.

Зима - белыми снегами.

Весна - красными цветами.

Зиму провожаем - весну встречаем.

Гостья погостилася - с зимушкой простилася.

^ С крыши - капели - грачи прилетели.

Воробьи чирикают они весну кликают.

Встреча Зимы и Весны:

Ведущий: Зима недаром злится -

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора. Весна: Зима ещё хохочет

И на весну ворчит. Зима: Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Я-Велес. Проще - Влас, От даю Зиме приказ: Не упорствовать, не злиться, А тихонько удалиться. А чтоб снег поторопить Надо маслицем полить.

^ Весна -красна пришла,

А Масленицу привела? Весна:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные уста,

Сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости На широкий двор: На дровах покататься, В блинах поваляться.

Появляется Масленица. Масленица:

Добрый день, сударь, сударушки! Красны девицы, добры молодцы! Зову гостей со всех волостей -Кумавьёв, зятей, девок, парней, Свекров и свекровушек, Кумушек - золовушек, Тещу и тестя -Зовём всех вместе! Петь до насады, Плясать до упаду!

^ Отощал за целый год,

Очень хочется блинов

Нету сил уж веселиться

Надо малость подкрепиться.

Дети поют закличку для Масленицы. Тинька-тинька, подай блинка, Оладышка - подзабавышка, Масленица, не скупися,

^ Масленым блинком поделися. Масленица:

Блины печь- дело сложное,

Дело сложное и мудрёное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашонушку на столбилбушке,

Будет моя квашенка полным - полна,

Полным - полна, с краями ровна. Дети:

Печёшь блины? Масленица (в зал):

Пеку, пеку! Но первый блин тому, кто загадку отгадает:

Скажи, кто таков - Иван Громоков?

^ Сел на коня и поехал в огонь! (блин)

Песня «Блины». 1. Мы давно блинов не ели, Мы блинчиков захотели. Припев: Ой, блины. Блины, блины

Ой, блиночки мои.

    Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Припев.

    Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Припев.

    На поднос она кладёт И сама к столу несёт. Припев.

    « Гости, будьте же здоровы. Вот блины мои готовы». Припев.

Масленица пришла «Сырная неделя началась».

Первый день - понедельник «Встреча Масленицы». Как её встречали, мы вам рассказали. Рассказали, показали Теперь дальше пойдём. День второй нас ждёт.

Второй день ВТОРНИК называется «Заигрыши».

    В этот день начинались карнавальные шествия.

    «Масленица ставит молодых на показ». Это были смотрины невест.

Частушки. Купи тётенька конька-Золотые ножки. Буду девочек катать По большой дорожке.

^ Милый сватался, катался Трое санок изломал. Всех богатых пересватал, А меня не миновал. Я на лавочке сижу, С крыши капает. Меня замуж не берут, Только сватают!

Девочки - беляночки, Садитесь ко мне в саночки. Я мальчишка в чуечке, Прокачу вдоль улочки.

Люблю сани с подрезами, А коня за быстроту, Люблю милого за ласку, А ещё за простату.

По деревеньке катался,

Воронко не бегает. Сто разочков прокатился, Милка все обедает. «Расфрантовенький Андрейка, Притулупь меня маленько». « Расфрантовая моя, Без тулупа вышел я!».

Ванька сватался, катался, Трое санок изломал. Всех богатых пересватал, А меня не миновал.

Мы пропели вам частушки. Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы просим вас, Чтобы вы похлопали!» 3. А ещё этот день был богат на игры. Проводятся игры.

В этот день, играя мерились силой. Создаются две команды для перетягивания каната.

Третий день - «Лакомка» среда.

Я - маленький Ершок, Съел каши горшок! Другого ожидаю, Вас с Масленицей поздравляю!

В этот день молодеешь собиралась вечером в каком-нибудь доме, где плясали и пели.

В этот день подавали печенье, сладкие колбаски, оладушки

Лакомились и веселились, шутили.

Сегодня у нас веселье!

Масленица продолженье!

Все ли уселись?

Все ли согрелись?^ А кто к нам идёт?

Теха

Эй! Честной народ! Раскрывай пошире рот! Распотешим мы вас, Раскрывай пошире глаз! Вот идёт по дороге Ероха-Полюбуйся, народ, на скомороха!

Ероха

Ты чего на весь зал раскричался, Будто в ухо тебе мух попался?

Теха

Кто-то попался?

Ероха

Теха

Кто это мух?

Ероха

Ребята, он не знает муха!

^ Вот у воробьихи муж - воробей, У соловьихи муж - соловей,

^ У курицы муж - петух,

А у мухи муж будет...- мух!

Теха

Эх ты, Ероха, чудак! Говоришь ты всё не так, Вот потеха, так потеха, Люди падают от смеха, Ты, Ероха, длинный нос, Ухвати коня за хвост.

Ероха

А будешь дразниться-Не буду водиться!

^ Хватит, хватит вам ворчать, Пора частушки запевать.

ЧАСТУШКИ.

На осеннем на лугу Укусил комар блоху. Сидит заяц на берёзе Помирает со смеху.

Я сегодня не порядке,

Завтра лучше наряжусь.

Дыни на ноги одену,

Кукурузой подвяжусь. Взял землицу я в аренду Чтоб построить там фазенду. Посадил арбуз и дыню, А теперь ищу рабыню.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат. Вам частушки мы пропели, А теперь торопят нас. До свиданья, мы с частушкой К Вам приедем ещё раз.

^ У НАС СЕГОДНЯ - РАЗГУЛЯЙ. Четвёртый день Великой Масленицы. Масленица! Масленица! Широкая масленица! Гостья нагостилась, с Зимушкой простилась.

В этот день выстраивали большую снежную крепость. А главным действием этого дня - взятие крепости.

^ А ещё в этот день устраивали кулачные бои.

Кто побеждал в кулачных боях, участвовал в игре «Подарочек для суженой», доказывая свою силу и ловкость.

^ ТАНЕЦ ТЕЩИ И ЗЯТЬЕВ.

Тёшу танцем уморили, И блинами накормили.

    А теперь пришла суббота, Ох, работать неохота!

    Запрягай скорей коня, Ждут Золовки нас с утра!

В субботу начинались «Золовкины посиделки». В этот день невестка приглашала с собой кого хотела и обязательно готовила подарочек для золовки. Масленица - кривошейка, Встречали тебя хорошенько: С чем же ты пришла, Что с собой принесла? Масленица.

^ Пришла с блинами, с каравайцами.

С сыром, с калачом,

С печеным яйцом,

С творогом, с пирогом,

С пряником, с молоком.

С маслечком, да с вареничками.

Песня «Ох, мий милый варэнычков просыть».

Наступает воскресенье, Значит, будет всем прощенье.

    Прости, коль обидел тебя!

    Прости и меня!

    Да не за что!

    Знать будет за что! Масленица:

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось веселье - берись за дело.

А со мной проститеся,

Блинами угоститеся. Ельник, березник

На Чистый Понедельник! Уж толи не дрова –

Осиновы дрова!

Несем их сюда,

На Масленицу,

На горельницу!

Масленица, прощай! А на тот год приезжай!

ИГРА «ПОДАРОЧЕК ДЛЯ СУЖЕНОЙ». Самым главным событием масленой недели было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

    ^ Зять на двор - пирог на стол!

    Придет зять, где сметанки взять? Было у тёщи

Семь зятьев! Хомка - зять, И Пахомка - зять, И Гришка - зять, И Гаврюшка - зять, И Макарка - зять, И Захарка - зять, Зятюшка Ванюшка- Милей всех зятьёв!

И стала тёща

Зятьёв за стол сажать.

Хомка сел,

И Пахомка сел,

И Гришка сел,

И Гаврюшка сел,

И Макарка сел,

И Захарка сел,

«Зятюшка Ванюшка,

Поди вот тут сядь!» Стала тёща Зятьев угощать: Хомке - блин, И Пахомке - блин, И Гришке - блин, И Гаврюшке - блин, И Макарке - блин, И Захарке - блин, А Ванюшке - зятюшке-Два блина!

^ Так встречала тёща своих зятьёв в лакомку - среду, а в пятницу Начинались «тещины вечеринки». И теперь зятья должны были печь блины и встречать тестя с тёщей. Как на масленой недели Из печи блины летели! С пылу, с жару, разбирайте, Похвалить не забывайте! С пылу, с жару, из печи Все румяны, горячи!.. И блины-то не просты, Их зятья для вас пекли!

^ Гори, блин! Гори, Масленица!

Ты прощай, прощай

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай

Наша широкая!

Ты не в среду пришла

И не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром, С хмельным пивом и вином, С блинами, с пирогами Да с оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари. А сегодня, в воскресенье, Наше кончится веселье!

Гори, гори наша Масленица!

Прощай, прощай наша Масленица!

Дети изображают сжигание Масленицы. У них в руках красные лоскуты. Они становятся вокруг Масленицы и закличкой «Гори, гори ясно», сжигают её и весёлыми криками убегают.

ПЕСНОХОРКИ: Рождество-2013. PESNOHORKI: Christmas 2013

Театр народной музыки "Песнохорки" - музыкальная театрализованная программа "Рождественские святки", 6 января г. в парке Центрального района г. Барнаула. Автор сценария, режиссер, автор аранжировок - Игорь Сазонтов. В программе приняли участие артисты (за что им отдельное спасибо) театра "Ювент" (центр "Песнохорки"), руководитель - Нелли Ланскова.

Видеозапись - Александр Зукин

www.pesnohorki.ru

Theater folk music "Pesnohorki" - a musical theatrical program "Christmas Yule", January 6, 2013 in the Park Central area of ??Barnaul. Writer, director, author arrangements - Igor Sazontov. The program was attended by artists (for which a special thank you to them) theater "Juventa" (center "Pesnohorki"), head - Nellie Lanskova.

Video - Alexander Zukin